Покупка мотоцикла – радостное событие для будущего байкера. Но ему стоит задуматься и о своей защите и экипировке. Шлем – первостепенная часть мотоциклетной экипировки, и к его покупке стоит подойти ответственно.
Бывает, что у мотоциклиста разбегаются глаза от представленного ассортимента в магазинах, и он запутался, какой «гермак» ему нужен. В статье мы дадим ряд советов по выбору, которые точно пригодятся. Приступим!
Определяемся с типом
Мотошлемы разделяются на пять основных групп:
- интеграл («фуллфейс»). Самый популярный тип, который выбирают и обычные мотоциклисты, и завсегдатаи скоростных гонок. Он представляет собой цельнолитую конфигурацию, полностью защищающую голову пилота, с визором. Каждый бренд экипировки выпускает интегралы в различной ценовой категории. В наличии и дополнительные опции: вентиляция, накладка для щёк, дефлекторы дыхания. Идеален для дорожников (CB 400, Bandit 250) и спортов (Yamaha R6, Honda CBR 954rr).
- модуляр («трансформер»). Тот тип, где забрало — визор и подбородочная часть — поднимается вверх. Его берут путешественники на мотоциклах, ввиду удобств: можно вести разговор, утолить жажду и т.д. Минусами являются увеличенный вес и слабая шумоизоляция. Защитные свойства достаточно высоки. Подойдут для мототуристов (BMW R1200GS Adventure, KTM 1190 Adventure Honda NC750X)
- открытый («3/4»). Представляет собой обычный мотошлем с большим визором или козырьком, но без забрала. Обладает сниженным уровнем безопасности, о чём предупреждают производители изделия. Челюсть в нём при падении пострадает первая. Его покупают водители макси-скутеров (Yamaha Majesty250, BMW C 650 GT), обычных скутеров и мопедов (Suzuki Sepia 50, Honda Dio 50)
- половинка («орех» или «каска»). Закрывает только верхнюю часть головы, оставляя всё лицо и челюсть открытыми. Обладает низкими защитными функциями, поскольку не полностью защищает от последствий удара. Несмотря на имеющееся крепление, при аварии он зачастую слетает или скатывается набок. В поездке не защитит лицо от летящего гравия, пыли, песка или насекомых. Бывает, байкеры дополняют «орех» широкими очками на плотной резинке. Эту модель присматривают чопперисты, поскольку она подходит внешне к классу мотоцикла (Shadow 400, Yamaha XVS 650, VTX 1800)
- мотокросс. Выбор всякого поклонника внедорожного транспорта: от квадроциклов до кроссовиков. Отличительные особенности: вытянутый вперёд козырек, защищающий от грязи, брызг и веток деревьев, и выдающаяся челюсть. Окраска — яркая и заметная. Также у мотокроссовых шлемов улучшенная система вентиляции, обеспечивающая хороший приток воздуха. Идеален для тандема с мотоциклом класса эндуро (Suzuki Djebel 200, KTM 500 XC-W, Yamaha TT-R 250).
Рейтинг лучших шлемов для мотоциклов, скутеров и квадроциклов
AGV Pista Gp R Agv Glossy Carbon
Данный шлем является полностью профессиональным оборудованием, т. к. в его разработке принимал участие неоднократный победитель мотогонок. Тестирование также прошло все необходимые процедуры при активном содействии участников соревновательных заездов.
Экипировка полностью закрытая, однако байкер оценит полный угол обзора и хорошую видимость. При этом сохраняется защита костей черепа байкера даже в самых экстремальных ситуациях. Экипировка плотно и надежно крепится на голове, сохраняя полную свободу движений и не пережимая кровоток. Изготовитель щепетильно подошел к проблеме безопасности, для этого была разработана специальная технология, аналогов которой пока нет. Суть данной технологии сводится к грамотному распределению силы удара при падении.
AGV Pista Gp R Agv Glossy Carbon
Достоинства:
- ответственный подход к разработке и изготовлению товара;
- стильный дизайн;
- множество положительных отзывов;
- широкое поле зрения;
- качественная и надежная конструкция.
Недостатки:
- высокая цена.
Средняя стоимость – 75 000 российских рублей.
ARAI QV-PRO GoldWing
Такое оборудование станет незаменимым помощником байкера, предпочитающего езду по дорогам города. Прототипом модели является известный спортивный вариант шлема, благодаря этому сходству продукт пользуется большой популярностью у поклонников гонок.
Ведущей особенностью конструкции является система вентиляции. Она включает в себя тщательно продуманные каналы и воздухозаборники. Чтобы отрегулировать уровень циркуляции воздуха байкеру не придется прилагать особых усилий и снимать защитные перчатки. Большим плюсом станет стекло, которое не позволяет ослепить пользователя яркими солнечными лучами, также сохраняется широкое поле для обзора.
ARAI QV-PRO GoldWing
Достоинства:
- качественная конструкция;
- высокий уровень безопасности;
- защита от яркого света;
- удобная вентиляция.
Недостатки:
- хрупкость дополнительных элементов;
- сложно заменить стекло.
Средняя стоимость – 37 000 российских рублей.
SHOEI GT-Air WANDERER2
Если Вы ищете максимально комфортную модель, этот товар Вас точно заинтересует. Внутренняя подкладка гарантирует удобство использования, защита от яркого солнечного света защитит сетчатку глаз. Кроме того, имеется отличная вентиляция, что по достоинству оценят байкеры, много времени проводящие в поездках.
Экипировка многофункциональна, ее можно использовать на повседневной основе, а можно смело надевать на экстремальные гонки. Товар сертифицирован, он полностью соответствует всем международным требованиям. Особое внимание стоит уделить корпусу, изготовленному по особой системе. Данная технология включает в себя сочетание углеродных волокон. Благодаря этому, Вы получаете прочную и удароустойчивую конструкцию. Также экипировку легко снять при необходимости.
SHOEI GT-Air WANDERER2
Достоинства:
- удобство и надежность;
- высокое качество при приемлемой цене;
- безопасность;
- отличная вентиляция.
Недостатки:
- большой вес.
Средняя стоимость – 31 000 российских рублей.
Shoei Neotec II
Данный товар идеален для туристических поездок на скутере без опасных и крутых виражей. Шлем относится к типу «модуляр».
Данный продукт является переработанным вариантом предыдущей версии, пользователи уже по достоинству оценили все изменения. Так что же поменялось в товаре? Во-первых, звукоизоляция ввиду аэродинамической конструкции шлема. Теперь байкер будет чувствовать себя максимально комфортно на высоких скоростях. Во-вторых, регулировка ремешков безопасности также претерпела изменения в лучшую сторону. А еще Вы сможете забыть о сильном давлении на уши при перегрузках, производитель побеспокоился и об этой проблеме. Внутрь шлема встроена особая гарнитура для предупреждения давления. Корпус продукта прочный, он способен посоревноваться в надежности с более дорогими и оснащенными моделями. Стекло способно опускаться при необходимости, имеется тонировка для защиты от яркого солнца.
Shoei Neotec II
Достоинства:
- шумоподавление;
- гарнитура, защищающая уши от давления;
- прочный корпус;
- надежные фиксаторы.
Недостатки:
- сложно заменять элементы и детали.
Средняя стоимость – 40 000 российских рублей.
Shark Evo-One 2
Комбинированный товар, способный превратится из полностью закрытого шлема в открытый и облегченный вариант. Эта особенность доступна благодаря тому, передняя часть товара сдвигается назад, а не вверх. Такая конструкция, конечно, является плюсом, но все же имеет некие неудобства, поэтому закрытый вариант пользуется большей популярностью.
Материал изготовления – термопластик. Именно поэтому модель весит немного и не сильно ударяет по кошельку. Однако прочность корпуса значительно ниже, что делает шлем непригодным для опасных гонок с рискованными трюками. Стекло изготовлено с учетом защиты глаз от яркого света, кроме того, сохранен полный угол обзора.
Shark Evo-One 2
Достоинства:
- удобство эксплуатации;
- невысокая цена;
- небольшой вес;
- обтекаемая форма.
Недостатки:
- неразнообразный размерный ряд;
- хрупкий корпус.
Средняя стоимость – 25 000 российских рублей.
HJC IS-MAX II
Стильный шлем выполнен из прочных материалов, однако его вес является значительным минусом – длительные поездки могут причинить дискомфорт Вашей шее. Вентиляция также несколько специфичная: для кого-то ее может быть недостаточно, а некоторым байкерам вполне комфортно при долгих заездах. Солнцезащита отработана качественно, стекло легко сдвигается и не препятствует углу обзора.
HJC IS-MAX II
Достоинства:
- прочный корпус;
- удобная конструкция;
- стильный дизайн.
Недостатки:
- особенности вентиляции;
- некоторые элементы отличаются повышенной хрупкостью;
- большой вес.
Средняя стоимость – 11 000 российских рублей.
FoxRacing V3 Preest LE
Если Вы ищете товар, предназначенный для гонок, такая модель должна Вам подойти. Конструкция прочная, сборка качественная, поклонников у бренда-производителя достаточно, среди них имеются профессиональные байкеры и гонщики.
Корпус изготовлен из материалов, устойчивых к ударам и падениям, при этом образование трещин минимальное. Внутренняя часть товара также разработана с учетом возможности опасных травм. Вентиляция предусмотрена, она удобна в эксплуатации и позволяет эффективно циркулировать воздушным массам. Поле зрения достаточно широко, а небольшой вес товара убережет спину, шею и позвоночник пользователя.
FoxRacing V3 Preest LE
Достоинства:
- приемлемая цена;
- небольшой вес;
- прочность и надежность;
- регуляция дополнительных элементов;
- вентиляция.
Недостатки:
- хрупкость дополнительных элементов.
Средняя стоимость – 25 000 российских рублей.
Из каких материалов?
Это важная конструктивная особенность, влияющая на прочность этой части экипа и стоимость. Существует две основных группы материалов: композитные и термопластик. В композитные экземпляры добавляют карбон, что обеспечивает меньший вес и повышенную ударопрочность. Покрытие изготавливают отдельно или послойно из стеклоткани, углеволокна и кевлара. «Гермак» из термпопластика менее прочен и устойчив к деформации, его вес на 300 грамм больше, чем композитный, а стоимость существенно ниже. Но не стоит гнаться за низкой ценой. Если мотошлем из термопластика не цельнолитный, то разломаться он может быстрее. Помните, что чем меньше вес изделия, тем меньше воздействия на верхний отдел позвоночника при ударе при аварии. Тяжелый «гермак» из термопластика будет неудобен в затянувшейся поездке или в туристическом прохвате. Опытные байкеры знают — потраченные деньги на шлем из композитного материала полностью оправдывают себя.
Проверяем посадку
- Смотрим на щёки. Правильное плотное прилегание щёчных подушек слегка сделает из вас «хомячка». Если такой эффект не замечен, скорее всего нужен меньший размер.
- Пробуем провернуть. Если это сделать удаётся – шлем велик.
- Носим полчаса. За это время вы почувствуете, ваш это вариант или нет. Нормальным будет плотное прилегание, но если вам захочется быстрее от него избавиться, поменяйте размер. Главные точки дискомфорта – лоб, виски. Если при снятии на лбу вы заметили красную «борозду», возможно, модель не соответствует форме головы.
- Радуемся покупке и едем кататься. Конечно, находиться в любом шлеме не так удобно, как без него. Но если выбор сделан правильно, после «обкатки» он станет для вас «родным».
В заключение можно добавить, что шлем – одноразовый продукт. Он теряет свою эффективность, если хоть раз «отработал» и перенёс серьёзный удар.
Не берите шлем «на все случаи жизни», они совершенно не зря делятся на типы. Даже универсальный его представитель не будет хорош в разных условиях.
Не торопитесь, не экономьте на себе и своём пассажире. Ведь вы выбираете элемент экипировки, который может сохранить жизнь.
Приобретаем по размеру!
Неправильно выбранный экип сводит всю защиту от экипировки к нулю. Слишком свободный экземпляр обеспечивает должную фиксацию и может сместить положение при ударе. Чересчур узкий — неудобен и будет давить.
Первым шагом будет измерение окружности головы по уровню выше уха сантиметровой лентой. Каждый более-менее известный производитель мотошлемов имеет в активе таблицу размерной сетки. Отметим: значения в таблице у каждой фирмы разные, они не совпадают.
к примеру размернаясетка компании icon:
Не стоит торопиться идти к кассе и оплачивать покупку. Спокойно оденьте мотошлем, и побудьте в нём минут 5-10, повертите головой, наклоняйте её в разные стороны, вверх и вниз. Прыгните на месте несколько раз, чтобы убедиться, что покупка не слетает и не меняет положения. Он не должен сильно давить и причинять болезненные ощущения, внутренняя подкладка должна мягко облегать лицо. Посмотрите, широк ли обзор, хорошо ли видны предметы сбоку. Выбирая между двумя экземплярами разного размера, берите меньший по размеру.
Как определить и выбрать размер шлема
Если размер шлема выбран верно, он обязан сидеть как влитый, не вызывая негативных чувств. Первое ощущение от нового шлема — он мал. Но подождите несколько минут, за это время гибкая набивка примет форму вашей головы. Если шлем шатается при острых поворотах, кивках головой или опрокидывается при распахнутом ремешке — он велик. При езде в таком шлеме будет надоедать шум ветра, будет поддувать, а в случае аварии он может просто сорваться с головы.
Размер шлема часто соответствует размеру шапки. Если вы не знаете своего размера, измерьте периметр головы по наибольшему «разрезу» — над бровями и ушами. Может быть, потребуется сделать несколько замеров, пока не обнаружится максимальный. К сожалению, у множества изготовителей свои суждения по поводу размера головы. К примеру, носящему головной убор 59-го размера в самый раз будет шлем 62-го. Еще не стоит ориентироваться на обозначения типа «М», «XL». А еще шлемы могут быть различной глубины, так что без примерки все равно не обойтись.
Когда шлем подобран, отрегулируйте длину ремешка. И всегда застегивайте шлем, иначе все дискуссии о безопасности останутся только дискуссиями. Большая часть производителей шлемов советуют при обычной эксплуатации заменять шлем каждые 2 … 4 года (больший срок касается изделий из стеклопластика). Если вы обнаружите какие-нибудь повреждения шлема, то сделайте это раньше. Кроме того, все шлемы рассчитаны только на одну аварию — затем их необходимо сменить, но некторые мотолюбители производят ремонт шлемов.
Визор – окно на дорогу
Приобретая модель с визором, эту деталь необходимо подвергнуть осмотру. Его наличие – залог комфорта, но менять его требуется вовремя, в противном случае сколы и царапины будут мешать обзору и искажать картину ситуации на дороге. Производители шлемов предлагают сменные визоры к продаже. Есть также стекла с различной обработкой: противотуманные, с защитой от влаги, от сколов и царапин. Извечный вопрос – обычный визор или тонированный? Тонированный выручит пилота во время езды в солнечный день, когда нет солнцезащитных очков. Но после сумерек он не обеспечит должную видимость на трассе. Логичнее приобрести оба варианта и менять их в зависимости от ситуации.
Шлемы для мототуризма — большой обзор от РМТ
Для мотопутешественников очень важны вопросы безопасности и комфорта в дальней дороге, поэтому мы хотим рассказать о таком важном элементе защиты, как шлем.
Мотошлем — это та часть экипировки, которую мы используем каждый раз, садясь на мотоцикл. Голова — самая важная часть нашего тела и выбор комфортного и надёжного шлема требует особого отношения.
Первое, с чего стоит начать – нет идеального решения, так как многое зависит от страны, традиций, климатических условий, рынка, достатка и многих других факторов. Например, в Азии или Калифорнии, где климат теплый, очень популярны шлемы типа Braincap или 3/4, а в центральной или северной Европе с более прохладным климатом и большими скоростями на автобанах – максимально защищающие интегралы, но обо всём по порядку.
Часть первая: типы мотошлемов
Открытый шлем, он же Half Helmet, Open Helmet или «Половинка». Самые простые и наименее безопасные шлемы, однако, весьма популярные в Азии и среди чопперистов, как раз там, где не подразумеваются высокие скорости и предполагается скорее неспешная езда в жарком климате по городам или локальным дорогам.
Они дешёвые, лёгкие, простые, а в случае поклонников американского типа круизёров – стильные. Безопасность у котелков весьма условная, хотя на «велосипедной» скорости могут спасти от травм головы, к тому же решают вопрос с законом.
Так же за счёт компактности такой шлем можно поместить почти в любую сумку или кофр и выдать пассажиру, в случае необходимости кого-то подвезти. Также такой шлем может быть полезен на обучающей площадке, когда скорости минимальны и нужно хорошо слышать инструктора.
Шлем 3/4, он же Jet или Open Face — уже является более безопасными и к этому типу как раз относятся классические советские мотошлемы. Они защищают всю голову кроме лицевой части.
К их плюсам можно отнести отличную обзорность и вентилируемость, они достаточно лёгкие, часто имею встроенные солнечнозащитные очки, да и в простых очках в них, как правило, удобно.
Сейчас разные производители выпускают комбинированные варианты – с отстёгивающейся «челюстью», что немного, но добавляет защиты и делает езду более комфортной при прохладной погоде. Такие вариации называю Трансформерами или Crossover. В принципе, к этой категории можно отнести и модели шлемов, у которых «челюсть» откидывается на затылок, превращая его в Open Face.
Интеграл или Full Face — считаются самыми защищающими шлемами, естественно в зависимости от качества, продуманности конструкции и используемых материалов. Конструкция шлема отличается единой компоновкой головной и челюстной частей. Это, наверное, самый популярный тип шлемов у мотоциклистов (не путать со скутеристами в Азии), что возникло на волне популярности спортбайков.
Существует огромное количество моделей интегральных шлемов с использованием различных материалов, форм, типов воздухозаборников и прочих особенностей. Существуют очень лёгкие модели из композитных материалов, с системами подкачки для плотного прилегания внутренней обивки, со специальными гипераллергенными материалами и другими особенностями.
Хорошо продуманный и изготовленный шлем такого типа реально защищает всю голову и лицо и является самым безопасным из всех типов мотоциклетных шлемов. Впрочем, определённые минусы у этой конструкции тоже можно отметить: в таком шлеме нельзя пить или есть, сложно разговаривать с окружающими и у него, как правило, но не всегда, меньше обзорность. Ещё можно отметить, что в жаркую погоду и на маленьких скоростях в нём может быть жарко и душно.
Модуляр или Flip-up — некий промежуточный вариант между интегралом и шлемом 3/4. Его особенностью является челюстная часть на шарнире, которую вместе с визором можно поднять вверх. В закрытом же состоянии он близок к интегральному шлему — имеет полную защиту головы и лицевой части.
У этого типа шлемов также есть свои плюсы и минусы. К плюсам можно отнести удобство при коротких остановках, когда подняв «челюсть» очень удобно пообщаться, попить воды или что-то быстро перекусить. Не снимая шлем удобно зайти на кассу заправки или сбегать «в кусты». К недостаткам же можно отнести меньшую безопасность, так как шарнирное соединение уступает интегралу на удароустойчивость. Также такие шлемы имеют больший вес и большую шумность.
Кроссовые и эндуро шлемы. Это категория шлемов, как и следует из названия, для езды вне дорог общего пользования на кроссовых и эндуро-мотоциклах. По сути, это те же интегралы, но как правило, с удлинённой подбородочной частью, с козырьком и отсутствием визора, так как при езде по кроссовым или эндуро-трассам используются специальные маски.
Впрочем, сейчас на рынке присутствуют модели оснащённые быстросъёмным визором, которые можно отстегнуть и надеть маску — в зависимости от условий езды и такие шлемы называют Dual Sport или шлемы двойного назначения. Эти шлемы крепкие и надёжные, но плохо приспособлены для высоких скоростей.
Часть вторая: шлемы для мотопутешествий, выбор и особенности
В предыдущей части мы рассказали о том, какие типы шлемов бывают, в этой расскажем о наиболее подходящих шлемах для мотопутешествий и их особенностях.
По нашим личным наблюдениям, самый распространённый тип шлемов у мотопутешественников, это Модуляр/Flip-up, мы постоянно видим их в своих путешествиях у «коллег», в отчётах, в статьях о путешествиях в мотожурналах и конечно, сами ездим именно в таких шлемах.
Идеальных вещей не бывает, но данная конструкция даёт компромисс между защитными свойствами, комфортом и удобством. Очень часто туристические модуляры снабжаются солнечнозащитным выдвижным визором и козырьком, что очень выручает при езде в условиях слепящего солнца.
В таком шлеме, подняв «челюсть», можно поговорить, попить воды, быстро перекусить или справить иные надобности, поскольку обзор или наклон головы вниз практически не ограничены.
У многих туристических мотоциклов стоит хорошая ветрозащита, поэтому шумность не так критична, а с открытым визором лицо хорошо обдувается, что тоже важно при поездках в жарком климате.
Конечно, такой шлем может проиграть хорошему интегралу при падении на скорости или столкновении, но всё же, туристический мотоцикл – это не спортбайк, а возраст и дорожный опыт у мототуристов, как правило, выше, нежели у любителей полихачить по городу.
Второй по популярности тип шлемов — классические интегралы, которые тоже делятся на спортивные, дорожные и туристические модели. Они популярны у тех, кто ездит на мощных турингах и где скорости часто превышают 150 кмч. Или у тех, кто не приемлет компромиссы в вопросах безопасности и готов пожертвовать некоторыми удобствами ради неё. Также интегралы легче, они менее шумные и имеют большое разнообразие моделей, что для многих тоже немаловажно!
И третий тип шлемов, которые любят мотопутешественники – это эндуро-шлемы, особенно версия со съёмным визором.
Такие шлемы часто можно увидеть у тех, кто едет в труднодоступные места с большим количеством офф-роуда. Они достаточно лёгкие, с высокой степенью безопасности, с хорошей обзорностью, с защитным козырьком — как раз то, что и нужно за пределами асфальта.
Теперь об особенностях шлемов и на что стоит обратить внимание при выборе.
1. Форма скорлупы
Наши головы имеют различные формы и размеры, и они могут значительно различаться. И если с размерами всё проще — в линейках, как правило, есть шлемы от XS до XXL, то с формой всё сложнее.
Насколько нам известно, только фирма Arai выпускает линейки шлемов под различные формы голов, все остальные специализируются на какой-то определённой. И, соответственно, выбирать в первую очередь приходится именно по этому параметру.
Если вам не подошёл Shubert, то возможно подойдёт Shoei или AGV. И наоборот, кому-то идеально садится Shubert и ничто больше.
2. Размеры
Шлем не должен сильно жать и тем более болтаться. Он должен плотно сидеть на голове, не вызывая дискомфорта и не оказывая сильного давления на те или иные части головы. Но надо учитывать, что обивка шлема разнашивается, немного уседает и новый шлем должен быть чуть-чуть сдавливающим, хотя это достаточно субъективный параметр.
Часто рекомендуют в магазине одеть шлем и походить в нём 15-20 минут, чтобы понять, насколько он подходит к вашей голове, не будет ли она испытывать дискомфорт или давления, например, на затылочную часть.
3. Фиксация
В мотошлемах используются три основных типа фиксации подбородочного ремешка.
Первый – застёжка быстрой фиксации, применяемая на скутерных или совсем дешёвых азиатских шлемах. Она не является надёжной и смысла её рассматривать нет.
Второй – D-Ring, очень старый и проверенный тип застёжки и его можно назвать самым надёжным, так как в нём нет механических частей. Но при этом он и самый неудобный, так как застегнуть такой шлем в перчатках очень сложно и в целом, манипуляции с ним занимают время.
Третий – микрометрическая фиксация, которая является и достаточно надёжной, и удобной и большинство брендовых шлемов выпускаются с такой системой. Ещё большой её плюс, что можно быстро отрегулировать степень затяжки ремня, пусть и в относительно небольшом диапазоне.
Выбор фиксации – личное дело, мы сторонники микрометрической фиксации.
4. Визор, солнцезащитные очки и козырёк
Визор – очень важная часть шлема, так как через него мы смотрим с седла мотоцикла и обязаны всё видеть чётко и ясно. Визор не должен иметь оптических искажений, влияющих на ваше восприятие, он должен быть устойчив к затиранию и царапинам, и мы настоятельно рекомендуем выбирать шлем, оснащённый системой Pinlock. Это прозрачная вставка на внутреннюю часть визора с силиконовой прокладкой, делающая из него незапотевающий стеклопакет, что очень сильно выручает в холодную и дождливую погоду и напрямую обеспечивает вашу безопасность.
Ещё мы предпочитаем только прозрачные визоры, так как различные «зеркальные» напыления в тёмное время снижают видимость и могут давать паразитные отражения от фонарей и встречных фар.
Солнцезащитный выдвигаемый визор очень удобная вещь для путешествий. Он выручает при ярком солнце, а в жаркую погоду позволяет открыть основной визор и при этом защитить глаза, как от солнца, так и от насекомых, пыли или брызг. При этом быстро выдвигается/задвигается и не давит дужками на виски.
Козырёк – основной атрибут кроссовых шлемов, перекочевавший и на некоторые туристические модели. При хорошей ветрозащите он не доставляет неудобств даже на скорости, но сильно выручает при езде строго на низкостоящее солнце, где не выручает солнцезащитный визор или тёмные очки.
Можно наклонить голову так, чтобы козырёк перекрыл солнце и тогда пусть и не очень удобно, но можно ехать, не будучи ослеплённым. И вторая важная особенность козырька в путешествиях – если вы уроните шлем со стола или с сиденья мотоцикла или просто выроните из руки – вы можете сломать козырёк, но сам визор останется целым!
Найти визор на свой шлем вы не найдете нигде, кроме Москвы и некоторых других больших городов, и то не факт, что он будет в наличии, а не под заказ. А ехать в шлеме, где посередине поля вашей видимости будут заметные царапины – очень некомфортно и небезопасно.
5. Материалы.
Любой качественный и сертифицированный шлем будет выполнять свои функции и материалы относятся скорее к степени комфорта того или иного шлема. Поликарбонат, стеклопластик или углепластик в качестве внешней скорлупы – это вес. Внутренняя обивка – тактильные ощущения и удобство. Вентиляция – комфорт в жарком климате.
Можно ещё отметить варианты со встраиваемыми гарнитурами, отсеки внутри под динамики и прочие мелочи, но это уже не самое важное в шлеме, а скорее приятные дополнения.
Часть третья: Производители и модели туристических шлемов
Сейчас производителей шлемов существует большое множество и все их перечислять нет смысла, мы лишь отметим наиболее известные и зарекомендовавшие себя, разбив их на три группы.
1. Верхний ценовой сегмент, топовые шлема:
- Shubert — E1, C3, C4
- AGV — AX-8, AX-9
- Arai — Tour-X 4, QV-Pro
- Shoei — Hornet Adv, GT-Air II, Neotec II
- Klim — Krios
- Touratech — Aventuro
- BMW — GS, Motorrad System 7
2. Средний сегмент:
- Scorpion — ADX-1, Exo-Tech, Exo-920
- Airoh — Commander
- HJC — i-90, RPHA-90, C-70
- Nexx — X-Vilijord, X.Wed
- Nolan — N100, N40-5
- Caberg — Tourmax, Horus Scout
- Bell — MX9 Adventure MIPS, Revolver EVO
- Shark — EVO ES, Evojet
- LS-2 — Valiant II
3. Эконом-вариант
- LS-2 — Metro Evo
- THH — T797
- Bogotto — V331
- O`Neal — Sierra II
- GMax — GM54S
- Fly — Trekker
Шлем желательно выбирать из известных и зарекомендовавших себя производителей. Должна быть европейская сертификация ECE 22.05 или американская DOT (является устаревшей).
Так же существуют необязательные сертификации SNELL и SHARP, которые могут в своих рейтингах показать сильные и слабые стороны различных моделей.
Стоит отметить, что сейчас даже бюджетные модели вполне отвечают требованиям безопасности, а экономия достигается за счёт более простой конструкции и качества материалов, что сказывается на весе и эргономике.
Советовать какой-то конкретный шлем или бренд не будем, он все хороши в своих классах, смотрите шлема в живую, пробуйте, мерьте, покупайте что больше подходит именно вам.
Вопросы, комментарии, предложении пожелания пишите нам на [email protected]
До встречи на дорогах!
Цвет мотошлема. Матовый или глянцевый?
Многие мотоциклисты выбирают экип «в цвет» транспортного средства. Но яркие цвета более безопасны: пилот в таком «гермаке» будет заметен на дороге, даже через несколько рядов транспортного потока. Более светлые оттенки меньше аккумулируют солнечного тепла, что облегчает вождение в знойный день.
Что касается того, выбрать матовое покрытие или глянцевое, то это вопрос чисто эстетический. Отметим, что на матовой модели сильнее видны загрязнения, следы от пальцев и пыль.
4.Покупать шлем, как у друга/подруги
Шлем — индивидуальное средство защиты. Каждый мотоциклист выбирает шлем по своим анатомическим особенностям и предпочтениям. Друг/подруга выбирал шлем под себя, вот и вы выбирайте шлем, который подойдет именно вам.
Когда вы примеряете шлем другого человека, то не думаете, что за время носки подкладка поменяла форму головы владельца, а когда заказываете новый – удивляетесь, как плотно шлем сидит.
«Как не надо выбирать экипировку?»
Декоративные девайсы – нужны ли они?
Желание выделиться на дороге и в мотоциклетной тусовке толкает байкеров и пассажиров подумать о декоративных накладках на шлем: различные дреды (в стиле Хищника), яркие косички для девушек, кошачьи «ушки» и прочее. ПДД не запрещает такие «улучшайзинги», но с технической точки зрения они не безопасны. Дреды и косички могут зацепиться во время движения или при аварии. Кошачьи «ушки» при езде на определённой скорости начинают отклонять голову назад, что доставляет сильное неудобство хозяину. Да, порадовать себя такими новинками можно, но на тематических мероприятиях, а ездить на дорогах общего пользования в таких нежелательно.
Для чего нужен шлем
Одна из целей приобретения скутера — чувство независимости езды на открытом воздухе. В отличие от водителей автомашин, оцепленных железом и пластмассой, скутерист ощущает себя частью окружающего мира. Безусловно, временами это имеет и негативные стороны: когда холодно или идет дождь. Собственно для таких ситуаций и сотворена защитная экипировка. Также, высококачественная и безошибочно выбранная мотоодежда может спасти от травм при ДТП или, хотя бы снизить их тяжкость.
Для защиты головы предназначается шлем. Езда без шлема на скутере влечет за собою штраф в Украине и России. Кроме предохранительных функций, шлем защищает голову от ветра, осадков и пыли. Но эффектный шлем еще способен сотворить определенный имидж, наряду с одеждой и популярными девайсами!
Определяемся с фирмой.
На рынке мотоэкипировки представлено бессчётное количество производителей шлемов. Мы остановимся на самых известных из них. Объясним, почему стоит присмотреться к их продукции: они уже зарекомендовали себя среди мотоциклистов и они имеют соответствующий сертификат безопасности.
HJC. Достаточно бюджетная линейка, имеющая свой круг покупателей. Производство базируется в трёх странах: Вьетнаме, Корее и Китае. HJC славится неплохой аэродинамикой и вентиляцией. Выпускает все типы изделия.
Vega. Их производством занимается компания Ningbo HD Safety Products. Выбрать есть из чего: ряд представлен всеми типами мотошлемов. В некоторые экземпляры уже встраивается гарнитура Bluetooth.
Bell – продукция этой американской марки прочна и популярна. Она «засветились» на известных пилотах в мотоспорте и кроссовых соревнованиях. Модельный ряд богат выбором. Компания ориентирована на технические новинки, и в последние модели Bell встроен видеорегистратор.
AGV. «Гермаки» марки покорили мир технологичностью, аэродинамикой, лёгким весом и высокой прочностью. Они недешевы, но полностью оправдывают потраченные деньги. Эта итальянская линейка качественна и «начинкой», и внешним видом. Красивый, броский дизайн, узнаваемый логотип – в нём пилот всегда заметен.
Arai – японская фирма, выпускающая качественные и безопасные шлемы. В ней соблюдены необходимые стандарты безопасности продукции. Компания долго экспериментировала, выясняя, какая конфигурация обеспечит лучшее скольжение при падении. Arai – популярный выбор у любителей спортивных мотоциклов.
Shoei – знаменитая фирма мотошлемов и сменных визоров. Компания внедряет в производство передовые технологии, помня и про эстетику. Ряд представлен и кроссовыми моделями, и модулярами, и интегралами, и открытыми видами. Но всех их объединяет особенность от Shoei – утолщённое стекло визора. Линейка регулярно контролируется на краш-тестах.
Не забывайте главное правило: шлем – продукт одноразовый, и после серьезного падения он «отрабатывает» удар и дальше его использовать нежелательно. Дело в том, что вспененная подкладка, предназначенная для поглощения удара, после падения меняет конфигурацию и уже бесполезна.
Идеальный экземпляр должен быть комфортным, не причинять неудобств, быть аэродиномичным и шумоизолирующим, с хорошим обзором. Уточняйте, есть ли у мотошлема сертификат безопасности – гарант качества.
На выбор и покупку мотошлема может потребоваться время. Лучше не торопиться и выбрать тот экип, который сможет защитить от травм и сохранить жизнь.
Нюансы при выборе мотошлема
Чтобы быть уверенным в своей защите, нужно понимать, как выбрать мотошлем. Так как это важная часть экипировки, к процессу нужно отнестись ответственно, учитывая следующие нюансы:
- Состояние изделия
. Идеальный вариант – покупка нового шлема для мотоцикла. Но, если такая возможность отсутствует, следует внимательно оценить его состояние. На нем должны отсутствовать любые повреждения, в том числе царапины. А срок эксплуатации изделия не должен превышать 2 лет. - Вес
. Если стоит выбор между несколькими качественными мотошлемами, стоит остановиться на том, вес которого меньше. Тяжелые изделия не только некомфортные, но и способны травмировать шею мотоциклиста в случае ДТП. - Материал
. Существуют модели из карбона и пластика. Надежнее карбоновые модели. Несмотря на незначительный вес, они способны обеспечить максимальную защиту, так как этот материал более устойчив к различным повреждениям. - Вентиляция
. Этот параметр тоже имеет значение. Во время примерки оценить ее нельзя, но важно, чтобы такая функция была у понравившейся вещи. Каналы, обеспечивающие вентиляцию, размещены вокруг головы, визора и в центральной части шлема. В некоторых моделях она может быть регулируемой, что обеспечивает комфортное использование в любую погоду. - Визор
. Различают полностью прозрачные, тонированные или зеркальные визоры. Тонированные варианты можно выбрать только в том случае, если планируется использовать шлем для мотоцикла исключительно в светлое время. Для ночной езды потребуется еще одно изделие. Качественная экипировка имеет антифог – специальную пленку на визоре, защищающую его поверхность от запотевания. - Шумоизоляция
. Наличие этой функции обязательно оценят те, кто планирует перемещаться на значительные расстояния. Благодаря шумоизоляции, посторонние звуки будут приглушенными и не станут мешать мотоциклисту, отвлекая его от дороги. - Внутренняя отделка
. У большинства моделей внутренняя отделка представляет собой съемную часть, она выполнена из гипоаллергенного материала, который легко моется. Некоторые производители предлагают продукцию, в которой внутренняя отделка полностью состоит из натурального материала. Но несмотря на комфорт, такую отделку нужно будет часто снимать и стирать, иначе, кроме неприятного запаха, на ней могут появиться признаки гниения. Синтетические материалы не требуют такого тщательного ухода и выдерживают даже действие мойки высокого давления. - Аксессуары
. Многие производители мотоэкипировки предусмотрели в своем товаре возможность установки штатного переговорного устройства. Сразу выбирать изделие, в котором предусмотрена установка гарнитуры стоит тем, кто планирует ее использовать. - Сертификация
. Любая экипировка, которая есть в продаже, в обязательном порядке проходит сертификацию, во время которой товар проверяется на качество и соответствие требованиям безопасности. Информацией об этом стоит поинтересоваться у продавца. Если он не может предоставить соответствующие документы, от изделия лучше отказаться.
Шлема бывают различных типов
Лучшие мотошлемы типа интеграл
Подобные модели обладают интегрированной защитой подбородка и полностью закрывают голову. Они оснащены откидывающимися визорами и обеспечивают наивысший уровень безопасности.
AGV K-5 S Darkstorm
Модель изготовлена с применением углеродного и стекловолокна, отличается устойчивостью к сильным ударам и малым весом. Встроенный задний спойлер и возможность выбора нужного размера гарантируют идеальную посадку на голове. Визор оснащен уплотнительной окантовкой, защищен от царапин и запотевания.
Вентиляционная система разработана с применением технологии CFD Analysis. Три эргономичных заборника встроены в профиль корпуса, улучшая циркуляцию воздуха и повышая аэродинамическую эффективность.
AGV K-5 S Darkstorm подойдет любителям регулярных поездок. Верный выбор для безопасного катания в любую погоду.
LS2 FF320 Stream Evo
Модель изготовлена из аэродинамического оптимизированного термопластика высокого давления и весит 1550 граммов. Удлиненная овальная форма оболочки обеспечивает быстрое надевание и плотную посадку. Встроенный солнцезащитный визор гарантирует комфортное передвижение в любое время суток.
Стекло не боится воздействия ультрафиолетовых лучей, ударов мелких камней, запотевания. Гипоаллергенные ткани и дышащий материал подкладки обеспечивают максимальный комфорт. Для защиты от ветра предусмотрена специальная вставка в области подбородка.
LS2 Stream Evo стоит приобрести для надежной защиты в любых условиях. Хороший мотошлем для дальних поездок.
Airoh ST301
Оболочка шлема изготовлена из прочного термопластика – он обеспечивает высокий уровень защиты владельца от повреждений. Модель весит всего 1470 граммов, не утомляет при долгом ношении, а система вентиляции способствует постоянной циркуляции воздуха.
На шлеме есть регулируемые солнцезащитные очки, к основному визору изнутри крепится дополнительное стекло, предотвращающее запотевание. Система защиты от потоков ветра и грязи упрощает очистку шлема.
Airoh ST301 рекомендован часто выезжающим за город мототуристам и путешественникам.
IXS HX 1100 2.0
Защитное стекло модели устойчиво к царапинам и может быть снято для замены или очистки. Для комфортного передвижения в дневное время суток предусмотрен солнцезащитный визор. Вентиляция лба и подбородка гарантирует комфортное ношение на протяжении длительного времени.
Весит шлем 1,5 кг, быстро фиксируется на голове и легко снимается. Внутренняя подкладка абсолютно гипоаллергенна и легко отстегивается для стирки. Покрытие оболочки матовым лаком создает дополнительный уровень защиты от механических повреждений.
Универсальный шлем IXS HX 1100 2.0 может использоваться как в городских условиях, так и в длительной поездке.
Shark Helmets D-Skwal Anyah KWB
Корпус мотошлема выполнен из термопластика. Для лучшего поглощения удара и рассеивания волны предусмотрена внутренняя прокладка из полистирола. Солнцезащитный визор гарантирует безопасную езду. Механизм опускания сохраняет плавность на протяжении всего срока эксплуатации.
Вес шлема — 1470 граммов. В комплектацию включена линза PinLock, исключающая вероятность запотевания смотрового стекла. Система крепления Autoseal System обеспечивает простоту его замены. В шлеме предусмотрено два вентиляционных клапана.
Shark Helmets понравится любителям скоростной езды.
Езда в мотоциклетном шлеме или без него
Верный железный конь, куртка-косуха, скрипящие кожаные штаны, развевающиеся на ветру волосы и все возрастающая скорость – круто же? Да, но только в кино.
Помните, даже при 60 км/ч падение с байка имеет все шансы стать смертельным, если голова ничем не будет защищена. Так стоит ли рисковать? Взгляните на профессионалов, прекрасно понимающих степень опасности: к соревнованиям любого уровня даже многократного победителя допустят только при наличии полного комплекта оснащения. Да, специалисты проводят тесты мотошлемов, проверяют, обеспечивают ли они должный уровень безопасности, ставят оценки, а потом организаторы сравнивают то, что надето на участнике заезда, с внушительным списком требований, и только тогда разрешают ему выступать.
А теперь подумайте, сколько рисков на дороге – в чем-то побольше, чем на гоночной трассе, где каждый понимает, что делать. Даже в условиях неспешной езды по запруженным улочкам вас подстерегают опасности: в вас могут въехать не такие осторожные водители, вы можете не справиться с неожиданным препятствием, не вписаться в поворот и так далее.
Поэтому не слушайте тех, кто пренебрегает защитой или по своему опыту говорит, что она бесполезна – она еще как помогает. Просто те люди, которые получили травму, неправильно подобрали те или иные элементы или не понимают, как эти вещи должны работать. Не повторяйте их ошибок, обезопасьте себя.