Конструкция Планеты Спорт от Ижмото
Технические характеристики ПС поражали. Это был первый серийный стальной конь в СССР с системой раздельной смазки мотора. При чем последняя являлась собственной разработкой конструкторов Ижевского мотозавода. Такой особенностью могли похвастаться байки, спущенные с конвейера в 1974 году. Характерный признак наличия подобного ноу-хау у мотоцикла ИЖ Планета Спорт – наличие буквы«М» в его номере.
Двигатель ПС от Ижмото имел несколько увеличенный рабочим объёмом в сравнении с предыдущими моделями из Ижевска. Он составлял 349 см³. Примечательно, что железный конь получил с завода японский карбюратор «Микуни». Это позволило байку выдавать заветные 32 л.с. и 6 700 оборотов в минуту.
При сухой массе мото в 135 кг., он мог похвастаться завидными техническими характеристиками (237 лошадок на тонну веса). Это почти вдвое превысило подобный показатель Jawa 350 «634».
100 км/ч Иж ПС набирал за 11 секунд. Мотор этого коня крепился нав раму при помощи резиновых подушек. Для 1970-х — это было настоящее техническое новшество. Кроме того, байк активно оснащался японским электрооборудованием и даже оптикой. Те же модели мотоцикла ИЖ ПС, что оснащались отечественным карбюратором (К 62М) могли развивать несколько меньшую мощность в 28 лошадок. С 1978 года на этого железного коня устанавливалось советское электрооборудование и отечественный спидометр. У этих байков увеличивался диаметр спиц.
Технические характеристики ИЖ Планета Спорт
На протяжении 1975-1983 гг. байк часто проходил конструкционные изменения. Его модернизировали и совершенствовали. По этому, одинаковых технических характеристик все мотоциклы Иж ПС не имеют. Все же отдельные из них не изменялись.
Длина байка составляет 207 см. Ширина его достигает 79-81 см. При этом, высота мото – 115 см.
Максимальная рекомендованная скорость мотоцикла Иж ПС – 140 км/час. На 100 км этот байк расходует 3,5 литра топлива (при скорости в 60 км/ч). По городу расход несколько увеличивается и достигает 7 л.
Тормозной путь мотоцикла Иж Планета Спорт все же значителен и составляет 16 метров при скорости в 60 км/час. На скорости в 30 км/час для полной остановки мотоциклу потребуется всего 7 метров.
Технические характеристики двигателя ПС Ижмото тоже впечатляют. Мотор этого двухколесного спортбайка имеет двухтактный тип работы. Трёхканальная его продувка неплохо себя зарекомендовала.
Одного цилиндра этому байку более чем достаточно для развития немалой мощности. Диаметр последнего составляет 76 мм.Мотоцикл Иж Планета Спорт имеет силовой агрегат, который обладает достаточно-таки высокой степенью сжатия (10,5).Система охлаждения активно использует встречные воздушные потоки. Фильтр для очистки воздуха перед его подачей в смесь исполнен в сухом типе. Его дополнили бумажным элементом.
Мотоцикл ИЖ ПС удивлял
В первую очередь вызывают восторг передаточные числа КПП этого байка. В подарок от конструкторов, к тому же, мото получил усовершенствованную амортизацию. Электрооборудование, как для такой старинной модели «Планеты» у ПС Ижмото удивляет. В распоряжении байка бортовая сеть с напряжением в 12 вольт. Трёхфазный генератор переменного тока способен выдавать 14 вольт и мощность в 100 Вт.
Отметим, что самые первые железные кони данной серии оснащались зарубежными аккумуляторными батареями.
В комплект к самым первым ПС Иж прилагались итальянские свечи зажигания «Магнетти-Марелли». Нередко это были и свечи «NGK», что рекомендованы для использовать на высоких скоростях (от 100 км/ч). При этом, снималась прокладка с головки цилиндра.
Топливный бак мотоцикла Иж Планета Спорт располагал объемом в 14 литров. Бензин марки «АИ-93» считался наиболее приемлемым для заправки этого байка. Масляный же бак железного коня вмещал 1,5 литра.
Регулировка карбюратора мотоцикла ИЖ Юпитер
Настройка пекаровских карбюраторов на мотоцикле ИЖ Юпитер 5 проводится следующим образом. Для начала проверяем герметичность и целостность воздушного фильтра. Затем смотрим исправность зажигания. После этого приступаем к регулировке, алгоритм следующий:
Пару слов о настройке карбюратора Jikov-2928CE. Настройка холостого хода здесь происходит аналогичным образом, как у К-65. Различия только в расположении регулировочных винтов. У Jikov они удобно расположены сбоку карбюратора (тот, что вкручен под углом, отвечает за высоту подъема дроссельной заслонки).
Уровень топлива в поплавковой камере должен составлять 9 ± 1 мм. Из-за особенности конструкции данного карбюратора, настройка состава топливной смеси для уменьшения провала при резком открытии газа производится перестановкой иглы дросселя вверх (на К-65 в этом случае, мы крутим винт качества).
Видео регулировки
Чтобы понять азы и нюансы регулировки карбюратора мотоцикла ИЖ Юпитер, рекомендуем посмотреть интересное видео. Автор подробно рассказывает как отрегулировать карбюратор К68 на мотоцикле ИЖ Юпитер 4. Показывает и рассказывает про все нюансы и особенности.
Мотоциклы «Ява»
Еще один легендарный мотоцикл Jawa ведет свою историю с 1929 года. Это марка дорожного транспорта принадлежала чехословацкой компании и была мечтой многих советских мотолюбителей. Мотоциклы использовались не только в повседневных разъездах, но и участвовали в различных гоночных соревнованиях. В 21 веке производство «Явы» не прекратилось, некоторые модели пользуются спросом до сих пор.
Jawa 350 Classic
В основу мотоцикла легла 2-цилиндровая 2-тактатная система с 4-ступенчатой коробкой передач. Нет соединения бензина с маслом благодаря раздельной смазочной системе. Рама мотоцикла крепкая, что позволяет нагружать мототранспорт до 200 кг. Есть возможность присоединить автолюльку.
Если сравнивать модель Jаwa 350 Classic 638 с другими, более дорогостоящими и оборудованными, то она выигрывает по нескольким параметрам: обслуживание простое и недорогостоящее, расход топлива небольшой, запасные детали доступны в продаже по небольшой цене.
Технические характеристики «Ява» 350 классик:
- габариты – 2110×750×1070;
- объем двигателя – 343,5 куб. см;
- мощность – 23,1 л. с.;
- максимальная скорость – 125 км/ч;
- расход бензина на 100 км – 4 литра;
- механическая коробка переключения передач.
Jawa 350 Classic Sport
«Классик Спорт» – это усовершенствованная версия Jаwa 350 Classic. Она была представлена в 2022 году на московской выставке «Мотопарк». Отличить модель среди других мотоциклов «Ява» можно по «устаревшему» дизайну Лондона 60-х годов, когда уличные мотогонщики переоборудовали неудобные и громоздкие мотоциклы под себя, убирая все лишнее. Двухколесный транспорт получился легким и маневренным, с обтекаемыми элементами.
Jawa 350 Classic Sport создан для одиночной поездки, оборудован одним удобным сидением. Руль низкого расположения позволяет удобно занять положения гонщика, полноценно сконцентрировавшись на поездке. О «раритетности» мотоцикла напоминают его классические элементы: широкая хромированная выхлопная труба, круглая передняя фара и традиционная красная расцветка корпуса.
Мотоцикл обладает массой достоинств, располагающих к комфортной и маневренной езде: двигатель объемом 343 кубов, раздельная система смазки, надежная тормозная система дискового типа, лаконичная приборная панель и стартер автоматического типа.
Технические характеристики:
- объем двигателя – 343,5 куб.с м;
- число цилиндров – 2;
- количество тактов – 2;
- мощность – 23 л. с.;
- предельная скорость разгона – 125 км/ч;
- расход бензина на 100 км – 4 литра;
- воздушная система охлаждения.
Jawa 350 Lux
Представленная модель – классический вариант дорожного мотоцикла класса «стрит». Он сочетает в себе элементы более старых моделей, но имеет и индивидуальные современные особенности. Спереди мотоцикла встроена классическая одинарная фара, электронная приборная панель проста и понятна даже начинающим мотоциклистам.
Основа двухколесной конструкции – крепкая рама из стального сплава. Ее жесткость улучшает проходимость на неровных дорогах, делает транспорт маневренным и увеличивает грузоподъемность. Целостный вид «Явы 350 Люкс» явно напоминает «классику».
Технические характеристики:
- габариты – 2110×750×1070 мм;
- объем двигателя – 343 куб. см;
- количество тактов – 2;
- число цилиндров – 2;
- мощность – 23,1 л. с.;
- максимальная скорость – 125 км/ч;
- расход топлива на 100 км – 4 литра.
Jawa 660 Sportard
Самая мощная по техническому оснащению модель «Ява» – именно 660 Sportard. Объем двигателя в 600 кубов сказывается на возможности развивать скорость до 250 км/ч. Расстояния по трассе мотоцикл преодолевает легко и маневренно. Для начинающих мотобайкеров это отличное средство – покладистое и резвое. Да и внешне 660 Sportard выглядит более агрессивно и современно, нежели классические варианты.
В технических характеристиках есть свои особенности: силовая установка – «одноствольная», оснащена электронной системой впрыска – EFI
Каркас рамы обладает высокой степенью жесткости, а это немаловажное условие для езды по бездорожью – мотоцикл не дергается, послушный в управлении. Модернизированная подвеска байка позволяет проходить повороты на одной скорости, не выжимая педаль тормоза
Технические характеристики следующие:
- габариты – 2100×760×1250 мм;
- цилиндры – 1;
- количество тактов – 4;
- объем двигателя – 651,9 куб. см;
- мощность – 48 л. с.;
- объем бензобака – 17 литров;
- МКПП – 5-ступенчатая.
Проект «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5»
Тема: «Форсировка двигателя ИЖ «Планета-5»
Актуальность темы.
На современном рынке присутствует большое количество техники. Данная техника дорогая и имеет сложную конструкцию двигателя. Советские двигатели ИЖ по своим характеристикам отстают от зарубежных аналогов, но они имеют простую конструкцию и легко поддаются модернизации. Несколько десятилетий назад отечественные мотоциклы пользовались большим спросом, как в России, так и в странах ближнего зарубежья. Основными покупателями такой техники были сельские жители. Причина такого интереса понятна — простота конструкций и низкая цена. В отдалённых от города поселках не было специализированных центров для ремонта мотоциклов, поэтому местным жителям приходилось самостоятельно решать проблемы с ремонтом двигателя. Им это удавалось без особых проблем. Со временем облик нашей страны менялся, менялись и потребности современного человека. Сейчас встретить советский мотоцикл на улицах поселка, а уж тем более города большая редкость. Это связанно с тем, что российская современная мототехника сильно уступает по своим техническим решениям зарубежным производителям. Для улучшения качества работы моего личного мотоцикла ИЖ «Планета5» я решил модернизировать его двигатель.
Гипотеза:
форсировка советского двигателя ИЖ «Планета» поможет изменить его технические параметры, что обеспечит устойчивую и равномерную работу двигателя, как на холостых, так и на высоких оборотах, увеличит мощность, сбалансирует подачу топлива в цилиндр.
Цель:
форсировка двигателя ИЖ «Планета» для последующего повышения качества его работы.
Задачи:
1. Изучить литературу по данному вопросу.
2. Выбрать основные узлы для форсировки двигателя.
3. Найти необходимые элементы для форсировки двигателя и оценить экономическую выгоду.
4. Модернизировать двигатель.
В процессе работы я использовал следующие методы исследования
:
1.теоретические (моделирование, проведение аналогий, сравнительного анализа, обобщение, интеграция)
2. эмпирические (проведение эксперимента).
3. математические (метод визуализации данных)
Объект:
мотоцикл ИЖ «Планета-5».
Предмет:
двигатель ИЖ «Планета-5».
Выводы:
1.Изучена литература по данному вопросу.
2. Обоснованно выбраны основные узлы для форсировки двигателя.
3.Модернизированы выбранные узлы двигателя мотоцикла ИЖ «Планета-5».
Модернизации подверглись несколько узлов, что привело к следующим результатам:
1)двигатель работает устойчиво на холостых и высоких оборотах;
2)увеличился ресурс двигателя;
3)увеличилась скорость двигателя;
4)уменьшилась вибрация;
5) в качестве топлива можно использовать марку бензина 92.
В результате выполнения данной работы была проведена форсировка двигателя ИЖ «Планета» 5.
Серийное производство отечественных мотоциклов тесно связанно с деятельностью Петра Владимировича Можарова. Этот выдающийся механик, талантливый конструктор в 1928 году подал предложение правительству по выпуску серийных мотоциклов на заводах города Ижевска. Именно под его управлением создавались, испытывались и шли в серию первые мотоциклы под маркой ИЖ. К концу 1979 года Ижевск стал самым главным городом по изготовлению мотоциклов в бывшем СССР. Конвейеры его заводов могли ставить на ход 350 тысяч единиц техники в год. Именно в эти годы появился знаменитый на всю страну мотоцикл ИЖ «Планета». Эта серия породила массу удачных машин, неприхотливых в эксплуатации и надёжных в любых условиях использования. Ярким примером стал любимый многими мотоцикл ИЖ «Планета — 5».
ИЖ «Планета-5»
— дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1987 по 2008 год. Неприхотливая и относительно недорогая модель мотоцикла пользовалась заслуженной популярностью. В процессе производства мотоцикл много раз модернизировался по ходовой части и двигателю. Также имеет несколько вариантов комплектации.
Двигатель, устанавливаемый на данные модели, обладает сравнительно высокой тягой на малых оборотах. К мотоциклу возможно присоединение бокового грузового или пассажирского прицепа, или универсального грузового модуля. Также на него можно дополнительно устанавливать багажник и коленные щитки.[1]
Для снижения усилия выключения сцепления на мотоцикле используется многодисковая (6 пар) муфта сцепления с усиленными шлицами ведущих дисков и кулачковым механизмом выключения сцепления. Виброгасители рёбер цилиндра вместе с воздухоочистителем увеличенного объёма предназначены для снижения уровня шума, производимого мотоциклом. [1]
Мотоцикл ИЖ «Планета-5-01» является дальнейшей модернизацией мотоцикла «ИЖ Планета-5» .[2]
Мотоцикл начал выпускаться в 1995 году, производство завершено в 2007 году. Часть технических решений по мотоциклу были лицензионные и изначально предназначались для перспективной модели «ИЖ — Орион».
В системе электрооборудования применен генератор на постоянных магнитах, с бесконтактной системой зажигания, работающей независимо от аккумуляторной батареи, с автоматически регулируемым опережением зажигания.
Двигатель оборудован насосом раздельной системы смазки, что исключило необходимость подготовки, и использования в системе питания мотоцикла смеси бензина с маслом.
Коробка передач четырёхступенчатая с эксцентриковым механизмом выключения муфты сцепления и усиленной моторной цепью.
Тормоз переднего колеса — дисковый с гидроприводом или двухкулачковый с механическим приводом. В подвесках колес применены амортизаторы с улучшенными характеристиками и пружинами отбоя, рычаг подвески заднего колеса на подшипниках качения или скольжения. Изменена кинематика привода тормоза заднего колеса.
Технические параметры мотоцикла.
Параметры | Значения | Примечания |
Вес | 158–165 кг | Средний весовой класс по классификации СССР. Вес выпускаемых сегодня классических мотоциклов находится в пределах от 70 до 250 кг |
Вес максимально допустимой нагрузки | 170 кг, включая 20 кг багажа | |
Клиренс (при максимальной нагрузке) | 135 мм | |
Колеса | спицованные | |
Расстояние между колесными осями | 145 см | |
Габариты (не учитываются дуги безопасности, багажник, зеркало и полуобтекатель). | ||
Длина | 220 см | |
Ширина | 81 см | |
Высота | 120 см | |
Электроаккумулятор | 6МТС-9, 12 В, 9 А.ч | |
Электрогенератор | 7.107-3701010, однофазный, 90 Вт, 14 В | |
Расход топлива и скорость мотоцикла | ||
Емкость топливного бака | 19 л | Такая вместимость бензобака позволяет проезжать около 300 км без заправки по пути. Заправочные емкости получили подробное описание в руководстве по эксплуатации. |
Расход бензина (на 100 км) | 5–6 л | Современные аналогичные по характеристикам мотоциклы расходуют на 100 км пути 3 л топлива. |
Максимальная скорость езды | 120 км/ч | Зависит от состояния двигателя и прочих факторов. Максимальная скорость сегодняшних аналогов составляет 100–140 км/ч, причем, не стоит забывать о наличии у них пятой передачи. |
Время достижения 100 км/ч | 12–15 сек | |
Тормоза. | ||
Тормоза переднего и заднего колеса | барабанные с механическим приводом | В настоящее время барабанные тормоза считаются устаревшими, а современные мотоциклы оснащаются дисковыми тормозами – одинарными либо двойным. |
Тормозной путь | 6,5 м – при 30 км/ч 42,6 м – при 80 км/ч |
Технические характеристики двигателя
Двигатель | |
Модификация | Иж-П5 сб. 1-0 |
Тип | рядный |
Тактность | 2 |
Цилиндры / Глушители | 42005 |
Рабочий объем, куб. см | 346 |
Максимальная мощность, кВт (л.с.) | 16,2 (22) |
Система смазки | совместная |
Система охлаждения | воздушная |
Система питания | |
Тип карбюратора | К65-И |
Марка бензина | А 76 |
Объем топливного бака, л | 18 |
Расход топлива, л/100 км | 6 |
Электрооборудование | |
Система зажигания | батарейная контактная |
Система запуска | кикстартер |
Источник электроэнергии | аккумуляторная батарея, 12 В |
Трансмиссия | |
Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
Коробка передач | 4-ступенчатая |
Главная передача | цепная |
Проблемы двигателя и его недостатки:
1)Вибрация двигателя;
2)Большой расход топлива при поднятие иглы карбюратора;
3)Слабое ускорение набора скорости;
4)Залип поршня к стенкам цилиндра;
5)Недоработка контактного зажигания (искра опережает поршень).
План работы.
1) Замена стандартных подшипников на японские (не ниже 6 качества) фирмы АОУО. Замена подшипников необходима, так как обороты после форсировки двигателя возрастут, а штатные отечественные подшипники низкого класса и качества не выдержат повышенных оборотов и нагрузка. Замена подшипников увеличит ресурс двигателя.
2) Замена стандартного поршня. При работе двигателя стандартный поршень подвергается залипанию об стенки цилиндра, что дает отрицательные положения. Такое действие ведет к разрушению зеркала цилиндра. Стандартный поршень можно заменить японским.
3) Увеличения степени сжатия горючей смеси. Увеличение степени сжатия является одной из основных методик поднятия мощности двигателя. Тем самым можно получить больше отдачи с того же объема двигателя. Одним словом мощность повысится, а расход останется на прежнем уровне. При этом придется заправляться высокооктановым топливом.
4)Усовершенствовать балансировку коленчатого вала, а так же его структуру. Балансировка коленчатого вала позволит раскрутить его до высоких оборотов.
5) Увеличить объем цилиндра путем расточки каналов. После этого, наполнение горючей смеси будет, происходит быстро и равномерно. Поднимется мощность двигателя.
7) Установить карбюратор Микуний. Установка данного карбюратора увеличит подачу топлива, что позволит, сбалансировано подавать топливо в камеру сгорания.
Изменение электроники.
Результат.
При доработке и изменения технических параметров данного двигателя мы имеем:
1) Двигатель работает устойчиво на холостых и высоких оборотов;
2) Увеличился ресурс двигателя;
3) Увеличилась скорость двигателя;
4) Уменьшилась вибрации;
5) В качестве топлива можно использовать марку бензина 92.
Кроме своего основного назначения – ездить, мотоцикл ИЖ «Планета — 5» является отличным помощником, и замечательным подспорьем в приусадебном хозяйстве. Неприхотливая машина обладает отличной проходимостью, а при комплектации её боковым либо другим универсальным прицепом, способна перевозить за раз до 250 килограммов различного груза. Не редки случаи, когда после модернизации и переделки мотоцикл ИЖ «Планета -5» превращали в снегоход, а порой и мини – трактор. Современный рынок предлагает большой выбор различных моделей мотоциклов на любой вкус и кошелёк, однако, хочется надеяться, что и у новых ижевских моделей появится столько же почитателей и любителей как у старенького, но ещё живучего ИЖ «Планета-5».
Источники.
Пять случайных мотоциклов:
Triumph Street Triple 675 10th Grey Anniversary S.E. 2017
127 000р.*
Yamaha TW 200 2016
Maico Supermoto 380 2001
Maico GS 350 / 360 1991
246 000р.*
Kawasaki E N 500C Vulcan Classic 1996
Три усовершенствования Явы 634 для мототуристов
Три предложения На мотоцикле ЯВА-634 для более удобного обслуживания я ввел ряд усовершенствований, которые, может быть, заинтересуют мототуристов. Вот три из них.1.Чтобы при поездках по грунтовым дорогам грязь не забивала зазор между колесом и щитком, я поднял щиток, установив удлинитель (фото 1) из листовой стали. 1. Так выглядит удлинитель кронштейна щитка. 2.Под седлом закрепил панель (фото 2). на которой разместил выключатель 2 «массы» (тумблер), колодку 3 с предохранителем, два гнезда 4 для подключения аккумулятора, гнездо 5 для подключения светильника, вмонтированного в основание седла (он освещает подседельное пространство), и два гнезда 6, от которых можно взять питание для переносной лампы, приемника, вулканизатора и т. п. 2. Подседельное пространство: 1 — панель: 2 — тумблер; 3 — колодка с предохранителем; 4 — гнезда для подключения батареи; 5 — гнездо для подключения светильника, вделанного в основание седл…
Устранение разбалтывания педали тормоза у мотоцикла ИЖ с коляской
Надежное крепление У мотоциклов ИЖ с коляской, оборудованной тормозом, довольно скоро разбалтывается его педаль. При этом нарушается порядок действия тормоза мотоцикла и прицепа, из-за чего экипаж при торможении, особенно резком, заносит в сторону. Кроме того, изменяется регулировка включателя стоп-сигнала. Чтобы устранить этот недостаток, я выточил ось 9 (см. рис. «б») и закрепил на ней педаль тормоза, рассверлив отверстие в опорной пластине 2 рамы до 12 мм. С тех пор этот узел работает исправно. Узел крепления педали тормоза: а — заводское исполнение; б — переделанный вариант; 1 — педаль тормоза; 2 — опорная пластина рамы; 3 — болт М10; 4 — втулка; 5 — пружинная шайба; 6 — гайка М10; 7 — шайба; 8 — гайка М12; 9 — ось. Такая переделка не помешает и тем, кто ездит без коляски. г. ГорькийГ. ГРАЧЕВ 1987N09P33
Мощнее на две силы. Форсировка двигателя ИЖ-36/ИЖ-Планета
Повышение мощности двигателя — вопрос, интересующий многих мотоциклистов. И это понятно: динамические и другие параметры мотоцикла находятся в прямой зависимости от мощности его двигателя. Мы уже рассказывали («За рулем», 1967, № 1), как увеличить мощность двигателя ИЖ Планета до 18 л. с.
Рис. 1. Изменение диаметра диффузора карбюратора Некоторые читатели, не имеющие возможности выполнить весь рекомендованный в статье объем работ, спрашивают о более простых способах, позволяющих получить хотя бы небольшое (в две-три силы] повышение мощности. В публикуемой статье инженеров В. Абрамяна, А. Максимова и Б. Лежнева владельцам мотоциклов ИЖ 36 и ИЖ Планета даются рекомендации о том, как, внеся незначительные изменения в некоторые узлы и детали двигателя, повысить мощность до 15 л. с. Предлагаемые авторами конструктивные изменения не увеличивают расхода топлива и практически не сказываются на долговечности и надежности мотоцикла. Основные средства повышения мощности дви…
Мотоцикл ИЖ Юпитер 4. Об эксплуатации (через 4 года)
Уроки Юпитера 4 Заинтересованные читатели помнят, что четыре года назад редакция «За рулем» получила от ижевского завода для потребительских испытаний мотоцикл «Юпитер—4» с коляской. О своих впечатлениях, полученных в процессе знакомства с этой машиной, мы достаточно подробно рассказали в № 11 за 1981 год и № 7 за 1982 год. Последующая опытная эксплуатация позволила накопить немало наблюдений, замечаний и предложений по конструкции мотоцикла, о чем мы намеревались рассказать со страниц журнала. К счастью, сделать это нам не довелось. Именно к счастью: в то же самое время заводские специалисты интенсивно совершенствовали свою машину, в результате чего на свет появилась новая модель — «Юпитер—5» (с ним читатели познакомились в январском номере «За рулем» нынешнего года). В новой модификации так или иначе решены практически все вопросы, которые возникали у нас при испытаниях ИЖ Юпитер—4. Наскольк…
dim-on42 › Блог › Иж-Эндуро из К16
Всем доброго времени суток!
В последнее время достаточно часто стал заходить на drive2.ru и обратил внимание, что есть тема, связанная с мототехникой (раньше то ли не замечал, то ли её и вовсе не было). Мне, как яростному поклоннику двухколесной техники, безумно понравился этот раздел, жаль только записей там не так много. Решил и сам внести свои «5 копеек», может кому будет интересно.
Итак, данную запись решил посвятить своему бывшему, достаточно интересному мотоциклу — клон Иж-К16 и Иж-Планета-5.
История началась с того, что очень хотелось мотоцикл, на котором можно было проехать где угодно. Иномарки не рассматривались впринципе, был студентом, хоть и работал, но каждая копейка была на счету. Дорогое это удовольствие. Ну и решил попробовать что-то подобное сделать своими руками, максимально простое и доступное по запасным частям. Хотел изначально взять раму от кроссового CZ 250 или 380 (он же 500), но промониторив цены, понял что это далеко не бюджетный вариант, да и с з/ч огромный напряг. С двигателем даже не раздумывал, решил использовать старый, проверенный временем агрегат от Планеты-5. Неприхотливый мотор, маленький расход топлива, наличие з/ч в любом мотомагазине и рынке, да и хорошая тяга на низких оборотах позволит подниматься в крутые подъемы и ехать в брод, особенно с правильно подобранными ведущей и ведомой звездой.
В один прекрасный вечер встретил старого знакомого, ну и завязался разговор по поводу мотоциклов. Оказалось что у него уже много лет в гараже стоит заваленный всяким хламом кроссовый К16 с заклиневшим двигателем. Я недолго думая на следующий же день поехал его смотреть. Все устроило и за небольшое вознаграждение он оказался у меня.
Тюнинг Иж Планета Спорт
Внесение изменений в конструкцию мотоцикла нецелесообразно по ряду причин:
- Ресурс многих узлов и агрегатов невелик. По этой причине улучшить их характеристики, не нанеся ущерба, практически невозможно.
- Отреставрированный до оригинального состояния Иж Планета Спорт 350 цениться значительно выше, чем его тюнингованные версии.
Тем не менее, если есть желание, кое-что сделать можно. Многие спортсмены, участвующие в соревнованиях по кроссу или кольцевым гонкам, дорабатывали двигатель Иж Планета Спорт, внося в его конструкцию различные изменения. Часто задаваемый вопрос – на сколько кубов можно увеличить объём мотора.
Тюнинг(форсировка) двигателя
Выполняя форсировку двигателя, мастера спортивных команд подвергали переделке многое, начиная с шатунно-поршневой группы, и заканчивая системой выпуска. Максимум, что удавалось получить, запрессовав гильзу от CZ 500 и воспользовавшись идущим с ней в паре поршнем, это четыреста с небольшим кубических сантиметров рабочего объёма.
Но подобная форсировка двигателя Иж Планета Спорт требует серьёзных профессиональных навыков и сложного оборудования. Тонкие стенки штатной чугунной гильзы, запрессованной в алюминиевый цилиндр, не позволяют растачивать мотор до 500 кубов.
Система выпуска не справляется с отводом увеличившегося объёма выхлопных газов, а опорные подшипники – с возросшими нагрузками. Все разговоры о том, что существовала заводская версия Иж Планета Спорт 500 кубов – не более чем сказки. Но расточка цилиндра – не единственный способ увеличить мощность и добавить резвость мотоциклу.
Тюнинг своими руками
Установка нового карбюратора – проверенный способ улучшить характеристики Иж Спорт, не внося значительных изменений в конструкции. За прошедшие годы фирма Mikuni выпустила много новых, всё более совершенных моделей, с диаметром диффузора 32 мм.
Тюнинг двигателя можно произвести иными способами, не затрагивая его механические составляющие. Запуск и устойчивая работа моторов с одним цилиндром всегда представляли определённые проблемы, решить которые можно, установив электронное зажигание на Иж Планета Спорт. Такие комплекты выпускают сразу несколько производителей, а их установка не занимает много времени.
Используя БКСЗ с силовых агрегатов других модификаций, следует быть очень внимательным. Монтируя зажигание от мотоцикла Минск на Иж Планета Спорт, надо помнить, что коленчатые валы моторов этих машин вращаются в противоположные стороны. Провода, идущие от катушки на массу и коммутатор, придётся поменять местами. Такая переделка двигателя вполне оправдана.
Улучшение технических параметров
Тюнинг для увеличения мощности.
Конструкция двигателя мотоцикла позволяет проводить тюнинг по увеличению его мощности. Одним из вариантов является перепресовка коленвала двигателя и смена опорных подшипников. Обычно в качестве новых подшипников устанавливались подшипники вторичного вала от мотоцикла Ява. Данная реставрация позволяла достичь увеличения мощности двигателя ИЖ Планета — 5 на 10 15%.
Следующим вариантом добавления мощности была работа по увеличению объема цилиндра. С этой целью срезалась его верхняя часть и растачивалась гильза до 76 мм. Затем устанавливался соответствующий поршень, обычно использовался поршень от мотоцикла Планета Спорт.
Увеличение скорости мотоцикла.
После этой операции увеличивалась скорость мотоцикла по некоторым данным до 160 км в час. Поэтому работы по увеличению объема двигателя выполняли владельцы, которые планировали эксплуатировать свое транспортное средство в основном на скоростных магистралях.
Наиболее сложным вариантом технического тюнинга по добавлению мощности ИЖ Планета — 5 является установка наддува. С этой целью происходит монтаж выпускного клапана устройство которого соответствовало аналогам на спортивных вариантах.
Затем устанавливается выпускной резонатор, обладающий резко направленными параметрами. Его задача создать волновой подпор топливной смеси. Следующим монтируется золотниковый клапан для получения несимметричные фазы работы мотора, что позволяет избегать прямого выброса отработанной смеси.
Выполнение наддува на двигателе пятой Планеты процесс достаточно сложный и поэтому не получил широкого распространения.
Улучшение сцепления.
При увеличении мощности мотора необходимо проводить работу по улучшению сцепления.В стандартных условиях серийное сцепление работает уверенно.
Но при увеличении нагрузки резко возрастает риск «сжечь» его и выполнения последующего ремонта. Основные действия по тюнингу сцепления сводятся к замене стандартных дисков на увеличенные металлические. Обычно такие диски изготавливают из двух миллиметрового железа.
Использование более толстых металлических дисков уменьшает проскальзывание, деформацию, обломы и обеспечивает большую теплоотдачу.
Внешний дизайн спортивного мотоцикла
Внешний вид этого аппарата очень напоминает японские аппараты середины 60-х, это видно по форме переднего крыла, элегантной передней ступице, динамичному заднему крылу. Сразу чувствуется ветер с востока, ведь Иж Планета Спорт очень похож на Suzuki T250 Super Six 66 года, Yamaha 350R5 1970 и Kawasaki A1 Samurai 1966 года.
Байк получился очень современным и сразу дал понять что, он предназначен для скоростной езды, а не для поездок на дачу. И даже сегодня Планета Спорт выглядит достойно, как настоящий классический байк. Цветовая гамма еще больше добавляла спортивности внешнему виду мотоцикла, самые первые Планеты Спорт выпускались в ярко-желтом и оранжевом цветах. Сочетая эти яркие цвета с черной рамой и блестящими никелированными крыльями, траверсами, крышкой двигателя и ободком фары, получался очень крутой мотоцикл. Многие девушки на мотоциклах начинали именно с этого спортивного байта от ИЖ.
Характеристики спортивного советского мотоцикла
Иж ПС не только внешне был современным байком, технические составляющие были тоже другие и серьезно отличались от остальных мотоциклов ИЖ, кроме цепи и деталей КПП, конечно.
Одной из самых главных инноваций было то, что Планета Спорт оснащался раздельной системой смазки мотора, по тем временам, такой технический замысел казался нереальным. Установленный в «Спорт» мотор на 350 кубиков с японским карбюратором Mikuni, позволял мотоциклу развивать мощность в 32 л. с. при 6700 об/мин.
Вес Планеты Спорт составлял 135 кг, а по тем временам, это очень хорошие показатели. Для примера, популярная в те годы Jawa-350/634 с мощностью в 22 лошадки весила 155 кг. То есть понятно, что у Явы не было шансов в скорости против спортивного Ижа. Еще одним новшеством было то, что мотор ПС закреплялся в раме при помощи подушек из резины.
Самые первые Иж Планета Спорт 350 были оснащены таким же японским электрооборудованием Denso, как на Ямахе. Именно поэтому впервые советский мотоцикл удовлетворял требования ЕЭК ООН по светотехнике.
Динамические показатели нового Ижа были на высоком уровне даже по меркам СССР — максимальная скорость равна 140 км/ч, а разгон с нуля до сотни всего за 10 секунд казались фантастикой.
Позднее стали выпускать ИЖи Планета Спорт с отечественным карбюратором, у которого был меньший диффузор, после чего мощность ПСа уменьшилась и стала 28 лошадок. Отличить поздние версии от ранних можно по удлиненному заднему крылу и слегка изогнутой выхлопной трубе, хотя в ранних версиях она была прямой.
Десять лет выпускался спортивный ИЖ
Серийное производство данного мотоцикла началось в 1974 году. Первая партия в 500 машин была продана в СССР за лето 1975 года. Все мотоциклы первой партии были оснащены японским электрооборудованием и раздельной системой смазки. К 1979 году Планета Спорт перестал комплектоваться импортными комплектующими и даже немного ухудшилось качество основных деталей.
Именно поэтому советские мотоциклисты лучше всего ценили мотоциклы первых годов выпуска, цена на ранние «спорты» была выше чем на поздние даже спустя 10 лет.
Спортивные ИЖи выпускались до 1985 года, а затем были сняты с конвеера. В наши дни очень сложно найти ”спорт”, который хорошо сохранился. В России за рабочий мотоцикл ранних моделей просят около 1000 бакинских рублей, а иногда и больше. Но он стоит этих денег, так как считается эксклюзивным советским мотоциклом.
А вот и видео тест драйв:
Made in USSR + Japan
Интересно, что все основные узлы и агрегаты были отечественными (разве что кроме японского карбюратора), то есть собственные технологии позволяли воплощать в жизнь любые современные конструкции – и делать это в массовом производстве и в расчете на долговременную эксплуатацию. Что, собственно, неудивительно, ведь “ИжМаш” в то время был предприятием оборонного комплекса. За границей закупались только второстепенные комплектующие ИЖ ПС – светотехника и электроприборы.
На рекламном плакате “Автоэкспорта” запечатлен опытный мотоцикл, он отличался двигателем и деталями облицовки.
Импортные детали обеспечивали новинке товарный вид: стиль, дизайн, аккуратность отделки – то, с чем у нас действительно были проблемы. По воспоминаниям ветеранов “ИжМаша”, на первый год производства (1973 – 1974) было закуплено в Японии 30 тыс. комплектов из 12 единиц комплектующих каждый.
На второй год, к слову, японцы подняли цену в 2, 5 раза, запчасти снова закупили, но в конце концов это сыграло свою роль и поздние “ПэЭсы” лишились импортных деталей, потеряв не только “нездешнюю” отделку, но и 4 л.с. мощности.
История особенностей комплектации
1974
- Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
- Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
- Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
- Первоначально устанавливающиеся отечественные указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
- Глушитель прямой
- Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
- На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
- Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
- Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
- Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
- Первый отечественный мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 вольт (ГП-1)
- Зарубежное электрооборудование и светотехника: Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
- Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
- Задний фонарь «Stanley» (Япония)
- Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением —
- Замок зажигания PAL (Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
- Свеча зажигания «Magneti Marelli» CW8N (Италия)
- Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
- Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
1975
- Карбюратор «Микуни» VM32-89
- Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
- Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
- Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
- Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
- Под конец года отечественные указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
- Отечественный бензиновый кран КР—12 с поясняющими надписями на английском языке
1976
- Устанавливается отечественный спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
- Новый отечественный оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
- Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)
1977
- Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают: Ручной насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
- Реле напряжения под топливный бак
1978
- Упраздняется мягкое крепление двигателя
- Установлен новый отечественный карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором имеющегося в нем, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
- Вместо самоклеющихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
- Постепенный переход на отечественные комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
- Начало установки противоугонного замка замок зажигания ВК105
- комбинированные переключатели на руле
- задний фонарь
1979
- Изменение конструкции задней подвески:
- Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)
1980
1981
- Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 вольт)
- Установлен новый отечественный звуковой сигнал С-205Б (12 вольт) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)
Мотоциклы «Минск»
Мотоциклы белорусской марки «Минск» начали выпускать с 1951 года, а в 2007 году завод-изготовитель из государственного стал частным.
Минск D4 125
Эта модель проста и экономична, но вместе с тем полноценно адаптирована к дорогам России и стран СНГ. Современный дизайн отлично вписывается в дорожный поток ТС. Мотоцикл легкий и маневренный, с хорошей и плавной амортизацией.
Транспорт обладает двигателем с объемом в 125 куб. см и мощностью в 10,2 л. с. Встроенный электростартер мгновенно реагирует на запуск. Внешний дизайн индивидуален. Габариты – 2100х1110х770 мм.
Минск С4 125
Минск С4 125 выпущен в 2008 году. Легкий как по весу, так и по управлению, маневренный, недорогой – этот транспорт выбирает молодежь и дачники. Он станет хорошим первым мотоциклом для начинающих гонщиков, хотя его сдержанный внешний вид на первый взгляд может некоторых оттолкнуть.
У модели С4 125 есть ряд преимуществ:
- небольшая стоимость;
- малый расход топлива;
- незначительные габариты и вес;
- адаптация к температурным перепадам.
Есть и недостатки:
- крепления ненадежные;
- маленькие зеркала способствуют неполноценному обзору;
- идущий в комплекте набор инструментов не подходит к мотоциклу;
- кнопка электрозапуска двигателя располагается на неудобном уровне;
- небольшой обтекатель.
Минск TRX 300i (тур-эндуро)
Более осовремененный по дизайну «Минск» TRX 300i привлекает внимание своим ярким и спортивным видом. Он воплотил в себе качества эндуро европейских производителей, что существенно отличает его от белорусских соотечественников
Этот мотоцикл создан для длительных поездок по самым различным дорожным покрытиям.
4-тактный двигатель запускается при помощи электростартера. Движение осуществляется 6-ступенчатой МКП. Транспорт рассчитан для перевозки 2 людей.
Характеристики:
- габариты – 2080/825/1230 мм;
- вес – 155 кг;
- передняя подвеска – телескопическая вилка;
- задняя подвеска – моно амортизатор.
МИНСК RX 250 (кроссовый)
Кроссовый «белорус» – последняя разработка минского производителя. Особенностью мотоцикла является то, что он собран из деталей ведущих фирм:
- органы управления Domino;
- пластик Acerbis;
- глушитель Leo Vince;
- карбюратор Dell’Orto;
- профессиональная подвеска Fast Ace;
- цепь D.I.D.
Колеса оснащены алюминиевыми дисками со спицами из прочных металлических сплавов. Внешность RX 250 дерзкая и спортивная. Модель заинтересовала заядлых кроссеров, поэтому в сезоне 2011-2012 года мотоцикл принял участие в «Чемпионате Белоруссии по мотокросу» и проявил себя как надежный и серьезный гонщик.
Технические характеристики
Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от “Паннонии”, итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.
Двигатель
На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.
Трансмиссия
Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.
Ходовая часть и тормоза
Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.
Электроника
Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии “Nikko”, замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.
Вес и габариты
Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.
Управляемость
Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.
Планета 3 тюнинг
Безусловно, многие владельцы ИЖ Планета 3 тюнингуют мотоцикл. Но далеко не все полезно, что хочется. Так, например, форсирование двигателя приводит агрегат к быстрому износу и неизбежному ремонту, поскольку просто не рассчитан на такие мощности. А вот переделка системы электропитания из контактной в бесконтактную, усиление рамы, установка скользящего контакта с соответствующей платой – вполне переносимы данной техникой. Хотя современные владельцы недолго думают, поскольку ИЖ Планета 3 сегодня иногда доступен даром. Они смело экспериментируют. Зато раритетный и надежный мотоцикл живет до сих пор полноценной жизнью. И весьма востребован любителями металлической мототехники.