Отечественные снегоходы имеют особый характер, ориентированный на практичность и утилитарность эксплуатации. Конечно, есть исключения, но суровые условия и средний уровень развития инфраструктуры в регионах сами собой задают подобные требования к свойствам техники. Тем не менее и эргономические нюансы никогда не игнорируются – по мере возможностей их просчитывают даже в бюджетных версиях.
Сбалансированность в характеристиках, в частности, подтверждают снегоходы «Русской механики» — производителя из Рыбинска. Одной из наиболее удачных разработок этой фирмы за последние годы можно назвать модификацию «Тайга Варяг 550 V». Аппарат отличается оптимизированной технической базой, что обуславливает и целый ряд ее недостатков. Однако по совокупности эксплуатационных качеств с учетом ценника этот вариант как минимум заслуживает внимания при выборе утилитарного снегохода.
Технические характеристики
По основным параметрам агрегат соответствует общей тенденции в классе утилитарных горных моделей. Конечно, эта версия не входит в узкий круг массивной высокомощной техники, но возможный недостаток производительности компенсируется динамикой снегохода «Тайга Варяг 550 V». Технические характеристики аппарата представлены ниже:
- Объем двигателя – 2 цилиндра по 553 см3.
- Силовой потенциал – 55 л. с.
- Объем топливного бака – 40 л.
- Ход подвески – 150 мм у передней и 385 мм у задней.
- Размеры гусеницы – 397 х 51 х 3,5 см.
- Общие габариты – 299 х 105 х 142 см.
- Размер колеи – 96 см.
- Скоростной режим – максимум 80 км/ч.
- Количество мест – 2.
Благодаря относительно компактной платформе и немаленькой мощности, снегоход обеспечивает хорошую динамику и маневренность. Это плюс перед крупными представителями сегмента горных утилитарников. Перед младшими версиями «Варяг» имеет преимущества в виде высокой проходимости и технической надежности. Хотя и в этих показателях есть свои условности, замеченные во время эксплуатации аппарата.
Испытание дальнобоем — длительный тест снегохода «Тайга Варяг 500»
Мы смогли выкроить в нашей несостоявшейся зиме несколько действительно зимних дней и ударно накатали почти тысячу километров за рулем нашего «Варяга». В составе пробега, организованного «Русской Механикой», мы прошли путь от Рыбинска до Великого Устюга
Утилитарный снегоход/2014 г./265 кг/503 см3/43 л.с./199 900 руб.
Пробег на момент публикации — 1100 км
Мы сделали это! Мы смогли выкроить в нашей несостоявшейся зиме несколько действительно зимних дней и ударно накатали почти тысячу километров за рулем нашего «Варяга». В составе пробега, организованного «Русской Механикой», мы прошли путь от Рыбинска до Великого Устюга.
О самой поездке, надо заметить, беспрецедентной в практике заводских тест-драйвов, мы расскажем чуть позже, когда будут готовы фото и видеоматериалы, а сейчас поговорим о том, как показал себя наш испытуемый в пробеге, и вообще, чего хорошего и плохого приключилось с «Варягом» за месяц, прошедший с момента предыдущего отчета.
Начнем, пожалуй, с хорошего. В самом начале теста мы писали, что планируем дооборудовать снегоход до состояния комфортной машины. «Варяг 500» — базовая модель, лишенная очень многих «приятностей» в угоду удешевлению. Однако никто не запрещает «доработать напильником» и «сделать под себя».
Благо, база аппарата полностью идентична более продвинутой модели «Тайга 550 V», велосипед изобретать не пришлось. Мы установили «спортивные» гребенки на водительские подножки. Вроде бы, мелочь, но насколько стало проще «жить»! Вечная проблема соскальзывающих ног при активной езде ушла в небытие! Понятно, что все иномарки, да и более дорогие модели «РМ» оборудованы этой опцией в базе, но на «пятисотке» их не было. «Зубы» можно купить у любого дилера, устанавливаются они за несколько минут на пару вытяжных заклепок.
Второе долгожданное приобретение — пассажирская спинка. Деталь нового образца крепится не к основанию сиденья, как было раньше, а к каркасу багажника. Поскольку отверстия в багажнике уже имеются (узел унифицирован со старшей моделью), прикрутить спинку четырьмя болтами не составляет труда. Дело пяти минут. Зато пассажир сразу обретает комфорт, безопасность и спокойствие. Теперь не нужно судорожно хвататься за пилота, чтобы не свалиться «за борт» при разгоне или на колдобинах. Естественно, спинка оборудована удобными ручками, чтобы держаться. Было бы логичным установить и пассажирские подножки, однако пока особой необходимости в них нет. Пассажиру и так есть куда девать ноги, а вот пилоту они зачастую мешаются, когда приходится перемещаться по подножкам вперед-назад.
Вполне обычная для снегоходчиков практика — ездить с рюкзаком. Термос, перекус, запасные перчатки или маска. в общем, минимальный джентльменский набор всегда с собой. Если на снегоходе появляется пассажир, рюкзак «переезжает» на его спину, чтобы не мешался между седоками. Раньше мы так и ездили, однако «выросшая» спинка плохо уживается с рюкзаком. Поэтому в багажник мы установили кофр.
кофр сшит из морозостойкого и водонепроницаемого материала. Он идеально вписывается в габариты багажника, поскольку создавали его специально для серии «Тайга». Кофр крепится к рамке багажника ремнями, однако береженого Бог бережет, и на всякий случай, мы притягивали кофр резинкой-венгеркой — общепринятая практика. Сумка имеет несколько отделений, регулируется по объему и вмещает в себя какое-то невероятное количество барахла. Входит даже переносной холодильник. Очень, кстати, полезная опция, если выбираешься на пикник. В нем, как в термосе, колбаса, паштет, сыр и прочие продукты, не говоря уже о жидкостях, не превращаются в куски льда, которые приходится грызть или отогревать у костра и на выхлопной трубе. Кроме того, мы, наконец, установили на место новое лобовое стекло, взамен разбитого полтора месяца назад. После этих нехитрых доработок снегоход получился полностью экипированным для дальних поездок.
Органы управления
Снегоход обеспечен стандартным набором средств контроля и управления, в числе которых рукоятки, рычаги газа, замок зажигания, переключатели режимов работы двигателя и т. д. Главным элементом управления является руль. Он представлен устройством мотоциклетного типа и рассчитан на традиционный стиль курсового направления хода. Левая часть руля также обеспечена тормозным приводом, который после отпускания автоматически принимает исходное положение. Стоит отметить и систему управления оптикой снегохода «Тайга Варяг 550 V». Отзывы владельцев указывают на удобную привязку режимов работы фар к панели спидометра. Пользователь может отслеживать текущее состояние оптической конфигурации через специальный сигнализатор. Механическая же ручка переключения света (с ближнего на дальний, и наоборот) находится на выносной части левой рукоятки руля.
Тормозная система
Механизм принудительной остановки снегохода основывается на гидравлической схеме. Как уже отмечалось, с левой стороны руля находится тормозной цилиндр, а также емкость с жидкостью. Перед началом поездки всегда следует проверять уровень наполнения бачка. Его можно контролировать через прозрачное окошко, которое находится непосредственно в стене цилиндра. При этом для корректности показателя важно, чтобы удерживалось строго горизонтальное положение снегохода «Тайга Варяг 550 V». Отзывы владельцев отмечают и эргономичное сопряжение рукоятки с механизмом стояночного тормоза. Для него тоже в левой части руля отводится специальный рычаг, но такая конфигурация не влияет на удобство выполнения манипуляций.
Контрольные приборы
Одним из ключевых недостатков, с точки зрения функциональности, стоит назвать отсутствие тахометра. Конкурентные модели этого же класса обеспечиваются подобными устройствами, которые отражают сведения о перегревах двигателя, данные по оборотам, температурный режим и т. д. И все же стоит отметить преимущества спидометра, который располагается на капоте снегохода «Тайга Варяг 550 V». Описание данного прибора можно представить так: небольшая информативная панель, на которую выводятся сведения о текущих эксплуатационных параметрах, а также сигнализаторы. Конечно, основные сведения связаны с динамическими характеристиками, и в частности со скоростным режимом. Выше отмечалось уже, что спидометр обеспечивается и сигнализатором активности режима работы оптики. Сюда же вынесена и традиционная для тахометров функция отражения пробега. Обновлять сведения можно при помощи специальной кнопки, размещенной на приборе.
Особенности модели
Чтобы сокращение отдельных эксплуатационных параметров не привело к откровенному соответствию бюджетным модификациям, производитель решил использовать целый ряд нестандартных решений. В первую очередь выделяется передняя подвеска снегохода «Тайга Варяг 550 V», которую представляет телескопическая конструкция с ходом 150 мм. Заслуживает внимания и основа машины – силовая установка, обеспеченная двумя карбюраторами системы Mikuni. Хотя сам двигатель РМЗ-550 ничем особым похвастаться не может, двухканальная конфигурация снабжения горючей смесью повышает его эффективность.
Предусмотрели разработчики и программируемую схему зажигания, с помощью которой можно с легкостью управлять техникой в разных режимах эксплуатации. В целях повышения уже физической эргономики была оптимизирована и зона посадки снегохода «Тайга Варяг 550 V». Особенности конструкции в этой части обусловлены двухуровневым сиденьем, у которого предусмотрена возможность съема спинки, а также имеются ручки для пассажира.
Подвеска и тормоза
Поскольку большую часть времени снегоход перемещается по пересечённой местности, ему необходима надёжная и энергоёмкая подвеска. Водитель и пассажир должны уверенно чувствовать себя в седле, преодолев десятки, и даже сотни километров пути.
Разработчики выбрали для своего детища хорошо зарекомендовавшие себя на практике технические решения, установив спереди телескопическую вилку с длиной ходя 105 мм, а сзади – подвеску склизовой схемы, ход которой составляет 190 мм. Энергию колебаний поглощают однотрубные газо-масляные амортизаторы.
Дав название Варяг снегоходу Тайга, его создатели как бы хотели подчеркнуть, что машина создана для покорения заснеженных российских просторов. С этой задачей ходовая часть справляется довольно успешно, не доставляя проблем находящимся в седле наездникам.
Быстро остановить разогнанную до 80 км/час машину позволяют дисковые гидравлические тормоза. Но это не значит, что можно без оглядки мчаться по заснеженным полям. Под толстым слоем снега вас могут ждать любые неожиданности. Приходится всегда быть начеку.
Отзывы пользователей о модели
Практичность стала главным положительным моментом в эксплуатации снегохода для многих владельцев. Они отмечают конструкционную гибкость, удобство управления, простоту в обслуживания и другие, вполне свойственные утилитарной технике качества. Особого внимания заслуживают возможности перегруппировки, трансформации и замены отдельных компонентов. Подобное не так часто встречается в отечественных аппаратах. К примеру, многие подчеркивают ценность гусеницы для снегохода шириной 500 мм, которая предусмотрена в базовой комплектации. С таким оснащением техника может обеспечивать стабильный ход даже в суровых условиях, требующих повышенной тяги. Вообще, основной набор поставки и сам по себе заслуживает положительного отзыва, поскольку в него, кроме дополнительных гусениц, также входят грунтозацепы и фаркоп.
Требования к техобслуживанию
Основные работы связаны с чисткой двигателя. Его следует регулярно избавлять от загрязнений и нагара. Также проверяется состояние цилиндро-поршневой группы и качество затяжки резьбовых соединений. Очистку поверхностей желательно производить волосяными щетками или скребками, не повреждая при этом пластиковые расходные элементы. Функциональные запчасти должны иметь достаточную надежность крепления. Та же гусеница для снегохода устанавливается на базу с оптимальной степенью нагрузки для крепежного усилия. Далее проверяется электротехническая оснастка, соединения в контактах проводки, а также работоспособность приборов.
Ремонт и обслуживание
Также здесь была использована программируемая система зажигания DUCATI CDI, которая обеспечивает оптимальную работу силового агрегата независимо от режимов эксплуатации. Нельзя сразу махнуть рукой, говоря, что русское не котируется для экстремальных поездок на охоту или другой отдых, поэтому мы наглядно сравнили эти две лыжно-гусеничные машины, и оказалось А что оказалось, узнаем ниже.
Плюсы снегохода
Аппарат получился качественно собранным, надежным и функциональным – это главные его достоинства. Что касается качества элементной базы, то к ней есть отдельные претензии, но в целом, благодаря широкому применению импортных деталей, конструкция отличается износостойкостью и выносливостью. В плане общей конфигурации можно говорить о неоднозначности снегохода «Тайга Варяг 550 V». Плюсы и минусы в данном случае пересекаются – например, сокращение габаритов относительно более крупных представителей класса позволило добиться хорошей маневренности, но в то же время негативно сказалось на мощностных характеристиках.
Двигатель
Рассматриваемый аппарат получил единственную в моторной гамме силовую установку РМЗ-550, которая зарекомендовала себя как надежная и неприхотливая при длительном пробеге. Агрегат представляет собой двухцилиндровую двухтактную конструкцию рабочим объемом 0.5 литра. В базовой версии используется однокорбюраторная система Mikuni, а опциональный вариант получил два карбюратора. Двигатель развивает мощность 50 лошадиных сил, что на 5 л. с. меньше, чем у форсированной версии (Limited). Охлаждение – воздушного типа, тип запуска – электрический стартер, который можно заменить на ручной стартер (при необходимости). Благодаря перечисленным компонентам двигатель обладает повышенной надежностью, он уверенно запускается в холодную и теплую погоду. За счет этого можно утверждать об отсутствии необходимости менять мотор РМЗ-550 на более современный. Ведь проверенный двигатель до сих пор показывает отличные результаты в плане надежности и выносливости.
Минусы снегохода
Все же модель едва ли может считаться полноценным горным утилитарником высокой проходимости. Ее можно использовать в этом качестве, однако с серьезными ограничениями. На рынке немало более привлекательных решений, в создании которых акцент был сделан на силовую мощь как на основную потребительскую характеристику. В данном же случае можно вести речь о стремлении сделать гибридный аппарат, что и обусловило эксплуатационные ограничения для снегохода «Тайга Варяг 550 V». Отзывы владельцев техники, к примеру, указывают на низкую эффективность модели как помощника в ответственных операциях при транспортировке. Это же касается и возможностей оказания помощи застрявшей в снегах технике.
Практические отзывы об эксплуатации снегохода Тайг
Вы решились купить снегоход Тайга. Но перед покупкой снегохода, все же хотите поинтересоваться мнением от людей уже имеющих снегоходную технику в собственности. Мы просмотрели множество форумов любителей снегоходов и составили список комментариев имеющих, как положительные так и отрицательные отзывы.
При чтении примите к сведению, что владельцы снегохода не пишут фраз в своих отзывах: «Не стоит покупать Тайгу», «Буран», «не приобретайте Ski-Doo». Из этого следует вывод «покупать или не покупать» снегоход, любого из производителей снегоходной техники, решает каждый за себя сам.
По мере предъявленных задач к выбираемому снегоходу, возрастают требования к нему в процессе эксплуатации. Так, если кому то достаточно просто прокатиться по полю с семьей, то другому необходимо поохотиться подальше в тайге в труднопроходимой местности или преодолеть горную местность.
В данной статье, мы приведем отзывы владельцев снегоходов, имеющие практический опыт эксплуатации отечественных снегоходов в разных уголках страны, протестировав их работу в различных метеоусловиях и поделившиеся тем, как справляется «Тайга» и «Буран» с выполнением поставленных перед ними задач.
Леонид, Республика Мордовия. «В эксплуатации четыре сезона «Тайга» в пятой комплектации. Почти во всем устраивает. Расход топлива 30-35 литров на сто километров. Проходимость отличная. Мелкий кустарник до 7 сантиметров в диаметре с легкостью подминает. Под сиденье легко помещается 30 метров троса и лебедка, топор там же. «Слуса» — воду со льдом и снегом с легкостью переносит.»
Сергей, Новосибирск. «Решил объехать ручей – съехал на бок – остановился – увидел стаявший лед и отсутствие снега, подумал «сейчас съеду-провалюсь» В принципе, так и получилось. Было в январе 2022. Размотал лебедку, сцепил с фаркопом сзади и за тополь, благо находился он в метре от меня, рванул на полном газу. «Тайга» имеет отличную проходимость по лесной местности, ну и по разным рельефам. А вот отбойник на передок поставить нужно обязательно. Сваривают сейчас снегоходы не ахти.»
Александр, Архангельск. «На моем фото отлично видно «посадку» Тайги (масса снегохода сосредоточена полностью на лыжах) в больших сугробах снегоход садится всем днищем и залипает, что бы вытащить его приходиться уминать снег или вовсе разворачивать руками и ставить на след.
А вот вес снегохода «Буран» размещается на прилично далекое расстояние под двигатель гусеницы, если сел хватить просто обтоптать снег, раскачать и выехать. Ни чего, не имею против двух-лыжных снегоходов, но мой выбор лег на «Буран» (очень люблю проводить ночь в теплом месте).»
Артем, Московская область, город Домодедово. На моей «Тайге» накатано уже 3000 километров. Перевожу снегоход из Домодедово в Рыбинские леса. Охочусь там с другом. В случае серьезной неисправности придется ее там и оставить. Снегоход там имеет лишь егерь, если до него добраться пешком 40-50 километров и техника на ходу. Сделал новую смесь (один карбюратор, снизу на 2 канавку иглу, плюс масла по более 1:40, на данный момент пока на ходу. Под сиденье по возможности засунул все то, что может пригодится для ремонта. По мелкому ремонту за несколько лет эксплуатации, много чего заменил. Но хорошо, хоть не на охоте, а на даче (при катании по полям). Пару раз в году приезжаю на охоту. Иностранец взять конечно есть желание, но пока не готов выкинуть энную сумму денег. Тайга на данный момент полностью устраивает со всеми ее недоработками.
Альтернативные предложения «Русской механики»
Рыбинский производитель не так давно выпустил младшую версию рассматриваемой модели под названием «Варяг 500 V». Соответственно, объем двигателя был уменьшен, как и силовая мощь. Эта версия стоит дешевле примерно на 50-70 тыс. руб. У нее раздельная система смазки, упрощенная подвеска и короткий ход трансмиссии. Интересные снегоходы «Русской механики» представлены и в линейке Барс». В частности, модификация 850 может рассматриваться, напротив, как старший снегоход относительно аппарата «Варяг 500 V». Этот вариант подойдет как раз тем, кто хочет получить настоящий утилитарный снегоход, причем с намеком на туристическое исполнение.
Эксплуатационные значения: • Эксплуатационные параметры
Система смазки Совместная Раздельная Максимальная скорость, км ч Не менее 80 ШАССИ Трансмиссия Вариатор RM, пониженная, повышенная, реверс, нейтраль Тормозной механизм Гидравлический либо механический по требованию Заказчика , дисковый ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Система запуска Электрическая и ручная Зажигание CDI емкостное программируемое зажигание Электростартер Есть Реверс Есть Обогрев ручек руля и курка газа Есть Фара Галогеновая, 55 60 Спидометр одометр Есть ЕМКОСТЬ Емкость масляного бака, л 2,5 Топливный бак, л 40 ПОДВЕСКА Тип пер. Одни уверены в его надежности и умеренном потреблении бензина, других не устраивает в нем то, что система смазки не совмещена с подачей топлива, и поэтому топливную смесь приходится готовить самостоятельно.