Как в гонках, задняя подвеска регулируется “кликером”, о чем напоминает наклейка на раме.
Стрелка спидометра с непривычной легкостью перемахнула отметку “150” и дальше отнюдь не поползла, а ринулась к венчающей шкалу спидометра цифре “200”. Встречный поток воздуха настолько яростно рвал мою снегоходную куртку, что возникали раздражающие вибрации, да и снегоход, чувствовалось, из-за этого не очень уверенно держал прямую.. Я уже сталкивался с подобной проблемой, когда ездил на спортбайке в более-менее “цивильной” экипировке вместо плотно облегающего комбинезона.. Стоп! Хорошая идея. Разворачиваю снегоход и отправляюсь обратно – переодеваться. Натягиваю мотоциклетный “комбез”, рассчитанный на высокие скорости. Теперь – все о’кей. Теперь я чувствую себя вполне гармонично в седле нового “Ski-Doo MXZ 1000 Renegade X”, оснащенного самым мощным в мире снегоходным мотором мощностью 165 л.с.
Короли снежных трасс
ДЕТСКИЕ вопросы из разряда “кто сильнее – кит или слон?” живут в наших головах, видимо, всю жизнь. Мне давно хотелось, что называется, стравить между собой мощный снегоход и мощный автомобиль. Кто быстрее? При каких условиях? Для “дуэли” с самым мощным снегоходом был выбран самый мощный в мире седан с полным приводом – “Audi A8 W12 6.0”. Разумеется, можно было раздобыть и спорткар с трансмиссией “4х4” наподобие “Lamborghini Gallar-do” или “Porsche 911 Turbo”. Но этим “неженкам”, созданным для хороших покрытий, едва ли окажется по плечу заснеженная дорога в глуши Владимирской области, на которой асфальт обнажится только по весне. Зато флагманский “А8” с его регулируемой по высоте пневматической подвеской при необходимости проявит задатки “асфальтового” внедорожника, уверенно минуя ухабы и разбитые железнодорожные переезды российской глубинки.
Интересно, за какое время “A8 W12” разгоняется до 100 км/ч на подмороженном, но чистом зимнем асфальте? Делаем грубую прикидку, используя спидометр и секундомер мобильного телефона. Получается 6,65 с. Что ж, даже при всех погрешностях результат близок к заявленным производителем 5,1 с, а ведь этот показатель был достигнут в идеальных условиях при сухой летней погоде. Такую превосходную “стабильность выступлений” способен обеспечить только полный привод.
А как поведет себя автомобиль на плотно укатанной заснеженной дороге, которую вы видите на фотографиях? Теперь по секундомеру разгон 0-100 км/ч занимает 9,25 с. Жаль, покрышки без шипов. Тогда это время – и без того недурное для скользкого покрытия! – могло быть еще лучше.
А теперь – совместный старт! Сначала “Audi” обгоняет снегоход. Я стараюсь ювелирно работать курком газа, но все равно не могу избежать пробуксовки. Гусенице просто не за что зацепиться! Эх, случись вчера снегопад, чудо немецкого автопрома наверняка бы сразу осталось позади, но сейчас чопорный черный седан вырывается вперед. И только когда скорость доходит до 50-60 км/ч, настигаю и обхожу “А8”.
Снегоход оснащен стрелочным спидометром, но, когда скорость переваливает за 100 км/ч, электронный дисплей одометра автоматически переключается в режим спидометра – на высоких скоростях считывать его цифровые показания удобнее, чем со стрелочного прибора. Опять же как на спортбайке: глянул краем глаза – и мгновенно “поймал” числовое значение скорости..
150 км/ч, 160, 170.. “Аudi” уже где-то далеко позади. Съеживаюсь за крохотным обтекателем, стараясь стать меньше, чем мне отпущено природой. Увы – энергия разгона снегохода иссякает. Боковым зрением вижу, как рядом выдвигается вперед массивный нос “А8”. Экспресс из Ингольштадта вновь обгоняет меня, когда спидометр “MXZ 1000 Renegade X” показывает 190 км/ч. Это – все. Увы, быстрее не получается.. В любом случае мне еще не доводилось ездить с такой скоростью на снегоходе. Нигде и никогда. И никакой иной серийный сноумобиль на такое не способен. Разве только другая модель “Ski-Doo” c таким же мотором.
Can-Am Renegade 800: четырехколесный эндуро
Интересен этот аппарат не столько технической начинкой (хотя он впитал самые передовые разработки BRP), сколько тем, что относится к принципиально новому классу квадроциклов.
Who is Renegade?
До недавнего времени квадроциклы подразделялись на два больших класса: Sport и Utility. К первому относят легкие заднеприводные спортивные модели с высокооборотными мотоциклетными двигателями. С кроссовыми мотоциклами их сравнивают отнюдь не ради красного словца: в современном мотокроссе уже существуют отдельные соревнования для квадроциклистов, а в классе «Мото» легендарного ралли-марафона «Дакар» есть специальный зачет – ATV. И на «Дакаре», и в кроссе спортсмены, как правило, выступают именно на заднеприводных спортивных моделях.
Второй класс составляют полноприводные ATV. Собственно, именно их и называют «мотовездеходами». Они тяжелее, для кросса и спорта приспособлены меньше, но, за счет полноприводной трансмиссии с понижающей передачей и блокировок дифференциалов, и проходимее своих спортивных «собратьев». Утилитарными же эти модели называют потому, что, при желании, с помощью разнообразного дополнительного оборудования их легко превратить в своего рода мини-тракторы: они и снег перед домом могут расчистить, и прицеп с гидроциклом до озера дотащить, а на пересеченной местности дадут сто очков вперед большинству автомобилей-внедорожников.
С выходом на рынок моделей, подобных Renegade, «классовые отличия» должны несколько размыться. Новинка от BRP позиционируется как спортивная полноприводная модель, то есть по дизайну и особенностям посадки водителя это типичный «спортсмен», а вот техническая начинка у него – фактически от «утилитарников». Если, опять-таки, прибегнуть к мотоциклетной терминологии, то можно сказать, что Renegade 800 – это эндуро (нечто среднее между кроссовым и спортивным байком).
Матчасть
Под пластиковым «обвесом» Renegade скрывается новый 800-кубовый двигатель Rotax 4-Tec V-800 H.O. Мотор этот впервые появился на квадроцикле Can-Am Outlander Max 800 2006 модельного года, затем перекочевал на снегоходы серий Lynx и Ski-Doo, а теперь ему предстоит приводить в движение ATV принципиально нового класса.
Rotax 4-Tec 800 расположен в фирменной линейке между 650- и 1300-кубовыми силовыми агрегатами и заменил прежнюю, 1.0-литровую, модель. Двухцилиндровый четырехтактный двигатель с V-образным расположением цилиндров – менее шумный, расходует меньше топлива, дает меньше вредных выбросов в атмосферу, нежели традиционные двухтактники предыдущего поколения. Кроме того, он не расходует масло, требуя лишь периодическую его замену.
При рабочем объеме в 799 куб. см мотор развивает 65 л. с. (что является одним из лучших показателей среди утилитарных ATV) и способен раскручиваться до 7250 об/мин. Электронная же система распределенного впрыска топлива (EFI – Electronic Fuel Injection) с четырьмя клапанами на цилиндр и двумя инжекторами VDO Siemens обеспечивает надежный запуск двигателя в самые суровые морозы.
Если двигатель перекочевал на Renegade с Outlander Max практически без изменений, то трансмиссию конструкторы BRP несколько переработали. В вариаторе CVT по-прежнему осталась возможность выбора повышающего и понижающего диапазонов, но его настройки изменили – с тем чтобы опытный ездок мог проходить виражи в управляемом заносе.
В основе конструкции аппарата лежит пространственная рама SST, представляющая собой цельную стальную конструкцию с мощной нижней балкой, позволяющей квадроциклу преодолевать такие препятствия, как бревна и камни, практически перекатываясь через них. Ходовая же часть разработана специалистами BRP в сотрудничестве с профессиональными гонщиками , главным результатом которого стала новая передняя подвеска типа RS с двумя А-образными рычагами, ход которой составляет 229 мм. Конструкция задней подвески осталась прежней: изменена ее геометрия, применены новые амортизаторы HPG, а ход сжатия увеличен до 254 мм.
Когда его ждать?
Как нам рассказали представители Торгового дома «Росан», официального дилера BRP в Санкт-Петербурге, презентации модели Renegade еще не было: опубликованы только фотографии и техническая информация. Тем не менее, заказы уже принимаются, а первые «живые» аппараты появятся в салонах весной – в преддверии нового сезона.
Снегоход Ski-Doo Summit Turbo 850 E-TEC (2021 года)
Это Ski-Doo SUMMIT TURBO 850 E-TEC *2021, обзор которого мы уже опубликовали на днях.
Новый турбормотор ROTAX 850 E-TEC Turbo будет доступен на снегоходах 2022 модельного года SUMMIT-X, SUMMIT-Expert, FREERIDE 154″, FREERIDE 165″. На всех горных снегоходах с турбированным мотором будет установлена электронная система контроля температуры ремня. При перегреве датчик сообщит об этом звуковым сигналом райдеру.
Снегоходы Lynx Xterrain 2022 года
Аналогичным представителем такого класса снегоходов является модель BRP LYNX XTERRAIN RE 3700 850 E-TEC и 3900 , которые имеют меньшую регулируемую базу лыж 97.5….101.5 см, что позволяет без осложнений заваливать снегоход в повороте и улучшает маневренность. При этом у финских снегоходов гусеница шире на 2.5 см, что никак не ухудшает маневренность, расширяя при этом возможности снегохода по проходимости по глубокому свежему снегу.
А в классе туристических и утилитарных снегоходов Arctic Cat предлагает в 2022 году только один снегоход – NORSEMAN с мотором 800см3 с гусеницей 38х 394 см. На этом снегоходе установлена стандартная задняя подвеска с подъемным задним катком.
Аналогичная по функционалу конструкция подвески EASY RIDE применяется на снегоходах BRP LYNX и великолепно проявила себя в глубоком снегу при движении задним ходом. В 2022 году эта подвеска Easy Ride так же порадует нас на большинстве снегоходов LYNX туристического и утилитарного класса. Аналогом можно рассматривать серию Lynx 49 Ranger. Финские снегоходы имеют 2 варианта гусениц с зацепами 39 и 59 мм, и 2 варианта моторов – 2х тактный 600 и 4х тактный 900 ACE.
ARCTIC CAT продолжает выпускать малоразмерные снегоходы для детей и подростков и в 2022 году эти модели будут представлены снегоходами ZR 200 и ZR120.
Горные снегоходы ARCTIC CAT Mountain и Hardcore представлены так же в исполнении задней подвески с центральным рычагом ALPHA ONE. При этом модель Mountain в сезоне 2022 получила электронную систему регулировки задней подвески нажатием кнопки на руле с тремя режимами жесткости амортизаторов FOX.
Новая платформа снегоходов ARCTIC CAT ASCENDER применяется теперь на всех полноразмерных спортивных и горных снегоходах в 2021 модельном году.
Надо не забывать, что ЯМАХА поставляет для снегоходов ARCTIC CAT свои 4х тактные атмосферные и турбированные моторы, а американский бренд в ответ делится своими технологиями в снегоходных платформах.
2х тактные моторы на снегоходах ARCTIC CAT собственного производства. Максимальная мощность топового мотора ARCTIC CAT 2stroke 800 C-TEC2 составляет 165 л.с.