Тайга Атака 2 – отечественный снегоход с перспективным будущим. Это не новая машина, но актуальная и проверенная временем. Безусловно, аппарат не наделен инновационными технологиями, которые негативно бы сказались на популярности снегохода, который рассчитан на массовую аудиторию. Основные преимущества рассматриваемого аппарата – это простейшая конструкция, проверенные технические решения, доступные комплектующие и высокая ремонтопригодность. Надо признать, что модель Тайга Атака 2 нередко оказывается эффективнее, нежели более современные снегоходы – по крайней мере, с точки зрения удобства обслуживания в полевых условиях, а также проходимости.
И все же, разработчики снегохода Тайга Атака 2 не стали зацикливаться лишь на одной ремонтопригодности и простоте конструкции. Опытные инженеры, обладающие советским опытом, пошли дальше и провели несколько удачных модернизаций, затронувших почти все технические параметры снегохода Тайга Атака 2. Безусловно, при всех доработках в машине сохранились удачные технические решения, позаимствованные у предшественников. Аппарат Тайга Атака 2, разработанный специалистами , сходил с конвейера предприятия «Рыбинские моторы», расположенного в г. Рыбинск.
Под доработками имеется ввиду выход различных модификаций снегохода Тайга Атака 2 – производитель пришел к выводу, что так потребителю будет легче определиться с нужным снегоходом, адаптированным под те или иные потребности. Но все модификации объединяет надежность и курсовая устойчивость, а также длительный срок службы в сложных природных зонах – например, в северных регионах Российской Федерации. Также не были обделены вниманием такие важные параметры, как управляемость, маневренность, скоростные качества и устойчивость к повреждениям при наезде на твердые предметы. Для этих целей было достаточно использовать ходовую часть, состоящую из одной центральной гусеницы и двух передних лыж.
Плюсы и минусы
Примеры положительных отзывов на снегоход Тайга Атака 551:
- «Отлично проходит сугробы под 2 метра» (Владимир, Алтайский край)
- «Использую этот снегоход на охоте уже 3 года, ни одной поломки» (Евгений, г. Омск)
- «Это мой третий снегоход, но Тайга Атака имеет самую удобную посадку и устойчивость на рыхлом снегу» (Серега, г. Воронеж)
- «Запускается в мороз с пол оборота. Рулевые качества отличные, никакой болтанки при езде» (Иван, г. Тюмень).
- «Отлично маневрирует в лесу, даже по глубокому снегу» (Леонид, г. Рыбинск).
- «В сравнении с Ямахой, которая была у меня прежде, ремонт нужен редко и детали стоят копейки, всегда легко найти на Дроме и Авито» (Денис, Новосибирск).
Примеры отрицательных отзывов владельцев снегохода Тайга Атака II 551:
- «Для отечественной техники цена высоковата, даже б/у стоит как новый Буран, которые мне нравится больше» (Александр, Красноярский край).
- «2.5 литра масла на 100 км – это многовато. У Варяга 550 v одного бака хватает на 120 км» (Дима, Москва).
- «Не нравится внешне и на тяжелом снегу сильно греется, поэтому пришлось самому проводить тюнинг капота и доработку охлаждения» (Тимур, Пермский край).
- «Раздражают ручки на заднем сидении – из-за них сидушку не поднять, не положить назад что-то габаритное» (Владимир Н., Санкт-Петербург).
- «Снегоход Атака меня устраивает, только постоянно набивается снег под сидения».
- «Хорошо ходит при температуре до -30 градусов, если ниже – не заводится сразу. А у нас вообще-то зимы суровые. И слишком частая замена масла, конечно, сильно бесит» (Роман, Новосибирск).
- «Не развивает обороты выше 7000. А еще после прохождения 800 км сорвало стартер и треснуло стекло, долго искал мастера в своем районе, никто не хотел возиться с Тайгой» (Семен, Башкортостан).
Модель Тайга СТ-500
Еще покупалась и ремонтировалась различная мелочевка крышка бака часто ломается , тройник на топливо провод ручного насоса заменен на металлический, полдня в поле простоял из за такой мелочи , трос привода газа, ручка газа, отказал подогрев ручек, усиление корпуса сиденья внутри он пластмассовый и продавливается. Для снегохода Тайга 850 Барс с четырехтактным двигателем рекомендуется синтетическое масло Snowmobile RM ТУ 0253-011-94265207-11 с вязкостью 0W-40 и допуском API-SJ.
Внешний вид
Дизайн имеет мужской характер – имеете достаточно агрессивные спортивные детали, представлен в строгом черном или ярком красном цвете. Впереди установлено достаточно высокое лобовое стекло, правда, достаточно узкое, не способное защитить от снега при боковых порывах ветра.
Щиток приборов минималистичен. Состоит из аналогового (стрелочного) датчика скорости и датчика топлива, контрольных ламп – все собрано в едином корпусе. Все подсветки и контрольные лампочки сделаны на светодиодах.
Корпус сделан из ударопрочного пластика АБС, хорошо показавшего себя на тест-драйвах. Кресло двойное (для водителя и одного взрослого пассажира), достаточно мягкое, но не «проваливающееся». В задней части снегохода установлена спинка и небольшие боковые поручни, за которые пассажир может держаться во время езды.
Обзор устройства и комплектации
Тайга Атака относится к туристическому классу снегоходов, поэтому странно ожидать от него сверхмощной начинки – она ровно такая, чтобы осуществлять безопасную и плавную езду по бездорожью в развлекательных целях. Если использовать его при экстремальной и спортивной езде (совершать высокие прыжки, намеренно врезаться в препятствия, пытаться гонять по воде и пр.), то техника быстро выйдет из строя. Для утилитарных целей снегоход подходит идеально.
Двигатель РМЗ 551
Мотор РМЗ 551 в комплектации от производителя бывает только двухтактным двухцилиндровым. Двигатель 4т может быть при покупке снегохода Тайга Атака 551 II после переделки (например, после установки “неродного” силового агрегата от Daewoo Matiz, Тайга Patrul или Lifan). Мощности силового агрегата – 65 лошадиных сил; объем – 553 см³. Разгоняется сноубайк до 110 км/ч. Двигатель «прячется» под капотом (достаточно поднять крышку и вы получите доступ к любому узлу).
За надежность системы питания отвечают японские карбюраторы Mikuni, за стабильность работы — программируемое CDI-зажигание Ducati. Система раздельной смазки двухтактного двигателя обеспечивает своевременное нанесение материала на все узлы силовой системы снегохода. К тому же обеспечивается экономное использование средства благодаря высокой точности дозирования.
Топливная система
Емкость бака с маслом – 2,5 литра. Объем топливного отсека – 40 литров. Размещены оба бака в кронштейне на раме снегохода. Горловина снабжена крышкой с указателем уровня жидкости внутри.
Расход топлива у машины умеренный. На 100 км при езде по утоптанному снегу со скоростью около 30 км/ч Тайга Атака 2 употребит 24 литра. Если добавить максимальный груз, то расход повысится до 26 литров.
Зачем на Тайге Атака ресивер
Снегоход снабжен ресивером К20500030. На Тайга Атака 1 поколения он установлен не был, вместо него патрубки соединялись простым шлангом. Предназначен ресивер для стабилизации давления, сглаживания пульсации воздуха и увеличения срока службы деталей.
Трансмиссия
На Тайге Атака 2 стоит клиноременный вариатор и коробка передач. Рычаг переключения находится слева и имеет 4 позиции: нейтралка, первая передача, вторая передача и задняя. Вариатор произведен на . А вот ремень – американская модель Xtreme с основой в виде корда из кевлара. Размер: 35х14х1118мм. Ремень обладает высокой прочностью, износостойкостью и позволяют добиться мгновенного отклика при ускорении.
Подвеска
Движитель включает в себя гусянку, ведущий вал с колесами и скользящую рельсовую подвеску. Задняя подвеска имеет 2 пневмогидравлических амортизатора, что сглаживает езду по неровностям. Его ход – 370 мм. Регулировка подвески храповая.
Передняя подвеска – рычажного типа с ходом 205 мм. Его плюс – облегченный контроль за машиной при вынужденном прыжке снегохода.
Гусеница для снегохода Тайга Атака 2
Габариты гусеницы от снегохода Тайга Атака 2 – 3937×500×22 мм. Количество шагов — 62. Лента «Композит Тракт» характеризуют усиленные грузозацепы (с высоток 22,5 мм). Ее также отличает широкий трак, что обеспечивает уверенное сцепление с поверхностью и хорошую проходимость снегохода в глубоком снегу.
Если лента повредилась и не удается найти оригинальную деталь (Тайга 500 ICE) – ничего страшного. Для этого снегохода можно купить гусеницу СOMPOSIT BEAVER WT.
От чего подходят склизы
Производитель ставит на Тайгу Атака склизы BLACK SLIDE из легкого пластика. Они канадского производства (от компании Camoplast). Отличаются хорошим скольжением, но, к сожалению, часто растрескиваются. При необходимости их можно заменить любым склизом с номером C40200503 (например, от снегоходов BRP Ski-Doo, Lynx).
Тормозная система
На Тайгу Атака 2 установлен гидравлический дисковый тормоз. Он имеет такие плюсы, как отсутствие люфтов. Благодаря гидравлике возрастает точность регулирования тормозного усилия и моментальный отвод колодок от диска при отпускании рукоятки. К недостаткам можно отнести высокую стоимость (в полной сборке тормозная конструкция стоит от 9900 руб.) и непригодную для ремонта в полевых условиях конструкцию.
Рулевое управление
Управление снегоходом интуитивное и хорошо откликается на малейшие повороты. Руль мотоциклетного типа жестко связан с рулевым валом, увеличенным на 80 мм (в сравнении с предыдущими моделями Тайги). В базовую комплектацию включены защитный кожух, подогрев рукояток и курка газа.
Система охлаждения
Система охлаждения в Тайге Атака жидкостная. В сравнении с воздушным “собратом” она позволяет увеличить мощность на 10% без чрезмерного перегрева. Единственное, пользователи предъявляют претензии о повышении температуре при работе при плюсовой температуре воздуха на льду, насте без снега-пухляка. В этом случае многие решают прокачать систему охлаждения – например, обеспечить снегоход принудительно охлаждаемого воздушным потоком от электрического вентилятора. Для удобства управления его можно снабдить отдельным тумблером.
Важно соблюдать заправочные объемы системы охлаждения: минимальный уровень антифриза должен составлять 1/3 бачка, максимальный – 2/3 бачка (проверять на холодном двигателе). В качестве охлаждающей жидкости в Тайге Атака 2 используется смесь из концентрата Febi 02374 (60%) и дистиллированная вода или SWAG 99 90 2374 (40%).
Узел трансмиссии
Силовой агрегат передает крутящий момент к движительному механизму с помощью бесступенчатого вариатора. Этот элемент имеет несколько рабочих режимов: «нейтралку», задний ход, понижающий и повышающий диапазон. В отличие от традиционной КПП, указанная конструкция увеличивает рабочий ресурс мотора, гарантируя его оптимальную работу.
Несмотря на кажущееся совершенство системы, именно она нередко вызывает нарекания владельцев. Параметры пружин и грузиков узла не всегда равняются расчетным характеристикам. Улучшить показатели можно посредством самостоятельной подгонки деталей. В общем, задуманная система при правильной работе очень удобна и продуктивна, что не может не радовать.
Руководство по эксплуатации и ремонту
Новый снегоход в начале надо подготовить, как описано в инструкции (удалить наружную смазку, установить подрезы лыж, кронштейны, ветровое стекло и пр.). Следующий этап – залить тормозную жидкость, масло, топливо в баки. Для заправки лучше использовать 92 бензин.
Важно провести обкатку транспортного средства. Для Тайги Атака 2 она равна 300 км. Во время обкатки не стоит возить пассажиров и грузы (то есть следует давать минимальную нагрузку). Также избегайте бугристых дорог, ездите по ровным трассам с плотным снегом. Катание по пересеченной местности, глубокому рыхлому и мокрому покрову оставьте до момента завершения обкатки. Допускаются кратковременные разгоны и смена скоростей для проверки работоспособности силовой и ходовой части снегобайка. После прохождения 150 км обязательно проверьте натяжение ремня вентилятора и гусеницы.
Важно соблюдать регулярность технического обслуживания. Первое стоит провести после обкатки снегохода. ТО-1 осуществляется через каждые 1000 км, ТО-2 – каждые 3000 км. Рекомендуется проводить сезонное обслуживание после длительного хранения без эксплуатации.
Двигатель не развивает обороты: причины и что делать
Причина | Ремонт |
Неисправны свечи | Уберите нагар, если свечи полностью неисправны – замените. |
Топливо не идет к мотору | Проверьте уровень топлива, чистоту фильтра. Замените неисправный насос. |
Компрессия недостаточная | Отрегулируйте затяжку свечей, проверьте целостность манжет коленвала и прокладки головки блока цилиндров. |
Греется силовой агрегат: как устранить проблему
Самая распространенная проблема, с которой образаются к мастером для ремонта двигателя связана с чрезмерным перегревом. Исправить ситуацию можно следующими способами:
- Осмотрите свечи зажигания, если присутствует нагар его необходимо счистить или поменять свечи на новые.
- Испытайте двигатель на герметичность (проверка осуществляется за счет поступления сжатого воздуха в впускной трубопровод с первоначально установленным давлением). Осмотрите прокладки на наличие повреждений и проверьте на герметичность картер, замените неисправные.
- Проверьте качество масла (тест по цвету — оно не должно быть слишком темным). Из-за использования бракованного средства прогорит дно поршня, произойдет расплавка у кольцевого зазора.
- Осмотрите поршень на наличие бороздок. Они будут, если в двигатель попадает снег и выводит из строя топливную пленку. Проблема решается полной заменой поршня.
- Проверьте выпускную систему, осмотрите на предмет образования нагара (он способствует сужению). Если обнаружите его, то надо зачистить поверхности.
- Проверьте ремень вентилятора. Слабое натяжение ремня приводит к перегреву двигателя и постоянной пробуксовке.
Что делать, если завоздушило систему охлаждения
Система охлаждения не будет нормально работать, если в ней собрались пузырьки воздуха. Чтобы их убрать, надо:
- Прогреть двигатель 10 минут и выключить его.
- Снять патрубки на узле при закрытой крышке расширительного бачка.
- Активизируется схема циркуляции антифриза и он начнет понемногу вытекать.
- Слить тосол (пару капель) и верните трубку на место, плотно зафиксируйте ее хомутом.
Регулировка карбюратора
После проверки общей технической исправности двигателя и системы питания проводится регулировка карбюратора. На двигателе РМЗ-551 должны соблюдаться следующие требования:
- Фиксатор иглы должен находиться в третьей канавке при использовании снегохода при минусовых температурах, винт холостого хода должен быть повернут на один оборот.
- При эксплуатации Тайги Атака 2 в теплое время фиксатор иглы переставляется во вторую канавку, винт холостого хода поворачивается на 1,5 оборота.
Регулировка вариатора
Для стабильной работы снегохода надо проводить регулировку вариатора – следить, чтобы соблюдались следующие требования:
- расстояние между шкивами должно составлять 2,71 см;
- промежуток между торцами дисков ведущего и ведомого шкивов менее 1,4 см;
- пружина ведомого шкива вариатора должна быть натянута до 6,5 кгс.
Как снять вариатор
Чтобы самостоятельно снять вариатор, вы можете воспользоваться инструкцией из видео:
Чтобы снять ремень, надо зажать стояночный тормоз, убрать кожух и развести диски ведомого шкифа. Затем надо отжать с проворотом по часовой стрелке подвижный диск от неподвижного и перебросить ремень через край.
Замена масла
Замена масла нужна при обнаружении плохого качества (например, взятые на пробу пару капель слишком темные и имеют посторонние примеси). Также слить жидкость надо при сезонном хранении, когда снегоход не планируется использовать длительное время.
Старое масло в коробке можно откачивать насосом через горловину щупа или слить через пробку в нижней части мотора. После того, как жидкость будет убрана, протрите двигатель ветошью.
Для новой заправки масляного бака снегохода используйте средства ТАЙГА — 2Т, ЭКОЙЛ-2Т-АРКТИК или BOMBARDIER FORMULA XP-S. Рекомендуется добавить небольшое количество FENOM «Нанокондиционер металла». Заправочный объем — 2,4 л. При заливке важно следить, чтобы от уровня масла до горловины бака оставалось не меньше 15 мм.
Как слить тосол
Антифриз сливается по стандартной схеме:
- Поместите под сливное отверстие емкость, куда будет скапывать тосол.
- Дождитесь, чтобы снегоход полностью остыл.
- Открутите крышку расширительного бачка и радиатора.
- Открутите запирающий болт на двигателе (без этого антифриз полностью не выйдет).
- Открутите нижнюю пробку радиатора.
Всегда обращайте внимание на цвет слитого антифриза. Если он имеет черный цвет, то нужна промывка всей системы охлаждения. Это делают со специальной технической жидкостью – ее заливают и прогревают до рабочей температуры. Затем сливают, остужают снегоход и только после этого вводят новый антифриз.
Установка радиатора
Перегрев двигателя может указывать на проблемы с радиатором. При его засорении потребуется простая очистка. Если же произошло повреждение с разгерметизацией с последующим вытеканием антифриза, то требуется установка нового радиатора. В мастерских услуга стоит 2200-2500 руб. Проходит монтаж так, как показано на видео:
Как заменить подушки двигателя
Чтобы убрать поврежденную деталь, надо снять крепления, двигатель при этом немного опрокинется, это нормально. Следующий шаг — вынуть изношенную подушку (она может немного «сопротивляться», но сильно тянуть все равно не надо, чтобы не повредить соседние детали). Теперь надо поставить новую подушку. Сверху следует нанести смазку и после этого зафиксировать болты.
Как отключить спидометр
Если вдруг вам захочется отключить спидометр, то достаточно снять датчик скорости. Он находится под вариатором. Надо отсоединить два болта, после чего датчик без проблем снимется поверх проводов. Процедура типична для всех видов снегоходов, вот, к примеру, как это делается на Ямахе (на Тайге снятие датчика делается по аналогичной схеме):
Как настроить подвеску
В зависимости от веса груза, который вы собираетесь перевозить, а также массы водителя, скорости движения и состояния дорог надо настроить заднюю подвеску. Пружины должны быть отрегулированы так, чтобы при полной посадке (водителя, пассажира и/или максимального груза) задняя часть снегохода опустилась на 60-70 мм, не более.
Для наладки ленточного ограничителя надо сначала запустить снегоход и двигаться на нем на малой скорости. Потом следует резко до упора нажать на рычаг газа для ускорения снегохода. Если чувствуется чрезмерное усиление на руле, то болт следует переставить в нижнее положение, усилив натяжение ленты. Если лыжи оказываются приподнятыми, то усиление следует, наоборот, снизить, переместив болт в верхнее положение.
Тюнинг снегохода
Тайга Атака 2 позволяет провести много модификаций. Кроме покраски можно:
- Усилить бампер. Боковины стоят от 9000 руб. и выше. Передний бампер – от 3600 руб.; задний – от 4500 руб.
- Поставить кофры и сумки, крепления (например, для оружия или удочек). Стоят они в пределах 7000-10000 руб.
- Установить лебедку. Стоит 9000-12000 руб.
- Усилить защиту. Комплект для такого тюнинга обойдется в 13500-16000 руб. Варианты «люкс» стоят от 35000 руб.
- Расширители лыж. стоит примерно 1350 руб.
- Дополнительная помпа (чтобы меньше грелся при высокой загрузке). Цена — 3000 руб. и выше.
Также снегоход можно снабдить аудиосистемой. Стоит она будет в пределах 4500-6000 руб.
Сколько стоит, где купить новый и б/у
Новая Тайга Атака 2 стоит 380000-399000 руб. Ее продают в любом салоне мототехники, являющемся дилером . За Б/у снегоходы пользователи сильно скидывают в цене, вот примеры предложений из разных стран и городов:
- Объявление из Казахстана: снегоход 2011 года в отличном состоянии продают за 259000 руб.
- Предложение из Екатеринбурга: снегоход 2013 года, мало использовался — отдают за 280000 руб.
- Продавец из Москвы предлагает снегоход без движка и глушителя с поврежденной передней подвеской за 110000 руб.
- Объявление из Кемерово: снегоход, требующий замены переднего стекла и катка среднего, отдают за 248000 руб.
- Предложение из Ноябрьска: «Тайгу Атака 2» с пробегом 6700 км, поврежденным сидением и царапинами на корпусе продают за 179000 руб.
Двигатель. Подвеска adsa
Тайга Классика СТ-500Д семейно-хозяйственный снегоход Данный снегоход единственный, который попал в Книгу рекордов России, так как он смог преодолеть пробег Рыбинск-Салехард-Уэлен, который длился 11 тысяч километров. И тем не менее никто не ожидал, что на кондовых, на первый взгляд, Варягах можно и побундочить, и потраверсить, и взобраться на крутую гору, и попрыгать. |
- Конструкционная длина снегохода – 2950 миллиметров.
- Ширина с лыжами – 1150 миллиметров.
- Полная высота со стеклом – 1460 миллиметров.
- Полная длина гусеничной ленты – 3937 миллиметров.
- Ширина гусеничной ленты – 600 миллиметров.
- Высота гусеничной ленты – 22 миллиметра.
- Ширина колеи между центрами лыж – 900 миллиметров.
- Гусеничная база снегохода – 508 миллиметров.
Стоит ли покупать: сравнение с конкурентами и выводы
В целом снегоход оставляет приятное впечатление. Его стоит покупать людям, которым надо использовать снежный байк без лишнего экстрима, на умеренных морозах. Для сравнения вот главные конкуренты «Тайги Атаки 2»:
- Снегоход Рысь — стоит намного дешевле (102000 руб.), но более медленный и менее грузоподъемный.
- Тайга Варяг 550 — имеет широкую гусеницу, большой топливный бак и яркий дизайн. Но этот снегоход сняли с производства из-за множества дефектов (например, на заводе плохо закрепили термостат, из-за чего пользователям приходилось самим его переустанавливать).
- Буран А можно купить за 259000 руб., но под его капотом всего 34 лошадиных сил, и он имеет достаточно грубый дизайн, которые не всем по вкусу.
- Тайга Патруль 800 — гусеница еще шире (600 мм), топливный бак больше, а вот лошадок на 5 меньше, чем «Тайги Атаки 2» и цена немного выше (около 419000 руб.).
- Ямаха Викинг — посильнее «Тайги Атаки 2», но и цена получается значительно выше (от 790000 руб.).
- Поларис Вояжер — стильный снегоход с удлиненными гусеницами, вот только цена существенно выше «Тайги Атаки» (918000 руб.).
Таким образом, снегоход Тайга Атака 2 обладает приличными техническими параметрами для своего класса. По цене это транспортное вездеходное средство даже выигрывает перед своими основными конкурентами.
Отзывы о снегоходе «Тайга Атака»
Пользователи в своих откликах выделяют несколько особенностей указанной техники:
- Надежную и энергоемкую подвеску, позволяющую передвигаться там, где другим аналогам это не под силу.
- Скоростные параметры не всегда обеспечивают достаточную динамику по причине большого веса машины.
- Необходимость привыкания к размещению органов управления, которую далеко не все владельцы считают удачной.
- Недостаточно хорошую работу снеговых радиаторов. Это особо заметно при перемещении по льду. Многие отмечают преимущество версий с электрическим вентилятором. В любом случае разработчикам еще есть над чем поработать.