Мотоциклы марки Тула: плюсы и минусы, модели, варианты тюнинга


Несмотря на довольно активные попытки ряда компаний наладить производство и продажу скутеров в СССР, этот вид техники практически не прижился в нашей стране. Одной из причин холодного отношения жителей к мопедам стало плохое качество дорог, не позволяющее реализовать все достоинства концепции. Так появился новый тульский мотоцикл.

Об этой проблеме знали специалисты Машиностроительного завода имени Рябикова в Туле. В 1984 году была реализована новая конструкция и запущен в производство мотоцикл повышенной проходимости, и где был установлен электростартер. Вопреки расхожему мнению, эта модель никогда не называлась Тула 200.

Выпускалось в среднем 11000 мотоциклов в год в течение 12 лет. Они пришлись по душе разным категориям мотолюбителей, но особой популярностью пользовались у селян, выезжающих на них поохотиться и порыбачить.

Детальный подход

«Тула» — интересный по своей конструкции и необычный по дизайнерскому решению мотоцикл. Концепция машины была довольно интересной. Прочная дуплексная рама, длинноходовые амортизаторы, двигатель воздушного охлаждения, внедорожные шины …

Все это сделало тульский мотоцикл очень перспективным. Тем не менее судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах такого положения вещей. Чтобы лучше их понять, начнем с основных параметров.

Примечания

  1. [retrocar.by/opyt-ekspluatatsii-vsedorozhnogo-mototsikla-tmz-5951-tula Опыт эксплуатации внедорожного мотоцикла ]
  2. [www.motodrive.com.ua/content/history-9/TMZ-5951_Tula-358.html ]
  3. 12
    [roker.kiev.ua/techinfo/mototsikl/tula-tmz-5-952/motocikl-tula-menyaetsya-k-luchshemu.html Тула меняется к лучшему. Мотоцикл Тула ТМЗ-5.952]
  4. [roker.kiev.ua/techinfo/mototsikl/dalnobojj-na-motocile-tula/na-tule-iz-leningrada-v-tulu.html На «Туле» из Ленинграда в Тулу]
  5. О. Курихин
    Страсти по тульскому мотоциклу (рус.) // Техника молодёжи : журнал. — 2001. — Май. — С. 26.
  6. [retrocar.by/cheburashka-suzuki-rm-mototsikl-tula Чебурашка + Suzuki RM = мотоцикл «Тула»]

Основные характеристики

Скажем откровенно, характеристики Тулы не имеют решающего значения при оценке мотоцикла. Но поскольку многие люди обращают на них внимание в первую очередь, мы не будем нарушать традицию. Краткое техническое описание выглядит следующим образом:

  • Двигатель: Бензиновый, двухтактный, одноцилиндровый, оборудован системой принудительного охлаждения. Двигатель объемом 200 куб. См. Развивает 12,5 лошадиных сил в TMZ-5.951 и 13 л.с. в более поздней версии TMZ-5.952. При оборотах 4900-5500 достигается максимальный крутящий момент, который составляет 1,8 кгс·м. Масло нужно было заливать прямо в топливо(смесь масла в соотношении 1:33).
  • Система запуска: от стартер-генератора.
  • Основное топливо: бензин А-76.
  • Масло МС-20 добавлялось из расчета 25 грамм на литр топлива.
  • Коробка передач: педаль, 4 передачи.
  • Максимальная скорость составляет 85-90 километров в час, в зависимости от модификации.
  • Расход топлива (смешанный): 3,6 литра на 100 км.
  • Запас/резерв топлива: 11/0,5.
  • Масса (сухая): 129 кг для ранних модификаций и 126 кг для поздних.
  • Колесная база — 1330 миллиметров.

Грузовики имели цепной привод на заднее колесо, переднюю телескопическую вилку и заднюю подвеску на поперечных рычагах. А потом … Потом были проблемы, которые нельзя было решить.

Недостатки модели

В настоящее время на дорогах редко встретишь данную модель байка. Но полностью он не пропал с наших дорог. Еще можно отыскать и купить при желании мотоцикл «Тула». Фото его, правда, не всегда будет полностью соответствовать первоначальному оформлению. За прошедшие годы большинство моделей претерпели ряд изменений.

Снижение спроса основано на ряде недостатков, которые характерны для данного вида транспортного средства. Среди них можно выделить следующие:

  • Невысокая максимальная скорость.
  • Большой вес, который влияет на движение по бездорожью.
  • За счет большой ширины колес на поворотах мотоцикл склонен «подсекаться». На мокрой поверхности дорог колеса теряют устойчивость.
  • Установленный стартер требовал большего значения пусковой силы аккумулятора. Поэтому на первые модели их ставили два. В СССР в те времена просто не было АКБ с небольшим размером и повышенным током. На более позднюю версию оставили только один аккумулятор.

Несмотря на недостатки, мотоцикл «Тула» занимает свою позицию в истории развития техники в советское время.

Много проблем

Да, тульский мотоцикл действительно хорош на бездорожье. При правильном навыке водитель мог передвигаться даже по вспаханному полю. Однако по дорогам с гладким асфальтом, мотоцикл не чувствовал себя комфортно. На это повлияла как относительно невысокая скорость, так и особенность двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применяемого на скутере Тула 200.

Специальные шины с протектором имеют размер 6,7 и 10, дают хорошее сцепление с дорожным покрытием при этом давление на грунт минимальное. Асимметричная конструкция двигателя сместила его центр тяжести в сторону. Это также не улучшило управляемость на поворотах.

Ему не хватало скорости. На трассе тульский мотоцикл мог обогнать мопед, но серьезно проиграл в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Я не в восторге и расход топлива высокий для машины такого класса. Мото первой серии имели топливный бак, состоящий из двух половин, не соединенных между собой. Это было очень неудобно, и тогда проблема решилась установкой одного бака.

Особое беспокойство у тех, кто управлял мотоциклом Тула, вызывал стартер-генератор (динозавр). Часто не удается обеспечить надежный запуск или нормальный уровень заряда батареи. Более того, отечественная промышленность в то время не производила компактных двенадцати-вольтных батарей, способных давать большой пусковой ток.

Изначально грузовик необходимо было оснастить двумя батареями, что значительно увеличило его вес. Один формат аккумуляторов для мотоцикла «Тула» появился только на более поздней версии, поэтому для тех, кто купил мотоцикл «Тула», технические характеристики оказались на втором плане.

Рама и колеса

Мотоцикл «Тула» (фото можно увидеть в данной статье) выстроен на основе дуплексной рамы, качество которой вполне приемлемо. Она обладает высоким показателем жесткости на кручение. Благодаря этому разработчики смогли добиться улучшенной управляемости.

Как уже говорилось выше, на мотоцикл установлены небольшие колеса с широкими профильными шинами, больше подходящие для мотороллеров. За счет малого диаметра снизился центр массы и улучшилось сцепление с дорогой. Это привело к улучшению устойчивости. Увеличенная ширина колес позволила снизить давление на грунт и повысить тем самым проходимость.

Неизвестная история

Несмотря на вышеупомянутые недостатки, жители глубинки проявили интерес к этой конкретной технике. Из-за специфической конструкции техники тюнинг стал любимым занятием многих владельцев.

Чаще всего делали:

  • Произвести замену тормозов (на передних колесах – барабанные, на задних – дисковые).
  • Многие хотят поставить пятиступенчатую коробку передач.
  • Поменять аккумулятор (12 вольт, емкость 7 Ач).

Это дало повод специалистам ТМЗ разработать несколько дополнительных вариантов, среди которых была даже трехколесная база для мотомашин, выпущенных небольшой тульской серией ТМЗ-5.971.

Трехколесная модель(трицикл) должна была стать альтернативой популярному скутеру TGA 200 Muravy. Точно неизвестно, сколько именно этих грузовиков было построено. Распад СССР и связанные с ним экономические проблемы повлияли на работу ТМЗ.

Чтобы выжить, предприятия оборонной промышленности, в том числе Zakłady Budowy Maszyn в Туле, иногда даже шли на рискованные действия. Была предпринята еще одна попытка усовершенствовать тульский мотоцикл и продвинуть модель на европейский рынок.

Однако вскоре выяснилось, что по нормам ЕЭС мотоцикл со столь сильно смещенным центром тяжести не может быть принят в эксплуатацию. В начале 90-х начало страдать качество выпускаемой продукции, а после 1993 г. резко сократился выпуск мотоциклов. В 1996 году их производство было свернуто.

Тюнинг мотоцикла Тула

Если вам удалось в современном мире найти советский мотоцикл Тула, то он наверняка потребует небольшого ремонта, прохождения ТО или тюнинга. Что можно сделать?

  • Установить двигатель Racer, который имеет мощность 14,3 л.с. и рабочий объем 200 кубов, воздушное охлаждение. После этого скорость байка увеличится до 100 км/ч.
  • Установить пятиступенчатую коробку передач.
  • Заменить 12 Вольтовый аккумулятор емкостью 7 Ач.
  • Поменять тормоза: спереди барабанные, а сзади дисковые.
  • Покрасить.
  • Желательно поменять проводку.

Запутанные имена

Что же до путаницы с названием Тула 200 — это отдельная история. Так назывался скутер, производство которого на ТМЗ было организовано в 1956 году. Эта модель практически полностью скопировала немецкий скутер Glas Goggo TA55. Машинка оказалась вполне удачной. Просто Тула 200 послужила базой для последующих модификаций, таких как Турист и Тулика.

TGA 200, созданный на базе тех же агрегатов, появился практически одновременно со скутером Turist. Основой конструкции силовых агрегатов всех этих вариантов стал двигатель Т-200, появившийся в 1956 году. Дополненный системой воздушного охлаждения и доработанным двигателем, он также использовался на мотоцикле Тула. Видимо, именно по этой причине некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.

В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов «Вепрь», который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры «Муравей» стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов «Вепрь» было выпущено около 100 штук.

Три версии

  • ТМЗ-5.951. Производилась 6 лет, начиная с 1984 г. Имела вес 129 килограмм. Могла развивать скорость в час не более 85 километров. Мотор обладал мощностью в 12,5 лошадиных сил.
  • ТМЗ-5.952. Так же разрабатывался и производился 6 лет, с 1990 года. Оснащение более легкой рамой позволило уменьшить общую массу на 3 кг. Стал более мощным движок, правда, прибавилась только половина лошадиной силы. Увеличились скоростные качества – теперь можно было разогнаться до 90 километров в час.
  • TM3-5.971. Собирался и производился в одно время с предыдущей версией и фактически являлся ее переконструированной вариант с грузовым модулем ТМЗ-9.906. Проведено усиление рамы. Вместе с тем ни двигатель, ни руль с передней вилкой не подверглись изменениям. Модель представляла собой трехколесный мотоцикл с багажником на 129 кг веса (без пассажира). Также предусматривалось крепление прицепа на 1 центнер груза. Соединительные узлы были спрятаны под пластиковой облицовкой.

Ссылки

  • [roker.kiev.ua/techinfo/docs/mashina-povyshennoj-proxodimosti/tula-5-951.html Тула 5.951 Машина повышенной проходимости], журнал «За рулём» № 11, 1985г
  • [roker.kiev.ua/techinfo/mototsikl/tula-v-rukakh-selskogo-zhitelya/tula-tmz-5-951-glazami-selskogo-zhitelya.html «Тула» в руках сельского жителя], журнал «За рулём» № 9, 1989г
  • [roker.kiev.ua/techinfo/mototsikl/dalnobojj-na-motocile-tula/na-tule-iz-leningrada-v-tulu.html На «Туле» из Ленинграда в Тулу], журнал «За рулём» № 8,9, 1990г
: неверное или отсутствующее изображениеДля улучшения этой статьи желательно:
  • Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
  • Викифицировать статью.

Отзывы владельцев

«Классный мотоцикл — Тула!!! Мы с друзьями на таком в детстве гоняли на рыбалку после школы. Отлично подходит для езды по плохим дорогам, даже где внедорожники не всегда проедут.». (Алексей, г.Новосибирск)

«Для рыболовов и мототуризма, где есть нагрузки — самое то! Да и по грунту сельской местности прекрасный вариант. Он конечно отличается по конструкции от других байков, но я его не променяю на современные.». (Никитич, Шарья)

«Летом для поездок на речку и в лес он достаточно приспособлен. Зимой лучше на снегоходе =) Так как конструкторы, работающие на предприятии, разрабатывали силовой агрегат на основе движка от Тулицы, к нему добавили лепестковый клапан на впуске, в итоге снизился расход топлива — это очень важно для деревни, где бензин в дефиците бывает. ». (Вася Левый, Красноярск)

«Минусы Тулы: это то, что в проводку может попадать грязь и вода. Потом с этим очень много проблем. Права нужны. Из плюсов: простота и удобство в обслуживании.». (Николай, Минск)

«Мне не понравилась у байка плохая устойчивость в ненастную погоду и склонность к подсеканию при совершении поворотов, что обусловлено широкими шинами. Я на свой массивный агрегат установил ножной механизм в дополнение к стартеру. ». (Николай, Минск)

Стоимость

Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новый экземпляр приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых мото с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.

Ценителям на заметку

Если вам понравился этот рассказ и вам не безразлична история отечественных машин, то на нашем сайте вы найдете много полезной информации. Здесь вы сможете узнать, что такое хороший самокат «Муравы» и какие достоинства имеет мотоцикл Иж Юпитер-5, и многое другое. Так же вы можете добавить комментарий к данной статье, или поделиться в социальных сетях. Мы с удовольствием дадим ответ на Ваш отзыв.

Тестовое меню:

  • Перейти на главную
  • О проекте
  • Группы и рубрики
  • Политика конфиденциальности
  • Свежие записи автора — ссылки на контент
  • Смотрите рейтинг автомобилей
  • Контакты
  • Карта сайта

Технические характеристики

Максимальная мощность двигателя:12,5 — 13 Л.с.
Рабочий объем:200 см3
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов):1-но цилиндровый, 2-тактный
Количество цилиндров:1
Кол-во клапанов:
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор):
Диаметр цилиндра и ход поршня:
Система запуска (Электростартер, кик-стартер):
Максимальная скорость в км/ч:85-90 км/ч
Система охлаждения:Воздушное
Трансмиссия (коробка передач):Механическая 4-ступенчатая
Сцепление (Сухое / В масляной ванне):
Привод:Цепь
Рама:Стальная
Ходовая часть
Подвеска (Ход передней / задней):
Тормоза (Впереди / сзади):
Колеса / Шины / Резина:
Размеры и масса
Габариты (Длина / Ширина):
Высота по седлу:
Дорожный просвет:
Снаряженная масса:
Вес:126 — 129 кг
Емкость топливного бака:12 л.
Ёмкость аккумулятора:
Года выпуска:
Страна производства:
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]