В современном мире советские мотоциклы занимают промежуточное положение между раритетом и пылящимся в гараже хламом, причём второе от первого зачастую отделяет только реставрация. Те экземпляры, которым повезло попасть в заботливые руки, бережно восстанавливаются до достойного состояния, а вот все остальные продолжают мирно догнивать где-нибудь в сарае. Наименее везучие советские мотоциклы попадают в руки начинающих кастомайзеров и превращаются в «деревенские кастомы» разной степени ужасности. Ниже мы рассмотрим основных мотопроизводителей СССР, не в хронологическом порядке, а просто упомянув наиболее знаковые модели. Многие советские байки живы до сих пор, спустя десятки лет после выпуска, потому что в СССР мотоциклы проектировались инженерами, а не маркетологами, и неважно, что именно это было – легкие мопеды или самые мощные представители советского мотопрома. Первый советский мотоцикл, «Союз», собранный в 1924 году, заложил основы для будущего развития отрасли и стал ориентиром для нескольких следующих поколений конструкторов.
ИЖ Планета Спорт. Самый быстрый и технологичный.
В 1973 году Ижевский мотозавод удивил всю страну, показав первый советский мотоцикл со спортивным уклоном «Планета Спорт». В отличие от всех более ранних мотоциклов, которые создавались по образу немецких моделей, Планета Спорт явно пытался быть похожим на японских мотоциклы 60-70х.
Благодаря высокому качеству изготовления, ИЖ Планета Спорт активно продавался на экспортных рынках, например, в Великобритании, Нидерландах и Финляндии. Советские байкеры разгонялись на них до 140 км/ч, что было неимоверной скоростью в те времена.
Back in the USSR. Тест-драйв самого быстрого советского мотоцикла
«Иж Планета-Спорт» — это, пожалуй, самый необычный советский мотоцикл. О нем мечтали все парни СССР. Он был словно глоток воздуха свободы — современный, яркий, быстрый… И спортивный. За то, что он часто попадал в сводки ДТП, его даже называли «Иж Планета-Смерть». На легендарной технике, рискуя жизнью, ездил Юрий Гладчук.
Рок-н-ролл в чистом виде
I’m back in the USSR, you don’t know how lucky you are, boys. Back in the USSR.
Чтобы понять этот мотоцикл, нужно включить известную песню «битлов» Back in the USSR. Потому что «Иж Планета-Спорт» — это рок-н-ролл в чистом виде. Не читайте этот текст, не включив фоном эту музыку. Включили? Тогда поехали!
Сегодня загнивающие капиталистические технологии GoPro позволяют вернуться в бывший СССР — сняли для вас атмосферную поездку по деревне на «Спорте» от первого лица
Не знаю, как было в 70-х и 80-х, потому что родился в последние годы существования Советского Союза, но, думаю, все было здорово. Особенно здорово было тем, кто долго-долго под Back in the USSR мечтал о самом быстром советском мотоцикле, а затем осуществил свою мечту. А если у тебя к «Ижу» были еще и джинсы — все, ты первый парень на деревне. Хотя и с «Планетой-Спорт» девушки должны «вестись», на что недвусмысленно намекала старая советская реклама. И была права.
Красивый мотоцикл. Совершенно непонятно, как идеологический отдел партии допустил его к выпуску. Ведь очевидно, что создан он для стиляг, тунеядцев и прочих хулиганов. Любителей джаза и рок-н-ролла. А ведь говорили, что если слушаешь ты джаз, значит, родину продашь.
Пять интересных фактов о «Иж Планета-Спорт»
1. В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 руб., последующие партии стали продаваться по 1000 руб., так что не каждый тунеядец мог его себе позволить. При этом в те годы «Москвич-412» стоил около 5000 рублей.
2. Советские мотоциклисты дали мотоциклу прозвище «пёс» (от сокращенного «Иж ПС»), «пээска» и «спортак».
3. Из-за непривычно высокого качества поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Он действительно уходил на экспорт, особенно полюбился мотоциклистам Великобритании, Нидерландов и Финляндии.
4. «Спорты» были ярко-желтыми и оранжевыми, что в сочетании с черным цветом рамы и строгим блеском никелированных деталей смотрелось по-настоящему спортивно.
5. «Иж Планета-Спорт» выдерживал 50-60 тысяч км без заметного износа основных узлов. Очень неплохо для советской мототехники.
Ходят легенды, что якобы на этот мотоцикл жаловались главному идеологу партии Михаилу Суслову и тот пытался запретить его продажу. Но производство «Спорта» одобрил Брежнев, который лично проехал на мотоцикле. Поговаривают, что Леонид Ильич сам любил быструю езду, вероятно, поэтому «Иж Планета-Спорт» все же пошел в продажу. Не факт, что все так и было на самом деле, но мотоцикл действительно получился хулиганский.
Внешне «пёс» был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов вроде Suzuki T250 Super Six, Yamaha 350R5 и Kawasaki A1 Samurai. Стилягам он подходил, поскольку действительно был стильным. Чего только стоят черные круглые накладки на баке! Стремительный легкий силуэт мотоцикла сразу давал понять, что аппарат предназначен не для перевозки картошки, а для скоростных »отжигов». Даже в наши дни, когда в кастомайзинге популярна ретротематика, «пээска» выглядит круто.
До появления «Планеты-Спорт» в 1974 году хулиганы, тунеядцы и стиляги ездили на чешских Jawa. Но «пёс» тут же потеснил «чехов» на второе место. По сравнению с прямым конкурентом Jawa 350-634 новый «Иж» лучше разгонялся и тормозил, у него была выше максимальная скорость. Все-таки вес был меньше, а лошадиных сил — больше. Опять же стиль, стиль и еще раз стиль. Хотя между любителями «яв» и «псов» шли ожесточенные споры, чей мотоцикл круче, но мне по душе больше именно «Иж» — в нем больше рок-н-ролла!
Порочащие связи с Западом
Подходишь к мотоциклу — и удивляешься. Подписи к кнопкам на пультах и лампочках — на иностранном языке! Наклоняешься к карбюратору — видишь магическое слово JAPAN. Подавляющее большинство надписей не на русском, а на английском. Представляете, насколько в то время это было круто? Есть даже кнопка экстренного выключения двигателя и лампочка, которая загорается, когда находишь «нейтраль». Причем все кнопки расположены так, как у любого современного мотоцикла, — пульты ведь японские.
И это не «колхоз». Ранние мотоциклы штатно оснащались японским электрооборудованием, оптикой и карбюратором. Некоторые детали ставились от европейских мотоциклов, например, у первых «Ижей» был чешский замок зажигания, итальянский спидометр. Даже аккумулятор вначале ставился импортный.
А еще у ранней «Планеты-Спорт» была система раздельной смазки. Обычно двухтактные моторы смазываются маслом, которое смешивают с топливом в том или ином соотношении. Поэтому количество масла, попадающее в двигатель, зависит только от количества поступающего бензина. Но в ранних «пээсках» стоял насос, производительность которого росла при увеличении оборотов или нагрузки на двигатель.
Воспоминания одного владельца «Иж Планета-Спорт» (взято отсюда)
«Избыточная тяговооруженность позволяла «Спорту» легко вставать на заднее колесо, чем я часто пользовался перед скучающими барышнями. И однажды этот трюк приобрел особый шик. Ремень седла я умышленно убрал, чтобы пассажирки плотнее и чувственнее обнимали водителя. Мой товарищ, оказавшись пассажиром, беспечно сидел сзади и обнимать меня совсем не стремился — я был не против. Остановившись возле девчонок, мы небрежно поздоровались с ними, и я откручиваю ручку «газа», бросая сцепление.
Отрыв переднего колеса происходит штатно — мотоцикл «выстреливает» почти за горизонт. Притормаживаю, оглядываюсь — и ужасаюсь: мой товарищ в клубах пыли на карачках продолжает затухающее движение за мной! Джинсы и рукава — в дыры, колени и локти — в кровь… Но друг был оптимистом, причем пьяным оптимистом, поэтому этюд договорились считать постановочным, а выступление перед публикой — успешным. Больше он пассажиром не ездил, «Спорт» стал уважительно называть «пээсом», а меня — бешеным, особенно после гонок по перрону и ступенькам железнодорожного вокзала».
Со временем «Иж Планета-Спорт» растерял и импортные комплектующие, и систему раздельной смазки. Из-за замены карбюратора «Микуни» на отечественный К-62М максимальная мощность снизилась с 32 до 28 л.с. Поэтому особенно ценились мотоциклы первых лет выпуска, где все это было. И стоили ранние «псы» дорого даже в десятилетнем возрасте. Более подробно историю изменений в технической части можно почитать здесь.
К примеру, у нас в гостях прекрасно сохранившийся мотоцикл 1978 г.в. с пробегом всего 15.000 км и в «родной» краске. Карбюратор предыдущий владелец сам поменял с советского на японский. Задний фонарь уже советский. Но «поворотники», фара и пульты импортные. Системы раздельной смазки уже нет, как нет и резиновых подушек двигателя ранних экземпляров. Не тот уже пирог, конечно, но тоже очень крутой мотоцикл. Почему? Сейчас заведемся, и расскажу.
Мотоцикл тройного назначения
Поколдуешь с лапкой, заведешь этот чудо-мотоцикл — и улыбка до ушей. Даже у меня, чье детство прошло в 90-х, включается режим ностальгии, потому что звук работы двухтактного мотора — это звук моего детства!
Поговаривают, что завести его было не так просто, как чешского конкурента. Да, есть такой нюанс, особенно на «холодную». Еще и отдачу получишь от «кика», чай, не современный электростартер. Но зато когда заведешь — восторга полные штаны!
Для СССР того времени это очень быстрый мотоцикл. 340-кубовый «одноствольный» двухтактник ведет свою родословную от кроссовых байков, поэтому легко крутится, «взрывается» на средних оборотах и весело едет на «верхах». Несмотря на возраст, он довольно быстро набрал 120 км/ч, причем запас для разгона до официальных 140 км/ч еще оставался.
Да, «сотню» по паспорту «пээска» набирает за 11 секунд, но субъективно мотоцикл разгоняется быстрее. В условиях современного городского потока среди машин точно будешь первым. На трассе 100-110 км/ч идет без особого «напряга», разве что ветром сдувает как мотоцикл (сказывается легкий вес), так и мотоциклиста (нет ветровика). Но ничего в этом плохого не вижу — все вместе добавляет остроты ощущениям.
Если мысленно перенестись на нем в Советский Союз 1970-х годов, вспомнить, на какой технике передвигались советские люди, то понимаешь, что «Иж Планета-Спорт» — это реально «Иж Планета-Смерть». Слишком много дури и слишком мало веса: шайтан-арба, а не мотоцикл!
При этом экипировки толком нет, хороших дорог мало, куцые зеркала стоят не на всех автомобилях, а если и стоят, то только слева. Хорошо хоть этих машин было в разы меньше, чем сегодня. Но в любом случае «Иж Планета-Спорт» для Советского Союза убийственно быстрый мотоцикл.
А по нынешним временам 32 силы — ничто. Современные спортбайки «разжирели» и стали в разы мощнее, поэтому легкий «Иж» на их фоне ощущается велосипедом. Им очень просто управлять. На низких оборотах не огонек, конечно, но едет мотоцикл — можно садиться и новичку.
Сидеть удобно: посадка прямая — все в самый раз. Единственное, не совсем удобно прижимать коленями такой тонкий бак, но это дело привычки. Также все советские мотоциклисты дружно жаловались на вибрации, мол, в Jawa их не было. Но я часто езжу на «одностволках», поэтому особого дискомфорта не ощутил.
Тормоза? Они немного есть — это все, что я могу о них сказать. Задний еще что-то собой представляет, но на передний нужно давить изо всех сил. Переключения передач не самые четкие. Но я сравниваю с современной техникой, а для тех времен все было хорошо и с тормозами, и с переключением передач.
Сегодня удивляешься другому — универсальности. И в городе на нем покрасуешься, и по асфальту едешь быстро, и при отсутствии дорог нет проблем. Легкий вес, короткая первая передача, крепкая вилка, короткая база — ездить легко и по пересеченной местности. Да, задняя подвеска жестковата, просвет невелик — все-таки это далеко не современный эндуро. Но в свое время в полях и лесах на «Планета-Спорт» отжигали еще как!
При этом едешь по кочкам, едешь быстро, но ничего не гремит и не отваливается, как в некоторых современных «китайцах». Вообще на ямах посторонних звуков нет. Никаких. «Иж» не «гуляет» под тобой, в нем чувствуется прочность и основательность. В общем, для советской техники это очень качественный мотоцикл.
«Иж Планета-Спорт» — мотоцикл не то что двойного, а тройного назначения!
1. «Понты кидать». Надел джинсы, сел на модный байк, поехал в сельский клуб — все Маши твои. Главное, чтобы не настучали по хлипкому на вид и ощупь шлему, — «мажоров» не любили никогда.
2. Хорош на асфальте. Учитывая динамические характеристики автомобилей и мотоциклов СССР, «Иж Планета-Спорт» на их фоне самый что ни есть спортбайк.
3. В мотоцикле чувствуется мотокроссовое наследие «Иж-55» — он не боится пересеченной местности. Способствует этому и очень низкий вес — всего 135 кг «сухой» массы. На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975-го начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15».
Но недолго музыка играла — в 1985 году мотоцикл был снят с производства. Почему сняли — непонятно. Одни говорят, что из-за низкого спроса, мол, качество стало ниже, а цена осталась прежней, другие ссылаются на высокую смертность пилотов, третьи — на то, что Госавтоинспекция не могла догнать. Байки и легенды всегда окружали этот мотоцикл.
Кто хочет Back in the USSR, сегодня это можно осуществить с помощью машины времени «Иж Планета-Спорт» — в объявлениях они еще мелькают. Смешать бензин с маслом, лапкой не с первого раза завести — и в поле, на закат, вдыхая полной грудью лета аромат.
Что может быть лучше? Нет ничего лучше.
Юрий ГЛАДЧУК Фото и видео Антона ШЕЛКОВИЧА ABW.BY
Редакция благодарит Николая Мельникова за предоставленный для теста «Иж Планета-Спорт»
Заметки на полях
Все прогрессивно в «Планета-Спорт», но боковой подножки нет. Еще и «ушко» центральной подножки почему-то находится с правой стороны.
Для советского мотоцикла — лампочек громадьё. Все надписи — на иностранном языке. В детстве большое значение имело, до какой скорости расчерчен спидометр того или иного вида транспорта. В «Планета-Спорт» все по-честному: на спидометре максимум 140 км/ч — едет мотоцикл 140 км/ч. Для начинающих мотоциклистов незамысловатым образом указано, на какой скорости переключать следующую передачу.
Единственная видимая на мотоцикле русская надпись — «Иж», все остальное на английском, в том числе и название модели PLANETA-SPORT 350.
Боковины откручиваются простой «крутелкой», седло, под которым находился дефицитный импортный аккумулятор, не запиралось на замок. Блокировка руля появилась только в конце 1978 года. До этого бери — не хочу.
В распоряжении байка — бортовая сеть напряжением 12 вольт. Чешский конкурент в то время мог похвастать только 6 вольтами.
Официальный запас хода — 400 км, что очень неплохо. В реальности не проверял. Объем бака — 14 л, в то время как документально расход топлива составлял от 3,5 до 6,5 л в зависимости от скорости и стиля езды.
Разные по размеру колеса (19 дюймов спереди, 18 сзади) и тормозные барабаны — в то время это было очень необычно.
По случаю приглашаем вас на крупнейший в Восточной Европе ретромотофестиваль «Кола Часу». Возможно, туда приедет и «Планета-Спорт» — сегодня это редкий и эксклюзивный мотоцикл. В любом случае в одном месте соберется около 200 единиц раритетной техники — будет на что посмотреть. И не только посмотреть. На фестивале будет зона отдыха, фудкорт, беговелоплощадка для детей, прокат катамаранов и лодок, тир, тест-драйв мотоцикла M1NSK и другие развлечения. Кроме того, будет возможность приобрести как старинные вещи или даже ретротехнику, так и современные мотоциклы. Итак, Гребной канал на Заславском водохранилище, 25 июня. Приходите всей семьей — будет интересно! Более подробную информацию о фестивале можно найти здесь.
Восход. Самый деревенский.
Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед «Восходом» его модернизированные версии «Восход-2», «Восход-3, «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с.
Из-за своей надежности, мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. Даже сейчас там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.
М-62. Выбор милиции.
Советская милиция, справедливая и неподкупная, в 50х-60х годах преимущественно передвигалась на мотоциклах с коляской. М-62, выпускаемый Ирбитским мотоциклетным заводом, был самым популярным выбором служителей закона. Его четырехтактный двигатель выдавал 28 л.с.
Интересный факт, что обычным гражданам СССР эксплуатировать «Уралы» без коляски в то время не разрешалось. Все-таки, эти мотоциклы были довольно тяжелыми в управлении. Но милиция использовала мотоциклы без колясок, что выглядело в глазах советских мальчишек очень крутым. Как тут не захочешь стать милиционером!
Журнал
В выпусках серии – вся мотокультура Страны Советов. Журналы расскажут как об истории мотостроения, так и о характеристиках героев выпусков, их модернизациях и, конечно, о любопытных фактах. Издательство сотрудничает с обозревателем журнала «Мото» Александром Воронцовым, а также с директором Государственного Ирбитского музея мотоциклов Александром Булановым, поэтому контент отличает профессиональный взгляд, а фотоконтент — оригинальность.
М-1А «Москва»
Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.
Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.
Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.
На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.
Минск
Некоторые модели мотоциклов СССР выпускались на ММВЗ, заводе, расположенном в Минске, столице современной Республике Беларусь. «Мински» были дешевле продукции завода имени Дегтярева, и тоже были весьма популярны. Мототуристы катались на них по всему Союзу, и эта техника была очень хорошая для своего времени. Правда, позднее завод всё-таки прекратил выпуск собственных байков, полностью перейдя на сборку новых моделей из китайских комплектующих, которые сейчас продаются по всей России. Но в памяти байкеров старой закалки всё равно часто всплывает именно старый 125-кубовый «Минск», если задать им вопрос про самый лучший советский мотоцикл.
«Иж-49»
В 1951 году в Ижевске наладили выпуск модели «Иж-49». За основу, как и в случае с «Москвой», взяли трофейный аппарат. Правда, DKW NZ 350 подвергся некоторым усовершенствованиям, что сделало его только лучше — под нашей маркой, разумеется.
Мотоцикл получился надежный, очень живучий и невероятно красивый. Он и сегодня способен покорить своей внешностью истинного байкера — какая посадка, какие выверенные линии… Да, это была машина!
Завод производил версии с коляской, спортивные — для кросса и шоссе. Обладать ими сейчас — это не каждому под силу: «Иж-49» имеет коллекционную ценность. Купить его можно не меньше, чем за 100 тысяч рублей. При этом цена стремится к росту.
«Иж Планета»
1962 год. Ижевский мотоциклетный завод приступает к сборке принципиально новой для себя модели «Иж Планета», ставшей родоначальницей целого семейства, выпускавшегося до 2008 года («Иж Планета 7»).
Созданный на базе «Иж-56» мотоцикл среднего класса, предназначался для езды по дорогам с разным покрытием. Гарантийный пробег «Иж Планеты» по сравнению с предшественником вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро — поршневой группы — в полтора раза (благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя).
Были установлены новый бензобак, легкосъемное седло, глушители. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.
В действие «Иж Планета» приводил одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педали ножного переключения передач и кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Мотоцикл выпускался до 1966 года, всего было произведено 405 303 экземпляра — довольно приличный тираж по тем временам.
Иж
Многие советские кроссовые мотоциклы выпускались именно на Ижевском заводе, причём они неоднократно занимали призовые места на различных соревнованиях. Хотя широкой публике эта марка знакома благодаря линейкам «Планета» и «Юпитер», так как за десятки лет было произведено несколько миллионов экземпляров, и далеко не все из них уже превратились в груду ржавчины. И именно на Ижевском заводе был выпущен первый мотоцикл в стиле чоппер – модель «Юнкер». Это произошло уже после распада Союза, но тем не менее.
М-72. Самый боевой
М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.
Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м. С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.
«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.
Мопеды и мотороллеры
Список был бы неполным без советских мопедов, таких как «Карпаты» и «Рига». Первые их модификации оснащались вполне себе велосипедными педалями, и представляли собой самый бюджетный вид транспорта, пользовавшийся огромной популярностью в сельской местности. А на Тульском заводе выпускались мотороллеры «Тула», «Турист», «Тулица» и грузовой «Муравей» с багажной платформой и широкими автомобильными колёсами сзади. Последний вообще пользуется спросом даже сейчас, несмотря на то, что он снят с производства давным-давно. Мопеды в СССР стали так популярны в основном благодаря низкой цене и отсутствию необходимости получать для управления ими водительские права. Именно они обычно становились первой мототехникой в руках будущих байкеров, прививая им любовь к двум колесам. Мопед Карпаты был мечтой для многих из них, тем более что садиться на мопеды с 14 лет можно было уже совершенно законно.
Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.
Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».
В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.
К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.
«Минск М1А». Первый белорусский
И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.
Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.
Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.
К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».
Jawa 350/638
Jawa 350 — 638 — последний чешский мотоцикл, продававшийся в СССР, где он тоже стал народным. Успев выйти перед самой перестройкой, в 1984 году, эта модель часто снималась в суровых фильмах конца 1980-х-начала 1990-х.
Внешне мотоцикл был сравнительно простым, но с «изюминкой». Большая фара с выступающими по бокам круглыми поворотниками и, располагающиеся сверху, колодцы приборной доски выглядели очень гармонично.
Бак был объемный, но формы имел аккуратные, в задней части его имелись довольно габаритные накладки для колен водителя. Но самое главное, что имелось на баке — это надпись «Jawa».
У модели 638 было двойное ровное сиденье, разделенное посередине ремешком для пассажира, за которое он и должен был держаться.
Двухцилиндровый двигатель был полностью открытым для обозрения, все составные элементы его хорошо просматривались, хотя открытость его играла важную роль — мотор имел воздушное охлаждение.
К достоинствам этого мотоцикла можно было отнести стильный вид, до которого советским мотоциклам было очень далеко.
«Паннония»
Мотоцикл «Паннония» стал еще одним культовым мотоциклом среди городской молодежи и мототуристов.
Производство «Паннонии» началось на в Будапеште в 1954 году. «Паннония» стала первым новым мотоциклом завода. Мотоцикл оснастили одноцилиндровым 250-кубовым двухтактным двигателем, четырехступенчатой КП. Новшеством оказалась закрытая цепная передача и дуплексная рама.
С 1954 по 1975 год в СССР было поставлено 286 959 мотоциклов. Самой популярной моделью стала Pannonia 250 TLF. При весе 146 кг мотоцикл выдавал 18 л.с., не был привередлив к топливу, имел бак в 18 литров и надежную электрику. Кроме этого, завод выпускал модель с 350-кубовым двигателем и коляской. Красота и совершенство линий мотоцикла до сих пор заставляют ценителей раритетов искать уцелевшие мотоциклы.
В 1968 году завод выпустил новую модель мотоцикла, скопированную с «Yamaha YDS-2», но в СССР решили, что мотоцикл слишком сложный и прекратили экспорт, после чего завод закрылся.
Военное наследие
Начавшая Вторая мировая существенно повлияла на развитие спортивного направления, поскольку основной задачей для конструкторов теперь был выпуск наиболее надежной модели мотоцикла для нужд армии. Им стала копия немецкого BMW R-71 «М-72», которая, в свою очередь, послужила прототипом для следующей серийной спортивной машины – «М-75», выпускавшейся на . Двигатель с верхним расположением клапанов и увеличенной до 35 л.с. мощностью, легший в ее основу, был выпущен уже в 1943 году.
Едва ли на тот момент инженеры задумывались о спортивном использовании новинки, но, тем не менее, именно на «М-75» один из его создателей участвовал в первенстве СССР в 1946 году. Тогда же эта модель стала выпускаться серийно для мирных целей и начала пользоваться относительной популярностью у гонщиков вплоть до прекращения выпуска.
В 1951 году на смену «М-75» пришел «М-75М», логично развивавший идеи предшественника. Практически единственной неизменной деталью его конструкции стал отлично зарекомендовавший себя двигатель, все остальные узлы, включая даже раму, постепенно дорабатывались и улучшались. Этому очень способствовало мелкосерийное производство, позволявшее практически мгновенно вносить изменения, серийно выпуская свежие, обновленные модификации. На закате своего существования это были современные машины с алюминиевыми цилиндрами с чугунной гильзой, улучшенным передним тормозом, усиленной КПП с более удобной двухплечной педалью переключения передач, обновленным карбюратором, более узкими и легкими обтекателями и другими улучшениями.
К слову, «М-75М» всегда выпускался с кронштейном для крепления коляски, что позволяло использовать его как для одиночных заездов, так и для дисциплин с коляской. Более того, завод официально производил две модификации колясок: для кольцевых гонок (платформа), для дорожных («люлька»).
В 1954 году свет увидела новая модификация, получившая название «М-77» («М-76», как это ни странно, существовал лишь в виде прототипа в период между «М-75» и «М-75М»). И если вы прошлый раз основная работа велась над периферией, то теперь вновь наступила очередь модернизации двигателя. Его мощность была увеличена до 48-50 л.с., что повлекло за собой и увеличение общей массы мотоцикла. Теперь без учета коляски его вес достигал 196 кг. Несмотря на это, модель оказалась удачной и достаточно популярной, но все же стала последним выпущенным в СССР мотоциклом в для кольцевых гонок в классе 750 см3.
К слову, модель «М-80» с 750-«кубовым» двигателем также существовала, но выпускалась на другом , практически одновременно с «М-75». В 1947 году на ней даже был установлен абсолютный рекорд скорости – 172 км/ч. Параллельно с ней ГМЗ также работал над «закрытием» других классов. И если в классе 350 см3 удалось выпустить относительно известную модель «М-35», то мотоцикл с 500-«кубовым» двигателем не просто не увидел свет, но даже не получил маркировки, хотя и разрабатывался в стенах завода.
Ява (Jawa)
Марка дорожных мотоциклов, производимых в Тинец-над-Сазавоу (Чехословакия). СССР был основным импортёром Явы. Всего в Советский союз было поставлено более миллиона мотоциклов разных моделей. В советские времена мотоциклы Jawa считались лучшими из доступных в продаже на территории СССР.
Одним из народных названий модели Явы 360 стало «Ява-старуха» либо просто «старуха». «Старухи» с одноцилиндровым двигателем в народе назывались «чекушки», из-за объёма 250 кубических сантиметров.
Существует несколько модификаций, которые можно разделить на мотоциклы с 6В и 12В электрооборудованием. У 6В варианта менее мощный двигатель и слабый генератор, но, субъективно мотоциклы, оборудованные 6В оборудованием, красивее. «Jawa» являются мотоциклами того же класса, что и «Юпитер», но приятнее в эксплуатации. Самой модной моделью в СССР была «Ява-368», которую начали выпускать в 1984 году. «Ява» имела двухтактный двухцилиндровый двигатель объемом в 343 куб.см. и мощностью в 26 л.с., максимальная скорость мотоцикла составляла 120 км/час.
Jawa 360
Едва ли не предел мечтаний советского моторизованного человека — чешский аппарат Jawa. Дружественная страна позаботилась о том, чтобы в СССР на этой красавице ездил каждый третий мотоциклист — всего в страну было поставлено более миллиона «Явы» различных моделей и версий.
Производство новой серии мотоциклов «Ява» моделей 250–623 и 350–633, отличавшихся оригинальным дизайном, началось в 1970 году. Мотоциклы имели хребтовую раму и двигатель с раздельной системой смазки. В 1973-м в серию запустили модель «Ява 350–634» с дуплексной закрытой рамой и новым мотором. Производство мотоциклов с объёмом двигателя 250 см³ прекратилось.
После модернизации в 1984 г. модель получила индекс 638 и с небольшими изменениями продолжает выпускаться до сих пор.
Многие ранние экземпляры мотоцикла и сейчас еще живы, особенно ценятся те, что с боковой коляской из стекловолокна.
«Чезет»
История легендарного «Чезет» (Cezet) уходит в довоенные времена, когда чехословацкий оружейный завод Ceska Zbrojovka (CZ) решил начать производство мотоциклов. В 1936 году завод произвел прототипы «Чезета», на основании которых позже возникли мотоциклы с двигателями в 250 и в 350 куб.см.
В 1960-м году CZ запустил в серийное производство мотоциклы «Чезет». В СССР CZ ждал невиданный успех. Наравне с «Явой» этот мотоцикл пользовался успехом у рокеров, а «черный «Чезет» стал мечтой целого поколения.
Знаменитый кроссовый Cezet появился на свет в 1962-м году. Мотоцикл был оснащен одноцилиндровым двухтактным двигателем в 250 куб.см. Звездный час «Чезета» продолжался до конца 60-х. На нем выступали и побеждали на чемпионатах гонщики из СССР, Бельгии и ГДР.
«ПМЗ-А-750»
В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750». Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. «ПМЗ-А-750» применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».
Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.
Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.
«Тула-200»
В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.
От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.
В год выпускалось 10 000 -12 000 тысяч таких байков. Последний сошел с конвейера завода в 1996-м.
БОНУС! 11. Рига-13. Первый мопед советских мальчишек.
0
Мопеды на рижском начали производить еще в 1958 году. Многие мальчишки мечтали, чтобы родители подарили им мопед на день рожденья. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно Рига-13, стали для многих первым транспортным средством. Рига-13 начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю вращая педали. Рига-13 производилась до 1998 года, став самой массовой моделью . Грузовик для всех.
0
На базе мотороллеров «Тула» Тульский машиностроительный завод выпускал огромное количество трехколесных грузовых мотороллеров «Муравей». Это был прорыв для советского союза, ведь продажа фургонов и универсалов гражданам СССР была запрещена. Так что такие мотороллеры были чуть ли не единственной возможностью перевозить небольшие партии грузов. ТМЗ выпустил огромное количество таких мотороллеров. Они оснащались бортовыми платформами, самосвальными кузовами, фургонами и даже цистернами. Популярны они и сейчас.
ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.
Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.
ЗиД
Расположенный в Коврове завод имени Дегтярева десятилетиями выпускал мототехнику. Сперва это были «Ковровцы», затем их сменили «Восходы», которые получили дальнейшее развитие в виде мотоциклов «Сова» и «Курьер». Производились также и 50-кубовые аппараты «Пилот» и «Актив», отличавшихся от мини мопедов вроде «Карпаты» самым выгодным образом. Но позднее ковровский завод постигла та же участь, что и минский – он начал заниматься сборкой китайских мотоциклов, активно сотрудничая с компанией Lifan. А вышеупомянутый «Пилот» за годы выпуска получил практически культовый статус, на голову превосходя все мопеды советских времён. Он был намного технологичнее, да и внешне выглядел куда интереснее, что отлично видно по фото. Производилась на заводе и специальная техника для советских спортсменов, и на звание самого быстрого мотоцикла той эпохи вполне могут претендовать некоторые модели, выпущенные на заводе ЗиД. Технические характеристики её были на высоте, но подробное описание мы здесь приводить, пожалуй, не будем.
В 1958 году специально под двигатель “Д-4” Харьковский велозавод начал выпускать велосипед В-901.
По сравнению с обычной дорожной машиной этот велосипед имел амортизатор в передней вилке и покрышки увеличенного размера. Видимо, В-901 можно считать первым советским массово выпускаемым мотовелосипедом. Затем производство мотовелосипедов было передано наЛьвовский завод “Металл” (с 1960 года “Львовский мотовелосипедный завод” — ЛМЗ). В этот же год завод начал выпуск мотовелосипедов В-902, отличающихся от В-901, главным образом, конструкцией рамы. В 1962 году конструкторское бюро завода создало мотовелосипед МВ-042 “Львовянка”. Это была принципиально новая модель со специальной несущей цельноштампованной рамой, телескопической передней вилкой и, даже, подпружиненной задней подвеской.
На первых партиях “Львовянки” двигатель стоял все тот же — Д-4. В процессе последующей модернизации мопеда вместо задней вилки с центральной пружиной стали устанавливать двойные амортизаторы в алюминиевых кожухах. И, главное, на смену Д-4 пришел новый мотор — Д-5, с увеличенной до 6 единиц степенью сжатия. Мощность двигателя возросла до 1,2 л.с. при 4500 об/мин, расход топлива остался на уровне 1,5 л/100км.
Высокая тепловая напряженность Д-5 заставила конструкторов применить новый цилиндр с развитыми ребрами и съемной головкой.
На смену “Львовянке” пришел легкий мопед “МВ-044”, отличающийся развитым капотированием и угловатыми формами.
В 1969 году стали выпускать новую модель — “МП-045” с усиленной рамой и бензобаком большей емкости.
Последний из легких мопедов, выпускавшихся Львовским мотовелосипедным заводом, это “МП-047” “Тиса”. После этой модели завод полностью перешел на выпуск тяжелых мопедов — “Верховин”, а впоследствии “Карпат”.
Следует отметить, что на всех легких мопедах Львовского завода устанавливались задние амортизаторы. Легкие мопеды других советских заводов, как, впрочем, и большинство зарубежных легких мопедов тех лет, такой “роскоши” не имели.
Практически одновременно с заводом в Львове, выпуск легких мопедов был налажен на рижском мотозаводе “Саркана звайгзне” (“Красная звезда”) и на Пензенском велосипедном заводе имени М.В. Фрунзе.
В качестве ходовой части первого легкого мопеда, выпуск которого был начат в Риге в 1959 году, послужил изготавливающийся здесь мужской велосипед “Рига-16”.
На велосипед установили хорошо нам знакомый двигатель Д-4. (А. Попов, Остывшая звезда, “Мото”, №1, 2012 г., с.88). Получившаяся конструкция сильно напоминала мотовелосипед В-901 Харьковского велозавода.
“Верховина-5” (ЛМЗ-2.153)
Производилась с 1974 года и отличалась сильно изменённым внешний видом. Мопед получил горизонтальный бак емкостью 7 л, другой багажник, новую переднюю вилку. На мопед устанавливали двигатель Ш-57.
В 1978 году начали выпускать “Верховину-6” (ЛМЗ-2.158) с несколько измененным дизайном и двигателем Ш-57, а позднее — Ш-58 с кикстартером.
Помимо базовой модели был начат выпуск также “Верховины-6-Спорт” и “Верховины-6-Турист”. “Верховины-6-Спорт” отличалась верхним расположением глушителя, рулем кроссового типа с перемычкой и подрессоренным щитком переднего колеса. У “Верховины-6-Турист” был ветровой щиток и две вместительные багажные сумки за седлом водителя.
Одна из “Верховин-6” стала двухмиллионным мопедом (!) Львовского мотозавода. “Верховина-7” (ЛМЗ-2.159) — последняя из “Верховин” — производилась с апреля 1981 года. На мопеде была установлена новая передняя вилка, новая, более мощная, светотехника и новый багажник.
На“Верховину-7” ставили дефорсированные Ш-62(М), а позднее — В-50. Максимальная конструктивная скорость мопеда была снижена до 40 км/час.
Весной 1981-го года появилась не менее значимая для истории Львовского мотозавода модель — мокик “Карпаты” (ЛМЗ-2.160) ,
0 а в 1986-м был выпущен мокик “Карпаты-2” (ЛМЗ-2.161). Оба мокика “Карпаты”, в разработке которых принял участие филиал ВНИИТЭ в Ленинграде, оснащались двигателем Ш-58 или Ш-62 с бесконтактной системой зажигания.
Если говорить о внешних отличиях между мопедами “Верховина-7” и “Карпаты”, то самое очевидное — это измененная у “Карпат” форма рамы, бака, глушителя и боковых кожухов. Разработчики увеличили срок службы новой модели: гарантийный пробег мокика “Карпаты” составил 8000 км (у “Верховины-7” было 6000), а ресурс до первого капремонта — до 18000 км по сравнению с 15000 км у “Верховины”. Как и у “Верховины-6”, у мокика “Карпаты” тоже были аналогичные модификации — мопед “Карпаты-Турист” и молодежный мопед “Карпаты-Спорт”. В последствии еще производился мопед “Карпаты-2-Люкс”, отличительной особенностью которого были указатели поворота.
В 1988-м году Львовский мотозавод выпустил 123 тысяч мопедов. Когда-то объемы производства этого завода были вдвое больше, однако, во второй половине 80-х пришлось сокращать выпуск 50-кубовых машин из-за падения спроса и активно разрабатывать новые модели для привлечения покупателей. Была разработана новая модель ЛМЗ-2.164.В 1990 году Серпуховский НИИ мотоциклостроения сконструировал новую современную модель двигателя Д-51 с лепестковым клапаном на впуске и автоматическим центробежным сцеплением, который предполагалось устанавливать на новые модели львовских мопедов, однако в серию двигатель не пошел…
Развал единой страны привел к гибели и Львовский мотозавод. Сейчас на его территории спортивный комплекс “Интер-спорт”, а также множество мелких фирм, не имеющих к мопедам никакого отношения. Подводя итоги советскому этапу истории отечественного мотостроения, можно отметить, что в 60-е — 70-е годы мопед был одними из наиболее доступных транспортных средств для населения страны. Мопеды выпускались миллионами штук, дефицита мопедов в торговой сети (может быть, за исключением отдельных моделей) никогда не было. Мопеды были доступны и по цене. Например, в 1975 году мопед “Рига-7” стоил 112 руб, “Рига-12” — 186 руб, “Верховина-5” — 196 — 198 руб (в зависимости от комплектации). Для сравнения — цена мотороллера “Электрон” была 270 руб, мотоциклов “Минск-105” — 330 рублей, “Восход-2” — около 420 рублей и т.д. Двухколесную мототехнику, в особенности мопеды, мог приобрести любой трудящийся.
Любопытно, что обогнав фирмы ФРГ и Франции, положившие начало массовому выпуску малых мотосредств, к началу 80-х годов XX века мы заняли третье место в мире (после Японии и Италии) по производству мопедов и стали поставлять их на внешний рынок (например, в Венгрию, Польшу, Анголу, Бангладеш, на Кубу и даже в Италию). (М. Леонов, Каким быть молодежному мопеду?, “Техника — молодёжи”, № 3, 1983, с. 48).