Если есть желание ездить в дальние поездки — выбирают шоссер или в случае мототехники, круизер. Для передвижения по лесу или полям — ендуро.
Но когда пользователь только знакомится с мототехникой брать тяжёлый и мощный турист по крайней мере неправильно. Для таких случаев лучше посмотреть в сторону кроссовых мотоциклов, а лучше питбайков.
Они имеют много общего. Малый вес, компактные размеры, ограничения в ПДД. Но сделать окончательный выбор крайне непросто. Для этого нужно понимать основные особенности каждого типа.
ПДД и кроссовые мотоциклы с питбайками
Это питбайк Irbis TTR 125 — одна из самых распространённых моделей ПИТбайков. На нём нельзя ездить по дорогам общего пользования.
Прежде всего стоит отметить, что ПДД запрещает обоим типам выезд на дороги общего пользования.
Интересно, что для каждого типа запрет диктуется кардинально противоположными причинами. Тем не менее это так. Если нет желания иметь проблемы с ГИБДД — выезжать на этих байках на городские дороги нельзя.
Общие черты обоих типов
ЗА счёт малого веса справиться с такой техникой может и ребёнок. На фото начинающий кроссовый спортсмен.
Первое и самое главное — малый вес. Если в процессе обучения уронить (или уложить) такой байк на асфальт — поднять его проще, чем большого туриста.
Кроссовые делаются из облегчённых материалов, а питбайк — мини-мотоцикл.
Вторым параметров выступает сравнимая мощность обоих типов. Если первому это нужно для участия в соревнованиях, второму набрать скорость до 100 км препятствуют только навыки пилота.
Кроссовые версии в основном идут 250 кубовые и двухтактные. Двухтактники развивают большую мощность и надёжнее.
Следующий параметр вытекает из первых двух. Это объём двигателя. Не секрет, что для гоночных мотоциклов разрабатывают новые модели двигателей или форсируют уже существующие. Проект создаётся таким образом, чтоб при минимальных объёмах выдавать большие мощности. На питбайке также нечасто увидишь литровый двигатель.
Из предыдущего можно выделить ещё одну черту. Меньше объём, меньше расход топлива. Реже нужна заправка, можно больше проехать.
Нужны ли права для питбайка?
Нет. Питбайк в Республике Беларусь и России считается спортивным инвентарем, что подразумевает, что для езды на нем не нужны водительские права и государственный номерной знак. Однако, это если ваш питбайк имеет мощность двигателя менее 50 кубических см. Если больше, а это фактически вся линейка питбайков «Авантис» — нужны права категории А, которые получить не так сложно.
Также, есть ряд специфических ограничений мест для езды, получения прав и прочее. В самом скором времени мы подготовим расширенный материал на эту тему, где специалисты ответят на все каверзные вопросы о езде на питбайках и энудро.
Отличительные особенности
Но отличительных особенностей у классов на порядки больше. Кроме того, что с точки зрения показателей скорости они находятся на противоположных полюсах, выделяют ещё ряд параметров.
Кроссовый мотоцикл Yamaha YZ250.
Для этого классы рассматривают по отдельности. И начать можно с кроссового.
Что свойственно кроссовому мотоциклу?
Типичный представитель младшего кроссового типа — HONDA CRF 125.
Кроссовые мотоциклы предназначены для гонок и передвигаться на таком по городу не очень удобно. Трек для гонок сродни стадиону. Здесь есть трибуны для зрителей, центральное поле (часто именно туда переносятся гаражи команд и всякая служебная техника) и беговые, или в применении к мототехнике — ездовые дорожки. Только вот в отличие от стадиона последние не асфальтируются.
Чтоб участвовать в заездах любой кроссовый мотоцикл должен отвечать требованиям гонок, которые мало походят на пункты ПДД.
Кроссовый мотоцикл обладает:
- полноразмерными спицованными колёсами;
- покрышками, которые сродни используемым в ендуро, но требования к кроссовой резине на порядок выше;
- большим рабочим ходом маятника и вилки (200–300 мм).
Кроссовым мотоциклам свойственная перевёрнутая вилка. Там меньше грязи попадает в шток.
Последняя чаще всего перевёрнутого типа, для лучшей управляемости.
Кроме этого характерными особенностями таких байков является уменьшенный размер руля и громкий выхлоп из-за облегчённого, а иногда и полностью отсутствующего глушителя
Сейчас, кстати, набирают популярность кроссовые гонки на питбайках.
Но главное — хоть такой байк и не требует наличия прав, управление им требует особых навыков.
Что присуще питбайку?
В отличие от кросача (так сокращают «кроссовый мотоцикл») на питбайке можно гонять в парке, на даче, или даже на детской площадке (естественно ребёнку).
Питбайк Kayo classic 125.
Питбайк REGULMOTO 125
Питбайк Irbis TTR 125 в стандартной раскраске.
Такой «транспорт» обладает:
- компактностью и лёгким весом;
- простотой управления;
- небольшой стоимостью при покупке;
- несложно и недорогое обслуживание.
Но также сюда можно отнести небольшие колёса и безопасность. Детские также отличает большая возможность настроек под уровень владения транспортным средством и понимание особенностей управления.
Разница в двигателях
Стандартный вид двигателя китайского ПИТбайка. На фото наш Regulmoto 125 кубов.
Питбайки в основном идут с 4-тактным двигателем, его проще обслуживать, но в условиях серьёзных нагрузок он ломучее 2-х тактного кроссового.
Кроссовые модели компонуются отдельно масляным охлаждением, когда питбайки имеют только воздушное. Это всё сказывается на цене. Ну и чем больше деталей, тем больше вероятность поломок!
Охлаждение на большинстве питбайков только воздушное.
Видно дополнительное охлаждение на кроссовом мотоцикле. Без него никуда, нагрузки слишком большие.
Китайская техника некачественна?
Действительно, марка Авантис – это китайское производство. Но, откуда взялся этот стереотип, что «если китайское – то барахло»? Ценовой диапазон мотоциклов Авантис гораздо ниже, чем у австрийских, шведских и японских аналогов, а качество далеко не хуже.
Более того, многие американские производители мотоциклов уже много лет собирают свою технику именно в Китае. Да, и марка Авантис уже тоже давно не новичок на этом рынке и снискала себе репутацию надежного питбайка с приемлемой для Республики Беларусь ценой.
Особенности скутера
Главное отличие скутера от питбайка, или от кроссового мотоцикла в том, что на нём можно ездить по дорогам абсолютно легально.
Для полноты картины возьмём в расчёт ещё и скутер.
Многие скажут что возможности питбайка и скутера пересекаются. Это так, но скутер имеет ряд отличий.
- Посадка. Водитель сидит как на стуле. На мотоцикле он сжимает коленями топливный бак (собственно пассажир на скутере сидит также).
- Права. В ПДД последних редакций есть категории А1 и М. Обе относятся к скутерам. В некоторых кругах ходят разговоры и о требовании талона техосмотра, а также ОСАГО — но это в будущем. А если ваш скутер меньше 50 кубов, то ОСАГО и постановка на учёт не требуется.
- Ограничения в ПДД есть, но среди них нет запрета на выезд на дороги общего пользования.
Есть и другие особенности, но для статьи они не существенны.
Качественные варианты для профессионалов
WELS CRF 250
Прочный вариант, который подойдет для профессионального применения. Модель изготавливается из прочных материалов, которые выдерживают высокую нагрузку. Приятное дополнение – электрический стартер, что упрощает запуска питбайка. Установлена стальная рама, которая отличается высокой прочностью. Вместительность топливного бака – 4 л.
Средняя стоимость – 90 000 рублей.
WELS CRF 250
Достоинства:
- Качественная сборка;
- Прочная рама;
- Удобное управление;
- Привлекательный дизайн;
- Эффективность.
Недостатки:
- Не выявлено.
BSE PH 190e STUNT
Прочный вариант, который подойдет для взрослых. Модель способна выдерживать большой вес и не портиться от высокой нагрузки. Двигатель гарантирует безотказную работу на протяжении длительного времени. Рама выполнена из надежного и стойкого к ударам материала. Карбюратор оснащен воздушным фильтром. Коробка передач – механическая.
Продается по цене: от 75 000 рублей.
BSE PH 190e STUNT
Достоинства:
- Хорошая сборка;
- Срок службы;
- Простой ремонт;
- Эффективность;
- Выдерживает серьезные нагрузки.
Недостатки:
- Не выявлено.
Что выбрать для ребёнка?
При встрече ребёнка на ПИТбайке с инспектором ГИБДД точно будут проблемы!
Несмотря на всё вышеописанное у родителей могут остаться вопросы — что лучше подарить ребёнку (из описанных классов)?
Ответ на самом деле прост. Начинающему можно предложить только одно — питбайк. Почему?
- Вам будет проще настроить его под уровень мастерства вашего ребёнка. На рынке есть модели, где КПП можно перенастраивать. От полностью автоматической, когда о переключении заботится не нужно, электроника сделает всё за ребёнка до обычной — секвентальной, когда передачи переключаются ногой.
- У некоторых моделей можно блокировать верхний предел скорости. Хороший питбайк может развить до 100 км/час. Вряд ли будет хорошей идеей позволить человечку только вчера сеющему за руль гонять на такой скорости. (В ПДД, кстати, есть пункт — если стаж вождения менее 2 лет — не превышать скорость выше 70).
- Простота запуска. Ребёнку может быть непросто удерживать байк, зажимать тормоз, не трогать газ и при этом ещё раскачивать ногой лапку кик-стартёра. Основной вариант запуска, применяемый на питах — кнопка стартера на панели приборов. На кроссовом можно снять аккумулятор, облегчив вес и завести его ногой.
Большинство питбайков оснащается электро-стартером.
- С точки зрения поверхности передвижения питбайк универсален. На нём можно рассекать и на асфальтированной детской площадке и на заросшей травой поляне в парке/лесу. Лёгкое бездорожье тоже не станет преградой. По асфальту конечно лучше сменить резину с грязевой на дорожную, иначе быстро сотрётся и придёт в негодность.
- Скорость серьёзного кроссового мотоцикла, например флагмана Yamaxa — R1 лежит далеко за отметкой в 200 км. Нужна ли скорость в двести км ребёнку — решать только родителям.
Обзор самых интересных моделей для детей от 12 до 14 лет
Рождение мотоциклиста. А быть может знаменитого спортсмена в спорте мотокросса.
Кроме моделей китайского производства рынок предлагает японские и немецкие версии. В линейках производителей есть версии как для младшей возрастной категории, так и для детей 12–14 лет. Выпуск новых моделей продолжается, а их начинке может позавидовать иной мотоциклист.
Здесь есть и:
- дисковые тормоза;
- хорошие амортизаторы на обоих колёсах;
- мощный двигатель позволяющий этому средству резво рассекать тротуары.
Езда на заднем колесе (вилли) в исполнении ребёнка.
Список новых и обновлённых опций постоянно растёт. Как правило, модели новые, имеют гарантию и год—три сервисного обслуживания.
BSE EVO 110
Среди китайских питбайков можно выделить два производителя, техника которых имеет оптимальное соотнесение цены и качества.
Для совсем юных подростков эта модель великовата.
Первый — BSE. Так как концерн выпускает не только детскую продукцию — версии для детей имеют в названии слово Kids (младшая возрастная категория) или Evo (для детей от 10 лет).
Размерность резины 12/10. На наш взгляд эта модель самая оптимальная по цене и качеству.
В 2016 году для детей старшего возраста китайцы предложили модель BSE EVO 110. Кроме объёма движка в 110 кубиков машинка может похвастаться:
- 4-скоростной КПП (n-1-2-3-4),
- максимальной мощностью в 6.9 л.с,
Ставшая классической компоновка. Именно так выглядят двигатели на всех современных питбайках.
- дисковыми тормозами (диаметры 190 мм),
- топливным баком на 3,5 л.
Роль передней подвески играет телескопическая вилка, сзади маятник на моноамортизаторе.
В зависимости от комплектации модель выглядит как настоящий ЭНДУРО-мотоцикл и способна развивать скорость до 100 км/час. По мнению разработчиков — это игрушка, но покупая её, они же рекомендуют озаботится приобретением как минимум мотошлема, а максимум — полного экипа.
Коробка передач и цепь привода колеса.
Вид сбоку.
Вид спереди
Заднее колесо, размерность 10.
Цена байка зависит от магазина и может различаться на несколько порядков от 40 000 до 55 000 рублей.
KAYO MINI LF 110 E 12/10
Цена нового — от 48 000 рублей. Рост до 145 см.
KAYO MINI LF 110 E. Размерность колёс 12/10. Версия на фото полуавтоматическая коробка передач.
Ещё один представитель поднебесной, на технику которого стоит обратить внимание. Если у первого представителя порой сложно понять, что перед тобой — детский или стандартный питбайк, то разработчики этого бренда разделили свои модели на несколько категорий.
Это взрослый аналог. Kayo — это легенда среди китайских ПИТбайков, но сейчас говорят, что качество упало. На фото KAYO CLASSIC 125 кубов и его владелец (Я).
От Mini с мотором 50–110 кубов до стандарта — 170 кубиков.
Первую разработчики позиционируют для начинающих райдеров, однако набор возможностей, которые она предоставляет пилоту заинтересует как самых маленьких так и гонщиков постарше.
Начинающий райдер. Помните, что мотоспорт вещь очень опасная!
- 110-кубовый мотор способен развить мощность до 8 л. с.
- Полуавтоматическая коробка передач на 4 скорости позволит научится использовать возможности двигателя в самых разных условиях.
- Электро-стартёр и электронное зажигание позволят юному райдеру стартовать без посторонней помощи.
- Телескопическая вилка с величиной рабочего хода в 500 мм позволит реализовать самые смелые фантазии.
- Дисковые тормоза и успокоитель цепи обеспечат безопасность и быструю остановку.
- Топливный бак размером 3 л позволит реже заправляться, а 4-тактный мотор, сохранить чистый воздух (норма Евро-3).
KAYO mini LF 110 e 12/10
Вид сбоку.
Другой ракурс. В другой раскраске пластика.
Развиваемая скорость достаточна для того, чтоб задуматься об экипировке, а единая система маркировки продукции не составит проблем при выборе байка для ребёнка.
PS-Sport zx50r
Малоизвестный российскому потребителю германский концерн Nitro Mors также готов порадовать юного райдера.
Модель PS-Sport ZX50r повторяет очертания настоящего гоночного байка, но при этом собрана с учётом потребностей ребёнка.
- Двигатель мощностью 4 лошади способен развить скорость до 70 км.
- Переработанные дисковые гидравлические тормоза имеют 2-поршневой саппорт для надёжной остановки. Стальная рама. Хорошие амортизаторы (сзади удвоенный).
- Позаботились и о возможности обучения.
- Переключение одной кнопки блокирует скорость до 20 км.
- К сожалению, стремясь к полной спортивности разработчики предоставили возможность запуска только посредством кик-стартёра. Наставникам придётся объяснить как он действует.
Модель, имея двигатель в 49 кубов способна обставить китайские версии на 110 и более кубиков.
Honda CRF50
Эта модель подходит для полноценных тренировок на треке. Не совсем питбайк, но ещё и не мотоцикл.
Этого японца не отнесёшь к питбайкам в классическом понимании, но за 10 лет производства этого мотоцикла, разработчики создали максимально удобную для начинающего райдера модель. Коробка на три скорости имеет три варианта настройки.
Стандартный, как на мотоцикле, полуавтоматический, а также фиксированный. Если первый будет удобен для более старших гонщиков, последний рассчитан на тех, кто даже пока не представляет как это переключается. В настройках модели можно зафиксировать любую скорость, и отрегулировать заслонку дросселя на определённую мощность.
Ребёнок осваивает Хонду.
Когда ребёнок более освоится — можно применить второй вариант, полуавтомат. Такой тип позволит познакомиться с коробкой, получить начальные азы и разобраться в принципе её действия.
Для подвески разработчик применили вилку-перевертыш + одинарный задний амортизатор на маятнике.
Интересно что Honda приглянулась больше девочкам. По их мнению — «лучший мотоцикл для обучения, правда чувствительность тормозов такая, что я боялась вылететь через руль, поэтому передний буду осваивать отдельно».
- Мотор в 50 кубиков развивает мощность в 3 л. с.
- Электронная система зажигания.
- На обоих осях барабанные тормоза диаметром 80 мм.
- КПП 3 ступенчатая.
- Кроме тормозов к минусам относят также необходимость заводить мотор только кик-стартёром.
- «Хоть весит он всего 50 кг, но удержать его, открыть дроссель и при этом запускать ногой не всем по силам».
Honda CRF50 вид сбоку.
На подъёмнике.
На подставке-подъёмнике.
Ребёнок месит грязь.
Подросток на питбайке Honda CRF50.
К удивлению разработчиков этот детский мотоцикл покупают не в 12–14 лет, как прогнозировалось, а уже с 8. В то же время они отмечают, что новый мотор практически неубиваемый, поэтому их машинка прослужит не только 8 лет (до 16), а и много-много больше.
По традиции питбайков пластиковый бензобак вмещает 3.5 л.
Что выбрать взрослому?
Ответ на этот вопрос знает только сам взрослый. В предисловии уже приводились примеры — для дальняков берут туриста, для леса — ендуро, для поездок на работу… На видео ниже, дядя в 32 года впервые сел на мотоцикл, и это был ПИТБАЙК!
Но при выборе следует помнить несколько правил:
- Что питы, что кросачи в городских условиях запрещены. Поехать в сельский магазин можно, если не ехать мимо дачи прокурора.
- Благодаря развитию этого класса на питбайках тоже устраивают соревнования, мотокроссы, заезды. Так что гонщикам совершенно не обязательно покупать кроссовый.
- Есть желание устраивать трюки на мотоциклах? Для тренировок больше подойдёт питбайк. Он легче, пластик можно снять, и ронять дешёвый мотоцикл морально проще!
- Если мототехника только открыта пользователем — также лучше начать с пита.
- И последнее. У питбайков есть один, серьёзный недостаток. Так как подвеска разрабатывалась всё-таки под мини-мотоцикл, вес пилота не должен превышать 80 кг. Этот параметр может быть не указан в прайсах, но при желании использовать питбайк больше одного сезона — нужно обязательно прояснить вопрос у продавца техники. Именно поэтому рекомендуется питы брать новыми. Для сравнения цены на задний амортизатор начинаются от 3000 рублей, именно на него идёт самая большая нагрузка. Потом страдают опорные подшипники.
Какой бензин заливать в питбайк
Этот вопрос освещается обычно в инструкции, когда покупатель собрался купить питбайк. Производители рекомендуют использовать бензин не ниже АИ-92. Однако более детально определять марку бензина нужно исходя из параметров степени сжатия. В питбайках с объемом двигателя до 140 см3 92-й бензин будет в самый раз. А вот для моторов свыше этого объема рекомендуется использовать А95. В некоторых моделях с большим объемом двигателя лучше использовать бензин марки А98. Обычно этот бензин подходит для питбайков, степень сжатия у которых выше 11,0.
Отзывы владельцев питбайков в большинстве случаев говорят о том, что универсальным выбором является А92, так как при использовании 95-й или 98-й марки бензина двигатель начинает работать с посторонними шумами и рывками. Однако именно эти марки топлива с присадками гораздо эффективнее справляются с очисткой клапанов и топливной системы.