Здесь легко и интересно общаться. Присоединяйся!
вот если на другом все в порядке, снеми с того движка зажигание и поставь на свой и узнаешь в чем проблема, якорь тут не причем только щетки могут быть причиной.
Зажигание тут не при чём, это вообще другая система! Щётки должны чётко прижиматься пружинами к контактным кольцам якоря. Якорь просто проверить лампочкой-через него 12 вольт должны проходить. Три обмотки статора соединены одним концом вместе и тоже прозваниваются лампочкой. Провода и разъём реле отсоединяем-5 минут и всё проверили! Вкл. зажигание-красная лампочка горит-значит якорь целый и на него ток идёт, завелись-лампа гаснет-пошла зарядка, Если реле живое и всё звонится-всё должно работать, там всё очень просто. Ну провода проверьте ещё.Удачи, парни! Я в телеателье работал, так за 15 лет их сотни починил, повнимательней гляньте и всё.
не идёт зарядка на акум юпитер 5 что может быть?!
Ранее в этой же рубрике:
- Регистрация самопала // 1st Декабрь 2012 // 3
- зимний сезон // 17th Ноябрь 2012 // 6
- необходим байк для фотосессии))) // 15th Ноябрь 2012 // 6
- Карбы // 14th Ноябрь 2012 // 3
- Может ещё кому то так не везет? // 31st Октябрь 2012 // 6
К записи оставлено 13 коммент.
щетки. релюшка,генератор, если контрольная лампа работы генератора горит и после заводки тухнет, то эт релюшка которая под жопой накрылась
да было так тухла… а ща даже так не горит … не фары не чё ваще только габариты когда ключ повернёшь…
вот я тоже думаю потому что когда руль поворачивал панель приборов горела ща даже не горит а до этого как бы горела фары включаешь и сё не чё не орит сигнал работает и заводится…
вообще ща комуникатор походу згорел ща замыкает….
где замыкает если забрел камутатор заряда не будет ты уверен что именно он
да а что ещё то?! я всё посмотрел не где нет замыкания… раньше работало не чё не трогал ща аш акум подсоединял замкнуло палец обжог.. да поменяю лишним не будет не дорогой новер руб 300
Особенности электрооборудования
Модели мотоциклов ИЖ максимально унифицированы. Схема проводки ИЖ Юпитер 2, мало чем отличается от поздних версий мотоцикла ИЖ. Есть внешние отличия. Например, байк Планета 5 имеет один цилиндр, а у Юпитера 5 их два.
Первым 12 вольтовым мотоциклом стал ИЖ Юпитер 4. Схема проводки ИЖ Юпитер 5 и схема проводки ИЖ Юпитер 3 отличаются компонентами.
Схема электропроводки ИЖ Юпитер 5
На байке пятого Юпитера стоит контактная СЗ, которая работает от аккумулятора, поэтому эксплуатация транспорта сильно зависит от степени зарядки батареи.
Если зарядка недостаточная, то возникают следующие проблемы:
- мотор работает с перебоями;
- двигатель запускается с трудом;
- на небольшой скорости разряжается батарея.
Устранить эти проблемы можно, перейдя на БСЗ. С этой задачей справится любой электрик (автор видео — Viter Electronic).
Как осуществить переход на бесконтактную СЗ?
Для перехода на бесконтактную СЗ мотолюбители используют детали от других моделей мотоциклов. При модернизации генераторной установки и проводка ИЖ Юпитер 5 остаются без изменения. Небольшие переделки касаются электрической схемы ИЖ. АКБ после изменений используется для обслуживания вспомогательного оборудования. Для перехода на БСЗ берутся детали с Планеты 5 и автомобиля ВАЗ 2108.
В схему электрооборудования ИЖ вносятся следующие изменения:
- установить 2 датчика Холла с восьмой модели ВАЗа;
- к датчикам нужно подключить 2 ВАЗовских электронных коммутатора;
- каждый из цилиндров обслуживает пару коммутатор-датчик;
- в цепь нужно добавить еще две катушки зажигания.
СЗ после модернизации
На электросхеме мотоцикла ИЖ компоненты помечены цифрами:
- Свечи зажигания.
- Катушки зажигания с Планеты 5.
- Коммутаторы.
- Датчики Холла.
- Замок зажигания.
- Аккумулятор.
Для созданной системы зажигания нужно доработать генератор ИЖ Юпитер 5, схема которого не потребует больших изменений.
Как можно доработать генератор?
Представленный вариант модернизации выгоден тем, что не требует покупки нового генератора, который будет обслуживать новую систему зажигания.
Устройство переработанного генератора
Достаточно выполнить следующие действия:
- изготовить модулятор-прерыватель электрической цепи;
- установить прерыватель на вал ротора или генератор.
Создать модулятор можно своими руками. Для этого нужно взять металлическую пластину и просверлить в ней отверстие для болта крепления. Изготовленная деталь будет служить в качестве модулятора-прерывателя.
Самодельный модулятор для прерывания
Подключение модулятора осуществляется следующим образом:
- установить пластину модулятор (2) и притянуть ее болтом (3), но не до конца;
- вращая коленвал, нужно добиться, чтобы поршень стоял в верхней мертвой точке;
- далее нужно выставить угол опережения зажигания;
- теперь можно затянуть болт крепления на пластине.
Вместе с модулятором устанавливаются датчики Холла (1).
Сообщества › Околоколесица (мотоциклы, ATV, гидроциклы) › Блог › БСЗ и Р-р с д.мостом на ИЖ Ю-5
Стоит у меня в гараже мой «Старый друг» ИЖ Ю-5 подаренный мне еще на окончание школы! Единственным хозяином которого являюсь только я. Не ездил на нем давно, уже более 10 лет, да и не заводился он, не было зарядки, постоянные проблемы с кулачками и дохнувшими катушками зажигания, и конечно же правый горшок! Пришло время реанимировать товарища! Решено было установить БСЗ, сделать нормальную зарядку с элементами авто и заменить проводку! Иду в магаз покупаю детали: 1. Реле – регулятор 2101, 2106. 2. Диодный мост генератора (подойдет от ВАЗовских и ГАЗовских генераторов. 3. Конденсатор для диодных мостов (по моему все одинаковые на ВАЗ и ГАЗ) 4. 2 свечи от ГАЗ с электронной системой зажигания. 5. 2 высоковольтных силиконовых провода коротких (я брал за полтинник в каком-то гаражном копе) 6. Катушка зажигания (ВАЗ 1111, ГАЗ с двигателем 406) двухвыводная, сухая. 7. Коммутатор (ВАЗ 2108) 8. Датчик Холла (ВАЗ 2108) 9. Соединительные колодки для коммутатора и Датчика Холла. 10. Аварийное зажигание.(на всякий случай) 11. Клеммы, провода, изолента и гайка — думаю есть у всех в гараже 12. Заказал пластину модулятора и пластину крепления датчика холла в инете самому точить было в лом))
Установка БСЗ 1.Снимаем контакты прерывателя, катушку, конденсатор и всю прочую лабуду от контактного зажигания. 2.Ставим коммутатор в правый бардачек, катушку под бак. 3.Откручиваем болт генератора. 4.Ставим модулятор. 5.Крепим датчик Холла. 5.1. Крепим модулятор, но не затягиваем! 6.Соединяем все по следующей схеме. Сохранить в Альбом Схема 1Схема 1
7.Одеваем бронепровод на свечу, подсоединяем к катушке. делается все по первой схеме, делается все элементарно и по времени можно управиться за час с перекурами. 8. Подключаем катушку зажигания. Сохранить в Альбом Схема 2 цветнаяСхема 2 цветная
Зажигание выставляется элементарно: поршень в ВМТ далее 3.5 мм назад и для удобства поиска момента искры был куплен блок мгновенно диагностики «МД-1»
Далее занимаемся зарядкой 1.Выкидываем все элементы старой системы зарядки 2. Щетки.Поскольку применяемое реле-регулятор управляет током на роторе через (+), то нужно сделать следующее. На корпусе генератора установлены колодки пластиковые, которые позволяют изолировать соединения проводов от корпуса. Находим соединение щеточного белого и короткого проводка с черным проводом и освобождаем щеточный проводок (выкручиваем гаечку на М3). На нем насажена клемма 3мм, ее рассверливаем до 4 мм. И теперь эту клемму одеваем на крепежные винты самой колодки и затягиваем, тем самым подаем на щетку (-). 3.Диодный мост. На БПВ подходят черные провода (-) на левую нижнюю часть БПВ и красные провода (+) на среднюю нижнюю часть БПВ. И три розовых на правый бок БПВ. Черные освобождаем и скручиваем, так же поступаеам и с красными. А розовые (они идут от генератора от каждой фазы и подводят переменный ток с каждой фазы, которых всего три) снимаем и оставляем как есть. Диодный мост состоит из двух пластин, одна из них (+), другая (-) и они изолированы друг от друга, та пластина которая имеет изоляцию на крепежном отверстии (на конце) и есть (+).Подключаем красные провода (+) на пластину. А черные и коричневые подключаем на массу (-). Диодный мост подключен. 4.Реле регулятор. Берем (+) в любом месте после ключа зажигания. Это у нас клемма пойдет на паз р-р под №15 . Берем провод (+) щетки, он снятый с правой нижней части БПВ, это провод для клеммы р-р №67 . Берем р-р, и подключаем. Далее прикручивам р-р на массу, без этого запускать нельзя, а то сгорит! 5.Чтобы на приборке тухла лампочка зарядки пустил ее через реле.
Улучшаем штатную систему
Систему зажигания можно улучшить и другими способами. Для этого нужно выявить, какие есть проблемы с проводкой. Они могут возникнуть в первичной цепи между катушкой и аккумулятором на 12 В или вызваны условиями эксплуатации. При визуальном осмотре первичной цепи можно выявить неполадки в соединениях, контактах и выключателе зажигания.
Если эксплуатационные условия идеальны, первичная цепь работает с АКБ на 12 В без сбоев.
Но при попадании грязи и пыли в цепи увеличивается сопротивление в местах контактов, что влечет понижение напряжения с 12 Вольт до 7-8 Вольт. Этого напряжения не хватает, чтобы появился мощный разряд во вторичной обмотке катушки. В результате, на свече возникает заряд меньше 12 В, который плохо воспламеняет горючую смесь в цилиндрах. Обгоревшие контакты, замасленные свечи и АКБ с зарядом меньше 12 В еще более ухудшают искрообразование.
Штатная проводка после доработки
Решить эти проблемы помогают следующие меры:
- Убираются штепсельные разъемы, и каждый проводок припаивается с помощью традиционной пайки, а затем изолируется.
- Устанавливается дополнительный тумблер, который отключает всех потребителей, когда запускается двигатель. Таким образом, на катушки подается 12 вольтовое напряжение с аккумулятора (схема 1).
- Переделать замок зажигания (ЗЗ) (схема 2). Нужно взять провод и припаять один его конец к разъему замка 4, который свободен, а второй к положительной клемме катушки. Штатный провод следует перепаять с клеммы 5 на клемму 6. После включения такого положения ключа, подача питания от аккумулятора на первичный контур осуществляется по упрощенной схеме.
Таким образом, выполненные изменения сделают электропроводку мотоцикла ИЖ Юпитер 5 более надежной и производительной.
Диодный мост на иж юпитер 5 установка
Мотоцикл ИЖ — Юпитер 5 Одна из болезней ИЖей — это зарядка АКБ.
Лечится она довольно легко и просто. Для этого потребуется:
— реле-регулятор от ВАЗ 2106
— 6 соединительных фишек (мама)
— элементарные познания в электрике
И так приступим к установке.
Отсоединяем провод «Х1» от БВП и прикручиваем его к массе. Отсоединяем плюсовой провод от щётки генератора и подключаем его к клемме «67» на РР. Также присоединяем к клемме «15» на РР плюсовой провод от замка зажигания или от клеммы «Х8» БВП.
Далее подключаем 5ти контактное реле, оно нужно для того чтоб гасла контрольная лампа зарядки. К клемме «30» подключаем плюсовой провод от «Х8». Клемму «85» подключаем к массе. От БВП отсоединяем клемму «Х3» и присоединяем её к реле «88». От клеммы «86» пускаем провод и присоединяем его к клемме «Х7».
Особенности электрооборудования
Несмотря на унификацию деталей с другими моделями, схема проводки ИЖ Ю5 выбрана для батарейного использования .
Речь идет о контактной системе зажигания, которая при «севшем» аккумуляторе сразу создает проблемы владельцу:
- Запуск двигателя затруднен;
- Двигатель работает с перебоями;
- Движение на малой скорости еще больше разряжает АКБ.
Поэтому, многие владельцы предпочитают модернизировать своими руками систему зажигания на более прогрессивную — бесконтактную электронного типа. Также следует отметить, что ремонт проводки ИЖ Юпитер 5 при возникновении желания подобной модернизации не потребуется (см. также статью о схеме проводки ИЖ Планета 5).
Справочно: в отличие от модели Юпитер, на модифицированную ИЖ Планету 5 устанавливали новую проводку и электронную систему зажигания.
Предлагаемые ниже способы как раз рассчитаны на упрощенную работу — не требующую серьезной замены компонентов.
Переход на бесконтактную систему зажигания
Владельцами ИЖ Юпитер 5 за годы эксплуатации разработана не одна инструкция по переделке электрической сети. И практически все они базируются на элементах от других отечественных мотоциклов (см. также особенности схемы проводки мотоцикла Урал).
Но есть и более прогрессивный способ, при котором:
- Генератор и проводка на ИЖ Юпитер 5 остаются;
- В электросхему вносятся небольшие переделки;
- Аккумуляторная батарея остается для обслуживания вспомогательных систем.
Речь идет о модернизации системы зажигания с комбинированным применением элементов от автомобиля ВАЗ-2108 и мотоцикла Планета 5.
При этом принципиальная схема проводки на ИЖ Юпитер 5 сохраняется:
- Устанавливаются два датчика Холла;
- К ним подключаются два электронных коммутатора (п.1 и 2 — с ВАЗ). Каждая пара датчик-коммутатор обсуживает 1 цилиндр;
- Две катушки зажигания от мотоцикла семейства ИЖ.
На представленной выше схеме цифрами обозначены:
- Свечи зажигания;
- Катушки Планета 5;
- Коммутаторы с «восьмерки»;
- Датчики Холла с «восьмерки»;
- Замок зажигания;
- Аккумуляторная батарея.
Доработка генератора
Данная технология перехода на бесконтактную систему зажигания интересна тем, что владельцу мотоцикла нет необходимости покупать новый генератор, предназначенный для работы в системе электронного зажигания. Соответственно, что и цена переделки будет минимальной.
- Изготовить модулятор, который будет прерывать цепь;
- И установить его на генератор (на вал ротора).
В качестве такого модулятора-прерывателя может послужить пластина из металла, с просверленным в ней отверстием под крепежный болт.
Порядок установки модулятора следующий:
- Пластина-модулятор (на схеме внизу под №2) устанавливается под крепежный болт;
- Несильно притягивается ним;
- Вращением коленвала устанавливаем поршень в ВМТ;
- Выставляем угол опережения зажигания;
- Затягиваем крепежным болтом пластину.
Справочно: помимо модулятора устанавливается под крышку двигателя и два датчика Холла (на схеме №1). Места для их крепления есть.
Схема проводки ИЖ Юпитер 5: переделки системы зажигания
Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.
Главное визуальное отличие двух мотоциклов семейства ИЖ – это количество цилиндров двигателя. У модели «Юпитер 5» их два, тогда как «Планета 5» имеет только один.
Во всем остальном модели максимально унифицированы друг с другом, за исключением электрических компонентов.
Справочно: еще одна конструктивная особенность ИЖ Юпитер 5 последних лет выпуска заключается в использовании водяного охлаждения. А у Планеты 5 все двигатели воздушного охлаждения.
Улучшение штатной системы
Для тех владельцев, которые не хотят переходить на бесконтактную систему зажигания, существуют и другие способы улучшения искрообразования.
При этом проводка мотоцикла ИЖ Юпитер 5 анализируется на предмет проблемных мест, и чаще всего:
- Диагностируется первичная цепь от АКБ к катушке;
- Выявляются места снижения напряжения, вызванные эксплуатационными условиями.
Простой осмотр первичной цепи продемонстрирует сразу несколько проблемных мест:
- четыре штепсельных разъема;
- аварийный выключатель зажигания;
- контакты центрального переключателя;
- контакты прерывателя.
При идеальных условиях эксплуатации столь сложный участок цепи будет работать безотказно.
А на практике он подвергается пыли грязи, летящей из-под колес, поэтому в цепи из-за увеличения сопротивления в местах контактов:
- снижается напряжение с 12 В до 7-8 В;
- этого недостаточно для возбуждения мощного разряда вторичной обмотки катушки;
- как следствие — низкий разряд на свече, делающий затруднительным воспламенение горючей смеси в цилиндрах.
А если к этому добавить «севший» аккумулятор и замасленные свечи с обгоревшими контактами, то процесс искрообразования становится и вовсе проблематичным.
Решают подобные дефекты мотоциклисты следующим образом:
- традиционная пайка. Проводка на ИЖ Ю5 избавляется от штепсельных соединений и банально пропаивается вручную каждый проводок с последующей изоляцией;
- установка дополнительного тумблера (на схеме №1), отключающего всех потребителей в момент запуска двигателя. Это позволяет подать на катушку максимальное напряжение с аккумуляторной батареи;
- переделка замка зажигания. К свободному разъему замка 4 (на схеме №2) припаивается провод, второй конец которого подается на плюсовую клемму катушки.
Штатный провод зажигания от клеммы 5 переносится на клемму 6 и при активации данного положения ключа, активируется упрощенная схема подачи питания с АКБ на первичный контур катушки.
Выводы: вы можете узнать из данной статьи не только опробованные способы улучшения электрической части мотоцикла (как и в статье об электропроводке Ява 350), но и просмотреть видео материалы, наглядно демонстрирующие алгоритм работ по модернизации.
Источник
Если нет зарядки на мотоцикле Иж Юпитер.
Данная статья написана в помощь тем мотолюбителям, которые решили сами найти и устранить неисправность в системе заряда аккумулятора на мотоциклах ИЖ 12в.
Из специальных приборов понадобится самый простой тестер с функцией прозвонки (пищалка) и измерением сопротивлений. Если данного прибора у вас нет, то можно воспользоваться лампочкой с батарейкой для определения контакта или разрыва в цепи.
При этом на мотоцикл необходимо поставить хорошо заряженный аккумулятор, либо запитать бортовую сеть от другого внешнего источника питания постоянным напряжением 12 в. Прежде всего проверяем наличие напряжения при включенном замке зажигания на плюсовой клемме реле регулятора. Там должно быть +12в.
Если напряжения нет, то ищем обрыв от плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания и до клеммы + на реле- регуляторе.
Далее, меряем напряжение на щетках. На одной из щёток должно быть +12в. Если нет, прозваниваем проводку от реле до щеток генератора.
Следующий шаг. Вытаскиваем щетки из держателя и прозваниваем каждую из них от клеммы до графита, Бывает такое, что в месте контакта провода с самим графитовым телом щетки пропадает контакт.
Поиск неисправности в генераторе
От статора отсоединяются три фазных провода и прозванивается обмотка (соединенная между собой по схеме звезда). То есть между собой обмотки должны звониться и иметь примерно одинаковое сопротивление. Если какая то обмотка не звонится, это означает, что есть обрыв и статор не исправен.
Далее все три фазы прозваниваются относительно корпуса (массы). Если звонится значит обмотки пробиты на корпус и такой статор не исправен.
Якорь
Прозваниваем обмотку якоря ( на медных кольцах ). Если между собой кольца звонятся — хорошо, если нет — обрыв, якорь не исправен.
Следующим шагом прозванивается обмотка якоря относительно корпуса якоря.
Если не звонится — хорошо, если звонится, обмотка пробита на корпус и такой якорь не исправен!
Реле регулятор
Если вся проводка в порядке, щетки, статор и ротор прозвонили и все рабочее, остается реле-регулятор! По моему опыту, даже если не сильно разбираешься в радиоэлектронике, можно хотя бы снять заднюю крышку реле-регулятора и протереть всю грязь. Внимательно посмотреть все контакты, крепления деталей, проводов, перемычек, бывает от вибрации просто отваливается контакт или пайка. Диодный мост практически «вечен». А вот управляющие тиристоры, бывает, что и вылетают! Прозваниваются они тоже просто — на предмет пробоя на корпус и межу катодом и управляющим электродом!
Меняются они тоже легко, снизу откручивается гайка на 10 мм сверху отпаиваются провода.
Вот в принципе и всё. И совершенно не стоит наугад менять целые узлы, причин может быть очень много, вплоть до банального плохого контакта на фишках или окисления проводов в разъеме
Редакция журнала благодарит Шарикова Сергея за любезно предоставленные материалы для статьи.
Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ или фотоотчет о путешествиях, присылайте, пожалуйста, материалы на адрес:
Источник
Содержание:
Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.
Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Найти оборванный провод или повреждение изоляции легко (например, плохой контакт всегда греется).
Но обратите особое внимание на то, что схема электрооборудования рассчитана не только на 12 вольт, есть еще высоковольтный кабель (соединяющий катушку и свечу) обычным омметром его не проверишь.
В этом случае смотрим — если искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Сейчас подробно о главных узлах проводки Иж планета.
Генератор
Сердцем является генератор (иногда его называют магнето, но на Иж Планета они никогда не использовались). Три обмотки вырабатывают переменный ток. Для возбуждения используется вместо постоянного магнита дополнительная катушка. Поэтому невозможно завести мотоцикл с «раскачки» при полностью посаженном или отсутствующем аккумуляторе.
На генератор Иж Планета 5 монтируют диодной мост для выпрямления тока и регулятор напряжения собранные одним блоком (в руководствах по схемам электропроводки Иж Планета их даже не выделяют).
Возможные поломки в данном узле:
- Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
- — на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
- Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.
Как установить БСЗ (бесконтактное зажигание), диодный мост и реле регулятор на мотоцикл
Меня неоднократно просили поделиться опытом по установке БСЗ, диодного моста и реле – регулятора. По мере возможности я это делал, пока не стали настаивать на том, чтобы я разразился статьей, где мог бы доступно все разжевать. Вся сложность заключается в том, что я после этих установок давно ушел в сторону переделки электросхемы Иж — Юнкер. И на сегодняшний день воспроизвести в точности как было на самом деле на мотоцикле – достаточно проблематично, а тем паче что точки соединений проводов и их цвета на любых электросхемах отличаются от заводских, в том числе я сталкивался с тем, что на разных мотоциклах (Иж – Юнкер) одни и те же провода различны по цвету.. Поэтому я не буду вам называть конкретный цвет провода и привязывать его к схеме, а буду называть провода по их функциональности, например так: “этот провод идет на левый задний габарит”, а вам придется опознать его на практике, что кстати весьма полезно для опыта. Я не буду расписывать преимущества того либо другого устройства или преимущества того либо иного способа, каждый выбирает обувь по ноге, просто попробую изложить так, чтобы было просто и понятно. Итак, начнемс.
Аккумулятор
Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.
Возможные неисправности батареи:
- — корпуса, пластин, вытекание электролита.
- — определяется замером с помощи ареометра.
- — выявляется замером сопротивления.
- минус не на корпус (раму) мотоцикла — не будет работать вся электроника.
Электрооборудование ИЖ Планета 5
Проводка ИЖ Планета 5 включает в себя:
- генератор;
- аккумулятор;
- систему зажигания;
- фонари фар;
- контрольные приборы;
- элементы коммутации.
Видео: обзор проводки ИЖ Планета 5
Снято пользователем Агроном.
Генератор
Устройство генератора ИЖ Планета 5:
- регулятор напряжения с выпрямителем БПВ-14-10 — 1;
- ротор — 2;
- статор с обмотками — 3;
- щетки токоснимателя — 4;
- кулачок системы зажигания (батарейной) — 5;
- контактный узел системы зажигания — 6.
Генератор преобразовывает механическую энергию бензинового двигателя в электрическую, чем обеспечивает зарядку аккумулятора. Переменный ток вырабатывается 3 обмотками и подается на выпрямитель, который преобразует его в постоянный. В качестве возбудителя используется дополнительная катушка.
Фотогалерея: генератор ИЖ Планета 5 и его устройство
Генератор ИЖ Планета 5
Устройство генератора
Аккумулятор
Для снабжения всех компонентов требуется маломощный накопитель энергии именно на 12 вольт, так как в ИЖ Планета 5 отсутствует стартер. Задача свинцово-кислотного аккумулятора только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска.
Аккумулятор
Система зажигания
В ИЖ Планета 5 катушка зажигания преобразовывает низковольтное напряжение в высоковольтное и передает его на свечу. Та, в свою очередь, отвечает за искру, которая детонирует топливо. Чтобы детонация происходила только в нужном положении поршня, существует прерыватель зажигания.
Система зажигания
В заводской комплектации в этой модели установлена классическая система зажигания, которая требует периодической зачистки контактов прерывателя и регулировки зазора между ними.
Установка бесконтактной СЖ на мотоцикл даёт:
- своевременное мощное искрообразование;
- снижение уровня вибрации;
- уменьшение расхода топлива.
Контрольные приборы
На мотоцикле стоят следующие контрольные приборы:
- тахометр, на котором находятся контрольные лампочки головного света и поворотов;
- спидометр, показывающий общий и суточный километраж;
- указатель температуры силового двигателя;
- вольтметр.
Контрольные приборы
Лампы фонарей фар и приборной панели
В качестве светотехники и для подсветки приборной панели устанавливаются обычные лампы накаливания. За подачу электроэнергии с аккумулятора к лампам отвечают элементы коммутации.
В цепь головного света входят лампы:
- головного света фары (35 ватт);
- стояночного света фары (4 Вт);
- контрольная — синего цвета включения (2 ватт);
- заднего стоп-сигнала (15 Вт).
Передняя фара
Элементы коммутации
Элементы коммутации — это различного рода переключатели, которые замыкают либо размыкают электрическую цепь. В действие могут приводиться при помощи клавиш на приборной панели (например, поворотники) либо за счет датчиков.
В ИЖ Планета 5 к элементам коммутации относятся:
- переключатели поворотов;
- клавиша сигнала;
- переключатели ближнего/дальнего света фар;
- датчик нейтральной передачи;
- замок зажигания;
- датчики ножного и ручного тормоза.
Система зажигания
Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.
Основные неисправности данного узла:
- Обгорание контактов прерывателя — определяется визуально.
- Выход из строя датчика или элементов коммутатора — для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
- Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.
Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.
Схема проводки Иж планета — 5, как определить неисправность
07.04.2017
Легко устраняя поломки механической части, мотолюбители испытывают затруднения, если отказала электрика. Совершенно зря, схема проводки планета Иж 5 несложная, разобраться просто.
Для ремонта нет необходимости иметь специальные стенды и оборудование. Достаточно минимальных знаний электротехники и простейшего авометра (тестера), даже часто можно обойтись только контрольной лампой.
Расскажем подробнее об основных узлах электропроводки и возможных неисправностях. Найти оборванный провод или повреждение изоляции легко (например, плохой контакт всегда греется).
В этом случае смотрим — если искра у вывода катушки и на выходе у контакта свечи. Сейчас подробно о главных узлах проводки Иж планета.
Генератор
Сердцем является генератор (иногда его называют магнето, но на Иж Планета они никогда не использовались). Три обмотки вырабатывают переменный ток. Для возбуждения используется вместо постоянного магнита дополнительная катушка. Поэтому невозможно завести мотоцикл с «раскачки» при полностью посаженном или отсутствующем аккумуляторе.
Возможные поломки в данном узле:
- Пробой или обрыв катушек. Проверяется замером их сопротивления токоведущих жил и изоляции. При повреждении генератора он будет ощутимо греться.
- Выход из строя диодного моста — на выходе напряжение будет значительно отличаться от номинального уровня или отсутствовать.
- Выход из строя регулятора напряжения. Хотя электро-схема включает защиту от короткого замыкания, случается, что автоматика не срабатывает и чаще всего выгорает выходной транзистор.
Аккумулятор
Аккумулятор в мотоцикле маломощный. У мотоцикла отсутствует стартер, поэтому его задача только подать напряжение на систему зажигания и обмотку возбуждения генератора во время пуска. Благодаря аккумулятору, рассчитанному на 12 вольт, обеспечивается стабильный пуск пятой Планеты, до третей модели проводка была 6-ти вольтовой, а зажигание не всегда четким.
Возможные неисправности батареи:
- Механическое повреждения — корпуса, пластин, вытекание электролита.
- Потеря плотности электролита — определяется замером с помощи ареометра.
- Замыкание пластин в банках — выявляется замером сопротивления.
- Возможно не правильное подключение минус не на корпус (раму) мотоцикла — не будет работать вся электроника.
Система зажигания
Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.
Основные неисправности данного узла:
- Обгорание контактов прерывателя — определяется визуально.
- Выход из строя датчика или элементов коммутатора — для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
- Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.
- Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.
Лампы фонарей фар и сигнализации
Используются обычные лампы накаливания, найти сгоревшую спираль нетрудно.
Элементы коммутации
К ним относятся переключатели (дальний-ближний, повороты, стоп двигателя и т. п.) а также датчики тормоза и нейтрали и замок зажигания. Их легко можно «прозвонить» тестером, выяснив — какая контактная группа не работает.
Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.
А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.
Вот куда то делась зарядка и вдруг снова появилась, внезапно заглох во время пути или не работает какой то режим и барахлит приборка — обычная проблема, надо решать. После долгих лет эксплуатации, когда начинаешь разбираться чего и куда идет, крыша едет набекрень, какие то скрутки, километры изоленты, м даа, так дело не пойдет! Оговорюсь сразу, что работаю на авторазборе, достать проводов или запчастей не проблема, так вот, решено сделано — проводка выполнена из японских проводов и китайской термоусадки. Потратил на это день от силы. коннекторы покупать не стал, просто разжимал их, брал необходимый по длине провод, вставлял зажимал запаивал надевал кембрик термоусадки — фен и вуаля! проводок готов затем весь жгут в оплетку, смотрим радуемся. Подкову решил поставить потому, что захотелось и все тут! что мне место под седлом лишнее что ли! Для супертюнинга нам понадобится — подкова от ваза (примерно 270 р), реле — регулятор (около 150 р) лучше брать в хорошем магазе, самим изготовить две скобочки [ — образные (на фото не видно, реле крепится на них), УШМ. Реле регулятор «дорабатываем» — срезаем немного мяса (на картинке слева сверху где выходной контакт), сам контакт загибаем во внутрь, еще делаем два отверстия крепления, можно проковырять в ручную сверлом на 3 мм Болгаркой отрезаем лишнее на генераторе, чтобы диодный мост без проблем туда залез. Все делается по месту и в меру своей фантазии(диодный мост подпиливаем так, чтобы крышка сцепления не касалась его! ). Закрепляем подкову болтами — чтобы диоды не касались массы, я использовал текстолитовые шайбы. Да, не сильно красиво, но компактно и работает уже второй сезон! Не забывайте, алюминий плохо паяется, так что лучше сделать отверстие, накрутить маленький болтик с гаечкой и уже к нему припаять плюсовой провод!
на этой картинке все подробно разжевано
БСЗ! мечта любого ижевода! Описывать весь процесс приобретения и комплектующих не буду, инфы и так много в интернете. Как все, сначала решил поставить датчик холла(ДХ), покатался норм, работает, но прогресс не стоит на месте! Нашел замену — оптический датчик BS5-2M! стоит не мало — около 250 р. вазовский коммутатор без проблем воспринимает его сигнал. красиво, но дорого, и если вылетит из строя где нибудь то песец, лучше возить с собой запасной (если все же ставите BS5 советую запаять корпус и сторону контактов аккуратно паяльником, а то может помереть от вибрации ) И напоследок несколько фото
Элементы коммутации.
К ним относятся переключатели (дальний-ближний, повороты, стоп двигателя и т. п.) а также датчики тормоза и нейтрали и замок зажигания. Их легко можно «прозвонить» тестером, выяснив — какая контактная группа не работает.
К коммутации относится и электронное реле поворотов Иж. Его неисправность видна по отсутствию прерывания или вообще подачи напряжения на поворотники.
Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.
А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.
Проверку исправности генератора можно провести на мотоцикле без разборки генератора.
Для проведения работы потребуется мультиметр.
1. Устанавливаем мотоцикл на центральную подставку или боковой упор.
2. Отключаем аккумуляторную батарею, вынув ее предохранитель.
3. Снимаем правую крышку силового агрегата.
4. Ключом на 6 мм
отворачиваем гайки крепления пяти «верхних» проводов генератора. Чтобы не перепутать провода при последующей сборке, помечаем их или обвязываем тонкой проволокой так, чтобы получился шлейф.
Техническое обслуживание
Самостоятельно владелец может выполнять некоторые процедуры технического обслуживания:
выставлять зазор между контактами прерывателя;
Потребность в осмотре и корректировке работы проводки возникает, если:
- мотоцикл двигется под дождем длительное время, так как это вызывает окисление контактов;
- мотоциклист ездит по местности, на которой много растительности, повреждающей проводку;
- водитель катается в зимнее время по снегу, который может налипнуть на детали электропроводки и повредить их.
Самостоятельная проверка генератора мотоцикла Планета 5 при потере заряда
Причиной потери заряда в аккумуляторе ИЖ Планета 5 чаще всего является поломка генератора.
Для проверки своими руками необходимы:
- прибор мультиметр;
- прямая отвертка.
Пошаговая инструкция
Необходимо следовать следующим этапам:
- Отключить провода от аккумулятора и демонтировать крышку генератора.
- Отсоединить 5 верхних проводов от генератора, открутив перед этим их крепления. Для того чтобы не перепутать провода при сборке, стоит их пометить.
- Измерить сопротивление обмоток, используя мультиметр в режиме омметра. Для этого нужно прикоснуться одним щупом к корпусу, а другой следует подключать по очереди к 3 проводам обмотки. Должны отсутствовать короткие замыкания, о чем будет свидетельствовать надпись на экране мультиметра.
- Протестировать сопротивление между контактами статора: необходимо по очереди прикасаться к ним щупами мультиметра. Значение на экране должно быть 8 Ом.
Наличие короткого замыкания на 3-м этапе или несоответствие показателей на 4-м будут свидетельствовать о проблемах с генератором.
Фотогалерея: этапы проверки генератора ИЖ Планета 5 при потере заряда в картинках
Как правильно выставить зазор между контактами прерывателя?
Для того чтобы выставить зазор между контактами прерывателя, понадобится:
- прямая отвертка;
- гаечный ключ на 10;
- ключ для свечей;
- щуп толщиной 0,4 мм (+/- 0,05 мм).
Далее необходимо последовательно выполнить этапы:
- Мотоцикл установить на подставку, коробку перевести в нейтраль.
- Снять правую крышку картера и выкрутить свечу зажигания.
- Ключом на 10 ухватиться за болт крепления ротора генератора и повернуть коленчатый вал в положение, при котором контакты максимально отдалены.
- Ослабить винт прикрепления контакта.
- Поместить щуп между контактами и регулировать затяжку эксцентрикового винта до положения, при котором щуп проходит контакты с незначительным сопротивлением.
- Затянуть винт прикрепления контакта.
Фотогалерея: регулировка зазора между контактами прерывателя
Устранение неисправности звукового сигнала и улучшение качества сигнала
Низкое качество звукового сигнала в основном вызвано неправильной регулировкой.
Из инструментов для наладки понадобятся:
- гаечный ключ на 7;
- простая отвертка.
Пошаговая инструкция
Для регулировки необходимо выполнить следующее:
- Ослабить контргайку гаечным ключом.
- Включить зажигание.
- Нажать на кнопку включения звукового сигнала.
- Настраивать звук путем вращения регулировочного винта.
- При достижении необходимого результата затянуть контргайку.
Фотогалерея: звуковой сигнал ИЖ Планета 5 и его настройка
Статор генератора 281.3701 мотоциклов ИЖ
Статор устанавливается на правую половинку картера двигателя и фиксируется тремя болтами. Станина изготовлена из специальной листовой стали. Имеет 18 мест в виде зуба для намотки фазных обмоток. Фазная обмотка выполнена одним цельным проводом диаметром 0,9 мм и намотана на шести зубьях. На каждом зубе намотано 20 витков медного провода. Всего на обмотке шесть зубцов, соответственно намотано 120 витков. Таких обмоток три. Соединение, обмоток выполнено звездой. Выводы фазных обмоток подсоединяются к клеммам гребенки.
Статор генератора закрывается крышкой из алюминиевого сплава. На крышке имеются специальные места, и резьбовые отверстия, куда устанавливаются держатель угольных щеток. Прерыватель с конденсатором для образования искры. Специальная гребенка для соединительных проводов.
Иж Ю 3 не работает без акб
Если нет зарядки (6 вольт).
Поскольку на форуме участились случаи вопросов по отсутствию зарядки на 6 вольтовых мотоциклах предлагаю несложное руководство к действию в таких случаях. Прежде всего наружным осмотром убедитесь в том, что все провода надёжно закреплены, наконечники не окислены, аккумулятор заряжен, и исправна контрольная лампа работы генератора. Нелишним будет вскрыть крышку реле- регулятора и проверить состояние контактов. Запаситесь схемой вашего мотоцикла. Приступим.а)При неработающем двигателе и включенном зажигании контрольная лампа на фаре горит слабым накалом. Проверить степень зарядки аккумуляторной батареи. Проверить надежность соединения контактов электропроводов в цепи аккумуляторная батарея — центральный переключатель, а также состояние контактов центрального переключателя , патрон контрольной лампы и клеммы аккумулятора на предмет окисления. Вспомнить : не закручивали ли недавно какие либо длинные винты , саморезы в области генератора, которые могли бы вызвать КЗ. б)Контрольная лампа горит на всех оборотах двигателя ровным накалом. В первую очередь проверить работу генератора, для чего клемму «Ш» генератора соединить с «массой» и присоединить лампу к клеммам «Я» и «Ш» на 6 вольт. Если при работающем двигателе( сильно не газовать – лампу сжечь недолго) лампа не горит или горит слабым накалом, то неисправен генератор, и в этом случае необходимо проверить: 1. Легкость перемещения щеток в щеткодержателе. В случае заедания прочистить щеткодержатель.( про щётки разговор особый: если вы их меняли то проверьте авометром\мультиметром их сопротивление должно быть около 1 Ом, сейчас в продаже щётки с повышенным содержанием угля и пониженным графита , их сопротивление 20-30ом –они не пригодны, выбрасывать однозначно. Пробуем от дрели, ваз-классика-предварительно обточить.) 2. Наличие контакта между щеткой и токонесущим проводом —наружный осмотр. При необходимости щетку заменить. 3. Наличие контакта между щетками и коллектором, отсутствие зависания щетки в щеткодержателе на проводе — наружный осмотр, при отсутствии контакта из-за большого износа щетку заменить.( изношенной щётка считается при износе на 1\4 длины т.е. до размера 11 мм.) не забываем, что щётка подключенная к клемме «я» изолирована от массы. 4. Состояние поверхности коллектора — наружный осмотр, в случае загрязнения или замасливания поверхности ламелей коллектор промыть бензином или зачистить стеклянной шкуркой.(настаиваю стеклянной)
5. Проверить исправность катушек возбуждения статора генератора авометром\мультиметром. При отсутствии авометра отсоединить от клемм «М», «Я», «Ш» генератора провода, идущие от пучка, не снимая с клемм «Я» и «Ш» выводных проводов катушек возбуждения. Отсоединить выводной провод катушек возбуждения (дополнительное сопротивление, которое имеется на мотоциклах с реле-регулятором иж-56) от «массы». Затем подсоединить одну клемму аккумуляторной батареи к клемме генератора «Я» или «Ш». Ко второй клемме аккумуляторной батареи последовательно подсоединить любую лампу мотоцикла, а второй контакт лампы— к свободной клемме «Я» или «Ш». Если лампа не горит, значит, есть обрыв в катушках возбуждения (обычно из-за отсутствия контактов в местах соединения катушек возбуждения). Необходимо проверить места соединений катушек, а при необходимости — припаять. Если обрыва в обмотках возбуждения нет, т. е. лампа горит, то необходимо дополнительно проверить отсутствие замыкания обмоток возбуждения на «массу». Для этого одну клемму аккумуляторной батареи подсоединить к «массе» генератора, а вторую — через лампу к клемме «Я» или «Ш». Если лампа не горит, то замыканий нет и статор генератора исправен. Если лампа горит, то следует найти место замыкания. Для этого снять статор с двигателя и повторно проверить отсутствие замыкания на «массу» катушек статора указанным выше способом. Если замыкание после снятия статора устраняется, значит, оно вызывалось контактом винтов крепления генератора с катушкой возбуждения из-за нарушения изоляции или контактом винтов с проводами катушек возбуждения в местах соединений. Если при снятом статоре лампа горит, то замыкание катушки возбуждения вызывается контактом с полюсом. Для определения места повреждения, поочередно разъединяя между собой катушки возбуждения, каждую проверить на отсутствие замыкания с «массой» указанным выше способом. Поврежденную катушку снять, отвернув винты крепления полюса, и на место повреждения наложить изоляцию, катушку с полюсом надежно закрепить на статоре. Следует иметь в виду, что при недостаточной затяжке винтов крепления полюса возможно задевание его о якорь. Если статор исправен, а генератор не работает, то неисправен якорь. Якорь необходимо заменить перемотать сложно. В) Генератор исправен, но контрольная лампа горит ровным накалом на всех оборотах двигателя( то есть проверка по пункту б) показала что лампа горит –генератор возбуждается). Проверить работу реле-регулятора. Вначале при работающем двигателе проверить, происходит ли замыкание контактов реле обратного тока. Если замыкание контактов есть, т. е. якорь подтягивается, то необходимо заглушить двигатель, выключить зажигание и лезвием безопасной бритвы зачистить контакты реле обратного тока. Недопустима зачистка серебряных контактов реле наждачной или стеклянной шкуркой, так как в этом случае абразив врезается в металл и нарушает электрический контакт. Если контакты реле не замыкаются, а якорь притягивается, то следует проверить регулировку зазоров и момента срабатываний. В том случае, когда не подтягивается якорь и контакты не замыкаются, проверить регулировку регулятора, так как при пониженном напряжении реле обратного тока может не срабатывать.
Г)Контрольная лампа гаснет только на больших оборотах двигателя. Причина — в пониженном напряжении, поддерживаемом реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения. Д)При увеличении оборотов двигателя и включенном свете лампы горят с перекалом или перегорают—из-за высокого напряжения, поддерживаемого реле-регулятором. Проверить и отрегулировать регулятор напряжения. Е)Контрольная лампа при увеличении оборотов двигателя горит с перекалом. Неправильно подсоединена аккумуляторная батарея (обратнаяполярность присоединения клемм аккумуляторной батареи) пли переполюсован генератор. Проверить и при необходимости правильно подсоединить аккумуляторную батарею в цепь электрооборудования .Если аккумуляторная батарея включена в цепь электрооборудования правильно, то переполюсован генератор. Для переполюсовки генератора необходимо вскрыть реле-регулятор и при включенном зажигании, но неработающем двигателе кратковременно замкнуть контакт реле обратного тока.
Если не удастся приобрести генератор – можно перемотать ( но лучше тогда задуматься об установке оборудования 12 вольт) Обмотка якоря ПЭЛБО или ПЭВ-2-0,8 мм Количество витков в секции 9 Количество витков в пазу 18 Шаг витка по пазу с 1 на 6 Шаг витка по коллектору …с 1 на 11 Число пазов в пакете якоря … 31 Обмотка возбуждения ПЭЛ-0.9 ММ Количество витков в катушке . . 126 Количество катушек 6 Обмотка сопротивления ПЭВММ-0,5 мм Сопротивление 6—7 ом Длина провода 2700—3000 мм Число рядов 2 Число витков в каждом ряду 8—9
обмотка сопротивления нужна только в том случаее, если у вас рр-иж-56, при рр-1 она не требуется Желаю удачи! при написании использовались материалы книги «Советы водителю мотоцикла ИЖ» В.А.Абрамян и В.А.ЗАбелин есть такое ещё дополнение: генераторы г-36 самовозбуждаются за счёт остаточной намагниченности статора. Если вы ставите статор , который долго находился без дела, да если ещё и в окружении железок не лишним будет провести его намагничивание . Или замыкаем реле обратного тока, или кратковременно подаём + на зажим «Я» генератора , при этом одну щёточку приподнять
Ротор генератора 281.3701
Ротор генератора 1 находится внутри статора. Устанавливается на коленчатый вал с помощью болта 3 и шпонки 5. На сердечник ротора намотана обмотка возбуждения 6 медным провод диаметром 0.56 мм, сделано 600 витков. Сопротивление обмотки примерно 6.4 ом. Для контакта с обмоткой применены два медных кольца 2 и угольные щетки. Выполняют работу токосъемника.
Как снять ротор генератора 281.3701
На вал ротора в специальное гнездо устанавливается в одно положение кулачок 4 прерывателя и фиксируется крепежным болтом 3. Под этим кулачком есть резьба, которая предназначена для снятия ротора с коленчатого вала. Чтобы снять ротор нужно в резьбу закрутить винт от приспособления разборки цепи. Приспособление находится в инструменте мотоцикла. Если винта нет, можно подобрать обычный болт с резьбой М10. Единственное условие резьбы должно быть не менее 70 мм. Крутить до тех пор, пока винт не упрется в коленчатый вал. Затем применяем большее усилие для закручивания, и ротор снимается с вала.