Главная
У Юпитера пятого поколения существенно модернизирован двигатель. Более выгодно подобраны фазы газораспределения, оптимизирована продувка цилиндра и улучшены тягово-динамические характеристики. Силовой агрегат новой модели мотоциклов ИЖ Юпитер-5 лучше своих предшественников справляется увеличением скорости сопротивления, что немаловажно при движении с коляской по проселочным дорогам.
Максимальный крутящий момент увеличен с 3,4 до 3,5 и достигается он при показателе на 600-900 об/мин меньше чем ранее. Хотя максимальная мощность, по сравнению с Юпитером 4 уменьшилась на 4 л.с (с 28 до 24), мощность на самых ходовых, средних оборотах, несколько возросла — на 2 л.с. Показатель частоты вращения соответствующий максимальной мощности в «5»-ой модели снижен до 4800-5600 об/мин при 5600-6200 об/мин у «Юпитер-4».
Приятно радует то, что при полной нагрузке ИЖ Юпитер-5 легко набирает скорость и уверенно себя чувствует на высших передачах, что позволяет переключать их гораздо реже, чем на предшественнике. Это аспект будет по сердцу, как сельским мотолюбителям, так городским.
Расход топлива у одиночной модели 5,9л/100км вместо прежних 6,2 и 7,1 вместо 7,5 л/100км при наличии коляски.
Изменения в конструкции цилиндров и оребрении головок позволили снизить шумность двигателя. В целом агрегат стал более надежным из-за увеличения износостойкости поршневых колец, улучшения герметизации картера, улучшения механизма кик-стартера и храпового механизма в барабане сцепления.
Двигатель ИЖ Юпитер-5-03
Двигатель жидкостного охлаждения ИЖ Юпитер-5 выгодно отличается от охлаждения встречным потоком воздуха тем, что может работать длительное время в экстремальном режиме при высокой температуре окружающей среды. Это позволяет использовать в стационарных установках без внешнего обдува. Одновременно повышается техноэкономические и экологические параметры мотоцикла.
Поршневая водяного охлаждения мотоцикла ИЖ Юпитер-5-03(ИЖ 6.113-03): 1 –крышка генератора; 2 – крышка картера правая; 3 – генератор; 4 – уплотнение с правой крышкой; 5 – вал коленчатый правый; 6 – половина картера правая; 7 – маховик; 8 – уплотнение коленчатого вала; 9 – крышка кривошипной камеры; 10 – вал коленчатый левый; 11 – уплотнение левое; 12 – половина картера правая; 13 – звездочка коленчатого вала; 14 – крышка картера правая; 15 – водяной насос; 16 – цилиндр; 17 – свеча зажигания; 18 – головка цилиндра; 19 – поршень; 20 – шатун.
Система жидкостного охлаждения ИЖ Юпитер-5-03 с принудительной циркуляцией жидкости включает: — специальные цилиндры и головки цилиндров с полостями для циркуляции жидкости; — крышки головок цилиндра; — коллектор с термостатом; — водяной насос с приводом; — радиатор с расширительным бачком и паровоздушными клапанами в пробке радиатора; — вентилятор с электродвигателем и термореле включения вентилятора; — термостатик включения сигнального индикатора перегрев; — гибкие соединительные шланги и хомуты их крепления.
Двигатель Юпитер-5-03 жидкостного охлаждения имеет не взаимозаменяемые с двигателем воздушного охлаждения поршни, поршневые кольца и коленчатый вал по отверстию верхней головки шатуна, в который устанавливается специальный игольчатый подшипник.
В качестве охлаждающей жидкости на ИЖ Юпитер-5-03 рекомендуется антифриз А40 М (ТОСОЛ). Допускается кратковременно применять воду, желательно кипяченую, не допуская ее замерзанию. Использования воды в системе ведет к преждевременному износу деталей водяного насоса.
Система охлаждения мотоцикла ИЖ Юпитер-5-03(ИЖ 6.113-03): 1 – термореле; 2 – вентилятор с кожухом; 3 – коллектор в сборе; 4 – шланг подающий; 5 – патрубок выпускной; 6 – карбюратор; 7 – патрубок верхний чехла цепи; 8 – патрубок нижний чехла цепи; 9 – пробка сливная коробки передач; 10 – крышка люка маховика; 11 – прокладка люка маховика; 12 – пробка полости маховика; 13 – шланг подводящий; 14 – демпфер крепления; 15 – хомут закрепления шланга; 16 – защита радиатора; 17 – радиатор; 18 – пробка.
Система охлаждения ИЖ Юпитер-5-03 работает в автоматическом режиме, поддерживая температуру жидкости в пределах 80…90 градусов. В период прогрева холодного двигателя, клапаны термостата закрыты, циркуляция антифриза идет через небольшое отверстие в коллекторе, имея ограничительную скорость потока и расход. При нагревании до 80 градусов открывается клапан термостата, обеспечивая уменьшение сопротивления, потоку тосола, увеличивая скорость и, тем самым, повышая эффективность охлаждения.
Электродвигатель вентилятора включается при температуре антифриза 92 градуса и выключается при температуре 87 градусов.
При нагреве жидкости до температуры 98…104 градуса термодатчик включает индикатор на щитке приборов мотоцикла перегрев.
Предохранительные клапаны в пробке радиатора регулируют избыточное давление 0,05Мпа и разряжение 0,012Мпа.
Увеличенный коэффициент объемного расширения антифриза компенсируется расширительным бачком, соединенным трубкой с радиатором.
Охлаждающая жидкость заливается в радиатор через горловину до уровня утопления верхних трубок (заправочная емкость 2,1 литра). Слив жидкости через сливные отверстия в двигателе при снятой пробке радиатора.
Мотоциклисту
Мотоцикл ІЖ Планета 5 в оригіналі називається ІЖ «7.107». З себе цей байк представляє дорожній мото, який представляє середній клас залізних коней, і призначений для експлуатації на дорогах з різним типом покриття. Випускали цей байк на Іжевському машинобудівному заводі, починаючи з 1987 року. У 2008 році випуск даної серії припинився.
Двигун П’ятої Планети міг похвалитися видачею високою тяги на малих обертах. Дану модель можна було доповнити боковим вантажним або ж пасажирським причепом, при бажанні. Все в кращих традиціях вітчизняного мото будови.
Нерідко мотоцикл ІЖ Планета 5 доповнювався багажником і колінними щитками. Щоб знизити зусилля щодо виключення зчеплення, цей байк від Іжмото облаштовувався багатодискової муфтою зчеплення, що складається з 7 пар дисків. Крім того, такий елемент двигуна посилили шлицами провідних дисків разом з кулачковим механізмом відключення зчеплення.
Ще один цікавий елемент п’ятої планети мото – наявність віброгасителів на ребрах циліндра. Байк Іж цієї серії оснащувався воздухоочистителем зі збільшеним об’ємом. Важлива його особливість – наявність гідро-пневматичної підвіски і дискових гальм для поліпшення плавності в ходу.
Модернізація мотоцикла Іж Планета 5
За весь час випуску П’ята Планета мото доповнювалася різного роду удосконаленнями і нововведеннями. Було вироблено чимало модифікацій цього Іжмото байка.
Систему електрообладнання, наприклад, реформували, встановивши генератор, що працює на постійних магнітах. Безконтактна система запалювання, що працює навіть незалежно від акумуляторної батареї, припала до душі покупцеві. Її намагалися відшукати і встановити на старі моделі мото багато власників Іжей.
Важливе доповнення мотоцикл Іж Планета 5 отримав у вигляді автоматично регульованого випередження запалювання. Також силовий агрегат це Іж байка обладнали насосом для роздільної системи змащення. Це дещо спростило експлуатацію залізного коня, так як тепер при його заправці не потрібно додавати масло в бак.
Крім того, П’яту Планету оснастили чотирьох-ступінчастою коробкою передач з ексцентриковим механізмом відключення муфти зчеплення. Значно посилили і моторну ланцюг. Гальмівну систему на передньому колесі створили у вигляді дискового гальма з гідроприводом приводом. Додатково попрацювали над амортизацією. Задню підвіску коліс доповнили амортизаторами з поліпшеними характеристиками.
Технічна характеристика мотоцикла ІЖ Планета 5
П’ята Планета від Іжмото вважається зразковим байків. Безліч його особливостей перевершили зароджується на той час китайський мотопром.
Залізний кінь має чималі розміри. Його довжина становить 2, 2 метри, а ширина – 0,8 м. Висота байка досягла показника в 1,2 метра. При цьому мотоцикл має середній показник сухої маси. Він коливається в районі 158-165 кг. Зросла і максимальне навантаження на кузов мото, у порівнянні з попередніми моделями Іжмото. Тепер даний показник становить 170 кг. При цьому, багажник готовий прийняти навантаження всього в 20 кг.
Максимальної рекомендованої для мотоцикла Іж Планета 5 стала швидкість в скромні 120 км / год. Байк від Іжмаша здатний видавати чималу потужність. Показник останньої становить 22 конячки.
П’ята Планета мото має чималий гальмівний шлях, що при швидкості в 80 км / год досягає 42,6 м.
Вражає і витрата палива. Найбільш оптимальним він є при швидкості в 90 км / ч. Все ж, навіть у такому випадку залізний кінь буде їсти 5 літрів бензину на 100 км. шляху. Як для одноциліндрового мото, це багато.
Двигун байка
Мотоцикл Іж Планета 5 оснащується двотактним одноциліндровим двигуном. Діаметр останнього становить 72 мм. Хід поршня досягає 85 мм. Силовий агрегат володіє наступною ступенем стиснення – 8,7.
Мотор П’ятої Планети має істотний робочий об’єм в 346 см3. Він здатний видавати 4850 оборотів в хвилину.
Найбільше, звичайно ж, радують ті байки, що облаштовані роздільної системою змащення двигуна. Їх масляний насос якісно дозує подачу масла, залежно від частоти обертання коленвала, а також навантаження силового агрегату.
Мотоцикл Іж Планета 5 оснащують карбюратором К 65І.
Электрооборудование ИЖ Юпитер-5
Комплект электрооборудования у ИЖ Юпитер-5 и ИЖ Юпитер 5-03 остался без изменений, однако схема и конструкция приборов существенно улучшены. Соединение электрических приборов выполнено одним проводом, другой масса мотоцикла. По проводу идет плюс источника питания. С корпусом соединяются отрицательные клеммы приборов. Напряжение системы равно 12 вольт ток постоянный.
Цена на модель может колебаться в пределах $100-500 от технического состояния.
Похожие статьи:
- Мотоцикл ИЖ Юпитер 4К технические характеристики
Последние записи
Технические характеристики Иж Планета
Чтобы иметь полное представление о возможностях первого представителя ижевских мотоциклов, обратимся к техническим характеристикам Планеты.
Внешние параметры (длина/ширина/высота) метры | 2,115/0,78/1,025 |
База от колёса до колеса, метр | 1,4 |
Предложенный клиренс, сантиметр | 13,5 |
Допустимый скоростной лимит | 100 километров в час |
Сухая масса | 158 килограмм |
Объём топливного бака, литр | 18 |
Бензиновый расход при 60 км. в час | До 3,7 литров на километражную сотню |
Двигательные характеристики «Иж Планета» | Типаж двухтактный на один цилиндр с диаметром 7,2 см и ёмкостью на 346 см3; поршень с ходом в 8,5 см, сжатие на 6,7 |
Предел мощности | от 4200 до 4600 оборотах в минуту, литр 13 |
Тип охлаждения | Воздух |
Механизм смазки | Смешанный с бензином |
Марка карбюратора | К-28И |
Допустимое напряжение, вольт | 6 |
КПП | На четыре ступени и два хода |
Вилка | Телескоп с гидравликой на пружинах |
Подвеска сзади | Маятник с гидравликой на пружинах |
Тормоза | Колодки |
Колёса | Послушно снимаются, спицевые |
Шины в дюймах | 3,25х19 |
Бензобак | 14 литров, марка топлива—АИ-93 |
Бак для масла | 1,5 литра; марка авиамасла—МС-20 |
На различных видео можно наглядно увидеть, на какие ухищрения и изобретения идут владельцы своих мотосредств, что сделать своего двухколёсного коня лучше, красивее и заметнее.
“Планета занимается спортом”
Заводские модернизации модели «Иж Планета» были многочисленны. И конечно, любая модельная линейка, просто обязана иметь в своих рядах, агрегат, класса «спорт». Одной из самых красивых и скоростных вариаций, считается Иж Спорт.
Модели спорт-класса всегда считались элитными в мотопромышленности. Им уделялось особое внимание, так как они представляли возможности отечественного производства и получала лучшую комплектацию. Спортивный мотокар отличало изящество и заметная худоба, которая видна на фото Иж Планета Спорт и очень напоминает японский тип, производимый в середине двадцатого века.
Переднее крыло, имеющее оригинальное крепление, интересная ступица и иной вариант заднего крыла, рисуют перед глазами образ, полученный миксом из “Suzuki”, “Yamaha” и “Kawasaki Samurai”. Последним отличительным штрихом, стал окрас мотоцикла: от желтого, до оранжевого с чёрными деталями и никелировкой отдельных элементов, вызывали тихий восторг. Мотолюбители, быстро оценив все прелести новенькой модели, ласково нарекли его «пёс», от сокращения «Планета Спорт». До сих пор быть обладателем этого мотораритета считается почётным и вызывает всеобщее уважение знатоков и байкеров.
Технические характеристики Иж Планета Спорт
Первые мотовариации получили импортные батареи на аккумумлятор. Это продолжалось пока не освоили и выпустили модель 6 МТС-9. Даже первые характеристики Иж Планета Спорт вызывают уважение к производителю. Нельзя было оставаться равнодушными к резиново-подушечному креплению движка на раме, которое было настоящей инновацией. Разница в размерах колёс в один дюйм, японская электротехника — всё это казалось недостижимым.
Со временем, усовершенствования в сборку привнесли ижевские карбютраторы. У последних, конечно, величина диффузора была меньше и вырабатываемая мощность сразу падала до 28 лошадей. Внешне их можно было узнать по удлинённому крылу заднего колеса и дуговой форме трубы для выхлопа. Эти изменения можно найти на многочисленных видео c Иж Планета Спорт.
Достоинства двигателя | Один цилиндр на два такта, продувка осуществляется по трём каналам, вместительность 340 см3 |
Заявленная мощь | 32 лошад.силы на 6700 оборотах в минуту |
Верхний порого крутящегося момента | 34,3 Нм на 5800 оборотах в минуту |
Питание | Карбюраторное |
Охладительный механизм | Воздушный |
Рекомендуемое топливо | Бензин, марки АИ-93 |
Тид смазки | Раздельный |
Скоростной лимит | 140 километров в час |
Топливная трата на сотню километров | На скорости 60 км: 4,5 литра; На скорости 90 км: 6,5 литра |
Внешние параметры (длина/ширина/высота) | 2,05/0,73/1,1 метров |
Протяжённость базы | 1,35 метров |
Допустимый клиренс | 14,7 сантиметров |
Трансмиссия | КПП на четыре ступени |
Рама | Закрытого типа, сварная, прошедшая термообработку |
Передняя шина | 3,00 – 19 дюймов |
Задняя шина | 3,50 – 18 дюймов |
Электрочасти | Бортовое напряжение — 12 вольт; Генератор на три фазы, ток переменный на 14 вольт, мощностью 100 ватт |
В силу своих высоких качественных показателей, мотоцикл Иж Планета Спорт производился исключительно на экспорт, и на его запчасти наблюдался дефицитный спрос. Счастливым обладателям скоростного агрегата ничего не осталось, как собственноручно усовершенствовать своего любимца. Аматорские модификации касались непосредственно:
- расточки поршня М-412 (его подделывали под стандарт, либо делали схожим с поршневой 514 «Чезета»);
- «укрутки» движка – облегчают коленвал за счёт фрезеровки;
- изменениям в подшипниках;
- для лучшей смазки область кривошипной камеры получает соседа в виде сальника со втулкой.
Отзывы о мотициклах Планета в своей массе больше положительные. А на те отрицательные моменты, которые обнаруживаются в комплектации, всегда идёт поправка, что всё можно починить, переделать или заменить. При хорошем обслуживании этому советского качества мотоциклу нет предела ни в модификациях, ни в сроке эксплуатации.