Схема проводки ИЖ Юпитер 3. Особенности системы зарядки аккумулятора. Замена генератора. Переход на 12 вольтовую схему

Постоянно работая над усовершенствованием своих моделей, в 1971 году Ижевский мотозавод выпустил новый мотоцикл – ИЖ Юпитер 3, имевший некоторые отличия от предшественника.

В частности, схема проводки ИЖ Юпитер 3 видоизменилась, однако улучшения оказались «капризными» и стали объектом для экспериментов.


Оригинальная схема электропроводки ИЖ Юпитер 3, выдававшаяся при покупке мотоцикла

Внесение изменений владельцами

Ненадежность отдельных узлов и барахлящая проводка на ИЖ Юпитер 3 заставила владельцев вникать во все тонкости модернизированных элементов.

И первым вызвавшим многочисленны нарекания были изменения первичной цепи источников питания:

  1. Аккумуляторной батареи;
  2. Генератора.

А также системы зажигания и цепи для осветительных приборов прицепного модуля – грузопассажирской коляски. В большинстве случаев причиной отказа был банальный заводской брак.


Переработанная цветная схема проводки на ИЖ Юпитер 3

Система зарядки аккумулятора

При существовавшем в те годы тотальном дефиците запчастей для мотоциклов, незапланированный выход из строя:

  1. аккумуляторной батареи;
  2. реле-регулятора напряжения;
  3. катушек зажигания;

надолго оставлял владельцев без транспорта. Кроме того, некачественная сборка отдельных элементов приводила к нестабильной работе всех систем. Это заставляло своими руками улучшать и доводить до ума заводской брак (например, смотрите как модернизировать схему проводки ИЖ Планета 5).


Проводка ИЖ Юпитер 3: строение доработанного реле-регулятора

Совет: представленная выше схема регулятора опробована на многих мотоциклах семейства ИЖ. Ее особенность заключается в раздельной подаче питания – при включении цепь зажигания получает «+» от аккумуляторной батареи. А обмотки возбуждения запитываются от генератора (клемма «Я») и не разряжают АКБ при остановленном двигателе.

Замена генератора

Также много замечаний вызывала работа штатного генератора постоянного тока Г36М7. Частые поломки и нестабильная работа вынуждала владельцев искать ему замену.

Появившиеся новые модификации семейства ИЖ с 12 вольтовыми генераторами тут же были охвачены вниманием владельцев ИЖ Юпитер 3, которые смогли найти способ переоборудования своего мотоцикла на новую схему работы (см.также схему проводки ИЖ Юпитер 5).


Штатный генератор ИЖ Юпитер 3 не справлялся со своими обязанностями

И среди имевшихся в свободном доступе был генератор 281.3701, пригодный для всех серий «Планет» и «Юпитеров».

Для переоборудования работы требовался:

  1. Рабочий генератор на 12 В;
  2. Блок БПВ 14-10;
  3. Новый 12-вольтовый аккумулятор 6МТС-9, либо еще один аккумулятор ЗМТ-8 (штатный);
  4. Новые 12-вольтовые лампочки (для замены штатных на 6В);
  5. Стальная пластина-переходник для монтажа нового генератора;
  6. Правая крышка двигателя от моделей ИЖ Планета 5 или Юпитер 5.


Фото заготовки для переходника

Совет: самостоятельная переделка крышки под новый генератор может обернуться поломкой. Поэтому, опытные владельцы рекомендуют приобрести оригинальную крышку от «старших» моделей, которая изначально рассчитана на его посадочные габариты.

Инструкция по установке нового генератора очень проста:

  1. Переходник устанавливается в правой половине картера;
  2. Фиксируется короткими болтами диаметром 6 мм;
  3. Статор нового генератора через резьбовые отверстия М5 стыкуется с переходником с помощью трех винтов.


Так выглядит картер с переходником

Система зажигания

Прерыватель зажигания служит для зажигания искры в определенной точке хода поршня. В ранних модификациях электропроводки Иж Планета 5 монтировался контактный, позже электронный.

Основные неисправности данного узла:

  1. Обгорание контактов прерывателя — определяется визуально.
  2. Выход из строя датчика или элементов коммутатора — для обнаружения проще всего применить метод установки заведомо исправного блока. Таким же методом проверяется и клапан-датчик системы смазки.
  3. Неправильно выставленный угол опережения зажигания виден по нечеткой работе мотора. Устраняется регулировкой с помощью специальных щупов.

Катушка зажигания повышает напряжение до нескольких киловольт, чтобы разряд мог зажечь искру на электродах свечи. Вторичная обмотка делается из довольно тонкого провода, чаще всего сгорает он. Хотя возможен и пробой между витками или на корпус. Эти же неприятности могут (но реже) произойти и с первичным контуром. Выявляется все с помощью замеров сопротивления.

Улучшения мотоцикла

На мотоцикле появились новые электрические устройства:

  1. Генератор переменного тока нового поколения мощностью 100 Вт;
  2. Новый электронный блок, состоящий из выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10;
  3. Электронный коммутатор;
  4. Катушка зажигания ИЖ-ПС;
  5. Современные приборы и контрольные лампы.

Кроме того, возросла мощность приборов освещения, в сравнении, например, со :

  1. Головного света фар;
  2. Габаритных огней;
  3. Указателей поворотов;
  4. Стоп-сигналов.

Справочно: сочетание надежности работы двигателя и улучшения заметности повысило безопасность транспортного средства на дорогах общего пользования.

Выводы

Надеемся, что представленные в статье схемы электрооборудования и видео материал помогут вам в обслуживании и техническом уходе за мотоциклом ИЖ Юпитер 4. И благодаря вашей заботе он будет безотказно служить еще не один десяток лет.

Постоянно работая над усовершенствованием своих моделей, в 1971 году Ижевский мотозавод выпустил новый мотоцикл – ИЖ Юпитер 3, имевший некоторые отличия от предшественника.

В частности, схема проводки ИЖ Юпитер 3 видоизменилась, однако улучшения оказались «капризными» и стали объектом для экспериментов.

Отличия от второй Планеты

Для многих современных граждан информация о том, что отечественные мотопроизводители неустанно трудились над улучшением своих моделей в эпоху тотального дефицита, может оказаться неожиданной.

Обратите внимание! Факт имеет место, более того, подкреплен официальными документами, в частности 1970N04P16-17 – это исходящий номер заводского информационного бюллетеня, в котором рассказывалось о проведенных изменениях.


На фото – официальные материалы КБ Ижмаша

Мотоцикл нового поколения получил:

  1. Фонари указателей поворотов – впервые в отечественной практике;
  2. Полупроводниковое реле управления указателями поворотов (устанавливалось в фаре);
  3. Новой размерности колеса и шины (3,50х18 против прежних — 3,25х19);
  4. Новый аккумулятор увеличенной емкости марки (старый на ИЖ Планета 2 — ЗМТ-6);
  5. И, конечно же, большую мощность двигателя. Силовой агрегат теперь развивал 18 л.с.

Модификации

Но и на этом инженеры-создатели не остановились и, выпустив с конвейера пятимиллионную машину, представили модификацию ИЖ Планета 3-01.

Зеркало и дуги безопасности – отличительные особенности новой модификации

В числе нововведений следует отметить:

  1. Подножки для заднего пассажира;
  2. Дуги безопасности;
  3. Зеркало заднего вида;
  4. Руль новой конструкции.

Справочно: Изменения оплачивал покупатель из собственного кармана. В частности, цена на ИЖ Планета 3-01 составляла 750 рублей, версия с коляской – 1140, а «сельский вариант» стоил еще дороже. Благо, что инструкция по уходу прилагалась при покупке, что облегчало обслуживание.

Бесконтактная система зажигания

Схема электропроводки ИЖ Юпитер 4 имела еще одно отличие от мотоциклов прошлых лет выпуска, например от .

На него устанавливалось бесконтактное электронное зажигание, позволявшее улучшить все рабочие характеристики:

  1. Мощность двигателя возросла на 3 л.с.;
  2. Появилась возможность эксплуатировать мотоцикл даже с «подсевшим» аккумулятором.

Настройка угла опережения зажигания

В отличие от классической схемы контактного зажигания, как в где время размыкания контактов можно определить и отрегулировать с помощью сигнальной лампочки, в бесконтактной системе зажигания (БСЖ) подобные методы неприменимы.

Предостережение: Проводка ИЖ Юпитер 4 не предназначена для проверки высоковольтного провода на искру – только на свече, прислоненной к «массе». Дело в том, что слишком большое расстояние провода от массы спровоцирует скачок напряжения во вторичной обмотке катушки, и разряд выведет ее из строя. Как правило, подобный «эксперимент» выводит из строя и выходной транзистор коммутатора, что автоматически приводит к его отказу.

Для выставления угла опережения зажигания необходимо:

  1. присоединить своими руками вольтметр в цепь с датчиком Холла. Провод «+» подключите к контакту №2, а «-» присоедините к №3;
  2. провернуть коленвал в положение, соответствующее моменту искрообразования в одном из цилиндров;
  3. включить зажигание;
  4. провернуть модулятор до изменения показаний вольтметра;
  5. скачок напряжения соответствует моменту разряда БСЖ;
  6. зафиксировать положение модулятора с помощью крепежного болта;
  7. повторить операцию для второго цилиндра.

Совет: Используйте вольтметр сопротивлением 10-50 кОм, оснащенный шкалой не менее 15 В. Такой вольтметр позволит более точно считывать показания.

Электронный коммутатор

Особенностью бесконтактной системы зажигания является электронный коммутатор. По сути, на всех без исключения мотоциклах и автомобилях, оснащаемых трехфазным асинхронным генератором с электромагнитным возбуждением он абсолютно одинаков .

Поэтому, установка на мотоциклы ВАЗовских коммутаторов – не прихоть или «глупость», а совершенно обоснованный с точки зрения электрики подход:

  1. принцип действия у них одинаков;
  2. параметры работы схожие;
  3. габаритные размеры допускают монтаж на мотоцикле в ящике для инструментов.

Справочно: вдобавок ко всему, цена «чужих» коммутаторов дешевле благодаря их массовости. Тогда как на ИЖ Планета и Юпитер коммутаторы достаточно дефицитная запчасть.

Регулятор напряжения

Еще одной особенностью отличается ИЖ Юпитер 4 – блоком выпрямителя и регулятора напряжения БПВ14-10:

  1. Он замеряет напряжение в сети;
  2. При падении (низкие обороты генератора), реле увеличивает подачу тока подмагничивания;
  3. При увеличении (высокие обороты генератора) реле уменьшает подмагничивание.

В результате подобной работы напряжение в бортовой сети мотоцикла постоянно удерживается на уровне 14-14,5 В. Сделано это специально, чтобы аккумулятор не участвовал в процессе искрообразования и постоянно заряжался.

Как проверить зарядку генератора иж юпитер

Для начала нужно проверить, не замыкают ли обмотки генератора на массу. Для этого берём лампу 12 вольт припаиваем к ней 2 провода (пробник), отключаем БПВ, включаем зажигание, подключаем один провод лампы к проводу который подключается к клемме Х8 (БПВ) это у нас будет «+» аккумулятора(АК). Второй провод поочерёдно подключаем к проводам Х5, Х4, Х7, Х1 — лампа гореть НЕ должна. Если лампа загорелась, даже не в полную силу, значит идёт замыкание обмоток на массу — это могут быть провода которые идут на генератор или же короткое в самом генераторе. Х5,Х4,Х7 — обмотки статора, Х1- обмотка возбуждения.

(если в обмотке возбуждения короткое на массу, возможны довольно неприятные последствия! такие как: оплавления щёток, перегорание предохранителя АК, если он у вас конечно есть :), если нет то будет гореть проводка.)

Проверяем исправность контрольной лампы работы генератора. для этого закоротим Х8, Х3 (БПВ отключен, зажигание включено) контрольная лампа должна загореться, если нет, проверяйте лампу и подходящие к ней провода. Теперь проверяем обмотку возбуждения, для этого один провод нашего пробника подключаем к массе, а второй к Х1 (БПВ отключен, зажигание включено), пробник должен загореться, если не горит — неисправна обмотка возбуждения. (это может быть зависание щётки, обрыв провода подходящего к щётке или же обрыв в обмотке возбуждения).br/> Если все наши тесты дали положительный результат, проверяем работу генератора. Для этого замкнём провода Х1-Х2 (БПВ отключен), включим зажигание, заведём мотоцикл, пробник подключаем одним проводом на массу, а второй провод поочерёдно подключаем к проводам Х5,Х4,Х7 пробник должен светиться. Если на каком-то проводе лампа не горит, значит, неисправна обмотка статора или подходящий к ней провод. Если всё Ок, значит, генератор исправен.

Элементы коммутации.

К ним относятся переключатели (дальний-ближний, повороты, стоп двигателя и т. п.) а также датчики тормоза и нейтрали и замок зажигания. Их легко можно «прозвонить» тестером, выяснив — какая контактная группа не работает.

К коммутации относится и электронное реле поворотов Иж. Его неисправность видна по отсутствию прерывания или вообще подачи напряжения на поворотники.

Как видно из всего вышесказанного проводка на Иж Планета без особых секретов и сложных элементов, все ее части легко диагностируются и ремонт не должен вызвать затруднений.

А теперь советуем посмотреть видео, в котором подробно и ясно показана сборка схемы иж планеты 5.

Схема проводки ИЖ Юпитер 4 стала революционным решением для всей отечественной мототехники. Именно с данной модели Ижевский мотозавод стал комплектовать мотоциклы 12 вольтовым оборудованием, существенно увеличившим искрообразование в системе зажигания.

Особенности модели

Поэтому, и в наши дни из пыльных сараев и гаражей извлекаются энтузиастами прославленные мотоциклы, приводятся в первоначальный вид и, как и прежде, дарят дух свободы своим владельцам.

Что особенно радует, так это интерес современной молодежи к отечественной технике. Данная статья рассчитана на них и на их родителей, имевших возможность ездить на «Ижаках», «Юпитерах» и «Планетах» .

Электросхема

Модель ИЖ Юпитер 3 появилась как улучшенный образец ранее выпускавшегося ИЖ Юпитер 2. Впервые в отечественной практике мотоцикл получил повторители поворотов, в связи с чем схема электропроводки ИЖ Юпитер 3 претерпела изменения.

В частности:

  1. Под бензобаком и сиденьем пролегал отдельный кабель к задним поворотникам;
  2. Для модели с боковым прицепом прокладывался второй кабель, крепившийся к раме коляски.

В основе новой модели — проверенная электросхема предшественника

На представленном фото вверху отображена и проводка на ИЖ Юпитер 3 в версии с коляской.

От нее запитывались:

  • Лампа (желтая) стоп-сигналов прицепа (на схеме обозначена – 2а);
  • Лампа (красная) заднего габаритного огня прицепа (3а);
  • Правый указатель поворотов на крыле прицепа (11);
  • Передний габаритный огонь (белый) прицепа (17).

Можно долго спорить о качестве изделий отечественного мотопрома, но мотоцикл в умелых руках требовал лишь профилактических работ и наладки. А эпоха дефицита заставляла владельцев проявлять чудеса изобретательности, дорабатывая ненадежные узлы и агрегаты своих двухколесных коней.

Справочно: Иж Юпитер 3 вполне заслуженно получил Знак Качества. Об этом свидетельствовала табличка на раме – на фото внизу. Сегодня найти такой мотоцикл без «кривых» улучшений большая удача для коллекционеров.

Самостоятельные улучшения

Многих не устраивало капризное зажигание мотоцикла (см. статью ), поэтому схема проводки на ИЖ Юпитер 3 нередко переделывалась с 6-ти на 12-ти вольтовую. Этому способствовало появление генератора 281.3701 производства Ижевского мотозавода, который был гораздо лучше и надежнее штатного Г36М7. Тем же владельцам, которые не имели возможности его достать, приходилось модернизировать уже имеющийся.

Для этого:

  1. Вытачивалась стальная пластина-переходник, позволявшая установить в генератор 12-ти внутренности;
  2. Приобреталась или выменивалась правая крышка двигателя со старших моделей Юпитер 5 или Планета 5.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]