Порадовал батю: взял старую Yamaha и превратил ее в ИЖ «Планета-Спорт»!


Технические характеристики

Большая часть комплектующих Иж Спорт производилась в СССР, хотя некоторые детали были импортными: японский карбюратор Mikuni, венгерская оптика от “Паннонии”, итальянский спидометр Veglia Borletti и кое-какие другие мелочи. У Иж Планета Спорт 350 технические характеристики были на высоте, тяговооружённость мотоцикла превосходила таковую у сверхпопулярной Jawa 350 почти вдвое, обеспечивая разгон с 0 до 100 км/ч за 11 секунд! Мотоцикл отличался такой надёжностью, что среди советских байкеров ходили слухи, будто он изначально был разработан исключительно в качестве экспортной модели. Ресурс ЦПГ, по отзывам, достигал 50-60 тысяч километров, что для 2-тактного мотора является рекордом. Максимальная скорость Иж Планета Спорт – 140 км/ч.

Двигатель

На Иж Спорт первых лет выпуска мощность достигала 32 лошадиных сил, но впоследствии она была уменьшена до 28 л.с. в угоду экономичности и ресурсу движка (объем – 340 см³). Реализованные в этой модели раздельная система смазки и крепление двигателя на резиновых подушках были оригинальными новшествами, благодаря которым байк успешно конкурировал с японскими и европейскими моделями на рынках Великобритании, Финляндии и других стран. Отличные характеристики двигателя в сочетании с высоким качеством сборки сделали этот байк невероятно востребованным.

Трансмиссия

Байк оснащен классической 4-ступенчатой коробкой передач, простой и надежной. Передачи переключаются привычным образом, 1-N-2-3-4. Передаточное число верхней, четвёртой передачи равно 1,0, и на неё можно смело переключаться уже на 70 км/ч – она обеспечит ровный разгон.

Ходовая часть и тормоза

Несмотря на некоторые инновационные решения, у Иж Планета Спорт характеристики соответствовали своему времени. Поэтому и рама мотоциклу досталась обычная, сварная, а вилка представляет собой простой бесштоковый телескоп со свободным ходом в 150 мм. Сзади установлен маятник с ходом 95 мм, так что подвеску мягкой не назовёшь. Тормоза барабанные, не слишком эффективные, и заявленный тормозной путь на скорости в 60 км/ч составляет не менее 16 метров.

Электроника

Электронная начинка этой модели была частично импортной. Так, звуковой сигнал производился на японском предприятии “Nikko”, замок зажигания был позаимствован у Jawa, оригинальные свечи Magneti Marelli приезжали в Советский Союз из солнечной Италии, а не менее оригинальные аккумуляторы – из Страны восходящего Солнца. Но в целом электросхема мотоцикла проста, и разобраться в ней несложно.

Вес и габариты

Сухая масса Иж ПС – всего 135 кг. Благодаря этому байк отличается хорошей динамикой и не возбраняет некоторого лихачества, за что, собственно, его и полюбили советские мотоциклисты. Габариты у него соответствующие, эта модель более компактна, чем Иж Юпитер 5 или Планета 3.

Управляемость

Привыкшим к современной мототехнике байкерам езда на Иж ПС может показаться непривычной. Байк управляется неплохо, но углы поворота руля велики, и уронить мотоцикл можно легко, особенно в повороте на малой скорости. Эту его особенность стоит иметь в виду.

Расход топлива

Хотя заявленный расход топлива не превышает 3,5 литров при скорости в 50 км/ч, при контрольных замерах в обычном режиме он составляет около 6 литров. При езде по бездорожью он может быть ещё выше, но 14-литрового бензобака хватает даже для дальних поездок. Двигатель Иж Планета Спорт предпочитает бензин с октановым числом не ниже 93, но на деле можно смело заливать АИ-92, купленный на проверенной АЗС.

ИЖ «Планета-спорт» против Японцев.

Появление нового мотоцикла в СССР было важным событием для всей огромной страны. В условиях плановой экономики даже модернизации были редкими и привлекали внимание, что уж говорить о принципиально новой модели, занявшей нишу дорожно-спортивных мотоциклов, которая до этого и вовсе отсутствовала. В 1973 году случилось нечто странное, но безусловно позитивное — Ижевский завод начал серийное производство первого в истории Советского Союза спортбайка ИЖ «Планета-спорт», как оказалось, единственного… и не только в СССР, но и в РФ.

Но, давайте, не будем о грустном! Предлагаю открыть январский журнал «За рулем» 1974 года и почитать большую статью-презентацию «Открытие новой планеты», наполненную гордостью (нужно признать её небезосновательной) за новый советский мотоцикл:

Это событие знаменательно не только для завода, но и для отечественного мотоциклостроения — у нас появился мотоцикл нового типа, причем не уступающий большинству зарубежных образцов. Его называют дорожно-спортивным, потому что он обладает качествами и дорожной и спортивной машины. Время покажет, насколько велик спрос на эти машины, более дорогие по сравнению с обычными дорожными. Но уже сейчас можно сказать: мотоциклостроители сделали шаг вперед в создании принципиально новой для нас конструкции машины.

Пришлось создать практически новый мотоцикл, начиная от внешних форм и компоновки и кончая конструкцией узлов и деталей. «Планета-спорт» — первый отечественный мотоцикл, снабженный раздельной системой смазки двигателя. Она разработана советскими специалистами. Большой запас мощности двигателя и удачно подобранные передаточные отношения четырехступенчатой коробки обеспечивают высокие динамические качества мотоцикла. Его скорость 140км/ч. До 100 км/ч он разгоняется за 11 секунд.

Что же это за большинство зарубежных образцов? Может техническое совершенство «ПСа» — это популистский совко-ностальгический миф, простите за грубое определение?

Возьмем конкурентов того же возраста от основных японских мотозаводов и сравним.

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..340 см2 Тип двигателя…………………2х тактный Число цилиндров……………….1 Диаметр цилиндра………………76 мм Ход поршня……………………75 мм Степень сжатия………………. 10-10,5:1 Мощность двигателя…………….32 л.с. Крутящий момент……………….34 Нм при 5800 Карбюратор……………………1 х Mikuni VM32-89 Коробка передач……………….4 скорости Сухая масса…………………..135 кг Максимальная скорость………….140 км/час Время разгона до 100 км/час…….11 сек

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..326 см2 Тип двигателя…………………четырехтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………64 мм Ход поршня……………………50.6 мм Степень сжатия………………. 9.5:1 Мощность двигателя…………….36 л.с. Крутящий момент……………….25 Нм при 9500 Карбюратор……………………2 Коробка передач……………….5 скоростей Сухая масса…………………..149 кг Максимальная скорость………….170 км/час Четверть мили…………………13.8 сек

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..326 см2 Тип двигателя…………………двухтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………62 мм Ход поршня……………………56 мм Степень сжатия………………. ? Мощность двигателя…………….42 л.с. Крутящий момент……………….38 Нм при 7000 Карбюратор……………………2 x Mikuni VM 26 Коробка передач……………….5 скоростей Сухая масса…………………..158 кг Максимальная скорость………….160+ км/час Четверть мили…………………13.8 сек

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..347 см2 Тип двигателя…………………двухтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………64 мм Ход поршня……………………54 мм Степень сжатия………………. 6.9:1 Мощность двигателя…………….36 л.с. Крутящий момент……………….38 Нм при 6500 Карбюратор……………………2 Коробка передач……………….5 скоростей Сухая масса…………………..139 кг Максимальная скорость………….160+ км/час Четверть мили…………………?

Технические характеристики.

Рабочий объем двигателя………..247 см2 Тип двигателя…………………двухтактный Число цилиндров……………….2 Диаметр цилиндра………………54 мм Ход поршня……………………54 мм Степень сжатия………………. 7.3:1 Мощность двигателя…………….29 л.с. Крутящий момент……………….27.5 Нм при 7000 Карбюратор……………………2 x Mikuni VM 24 SH Коробка передач……………….6 скоростей Сухая масса…………………..138 кг Максимальная скорость………….152 км/час Четверть мили…………………15.1 сек

Внимательно сравнивая характеристики ИЖа с референсными мотоциклами, мы видим, что никого «Планета-спорт» не превзошла, что неудивительно — японская школа мотоциклостроения к 60м уже успела сформироваться, а отечественная… ее нет и сейчас. Тем интереснее выглядит «ПС»! Никаких позорных или провальных цифр нет, все на достаточно хорошем, для своего времени, уровне. Проигрыш по скорости, очевидно, возник из-за применения 4х ступенчатой коробки — пятой просто не хватило для реализации ресурса двигателя. Плюс к этому, обратите внимание на цифры крутящего момента — хорошие 34 Нм при самых низких оборотах. «Планета-Спорт» создавалась как бы с оглядкой на Великое Советское Бездорожье. Это не спортбайк, скорее легкий туристический мотоцикл (чувствуется оглядка на эндуро) с брутальным одноцилиндровым двухтактником, что на твоей «Планете-3». По своей сути «ПС» ближе всего к Ямахе, по динамическим характеристикам — к 250 кубовой Suzuki.

В воздухе остался висеть вопрос: «Планету-спорт» сняли с производства в 1984. Это хороший жизненный цикл. Если бы было продолжение. Почему у легендарного «ПСа» не было наследника?

Не для слабаков

ИЖ “Планета Спорт” в самом деле неплохо продавался за рубежом, поставки были налажены даже в США. Правда, по воспоминаниям главного конструктора ”ИжМаша” Г.Л. Писарева, успеху в Штатах помешало отсутствие опыта “Автоэкспорта” в работе за океаном. Сервисной сети в Америке у ижевцев не было, да и участвовать в налаживании ее работы заводчане не могли, поскольку как работники “оборонки” в большинстве своем были невыездными. Но со сбытом мотоцикла проблем не было, с головой хватало и внутренних продаж, и традиционных для ИЖей рынков стран Европы – Великобритании, Нидерландов, Финляндии и прочих.

По сравнению с гламурными “Явами” ИЖ “Планета Спорт” выглядел более спортивным и даже суровым. Таким он был и на ходу.

Главное достоинство ИЖ “Планета Спорт” – его динамика при скромном по мировым меркам объеме 350 куб. см. Максималка – 140 км/ч, ускорение до сотни – 11 секунд. И неудивительно, ведь при массе мотоцикла 135 кг двигатель развивал 32 л.с., т.е. на одну “лошадку” приходилось лишь 4 килограмма нагрузки! Подобной энерговооруженности не предлагало ни одно транспортное средство в стране. Мощный спортивный мотоцикл требовал особого обращения, например, на двух низших передачах при неаккуратном обращении с ручкой газа можно было встать “на козу” и перевернуться на спину.

Характеристика правильно отрегулированного двигателя “Планеты Спорт” просто взрывная. Более-менее сдержанный на низких оборотах, он скачкообразно наращивает мощность при наворачиваннии ручки на себя

И тут важно следить за передним колесом, чтобы не прозевать момент, когда оно отрывается от земли – в особенности, если за спиной сидит пассажир и в особенности на версиях первых лет, с коротким задним маятником

Большинство ИЖ ПС были оранжевыми и желто-оранжевыми. Красные и зеленые были редкостью, причем зеленые не нравились молодежи – всяком случае, на территории Украины.

Наши коллеги – автожурналисты 1970-х годов в своих публикациях призывали владельцев ИЖ ПС к осторожности и акцентировали, что ИЖ ПС – мотоцикл для подготовленных водителей. И это было правдой

В отличие от обычных дорожных “Юпитеров” и “Планет”, не говоря уже о комфортабельных “Явах” и “Чезетах”, динамичная “Планета Спорт” требовала от водителя побольше истинно мужских качеств – собранности, постоянного контроля оборотов и положения в пространстве. Это, к слову, ответ на вопрос, почему ИЖ ПС покупали только избранные: он мог легко показать, кто пижон, а кто – реально крутой парень. Не все были к этому готовы. Собственно, как и сегодня.

Порадовал батю: взял старую Yamaha и превратил ее в ИЖ «Планета-Спорт»!

«Планета-Спорт» — один из лучших советских мотоциклов, с которым наша промышленность вышла в зенит. Яркий и оригинальный дизайн, достойные «цифры» и импортные комплектующие позволяли ему на равных конкурировать с «иномарками» даже на внешних рынках – немыслимый по сегодняшним меркам успех.

Этот текст писался для сентябрьского номера журнала «МОТО», который не вышел также как октябрьский и, судя по всему, ноябрьский. Пережив «проклятые 90-е», вставание с колен 00-х и стабильность начала 10-х, нынешнее руководство журнал, судя по задержке, не выдержал.

Работа «в стол» не для меня, так что пусть заметка тут выйдет.

Спасибо Владимиру Тетюхину за прекрасные фотографии.

Сегодня хорошо отреставрированный «ПС» один из немногих отечественных мотоциклов, действительно представляющих ценность для фанатов, а ценники растут с каждым годом. Спрос тащит цены и на запчасти, к которым все чаще приклеивают десяток ярлыков – «раритет», «дефицит», «ранний» и «японский». Для красного угла в гараже – да, но не больше.

В качестве мотоцикла на «эвридей» куда лучше подойдет японская некроклассика, лицом которой стала Yamaha SR400. Появившаяся в 1978 году, она может считаться ровесницей «Планеты-Спорт», дебютировавшей в 1973, и куда более успешной – на некоторых рынках ее продают до сих пор. Чем не основа для рестомода?

Объединение двух бабушек в этом любовном экстазе не казалось проблемой в теории, но на деле заняли много времени. Главная проблема – бак от ПС, который отказался садиться на толстую трубу ямаховской рамы, выполняющей роль маслобака. На помощь пришел друг, пожертвовавший нижнюю часть своего старого бака от SR и приваривший к ней верх от «ПС».

Крылья и светотехника встали без особых проблем, а вот с седлом и «флажками» вилки в сервисе пришлось повозиться, сварив кронштейны и выточив переходники. На ранние «ПС» клеились наклейки, но им я предпочел поздние увесистые металлические шильдики, такие украшательства выглядят убедительнее.

Самым дорогим приобретением стал ранний спидометр с «обратной» оранжевой стрелкой, его удалось «подружить» с ямаховским приводом спидометра. А вот пульты и рычаги остались родными, японскими, очень уж органично вся эта старорежимная фурнитура вписалась в облик рестомода.

Единственное, что выдает в нем реплику – выхлоп, расположенный с «неправильной» стороны, и крупный 4-тактный мотор. Режет не только глаз, но и нос – в купаже выхлопа никаких сладких ноток сахара-рафинада и сгущенки, поэтому назвать этот мотоцикл ненастоящим могут даже слепые.

Чуть позже видео об этом мотоцикле появится на канале журнала «Мотоэксперт»:

https://www.youtube.com/user/motoexpertmagazine

Подписывайтесь на мой блог в Яндекс.Дзен, там еще больше интересного:

zen.yandex.ru/fedotov_moto

Made in USSR + Japan

Интересно, что все основные узлы и агрегаты были отечественными (разве что кроме японского карбюратора), то есть собственные технологии позволяли воплощать в жизнь любые современные конструкции – и делать это в массовом производстве и в расчете на долговременную эксплуатацию. Что, собственно, неудивительно, ведь “ИжМаш” в то время был предприятием оборонного комплекса. За границей закупались только второстепенные комплектующие ИЖ ПС – светотехника и электроприборы.

На рекламном плакате “Автоэкспорта” запечатлен опытный мотоцикл, он отличался двигателем и деталями облицовки.

Импортные детали обеспечивали новинке товарный вид: стиль, дизайн, аккуратность отделки – то, с чем у нас действительно были проблемы. По воспоминаниям ветеранов “ИжМаша”, на первый год производства (1973 – 1974) было закуплено в Японии 30 тыс. комплектов из 12 единиц комплектующих каждый.

На второй год, к слову, японцы подняли цену в 2, 5 раза, запчасти снова закупили, но в конце концов это сыграло свою роль и поздние “ПэЭсы” лишились импортных деталей, потеряв не только “нездешнюю” отделку, но и 4 л.с. мощности.

Вывод

В современном мире реставрация ретро-мотоциклов остаётся уделом энтузиастов, которые готовы потратить на любимое дело не только массу времени, но и кучу денег. Если вы из их числа, то Иж ПС может занять своё место в вашем гараже. Но покупать его именно для езды смысла нет, если только вы не фанат ретро-техники.

Технические характеристики

Мощность:32 л. с. при 6700 об. мин Л.с.
Тип Двигателя (расположение цилиндров):одноцилиндровый, двухтактный, с тремя каналами и пятью окнами продувки
Количество цилиндров:1
Объем двигателя:340 см3
Тип охлаждения:Воздушное
Трансмиссия:Механическая 4-ступенчатая
Привод:Цепь
Рама:Стальная
Вес:135 кг
Емкость бака:14 л.
Максимальная скорость:140 км/ч
Колесная база:1390 мм
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]