Надо сказать сразу, что сам по себе цепной привод известен давно, сейчас это не единственный вариант, но пользуется популярностью, по сей день. Основные его достоинства – простота монтажа и обслуживания, высокий КПД, доступная цена, возможность без лишних хлопот менять т.н. передаточное число. Есть и недостатки, разумеется. Главный минус в том, что цепь растягивается, изнашивается и поэтому провисает – приходится ее подтягивать. И смазывать регулярно надо.
Каждая мотоцепь приличной марки имеет фирменный индекс, способный сразу ответить на ряд вопросов осведомленному покупателю. Так, шире прочих распространены изделия с индексами 428, 520, 525 и 530. Первая цифра в них – это шаг цепи (расстояние между осями креплений звеньев), а следующие две – это ширина (именно внутренняя ширина, куда зубцы входят).
Никаким подтягиванием или ослаблением не следует пытаться компенсировать лишние либо недостающие звенья. Покупая цепь на замену, большинство владельцев мотоциклов берет свою старую и считает, сколько там звеньев, а потом ищет аналог. Есть вариант поменять передаточное число и/или приводную звезду, тогда и число звеньев придется увеличить/уменьшить.
По типу уплотнения все мото цепи делятся на сальниковые и безсальниковые. Собственно, название красноречиво указывает на особенности устройства. Сальниковая разновидность имеет маркировку по типу уплотнителей: O-ринг, X-ринг, W- или Z-ринг. Индекс указывает на ресурс и потери на трение. Сальники держат смазку в роликах, уменьшая износ, что сильно поднимает ресурс всей цепи. Естественно, смазывать цепь мотоцикла надо специально предназначенным для этого составом, а не любой смазкой.
Есть несколько типов сальников, отличаются они прежде всего сечением. В свое время именно благодаря сальникам исчезла необходимость в защитных кожухах и обрела популярность открытая система – сейчас практически все мотоциклы такие. А безсальниковые цепи стали нишевыми – они популярны в спорте и для моделей с небольшой кубатурой.
Замки и размеры
Как правило, замки идут в комплекте с цепями, реже покупают отдельно где их продают. Но по умолчанию подразумеваются не как средства безопасности, как у велосипедов, а именно соединительные замки. Можно купить замок и отдельно, по маркировке цепи – индекс должен совпадать. Между собой разные замки отличаются главным образом толщиной пластин и пинов, а еще материалами исполнения, поэтому очень рекомендуется не экспериментировать, а брать для своей цепи замок того же производителя и с тем же индексом.
Как правило, при выборе цепи руководствуются не только базовыми техническими параметрами, но и учитывают условия эксплуатации мотоцикла. К примеру, для мощных спортивных моделей с литровым объемом по умолчанию понадобится усиленная цепь. Она и дороже обычных, зато выдержит работу с двигателем в пару сотен коней. А для дорожного мотоцикла покупать самую дорогую цепь в автомагазине, смысла нет.
Как устанавливают мордовки?
Все зависит от конструкции мордовок. Кто-то устанавливает их без демонтажа колеса с помощью подкатов или подвешивая мотоцикл на домкрате. Некоторым требуется снять колесо, чтобы закрепить цепи. Третьи подсматривают метод у автомобилистов, накатывая мотоцикл на цепи, чтобы не ставить его на домкрат.
Во время монтажа цепей особенно важно учитывать, не будут ли звенья задевать близко расположенные части мотоцикла, притираться о маятник или перья и крылья?
Особенности цепей от EK Chain
Бренд считается флагманом своей сферы. Именно эта марка первой создала привод O-ring, а сейчас предлагает модельный ряд разных типов. И уже несколько десятков лет мотоцепи производства EK Chains считаются одними из самых качественных.
Самый простой вариант, считается стандартом: безсальниковая цепь для малокубатурных мотоциклов. Да, она быстро растягивается и требует частой смазки. И чистить надо нередко. Зато потери на трение очень невелики. А если понадобится аналог попрочнее – можно приобрести т.н. высоконагруженную цепь этой же марки. Делается из более прочных материалов, подходит для мотоциклов с объемом до 0,65 л.
Сальниковая цепь типа O-Ring серии SRO комплектуется круглыми уплотнителями, для удержания смазки и защиты пар трения от грязи. Как следствие, ресурс изделия наполовину больше, чем у безсальниковых. Но и минус есть: поворот звеньев повышает трение, что снижает мощность. Для мотоциклов с объемом 0,75 л оптимально подойдет.
X-образные кольца в ассортименте этого бренда имеются у цепей QX-Ring, Quadra-X. Там есть вентиляционные отверстия, чтобы цепи лучше охлаждались. И трение меньше на 40%, благодаря меньшей поверхности контакта. И уплотнение лучше. По результатам тестов, цепи с Quadra-X способны прослужить примерно наполовину больше, чем O-Ring. Фирменная серия SRX2 рекомендуется для мотоциклов с объемом до 1 литра.
А еще у этой марки имеются изделия, произведенные по технологии Zero Stretch – с маркировкой ZST. На первой тысяче км пробега они гарантированно не растягиваются. Изначально создавались ради сохранения длины цепи на весь период эксплуатации.
Также стоит упомянуть пару классов: MVXZ2 и ZVX3 Первый из них – это цепи для мощных «железных коней» с объемом 1-1,4 л, а второй – это цепи с рекордной прочностью на растяжение. К примеру, оригинальная версия 520ZVX3 на сотню звеньев держит 11 100 кг, а весит всего 2,2 кг – можно смело ставить в любой мотоцикл, используемый под солидной нагрузкой.
Программа-онлайн для расчета длины цепи при замене звезд мотоцикла на нестандартные.
Для начала, как пользоваться программой.
В первые четыре окна вбиваем оригинальный шаг цепи, количество зубьев ведущей и ведомой цепи, количество звеньев в оригинале. Всю эту информацию надо посмотреть в мануале к вашему мотоциклу. Для мотоцикла Honda cb400 на раме NC-39 значения будут выглядеть так: Оригинальный шаг цепи: 525 Количество зубьев для ведущей звезды: 14 Количество зубьев для ведомой цепи: 44 Длина оригинальной цепи: 108
Затем вбиваем те значения, цепи и звезд, на которые производится замена. Допустим, мы ставим на ту же сибишку ведомую звезду, которая больше на 1 зуб. Тогда нам надо ввести следующие значения: Шаг цепи (замена): 525 Количество зубьев ведущей звезды (замена): 14 Количество зубьев ведомой звезды (замена): 45
Получаем длину новой цепи в 109 звеньев. Такого не бывает, поэтому округляем в большую сторону, до 110 звеньев. Округляем всегда в большую сторону до ближайшего четного числа звеньев цепи.
Программа автоматически выдает изменение максимальной скорости мотоцикла при замене звезд на нестандартные. Общее правило такое: чем больше задняя (ведомая) звезда, тем ниже максималка, чем больше передняя (ведущая) звезда — тем выше максималка. И наоборот.
Цепи марки DID
Эта японская марка считается самой популярной в наши дни. Утверждение спорное, но покупают фирменных цепей много. Изделия полностью оправдывают репутацию японских товаров по качеству и стоимости, в ассортименте есть варианты практически на любой тип мотоциклов. В спорте они широко используются и на конвейерных моделях нередко входят уже в базовую комплектацию.
Оригинальная маркировка состоит из цифр и букв, наносится на внешнюю сторону цепи. Сначала там указаны шаг и ширина, а потом параметры и назначение. Основных моделей без малого десяток: DID VX, ZVMX, ERT2, MX, VT2, 520ER3, 520ATV, VO. Первая из них создана для спортивных и шоссейных байков: сальники X-Ring, цвет на выбор – черный или золотой. Вторая считается самой прочной среди всех цепей этого бренда, ее ставят на дорожные и спортивные мотоциклы. Дорогая вещь, но ради пробега или на мощную машинку будет в самый раз.
Безсальниковая ERT2 пригодится для внедорожной эксплуатации. У нее высокая прочность и надежность, большой ресурс. В мотокроссах и эндуро эту цепь многие гонщики используют. А если нужна рекордная прочность, для мотокросса либо мотардов – стоит обратить внимание на MX. В свою очередь, для дальних путешествий эндуро рекомендуется VT2 – ее и на квадроциклы ставят.
Предпочитающие легкие цепи для гонок сразу выделят из модельного ряда 520ERV3, с сальниками X-Ring. В фирменном ассортименте есть усиленная сальниковая модель специально для квадроциклов, с объемом до 0,75 л – 520ATV. И бюджетный вариант тоже представлен: VO, для дорожных байков средней мощности (объемом до 0,5 л) – цепь сальниковая (O-Ring), стального цвета, доказавшая свою надежность на практике.
Suzuki SV1000S 2005 → Конверсия: облегчаем цепь – переход с 530 на 525/520
Мот с Японии пришёл на 525й цепи. Когда она скоропостижно скончалась(ржавчина, возможно была безсальниковая) я поставил родную 530ю JT Z3 Heavy Duty(усиленную, с толстыми пластинами). И сразу заметил, что даже моментный литр стал тупее разгоняться, пропал огонёк. Под катом каталожные номера звезд JT на SV1000 с размерами под 525ю и 520ю цепи. Номера родных размеров для заказа выглядят так: ведущая JTF513.17RB — RB означает с резинкой на ведущей звезде, уменьшает шум, ведомая JTR1800.40. Жирным выделено количество зубьев, ставьте требуемое значение из доступных вариантов. При уменьшении толщины цепи надо понимать, что служить она при равном качестве будет меньше — поэтому стоит выбирать самые прочные=дорогие варианты, например EK облегченных серий ZZZ(отверстия на внутренних и на внешних пластинах) или ZVX3(отверстия на внутренних пластинах), RK серии GWX, Regina серии GPZ и т.д. Маркировка, размеры и вес цепей в конце поста.
Что собой представляют цепи SFR?
Китайские изделия, но неплохого качества. В ассортименте есть серии из японских компонентов и металла, с самыми высокими параметрами. Сама компания относительно молодая – почти 30 лет (с 1991 г.). Сейчас под этой маркой выпускается свыше 1 200 тыс. цепей ежемесячно: для мотоциклов и лифтов, ГРМ, промышленного оборудования. Продаются они в Японии и Европе, в США.
Фирменные цепи уже зарекомендовали себя как прочные и устойчивые к износу. Вся продукция соответствует стандартам ISO, а каждое изделие проходит стендовые испытания на разрыв. В ассортименте есть сальниковые (разных типов) и безсальниковые (с твердым сердечником) версии. Можно подобрать подходящую цепь по рекомендациям производителя байка и с учетом того, как он эксплуатируется. При регулярной диагностике и правильном уходе цепь этой марки наверняка отработает свою стоимость.
Замена комплектом или по мере изнашивания
- // DEAN
менять все три компонента (цепь и обе звезды) надо одновременно. так в итоге выходит дешевле - обычно первая на замену цепь, потом передняя звезда (полторы цепи) потом задняя звезда (две передних если стальная, одновременно с передом если алюминиевая). но менять лучше весь комплект.
Цепь звезды лучше менять комплектом, но, насколько я знаю, при живых звездах многие меняют только цепь… Если звезды не живые, то новую цепь на них лучше не ставить. Как звезды изнашиваются, я думаю, никому обьяснять не надо… // 7.6.2009 Meta
При вытягивании цепи изменяется и геометрия паза между зубьями звёзд с круглого на овальный. На глаз это практически не заметно. При установке новой цепи на старые звёзды шаг звеньев будет вынужден подгоняться под размеры выработки звёзд, то есть вытягиваться. Так что менять всё нужно комплектом, съэкономить не удастся. // 15.6.2009 [email protected] на R6 2002 года
Насчёт того, как менять, — здесь однозначно, всё сразу. Проверено опытом, сэкономить не удастся. // 19.6.2009 SEREGA
если цепь ушатана то меняй вместе с ней и звезды, так как старые могут убить новую цепь быстрее положеного. // 21.10.2009 СТИКС на YAMAHA R6 2005 г.
Там все просто, если не колхозить и ставить все новое цепь раньше звезд из строя не выйдет. Весь основной износ в этом узле идет на переднею звездочку, если она уже с острыми слегка загибающимися зубами, значит комплект под замену. Если жалко и хочеться сэкономить можно поменять одну переднею, но имей ввиду что уже износ некоторых звеньев цепи будет очень критическим, на одетой цепи это понять сложно, все станет видно кагда начнешь крутить срезанную цепь в руках. По опыту могу сказать что штатного комплекта R6 при правильном уходе и натяжке хватает минимум на 25000 км, если заменить тысчах на 20000 переднею звездочку можно наездить до 35000 км. Все что я написал применемо к стальным // 21.10.2009 borismoto на R-6 05 г.
- // 28.03.2010 Сергей_К
Цепи и звезды на современных мотиках я меняю обычно через 25 и 50 ткм соответственно - Раньше не обращал внимания, а когда взял новый мотик, то стало интересно что и сколько проходит из расходников. Сейчас у меня уже третий новый и прошел он уже 70 ткм. Замену звездочек делал на 50-ти, вместе со второй цепью
…сами по себе звёзды изнашиваются не от нагрузки, а от провисшей цепи имеющей расстояние между пинами отличное от шага зубов (точнее ямок), по этой причине звёзды и цепи меняют чаще всего «хором»… так как старые звёзды быстро вытянут новую цепь под свой шаг и сдохнет она весьма быстро… в принципе можно менять звёзды через две цепи… ну или даже ведомую менять с каждой третьей или четвёртой цепью, глядя по износу (приложи новую цепь на звезду и сразу будет видно)… ну а если есть желание поэкономить звёзды имея несколько цепей — то как на великах… три цепи «по кругу». ставим новые звёзды и цепь… гоняем N тыс. километров, ставим вторую цепь… на ней столько же… потом на третьей… потом снова первую и т. д. смысл в том, что звёзды и цепи будут гораздо медленнее убивать друг друга и проходят больше чем тупо сменить три цепи до полного убоя…. // 19.04.2010 Metaller
И напоследок о цепях Tsubaki
Марка представляет одноименную японскую компанию Tsubakimoto Chain Co. Сейчас она известна как крупнейший производитель трансмиссионных систем, на всей планете никто больше не выпускает. Это мультинациональная организация, ее офисы есть во многих странах, но все 4 завода находятся в Японии. В фирменном каталоге есть цепи для промышленного оборудования и автотранспорта, для пары десятков отраслей. В т.ч. сверхмощные, малошумные, не требующие смазки, пластинчатые, стальные и пр.
В мотоциклетном секторе Tsubaki тоже бесспорный лидер. Классификация цепей у этого бренда своя: или по запасу хода, или по долговечности. Например, изделия серии Gamma рассчитаны на пробег 5-10 тыс.км, Alpha и Omega – от 10 до 20 тыс.км., Alpha XRG и Sigma должны выдержать 20-30 тыс.км.
Действительно хорошие цепи – просто так мировым лидером не становятся. А компания уже скоро вековой юбилей отметит. Вкладывает большие средства в совершенствование продукции, увеличение срока безаварийной эксплуатации, повышения производительности, снижения стоимости изделий. В фирменном каталоге представлены цепные передачи для любых технических задач – надо лишь выбрать оптимально подходящий вариант. Опытные пользователи ориентируются без труда сами, а менее подкованным в технических вопросах помогают с выбором консультанты. Рекомендуется подбирать цепь не просто на модель, дистанционно, а на конкретный мотоцикл, с учетом всех обстоятельств – так фирменная цепная передача Tsubaki покажет себя в самом выгодном свете.
Общие сведения
См. также Звезды
См. также Обслуживание цепи
См. также Автосмазчик цепи
Звезды и цепи, теория и практика — FPS Racing Team: |
Насколько я знаю, DID комплектует свои цепи звездами Sunstar. Если комплект пришел со звездами JT, значит, сборка была где-то по дороге. Информация после общения с японцами из DID на миланской выставке. RK имеет стратегический альянс с JT, а DID — с Sunstar.
ну и ОЕМ звезды (оригинал по портнамберу) очень неплохи. ибо только в них есть гасящие звук и вибрации вставки на ведущей звезде. но там бюджет как у трех JT. неплохи звезды санстар, рентал, вортекс — но они мало у кого в наличии бывают обе в одном месте. а вперед и назад лучше ставить одной фирмы — ибо форма зуба у разных производителей немного разная. цепь будет адаптироваться под обе звезды и износится чуть быстрее. и последнее: следите за состоянием резинового успокоителя цепи, который установлоен на передней части заднего маятника. когда он снашивается до металла, то начинает точить маятник.
у каждого производителя в каждой размерности цепи есть градация по ценам/качеству, поэтому чётко заявить DID гавно RK форева или наоборот низя, всё зависит от толщины пластин звеньев, «подшипников» роликов, формы резиновых колечек. что DID что RK что Regina одного ценового диапазона плюс-минус одинаковые, а дальше всё зависит от того как сильно ты её нагружаешь, как равномерно, как часто смазываешь и как часто моешь, опять же чем.
личный опыт — аналогичные цепи у разных производителей ходят +/- одиннаково, и это +/- зависит лишь от ухода за цепью и левостью поставки
…по 520-й цепи, гоночная цепь, — она обычная, она даже не O-Ring и уж никакой не X-Ring и иже с ними
Не скажу, конечно, что она одноразовая, но за ней нужен особый уход, принимая во внимание то, что она без резиновых сальников