Honda Giorno – культовый японский ретро-скутер, выпускаемый выпускаемы со стандартным двигателем AF24, а также модификации с моторами AF-54/77. Хотя модельный ряд не является по-настоящему винтажным (его разработали около 30 лет назад), выглядят мотороллеры стильно и благородно – примерно на таких разъезжали герои легендарной комедии «Римские каникулы». Но не стоит думать, что любят Хонду Джорно только любители олдскульных мопедов – его в первую очередь ценят за качество сборки, надежность и мощность. За вполне умеренную цену владельцу достается качественный скутер с хорошей подвеской, подходящей для езды и по городским, и по проселочным дорогам.
История создания и развития
Первые скутеры Honda Giorno поступили в продажу в начале 1992 года. Новинка сразу привлекла к себе внимание: публика оценила удачное сочетание надежности, простоты конструкции, утилитарности и стильной ретро-внешности.
Родоначальницей линейки Джорно стала модель AF-24. Ее построили «на платформе» известной своей надежностью Honda Tact. Выпускалась Giorno AF-24 в Японии без каких-либо существенных изменений. Даже модификацией у модели было всего две: Giorno Deluxe в новой цветовой гамме и Exclusivity, отличавшейся от базового варианта лишь обилием хрома.
В 1999 году Honda на смену «ушедшей на пенсию» AF-24 представила новую Джорно – Crea AF-54. Внешность осталась прежней, а вот начинка стала более серьезной. Тактность мотора увеличилась с 2 до 4, воздушный фильтр сменилось жидкостной системой охлаждения, вместимость топливного бака возросла до 5 л. 54-ую модель перестали выпускать в 2007 году, так как ей на смену пришли более совершенные Crea Scoopy AF-55-56 и AF-77.
Предисловие
Конкретно взятый скутер был отрыт из моих личных загашников. Честно сказать, и не подумал бы, что стану владельцем подобного аппарата. История его появления не самая тривиальная.
С недавних пор во мне проснулось желание углублённо постигать азы мотоциклетной механики. Прошедшей зимой движимый тягой с чем-то повозиться я и приобрёл Honda Giorno 50 неизвестного года выпуска напрямую с контейнера по смешной цене. Логика выбора простая – японский скутер распространённой модели – это надёжно и недорого. Если он распадётся на сотни маленьких деталей, а затем не соберётся обратно, то будет не так жалко. Вскрытие показало, что конкретно взятый малыш для своих лет фантастически бодр и весел. Мелкие царапины не в счёт. Под слоем грязи и пыли 90 % деталей оказались в первозданном виде и с родным крепежом. После замены масла в редукторе, резины и аккумулятора скутер стал полностью рабочим без каких-либо оговорок. В общем, как вы понимаете, поковыряться не удалось, а ездовые качества оказались настолько удачными, что Giorno до сих пор с блеском исполняет роль разъездной лошадки и выручает меня по полной программе.
Преимущества
- Ретро-дизайн, мода на который снова возвращается (имеется даже облицовка руля, стрелочный спидометр и пневматический клаксон, как у мотороллеров 60-70-х годов).
- Доступная цена на сам мопед (в пределах 45000-55000 руб.) и все детали (например, поршень стоит 3500 руб., впускные клапаны – 1200 руб., кик-стартер – 360 руб., пятиконтактный коммутатор – 1350 руб.)
- Универсальность (модель одинаково популярна у мужчин и женщин, у молодежи и старшего поколения).
- Замок зажигания многофункциональный — помимо непосредственного запуска он позволяет открывать сиденье и блокировать мопед.
- Качественные прочные детали японского производства.
- Легкий ремонт и тюнинг, схема электрооборудования проста в освоении даже для новичков.
- Удобный ободок на сидении защищает багажное отделение от дождевой воды и грязи.
- Хорошая подвеска, допускающая езду, как в городе, так и на проселочных дорогах.
- Достаточно экономный расход масла и бензина (не более 4 л на каждые 100 км).
Недостатки
- Не самый мощный двигатель (что логично, учитывая низкую цену на этот японский скутер).
- Медленный начальный разгон.
- Глушитель быстро забивается сажей, его надо часто чистить.
- Подседельный багажник слишком компактный, даже самый миниатюрный шлем едва не помещается.
- Слабая ремонтопригодность пластика (после столкновения или падения редко поддается вправлению).
- Считается двухместным, но двум взрослым людям на скутере тесно.
- Чопперный руль и длинная база делают скутер немного неповоротливым и громоздким.
- Сильно выступающие за габариты зеркала – длинные «ножки» повышают риск зацепиться о проезжающие мимо машины.
- Слабый привод насоса, поэтому при активной эксплуатации скутера возможны проблемы, связанные с масляным голоданием
Тормозная система
Японские инженеры оснастили ретроскутер барабанной тормозной системой высокой эффективности, механизмы которой установлены на обоих колесах. Безопасность водителя является одним из главных аспектов японского концерна Honda, которому они следуют на протяжении многих лет. Работоспособность тормозной системы обеспечивается своевременной заменой тормозных колодок в процессе эксплуатации скутера.
Ретро дизайн
Вид Honda Giorno очень элегантный и стильный. Много деталей хромированы, что добавляет статусности этому бюджетнику. Рама сделана так, что «чопперная» посадка с вытянутыми ногами не получится, сидеть можно только как на «табуретке». На полике есть небольшой тоннель – он не очень практичный, так как объемного груза на него не поставить.
Мягкая и удобная сидушка. В теории на Джорно можно ездить на пару с негабаритным пассажиром – форма седла позволяет это сделать, хоть и без особого комфорта для второго седока (ему будет некуда опираться ногами, придется поджимать).
Откуда колёса растут
Малокубатурных скутеров на дорогах крупных российских мегаполисов становится всё больше. Что интересно, примерно каждый третий японский скутер, который можно встретить в Москве, это именно Honda Giorno. Модели Dio, Lead и Tact уже не в моде, всем подавай винтаж и ретростиль. Хипстерская мода захватила умы молодёжи. При реально копеечной стоимости получается, что Honda Giorno – это своего рода Vespa для нищебродов. Конкурентная цена за живой образец начинается с 25000 рублей. Если поднатужиться, то можно уложиться в 15000–17000 рублей за скутер, с которым придётся немного повозиться. Реальный подарок! За такую цену даже новый китайский мопед не купить.
Технические характеристики
AF24 | AF54 | |
Полная высота | 1000 мм | 1005 мм |
Клиренс | 105 мм | 115 мм |
Длина | 1660 мм | 1685 мм |
Ширина | 630 мм | 630 мм |
Вес / сухой вес | 69 / 64 кг | 84 / 79 кг |
Мощность двигателя | 5,6 л.с. | 4,8 л.с |
Крутящий момент | 4,6 Нм | |
Рабочий объем | 49 см³ | |
Обороты двигателя | 6500 об/мин | 8000 об/мин |
Степень сжатия | 7 | 12 |
Число цилиндров | 1 | 1 |
Объем бака для топлива | 4,2 л | 5 л |
Передний тормоз | Барабанные | |
Задний тормоз | Барабанный | |
Колесная база | 1175 мм | 1050 мм |
Максимальная скорость | 60 км/ч (ограничена электроникой) |
Honda Giorno AF24
Джорно АФ24 сделан на основе Honda Tact – от нее модель и переняла основные технические характеристики. Внутри стоит двухтактный двигатель воздушного охлаждения. Рычажная подвеска надежная, а вот к барабанным задним и передним тормозам придется привыкнуть, если до этого с подобной системой сталкиваться не приходилось (торможение получается резким, если перестараться, то получается клевок вниз).
Также в отзывах часто жалуются на слабенький задний и передний амортизатор, но проблема решается простой прокачкой после покупки, благо детали для скутера недорогие и встречаются во всех магазинах запчастей.
Honda Giorno Crea AF54
Мотор на Джорно Креа четырехтактный, карбюраторный AF-54E-1016636 с водяным охлаждением. Он отличается плавностью работы и малым уровнем шума. Алюминиевая рама легче чем у Джорно АФ-24. В полике отсутствует центральный туннель, из-за чего конструкция стала абсолютно плоской. Объем подседельного багажника увеличился на 4 л.
Вилка с честью справляется со всеми неровностями дороги и позволяет успешно входить в повороты. Плавность хода обеспечивает подвеска комбинированного типа (спереди телескопическая, сзади маятниковая). Минимальный радиус поворота составляет 1,8 м. Крутящий момент передается на заднее колесо клиноременной передачей.
Из других изменений стоит отметить новую систему подачи топлива: если на AF-24 стоял PA35, то модель Креа обзавелась карбюратором VK0B. Повышен диапазон регулирования вариатора: у предшественника он составлял всего 2,45-0,85, у Crea AF-54 этот показатель стал равняться 2,8 до 0,86.
Надёжность
В те редкие минуты, когда приходилось что-то разбирать на «Джорне», я не переставал удивляться грамотности конструкции. Крепёж и расположение различных узлов очень продуманные. Пластик паруса, который чаще всего принимает на себя удар при авариях, толстый и гибкий, сломать его практически невозможно. Единственное «но» – ввиду почтенного возраста при первом же демонтаже быстро разваливаются тоненькие проушины на облицовке моторного отсека, но это мало на что влияет. За несколько тысяч пройденных километров (а сколько их было до этого, никто точно не знает) не сломалось ровным счётом ничего. Органы управления и световое оборудование функционируют так, как будто скутер недавно съехал с конвейера. Налицо почти мифическая точность изготовления и подгонки деталей!
Тюнинг
Внешность у мопеда такая стильность, что любая покраска и доработка дизайна кажется излишней. Хотя хозяин-барин – конструкция Хонды позволяет дорабатывать ее по своему усмотрению. То же самое касается и ее внутреннего наполнения. Двигатель обладает неплохим потенциалом для последующего апгрейда, трансмиссия и ходовка также позволяют переделывать их под свои нужды. Вот несколько вариантов, как можно улучшить Джорно:
- Замена вариатора (к примеру, на Malossi Multivar) повысит значение максимальной скорости на 5-7 км/ч и даст более ровный разгон.
- Установка новой поршневой (например, Malossi Sport или Athena Sport) превратит мотор в 70 кубов.
- Новый карбюратор с большим диаметром диффузора (как вариант, Dell’Orto 17,5 или 19 мм) даст ощутимую прибавку на высоких оборотах.
- Дополнительный воздухозаборник добавит мотороллеру динамики.
- Если надо заменить свечу зажигания, то стоит воспользоваться восьмеркой (например, от NGK 8).
- Замена аккумулятора позволит избежать частого ремонта (можно поставить от Honda Dio ZX AF35 или Honda Dio 34).
- Широкий кевларовый ремень понадобится всем, кто увеличивает мощность двигателя (на штатный надеяться не надо, он на такие подвиги не рассчитан).
- Более жесткая пружина позволит быстрее трогаться с высоких оборотов.
- Замена фар и стоп-сигналов на более яркие сделает мопед более приспособленным для передвижения в темное время суток.
- Установка тюнингованной шестеренки редуктора заднего колеса даст прирост на 10-15 км/ч.
Если все же хочется доработать не только начинку, но и внешность мотороллера, но рекомендуем использовать детали от более поздних Хонд, чтобы все смотрелось органично. Например, воспользоваться набором от парадной модели Exclusive – поставить больше хромированных деталей и шильдиков, аккуратные зеркал, защитный обвес и покрышки с белоснежными крыльями. Проводку можно убрать в оплетку (так называемую «змеиную кожу») – так она будет более защищена от воды и грязи.
Аналоги
Honda Giorno AF 24 и Giorno Crea AF54 во многом являются аналогами легендарной Vespa и Lambretta. Но эта парочка находятся в другой ценовой категории. По цене и параметрам Джорни можно сравнить со следующими мопедами:
- Suzuki Verde – обладатель двухтактного мотора, более слабого, чем у рассматриваемых нами Хонд. Внешне смотрится беднее из-за меньшего количества благородного никелированных деталей. Фары слабенькие, но вот сидение и подножка более приспособлены для езды с пассажиром. Цена от 38 000 до 48 000 р. в зависимости от цвета и состояния.
- Yamaha Vino – очень близок по параметрам и дизайну к AF24. У него так же стоит 2Т-мотор, но более громкий и фырчащий, чем у Хонды. Средняя цена на Ямаху – 37000-45000 руб. Из плюсов стоит отметить более резвый разгон и мощную оптику, из минусов – слабая подвеска (более мягкая, чем у Джорно) и жесткое сиденье, из-за которого быстро устаешь.
Эргономика
Посадка за рулём Honda Giorno классически-расслабленная. Длина полуторного сиденья позволяет с комфортом разместиться даже высокорослому водителю. Вот только распрямить длинные руки и спину мешает низкое расположение руля. Вопрос с перевозкой пассажира на «Джорне» каждый решает для себя сам. Я категорически против. Это резко негативно отразится на безопасности передвижения, ресурсе подвески и мотора. На маленькой подушке с комфортом разместятся разве что два 40-килограммовых школьника.
Места под багаж не так много. В недра подседельной ёмкости шлем не входит, лишь немного личных вещей, противоугонный трос и банка с маслом. Задний багажник, судя по размерам и сильному наклону, больше дизайнерский элемент. Крючок для перевозки сумок и пакетов имеется. Кофр ставить я бы не рекомендовал, уйдёт вся ажурность внешнего вида. Лучше расширить багажный потенциал за счёт рюкзака.
Сколько стоит и где купить
Цена | Год выпуска | Пробег | Продавец | Город |
95 000 руб. | 2016 | 2270 км | auto.ru | Москва |
43 000 руб. | 2010 | 6900 км | auto.ru | Москва |
50 000 руб. | 2001 | 8800 км | auto.ru | Москва |
38 000 руб. | 1998 | 8137 км | auto.ru | Москва |
199 000 руб. | 2020 | Новый | kupiscooter | Москва |
17 000 руб. | 2000 | Неизвестно | auto.ru | СПб |