Куда поехать в выходные на мотоцикле? (+9 маршрутов)

Мотопутешествия

С приближением мотосезона мы все чаще задумываемся, как максимально продуктивно и ярко провести лето, особенно выходные дни. Интересным решением может быть поездка по ближайшим городам и регионам, но встает вопрос, куда отправиться, чтобы и недалеко, и интересно, и дороги были хорошие, но без загруженных федеральных трасс.

Мы сделали подборку интересных маршрутов выходного дня вокруг Москвы. Если данная статья получит хорошие отзывы от читателей, то в следующий раз сделаем подборку маршрутов вокруг Санкт-Петербурга, а потом и по другим регионам России.

Тула-Рязань, 2-3 дня, 1000 км

Мото путешествие по южным областям. Здесь хорошие дороги и интересные достопримечательности, среди которых в первую очередь можно выделить Тульский Музей Оружия, музей-усадьбу Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, Куликово Поле, Рязанский Кремль и село Константиново, где родился Есенин.

По дороге в Тулу проехав через Подольск, стоит посетить Дубровицы – посёлок, в котором находится один из прекраснейших памятников Подмосковья – Знаменская церковь. Она расположена на территории усадьбы Голицыных. .

Двигаясь дальше в сторону Серпухова уходите налево, в сторону Приокско-Террасного заповедника – дороги здесь красивые и нет траффика, а при заповеднике располагается еще одна достопримечательность – питомник зубров и бизонов.

По дороге от Тулы до Рязани обязательно стоит остановиться на Куликовом Поле – недавно здесь построили новый интерактивный музей, который расскажет вам про легендарную битву Александра Невского с монгольским войском.

При желании можно добавить немного грунтовых дорог под Тулой в районе деревни Кондуки – там находится красивая система затопленных песчаных карьеров.

Как вы можете понять места интересные и достопримечательностей в этом направлении более чем достаточно. Мы не будем подробно рассказывать, что посмотреть в Туле, Рязани, Зарайске, Коломне и других городах, уверены вы сможете это сделать сами при желаниии.

Суздаль-Ярославль, 2-3 дня, 600 км

Маршрут по самым популярным городам Золотого Кольца. Оба города сегодня отлично выглядят, в них развитая инфраструктура, гостиницы, рестораны, много памятников старины и красивая природа.

Будьте готовы к большому количеству туристов и высоким ценам на гостиницы – обратная сторона популярности.

По дороге в Суздаль мы рекомендуем заехать в Музей ВВС в Монине (около 25 километров от МКАД). Это рай для любителей авиации, под открытым небом собрано множество самолетов, вертолетов и других летательных аппаратов.

Далее по пути следования Владимир с его величайшими шедеврами древнерусского белокаменного зодчества: Золотые ворота, Успенский собор, Дмитровский собор, церковь Покрова на Нерли (в Боголюбово, что в десяти километрах к востоку от центра Владимира).

В 30 км севернее Владимира находится Суздаль, пожалуй, самый популярный город Золотого Кольца. Вокруг сплошь церкви и монастыри, по которым можно бродить целый день. В первые выходные июля в Суздале проходит Suzdal Blues-Bike Fest – международный мотофестиваль, который уже не первый год организует компания Total Flame.

Ярославль готов попсморить с Суздалем за звание самого красивого города Золотого Кольца. Весь исторический центр города является памятником ЮНЕСКО. Во второй половине июля в Ярославле пройдет второй Moto Family Days – новый формат семейного мотофестиваля. Приятно, что с развитием мотокультуры в России появляется все больше разных мероприятий и событий.

Плес, 2 дня, 750 км

Мы не стали писать про Плес в прошлом туре, так как это место заслуживает особого внимания. Здесь можно остановиться проездом из Суздаля в Ярославль, но намного лучше приехать сюда целенаправленно на несколько дней. Почему мы так считаем?

Плес – небольшой город на берегу Волги в 350 км от Москвы. Вечером, когда автобусы с туристами уезжают, здесь тихо, как будто оказываешься в обычном провинциальном городе вдали от шума и суеты. Учитывая в каком бешеном ритме мы живем сегодня такая возможность особенно ценна.

В Плесе много музеев и церквей, красивая природа, лосиная ферма на другом берегу Волги, аутентичный местный рынок, множество кофеен и несколько очень уютных гостиниц, где можно провести тихие выходные в компании с близким вам человеком или с друзьями, кому что больше хочется. Ну и конечно же, копченая и вяленая волжская рыба и вкусное разливное пиво.

В Плес лучше всего поехать через Киржач, Юрьев-Польский и Кольчугино. Обратно советуем возвращаться через Кострому по противоположному от вас берегу Волги. В поселке Красные Пожни через Волгу ходит паром.

За Ярославлем уходите налево (смотря откуда смотреть!) и через Углич, Мышкин, Калязин и Сергиев-Посад возвращайтесь в Москву.

Глава 7. Териберка — Кандалакша

Ночую в Кандалакше, в местном яхтклубе. Правда здесь всё ещё полярный день, так что ночую понятие относительное. Занялся мелким ремонтом прямо на причале, под крики чаек. Потом познакомился с соседом по отелю (из Питера, только едет на Териберку), смотрим футбол теперь.

Завтра поеду в Калевалу, в центральную Карелию, на знаменитый 800 км грейдер с медведями и гнусом.

Никола-Ленивец, 2 дня, 520 км


Еще один относительно легкий и в то же время яркий и интересный маршрут выходного дня – поездка в арт-парк Никола Ленивец. Про это место многие слышали, но не многие там бывали.

Основная цель поездки – ландшафтный арт-парк, где на внушительной территории в 600 гектаров располагаются архитектурные и скульптурные арт-объекты современного искусства.

В этой поездке будет немного грунтовых дорог перед самым парком и по его территории, поэтому идеальным мотоциклом для поездки будет турэндуро вроде BMW GS, KTM Adventure, Honda Africa-Twin и т.п. Хотя и на любом другом мотоцикле вы доедете, просто дорога займет больше времени и доставит меньше удовольствия.

Есть разные варианты ночлега, от гостиницы до палаток. В центре парка находится несколько ресторанов с местным пивом, настойками и вкусной фермерской едой.

В Москву можно вернуться короткой дорогой через Симферопольское шоссе или более длинной через Калугу и Приокско-Террасный заповедник.

Какой мотоцикл выбрать для мототуризма?

Мотоциклы, как и автомобили или велосипеды, бывают разных типов, предназначенных для совершенно разных целей. Незначительная разница между моделями одного производителя хорошо чувствуется на большом расстоянии. И даже на самом быстром и легком спортивном мотоцикле не получится комфортно ездить целый день – устанет спина, затекут руки и ноги. Какую же технику выбрать?

Для дальних походов предназначены дорожные мотоциклы – их геометрия специально рассчитана так, чтобы обеспечить наиболее комфортную посадку ездоку. У них предусмотрены многочисленные крепления для багажника и баулов, легко устанавливается спинка и выносы для ног. Расход топлива у таких моделей относительно небольшой.

Селигер-Валдай, 2-4 дня, 1000-1300 км

Селигер – это система озёр ледникового происхождения в Тверской и Новгородской областях. Здесь находится одна из главных русских святынь, Нилова-Столобенская пустынь. Здесь много ягод и грибов, фантастическая рыбалка, вкусные настойки и разливное тверское пиво. Так же на северо-западной стороне Селигера находится исток Волги, величайшей реки России.

По никому не понятной причине, несмотря на близость к Москве, дороги в районе Селигера не ремонтировались со времен Второй Мировой Войны – местами асфальта просто нет, где-то он есть, но с ямами метровой глубины. Есть и нормальные дороги, но их нужно знать, иначе есть риск заехать не туда. Для этой поездки однозначно нужен туристический мотоцикл, причем желательно тур-эндуро, а не спорт-турист.

За Селигером начинается Валдайский национальный парк – место включено в список ЮНЕСКО в качестве объекта всемирного природно-культурного наследия. Парк находится в 400 км от Москвы, на его территории располагается Валдайский Иверский мужской монастырь, радоновые источники, заброшенные пусковые шахты баллистических ракет и много других интересных объектов.

В районе Селигера и Валдая очень много разных грунтовых дорог и мало трафика. Данная поездка – это отличный вариант для небольшого офф-роуд приключения с ночевками в палатках и отдыхом на природе. На территории парка местное лесничество в последние годы построило несколько зон кемпинга, где можно остановиться с палаткой. Можно порыбачить, пожарить шашлыки, арендовать баню, или просто отдохнуть на природе. Для тех, кто предпочитает останавливаться в гостинице, тоже найдётся множество хороших вариантов.

Минусы мотопутешествий

  • Нужны специальные права. Чтобы водить мотоцикл, нужны права категории A1 или A. Обычные автомобильные права категории B не подойдут. С категорией A1 можно водить мотоциклы с объемом двигателя до 125 см³. Это небольшие легкие транспортные средства, которые ездят со скоростью максимум 110 км/ч. С категорией A можно управлять любым мотоциклом. Чтобы получить такие в период с осени по весну, придется найти мотошколу с закрытой площадкой.
  • Сезонность. В отличие от автомобиля, на котором можно передвигаться круглый год, мотоцикл — сезонное средство передвижения. В российской средней полосе мотосезон обычно длится с мая по октябрь. Совершать поездки на мотоцикле вне сезона не только неприятно, но и опасно.
  • Ограничения по грузоподъемности. На мотоцикле не отправишься в поездку с тремя детьми, максимум — вдвоем со своей второй половинкой. Увезти с собой палатку, складную мебель для кемпинга, зонт от солнца и чемодан нарядов также проблематично. Хотя частично проблему позволяют решить багажные кофры.
  • Травмоопасность. В отличие от автомобиля, мотоциклист гораздо хуже защищен при ДТП. Мотоэкипировка обязательна в любых случаях и при любой погоде, поскольку травму можно получить и без дорожных происшествий, например, упав с мотоцикла на скользком и грязном склоне.

«Для путешествий на мотоцикле необходимо приобрести как минимум шлем для защиты головы, мотоботы (пластиковые или металлические вставки защищают от травм ноги), тканевые штаны и куртку с мембраной. Они гораздо практичнее, чем кожаные, будут дышать в жару и согревать в холодную погоду. Также в минимальный набор путешественника входит палатка для непредвиденных ночевок на свежем воздухе, дождевик, несколько пар перчаток и носков, 1-2 комплекта термобелья, аптечка. Также понадобится хотя бы минимальный набор запчастей — 2 запасные камеры, насос, свечи, масло, смазка для цепи и то, что часто ломается у вашей модели мотоцикла (соответствующую информацию можно почерпнуть на тематических ресурсах). Одна из самых частых мелких аварий выглядит так: «‎подскользнулся — упал набок‎. В такой ситуации страдают и разбиваются рычаги переднего тормоза, переключения передач, боковые подножки — лучше иметь с собой запасные, чтобы в таком случае спокойно двигаться дальше»
‎ — советует мотопутешественник Дмитрий Мельников.

Смоленщина, 3 дня, 1100 км

Интересный вариант поездки по историческим местам войны с Наполеоном, с посещением нескольких бывших дворянских усадеб, музеев и заброшенных дорог. Но обо всем по порядку.

Вашей первой остановкой по дороге из Москвы будет музей-заповедник «Бородинское Поле» – старейший в мире музей из созданных на полях сражений, основанный на месте сражений двух Отечественных войн. На его территории находится более 200 памятников истории и памятных мест. К тому же, есть шанс попасть на какой-нибудь военно-исторический праздник, которые ежегодно проводятся на Бородинском поле.

Далее с остановкой в музее Ю.А. Гагарина в одноименном городе и село Хмелиту, где находится усадьба Грибоедовых, вы второстепенными дорогами доберетесь до Смоленска. Но не спешите сразу ехать в гостиницу. Сначала сделайте остановку у мемориального комплекса Катынь – здесь в 1940 году были расстреляны польские офицеры, здесь же ранее было убито много советских граждан. В 1998 году на месте трагических событий открылся мемориальный комплекс, который мы настоятельно советуем вам посетить. Оно того стоит.

Возвращаясь обратно в Москву обязательно сделайте остановку в музее-усадьбе Талашкино-Флёново, где можно увидеть великолепную мозаику Николая Рериха «Спас Нерукотворный», выполненная художником над порталом церкви св. Духа. В селе можно искупаться в купели, и далее мы предлагаем вернуться в Москву по Старосмоленской дороге. Сегодня это местами грунтовая однополосная дорога, по которой можно проехать только на туристическом мотоцикле. Автомобильного движения здесь нет, как и заправок, магазинов. Сотовая связь ловит местами.

Глава 5. Соловки — Хибины

В Кировск я въехал ближе к полуночи, потому что уплыть из Соловков получилось только в обед. Зарулил на заправку, захожу внутрь, а там человек 20 смотрят футбол на маленьком стареньком телеке. Я попал как раз на серию пенальти, тоже посмотрел, попереживал, потом заправился и узнал где ближайшая гостиница. Заселился в отличный номер, отмылся, просушился и выспался.

На следующее утро я поехал покорять базу МЧС глубоко в горах Хибинах. Так переживал за дорогу, но в итоге пролетел её без всяких проблем, разве что потерял пару винтов из мотоцикла. По пути заехал на водопад Красивый, который вполне соответствует своему названию. Не буду углубляться в описание местных красот – просто посмотрите фото.

На базе МЧС какие-то местные парни пили пиво и жарили шашлык. Я порядком взмок и мне так захотелось пива, что я решил купить у ребят бутылочку. В итоге оказался за их столом и был щедро накормлен и напоен в обмен на истории из путешествия. Оказалось, что один из них – хозяин той самой заправки, где я смотрел футбол. В общем обратно ехал чуть-чуть пьяненький, так что долетел до асфальта минут за 20.

База МЧС в ущелье Хибин
Отдохнув в отеле я выдвинулся в сторону самой дальней точки моего маршрута – в Териберку.

Воронежская Область, 3 дня 1100 км

Воронеж и его окрестности – очень хорошее направление для небольшого путешествия. Несмотря на удаленность от Москвы, по южному направлению находится много хороших второстепенных дорог, которыми можно быстро доехать до Воронежа.

Сам город очень приятный, ухоженный и обустроенный – кафе, рестораны, музеи, красивый центр, по которому приятно гулять теплым летним вечером. Мало кто знает, но именно Воронеж является родиной русского флота, здесь при Петре I было построено более 200 военных кораблей, которые позволили России одержать ряд побед в морских сражениях.

Еще регион является столицей Черноземья – здесь много рек, полей и лесов, заповедников и парков. Например в сторону Ростова-на-Дону в ~100 км от города находится парк Дивногорье. За Задонском на липецкой трассе заповедник Галичья Гора – самый первый заповедник, который был создан на территории России. На территории находится необычный архитектурный комплекс – старинная усадьбы Талдыкиных с комплексом хозяйственных построек и дореволюционная мельница.

Недалеко от Задонска находится Скорняково-Архангельское, востановленная дворянская усадьба, где сегодня находится музей, домашнее хозяйство, ресторан и небольшая гостиница.

Важно – планируя поездку имейте ввиду, что на юг можно доехать по второстепенным дорогам левее трассы М-4, а возвращаться в Москве интереснее такими же второстепенными дорогами правее трассы, через Данков, Лебедянь, Лев Толстой и т.п.

Чухлома-Сугорье, 3-4 дня, 1500 км


Чухлома – древний русский город на берегу одноименного Чухломского озера ледникового происхождения. В окрестностях Чухломы находиться очень красивая усадьба Асташово. На самом деле усадьбой это сложно назвать – это настоящий древнерусский деревянный терем, место очень отличается от того, что вы видели ранее, не поленитесь доехать, чтобы увидеть его вживую.

После Чухломы стоит отправиться в Сугорье – место, где реконструируют быт древних славян и скандинавов, здесь воссоздана целая крепость на берегу реки. По пути в Москву советуем посетить Рыбинск – ещё один красивый город с мало кому известной историей, интересным центром и плотиной. Дороги в некоторых местах грунтовые, асфальт не везде хороший, лучше отправляться в дорогу на тур-эндуро.

Глава 6. Хибины — Териберка

Териберка конечно совершенно уникальное место. Посёлок-призрак, где каждый второй дом заброшен и смотрит на мир черными глазницами разбитых окон. Как будто всё это большая мишень, декорация, созданная для военных учений ядерных ракетных ударов. Я ещё не видел такого постапокалиптичного места, чистый Fallout.

Между тем это посёлок с очень длинной и богатой историей, в котором до сих пор живёт 800 человек. Чтобы вы понимали масштабы упадка: на пике своего развития в 30-ые годы (в это время на Соловках как раз расстреливали людей десятками) население Териберки составляло аж 5000 человек! Сегодня здесь нет даже школы и больницы.

Сейчас местные мужики не особо похожи на крепких северных хозяйственников (как например на Соловках).Они нещадно бухают (полугодичный запой тут никого не удивляет) и ведут друг с другом “беседы” на таком дегенеративном уровне, что непонятно, как они вообще ложкой в рот попадают. Женщины плотно на хозяйстве, в лучших традициях домостроя, а из развлечений у них есть хор (в котором одна бабушка, например, поёт уже 60 (!!) лет). Безнадёга, короче, тотальная.

Природа (если так можно назвать разнообразные каменные формы, мох и ледяное море) постоянно напоминает мне сериал “Игра Престолов”. Кажется, что вот-вот по холму на горизонте проскачут Пёс и Арья Старк, а следом за ними пролетит дракон. Виды совершенно инопланетные и так удивительно, что это всё ещё Россия. А уж насколько удивительно оказаться здесь своим ходом на мотоцикле, ух!

В Териберке уже в девятый раз проходит фестиваль мотопутешественников Мотобухта. Здесь я встретил всех ребят, с которыми успел подружиться в дороге и с которыми мы коротали дорогу на тех или иных участках пути. Все мы в итоге сбились в одну могучую кучку и отправились на поиски впечатлений.

Мы катались на мотоциклах по округе, лазили по заброшенным зданиям, дегустировали огромных крабов, прошли десяток километров по пляжу, сплавали на рыбалку в открытое море, сварили на костре уху из добытой рыбы, много гуляли по посёлку и даже посетили концерт местного хора. Мы наблюдали за стаей касаток, они кружили вокруг нашего катера несколько часов! О таком я даже мечтать не мог.

Такая вот история, без выводов и морали. Местные говорят, что неспеша, но тур поток растёт и самая тёмная ночь позади. Дай бог, для страны непростительно было бы потерять такое интересное и колоритное место на краю света. Точно также, как было бы непростительно потерять его для аборигенов, которые сегодня заняты совсем не тем, чем должны.

Со смешанными, но очень глубокими и важными ощущениями я встаю на путь домой. Сегодня вечером заночую в Кандалакше. Ехать всего 350 км, погоду обещают отличную, так что юг – встречай!

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]