Рига 7 технические характеристики. Мопеды «рига» — история серийных мопедов «рига». Моторизованный велосипед В901

Известный в советские времена «Саркана Звайгзне» — рижский мотозавод, специализирующийся на выпуске легких мопедов. На то время они были одними из лучших представителей в своей категории. Одиннадцатая модель сменила седьмую серию. Единственным изменением стал вынос топливного бака сзади поверх рамы, что облегчало поездку под уклон. В качестве силового агрегата техника оснащалась двухтактным мотором с мощностью в 1,2 лошадиные силы, объемом сорок пять с половиной кубических сантиметров. При аппарат развивал скорость до пятидесяти километров в час.

«Рига-11»: технические характеристики

  • вес составляет 45 килограмм при максимально возможной нагрузке в 100 кг;
  • длина/ширина/высота — 1,97/0,75/1,15 метра;
  • колесная база — 1 200 миллиметров;
  • предельный показатель расчетной скорости — сорок километров в час;
  • передняя подвеска — телескопическая вилка с пружинными амортизаторами;
  • аналогичный задний элемент — жесткого типа;
  • тормозной узел — барабанный тип с индивидуальным приводом на каждое колесо;
  • вид рамы — хребтовая сварная конструкция.

«Рига-11» — мопед, который выпускался с размером шин 2,25 на 19 дюймов.

Мопеды для страны Советов: «Красная звезда» Риги, которую погасили националисты

Одно из крупнейших предприятий советской эпохи в Латвии — Рижский мото («Красная звезда»). Его основание традиционно связывается с периодом индустриализации Латвии 1960-х годов, когда в крупных городах Прибалтики друг за другом строились флагманы советского производства. В отличие от предприятий с богатой дореволюционной историей, таких как ВЭФ или Рижский вагоностроительный создавался чуть позже в межвоенной Латвии на основе фирмы по производству велосипедов.

Прежде чем рассказывать о заводе, стоит познакомить читателя с Густавом Эренпрейсом. Еще в 1907 году этого юношу приняли на фабрику по производству велосипедов — модного и несложного в эксплуатации транспортного средства. Предприятие было небольшим и специализировалось в основном на продаже мотоциклов марки Triumh и Douglas, а также производило собственные велосипеды Baltija.

Молодой человек смог быстро завоевать доверие владельца, подготовил несколько инновационных решений и в результате до Первой мировой войны занял должность начальника отдела по производству велосипедов.

Началась война, и предприятие было эвакуировано в Харьков — туда же поехал и Густав. После окончания боевых действий инженеры и рабочие вернулись в Латвию и не обнаружили инвентаря — все было вынесено в неизвестном направлении.

Густав Эренпрейс / Фото: erenpreiss.com

В 1921 году Густав Эренпрейс пришел к мысли о создании собственного мотостроительного предприятия. Поначалу приходилось тяжело, к тому же дотациями никто не помогал. Но вскоре подвернулось поле для эксперимента.

После Гражданской войны под Ригой оставалось немало брошенных армией военачальника Бермондта-Авалова автомобилей. Густав Эренпрейс обнаружил их, отвез в мастерскую, отремонтировал, а затем продал. Фактически это был первый успешный опыт молодого инженера-предпринимателя в послевоенной Латвии.

В 1922 году Густав Эренпрейс уже открыл свою маленькую фабрику на улице Александра (сейчас улица Бривибас), где и были изготовлены первые велосипеды.

Так зародилось предприятие, которому впоследствии суждено будет стать символом промышленной эпохи в истории Латвии.

Бизнес пошел в гору, покупателей становилось все больше. В 1927 году было официально открыта велосипедная фабрика Gustavs Ērenpreiss, на которой производились велосипеды авторской конструкции, получившие известность под брендом Ērenpreis Original

.


Велосипедная фабрика Густава Эренпрейса / Фото: delphi.lv
К началу 1930-х годов Эренпрейс успел посотрудничать с производителями велосипедов «Латвело» (в рамках объединения «Омега»), но решил вести самостоятельную деятельность. Так на прибалтийском рынке появилась , чей владелец озаботился вопросом строительства самостоятельного завода.

В 1940 году в связи с провозглашением советской власти предприятие Густава Эренпрейса было национализировано, а в годы гитлеровской оккупации велопроизводитель на короткое время вернул себе фабрику, однако в 1944 году выехал в Германию, резонно опасаясь обвинений в коллаборационизме.


Рекламные плакаты фабрики Густава Эренпрейса

Рижский велосипедный в советские годы получил масштабную государственную поддержку. Чиновники, возродившие предприятие в послевоенное время, планировали, что оно будет производить 100 тысяч велосипедов в год. Всего за 13 лет предприятие произвело 182 тысячи велосипедов.

К середине 1950-х годов приоритеты немного изменились. Инженеры утверждали, что производство велосипедов не является чем-то из ряда вон выходящим, однако во многих странах активное распространение получают моторизированные двухколесные транспортные средства, которые пользуются особой популярностью среди жителей городов.

Историческое событие состоялось в 1958 году: именно тогда инженеры приделали к велосипеду мотор, создав практически первый в истории СССР мопед, получивший название «Рига-18» («Рига-1»); одновременно с рижским мопедом увидел свет харьковский В-901.

Во многом на создание такого рода транспортных средств с двигателями повлиял успешный опыт чехословацкой «Явы». Республика на начальном этапе поставляла в Ригу двигатели.

Рижане и жители всего Советского Союза встретили новшество на ура. Кстати, первые мопеды «Рига-18», выходившие с двигателями «Явы», считаются коллекционными раритетами, поскольку вскоре руководство предприятия приняло решение использовать моторы, произведенные на заводе в Шауляе.

В дальнейшем двигатели для рижских мопедов создавал (Ленинград).


Мотоцикл «Ява»

Вскоре предприятие задумалось о создании более современных образцов. Так, в 1961 году началось производство легких мопедов «Гауя», которые обладали жесткой рамой и кареткой педалей велосипедного типа. Велосипедная втулка типа «Торпедо» монтировалась на заднем колесе. На такой мопед тоже устанавливались односкоростные двигатели Д4 объемом 45 кубических сантиметров и мощностью одна лошадиная сила.

В ближайшем будущем слава мопеда «Гауя» распространилась повсюду. Бензина он расходовал сравнительно немного — 1,5 литра на 100 километров при скорости 20 километров в час.


Легкий мопед Рига-2 Гауя

В этом же году «Саркана звайгзне» полностью отказалось от производства велосипедов и переключилось на создание мотовелосипедов «Гауя», а затем и мопедов различных марок: «Рига-5» и «Рига-7».

Если «Рига-18» («Рига-1») считается первым в СССР двухскоростным мопедом массового производства, то самый современный и популярный советский мопед, безусловно, «Рига-5», оснащенный сжимающейся пружиной для амортизации переднего колеса.

В 1968 году на заводе была выпущена модификация этого мопеда с тормозами колодочного типа, в том числе на заднем колесе. «Рига-5» могла брать очень крутые подъемы в гору и обеспечивала трогание с места без помощи педалей.


Мопед «Рига-5»

За разработку современных конструкций «Рига-4» и «Рига-5» и освоение их массового выпуска с увеличением объемов производства группа работников завода удостоилась Государственной премии Латвийской ССР (1970). Между тем модели продолжали технически совершенствоваться.

Еще в 1969 году с конвейера сошла «Рига-7», которая вскоре была заменена на «Ригу-11», признанную производителями не вполне удачной. Однако в 1983 году конструкторы «Саркана звайгзне» создали легкий мопед «Рига-13» спортивного типа, получивший широкую популярность за счет установленного на нем высоковольтного трансформатора, посредством которого можно было устранить проблемы с катушкой зажигания. Эта модель оказалась самой массовой и производилась до самого закрытия легендарного рижского завода.


Легкий мопед «Рига-13»

В 1960 году из цехов «Саркана звайгзне» вышло 11 мопедов, в 1961 — 5 тысяч, а в 1962 году — 27 тысяч мопедов марки «Рига-1». В 1965 году завод произвел уже 90 тысяч мопедов данной марки.

В начале 1980-х годов на заводе было выпущено 208,4 тысячи мопедов различных видов и модификаций. Общий объем продукции в 1983 году составил 37,9 миллиона рублей.

Темпы роста промышленного производства и совершенствование технической базы были колоссальными. Марки рижских мопедов, произведенных на «Красной звезде», узнавались во всех городах и поселках СССР.

Вскоре наступили непростые времена, Латвия объявила о своем выходе из Советского Союза. Начался общий спад производства в условиях тяжелейшего экономического кризиса.

Депрессия коснулась и , чьи производственные корпуса со временем начали приходить в запустение. Тогда же предприятие сменило название, став «Рижским мотозаводом».

Правительственные структуры поначалу готовили план перепрофилирования выдающегося советского завода, поскольку бытовала точка зрения, что специализация на конкретном товаре (в данном случае мопедах) не способствует успешному развитию предприятия в условиях либеральной экономики.


Заброшенный

В итоге неоправданные эксперименты и резкая нехватка материального ресурса привели к закрытию завода в 1998 году. Сегодня его фасады служат для наружной рекламы, в том числе политической, и нередко на них красуются лица тех людей, которые своими деструктивными действиями привели к демонтажу огромного промышленного потенциала, которым обладала Латвийская ССР.

Силовая установка

Что касается мотора данного транспортного средства, можно отметить следующее:

  • двухтактный карбюраторный двигатель марки Д-6;
  • его рабочий объем — сорк пять кубических сантиметров;
  • охлаждение — воздушное с камерной продувкой (кривошипное устройство);
  • размер цилиндра составляет 38 миллиметров;
  • степень сжатия — 6, при ходовом показателе поршня 4,4 сантиметра;
  • максимум эффективности двигатель выдает в при четырех с половиной тысячах оборотов в минуту.

Советский мопед оснащен одноступенчатой коробкой передач, двухдисковым фрикционным сцеплением, достигает крутящего момента до 29 Нм. Запуск силового агрегата осуществляется посредством проворачивания педалей. Узел зажигания представляет собой магнетную систему. Выпуск отработанных выхлопов производится через глушитель с перегородками для дросселирования. При передаточном значении 4,2 идентичный показатель цепной передачи составляет 4,1 (используемый карбюратор — К-34).

Особенности

«Рига-11» — мопед, который имел определенные улучшения, по сравнению с предыдущими аналогичными моделями. Хребтовая рама состоит из центральной трубы, к которой приварены фиксаторы фронтальной вилки, мотора и некоторых других деталей. Она стала более жесткой и выносливой. Рассматриваемый советский мопед стал первой модификацией, оснащенной рамой хребтового типа.

Самым слабым звеном в конструкции транспортного средства стали колеса. Тем не менее, по сравнению с седьмой вариацией, они получили увеличенное сечение и не так быстро деформировались при езде по неровным дорогам с выбоинами. Сама конструкция колес осталась неизменной.

Высокий руль обеспечивает удобную посадку водителя, крепится при помощи пары зажимных элементов с гайками. Такое решение позволяет быстро и надежно изменить его положение. Сцепление и передний тормоз на рычагах оборудованы наконечниками в виде шариков, защищающих от травмы при падении.

Мопед «Рига»31.05.2021

Мопеды «Рига» в советское время были очень популярными, выпускались они на рижском заводе. Первый мопед был «Спиридитис». Но он получился со множеством недочетов. Поэтому работники завода посетили чешский завод Jawa для того, что бы посмотреть как производится такая техника.

Через три года появляется мопед «Рига-1». Что бы управлять таким мопедом необходимо было наличие прав. Из-за чего техника не пользовалась большой популярность.

Чуть позже был произведен мотовелосипед «Гауя». На мототехнику устанавливали мотор мощностью одной лошадиной силой. Рама была сворная, весила немного и не была такой надежной. Для комфортной эксплуатации мотовелосипед был оснащен фарой. Техника развивала скорость до 40 км/ч.

Через два года после прекращения производства «Гауля» был выпущен «Рига-3». Внешне был очень схож с «Рига-1». А вот по технической части были небольшие отличался. Новая модель была оснащена двигателем Ш-51. Но он плохо себя зарекомендовал. Был ненадежный из-за чего спрос на технику этого производителя резко упал.

Еще через 5 лет представили мопед «Рига-4». Он уже был оснащен двигателем объемом менее 50 куб. см. и мощностью 2 лошадиные силы. Благодаря этому, что бы управлять техникой права не требовались. Из-за чего спрос на модель был не плохой. По сравнению с другими моделями у «Рига-4» появился трансформатор. Так же мопед был оснащен новым багажником. Кроме этого в первые на данной техники применили колеса меньшего размера16-дюймовые колеса. Поэтому «Рига-4» существенно отличался от других мопедов и привлекала к покупке.

Так же был выпущен мопед «Рига-5» приемник «Гауя». По конструкции существенно отличался. Да и дизайн техники не имел ни чего общего. Передач не было предусмотрено и двигатель заводился от вращения педаль. Несмотря на это «Рига-5» был менее динамичным и хуже предшественника.

В конце 60-х годов выпустили «Рига-7». Мопед новой модели выпускался параллельно с 5 моделью. Правда через два года 5 модель перестали выпускать, так как спрос на «Рига-7» был больше. Он оснащался двигателем, к которому можно подключить фару и габаритные огни.

«Рига-7» заменил мопед «Рига-11». Был интереснее и современнее. Но двигатели у этих моделей были идентичные. Но «Рига-11» получился неудачным из-за высокого веса, недостаточно крепкой раме. А топливный бак, который располагался под багажником и доставлял немало хлопот владельцу. Особенно проблемы были при подъеме в гору, когда в баке практически не было горючего.

«Рига-12» производился на протяжении 5 лет. Имел педали, которые помогали при движении в гору. Модель обладала фильтром, который находился в раме. Производился с разными топливными баками и его креплениями. Был похож на 16 модель, но отличался совершенно другим сиденьем и меньшим багажником.

Мопед «Рига-13» получился лучше, чем 11 модель. Был установлен двигатель на 1,3 лошадиные силы. Мог развить скорость до 40 км/ч. «Рига-13» одна из самых удачных моделей завода. В то время его преимуществом считалось наличие хорошего освещения и установленный трансформатор. Благодаря которому удалось исключить проблемы зажиганием. Модель массово выпускалось, последний мопед «Рига-13» был выпущен в 1998 году.

«Рига-16» модель с двумя скоростями. Обладала практически таким же глушителем, которые устанавливали на мотоциклы и рычагом заднего тормоза. Так же задним фонарем, оригинальной расцветкой и новым рулем. Изначально модель оснащалась двигателемШ-57, а потом Ш-58. Ш-58 стал одним из самых удачных двигателей.

В начале 80-х годов завод приступил к выпуску новой модели «Рига-22», который являлся усовершенствованной 16 моделью. Силовой агрегат очень сильно отличался от предыдущих. Конструкция была хорошая, но подвело качество. Поэтому модель чуть позже пришлось модернизировать.

В 1982 году завод представил необычную технику мокик «Рига-26». За все время производства мокик стал самой компактной техникой производителя. Он легко размещался на балконе, в кладовке и даже в багажнике автомобиля. Только был он тяжелый, весил не менее 50 кг Колеса 26 модели существенно отличались от других моделей и были пухлыми. Сиденье и руль могли опускаться и подниматься. Поэтому техника и более компактной, чем другие.

В 90-х годах рижский завод пытался производить технику в небольших количествах. Но это ни к чему не привело, в 1988 году завод перестал выпускать мопеды. Потом завод начали распродавать по частям. Если бы завод производил технику до сегодняшнего времени, то он бы смог выпустить немало интересных и популярных моделей. Сейчас скутеры и мопеды очень даже популярны.

Устройство других узлов

Усовершенствовано устройство седла. Его коробка стала мощнее, а также возросла толщина подушки. Такое решение позволило сделать посадку водителя более комфортной и увеличить полезное пространство для хранения инструментария. Подседельная пружина зафиксирована новыми элементами, обеспечивающими надежность всего узла.

Бак для горючего вкупе с багажником расположен в задней части мопеда, образует внушительную платформу, способную выдерживать 15-20 килограмм груза. составляет четыре литра. Этого запаса хватает примерно на двести километров пути.

Благодаря солидному запасу хода «Рига-11» — мопед, который стал популярным как среди городских жителей, так и в сельской местности. Двигатель остался прежним, однако цепь выполнена в новой, более прочной и долговечной версии. Из-за широких шин мотор сместили вправо от симметричной точки рамы на семь миллиметров. Это позволило расположить переднюю и заднюю звездочку в одной плоскости.

Рига — 7

Из появившихся сообщений мотолюбители уже знают, что рижский освоил производство нового легкого мопеда «Рига7». В чем же его преимущества перед выпускавшейся ранее «Ригой5», что,их различает? Начнем с нового двигателя Д6. Хотя он и унаследовал от своего предшественника Д5 ряд конструктивных особенностей и деталей, цилиндр и головка его ныне выполнены по образцу мотоциклетных (рис. 1). Так, головка снабжена ребрами и крепится к торцу цилиндра посредством шпилек (у Д5 она представляла резьбовую пробку, ввернутую в цилиндр). Это улучшает охлаждение двигателя и упрощает его обслуживание: чтобы удалить нагар из камеры сгорания, не надо снимать цилиндр. Для уменьшения шума выпуска и лучшего наполнения цилиндра (за счет резонансного колебания волн давления) изменена конструкция глушителя. Значительно усовершенствована в новомм дв игателе «злектростанция» — магнето теперь питает не только систему зажигания (рис. 3), но и лампу А63 (6 в, 3 св) в фаре и лампу А11,5 (! в, 1,5 св) в заднем фонаре. Магнето (рис. 4) располагается в том же месте, что и на Д5, но полость в картере для него стала больше. Состоит магнето из насаженного на цапфу коленчатого вала ротора ! (представляющего собой постоянный магнит), индукционной катушки 5, прерывателя с контактами 9 и !О, конденсатора 8. На сердечник катушки намотаны две обмотки — первичная, в которой наводится э. д. с. низкого напряжения, и вторичная, где возбуждается ток высокого напряжения, который через поовод 6 подается к свече зажигания. Для удобства регулировки момента зажигания на роторе и сердечнике катушки нанесены риски. При их совмещении поршень не доходит до верхней мертвой точки на 3,2— 3,5 мм. Часть электрической энергии, образующейся в первичной катушке, отводится через зажим 7 для питания ламп освещения. Достоинство конструкции нового двигателя и в том, что его можно установить беэ переделок вместо двигателей Д4 и Д5, а цилиндр с головкой также без переделок подходит для Д5. На предыдущих моделях легких мопедов в заднем колесе использовалась велосипедная втулка, затормаживавшая колесо при нажиме на педали в направлении, обратном движению мопеда. На «Риге7» вместо нее применены литая ступица (рис. 5) и колодочный тормоз. Аналогична ей ступица переднего колеса. Эти новшества значительно увеличивают долговечность колес, колодочные тормоза работают надежнее и эффективнее. Тормоз заднего колеса приводится тросом от педалей. При вращении их в прямом направлении (для движения мопеда вперед) ось вращается вместе со звездочкой, приводя в движение через цепь заднее колесо. Если педали вращать назад, то кулачок разведет колодки, прижимая их к барабану. Тормоз переднего колеса управляется рычагом, расположенным у правой рукоятки руля. Таковы особенности и достоинства нового легкого мопеда. ТЕХНИЧЕСКАЯ характеристика:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]