Это была революционная идея: сделать маленький лёгкий мопед. Странное в этой идее то, что во всем мире такой мопед сделали сразу после войны, когда экономика пошла на подъем, и народ уже мог себе позволить что-нибудь дороже велосипеда. В Советском Союзе эти времена настали в 1982 году. Ну, или просто люди отчаялись уже ждать. Хотя, как и все товары народного потребления, мокик выпускался не из-за спроса, а из-за плана. Рижский завод и до этого выпускал велосипеды с моторчиками, с гордым названием мопед, но Рига 26 из-за своей необычной конструкции или из-за компактности, по количеству проданных мопедов обогнал все предыдущие варианты.
Минимокик Рига 26
История мопеда Рига 26
В любом случае, своими техническими параметрами мопед позволял некоторую автономность и независимость. Вес около пятидесяти килограмм, складные руль и сиденье позволяли затащить мини мокик для зимнего хранения на мини балкон мини квартиры. Умельцы шили чехол и возили мопед до леса на электричках. Изрядный расход топлива при неразвитой системе бензоколонок делал дальнюю поездку экстремальной. Везти достаточный запас бензиновой смеси и то, что нужно в лесу (палатку, спальник, байдарку, котелок) даже такому муравьишке тяжеловато. Подвески задней у него вообще нет, а передняя условная. Пружинная вилка не выдерживала долгой эксплуатации.
Не детский транспорт
Есть такое заблуждение, что приставка мини означает то, что вещь сделана для детей и детского использования. Ну конечно, взрослые передвигаются уже на другой скорости. Однако и по эргономике Рига 26 позволит ездить человеку вполне приличного роста. А сколько веса грузили на этот мопед туристы, сложно сказать. Испытанная грузоподъемность не меньше 150 килограмм. Причём раму заваривать не после первой поездки приходилось.
Рига 26 — первый на сельских и лесных дорогах
А в лесу не было ему равных. Маневренный и лёгкий, мини мокик Рига 26 позволял забраться в самые ягодные или грибные места. Толстую резину шин не так-то просто было проткнуть, а проткнув, трудно было заметить, что в колесе нет воздуха.
Модификации мотора
Рига 26 комплектовалась в разное время разными модификациями мотора Шауляйского завода. В заводском изготовлении мотор развивал скорость 40 километров в час, но после первого ремонта, сделанного умными и знающими руками, мопед разгонялся уже за шестьдесят. Ходили легенды, что на некоторые мопеды завод ставил чешские моторы, но, или это и вправду легенда, или продажа их осуществлялась недалеко от ворот завода.
В девяностые годы завод Саркана Звайгзне распродали по кусочкам. Нельзя сказать, что он не выдержал конкуренции в условиях свободного рынка. Если бы не разграбили в момент растерянности оборудование и не распродали площади, то было бы что предъявить общественности. Опыт умельцев, любителей модели мини Рига 26, позволил бы развить модельный ряд только даже на этом шасси. Четырехтактный мотор с горизонтальным расположением, гидравлическая вилка и амортизаторы сзади утяжелили бы конструкцию, но очень бы повысили потребительские свойства.
Одна из модификаций мотора мокика
В 1958 году на (г. Рига) был выпущен первый мопед (потом на его основе был сделан мопед «Верховина»). Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa
для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 10 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на испытания. За 50 дней экземпляры прошли 10 000 км и в следующем году выпустили 5 000 штук, в 1962 году — 27 000, а в 1965 году — более 90 000 штук.
«Рига-3»
В 1965 году модель «Рига-1» была снята с производства и её сменила новая модель — «Рига-3», оснащенная двигателем шауляйского производства Ш-51 . Однако эти двигатели оказались не такими надёжными как чешские и популярность мопедов пошатнулась. Внешне мопед «Рига-3» не очень отличался от своего предшественника, если не считать изменённую форму бака, сиденье подушечного типа и раму с удлиненной хвостовой частью. «Рига-3» оказалась мощнее «Риги-1» почти на 30 %, легче на 2 кг и разгонялась до 50 км/час.
«Рига-4»
С 1970 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колёс и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.
«Рига-5»
Легкий мопед «Рига-5» стал выпускаться с 1966 по 1975 год и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась. «Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке. При правильной регулировке двигателя «Рига-5» обеспечивала трогание с места без помощи педалей и точно таким же образом «брала» весьма крутые подъёмы в гору. Например, запустив двигатель непосредственно перед подъёмом примерно в 45°, можно было, плавно отпустив сцепление, без помощи педалями въехать на склон любой протяжённости при условии, что качество покрытия дороги не было слишком плохим. Кроме того, для двигателей «Д-5» и «Д-6» было важно очень тщательно отрегулировать подачу топливной смеси так, чтобы на холостом ходу на максимальных оборотах двигатель как не глох, так и не «захлёбывался» топливом. Модель производилась до 1971 года включительно, после чего ей на смену пришёл мопед «Рига-7».
«Рига-7»
Мопед «Рига-7» начали производить с 1969 года. К концу 1971 года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный фонарь. Убрана декоративная защита приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х. Акерманисом (электрик) и Ю. Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
«Рига-11»
«Рига-11» вышла как гибрид «Риги-7», и, собственно, базовой модели «Рига-9». Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.
«Рига-12»
Двухскоростной мопед с двигателем Шяуляйского с педалями велосипедного типа, применение которых позволяло помочь двигателю при преодолении сложных участков дороги, при подъёме в гору и т. п. Выпускался с разными вариантами крепления и форм топливного бака: с катушкой зажигания сверху рамы под баком, с катушкой зажигания снизу рамы под баком. Визуально от «Риги-16» отличался коротким седлом и меньшим багажником.
«Рига-13»
Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года. Он оснащался мотором 1,3 л.с. с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-8, самые распространенные двигатели — Д-8Э, Д-8М. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать). Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления. «Рига-16»
Мопед «Рига-16», двигатель S-58.В 1977 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16» (были также экспериментальные модели 1976 года). Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель «Ш-57», впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского . Это первая модель мокика на РМЗ, до этого были только мопеды (то есть с педалями), так же в этом году вышел первый мокик на ЛМЗ — «Верховина-6».
«Рига-17С»
С 1983 года на рижском в производство была запущена модель «Рига-17С». Поскольку на рижском мотозаводе нет собственного моторного производства и соответствующей экспериментальной базы, проектирование и изготовление двигателя для гоночного мопеда принял на себя ВНИИмотопром, а на «Саркана Звайгэне» разрабатывали экипажную часть и занимались доводкой машины в целом. Двигатель объёмом в 49,8 кубических сантиметров, мощностью в 1,65 л.с. позволял разогнать мопед до 100 км/ч.
«Рига-22»
В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, устанавливали двигатель «Ш-62», «Ш-62М», «V-50». Эти двигатели кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако «Ш-62» отличались ненадёжностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и коммутатора и с 1984 года стали выпускать мокики с двигатели «Ш-62М» мощностью 1,8 л.с. и «V-50» с новой коробкой передач и усиленным сцеплением . Вдобавок изменилась конструкция глушителя. Несмотря на модернизацию, коробка передач всё ещё доставляла хлопоты покупателям. Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили более спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей — мотор V-501. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов.
«Рига-26» / «Рига-Mini»
В 1982 году был разработан мини-мокик «Рига-26» (он же — «Мини» РМЗ-2.126). Эта модель сочетала достоинства мопеда и мотороллера, была проста и удобна для хранения и притом не теряла сходств с традиционным мотоциклом. «Рига-26» занимала мало места: без труда помещалась на крыше или в багажнике легкового автомобиля, в лифте, на балконе или же в подсобном помещении жилого дома. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой мини-мокик по лестнице на балкон или лоджию. Колёса у этой модели были малого диаметра (как у мотороллеров «Вятка», «Турист», «Электрон», правда, шина была меньшего размера (3.00-10). На первых моделях шины были жёсткие, редко протыкались, можно было ездить на спущеных колесах. Рукоятки руля, если отпустить зажимные цанги, можно повернуть вниз для того чтобы засунуть мопед в машину, уменьшив почти вдвое высоту мопеда. С той же целью было предусмотрено устройство для опускания седла, также сидение опускалось для регулировки под рост, для детей от 6 лет. Однако к управляемости и маневренности мини-мокика «Рига-26» предъявлялись определённые претензии. Например, шины были настолько жёсткими, что случайный прокол был просто незаметен, и владелец замечал повреждение лишь при накачивании шин. Немного позже на этот мокик стали устанавливать двигатели чехословацкого производства с горизонтальным положением цилиндра это была очень маленькая партия, намного более надёжные и работавшие практически бесшумно, а также имевшие ножной переключатель передач, «Рига-30» (РМЗ 2.130) отличалась пружинной задней подвеской против жёсткой у 2.126. «Дельта» Мокик «Дельта»
В 1986 году вышел мокик «Дельта» (РМЗ 2.124) — это продолжение серии мопедов «Рига» с новой рамой, и двигателем «V-50», «V-501», «V-501M», «V-50M». Мокик имел модификации «Спорт», «Турист», «Люкс». Первые выпуски мопеда отличались слабой рамой, позже этот дефект был устранен. С 1986 по 1989 год комплектовались моторами «V-50», «V-501», ручка багажника была хромированной, «барашки» на крышках бардачков металлические хромированные, фара круглая чёрная с хромированным ободком, цвета мопеда: красный, коричневый, голубой, зелёный. С 1990 по 1996 гг. багажник был покрашен в цвет мопеда, «барашки» на крышках бордачков заменили на черные пластмассовые, фару установили пластмассовую большую квадратную, последние выпуски были с маленькой квадратной фарой. Ставили мотор «V-50M», «V-501M», цвета мопедов: красный, голубой, бежевый, белый. Также за дополнительную плату в 5 рублей можно было докупить зеркала на выбор: правое или левое, багажную корзину. Также существовали «Дельты» с литыми колёсами и двигателем «Dezamet» с трёхскоростной коробкой передач польского производства (разошлись мелкой партией в самой Латвии).
«Рига SZ-80»
В 1983 году в ГДР была закуплена лицензия на мотор «Simson M531/541 KG-40», и в 1984 году на его основе был создан прототип «SZ-81» (аббревиатура от названия ). Как и большинство рижских прототипов, его разработали конструктор Валдис Клейнберг (Valdis Kleinbergs) и дизайнеры Гунар Глудиньш (Gunars Gludinš) и Янис Карклиньш (Janis Karklinš). В 1988 году мотоцикл, а номинально «SZ-80» был экспонирован на выставке «Автодизайн’88» в Москве. На мотоцикле были применены такие улучшения, какие на мопедах в СССР ранее не встречались: полноразмерное двухместное сидение, литые разборные колёса, дисковый тормоз, гидравлические амортизаторы, центральный моноамортизатор Pro-Link, предполагаемая скорость выше 100 км/ч и т. п. Этот минибайк был на уровне лучших образцов мирового дизайна и лучший в классе лёгких мотоциклов в СССР, но как и большинство прототипов, в серию не пошел. Двигатель в варианте 50 см3 под названием «ВП-50» впоследствии выпускался на в Вятских полянах. Мотоцикл находится в коллекции Алексея Попова и выставлен в постоянной экспозиции Рижского Мотормузея.
Закрытие производства:
1990-е годы стали кризисными для и последними в его истории. После распада СССР в Латвии повысились налоги, началась денационализация предприятий, сорвалось несколько крупных сделок, к тому же мопеды создавали конкуренцию в самой дешевой категории, а также один из потомков Густава Эренпрейса (основателя велосипедного завода, на базе которого и развилась в советский период «Саркана звайгзне») отсудил у руководства часть заводской территории, а после бросил всё это хозяйство и убежал в Европу. Несмотря на все попытки удержаться на плаву, производство мопедов и мокиков в 1998 году было остановлено, а рижский мотозавод со станками, технологиями, и т. д. стали распродавать по частям по цене металлолома. Сейчас на месте этого предприятия, впрочем, как и на других передовых производствах того времени остались лишь старые заводские развалины. Но любители мототехники помнят мопеды «Рига» и объединяются в клубы любителей ретро.
Рига 26 сегодня
Хотя до сих пор есть клубы, или даже секты любителей шауляйского мотора. Шашники поддаются тюнингу на коленке. И это очень здорово. Техническое творчество позволяет повысить общую техническую культуру. Сегодня можно найти еще эти мопеды в сараях и на дачах. Восстановление раритета в оригинальном виде может быть затруднена тем, что продажа запасных частей не налажена и нужно будет собирать с мира по нитке. Хотя моторы современных модификаций производства Красного Октября или импортных производителей позволят сделать уникальную игрушку и поставить конструктор на ход.
Мокик Рига 26, современный тюнинг
К сожалению, продажа этих чудесных мопедов ушла в далекое прошлое. Но, если задаться целью, по амбарам, по сусекам, можно найти крохи прошлого и восстановить то, что было несправедливо забыто и с пренебрежением заброшено в дальний угол огорода. В это трудно поверить, но были года, когда в металлолом сдавали военные Харлеи WLA, не догадываясь о том, что их ценность спустя годы будет значительно выше, чем сорок копеек за килограмм. Есть уверенность, что мопед Рига 26 Мини со временем станет таким же ценным раритетом, как и Хонда MonkeyZ50 первых годов выпуска с похожей конфигурацией шасси.