От Карпаты-1 до модификации Спорт – обзор популярных мопедов СССР


Мопед или мокик?

По умолчанию, малокубатурную двухколесную технику у нас называют мопедами. Некоторые выделяют отдельную группу – скутеры. Но мопед – это транспортное средство с педалями, и запускаемое ими. Мокик – это ТС, снабженное ножным стартером, отсюда и название.
В наше время классических мопедов в продаже не встречается, есть только велосипеды с подвесными моторами.


В дизайне есть что-то общее с Иж Планета Спорт. Фото: Youtube.com

В СССР педальные модели не уважали, а вот мокики считались «крутыми». Хотя, в городах любой мопед, и даже велосипед с двигателем был предметом зависти.

Но в рамках этой статьи мы будем называть Карпаты по-разному, потому, что так принято.

Самый маленький мопед в СССР, который собирали в Риге — Рига-26

Такую технику, которая разрабатывалась инженерами во времена Советского Союза, сегодня встретить нельзя. В то время каждый пытался создать что-то более совершенное, а некоторые гаражные мастера из нескольких видов транспорта собирали один большой.

Сегодня каждый производитель пользуется модульными платформами, которые позволяют разрабатывать технику разного вида. Даже самый простой мопед можно оснастить всеми удобствами для комфортной езды. В те времена даже над таким видом транспорта приходилось работать долгое время. Например, после ночной прогулки на мотоцикле, его потом нужно было ремонтировать не один день. Конечно, была хорошая техника, которая исправно показывала себя в эксплуатации, но ее могли себе позволить не все водители. Основная часть населения передвигалась на массовых мотоциклах. Еще один транспорт, который был популярен в СССР, — мопед. Тогда на территории Советского Союза было не так много предприятий, которые занимались производством такой техники, соответственно, и сама продукция на рынке была в дефиците.

Однако, была одна марка, товары которой просто заполонили рынок, — Рига. Их сборка производилась в городе с одноименным названием, а передвигались на таких мопедах почти все подростки в стране. Самый интересный экземпляр в модельном ряду производителя — Рига 26 Мини. Он вышел в 1984 году и в один момент обрел высокую популярность. В высоту он достигал всего 52 сантиметра, если был сложен руль. Вес мопеда был сравним с мешком картошки — не превышал 50 кг. А вот грузоподъемность была достойной — до 100 кг. В движение этот аппарат приводился мотором, объем которого составлял 49.8 кубов, а мощность — 1.8 л.с. Расход топлива составлял около 2 литров на 100 км, при этом, емкость бака равнялась 5.5 литра. Питался такой транспорт целой смесью, которая состояла из бензина А-72 или А-76 с маслом. На двигателе стоял карбюратор К-60 и электрозажигание.

Фактически ему можно дать название «мокик», так как двигатель запускался с помощью кик-стартера. На мопеде мог передвигаться один пассажир и груз до 15 кг. Заметим, что ездить он мог по дорогам с различным покрытием. Чтобы сделать транспортировку и хранение еще более простыми, производитель создал складной механизм — сдвигался руль и опускалось сиденье. В итоге, мини-мопед превращался в еще более маленький транспорт. Его высота составляла 52 см, а ширина — 35 см. Он легко помещался в багажник обычной ГАЗ-24, в простонародье «Волга».

Сцепление у мопеда было многодисковое. МКПП была рассчитана на 2 скорости. Передачи водитель переключал при помощи рукоятки, расположенной на руле. На дороге Рига-26 мог развивать до 40 км/ч. Особенность мокика заключается в небольших колесах размером 3.00-10. Диски выполнены из двух штампованных половинок и скреплены при помощи болтов. Производитель выпускал более дорогую модель Рига-26 «Люкс». Она отличалась от стандартной наличием багажника в передней части и корзины в задней. Заметим, что Рига-26 тогда стоил 250 рублей. Его и сегодня можно найти в продаже с ценником в 15 000 — 20 000 рублей.

В 1985 году компания решила выйти на новый уровень и усовершенствовать модель. На Рижском заводе началось создание Рига-30. Он отличался пружинной задней подвеской, передачи здесь переключались при помощи педалей, а глушитель был немного приподнят вверх.

Итог. Самый интересные разработки в автомобильной индустрии приходятся на период Советского Союза. Например, мини-мопед Рига-26 в 80-х годах пользовался большой популярностью, хотя не отличался крупными габаритами и высокой мощностью.

Первая модель и ее разновидности

Мокик дебютировал в 1981 году. Карпаты стал самым популярным и крупносерийным мопедом за всю историю Львовского мотозавода. Его собирали до 1986 г., потом на конвейере появилась новая модель – Карпаты-2.
За годы выпуска, мопед имел разные индексы. Они присваивались после доработок и модернизаций, как правило, замены двигателя. Моторы, устанавливаемые на Карпаты, отличались друг от друга, но ТТХ у них оставались примерно на одном уровне. Рабочий объем никогда не превышал 50 см3, мощность – не более 1,8 л. с.

Базовая модификация называлась ЛМЗ-2.160.

Ленинградский филиал института технической эстетики помог Львовскому мотозаводу разработать Карпаты-1 Спорт. Она получила заводской индекс ЛМЗ-2.160C.


Карпаты-1 Спорт. Фото: Youtube.com

Внешне мопед выглядел спортивным, хотя в 80-х под этим термином понимали мотокросс.

Отличия Карпаты-1 Спорт от базовой модели:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]