Одноцилиндровый чоппер
Так уж вышло, что чоппер у большинства людей ассоциируется непременно с V-образным 2-цилиндровым мотором. Свою лепту в формирование подобного образа внесли такие легендарные марки, как Indian и Harley-Davidson, и образ этот давно и прочно закрепился в головах байкеров. Тем не менее, находятся как любители оппозитных чопперов, сделанных из дедушкиного «Урала», так и сторонники мотоциклов с рядными двигателями — например, Triumph America с рядной «двойкой». или Kawasaki Eliminator 400 с «четвёркой». А вот одноцилиндровые чопперы нередко оказываются забыты, и совершенно незаслуженно.
Конечно, большинство одноцилиндровых мотоциклов предназначаются в первую очередь для новичков, так как обладают они довольно скромными техническими характеристиками (о злых кроссовых байках тактично умолчим). Другая причина для покупки подобной модели — ограниченный бюджет. Ну а кого-то попросту привлекает эстетика одноцилиндрового чоппера… Почему бы и нет?
Среди моделей со скромными двигателями всего с одним цилиндром преобладают китайские мотоциклы, чопперы и не только. У китайских производителей вообще есть привычка ставить один и тот же мотор на целую кучу разных моделей, от «типа чоппера» до «типа спортбайка». Ярким примером может послужить, например, BM 200 Classic, лёгкий чоппер с 200-кубовым движком, весьма популярный у новичков благодаря небольшому весу и доступной цене.
Но двести «кубиков» — это откровенно мало для более-менее опытных мотоциклистов, которым уже начинает не хватать драйва. Конечно, чопперы и так не являются «адреналиновыжималками», но, согласитесь, даже чоппер может ездить очень бодро. Взгляните, например, на Yamaha Warrior — под задним колесом этого байка асфальт сворачивается в рулоны, а при старте со светофора он способен дать фору многим спортбайкам и «дорожникам»!
К сожалению для любителей одноцилиндровых чопперов, выбор тут невелик. Выбирать придётся либо среди вышеупомянутых «китайцев», либо среди редких моделей вроде Suzuki Savage, существующей в двух версиях — 400 и 650 куб. см. Последняя, кстати, весьма интересна — можно найти эту модель в совсем свежем виде, потому что этот мотоцикл, переименованный в начале этого века в Suzuki Boulevard S40, прожил на конвейере аномально долгую жизнь.
Вот, пожалуй, и всё, что касается выбора. Напоследок напомним любителям прямоточных выхлопов, что с одноцилиндровым мотором вряд ли удастся добиться солидного рыка объёмного V-твина. Рабочие обороты у 1-цилиндровых движков выше, и работают они иначе, поэтому с «пустым» выхлопом звук будет очень громкий и, скорее всего, довольно неприятный на слух.
Источник
Черпая вдохновение в мотоциклах прошлых лет, построенных в США, круизеры долгое время были самым популярным и продаваемым мотоциклетным стилем в Северной Америки — крупнейшего в мире рынка мотоциклов. Стремясь удовлетворить потребности клиентов в США и Канаде, ориентированных на круизеры, основные производители вложили огромное количество ресурсов в разработку, производство и маркетинг своих соответствующих линеек байков.
И хотя это привело к тому, что рынок покупателей был наводнен все более производительными и недорогими двухколесными товарами, огромное количество доступных марок и моделей может сделать покупку в этом сегменте довольно сложной. Итак, имея это в виду, список был составлен из моделей, которые выпускались несколько последних лет. А также изучим, что искать и учитывать при покупках, кратко погрузимся в историю класса круизеров, какие качества и факторы делают их уникальными.
История мотоциклов Cruiser
С появлением мотоцикла отрасль быстро развивалась, уступая место более совершенным и высокопроизводительным двухколесным моделям. Основные жанры мотоциклов активно развивались с 1940-х по 1960-е годы в разных регионах, закрепляя свои собственные стили и интерпретации мотоциклов. В том числе и США, с их эпохой больших двигателей V-Twin золотой эры, благодаря таких производителям, как Crocker, Indian, Excelsior и Harley-Davidson.
Базирующиеся в США мотоциклетные компании не только использовали эти конструкции в середине 1900-х годов, но и заявили, что они будут служить визуальным источником вдохновения для львиной доли серийных мотоциклов, которые впоследствии были выпущены — тенденция, которая сохраняется и по сей день. Наряду с расслабленным положением мотоцикла при езде, достаточным крутящим моментом и удобством для путешествий, их типично американская эстетика играет большую роль в отличии от других стилей мотоциклов и представляет собой главный аргумент в пользу толп байкеров. Это не означает, что зарубежные производители не пытались подражать этому стилю или придавать ему уникальный оттенок, хотя в целом круизеры в душе американские.
Indian Challenger
Мотоциклы Honda
Эта компания по праву является лидером мирового моторынка, не даром ведь она занимает третье место в списке крупнейших компаний Японии. Она выпускает спортбайки для гонщиков, эндуро для путешественников, чопперы для байкеров и так далее. Можно с уверенностью сказать, что Honda – это идеальное сочетание стильного дизайна, современных технологий и высочайшего качества.
Лучшие модели мотоциклов Honda
Crosstourer – очередная модификация модели, которая отлично подходит взрослым и уверенным в себе мужчинам.
GL1800 Gold Wing – туристический байк, пользующийся заслуженной популярностью во всем мире.
CBR1000RR Fireblade – мощный спортбайк, дизайн которого сочетает в себя многолетние традиции и последние веяния моды.
Круизеры с двигателем V-Twin
В первые дни зарождения американской мотоциклетной индустрии производители в основном использовали относительно примитивные одноцилиндровые силовые агрегаты с воздушным охлаждением, хотя в 1906 году Indian выпустила первую американскую модель V-Twin с шиной 39ci 42 °. Выпуск первой серийной модели V-Twin от Harley состоялся в 1909 году. В последующие десятилетия различные американские бренды, включая Indian, экспериментировали с использованием других конфигураций двигателей, хотя V-Twin 1907 года постройки стал архетипом для американских мотоциклов.
Сегодня двигатели V-Twin являются синонимом крейсерских мотоциклов американского производства, они могут похвастаться характерным внешним видом, который служит украшением и центральным элементом практически каждого серийного круизера. И предлагают легко узнаваемый и отчетливый глубокий, хриплый и грохочущий звук выхлопа. Более того, эти V-образные двигатели с большим рабочим объемом играют ключевую роль в общем опыте езды на американских круизерах с их широким низкочастотным ворчанием и прочной посадкой. В последние годы иностранные мотоциклетные компании представили модели круизеров с другими конфигурациями двигателей, хотя даже большинство из них являются лишь вариациями продольно установленного V-Twin, такого как Ducati Diavel (и XDiavel) с двигателем L-Twin и Moto Guzzi с поперечно установленными V-Twin.
Классы круизеров
Хотя каждая модель в этом списке относится к круизерам, на самом деле в этом сегменте есть несколько мотоциклов разных стилей. Чтобы пролить свет на эти различия, мы разбили класс круизеров на пять основных категорий, каждую из которых мы кратко коснемся непосредственно ниже.
Начальный уровень: Как следует из названия этого поджанра, модели начального уровня более доступны по цене и более удобны для новичков. По крайней мере, по стандартам американских круизеров, эти модели имеют двигатели меньшего объема, которые более удобны для начинающих гонщиков.
Турер: Туристические байки не всегда подходят для городских поездок или поездок на работу, но они идеально подходят для того, чтобы сожрать километры по открытой дороге. Туристические модели с мощными двигателями, длинной колесной базой, хорошей посадкой и высокой устойчивостью благодаря своему огромному весу идеально подходят для дальних поездок.
Бэггер: Баггеры, также называемые «комодами», представляют собой легко узнаваемый поджанр круизеров с большими обтекателями, жестким багажом и просторным пассажирским сиденьем. Подобно туристическим моделям, баггеры также невероятно подходят для дальних путешествий. Со множеством удобств: таких как ручки с подогревом, круиз-контроль и бортовые информационно-развлекательные системы, стерео и навигационные системы GPS.
Гиперкрейсер: Модели Hyper-Cruiser — это стиль круизных мотоциклов, которые были разработаны с нуля, чтобы обеспечить заметно более высокие характеристики, чем у обычного круизера. Эти высокопроизводительные предложения предлагают больший угол наклона, лучшее ускорение и прохождение поворотов и часто оснащены компонентами, которые обычно используются для спортивных моделей и моделей супербайков.
Электрический: Несмотря на то, что на данный момент это всего несколько серийных моделей, электрические круизеры почти наверняка представляют собой следующую большую тенденцию в мире круизеров. Несмотря на то, что им не хватает мощного грохота и выхлопа традиционного бензинового V-Twin, электрические силовые агрегаты по-прежнему сохраняют такой же достаточный крутящий момент на низких оборотах. Новый класс круизеров EV также имеет тенденцию включать в себя самые передовые технологии из всех поджанров из этого списка.
Triumph Rocket 3
Классический мотоцикл Kawasaki с 12-цилиндровым двигателем (10 фото + 2 видео)
Добавление большего количества цилиндров в мотоциклетные двигатели — это не подвиг, но один человек делает это снова и снова. Это творение британского кастомайзера Alan Millyard. Он построил множество мотоциклов, все с особой тщательностью и детализацией.
В гостиной Аллена, где можно было ожидать журнальный столик, он держит большой Suzuki и 1000-кубовый Kawasaki. У него множество несерийных мотоциклов. В его коллекции можно найти 1600-кубовый Kawasaki с V8 и великолепный 12-ти цилиндровый мотоцикл, имеющий объем 2300cc.
Kawasaki V8 1600
Несмотря на значки «Kawasaki», эта фирма не производила ничего подобного. Все они были созданы Аленом.
V12 является последним мотоциклом в его опыте кастомайзера, который начался, когда он в подростковом возрасте встроил двигатель от Mini в раму BSA. Раннее увлечение двухтактными Kawasaki привели его к созданию рядных четырех-, пяти- и шести-цилиндровых двигателей на основе фабричных моделей. Затем Ален обратил внимание на четырехтактные моторы, превратив 50-кубовый Honda в V-Twin, который сейчас стоит в его спальне. Он сделал его за выходные, перед аудиторией на байк-шоу. Потом пошли удивительные V8. Как обычно, он не делал чертежей, все проекты он обдумывал в голове, во время работы над мотоциклами.
Чтобы сократить общую длину до минимума, ряды цилиндров имели развал 70 градусов. Коленчатый вал стандартный, противоположные цилиндры из разных блоков были прикреплены на одной оси. Рядные блоки цилиндров не были эстетически приемлемыми для Аллена, поэтому он сделал новые гильзы цилиндров со смещенными отверстиями меньшего диаметра. Таким образом, двигатель смещен немного меньше, чем в два раза, но при этом выглядит симметрично. Из-за того, что задняя головка цилиндров была повернута другой стороной, был спроектирован новый привод распределительного вала, а для того, чтобы двигатель влез в раму, она была увеличена на пять дюймов.
V8 без поломок накрутил не одну тысячу миль. Ален на нем ездил по всей Европе, проехал множество гоночных трасс, и даже победил в гонке на острове Мэн! Расчетная мощность составляет около 130 л.с. при 8000 оборотах в минуту, при этом байк весит примерно на 40 кг. больше, чем его предшественник Z1.
Естественно, мотоцикл с V8 вдохновил его на следующий проект, про который говорили, что это было невозможно. За основу был взят шестицилиндровый Kawasaki Z1300, монстр-байк, выпущенный в 1979 году. Хотя, при превращении в V12 используется тот же метод, что и в V8, необычное расположение двигателя в Z1300 сделало работу ещё более сложной задачей. Описание процесса может занять несколько страниц, но будьте уверены, что это было нелегко. В течении нескольких месяцев подряд, после целого дня работы в качестве инженера для министерства обороны, Аллен исчезает в его небольшом гараже на пять часов, собирая двигатель. Цилиндры снова имеют развал 70 градусов, но в этот раз они наклонены на 35 градусов.
Работа усложнялась тем, что двигатель Kawasaki имеет двухступенчатый привод распределительного вала, трехступенчатую трансмиссию и узкие подшипники скольжения. Все было переработано, добавлены вторичные шатуны и включены ролико-подшипники низкого давления с большим объемом системы смазки. Как и в случае с V8, оригинальная рама нуждалась в удлинении, на этот раз около четырех дюймов. Топливный бак был так же увеличен. Каким образом? Он разделил его на две части и вварил центральную часть.
Даже при ближайшем рассмотрении эти модели выглядят как заводские. Это инженерные разработки, и это искусство. Настоящее искусство создания оригинальных мотоциклов.
Начиная с малого объема
Вы бы не захотели учиться водить за рулем Ford F-250 Super Duty или любого другого массивного пикапа, и в том же духе вам почти наверняка не стоит начинать свою карьеру на полноразмерном круизере. Даже с моделями начального уровня с двигателями примерно литрового размера и снаряженной массой, превышающей 200 кг, круизеры просто не очень подходят для новичков. Круизеры с огромной мощностью и весом в половину Fiat 500 могут быть чрезвычайно неумолимыми и сложными в управлении, что делает их, возможно, одним из, если не самым худшим выбором для неопытных гонщиков.
Старт на слишком большом и / или мощном круизере не просто опасен, это помешает вашему росту как наезднику и сделает львиную долю вашего опыта в седле крайне нервным. Если вы все еще настроены начать свою двухколесную карьеру на круизере, хорошая новость заключается в том, что на сегодняшнем рынке есть множество моделей круизеров, удобных для новичков. Эти мотоциклы имеют меньшие двигатели и более тонкую снаряженную массу, при этом сохраняя внешний вид традиционных круизеров. После того, как вы разовьете свою технику и навыки вождения, вы всегда сможете перейти на более крупный круизер в будущем.
Мотоциклы Yamaha
Yamaha появилась на рынке позже Honda и с тех пор является ее основным конкурентом. Главная особенность мотоциклов Yamaha – уникальная конструкция, минимизирующая вес транспортного средства. По этой причине в седле таких байков уверенно держатся даже миниатюрные девушки и едва переступившие порог совершеннолетия юноши.
Лучшие модели мотоциклов Yamaha
YBR 125 – мотоцикл с небольшим объемом двигателя, больше похожий на мопед. Тем не менее, это полноценный байк, вобравший в себя все достоинства техники от Yamaha. Если человек только начинает осваивать мотоцикла, данная модель станет отличным выбором.
YZF-R1 – выбор тех, кто хочет спортивный байк, но при этом ездит по большей части в городе. Модель оснащена 4-цилиндровым мотором, а передняя и задняя подвески имеют функцию регулировки, что позволяет настроить мотоцикл под себя.
YZF-R6 – на данный момент это наиболее совершенная в технологическом плане модель Yamaha. В чем это выражается? Все просто – мотоцикл оснащен множеством электронных приборов, позволяющих водителю не прилагать особых усилий в процессе управления. Ездить на YZF-R6 одно удовольствие.
На что обращать внимание при покупке круизера
Теперь, когда вы знакомы с различными доступными поджанрами и небольшой истории о круизерах, давайте углубимся в пять наиболее важных аспектов, которые следует учитывать при покупке мотоцикла этого класса (в порядке важности).
Предполагаемое использование: Независимо от того, какой мотоцикл вы ищете, ваш поиск нового снегохода всегда должен исходить из того, что вы планируете использовать, и это не менее верно в отношении круизных байков. Если вы планируете использовать его для ежедневных поездок на работу , вам понадобится что-то более проворное и маневренное, например, если вы собираетесь совершать дальние походы в седле, вы, вероятно, захотите рассмотреть вариант с багажником.
Стиль: Огромная популярность круизного сегмента привела к появлению разнообразных стилей внутри класса. Некоторые круизеры используют более винтажный подход, черпая эстетическое влияние от ретро-моделей середины 1900-х годов, в то время как другие модели используют более современный подход, с более агрессивным характером и в целом более современным языком дизайна. Стоит ознакомиться со всеми различными стилистическими вариантами, прежде чем принимать решение о покупке.
Moto Guzzi MGX-21
Мощность двигателя: Одним из наиболее определяющих элементов круизера является его двигатель, а также его крутящий момент и мощность в лошадиных силах. Вы не только захотите рассмотреть, подходят ли размер и мощность двигателя для вашего предполагаемого использования, но и способны ли вы правильно и безопасно управлять конкретным двигателем. Кроме того, механика и технология двигателей могут очень сильно различаться даже без сегодняшнего рынка, при этом некоторые компании используют гораздо более передовые силовые агрегаты, чем другие.
История компании Yamaha
После революции Мейдзи 1867 — 1868 годов охватившая Японию пора перемен привела и к изменению культуры — в том числе музыкальной. Эту тенденцию уловил Тарагучи Ямаха (Taraguchi Yamaha), основавший компанию по производству «европейских» музыкальных инструментов «Ниппон Гакки» (Nippon Gakki). В годы Второй мировой войны Nippon Gakki выпускала детали для самолетов, и после поражения закупленное для этой цели оборудование несколько лет простаивало, пока членам совета директоров не пришла в голову мысль о вторжении на быстро растущий рынок средств личного транспорта. В качестве торговой марки была выбрана фамилий основателя фирмы, эмблема же осталась музыкальной — три скрещенных камертона. Первый мотоцикл «Yamaha YA-1», представленный в январе 1955 года, был без особых затей скопирован с немецкого «DKV RT 125», хотя и с некоторыми изменениями (например, четырехступенчатая коробка передач вместо трехступенчатой). Одноцилиндровый двухтактный двигатель (123 см3, 5,6 л.с.) был установлен в одинарную трубчатую раму, спереди стояла телескопическая вилка, сзади — свечная подвеска. Почти сразу появилась и 174-кубовая модификация «YC-1», а через полгода мотоциклетное отделение было выделено в (Yamaha Motor Co.). Уже в 1956 году 125-кубовый мотоцикл кардинально модернизировали: модель «YA-2» получила форсированный до 6,8 л.с. мотор и новую ходовую часть с хребтовой штампованной рамой, короткорычажной передней вилкой и маятниковой задней подвеской. А в 1957 году увидел свет мотоцикл «YD-1» с двухцилиндровым двухтактным двигателем (247 см3, 14,5 л.с), скопированным с немецкой модели «Адлер MB 250», четырехступенчатой коробкой передач, полностью закрытой цепью главной передачей, хребтовой рамой, передним «телескопом» и маятниковой задней подвеской. Японский рынок хорошо воспринял мотоциклыYamaha, так что руководство компании осмелилось бросить вызов крупнейшему производителю – концерну Honda. Но топ-модель Yamaha недотягивала до соперника: недоставало динамики, слишком малой была жесткость хребтовой рамы. Поэтому в 1959 году раму усилили трубчатой передней стяжкой (модель «YD-2»), а вскоре на рынок вышла спортивная модель «YDS-1». За счет установки двух карбюраторов мощность мотора подняли до 20 л.с, мотоцикл получил пятиступенчатую коробку передач, а главное – дуплексную трубчатую раму. С этими мотоциклами в 1960 году компания вышла на мировые рынки. Внутреннему же рынку в 1960 году в Yamaha предложили еще две новинки: скутеретту «MF-1» с одноцилиндровым двухтактным двигателем (49 см3 3,5 л.с.) и футуристический мотороллер «SС-1» (174см3, 10,3 л.с.) с автоматической гидромеханической трансмиссией, передачей на заднее колесо карданным валом и консольным креплением обоих колес. Мотороллер оказался слишком дорогим в производстве и выпал из программы уже через год, зато скутеретты завоевали популярность и после бесчисленных модернизаций сегодня выпускаются в нескольких вариантах — с 2- и 4-хтактными моторами рабочим объемом от 49 до 89 см3. Представленная в 1961 году 125-кубовая модель «YA-5» (125 см3,10 л.с.) с дисковым золотником на впуске уже не имела ничего общего с ДКВ. Вариант 1964 года «YA-6» получил наклоненный вперед на 45 градусов цилиндр и систему раздельной смазки. Но подлинным бестселлером стал легкий мотоцикл 1963 года «YG-1» с подвешенным к штампованной хребтовой раме двухтактным мотором (73 см3, 6,5 л.с). Эта машина стала основой, целого семейства с моторами от 49 до 89 см3. Важным этапом в развитии двухцилиндровых моделей стала представленная в 1964 году концерном Yamaha версия «YDS-3» (246 см3, 24л.с.) с системой раздельной смазки. Одновременно компания запустила в серию вариант «YM-1» (305 см3, 26 л.с). В 1967 году дебютировала более мощная (29 л.с.) и совершенная версия «YDS-5»: цилиндры из алюминиевого сплава с чугунными гильзами, династартер. На смену «YM-1» пришел мотоцикл «YR-1» (348 см3, 36 л.с). В то же время компания Yamaha начала производство 2-х цилиндровых моделей с моторами рабочим объемом 89,124 и 180 см3. Серия «YDS» стала основой и для серийных гоночных 250-кубовых мотоциклов «TD-1», которые с успехом участвовали в клубных гонках, особенно в США. А на трассах Гран-При в 1961 году появились заводские мотоциклы с двухтактными моторами воздушного охлаждения (одноцилиндровый 125-кубовый и двухцилиндровый 250-кубовый) с дисковым золотником на впуске и легкой дуплексной рамой. Поначалу успехи были скромными, но в 1963 году появилось новое поколение мотоциклов с моторами жидкостного охлаждения. Японец Фумио Ито (Fumio Ito) занял третье место в классе 250 см3, а в следующем году англичанин Фил Рид (Phil Read) добыл для компании первый титул чемпиона мира. В 1965 году Рид вывел на трассу новый 250-кубовый мотоцикл «RD-05A» с 4-х цилиндровым V-образным двигателем жидкостного охлаждения и снова стал чемпионом мира. Сходная по конструкции «четверка» в классе 125 см3 в 1967 году привела к чемпионскому титулу англичанина Билла Айви (Bill Ivy), а в 1968 году Рид победил в классах 125 и 250 см3. Принятые ФИМ в 1968 году ограничения запретили применение таких сложных конструкций, как четырехцилиндровые моторы в классах 125 и 250 см3 Но они сыграли лишь на руку «Ямахе» — вспомним о серийных гоночных «двухцилиндровках»! В 1969 году компания вывела на рынок их модернизированные варианты: «TA-2» (124 см3, 24 л.с), «TD-2» (246 см3, 44 л.с.) и «TR-2» (347 см3, 54л.с), и в 1970 году независимый гонщик англичанин Род Гулд (Rod Gould) на серийном мотоцикле стал чемпионом мира в классе 250 см3. Всего же на этих машинах и их прямых потомках с 1970 по 1986 год было добыто 14 чемпионских титулов в классах 125, 250 и 350 см3. Внедорожные соревнования приобрели в 60-е годы не меньшую популярность, чем шоссейно-кольцевые гонки. Это спровоцировало появление многочисленных модификаций дорожных мотоциклов, как приспособленных для передвижения по грунтовым дорогам — так называемых скрамблеров (таковыми в программе Yamaha были одноцилиндровая «70 YP-1» 1965 года и двухцилиндровая «305 YDS-3C» 1966 года). Второе направление предложили некоторые европейские компании – внедорожные спортивные мотоциклы, приспособленные для передвижения по дорогам. Объединив два направления, Yamaha в 1968 году впервые предложила рынку то, что вскоре назовут мотоциклом двойного назначения (макси-эндуро) — машину, одинаково хорошо приспособленную для передвижения по любым дорогам. Модель «DT-1» отличали обладавший гибкой характеристикой одноцилиндровый двухтактный двигатель (246 см3, 18,5 л.с.), 5-ступенчатая коробка передач, очень легкая (мотоцикл весил 112 кг) и прочная дуплексная трубчатая рама, большой (240 мм) дорожный просвет и длинноходные подвески. Машина моментально стала хитом продаж, вызвала множество подражаний, а в программе самой Yamaha к началу 70-х годов значились аналогичные модели с моторами рабочим объемом от 49 до 397 см3. В 1971 году базовая «DT 250» получила модернизированный двигатель с обратным лепестковым клапаном на впуске, что позволило не только поднять мощность до 23 л.с, но и значительно улучшить характеристику крутящего момента на малых и средних оборотах. Само техническое решение известно практически с появления двухтактного двигателя, но только инженерам Yamaha удалось добиться его 100-процентной работоспособности. Вскоре практически все двухтактные моторы концерна обзавелись этим нововведением, а ныне оно считается непременным атрибутом двухтактного мотора. Интерес к внедорожным соревнованиям привел к появлению на трассах мотоциклов японского концерна. Поначалу это были переделки мотоциклов двойного назначения, но в 1971 году дебютировал специальный кроссовый мотоцикл «DT-1 MX» (250 см3, 30 л.с). В 1973 году швед Хакан Андерссон (Hakan Andersson) принес компании первый титул чемпиона мира в классе 250 см3. В 1974 году серия кроссовых мотоциклов, получившая; индекс «YZ», уже охватывала кубатуры 8O, 125, 250 и 500 см3. На машинах 1975 модельного года появилась задняя подвеска с центральным газонаполненным моноамортизатором и треугольным маятником. Дополнением кроссовой серии стали дебютировавшие в 1973 году триальные мотоциклы «TY» и выпущенные в 1975 году спортивные эндуро серии «IT». Хотя компания Yamaha до конца 60-х годов выпускала мотоциклы только с двухтактными моторами, она вовремя уловила интерес европейских и американских мотоциклистов к большим четырехтактным двигателям. Тем более что такие силовые агрегаты не были для ее специалистов внове: фирма уже выпускала двигатели для автомобильных концернов. В конце 1969 года Yamaha представила свой первый четырехтактный мотоцикл модели «XS-1». С одной стороны, он очень походил на классические британские мотоциклы: рядный двигатель (653 см3, 53 л.с.) с двумя вертикальными цилиндрами, трубчатая дуплексная рама. С другой же, значительно превосходил их в техническом отношении: верхний распредвал с приводом цепью, шестеренная моторная передача, 5-ступенчатая коробка передач в блоке с двигателем. Вскоре в оснащение машины вошли также электростартер и дисковый передний тормоз. Рынок воспринял новинку с восторгом, и вскоре компания выпустила еще две двухцилиндровые модели. Дебютировавшая в 1972 году модель «TX 750» получила мотор увеличенного рабочего объема и мощности (743 см3, 63 л.с), с наклоненными вперед цилиндрами и снижающим вибрацию уравновешивающим валом (впервые в мотоциклетной практике). Через год гамму дополнила модель «ТХ 500» (498 см3, 48 л.с). Она стала первым в мире с 30-х годов серийным мотоциклом, оснащенным четырехклапанными головками цилиндров. Четырехтактные моторы были не единственным вариантом создания супербайка от Yamaha. В 1971 году компания представила на выставке в Токио два прототипа: «RZ 201» с двухроторным двигателем мощностью 68 л.с и «GL750-4» с 743-кубовым четырехцилиндровым рядным двухтактным мотором жидкостного охлаждения, форсированным до 70 л.с. Они благоразумно так и остались прототипами, хотя двухтактный двигатель стал основой для очень удачных гоночных машин классов 500 и 750 см3. Итальянец Джакомо Агостини (Giacomo Agostini) в 1975 году завоевал для японцев первый титул чемпиона мира в классе 500 см3, а американец Кении Роберте (Kenny Roberts) побеждал в «пятисотках» три раза подряд — с 1978 по 1980 год. Грянувший в 70-е годы топливный кризис убедил руководство компании в правильности выбранного курса, и гамма четырехтактных моделей стала стремительно расширяться. В 1975 году дебютировали сразу три новых семейства. Мотоцикл среднего класса «XS 360» получил двухцилиндровый рядный двигатель (358 см3, 34 л.с), сблокированный с 6-ступенчатой коробкой передач. Вскоре появился и его 250-кубовый 27-сильный собрат «XS 250». Мотоцикл двойного назначения «XT 500», оснащенный одноцилиндровым четырехтактным двигателем (499 см3, 30 л.с), открыл новые горизонты для этого класса. Если раньше такие машины считались способными лишь на короткие вылазки на природу, то мощный и экономичный «XT 500» быстро стал любимцем мотопутешественников. Именно эти мотоциклы принесли победы в первых ралли-марафонах «Париж -Дакар». Наконец, в том же 1975 году на смену не слишком успешному «ТХ 750» пришел «XS 750» с рядным трехцилиндровым четырехтактным мотором (747 см3, 64 л.с.) и карданным приводом заднего колеса. Лидером же модельной гаммы стал в 1977 году «XS1100» с рядным четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом 1102 см3 и мощностью 95 л.с; эта машина развивала скорость 220 км/ч, набирая 100 км/ч с места за 4 с. Специалисты концерна умело прогнозировали потребности рынка, часто опережая своих соперников. Так, уже во второй половине 70-х годов компания развернула изготовление кастомов — мотоциклов, оснащенных по американской моде высокими рулями, седлами со «ступенькой» и каплевидными бензобаками. В 1977 году увидел свет первый неоклассик — дорожный мотоцикл «SR 500», очень похожий на традиционные британские мотоциклы, но с модифицированным мотором «XT 500». Впоследствии развитием идеи стали очень популярные в странах третьего мира экономичные мотоциклы с одноцилиндровыми четырехтактными двигателями рабочим объемом 124, 185 и 249 см3. Но самая большая удача маркетологов концерна Yamaha — представленный в 1977 году «мотоцикл для домохозяек», экономичный и чрезвычайно простой в эксплуатации скутер «Пассол» (Passol): открытая сверху рама, передний щит и настил под ногами, одноцилиндровый двухтактный двигатель (49 см3, 2,3 л.с.) без коробки передач, автоматическое центробежное сцепление, кожух цепи в качестве маятника задней подвески и 10-дюймовые колеса. Модель появилась настолько вовремя, что спровоцировала взлет интереса к подобным машинам, получивший в 80-е годы название «роллерренессанс». Успех Yamaha вызвал множество подражаний, но японский концерн оставался на гребне им же вызванной волны. С 1981 года он стал устанавливать на свои скутеры автоматические клиноременные вариаторы. В 1982 году концерн выпустил первый скутер крейсерского класса «Сигнус» (Cygnus) с одноцилиндровым четырехтактным двигателем (171 см3,15 л.с). Через год стартовал спортивный скутер «Трейси» (Tracy) с двухтактным мотором (123 см3, 16 л.с.) жидкостного охлаждения. Тогда же концерн выпустил на рынок сверхпопулярный 50-кубовый скутер Jog — к 1990 году было продано 1,5 миллиона машин этой модели. 80-е годы принесли дебюты мотоциклов нового поколения — таких, как представленный в 1980 году «RD 350 LC» (в Японии — «RZ350») с двухцилиндровым двухтактным двигателем жидкостного охлаждения (347 см3, 45 л.с.) с лепестковыми клапанами на впуске, 6-ступенчатой коробкой передач, трубчатой дуплексной рамой, литыми колесами и задней подвеской с моноамортизатором. Выпускалась и его 250-кубовая 35-сильная версия. После модернизации 1982 года мотоцикл получил пространственную раму из труб прямоугольного сечения, заднюю подвеску с прогрессивной характеристикой и форсированный до 55 л.с. мотор со специальными заслонками в выпускной системе — мощностными клапанами. Такая «ракета» разгонялась до 190 км/ч, набирая 100 км/ч с места за 5 с. Но и эти достижениям померкли перед дебютировавшей в 1983 году «RD 500LC» — настоящей гоночной репликой с четырехцилиндровым V-образным двухтактным двигателем (499 см3, 87 л.с), максимальной скоростью 223 км/ч и разгоном до «сотни» за 4 с. В те же годы компания выпустила серию дорожных и внедорожных мотоциклов с одноцилиндровыми двухтактными моторами жидкостного охлаждения рабочим объемом от 49 до 195 см3. Сенсационным стал дебют от компании Yamaha в 1980 году двух мотоциклов с хребтовой штампованной рамой, задней, моноподвеской, карданной передачей и двухцилиндровым V-образным четырехтактным двигателем воздушного охлаждения: стилизованный в американском духе «XV 750 Спешл» (Special, 748 см3, 60 л.с.) и классический «XV 1000 TR-1» (981 см3, 70л.с). «Классика»» быстро исчезла из гаммы, а вот американизированная модель положила начало чрезвычайно популярному семейству круизеров, которое с 1981 года несет название «Вираго» (Virago) и охватывает модели с моторами рабочим объемом от 535 до 1063 см3. В 1987 году семейство дополнила модель с технически подобным двигателем (248 см3, 23л.с), цепной передачей на заднее колесо и трубчатой дуплексной рамой. Спустя еще десяток лет появился и 124-кубовый 10-сильный вариант. Семейство «XZ», представленное в 1981 году, также имело двухцилиндровые V-образные четырехтактные моторы жидкостного охлаждения, но технически более изощренные — с двумя распредвалами и четырьмя клапанами в каждой головке. В 552-кубовом варианте такой двигатель развивал 64 л.с, в 398-кубовом — 45л.с. Но дорожно-спортивные мотоциклы с этими моторами не имели большого успеха и к середине десятилетия сошли со сцены. Куда больший успех выпал на долю дорожно-спортивных мотоциклов с новыми четырехцилиндровыми рядными двигателями воздушного охлаждения, с двумя верхними распредвалами и 4-х клапанными головками цилиндров. Эту серию открыл в 1979 году мотоцикл «XJ 650» (653 см3, 73 л.с, 195 км/ч). Через год появились варианты с моторами рабочим объемом 398, 528 и 748 см3. Две «младшие» машины имели цепную главную передачу, две «старшие» — карданный вал. В 1981 году компания Yamaha представила версию 653-кубового аппарата, у которой за счет турбонаддува мощность двигателя была увеличена до 85 л.с «XJ 650 Турбо» отличался также большим обтекателем, закрывающим переднюю часть мотоцикла. В 1982 году дебютировала версия «XJ 900» (853 см3, 97 л.с.). Два мотоцикла туристского характера концерн представил в 1983 году. Спортивно-туристский «FJ1100» имел четырехцилиндровый рядный двигатель воздушного охлаждения (1097 см3,125 л.с), полу-обтекатель с большим ветровым стеклом и спойлер. Люкс-турер «XVZ 12TD Венчур» (Venture) был оснащен четырехцилиндровым V-образным мотором жидкостного охлаждения (1198 см3, 97 л.с), закрывающей большую часть машины облицовкой, тремя багажными кофрами, стерео магнитолой и бортовым компьютером. В форсированном до 145 л.с. виде этот же двигатель прописался в шасси появившегося в 1984 году мотоцикла V-Max невероятной смеси круизера и драгстера. На этом приключения мотора «V-4» не закончились. В дефорсированной до 74 л.с. 1294-кубовой версии он оказался в шасси классического круизера «XVZ 1300A Роял Стар» (Royal Star) 1995 года, а через три года, в 97-сильном варианте — в его туристской версии «XVZ 13TF Роял Стар Венчур». Новую концепцию дорожно-спортивного мотоцикла концерн Yamaha продемонстрировал в 1984 году. Модель «FZ 750» имела рядный 4-х цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения (749 см3, 100 л.с), впервые в мотоциклетной практике оснащенный 5-клапанными головками цилиндров. Стальная рама была выполнена из труб прямоугольного сечения, задняя подвеска — с моноамортизатором и прогрессивной характеристикой. Логическим продолжением этой схемы стала дебютировавшая в 1986 году серия «Генезис» (Genesis): спортбайки с обтекателем типа «Гран При» и выполненной из алюминиевого сплава диагональной рамой системы «Дельтабокс». Модель «FZR 750» получила мотор своего предшественника без особых изменений, а версия «FZR 1000» — двигатель рабочим объемом 989 см3 и мощностью 135 л.с. Через два года 1000-кубовую версию оснастили регулируемой выпускной системой, что позволило поднять мощность до 145 л.с Конструкторы компании Yamaha отличаются завидным умением создавать жизнеспособные гибриды. Достойны упоминания первый внедорожный скутер «BW’S» 1988 года, мотоцикл на широкопрофильных шинах-катках «BW 200N» 1984 года, симбиоз спортбайка и эндуро «TDM 850» 1990 года, соединяющий шасси классического мотоцикла со спортбайковским мотором «FZS 600 Фазер» (Fazer) 1997 года. Технологическим прорывом для Yamaha стал в 1992 году туристский мотоцикл «GTS 1000» с рамой в виде греческой буквы «омега», рычажной передней вилкой с раздельными механизмами управления и подрессоривания, оснащенным впрыском топлива четырехцилиндровым двигателем (1002 см3, 100 л.с). Вышедший на спортивные трассы в 1997 году мотоцикл «YZ 400F» впервые после долгого перерыва вывел четырехтактный мотор в победители мирового первенства по мотокроссу. А представленный Yamaha в том же 1997 году спортбайк «YZF-R1» стал эталоном в своем классе: компактное шасси (масса мотоцикла — всего 177 кг) и четырехцилиндровый двигатель (998см3,150л.с). Сегодня компания Yamaha располагает сетью из 60 заводов, расположенных в 45 странах мира, и занимает второе место в мире по производству мототехники.