Восстановление мотоцикла Урал ИМЗ 8.103-10

Популярно, одновременно и дорого стало иметь качественный и мощный мотоцикл от известных мировых поставщиков. Но и наш байк мотоцикл Урал не далеко ушел от зарубежных мотоциклов, если посмотрите на цены то с ума сойдете, цена как у автомобиля. Поэтому на внутреннем рынке новые Уралы мало покупают, хотя их поставляют для Вооруженных Сил РФ и других силовых структур, а вот за рубежом они пользуются пусть и небольшим, но определенным спросом. Большая часть имеющихся у населения мотоциклов устаревших моделей, выпущенных в прошлом веке, цены в те времена были доступными. Говоря про мотоцикл Урал, первым делом в голову приходит мысль, какой его двигатель ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36), имеются ли недостатки и слабые места ведь именно качества и характеристики двигателя лежат в основе характеристик мотоцикла Урал.

Характеристики двигателей модификаций мотоциклов УралМ62М63М66М67М67-36ИМЗ-8-103
Тип двигателя4-х тактный, карбюраторный, 2-х цилиндровый, оппозитный, с воздушным охлаждением, комбинированной системой смазки
Ср. расход бензина на 100 км, л65,88
Рабочий объем, см3650
Диаметр цилиндра, мм78
Ход поршня, мм68
Степень сжатия горючей смеси6,27
Макс. мощность, л. с283236
Макс. мощность, кВт20,623,526,5
Частота вращ. коленвала при макс. мощности, об/мин.5000-52005600-59005000-52004600-49005000-5200
Макс. крутящий момент, Н-м4748474547
Марка карбюратора (2 шт.)К-38К-301ГК-301БК-301ГК-302
Тип воздухоочистителяКомбинированный инерционный контактно-масляный фильтр с двухступенчатой очисткой
Характеристики трансмиссий модификаций мотоциклов УралМ62М63М66М67М67-36ИМЗ-8-103
Тип сцепленияСухое 2-х дисковое, ведомые диски с накладками с обеих сторон
Тип карданной передачиС карданным валом и эластичной муфтой и шарниром на игольчатых подшипниках
Тип главной передачиС 2-мя коническими колёсами со спиральным исполнением зубьев, передаточным числом -4,62
Тип коробки передач4-х ступенчатая, имеет передаточные числа на I, II, III, IV передачах 3,6; 2,28; 1,7; 1,3 соответственно
Заправочные объёмы бензина и масел модификаций мотоциклов Урал, в литрахМ62М63М66М67М67-36ИМЗ-8-103
В топливном баке, (бензин А-80)2019
В картере двигателя22,3
В картере КП0,81,2
В картере главной передачи0,150,130,11
В воздухоочистителе0,20,125

Слабые места двигателя ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36) мотоцикла Урал

  • Ножной стартер (кикстартер);
  • Тросики газа и сцепления;
  • Генератор;
  • Карбюраторы;
  • Головки цилиндров;
  • Задняя передача (коробка передач).

Более детально о слабых местах мотора …

Ножной стартер (кикстартер)

Ножной стартер двигателя ИМЗ-8.103-10 является слабым местом по причине проскальзывания собачки. Неисправность устраняется после демонтажа коробки передач и ее разборки с перестановкой собачки другой стороной или ее заменой. У меня имеется предположение, что металл собачки с заниженной твердостью. С другой стороны, если собачку сделать тверже, то будет выходить из строя шестерня. Нужно выбирать золотую середину.

Тросики газа и сцепления

Тросики приводов управления сцеплением и подачи топлива, являются слабым местом по причине короткого срока использования. Сказать по простому они рвутся, а перед этим растягиваются, что вызывает необходимость производить регулировки синхронности подачи топливной смеси, а также сцепление.

Генератор

Генератор долго «не ходит».

Карбюраторы

В поплавки попадает бензин, после чего заливает бензином цилиндр. Кроме того, карбюраторы не подобраны к данным двигателям, половина топлива вылетает на ветер, что не экономично. Было бы не плохо, чтобы на двигатель ставился один карбюратор вместо двух.

Головки цилиндров

Нельзя перетягивать свечи на головках, резьбы срываются довольно легко. Перегревать двигатель нельзя, на головках результат будет хорошо виден, вытягиваются шпильки, ведет посадочную плоскость головок. Если же не получилось избежать срыв резьбы под свечу зажигания, обратитесь к знакомому токарю он будет рад за скромную плату её отремонтировать и установить стальную резьбовую втулку. Тоже самое могу порекомендовать при износе сёдел и фасок клапанов. Гораздо дешевле отремонтировать головки, чем покупать новые, хорошему токарю это сделать, как раз плюнуть.

Задняя передача (коробка передач)

Задняя передача долго не работает из-за быстрого износа шестерни задней передачи в коробке передач.

Недостатки двигателя ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36) мотоцикла Урал

  • Небольшой ресурс;
  • Затруднен запуск или вообще не заводится;
  • В жаркую погоду на низших передачах сильно греется;
  • Перебои в работе цилиндров;
  • Стучит;
  • Большой расход топлива;
  • Имеется достаточное количество случаев неточности изготовления картера двигателя в местах крепления цилиндров;
  • Трудно подобрать шестерни ГРМ взамен изношенных;
  • В местах соединений подтекает масло.

Более детально о недостатках…

Небольшой ресурс

В отличии от двигателей аналоговых импортных мотоциклов ресурс двигателя ИМЗ-8.103-10 до ремонта небольшой от 20 до 45 тысяч км, что объясняется повышенным износом деталей кривошипно-шатунной и поршневой группы. Повышенный износ является следствием недостаточности воздушного охлаждения, а также от не очень хорошего качества деталей (материал, точность изготовления).

Затруднен запуск или вообще не заводится

В большей части запуск двигателя ИМЗ-8.103-10 затрудняется, когда не отрегулированы зажигание, подача топлива и зазоры в клапанах газораспределительного механизма (между штангами и коромыслами). Причиной может быть и пониженная компрессия в цилиндрах, засорены жиклеры карбюратора, вода в карбюраторах, не работают свечи, вышел из строя конденсатор, обедненная смесь топлива поступающая из карбюраторов (много топлива).

В жаркую погоду на низших передачах сильно греется

К сожалению воздушное охлаждение пагубно влияет на двигатель при эксплуатации в жаркую погоду. Поэтому в жару при езде на низших передачах нельзя допускать перегрева, поэтому необходимо чаще останавливаться для охлаждения двигателя. Если двигатель новый, то запросто можно перегреть.

Перебои в работе цилиндров

В большей степени перебои в работе цилиндров вызваны отсутствием синхронной работы цилиндров из-за разного количества подающей горючей смеси, а нарушением в регулировке клапанов.

Стучит

Причиной стука двигателя может быть: ранее зажигание; перегрев; износ поршней, колец, пальцев; износ коренных подшипников качения коленчатого вала; нарушена регулировка клапанов.

Большой расход топлива

Карбюраторы простые и неэкономичные, расход даже по руководству по эксплуатации, как у Жигулей, а на деле он еще больше. Во времена СССР про экономичность не думали, да и бензин шоферы в землю сливали, девать его некуда было. В наши дни для мотоцикла такие расходы на топливо слишком велики.

Имеется достаточное количество случаев неточности изготовления картера двигателя в местах крепления цилиндров

Это влечёт к перегреву цилиндра из-за разности размеров до совмещения верхней плоскости поршней в верхней мёртвой точке с верхним обрезом цилиндров. В том случае если перегревается один из цилиндров и ничем это не лечится, как вариант необходимо проверить доходит ли поршень в своей верхней точке до верхней плоскости цилиндра, если нет, то в этом и есть проблема. Для устранения перегрева необходимо привести симметрию размеров, для чего, из под одного из цилиндров убирают прокладки, а в место неё применяют при монтаже цилиндра жароустойчивый герметик. Возможна установка утончённой прокладки.

Трудно подобрать шестерни ГРМ взамен изношенных

Эта проблема связана трудностью поиска комплекта шестерен (зубчатых колес) соответствующих размерной группы картера индексами размерных индексов. В продаже очень много данных шестерен, но маркировка (индексы) на них не нанесены, либо обозначение имеется, но не подходящее. Про соответствие индексов зубчатых колес и размерных групп картеров вы можете прочесть здесь.

В местах соединений подтекает масло

Эта болезнь не влияет на работу двигателя, подтекания небольшие. Но замусоленный налипшей на масло пылью двигатель приходится отмывать. Затяжка крышек головок, поддона картера не помогает. После замены уплотнений спустя какое-то время масло снова начинает подтекать. Подтекает оно и по уплотнениям направляющих втулок штанг клапанов.

В заключении наверное многие подумали, что двигатель ИМЗ-8.103-10 это всего лишь ведро с болтами… Ну, что тут поделать, привыкли мы с детства в мотоциклах копаться, а точнее ремонтировать их. Поэтому многие скучают по переборке двигателя своими руками. Это конечно шутка, но в каждой шутке есть доля правды. В общем если правильно следить за двигателем, своевременно проводить техническое обслуживание то конечно можно брать. С большим расходом проблема решается установкой одного карбюратора с автомобиля. Двигатель очень простой и его очень просто ремонтировать. Двигатель как и сам мотоцикл «Урал» хорошо подходит для тюнинга.

P.S. Уважаемые владельцы «Уралов» с двигателями ИМЗ-8.103-10! Вы можете написать о своих выявленных недостатках и слабых местах или задать свой вопрос.

Так уж вышло, что это мой первый мотоцикл. Вообще люблю покрутить гайки, но крайне не люблю при этом лежать под машиной в позе лотуса, в этой связи и появилась идея обзавестись старым мотоциклом. Ветер в лицо и так далее по списку было на тот момент вторично, душа просила эпичного замеса с железом. Можно было позволить себе взять некроазиата или неоазиата, но в таком случае либо денежки сразу и катайся, либо денежки сразу и потом еще и еще, а стабильная работа появилась вот только. Вспомнил, какой ужас в детстве на меня нагонял дедушкин урал, неистовый вой трансмиссии, инфернальный звук работы мотора, чувство что вот вот и коляска уже опрокинется… Решение было принято не спонтанно, вынашивал его около года, в течение которого и искался мотоцикл, непременно с документами и полностью комплектный. И он был найден. Помог отец, привлек его чтобы расширить зону поиска, ибо мои поиски на авито по городу и области особых плодов не приносили — либо нет документов, либо аццкий некомплект. И вот однажды ему знакомый подсказывает, что один товарищ продает мотоцикл:


ИМЗ 8.103-10, в народе «табуретка», 1989 года выпуска, с пробегом 18 тысяч километров. Хозяин покойник, мужчина был ответственным, в то время это был единственный транспорт, за ним ухаживал. Вдова вступила в наследство, решила сделать небольшой ремонт в доме, наняла того самого товарища, а за работу расплатилась мотоциклом — забирай, как покупателя найдешь, пущай ко мне идут, я документы отдам. Так оно и получилось. В течение недели мотоцикл был переоформлен.

При осмотре было выявлено, что двигатель неслабо сапунит, компрессия 6/4 — я сделал вывод что кончается поршневая, поторговался (хотя дело было не в поршневой, на правой головке выпускной клапан ходил не по направляющей втулке, а ходила втулка по телу головки, отсюда и прорыв газов в картер, это было установлено спустя год). Также включалась задняя передача, электрика работала по настроению. В остальном — конь-огонь, и два ведра запчастей с инструментом в придачу.

Взялся за дело, решил в первую очередь устранить причину засирания свечей, смесь была крайне богатой, нагар не был масляным. Не буду утомлять мозг читателя, карбюраторы спустя полгода я просто выбросил, ибо лошадь сдохла, пора слезать. Также было заменено зажигание на микропроцессорное СОВЕК с двухвыводной катушкой: Купил б/у правую головку, восстанавливать родную не было никакого смысла — ввертыш под свечу зажигания + посадочное отверстие под направляющую втулку просажено + овальное. Заменил направляющие втулки на чугунные втулки TRW от какого-то БМВ, поставил новые клапаны производства АМЗ г.Луганск, прирезав седла и развернув втулки, притер, пролил — ОК. Отдельная история про инструмент — зенковки с рынка просто ужасный аццтой, «качество» прирезки фасок оцените ниже, утомился притирать. Затем под замену пошли карбюраторы. Приобрел популярные ныне реплики Keihin PZ30.


И мотоцикл ожил, наконец мог ехать не один десяток километров. Но я то уже втянулся, руки чесались до капитальных вложений ремонтов…

В зиму с 2022 на 2022 год купил двигатель с ИМЗ 8.103-30 1985 года прошедший 24 тысячи км, решил поупражняться с ним. Не буду утомлять читателя разборкой, отмывкой (порекомендую средство Pro-foam 1000) и дефектовкой, скажу лишь что не выбросил я только картер двигателя, заднюю опору коленвала и цилиндры. Все остальное пошло на металлоприемку, кроме кривошипа и распредвала (они потом помогали при подборе шестерен ГРМ). Заменил коленчатый вал на восстановленный в Ирбите, кованые поршни установил производства Автотехнологии, поршневые кольца Kolbenshmidt, подобрал шестерни ГРМ комплект из хороших б/у, подшипники koyo и skf, сальники corteco, распредвал и толкатели более современные с вращающимися пятками. Разбавлю фотками:


В итоге к лету 2019 года мотоцикл был худо-бедно собран, в техническом плане. Двигателю предстояла обкатка, поэтому коляска была отсоединена. Купил дуги безопасности КБМТС, аккумулятор от ИБП (стартера не предполагалось) и начал потихоньку, вечерами по свежему воздуху, кататься. Понял, что тормоза отвратительны, а работа передней вилки хороша для езды по полю, для остального не годится от слова совсем. Подвернулась гидропневматическая вилка от Иж-Орион с передним колесом, с дисковыми тормозами, с машинкой от Дукатти монстер, траверсами и подшипниками адаптированными под Урал (удачно купил у оппозитчика, разбиравшего своего соляка). И состояние деталей было близким к отличному. Боже, как я радовался этой вилке, да до сих пор радуюсь. И тормозить хоть как-то можно стало. Раз переднее колесо стало на 18 дюймов, то и на заднюю ось и на коляску решил приобрести колеса на 18, также удачно купил комплект колес с хромированными ободами и ступицами от Урал-турист. Установил китайскую ускоренную главную пару в редуктор (девятку). Вид это имело примерно такой: 2022 год закончился тем, что двигатель без проблем наработал 14 моточасов (около 600 километров проехал), остался зимовать в деревне у родителей. Перед зимовкой выгулял его в ту деревню, в которой для меня начался Урал, тот самый монстр, от которого я так роптал в детстве. Вдарил оппозитом по полям, которые годами не слыхали этих архаичных мотоциклов… Пикча на фоне заброшенного дома и гаража, в котором когда то обитал тот самый дедушкин Урал:

И на какое то время я обрел то душевное равновесие, эдакий покой, будто этот путь был не напрасным, все ради того момента с крайней фотографии. Да, это был мой кайф.

2020 год начался пандемией и смутными перспективами. Мотоцикл не был готов в той мере, в которой я его хотел видеть. Восстановление должно было венчаться свежей покраской и живой проводкой, доведением до ума технической составляющей. Перегнал мотоцикл обратно в город: Разобрал на болты все, кроме силового агрегата и трансмиссии, ну и подвески. Установил крыло от Ориона. Отрегулировал зазор в тормозной системе спереди, натирал диск о суппорт. Заменил переднюю оптику — корпус фары от к-750 — классическая фара яйцом, интегрировал в него родной спидометр, новые контрольные лампы, заменен и модуль на оптику от BOSCH под лампу Н4. Токарь выточил адекватные стойки крепления руля. Установил ручки пассажира от урала-соло. Приобрел глушители из нержавейки, две трубы, всегда хотелось двустволку. Корпус воздушного фильтра от М-72 с бумажным фильтроэлементом. Зеркала от Волка. Поворотники от явы… всего и не упомню теперь. Крышку ГРМ на двигателе заменил на более современную, с верхнем выводом сапуна. Ржавчину на раме зачистил до металла, где ее не было — заматовал краску, загрунтовал, покрасил в черный мат. Бак, заднее крыло, корпус воздушного фильтра — также зачистил, ржавчину вытравил ортофосфорной кислотой, нейтрализовал спиртом и покрасил. Заказал проводку с разгрузочными реле на все потребители + с предохранителями, отличная вещь получилась:


Блок коммутации скрылся под сиденьем. Реле регулятор установил с диагностикой (контрольные лампы подачи питания и зарядки интегрированы в реле). Собрал все в кучу, потом вновь разобрал, отрегулировал, выставил, собрал… И теперь катаюсь по солнышку :)


Итого, за два с лишним года ремонтов, собирательств, поиска артефактов и моих тяготений к поездкам по местам, где людей давно нет, мотоцикл был назван Сталкером. Из родного, заводского, на нем остались: рама с маятником и подножками, бак, заднее крыло с навесным, сиденье и руль. В денежном эквиваленте — порядка 120 тысяч рублей. В человекочасах — думать не хочу, я не слесарь, не инженер по образованию, все постигалось долго, нудно, глубоко копая, доставляя удовольствие. Если кому-то из читателей нужны будут советы, имена, пароли, явки — с удовольствием помогу. Засим все.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]