Новую эпоху в истории мотозавода ознаменовал запуск в производство серии ИЖ. В 1965 году появилась новая модель, отличавшаяся от предшественницы увеличенной мощностью двигателя и новыми литыми дисками колес.
Все остальное – схема проводки ИЖ Планета 2, конструкция заднего моста, рама и органы управления были позаимствованы с предыдущей модели.
Оригинальная схема мотоцикла образца 1968 года
Также на заводском конвейере появилась модель с двухцилиндровым силовым агрегатом, получившая название «Юпитер» (см. также схему проводки ИЖ Юпитер 3).
Примечательно, что и в дальнейшем все модификации этих мотоциклов осуществлялись попарно:
- Модернизировалась штатная схема ИЖ Планета 2 – изменялась и схема проводки ИЖ Юпитер 2;
- Осуществлялся переход моделей Планета с 6В на 12В – электропроводка ИЖ Юпитер 2 также претерпевала подобные замены.
Вынужденная модернизация
Мотоциклы марки ИЖ Планета 2 оказались достаточно качественными. И хотя в 1971 году завод прекратил их выпуск, многие экземпляры до сих пор остаются в строю.
А сложности с запасными частями вынуждают владельцев модернизировать мотоциклы:
- Приспосабливать детали от других моделей семейства ИЖ;
- Использовать запчасти от мотоциклов других производителей;
- Самостоятельно изготавливать нужные детали.
Переделка штатной электросхемы
Особые трудности вызывают ремонтные работы своими руками штатной электропроводки и ее потребителей:
- Ламп накаливания габаритов, стоп-сигналов и головного света;
- Катушки зажигания;
- Свечей зажигания;
- Высоковольтных проводов.
Справочно: современная мототехника давно перешла на 12 В, тогда как мотоциклы прошлых лет выпуска поголовно оснащались 6В электросхемой.
Переделка системы зажигания
Мотоциклы семейства ИЖ (например, в проводке Планета 3) всегда испытывали сложности с системой зажигания. Поэтому, всегда были объектом пристального интереса со стороны владельцев, проводивших бесконечные эксперименты по доводке транспортного средства.
Представленный ниже способ замены штатной системы зажигания на элементы с мотоциклов Восход и Минск был признан удачным со стороны сообщества мотовладельцев.
Фото родных деталей системы зажигания ИЖ Планета 2
Инструкция по модернизации выглядит следующим образом:
- Приобретается генератор с мотоциклов Минск или Восход напряжением 14В и номинальной мощностью 65 ватт (90 ватт);
- Изготавливается переходная шайба для установки нового генератора на двигатель;
- Приобретается новая катушка зажигания (можно с тех же Минска или Восхода).
Совет: если проводка прослужила достаточно долго, вы должны ее также поменять, чтобы избежать в дальнейшем проблем. В поисках может помочь схема проводки ИЖ 2126.
Чертеж переходной шайбы для установки нештатного генератора
Переходную шайбу лучше всего заказать в токарной мастерской, чтобы добиться высокого качества. Цена подобной работы небольшая. После изготовления, шайбу нужно правильно установить, чтобы ее поверхность плотно прилегала к двигателю.
Установленная переходная шайба, на которую будет устанавливаться новый генератор
Совет: При установке генератора на переходную шайбу, необходимо следить за его полной посадкой. Если корпус генератора не до конца посажен на шайбу, то ротор будет цеплять при вращении статор, что приведет к его выходу из строя.
В чем ценность данной модели
Столь повышенное внимание к модели ИЖ Планета 2 вызвано тем фактом, что:
- всего их было выпущено чуть более 246 тысяч;
- и сохранившихся экземпляров осталось мало;
- что только повышает ценность среди коллекционеров.
По данным Ижмаша моделей Планета 2 было выпущено всего 246 тысяч на весь СССР
Поэтому, большой удачей является находка в гаражах и сараях деревень и поселков сохранившихся мотоциклов (как на фото внизу). Да еще если ранее обсуждаемая цена не изменилась, а владельцы в придачу дадут мешок запчастей – считайте, что вы сорвали «джек-пот».
К счастью еще можно найти «живой» ИЖ с оригинальными деталями. Правда, только в таком состоянии
Регулировка зажигания
После замены генератора, необходимо выставить правильный угол опережения зажигания.
Для этого последовательно проделываем следующие шаги:
- Проворачиваем коленвал до момента достижения поршнем верхней мертвой точки (ВМТ);
- Опускаем еще вниз на 3,0 мм;
- Центрируем генератор, на переходной шайбе таким образом, чтобы прорезь на роторе была совмещена с индуктивным датчиком;
- Выставляем с помощью щупа зазор между датчиком и прорезью. Он должен быть 0,3-0,5 мм.
Особенности модели
Поэтому, и в наши дни из пыльных сараев и гаражей извлекаются энтузиастами прославленные мотоциклы, приводятся в первоначальный вид и, как и прежде, дарят дух свободы своим владельцам.
Доставая мотоцикл из дровяного сарая, есть надежда, что он вновь вернется в строй
Что особенно радует, так это интерес современной молодежи к отечественной технике. Данная статья рассчитана на них и на их родителей, имевших возможность ездить на «Ижаках», «Юпитерах» и «Планетах».
Электросхема
Модель ИЖ Юпитер 3 появилась как улучшенный образец ранее выпускавшегося ИЖ Юпитер 2. Впервые в отечественной практике мотоцикл получил повторители поворотов, в связи с чем схема электропроводки ИЖ Юпитер 3 претерпела изменения.
В частности:
- Под бензобаком и сиденьем пролегал отдельный кабель к задним поворотникам;
- Для модели с боковым прицепом прокладывался второй кабель, крепившийся к раме коляски.
В основе новой модели — проверенная электросхема предшественника
На представленном фото вверху отображена и проводка на ИЖ Юпитер 3 в версии с коляской.
От нее запитывались:
- Лампа (желтая) стоп-сигналов прицепа (на схеме обозначена – 2а);
- Лампа (красная) заднего габаритного огня прицепа (3а);
- Правый указатель поворотов на крыле прицепа (11);
- Передний габаритный огонь (белый) прицепа (17).
Можно долго спорить о качестве изделий отечественного мотопрома, но мотоцикл в умелых руках требовал лишь профилактических работ и наладки. А эпоха дефицита заставляла владельцев проявлять чудеса изобретательности, дорабатывая ненадежные узлы и агрегаты своих двухколесных коней.
Справочно: Иж Юпитер 3 вполне заслуженно получил Знак Качества. Об этом свидетельствовала табличка на раме – на фото внизу. Сегодня найти такой мотоцикл без «кривых» улучшений большая удача для коллекционеров.
В сравнении с привозным «одноразовым мотохламом», Планета 3 в умелых руках служила десятилетиями
Самостоятельные улучшения
Многих не устраивало капризное зажигание мотоцикла (см. статью схема проводки ИЖ Планета 3), поэтому схема проводки на ИЖ Юпитер 3 нередко переделывалась с 6-ти на 12-ти вольтовую. Этому способствовало появление генератора 281.3701 производства Ижевского мотозавода, который был гораздо лучше и надежнее штатного Г36М7. Тем же владельцам, которые не имели возможности его достать, приходилось модернизировать уже имеющийся.
Для этого:
- Вытачивалась стальная пластина-переходник, позволявшая установить в генератор 12-ти внутренности;
- Приобреталась или выменивалась правая крышка двигателя со старших моделей Юпитер 5 или Планета 5.
Внешний вид измененного картера со стальной пластиной
Обслуживание мотоцикла
В отличие от других моделей, как отечественных, так и иностранных (см. статью схема проводки мопеда Дельта), ИЖ Юпитер 3 отличается завидной живучестью.
Вот небольшая инструкциядля реанимации простоявшего без движения мотоцикла:
- Достаточно заменить или почистить своими руками свечи;
- Отрегулировать зажигание;
- Заменить высоковольтные провода от катушек на свечи;
- Заменить масло в двигателе;
- Установить новый аккумулятор или зарядить имеющийся.
Современная схема, более понятная молодому поколению
И он заведется и поедет. И в этом его отличительная особенность, которая хорошо знакома поколению 80-х. Восстановить старое лакокрасочное покрытие, перетянуть сиденье или надраить до блеска хромированные детали можно и потом, главное – его живучесть.
Совет: проводка ИЖ Юпитер 3 после долгого хранения также требует пристального внимания. Осмотрите ее на предмет потертостей и нарушения изоляции. Если таковые имеются – замените провода. Не ремонтируйте, а именно замените. Как это сделать — смотрите в статье Оригинальная проводка Ява 634 .
На фото — восстановленный ИЖ Юпитер 3 (справа) смотрится не хуже современных моделей
На представленном ниже видео вы сможете познакомиться с особенностями данной модели. Следует отметить, что цена восстановления вполне по силам большинству, а сложность заключается лишь в отсутствии запчастей и необходимости доработки найденных с других моделей.
Часть 1. Часть 2. Наконец настало долгожданное и безусловно самое приятное в восстановлении мотоцикла время, это сборка! Сборка для меня, это те моменты, когда бывало прикрутишь пару болтиков блестящих на свежевыкрашенную деталь, сядешь в гараже с чашечкой кофе и любуешься ею! Много фото!
Постепенно детальки, разложенные по гаражу, превращались в мотоцикл Как только поставил его на колеса, так вообще уже было достижение, его можно теперь катать по гаражу, а не носить с каждым днем все более тяжелую раму
Дошло дело и до проводки. Со старой заморачиваться не стал, она была в ужасном состоянии, тем более планировал перевести на 12В оборудование и желательно с электронным зажиганием. Закупил необходимое 12В оборудование, проводов разных цветов и сечений, и вперед. Электропроводка как часть сборки мне также доставила уйму удовольствия, люблю покопаться в проводах.
В процессе сборки не терпелось уже посмотреть, как он будет выглядеть, и периодически накидывал бак с сиденьем, создавая видимость готового мотоцикла
Даже иногда баловался лампочками, тогда вообще казалось что мот уже готов! Электронное зажигание далось не просто, кто переходил, тот знает, все дело в переходной план-шайбе под генератор 12В, который не становиться в посадочное место картера Юпитера-3! Вот с ней то я и помучался! Вроде бы какие проблемы, эти планшайбы продаются готовые на рынке без проблем. Я такую приобрел, но она не подходила, когда становился генератор, ячейки для щеток не совпадали с якорем! Люди советовали в идеале выточить ее из цельного куска алюминия, но таких размеров бруска не нашел. В итоге, я высчитал какая по размерам должна быть переходная планшайба для моего картера-генератора и отдал токарю на доработку купленную на рынке. После этого все стало без проблем!
Размеры моей планшайбы
Родной замок зажигания пришлось немного изменить, контролька заряда на 12В оборудовании работала по другому принципу
Вот и настал тот момент, когда я понял что у меня все готово для первого запуска! Зажигание выставлено, искра имеется, карбюратор заполнен топливом, будем пробовать! Завелся конечно не сразу! Но и не выделывался долго, примерно с десятого кика он задрынчал! УРА! Фактически мотоцикл уже был готов даже поехать, но на улице зима, не стал этого делать До весны доделывал всякую мелочевку, подтяжку, настройку, и как только на улице уже была довольно хорошая погода, прокатился на нем по родному селу, видели бы вы взгляды старшего поколения, когда я на нем ехал )))) У меня тогда было такое чувство радости и гордости одновременно! Ощущения, прям как в детстве, улыбка до ушей Несколько фото в полевых условиях
Мотоцикл восстанавливался без какой-либо цели, просто очень хотелось окунутся в этот мир, и теперь он используется для неспешных покатушек для души! Для каждодневной езды есть авто и Хорнет. Каждый мот радует и дарит ощущения по своему! Как всегда, осталась пару недоделанных мелочей, таких как прикрепить новые эмблемки, подключить трос спидометра, но сейчас как то не тот настрой, у нас тут сложно все и нет никакого настроения и желания чем-либо заниматься, но пост написал. Документы на Юпитер имеются, но как оказалось он списан по МРЭО уже давно, восстановить на учет можно, но сложно. Сейчас не до этого. В первых двух частях неоднократно спрашивали про бюджет, так вот на то время, лето 2013 — зима 2014, было потрачено около 8000-9000 грн., что по прошлому курсу примерно 1000-1100 $. Ну и напоследок, немного сравнения
Всем спасибо за внимание