Чтобы управлять транспортным средством, необходимо получить права. Они делятся на несколько категорий. Стандартные А, B, C и D привычны большинству автовладельцев. Однако в 2013 году было принято решение ввести категорию М.
Категория М в водительском удостоверении дает право управлять мопедом и квадроциклом. Ограничение устанавливают по объему двигателя (менее 50 куб.). Однако нововведение вызвало ряд вопросов. В частности, автолюбители не понимают, когда требуется получать подобное удостоверение.
Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.
Права категории М – что это такое?
Список категории прав, действующих в РФ, закреплен в статье 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». Ранее владельцы мопедов могли ездить без прав. Однако постоянное нарушение ПДД и многочисленные аварии, которые происходили по вине лиц, не получивших допуск к вождению, продемонстрировали присутствие необходимости в ужесточении норм законодательства.
Бюджетная мототехника стоит недорого. Отсутствие потребности в получении водительских прав привело к тому, что большое количество неопытных людей оказались за рулем мопедов и скутеров. Разъезжая по автомагистрали, владельцы транспортных средств подвергали опасности свою жизнь и безопасность иных участников дорожного движения.
Нововведения привели к ужесточению контроля за безопасностью движения. В результате внесения категории М в водительское удостоверение удалось спасти жизнь и здоровье большого количества людей. Сегодня владельцы даже небольших мопедов в обязательном порядке должны получить водительские права с категорией M. Представитель Госавтоинспекции имеет право остановить гражданина и выполнить проверку удостоверения.
Права категории М позволяют легально управлять мототранспортом с объемом двигателя до 50 кубов. Однако если у человека открыта иная категория удостоверения, проходить отдельное обучение не придётся. В этой ситуации категория М считается открытой по умолчанию.
Квадроциклы и скутеры: что нужно знать водителям и какую экипировку подобрать
Как известно, квадроцикл предназначен для езды по бездорожью и считается отличным средством для активного времяпровождения в теплое время года. Также путешествовать можно на скутере — и по городу, и за городом. Пять лет назад для того, чтобы управлять этими транспортными средствами, не требовалось специального водительского удостоверения. Подростки могли ездить на скутере или квадроцикле без прав, что приводило к многочисленным аварийным ситуациям. Поэтому в 2013 году были введены правила выдачи водительских прав на управление мототранспортными средствами. О том, как получить права на скутер и квадроцикл, с какого возраста разрешено садиться за руль мототехники, а также какие меры безопасности необходимо соблюдать, читайте в материале портала mosreg.ru.
«Группа ГАЗ» − о созданном электробусе и подмосковных трендах в городском транспорте. Интервью>> Права на управление квадроциклом
Мототранспортные средства являются полноправными участниками дорожного движения, поэтому к водителям скутеров и квадроциклов предъявляются довольно жесткие требования. Водитель квадроцикла, решивший покататься на данном транспортном средстве, должен знать, что делать это разрешено только с 16 лет. Подросткам младше 16 лет кататься на мототехнике нельзя. Согласно ст. 4 Постановления Правительства РФ от 12.07.1999 № 796, для управления квадроциклом нужны права категории «A» (удостоверение тракториста-машиниста (тракториста)). Процедура получения прав не отличается от получения прав на вождение легкового автомобиля: — необходимо пройти обучение (теоретическую и практическую часть), — сдать экзамен, — получить медицинское заключение, — уплатить госпошлину. За езду на квадроцикле без водительского удостоверения налагается административная ответственность (ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ) в виде штрафа в размере от 5 до 15 тысяч рублей. После покупки квадроцикла при наличии паспорта самоходной машины (ПСМ) его нужно поставить на учет в Гостехнадзор, или в ГИБДД — если средство передвижения имеет ПТС.
Как получить удостоверение тракториста в Подмосковье>> Правила езды на квадроцикле
Впервые сев за руль квадроцикла, нужно постараться не развивать скорость выше 40 км в час. Для езды на более высоких скоростях или при езде по сильно пересеченной местности необходимо освоить три основных стойки, которые может занимать гонщик на квадроцикле. Из-за высокого центра тяжести квадроциклы склонны к переворачиванию, и, стоя за рулем, водитель автоматически понижает центр тяжести, что значительно снижает риск оказаться под машиной. К основным стойкам относятся: средняя, передняя и задняя. Среднюю стойку используют, двигаясь по прямой. Ноги необходимо немного согнуть в коленях, расслабить спину и руки, руки развести сторону. Переднюю стойку занимают при ускорении, подъеме в гору, а также, чтобы загрузить передние колеса. И, наконец, заднюю стойку необходимо принять при торможении, спускаясь с горы, и для того, чтобы загрузить заднюю ось при буксовании в грязи. Кроме того, при резком повороте нужно отклониться во внешнюю сторону, то есть противоположную той, в которую происходит поворот — готовясь к повороту, нужно смещать в сторону поворота все туловище, а не только голову и плечи, как это делают неопытные гонщики. Набирать скорость перед подъемом надо заранее. Если начать газовать уже на самом подъеме, возникает опасность перевернуться на спину. Подниматься на горку следует на среднем газу и обязательно в крайней передней стойке. Где покататься на квадроцикле в Подмосковье В Подмосковье есть несколько хороших мест, где можно покататься на квадроцикле. Так, в Рузском городском округе есть школа Katayu4x4, где можно освоить навыки вождения по трассам и для начинающих, и для уверенных гонщиков. В Серпуховском районе находится клуб TV-Land. Рядом Приокско-Террасный заповедник, а вокруг — разнообразие природных ландшафтов, что дает большой выбор маршрутов. Более 300 км маршрутов, проложенных по полям, лесам, лугам и бездорожью, где можно освоить программы как для новичков, так и для опытных квадроциклистов, и школа выживания. Квадробаза в Красногорском городском округе предлагает двухместные квадроциклы и полную экипировку: удобные шлемы различных размеров с подшлемником, защитные костюмы, одноразовые носки, сухую и комфортную обувь.
Где покататься на воздушных шарах в Подмосковье: клубы воздухоплавания>> Права на управление скутером Управлять скутером до исполнения 16 лет тоже нельзя. В зависимости от объема двигателя мопеда или скутера требуется водительское удостоверение с соответствующей категорией. Так, мотосредство с объемом до 50 куб. см является легким мопедом с категорией «М»; с объемом от 50 и до 125 куб. см — «А1»; с объемом от 125 куб. см — «А2». К категории «М» относятся мопеды и скутеры с объемом двигателя до 50 куб. см. Таким образом, для тех, кто решил управлять скутером, удостоверение тракториста-машиниста не подходит. Для прохождения обучения и сдачи экзамена можно обратиться в любую автошколу города. Управление скутером без водительского удостоверения также наказывается штрафом от 5 до 15 тысяч рублей. Правила езды на скутере При вождении скутера следует соблюдать правила дорожного движения и своевременно обслуживать мототранспортное средство. Необходимо: — всегда включать фару (не забывать менять перегоревшие лампочки); — пользоваться поворотниками; — в пасмурный день (при плохой видимости) или ночью лучше надеть жилетку со светоотражателями. Также обязательно наличие мотошлема и для водителя, и для пассажира. За отсутствие шлема предусмотрен штраф в размере 1 тысячи рублей (ст. 12.6 КоАП РФ). По Правилам дорожного движения водители мопедов должны двигаться по правому краю проезжей части в один ряд либо по полосе для велосипедистов. Допускается движение водителей мопедов по обочине, если это не создает помех пешеходам. Нельзя поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении. Также нельзя пересекать дорогу по пешеходным переходам. Нельзя перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты мотосредства. Запрещено перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства (п. 24.8 ПДД). Также необходимо всегда обслуживать транспортное средство: регулярно подкачивать шины, менять картерное/трансмиссионное масло, ремень/ролики вариатора, проверять аккумулятор, чистить карбюратор. Как экипироваться Прежде чем садиться за руль мотосредства, нужно позаботиться о базовой безопасности, а для тех, кто решил ездить на нем регулярно — подобрать э Самый важный элемент защиты за рулем квадроцикла или скутера — шлем. Мотошлемы разделяются по конструкции оболочки: — «интеграл» — самый распространенный шлем, обеспечивающий высокий уровень защиты, изготавливается из сверхпрочных материалов, обладает хорошими аэродинамическими свойствами; — «модуляр» — похож с интегралом, но передняя его часть полностью подымается и это дает возможность не снимать шлем при необходимости; — открытый шлем — хороший вариант для скутеров, так как обеспечивает умеренную защиту. Не подходит для больших скоростей. Чтобы защитить глаза, необходимо экипироваться очками. Для защиты позвоночника, ребер, спины, плечей производители экипировки придумали костюм, называемый «черепаха». Это жесткий панцирь, который делается в разных вариантах, — от базового жилета-безрукавки до моделей с рукавами и налокотниками, иногда с защитой шеи. Понадобится и специальная обувь – мотоботы ,а также брюки или шорты с усиленной защитой таза, наколенники, перчатки.
Аэроклубы Подмосковья. Инфографика>> Алиса Ирисова
Какими транспортными средствами можно управлять с категорией М?
Получив права категории М, лицо становится полноправным участником дорожного движения. В его отношении применяются все нормы действующего законодательства. Однако оформлять ОСАГО на транспорт категории М не нужно. В статье 4 ФЗ №40 говорится, что обязанность по страхованию не распространяется на транспортные средства, в отношении которых не применяется законодательство о допуске ТС к участию в дорожном движении.
Из статьи 15 ФЗ «О безопасности дорожного движения» следует, что если на авто не требуется регистрация, нормы о допуске в его отношении не применяются. В пункте 1 Приказа МВД России N399 говорится, что выполнять вышеуказанную процедуру в отношении ТС с объемом двигателя меньше 50 кубов не нужно. Получается, приобретать ОСАГО не требуется.
Права категории М в соответсвии со ст.25 ФЗ N196 позволяют управлять следующими транспортными средствами:
- легкими квадрициклами;
- мопедами;
- скутерами.
Объём двигателя не должен превышать 50 кубических сантиметров. Если показатель больше, потребуется оформить права категории А.
Если транспортное средство, которым владеет гражданин, подходит под вышеуказанное описание, для вождения потребуется обзавестись правами категории М.
КвадрИциклы и квадрОциклы в чем разница
Все обладатели прав с категорией «М» не долго радовались своему счастью, когда узнали, что полноценная внедорожная техника, имеющая малый объем двигателя, в эту категорию не входит. А значит управлять ею им запрещено по закону.
Обратите внимание! Чтобы управлять квадрОциклом вам нужна категория ВУ, которая разрешает управлять трактором! И она обозначается, как «А1».
Объясняем, в чем состоит отличие:
- у квадрицикла сиденья подобны автомобильным и располагаются они под прямым углом;
- конструктивной особенностью квадрицикла является крыша (и то в некоторых случаях она отсутствует);
- все 3 педали (сцепления, тормоза и газа) расположены в нижней части кабины;
- в квадрИциклах — рулевое колесо, а в квадрОциклах — руль, как на мотоциклах.
Права категории М при наличии категории В
В соответствии со статьей 25 ФЗ №196, лицо, получившее категорию B, имеет право управлять автомобилями, вес которых доходит до 3,5 тонн. При этом пассажирских мест в машине не может быть больше 8. Если человек получил вышеуказанную категорию, он имеет право управлять скутером, не открывая дополнительно категорию М. Такое правило отражено в пункте 7 статьи 25 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года.
Категория М не всегда автоматически открывается при наличии категории В и выше. У лиц могут присутствовать противопоказания к управлению транспортными средствами подобного вида. В этом случае во время медицинского освидетельствования проставляется соответствующая отметка.
Подкатегория С1
подкатегория «С1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов; автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
К подкатегории С1 относятся средние грузовики, разрешенная максимальная масса которых находится в интервале от 3,5 до 7,5 тонн.
Также эта подкатегория позволяет перевозить и легкий прицеп (до 750 кг).
Водители, имеющие основную категорию С, могут управлять и транспортными средствами подкатегории С1.
С1Е
подкатегория «С1Е» — автомобили подкатегории «С1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
Также существует и дополнительная подкатегория C1E, которая позволяет управлять автомобилями подкатегории С1 с тяжелыми (более 750 кг) прицепами. При этом суммарная разрешенная максимальная масса грузовика и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Водители, имеющие старшую категорию CE, могут управлять и транспортными средствами подкатегории C1E.
Разница между категорией М и А
Помимо категории М, можно получить права А и А1. Разница между категорией М и А; А1 вытекает из положений статей 25-26 ФЗ №196. Основное отличие состоит в объеме двигателя. Лицо должно будет получить водительское удостоверение категории:
- М. Если будет осуществляться управление лёгкими квадрициклами и мопедами, объем двигателей которых не превышает 50 кубов. Получить права могут лица, достигшие 16-летнего возраста.
- А1. Предоставляет доступ к управлению легкими мотоциклами с объемом двигателя до 125 кубов. К управлению допускаются лица в возрасте 16 лет.
- А. Распространяется на классические мотоциклы. Их можно доукомплектовать боковой коляской. Транспортные средства доступны к управлению после достижения 18 лет.
Новое водительское удостоверение категории М заняло пустующую нишу, которая ранее никак не регламентировалась. Необходимость в осуществлении процесса возникла из-за технического прогресса и усовершенствования современной мототехники. Теперь, выезжая на дорогу, владельцы мопедов обязаны соблюдать все требуемые нормы действующего законодательства.
Подкатегория D1
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов;
Подкатегория D1 позволяет водителю управлять небольшими автобусами, имеющими от 9 до 16 сидячих мест. Также эта категория разрешает использовать легкий прицеп массой до 750 кг.
К данной категории относятся небольшие микроавтобусы, например РАФ-2203 или ГАЗель-3221, которые ранее широко использовались в качестве маршрутных такси. В настоящее время широкое распространение получили микроавтобусы иностранных марок, которые имеют более 16 сидячих мест, и для управления которыми подкатегории D1 недостаточно.
D1Е
Для управления небольшими автобусами с тяжелыми прицепами предназначена подкатегория D1E:
подкатегория «D1Е» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
Обратите внимание, что прицеп, во-первых, не должен быть предназначен для перевозки пассажиров, а во-вторых, суммарная разрешенная максимальная масса автобуса и прицепа не должна превышать 12 тонн.
Отмечу, что водители, имеющие категорию D, могут управлять автобусами подкатегории D1, а водители, имеющие категорию DE, могут управлять автобусами с прицепом подкатегории D1E.
Требования для получения категории М
Требования, которым должны соответствовать лица, желающие получить права категории М, отражены в статье 26 ФЗ №196 от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения». В нормативно-правовом акте говорится, что до сдачи экзаменов допускаются лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста и получившие соответствующее медицинское заключение об отсутствии противопоказаний к управлению мототранспортными средствами.
Дополнительно нужно пройти профессиональное обучение. Программа присутствует в автошколах. К сдаче экзаменов лицо будет допущено через 1-2,5 месяца – именно столько длится обучение на категорию М.
Особенности получения и сдачи экзамена
Чтобы получить права категории М, необходимо продемонстрировать на экзамене следующие знания:
- Правила дорожного движения.
- Техника безопасности управления транспорта категории М.
- Способы общения во время езды.
- Ответственность за управление мопедом без разрешения.
Также нужно продемонстрировать умение управление скутером, а также знания в техническом обслуживании ТС при поломке во время поездки.
Теоретическую часть сдают при помощи компьютера. Максимально допустимое количество ошибок – 2. После сдачи теории кандидат сдает практическую часть на площадке для мототранспорта.
Он должен выполнить следующие маневры под надзором инструкторов:
- Проезд по коридору из установленных конусов с выполнением разгона, остановки и разворота.
- Маневрирование по «змейке».
- Проезд по «колейной доске».
- Заезд на малой скорости – проехать 10 метров более чем за 5 секунд не касаясь ногами земли.
- Проезд по «восьмерке».
При помощи компьютера сдают теоретическую часть экзамена
Нормативная база
Необходимость в получении прав на управление мопедом и скутером возникла в РФ 5 ноября 2013 года. В этот день в ФЗ №196 были внесены коррективы. Особое внимание рекомендуется уделить следующим статьям:
- Статья 25. Основные положения, касающиеся допуска к управлению транспортными средствами.
- Статья 26. Определяет основные условия получения прав.
- Статья 28. Основание для прекращения или приостановления права на управление авто.
Новая категория была обозначена буквой М. Если лицо не выполняет предписание и управляет мопедом или скутером без прав, его привлекут к ответственности. Наказание за езду без водительского удостоверения налагается в соответствии со статьей 12.29 КоАП РФ. Лицо должно будет заплатить штраф ГИБДД.
Цена вопроса
Здесь все индивидуально. Есть несколько факторов, существенно влияющих на итоговую сумму обучения.
- Регион – обучение в крупном городе будет стоить на порядок дороже, чем в небольшом провинциальном городке.
- Учебное заведение – чем больше регалий у школы, тем дороже услуги ее преподавателей.
- Медицинское учреждение, где получена справка.
Единственная «незыблема» цифра – госпошлина за получение прав. Она едина для всех регионов и не зависит от мастерства педагогов.
Стоимость обучения на права категории М
Цена обучения может существенно меняться в зависимости от ряда факторов. В стоимость входят теория и практика, а также последующее сопровождение в ГИБДД. Лицо имеет право получить дополнительные часы обучения. Три основные ценовые категории:
- 7000-10000 руб. Позволяет водителю получить лишь теоретическое обучение. Продолжительность курса варьируется от 1 до 2 месяцев. Все дополнительные услуги оплачиваются отдельно.
- 16000-26000 руб. Ученик сможет получить теоретическое и практическое обучение. Дополнительные услуги в сумму не входят. Продолжительность курса составляет 1,5-3 месяца.
- 24000-30000 руб. Это цена за расширенное обучение на категорию М. Проходят практические и теоретические курсы. Внутри школы сдаётся собственный экзамен. Человеку помогают подготовиться к аттестация в ГИБДД. Провожают вплоть до получения прав. Потребность в оплате госпошлины и медицинской комиссии исчезает.
Стоимость может отличаться в зависимости от региона. Точную цену удастся узнать, обратившись непосредственно в учебное заведение.
Сколько будет стоить обучение?
Точные цифры мы дать проблематично. Так как каждая школа сама устанавливает свои собственные цены, и они могут сильно отличаться в пределах разных регионов. Да и сами автошколы, которые отдельно обучают категории М, на самом деле встречаются не так часто, как хотелось бы. Так что для начала придётся выяснить, есть ли такое в вашем родном городе/районе.
Расходы на госпошлину и оформление мед.комиссии следует учитывать отдельно!
В среднем, цены могут колебаться от 7 до 34 тысяч рублей. При этом стоит отметить, что:
- Теоретический курс обойдётся дешевле всего. Он будет стоить в районе от 7 до 12 тысяч рублей
- Теория + практика, разумеется, обойдётся дороже. Это уже от 13 до 20 с лишним тысяч рублей
- Теория + практика + дополнительные услуги. Некоторые школы предлагают подготавливать к прохождению экзамена и т.д. А вот это уже может обойтись в 25-34 тысячи рублей
В целом не стоит выбирать автошколы, которые предлагают чересчур завышенные или заниженные цены. Как показывает практика, ни те, ни другие не отличаются слишком уж хорошим качеством. Лучше выбрать средний вариант, что более надёжно. А ещё лучше заранее собрать об автошколе, интересующей вас, как можно больше информации.
Необходимые документы для получения категории М
В статье 26 закона «О безопасности дорожного движения» говорится, что допуск к экзаменам на категорию М могут получить лишь студенты, которые:
- достигли определенного возраста;
- завершили профессиональное обучение;
- не имеют противопоказаний по состоянию здоровья.
Все вышеуказанные факты необходимо подтвердить. Потому лицо обязано предоставить документацию ещё на этапе поступления в автошколу. Права на управление легкой мотоциклетной техникой могут получить граждане, достигшие 16-летнего возраста. Для поступления в автошколу потребуется:
- заполненное заявление;
- копия ИНН;
- копия удостоверения личности;
- медсправка;
- фотографии.
Если обучение хочет пройти несовершеннолетний, он обязан предоставить разрешение от родителей. Копия удостоверения личности должна содержать страницы один и два, а также лист с пропиской. Необходимы цветные фотографии. Уголки на изображении не нужны. Рекомендуется выполнять матовые снимки. Заявление оформляется вручную. Оно предоставляется непосредственно в учреждении.
После завершения обучения, предстоит подать бумаги на прохождение экзамена в ГИБДД. Потребуются:
- документ, подтверждающий внесение госпошлины;
- заполненное заявление;
- медицинская справка;
- удостоверение из автошколы.
Что будет дальше?
С каждым годом споры об электротранспорте набирают все большие обороты. Пешеходы считают, что права на электросамокат не решат проблему, как это бывает и с автомобилями. Особенно остро общественность реагирует после ДТП, которые при такой скорости движения электротранспорта могут даже привести к летальному исходу. В таких случаях постоянно вызывают сотрудников ГИБДД, что и привело к актуализации данного вопроса и принятию ряда поправок в ПДД. Ранее представители правопорядка могли только развести руками и вызвать уже сотрудников полиции, чтобы урегулировать вопрос.
Тем временем электросамокаты пользуются все большим спросом. Многие депутаты поддержали инициативу создания специальных дорожек и стоянок, которые только дополнят новые правила и сделают движение электротранспорта более безопасным для общественности.
Как получить категорию М?
Решив получить права категории М, гражданин должен убедиться в том, что соответствует требованиям. Если претендент удовлетворяет их, можно переходить непосредственно к осуществлению задуманного. Для этого необходимо:
- Выбрать автошколу, в которой действует соответствующая программа, и подать заявление.
- Дождаться зачисления на курс, оплатить обучение и пройти теоретические и практические занятия.
- Сдать внутренний экзамен и предоставить необходимый пакет документации в ГИБДД. Потребуется пройти медкомиссию.
- Представитель уполномоченного органа назначит день экзамена. Необходимо посетить место его проведения без опозданий и выполнить поставленные задачи. Обычно экзамен состоит из теории и практики.
- Узнать итоговый результат. Если он положительный, гражданину предоставят права.
Сколько длится обучение в автошколе
Полный курс обучения делится на теорию и практику. Согласно законодательству, на полную подготовку к экзамену уходит 2,5 месяца.
- На теоретические занятия придется потратить не менее 108 часов. Правила дорожного движения едины для всех. Поэтому вам, как и будущим автолюбителям, буду объяснять категории дорожных знаков и то, как правильно читать каждый из них. Также расскажут о работе светофоров и правилах первой медицинской помощи на дорогах. Кстати, раздел «Медицина» зачастую объясняет реальный врач, работающий в скорой помощи катастроф. На такие занятия выделяют обычно часа 4, не больше. Помимо этого, вместе с преподавателем вы прорешаете билеты, которые встретятся на экзамене. По ходу учебы вам будут подробно объяснять, какой билет и как решается. То есть, от вас, по-хорошему, требуется только присутствие и нормальная память.
- Практические занятия вы проведете на автодроме. На вождение отводится, в среднем, 18 часов. Всё зависит от автошколы, где будете проходить обучение. Инструктор научит вас выполнять следующие упражнения: «Габаритный коридор», «Габаритный полукруг», «Разгон – торможение». Другими словами, надо будет тронуться с места на первой передаче скорости в стартовых воротах. Далее проехать по прямой, доехать до контрольной стойки, подать сигнал левого поворота, вытянув левую руку вверх, и, миновав стойку, опустить руку. Аналогично необходимо будет сделать полукруг, переключить скорости с низкой на более высокую и остановиться на финишной линии, подав сигнал.
Также задействуют упражнения «Змейка» (проехать змейкой, объезжая разметочные конусы), «Колейная доска» (проехать прямо по колейной доске), «Движение с малой скоростью» (тут всё понятно) и «Габаритная восьмёрка» (проехать сначала по прямой в габаритном коридоре, затем по траектории восьмерки и вернуться на финиш). Эти же задания предстоит выполнить и на экзамене.
Будьте внимательны. Поскольку инструктор сидит не рядом, а наблюдает за вашим движением, стоя на дороге, он очень хорошо видит любые малейшие погрешности.
Также читайте: Сроки и стоимость обучения в автошколе
Теоретический экзамен в ГИБДД
Претенденты на получение прав категории М должны сдать теоретический и практический экзамен. Они проводятся только при наличии медицинской справки, подтверждающей присутствие допуска к управлению средством повышенной опасности. Во время теоретического экзамена в ГИБДД проверяется:
- знание ПДД;
- освоение положений, касающихся допуска транспортного средства к эксплуатации;
- понимание возможной ответственности за несоблюдение норм ПДД;
- знания по оказанию первой медицинской помощи.
Теоретический экзамен проводится в форме тестирования. На ответы предоставляется 20 минут. В одном билете содержится 20 вопросов. Экзаменуемому предоставляется несколько вариантов ответов. Он должен выбрать верный. Когда установленный промежуток времени завершится, экзамен прекращается. Когда сдача завершена, на экране компьютера высветится результат. Если правильные ответы даны минимум на 18 вопросов, считается, что человек сдал экзамен.
Получение прав: специфика
Для получения прав на мотоцикл вам не придется сдавать традиционный для получения любых других прав экзамен по городу. В случае с мотоциклом инспекторы ГИБДД ограничиваются проверкой теоретических знаний правил ДД. Проверка практических навыков проходит в условиях специальных полигонов и площадок.
До тех пор, пока новоявленный мотоциклист не сдаст теоретический курс, к практическим испытаниям он допущен не будет. Пересдача теории в случае провала допускается через 2 недели.
Часть школ отказывается от набора на курсы по обучению езды на мотоцикле в зимнее время года. Связано это со сложностью дорожных условий. Трудно научить неопытного водителя всем тонкостям вождения на скользкой дороге.
Документы будущего водителя
До тех пор, пока претендент на получение прав не сдаст полный пакет документов, к учебе он попросту не будет допущен.
- Копия паспорта.
- Справка с заключением от медкомиссии.
- 2 фотографии 3х4.
- Заявление.
- Документ, подтверждающий факт успешного обучения в мотошколе.
- Платежка за внесение госпошлины.
- Согласие от родителей – если будущий мотоциклист не достиг 18-летнего возраста.
Порядок оформления водительского удостоверения
Эта процедура тоже имеет свой ход развития событий.
- Проверка подлинности каждой бумажки – будьте уверены, шанс с фальшивыми документами здесь точно не «прокатит»;
- Претендент на получение прав получает допуск к испытаниям;
- Первый этап экзаменов – теория;
- Второй этап– практика на специальном полигоне;
- Получение водительских прав.
Сдача экзаменов: поэтапно
Экзамен делится на два самостоятельных блока: теоретический и практический. Первый предполагает проверку теоретической базы и правил. Второй нацелен выявить практические умения и навыки.
Сдача теоретической части проходит целиком в компьютерном варианте. В ходе проверки на знание ПДД испытуемый отвечает на 20 вопросов. Идеально, если количество ошибок равно нолю.
На испытание отводится 20 минут времени – по минуте на вопрос. При одной допущенной ошибке, ко времени прибавляется еще 5 минут. За эти минуты нужно ответить на дополнительные 5 вопросов из блока, где допущена ошибка.
При допущении ошибок на 2 вопроса ко времени добавляется 10 минут и 10 вопросов. При промахе на 3 вопроса – экзаменуемый отправляется на пересдачу.
Практическая сторона экзамена проходит на свежем воздухе – на полигоне. Здесь все как в школе, за ошибку – минус к итоговой отметке. Достаточно набрать 4 штрафных балла, чтобы «загреметь» на пересдачу.
Минус 1 балл за:
- неподанный рукой предупреждающий сигнал о планируемом торможении;
- позднее торможение перед стоп-линией;
- не включенный ближний свет огней.
Минус 3 балла за:
- заглохший двигатель в начале экзамена;
- несвоевременное переключение с повышенной передачи на пониженную, и наоборот;
- игнорирование нейтральной передачи в момент длительной остановки мотоцикла;
- несвоевременное предупреждение о поворотах.
Минус 5 баллов за:
- заезд и переезд стоп-линии;
- касание земли ногой;
- наезд на оградительный знак;
- игнорирование левого поворотного сигнала;
- значительный недоезд до стоп-линии.
При успешном прохождении всех испытаний ученик переходит в категорию «водитель». Теперь осталось лишь получить долгожданные права соответствующей категории.
Срок действия мотоциклетных прав тот же, что и у автомобильных – 10 лет.
Практический экзамен на получение категории М
Затем проводится практический экзамен в ГИБДД на получение категории М. Во время него оценивается умение трогаться с места, маневрировать, использовать зеркала заднего вида. Проверяются и иные знания, которыми человек должен обладать для использования транспортного средства. Весь комплекс упражнений состоит из 3 частей. Если человек выполнил их все, считается, что он сдал экзамен. На пересдачу направляются лица, которые не выполнили упражнения.
Экзамен не предполагает вождение по городу. Сдача тестирования проводится после того, как человек прошёл обучение в лицензированной автошколе. Самоподготовка недопустима. Водительское удостоверение категории М предоставляется лишь после того, как человек успешно прошел все испытания.
Права на мотоцикл: можно ли обойтись без них?
Закон непреклонен. Если вы не собираетесь вечно сидеть за рулем велосипеда, а планируете хоть изредка пересаживаться за руль хотя бы мопеда, права необходимы. И это не прихоть инспекторов ГИБДД и мотошкол, желающих «вытянуть» из вас побольше денег.
Квалифицированный водитель, прошедший обучение, четко знает, как вести себя в той или иной дорожной ситуации. В то время как «бесправный» водитель лишь догадывается о правильности своего поведения на дороге. И хорошо еще, если такое вождение закончится лишь штрафом и изъятием двухколесного коня.
Даже не надейтесь, что слабенький движок вашего скутера станет смягчающим обстоятельством при встрече с сотрудниками ГИБДД. Возрастные ограничения тоже никто не отменял.
Зато владельцы кроссовых мотоциклов могут спокойно выдохнуть. Им штрафы и изъятие транспортного средства за езду без прав не грозят. Но до тех пор, пока они остаются на территории спортивных треков.
Причина «поблажки» простая, кроссовый мотоцикл относится к категории спортивного инвентаря. И до тех пор, пока его обладатель гоняет по грунтовому покрытию треков, он не нарушает никаких правил.
Как выглядят права категории М
Информация на правах содержится с 2 сторон. На лицевой располагаются сведения о водителе. На обратной наносится расшифровка категории удостоверения нового образца. Здесь отмечаются разновидности транспортных средств, управление которыми допустимо.
В верхней части лицевой стороны ВУ содержится название документа, а также данные о том, на территории какого субъекта он был предоставлен. С левой стороны располагается фотография. Она должна быть цветной. Съёмка проводится без головного убора и очков. Размер фото составляет 3 на 4. Если у водителя присутствуют проблемы со зрением, фотографировании могут выполняться в очках. Однако они должны быть без тонированных стекол. Съёмка в головном уборе допустима, если человек носит его по религиозным соображениям.
Под фотографией располагается роспись. Она должна совпадать реквизиту в паспорте. Справа фиксируется ФИО и дата рождения. Сведения вносятся на русском языке. Дублируются на английском. С правой части располагаются сведения об учреждении, выдавшем удостоверение. Затем фиксируется серия и номер. Дополнительно отражается регион проживания. Ниже отмечаются категории, присвоенные водителю, здесь также указывается категория М.
На обратной стороне в левой части документа фиксируется штрих-код. В нём закодирована информация о гражданине. Всё остальное место занимает таблица с категориями. Дополнительно прописывается срок действия категории. Допустимо внесение дополнительной информации под таблицей. Обычно в этом месте фиксируется водительский стаж гражданина.
Можно ли ездить на электросамокате без прав?
В том случае, если используется маломощный электросамокат, права не него не требуются. Он приравнивается к велосипеду и может использоваться так же, как и данное транспортное средство. Поэтому предварительно нужно ознакомиться с техническими характеристиками самоката.
Представители ГИБДД уже определились с административной ответственностью за вождение без прав. Таких водителей ожидает:
- оплата штрафа в размере от 5 до 15 тыс. рублей;
- запрет на управление транспортным средством на определенный период;
- доставка электросамоката на штрафстоянку.
Сотрудник ГИБДД может остановить на проверку любой электросамокат независимо от того, с какой скоростью и где он ехал в конкретный момент, если данная модель приравнивается к мопеду. Если авария произошла в пешеходной зоне с участием обычного электросамоката, происшествие разбирается как конфликт между пешеходами, а не как ДТП.
Нюансы
Проходить медкомиссию необходимо до того, как человек отправится на обучение в автошколу на категорию М. Врач имеет право ограничить лицо в некоторых действиях или отказать в оформлении прав из-за медицинских показаний. В результате появляется риск потратить деньги впустую. Средняя стоимость обследования составляет порядка 2.000-2.500 руб.
Выезжая на дорогу, человек обязан соблюдать правила езды на мопеде. Они отражены в ПДД РФ. Категорически запрещено садиться за руль в состоянии алкогольного опьянения. Водители мопедов обязаны передвигаться по правому краю проезжей части или велосипедной дорожке. Необходимо объезжать троллейбусы и трамваи.
Категорически запрещено держаться за руль одной рукой, пересекать дорогу по пешеходным переходам, перевозить детей без специальных устройств, а также принимать участие в буксировке. Перевозка крупногабаритных выступающих предметов также недопустима.
Требования к водителю
- Будущий водитель должен быть здоров, соответствующую справку получают до начала учебных курсов. Будет обидно пройти курс в мотошколе и оказаться негодным по здоровью.
Проходя медосмотр предупредите медицинскую комиссию о желании открыть категорию «М». Если этого не сделать, категория не появится в ваших правах. Управлять мопедом вы не сможете.
- Достижение определенного возраста – каждая категория имеет возрастные параметры;
- Прохождение обучения в мотошколе, соответствующее необходимой категории.
Категории водительских прав, которые будут открыты автоматически при замене
Основная категория | Категории открываются автоматически |
A | M, A1, B1 (только ТС мотоциклетного типа) |
B | M, B1 (кроме ТС мотоциклетного типа) |
BE | M |
C | M, C1 |
CE | M, C1E |
D | M, D1 |
A1 | M |