Рига (мопед)
«Ри́га»
— марка советских мопедов и мокиков, выпускавшихся на рижском мото (в переводе с латышского «Красная звезда») в 1958-1998 годах.
Содержание
История
«Рига-1»
В 1958 году на (г. Рига) был выпущен первый мопед. Опыт оказался не совсем удачным, и конструкторы завода отправились на чешский завод Jawa для детального ознакомления с производством малокубатурной мототехники. После этого в 1960 году было выпущено 11 экземпляров «Рига-1» которые были направлены на тест. За 50 дней экземпляры прошли 10000 км и в следующем году было выпущено 5000 штук, в 1962 году — 27000, а в 1965 году — более 90 тысяч экземпляров.
«Рига-3»
В 1965 году модель «Рига-1» была снята с производства и её сменила новая модель — «Рига-3», оснащенная двигателем шауляйского производства Ш-51 . Однако эти двигатели оказались не такими надёжными как чешские и популярность мопедов пошатнулась. Внешне мопед «Рига-3» не очень отличался от своего предшественника, если не считать измененную форму бака, сиденье подушечного типа и раму с удлиненной хвостовой частью. «Рига-3» оказалась мощнее «Риги-1» почти на 30 %, легче на 2 кг и разгонялась до 50 км/час.
«Рига-4»
С 1970 по 1974 год выпускались «Рига-4». Эта модель была очень похожа на «Ригу-3» и отличалась лишь малым изменением в облицовке корпуса и внесением в конструкцию новых технических решений: изменились электросхема (добавился высоковольтный трансформатор), конструкция щитков для колес и цепи, конструкция шестерен коробки передач, багажник, установлены новые колеса меньшего диаметра, а привод спидометра осуществлялся от двигателя.
«Рига-5»
Лёгкий мопед «Рига-5» стал выпускаться с 1966 года и сильно отличался от предшественников серии «Рига» и от «Гауи», в которой для амортизации переднего колеса применялась не телескопическая вилка, а сжимающиеся пружины, позволяющие вилке изгибаться вперёд. Также был полностью изменён дизайн. Двигатель серии «Д-5» без передач, запускаемый педалями, делал мопед более лёгким в управлении, однако динамика мопеда ухудшилась. «Рига-5» вначале имел на заднем колесе классическую велосипедную втулку, обеспечивающую торможение так же, как и торможение велосипеда. Но уже в 1968 году появилась модификация с тормозами колодочного типа и на заднем колесе, и некоторое время обе модификации выпускались параллельно, после чего колодочные тормоза полностью вытеснили заднюю втулку велосипедного типа. Также была укреплена рама (был удлинён угловой кронштейн), ибо рамы предшествующих моделей часто трескались при езде по плохим дорогам в месте, прилежащем к рулевой колонке. При правильной регулировке двигателя «Рига-5» обеспечивала трогание с места без помощи педалей и точно таким же образом «брала» весьма крутые подъёмы в гору. Например, запустив двигатель непосредственно перед подъёмом примерно в 45°, можно было, плавно отпустив сцепление, без помощи педалями въехать на склон любой протяжённости при условии, что качество покрытия дороги не было слишком плохим. Кроме того, для двигателей «Д-5» и «Д-6» было важно очень тщательно отрегулировать подачу топливной смеси так, чтобы на холостом ходу на максимальных оборотах двигатель как не глох, так и не «захлёбывался» топливом. Модель производилась до 1971 года включительно, после чего ей на смену пришёл мопед «Рига-7».
«Рига-7»
Мопед «Рига-7» начали производить с 1969-го года. К концу 1971-го года он полностью вытеснил мопед «Рига-5». В отличие от «Риги-5» он снабжался двигателем «Д-6», который позволял подключить к нему фару и задний габаритный =ломались на плохих дорогах в месте крепления рулевой колонки; убрано декоративное капотирование приводных цепей. В конструкции мопеда «Рига-7» имелась специальная рейка, устанавливаемая для предотвращения поломки рамы в случаях экстренного торможения. Работниками завода Х.Акерманисом (электрик) и Ю.Банковичем (механик) была предложена и испытана, как на стенде, так и в условиях практической езды, конструкция рамы с усиленной задней подвеской без рейки. Предложение было принято, в условленные законодательством сроки было выплачено авторское вознаграждение, но в 1976 году мопед «Рига-7» сняли с производства, заменив его на «Рига-11».
«Рига-11»
«Рига-11» вышла, как гибрид «Риги-7» и, собственно, базовой модели «Рига-9». Предполагалось выпускать мопед, оснащённый двигателем с автоматическим сцеплением, но после испытаний от установки этого двигателя производитель отказался, изменив конструкцию рамы мопеда под двигатель «Д-6». Колёса меньшего диаметра, но с более толстыми шинами, оригинальный вид приманили к себе покупателей, но на практике оригинальный вид оказался не на пользу этой модели. Бак, расположенный под багажником, затруднял движение в гору, тем более, когда было мало бензина. А оригинальная рама оказалась непрочной.
«Рига-13»
Лёгкий мопед «Рига-13» пришёл на смену «Риге-11». Мопед производился с 1983 года [1] . Он оснащался мотором 1.2 л.с с максимальной скоростью 40 км/ч. Ранние модели оснащались двигателем Д-6 [2] , самые распространенные двигатели — Д-8э, Д-8 м. Его отличительной чертой является хороший свет и установленный высоковольтный трансформатор, который устранил частые проблемы с катушкой зажигания. Тем не менее, у модели часто сбивалось зажигание: ведь гетинакс материал молоточка прерывателя, касающийся кулачка магнита, при этом стирался, что было типичным явлением для двигателей серий «Д». В «Д-6», кроме того, «модернизировали» крепление магнитного ротора магнето, уменьшив глубину накатки, вследствие чего магниты часто срывались с центральной втулки, и зажигание переставало работать).
Эта модель производилась до 1998 года. «Рига-13» — самая массовая модель из мопедов «Рига». Один из недостатков — частая поломка крышки сцепления.
«Рига-16»
В 1978 году в производство была запущена двухскоростная модель «Рига-16». Это уже был мокик с кикстартером, глушителем мотоциклетного типа, новым рулем и задним фонарем. На первых моделях «Рига-16» ещё стоял двигатель Ш — 57, впоследствии на мокике установили один из самых удачных двигателей Шяуляйского .
«Рига-17С»
С 1983 года на рижском в производство была запущена модель «Рига-17С». Поскольку на рижском мотозаводе нет собственного моторного производства и соответствующей экспериментальной базы, проектирование и изготовление двигателя для гоночного мопеда принял на себя ВНИИмотопром, а на «Саркана Звайгэне» разрабатывали экипажную часть и занимались доводкой машины в целом. Двигатель объемом в 49,8 кубических сантиметров, мощностью в 16,5 л.с. позволял разогнать мопед до 153 км/ч.
«Рига-22»
В 1981 году с конвейера сошёл мокик «Рига-22», который стал усовершенствованной версией мокика «Рига-16». На этой модели, которая разгонялась до 50 км/час, установили двигатель «Ш-62». Этот двигатель кардинально отличался от предыдущих моделей, прежде всего, мощным электронным зажиганием и коробкой передач, из-за чего пришлось поменять направление вращения коленвала. Применение электронного бесконтактного зажигания повышало надёжность пуска двигателя и надёжность работы системы зажигания в целом. Однако первые модели отличались ненадёжностью коммутаторов и блока шестерен. Поэтому через некоторое время была произведена модернизация двигателя и коммутатора и с 1984 года стали выпускать мокики с двигатели «Ш-62М» мощностью 1,8 л. с. В добавок изменилась конструкция глушителя. Несмотря на модернизацию, коробка скоростей всё ещё доставляла хлопоты покупателям. Кроссовой моделью, унифицированной с мокиком «Рига-22», стал мопед «Рига-20Ю», который оснастили более спортивной рамой, передним колесом большего диаметра и ножным переключением скоростей. Это был мелкосерийный мопед, предназначавшийся для тренировок и соревнований юных спортсменов. Ету модель спроектіровал Антон Пурис тагда врєміний інженєр і спорцмєн він зробив цю модель для поєздок на рибалку, на охоту і так дальше
Отзывы потребителей
Владельцы рассматриваемой техники вспоминают, что «Рига-11» – мопед, ставший воплощенной детской мечтой. Его простота и невысокая цена, наряду с модернизацией, стали определяющими факторами популярности данного транспорта в городах и селах по всей стране.
Среди плюсов в машине отмечено следующее:
- более устойчивые широкие колеса;
- модернизированное седло;
- крепкая и практичная рама мопеда.
Сейчас пользователи больше ностальгируют по тем моментам, когда они могли собственноручно перебрать весь механизм и гордиться этим. В современности это транспортное средство служит преимущественно, как музейный экспонат или памятный раритет.
Схема проводки рига мини
Приветствуем вас на странице сообщества Любителей Рига Мини Стелла, здесь вы найдёте интересующую вас информацию по эксплуатации и ремонту советских мопедов, в частности. Ниже, в статье предложены различные варианты схем скутеров, возможно какаято Вам подойдёт. На одном минике тот что синий была порезана она и в нее установили схему с поворотниками. Схема проводки рига мини . Потому как приборки пока нет в наличии, а миник уже хочется разбирать под зачистку. Фото минимопеда Рига30 прилагаются… В далеком 1982 году на Рижском. Пожалуйста дайте схему у кого есть подключение проводки на Карпаты. 5мм, не нужны ни какие кембрики, все ложится отлично. Хотелось что то быстрое и легкое для поднятия https://wap.google.com/xhtml/search?q=Porno+ya%C5%9Fl%C4%B1+iri+site:wiga.xyz&num=100&filter=0&gbv=1&sei=0 духа, и решил я, что это будет рига мини. Электросхема мопедов Рига4, Рига12, МП046, Верховина с 3 по 6 модели.
Цитата от Август 16, 2014, 16 35 53 Надо только проверить крыло на полном ходе подвески Габариты Миника зря увеличивать, удлиняя раму. Электрооборудование Принципиальная схема электрооборудования показана на. Схема комутатора стабилизатора БКС — МОПЕДИСТ. Однако при весе в 50 кг было весьма проблематично втащить такой. Продаю проводку для Риги мини, делаю сам, хорошие провода, луженные клемы, обжаты и пропаяны, затянуты в термоусадку. Этапы переделки Рига Мини 26 с мотором от Альфы.
Обалдел от китайской проводки, если судить здравому смыслу то чёрный провод это масса а зелёный это какойто плюс ан нет черный это плюс после включения зажигания а зеленый это минус на всё что есть в мопеде. меня Рига 16 с двигателем Ш58, бабина точно незнаю какая но похоже с мотоцикла. И еще на Риге мини Люкс устанавливалось три переключателя. Посмотри схему проводки от любого мопеда с двигателем В50 Вем привет подскажите что делать. Ригамини пока лежит кучкой деталей, требуется побудительный импульс для начала сборки. Но после развала СОЮЗА автозавод помер своей смертью изза ненадобность буржуинам.
Электрооборудование схемы — МОПЕДИСТ.
Мини, наоборот где на БКС написано З и Д это к генератору, на другой сторонд где К это к катушке, О2 свет, О1 сигнал. буквально вчера закончил саму электрику внутри двигателя и хочу поделится кое какой информацией. как перебранный мотор даже заводить пробовать не стал. Кроме того для других схем проводок рига 16, Карпаты и некоторые старые мотоциклы есть в выключателе нижний левый контакт который замкнутый со штифтом на которой ходит переключатель. Интересует монтажная схема длина жгутов где Вы покупали фишки на заднюю фару и на БКС фишки. Подробная расшифровка с фото, электрической схемы блоков предохранителей и реле у автомобилей марки Мото. Схемы электропроводок скутеров отличаются от их модели. Начало реставрации, вернее освежить, мини ригу Форум. Минимопед Рига26 Мопед из Советского детства РигаМини минимокик имеющий компактные размеры и вес развивает скорость до 50.
Электросхема мопедов Верховина7, Карпаты, Карпаты2, Мини, Дельта, Стелла. Рига13 БСЗсвет как РАЗВИДЕТЬ освещенное светодиодом. Хочу заменить заводской карб на какой нибудь другой, понадежнее. Выложите кто нибудь фото где всё видно или дайте ссылку где можно посмотреть. Схемы с другими цветами, как и оригинальную схему именно от этой модели, в интернетах найти не смог. Здравствуйте, дошел я до мысли что пора сделать проект, руки зачесались, месяца 4 в гараж не ходил. Одни огрызки, нет переключателей, нет лягушки, которая включает стопсигнал, некоторых кусков проводки вообще.
Подскажите пожалуйста длину троса и его свободный ход ножного тормоза для Риги мини, так как на моих экземплярах уж больно они велики, видно что подобраны как то случайно и внешний вид не. Сообщения 37 Дата регистрации https://wap.google.com/xhtml/search?q=%D0%A4%D0%BE%D1%82%D0%BE+%D0%B2+%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%BB+%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BB%D1%96%D1%82%D0%BA%D1%83+site:qune.xyz&num=100&filter=0&gbv=1&sei=0 20121214 Возраст 22 Откуда Москва. Сначала следует собрать схему и НЕ ПОДКЛЮЧАЯ ОСВЕЩЕНИЯ убедиться в работоспособность запустить двигатель Для устойчивой бесперебойной работи моторчика нужно тщательно выставить зазор на прерывателе. доходчивую схему для подключения к пультам прилагаю. Электрическая принципиальная схема скутера Мастер Винтик. При заводе мопеда не горит фара и не работает звуковой сигнал.
Цветная схема электрооборудования мопедов Рига4, Рига12.
Проводку лучше собрать как на Риге22, а так трудностей нет всё подходит. К бабине идет от коммутатора два провода это. Свет на мопеде рига 13 Мотоциклы, скутеры Металлический. Давайте простим мальчику неразбериху с неедет и троит пройдется по проводке, найдет обрыв, потом может и нас в чемто поправит, со временем. Помогите как правильно поставить проводку от двигателя к бабине желательно с фото. Мопед Ригамини, обзор, характеристики, тюнинг. Почему то, в наших краях, такой мопед в диковинку и собственно купить даже суповой набор оказалось не простой. Но моторы и схема проводки такие же как и на Риге. Вчера сплёл новую проводку для Мини Риги, но еще в ПВХ и термоусадку не уплотнил. Схема проводки рига мини . все убрано в кембрик, белый или чёрный по желанию. Нужны электросхемы для рига 16 на дальний ближний передний фонарь, габарит тормоз задний фонарь и спереди на габарит автомобильный светодиод подойдёт.
Ближайшие конкуренты
Среди мопедов того времени «Рига-11» имела не очень много конкурентов в своем классе. Популярностью пользовались агрегаты от этого же производителя под индексами 7, 12 и 16. От одиннадцатой модификации они отличались расположением бензобака, рамной конструкцией, шириной колес и некоторыми доработками мотора. В остальном мопеды были практически идентичны.
Из других советских производителей, выпускающих конкурентоспособную технику, можно о и «Верховину». Стоит подчеркнуть, что многие запчасти для мопедов были взаимозаменяемы, просты в эксплуатации, обслуживании и ремонте.
Двигатели серии Д: 6, 5, 4, 8: характеристики, неисправности и тюнинг
Двухтактный одноцилиндровый двигатель Д6 имеет карбюраторную систему питания и предназначается для установки на различные модификации мопедов. Сегодня этот двигатель благодаря универсальности своего использования, экономичности и простоте широко используется с различной легкой сельскохозяйственной техникой и на самодельных мопедах.
Технические характеристики
ПАРАМЕТРЫ | ЗНАЧЕНИЕ |
Материал блока цилиндров | алюминий |
Рабочий объем, куб. см | 45.4 |
Мощность при 4500 об/мин, л. с. | 1 |
Количество цилиндров | 1 |
Расположение цилиндра | наклон вперед на 14°30′ от вертикали по часовой стрелке, если смотреть со стороны магнето |
Обороты холостого хода, об/мин | 2600 |
Ход поршня, мм | 40 |
Диаметр цилиндра, мм | 38 |
Карбюратор | К34Б |
Свечи зажигания | А10НТ, А10Н, АНН ГОСТ 2043-74 |
Степень сжатия | 6 |
Топливо | Бензин А 72 в смеси с маслом (15:1 во время обкатки и 25:1 после) |
Расход топлива (при скорости 25 км/ч), л на 100 км | 1.8 |
Свеча зажигания | А 10Н , А11 Н ГОСТ 2043-74 |
Воздухоочиститель | сетчатый |
Сцепление | фрикционное, двухдисковое, полусухое |
Вес, кг | 6.5 |
Двигатель устанавливался на мопеды Рига.
Описание
В середине прошлого века велась активная разработка компактных одноцилиндровых двигателей, которые предназначались для установки на мотовелосипеды, мопеды и компактную сельскохозяйственную технику. В итоге были разработаны и получили популярность двигатели Д4, Д5, Д6 и Д8. Такие силовые агрегаты отличались простотой в использовании, они были надежные и нетребовательные в уходе.
Двигатели благодаря простоте своей конструкции с легкостью крепятся к раме мотовелосипеда при помощи опорных хомутов. Передача вращения от мотора к задним колесам мопедов осуществляется через муфты сцепления и соответствующую роликовую цепь. Д6 не подразумевает использования коробки передач, что существенно упрощает пользование техникой. Управление работой силового агрегата осуществляется через ручку дросселя, которая механически соединяется с карбюратором.
Двигатели серии Д, несмотря на свои компактные размеры и небольшие рабочие объемы, обеспечивают легким мопедам отличные показатели динамики. На ровной дороге легкий мотовелосипед может разогнаться до 40 километров час. При этом за счёт запаса тяги техника могла использоваться и на проселочных дорогах. Отметим, что и сегодня, по прошествии более чем полувека с начала производства этих силовых агрегатов они всё также востребованы у отечественных мотолюбителей и с успехом используются на легкой технике.
Модификации двигателей серии Д
- Первоначально было начато производство мотора Д 4, который имел рабочий объем 45 кубических сантиметров, весил 9 килограмм и развивал при 4000 оборотов в минуту около 1 лошадиной силы мощности.
- В 1961 году появился двигатель Д 5, который отличался увеличенной степенью сжатия, что позволило увеличить мощность до 1,2 лошадиных сил. При этом этот силовой агрегат отличался небольшим потреблением топлива и расходовал около полутора литров бензина на 100 километров пробега. Из недостатков этого силового агрегата отметим его повышенную шумность и необходимость использования дополнительного цилиндра со съемной головкой и развитыми ребрами. Такой цилиндр используются по причине высокой тепловой нагруженности силового агрегата.
- После глубокой модернизации силового агрегата Д 5 был выпущен новый мотор, который получил название Д 6. Этот двигатель имел увеличенную обмотку и ротор диаметром 66 миллиметров. Также отметим использование магнето, что позволило улучшить запуск двигателя и скорректировало в лучшую сторону показатели работы силового агрегата. Мощности этого двигателя было достаточно для его использования на легких мопедах.
- Модификация двигателя Д 8 имеет улучшенные обмотки, которые выдают 12 Вольт, а также ротор увеличенного объема.
Подобные модификации одноцилиндровых двухтактных двигателей изготавливались на протяжении 50 лет и пользовались спросом у автовладельцев. Лишь после распада Советского Союза изготавливающие эти двигатели заводы оказались за границей в Риге и Львове, а вскоре они обанкротились, после чего производство двигателей серии Д было остановлено. В последующем делались попытки на моторных заводах в Санкт-Петербурге и Пензе возобновить производство этих силовых агрегатов, однако такие мероприятия были безуспешными. В настоящее время моторы серии Д не изготавливаются.
Модификации мотора Д 6
Если говорить о семействе двигателей Д 6, то необходимо сказать, что покупателям предлагалось две модификации этого силового агрегата, которые имели индекс Д6 и Д6У. Конструктивно оба этих мотора одинаковы, за исключением используемых цепей для привода: для Д 6 ПР-12,7-900 ГОСТ 10947-64; для Д6У ПР-12,7-1800-1 ГОСТ 10947-64.
Этот силовой агрегат имел воздушное охлаждение, что позволило существенно упростить конструкцию мотора. При этом благодаря соответствующему расположению камеры сгорания удалось полностью решить проблему с тепловой нагруженностью, избавив от необходимости применения дополнительного ребристого цилиндра для эффективного охлаждения силового агрегата.
Используемые карбюраторы и вся система питания отличалась надежностью, а экономичность двигателя позволяла сократить издержки на его эксплуатацию. Какого-либо обслуживания карбюратора не требовалось. Нужно помнить лишь о том, что, как и большинство таких мотоциклетных двигателей, этот мотор работает на смеси бензина и масла.
Для приготовления качественной топливной смеси необходимо было использовать смесь бензина А-72 или А-76 с маслом в соотношении 25:1 (во время обкатки 15:1). А вот эксплуатировать этот силовой агрегат на одном лишь бензине запрещается, так как это быстро приводит к серьезным поломкам двигателя.
Техническое обслуживание
Как уже говорилось выше, сервисные работы не представляют какой-либо сложности. Каждую тысячу километров пробега необходимо очищать свечи от нагара, проверять зазор между электродами свечи и определить правильность затяжки гаек крепления головки блока и самого цилиндра. Также при таком пробеге регулируются обороты холостого хода, очищается магнето и промыть воздухоочиститель в бензине.
Раз в 3000 километров пробега проводится проверка зажигания двигателя, смазываются подшипники муфты сцепления и промывается чистым бензином топливный бак. Также рекомендуется каждые 3000 километров пробега проводить очистку головки блока и поршней. Более каких-либо сервисных работ при эксплуатации агрегата в теплое время года выполнять не рекомендуется.
Неисправности
НЕИСПРАВНОСТЬ | ПРИЧИНА |
При открытом дросселе силовой агрегат повышает обороты, но тяга не появляется. | Причиной может стать пробуксовка муфты сцепления, что требует соответствующей регулировки или замены. |
Свеча не даёт искры, и двигатель не заводится. | Необходимо убедиться в работоспособности свечи и провести проверку магнето. |
Свечи мокрые, а мотор работает неровно. | Во время стоянки не был закрыт кран подачи топлива или вышел из строя игольчатый клапан карбюратора. |
Двигатель не заводится. | Проблемой может стать отсутствие топлива или поломка карбюратора. В данном случае проводится осмотр топливной системы, определяется проблема и выполняется ее ремонт. |