Обновлено: 28.02.2021 15:52:12
Эксперт: Борис Владимирович Филатов
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Легкие и надежные мотоциклы требуются для длительных гонок по пересеченной местности. Эндуро привлекает к себе начинающих байкеров свободой передвижения, стильным внешним видом, доступной ценой. Мотоцикл прощает ошибки новичкам, а при падениях и прыжках редко выходит из строя. Исторически эндуро тесно связаны с мотоспортом, но в ходе эволюции появились различные модификации для езды по городу, проселочным дорогам и т. д. С помощью наших экспертов постараемся выделить главные критерии подбора этого байка.
Мотоцикл лучше!
Автомобиль, конечно, комфортный вид передвижения, имеет массу плюсов, но никогда не заменит мотоцикл. «Что лучше?» — вечный спор, как у лыжника со сноубордистом в фильме «Ёлки». Но любое авто в этом споре застрянет на первой кочке. Есть, конечно, вопросы к байку по части зимнего катания, но есть и неоспоримые преимущества:
- высокая скорость и маневренность — как ни крути, но в пробках и на бездорожье байк выглядит более полезным транспортом;
- гараж для мотоцикла — насколько меньше требуется места для мотоцикла, видно невооружённым глазом;
- цена — если не брать навороченные модели, стоят моцики гораздо дешевле автомобиля;
- бензин — его потребуется гораздо меньше для прохождения такого же расстояния на авто;
- техобслуживание — менее прихотлив по части ремонта, обслуживания, запчасти также стоят меньше автомобильных;
- стиль и красота — мотоцикл любит отчаянных, сильных, молодых духом, вот почему байкеры нравятся девушкам.
Байки двойного назначения
Мотоциклы, предназначенные для обычных и преодоления плохих дорог, езды при полном их отсутствии, относятся к классу «эндуро» (endurance англ. — выносливость). Эндуро — один из первых внедорожных мотоциклов. Вся мотоиндустрия началась с него. Асфальт в начале ХХ века был редкостью, поэтому нужен был транспорт, умеющий ездить по камням, грязи, целине, лесу. При этом важно, чтобы техника не развалилась на очередной кочке и не достала водителя тряской. Так появился мотовид эндуро.
Сейчас эти байки подразделяются на туристические и гоночные. Туристы не очень быстро катаются на дальние расстояния по грунтовке и лёгкому бездорожью. Гоночные умудряются носиться по вертикальным скалам, победить болото, не завязнуть в песке, но на асфальте — это слон в посудной лавке.
Особенности эндуро таковы:
- Конструкция:
- для езды по кочкам и неровностям подвески сделаны длинноходными;
- руль — высокий с перемычкой, защита рук присутствует;
- рама полудуплексная (кольца прочности объединены);
- переднее крыло увеличено в размерах.
- Колёса: протектор имеет рисунок, помогающий катанию и по асфальту, и по грунтовке. Литьё не приветствуется — лучше спицы.
- Двигатель: основная масса работает на одном цилиндре, туристические (от 650 см3) — двухцилиндровые V-образные. Исключение — байки Yamaha и BMW.
Несколько важных отличий спортивного байка от прогулочного:
- у «спортака» нет фары;
- заводится кикстартером;
- не имеет права кататься по проезжей части.
Разновидности «бытовых» эндуро
Основу конструкции составляют мощный движок, лёгкая рама, прогрессивная подвеска, удобная посадка пилота. Не спортивные виды этих мотоциклов регистрируются, как транспортные средства и могут спокойно катать по улицам и автобанам, предусмотрена рамка для навешивания номерного знака.
Конечно, эти байки снабжены более тихими глушителями, чтобы не грохотать в населённых пунктах. У них заднее колесо на дюйм меньше, чем у кроссового. Но есть некоторые технические отличия и между разными «эндуриками».
- Хард-эндуро — кроссовый байк, приспособленный для использования в несоревновательной жизни. У него спортивная направленность, жёсткие подвески, но есть фары, приборная панель, электростартер, боковая подставка, стоп-сигнал. По кубатуре выпускаются от 400 до 650 см3, бывают с воздушным охлаждением. На таком мотоцикле можно проехать по лесной чаще, горам, песчаным участкам, преодолеть водные преграды (болото, устье реки, лужи). По причине большой схожести со спортивным кроссером, могут возникать проблемы с ГАИ.
2. «Софт» (гражданский) — от кросса отличается мягкими подвесками, возможностью сидеть вдвоём, резиной двойного назначения, наличием багажника, мощным тормозом, аккумулятором и изменённым двигателем. Объём двигателя от 125 до 650 см3. Здесь не очень важна стремительность, упор сделан на безопасность.
3. «Турист» — агрегат для ралли «Париж -Дакар», долгой езды по бездорожью. У него мощный пластиковый обвес, ветровое стекло, мощный двигатель, большой бак, свет, позволяющий двигаться в тумане, удобное сиденье, багажное место. Но этот дальнобойщик имеет больший вес и меньшую проходимость. Управлять такой техникой может только опытный пилот.
4. «Паркетный» (полупроходимый) — возможность ездить по хорошим и плохим дорогам одинаково успешно. Этот тип имеет двигатель от 650 до 1200 см3 и вес ∓ 200 кг. Подвески короткоходные, дорожный просвет небольшой, колёса с широкопрофильной резиной и литыми дисками, тормоза мощные, увеличенное ветровое стекло, максимальный обвес. Двухместное удобное сиденье, багажники с кофрами.
Двигатель KTM 690 Enduro R 2022
Модель KTM 690 Enduro R 2022 года получила последнюю версию двигателя LC4, которая оснащена двумя балансирами для более плавной работы во всем диапазоне оборотов. Инженеры KTM установили один балансировочный механизм перед коленчатым валом, а второй в головке цилиндров, оба приводятся цепью привода ГРМ.
Во время езды по шоссе мотоцикл своей плавной работой больше похож на двухцилиндровый байк, чем на одноцилиндровый – вибраций почти нет. Еще одной особенностью новой модели является механизм полуавтомата КПП, который позволяет плавно переключать передачи без использования сцепления. Электроника KTM имеет два уровня контроля тяги — для бездорожья и для дорог с хорошим покрытием. ABS корректирует свою работу в зависимости от угла наклона мотоцикла, а пультом на левой стороне руля можно выбрать одну из двух карт режимов работы двигателя.
Мы проверили 690 Enduro R на динамометрическом стенде – он выдал 59,2 л.с. и 58,7 н/м. Новый двигатель очень хорош, он выдает обильный крутящий момент и невероятную мощность с плавной подачей. Двигатель LC4 уже на третьей передаче позволяет достичь трехзначных цифр на спидометре. Переключатель карт и кнопка контроля тяги находятся на одном пульте.
Карта 1 имеет больше крутящего момента на низких оборотах, а карта 2 более агрессивна. Карта 1 оказалась хороша в песке и жидкой грязи, а карта 2 лучше подходит для гравийных и грунтовых дорог.
Обновленный 690 Enduro R комплектуется вилкой WP Xplor 48 и амортизатором WP Xplor, которые имеют весь набор настроек. Заводские настройки явно предназначены для агрессивной езды. Задний амортизатор настроен довольно жестко, из-за чего вилка ощущается излишне мягкой, а сам мотоцикл – несбалансированным. Это усугубляется низким расположением руля.
Несмотря на эти особенности, мне удалось найти удобные для меня настройки – я сделал усилие сжатия вилки более жестким на три щелчка. Благодаря этому передняя часть не просаживалась при движении, особенно при агрессивной езде.
Производители и бренды
Явных лидеров на рынке внедорожников не так много, за пальму первенства бьются азиаты и европейцы. Восток пока впереди, список выглядит так:
- Kawasaki — японский концерн, крупнейший производитель мототехники и экипировки;
- BMW — немецкий бренд, где всё собирается вручную, готовые модели проверяются компьютерной диагностикой основных параметров;
- Suzuki — уникальное японское качество и высшие технические показатели;
- Yamaha — ещё одна японская корпорация занимается исключительно лёгкими резвыми мотоциклами;
- Honda — компания, выпускающая не очень бюджетные, но очень качественные агрегаты;
- КТМ (Kraftfahrzeuge Trunkenpolz Mattighofen Sportmotorcycle AG) — австрийский бренд, выпускающий, в основном, спортивные эндуро.
Некоторые модели мотоциклов, рекомендуемые для Эндуро
Suzuki DRZ400S
(тот же Kawasaki KLX400). Машина классная, но тяжелая и весит очень много. Дешевые запчасти после продажного, пуленепробиваемый мотоцикл действительно хорош. Карбюратор, 5 ступенчатая коробка, с завода предусмотрен для легальной езды по дорогам общего пользования.
Suzuki DRZ400E
тот же мотоцикл, но немного легче и с производительностью. Все еще очень хорош. В основном разгромленные предыдущими владельцами, трудно найти в хорошем состоянии.
Yamaha xt225
Хороший мотоцикл, но они стоят очень дорого, поэтому вы платите много денег за старый мотоцикл. Технология каменного века, но, насколько нам известно, это один из самых простых мотоциклов для начинающих, и они очень низкие.
Kawasaki KL250 Super Sherpa
В основном те же атрибуты, что и у Yamaha XT225. Низкий, мягкий и удивительный мотоцикл для начинающих.
Honda CRF250L
С завода предусмотрен для легальной езды по дорогам общего пользования. Хорошая подвеска, 6 скоростей, впрыск, тонны дешевых запчастей.
Yamaha WR250R
Легкий, с завода предусмотрен для легальной езды по дорогам общего пользования. Очень надежный, но немного дороже, чем CRF KLX.
Есть еще очень много моделей эндуро мотоциклов пригодных для новичков. Но к сожалению весь список мы не можем внести.
Европейские модели
Европейские производители изо всех сил стараются не отставать от своих конкурентов из Японии и Китая. И даже несмотря на то, что Европа не может похвастаться таким же обширным ассортиментом, в их модельных рядах по-прежнему можно найти очень даже достойных представителей класса эндуро, причём с удачным соотношением цен и качества. В доказательство тому предлагаем вашему вниманию тройку самых крутых мотобайков из Европы.
KTM 500 EXC-F SIX DAYS
1 300 000 руб.
Мечта каждого мотогонщика. Мощный и выносливый мотоцикл уже неоднократно доказывал своё лидерство на многих международных соревнованиях. Австрийский эндуро приятно удивляет не только своим агрессивным крутым дизайном, но и такими же шикарными характеристиками.
Двигатель объёмом 510,4 куб. см в паре с мягкой подвеской и чувствительным управлением легко выдаёт из себя 41 «лошадку», делая процесс езды невероятно увлекательным и динамичным. Вдобавок эндуро наделён шестиступенчатой коробкой передач, вместительным бензобаком и эргономичным рулевым управлением. В общем, ему точно есть, чем вас порадовать.
9.9 /10рейтинг
Плюсы
- Мощность 41 л. с.
- Бак на 8,5 л
- Оптимальный вес
- Безотказная работа
- Удивительная выносливость
- Шикарный дизайн
- Превосходная управляемость и манёвренность
- Надёжная прочная конструкция
- Отличная тяга даже на низких оборотах
Минусы
- Разве что астрономический ценник
Ducati Scrambler Desert Sled
1 000 000 руб.
Не может не порадовать и наличие самовыжимного сцепления.
Отличный вариант для гонок по бездорожью. У Ducati Scrambler Desert Sled есть масса преимуществ, сделавших его знаменитым. По мнению опытных мотогонщиков, к ним можно отнести качественную универсальную резину, усиленную раму, защищённую оптику и надёжный безотказный двигатель. А главная особенность байка кроется в его моторе, оснащённом защитой картера и L-образной конфигурацией в соответствии с требованиями Euro4.
RACER PANTHER RC200GY-C2
Простой и демократичный по цене «Рэйсер Пантер» как нельзя лучше подойдет для загородных прогулок по умеренному бездорожью: грязевых болот мотоцикл не пройдет, а в остальном показывает достойные результаты.
Удобен эндуро и тем, что позволяет оснастить себя дополнительным багажом и кофрами. Особенностей у транспорта много:
- высокая посадка гонщика;
- низкий расход бензина;
- маневренность и послушание;
- мягкая подвеска;
- наличие ПТС.
Покупая Рэйсер Пантер, вы приобретаете эндуро с такими техническими характеристиками:
- 1-цилиндровый и 4-тактный мотор;
- объем в 200 кубов;
- мощность – 14,3 л. с.;
- пусковая система – стартер электрического типа;
- вместительность бака – 10 литров;
- вес – 118 кг;
- параметры: 2070/770/1160 мм;
- МКПП – 5-ступенчатая;
- предельная скорость – 120 км/ч;
- расход на 100 км – 3 литра;
- масса допустимой нагрузки – 150 кг.
Китайская модель практически идентична японской Honda XR 125, однако получилась более мощной и приспособленной к функциональным особенностям эндуро. RACER Panther RC200GY-C2 настолько превзошел «Хонду», что последний сняли с производства в 2013 году – тогда же, когда был выпущен конкурентоспособный «китаец».
Стоимость эндуро RACER Panther RC200GY-C2 составляет 70 000 рублей.
Смотрите видеообзор RACER Panther RC200GY-C2 в видео ниже:
Тест-драйв данного эндуро представлен в следующем видео:
Лучшие люкс мотоциклы эндуро
Профессиональные байки отличаются повышенной мощностью, прочностью рамы и элементов ходовой системы. Они предназначаются в первую очередь для участия в состязаниях. Лучше сделать выбор в пользу одной из двух моделей.
DUCATI SCRAMBLER DESERT SLED
Полноценный эндуро байк для гонок по бездорожью. К положительным чертам модели относятся: универсальная резина, защитное покрытие на оптике и рама повышенной прочности. В основе байка заложен L-образный двигатель, выполненный в соответствие с требованиями Euro 4, с объемом 803 см3 с вспомогательной защитой картера. Также на помощь водителю во время заездов пришло самовыжимное сцепление.
Плюсы
- все необходимое для передвижения по бездорожью;
- мощный двигатель;
- 6-ступенчатая коробка передач;
- современный дизайн;
- есть оптика и элетростартер.
Минусы
- относительно высокая стоимость обслуживания;
- дороговизна модели.
DUCATI SCRAMBLER DESERT SLED – удачно сочетает в себе характеристики магистрального и внедорожного мотоцикла.
ZERO FX
Один из первых представителей класса эндуро, работающих от электричества. Электробайк визуально мало отличается от классических мотоциклов, но в плане богатства комплектации и обилия электроники он значительно превосходит конкурентов. Правда, он не рассчитан на поездки по сложному бездорожью. Это экологический транспорт, которому место на магистралях или легкой пересеченной местности. В нем установлен мощный электрический мотор на 46 л. с., а вес составляет 131 кг.
Плюсы
- экологическая чистота;
- не нужно посещать заправки;
- мощный мотор на 46 л. с.;
- экономичность передвижения;
- есть уникальное приложение для управления со смартфона.
Минусы
- небольшая автономность – батареи хватает на 66 км;
- слабые тормоза, на высокой скорости быстро остановиться не получится.
ZERO FX относится к первопроходцам среди электробайков эндуро, поэтому нельзя требовать от него тех же характеристик, что от профессиональных мотоциклов.
Loncin LX 250GY-3
Loncin LX 250GY-3 – шустрый мотоцикл типа эндуро, который придется по карману даже тем, кто практически скован в средствах. Покупатель станет обладателем достойного «партнера» на пути по бездорожью. Нет смысла говорить, что асфальтированное покрытие мотоцикл проходит легко и маневренно.
Сдержанный стиль с правильной плавной геометрией в формах делает Loncin LX 250GY-3 обманчивым для окружающих. На самом деле этот скромный по внешним данным байк показывает конкурентоспособные показатели на гоночных трассах.
Техническое оснащение мотоцикла:
- габариты: 2190/800/1440 мм;
- клиренс – 285 мм;
- сухая масса – 150 кг;
- вместимость топливной емкости – 9 литров;
- мотор одноцилиндровый в 4 такта;
- объем двигателя – 250 куб. см;
- мощность – 18 л. с;
- МКПП – 6-ступенчатая;
- на 100 км расход в 2,5 литра;
- максимальная скорость – 110 км/ч.
Бюджетный Loncin LX 250GY-3 поспособствует лучшему обучению езды по бездорожью, но в выполнении трюков он несколько слабоват. Особенностью этой модели является то, что он не требует обязательной регистрации, если его использовать исключительно в условиях отсутствия дорог.
Приобрести данный мотоцикл можно за 120-130 тысяч рублей.
Смотрите видеообзор и тест-драйв эндуро Loncin LX 250GY-3:
Рейтинг лучших мотоциклов Эндуро – наша 10-ка лучших
В нашем рейтинге «ТОП-10 лучших мотоциклов Эндуро» представлены мотоциклы разных ценовых категорий. Кроме того, мы постарались учитывать сложность трассы, которую способна преодолеть та или иная модель (5 – самая простая, 1 – наивысший уровень сложности).
KAYO T2 250
Один из самых лучших вариантов для новичка. 4-тактовый двигатель обеспечивает оптимальную для неопытных мотолюбителей мощность, а идеальное соотношение «цена-качество» делает этот агрегат одним из самых популярных среди молодых гонщиков. Вес мотоцикла – 105 кг, объем топливного бака – 9 л, высота по седлу – 89 см. Конечно, для более опытных наездников этот кроссовый байк окажется немного слабоватым, но для универсального использования на первых этапах обучения – самое то.
Honda Transalp XL600V
Этот Эндуро-байк прекрасно подойдет как для умеренного бездорожья, так и для дорог общего пользования. Выпускается Honda Transalp XL600V с 1987 года, но даже модели конца 90-х вполне жизнеспособны и по сегодняшний день. Это надежный, экономичный, мощный агрегат с хорошей управляемостью. Более новые модели максимально адаптировались под езду по дорожному покрытию, поэтому Honda Transalp XL 600V 1997 года выпуска – один из последних «бездорожных» вариантов.
Honda AX-1
Этот японец впервые попал на рынок в 1987 году и пользовался неплохой популярностью вплоть до снятия с производства в 1994 году. Honda ax-1 прекрасно справляется как с умеренным бездорожьем, так и с обычным асфальтом. Особое внимание стоит обратить на надежность этой модели – производители заявляли (а многие мотолюбители проверили это на себе), что этот Эндуро-мотоцикл может проехать около 100000 км без необходимости капитального ремонта двигателя, что можно считать весьма хорошим показателем. Емкость бака – 9л, высота по седлу – 81 см, стальная рама.
Yamaha XT660R
Идеальная лошадка для умеренного бездорожья. Японское качество дает о себе знать – качество сборки на высоте, ходовые показатели – на «отлично». Стальная рама, топливный бак – 15л, общий вес – 181 кг, высота по седлу – 85 см. Модель перестали выпускать в 2016 году, поэтому с новыми запчастями может возникнуть проблема. При этом можно купить б/у мотоцикл на запчасти.
Honda XR250R
Старт производства – 1981 год. Ежегодно компания привносила определенные новшества в дизайн и конструкцию байка, благодаря чему его ходовые качества регулярно улучшались. С 2007 года модель снимают с производства, но ее популярность не уходит. Благодаря высокой надежности и отличным рабочим показателям этого агрегата Honda XR 250R пользуется неплохим спросом и сегодня. Опытные мотолюбители (которым есть с чем сравнивать) утверждают, что агрегат вполне достойный, при этом есть вопросы по расходу топлива. Также этот Эндуро байк не слишком приспособлен для езды по обычным дорогам.
Suzuki DR-Z 400
Это поистине универсальный солдат в плане географии путешествий. Производитель позаботился о том, чтобы у покупателей был выбор – купить байк исключительно для бездорожья (версия Е), или же остановиться на более универсальном варианте (версия S).
Качество и невероятная популярность этого Эндуро-байка подтверждает тот факт, что модель до сих пор производится в штатном режиме. Конечно, с 2000 года Suzuki DRZ 400 претерпел несколько рестайлингов, но от этого хуже он не стал – скрупулезные японцы продумывают все до мелочей, поэтому каждая новая версия получается лучше предыдущей.
Стальная рама, регулируемые спортивные подвески, вес –119 кг (для новичка это, прямо скажем, немало), бак на 10 л, высота по седлу – 94 см (больше подойдет для высоких ребят).
Geon 250R
Первый и единственный «китаец» в нашем рейтинге. Стоит отметить, что этот мотоцикл создает первое впечатление весьма достойного агрегата, однако на деле эйфория от покупки проходит достаточно быстро, так как «Китай» есть «Китай». Пока байк новый, он отлично отрабатывает потраченные деньги – мощность, производительность, экономичность. Но со временем, выработав свой ресурс, начинают хандрить движок, подвеска и ходовая часть. Вообще, качество сборки оставляет желать лучшего. Но, стоит отдать должное цене – за 1500$ можно купить практически новый байк, откатать на нем 1-2 сезона, набить шишек, подтянуть навыки вождения и ремонта. А уже потом пересаживаться на дорогой мотоцикл из Японии или Европейцы.
KTM 690 Enduro R
Эндуро мотоцикл австрийского бренда считается одним из лучшим в своем классе. Стильный внешний вид, мощность, производительность, надежность – вот самые основные характеристики этого кроссового байка. Этот Эндуро можно назвать по-настоящему универсальным – он одинаково уверенно чувствует себя как на обычных дорогах, так и на любом бездорожье. Но цена, прямо говоря, кусается – за новую модель 2019 года придется выложить не меньше 13000$, что же качается б/у вариантов – можно найти байк за 5000-7000$.
Yamaha WR 250F
Агрегат оснащается алюминиевой или стальной полудуплексной рамой, 5 или 6-ступенчатой коробкой передач, подвеска (как передняя, так и задняя) полностью регулируемая, высота по седлу – 98 см, емкость бака – 7-10 л, вес мотоцикла – 115-136 кг. Модель производится с 2001 года по настоящее время, внешний вид и рабочие характеристики постоянно совершенствовались, поэтому на данный момент этот мотоцикл полностью отвечает требования профессиональных участников эндуро-соревнований.
Что из себя представляет мотоцикл Эндуро?
Enduro – один из видов мотоспорта, предполагающий езду по бездорожью, а также на специально оборудованных трассах. Для участия в таких соревнованиях используются специальные кроссовые мотоциклы – лёгкие, с прочной рамой, надежной подвеской и мощным мотором, приводимые в действие кикстартером (заводится с ножки).
Изначально эти агрегаты разрабатывались специально для гонок, поэтому в конструкции большинства из них отсутствовала излишняя электроника и светоэлементы, однако со временем спрос на эту технику привел к тому, что на рынке появились модели Эндуро, прекрасно приспособленные для езды по самым обычным дорогам.
При этом суть конструкции не изменилась, но добавили фары, некоторые элементы электроники, а также ручной стартер.
На сегодняшний день все мотоциклы Эндуро можно классифицировать следующим образом:
- Хард-эндуро
. Эти модели наиболее приближены по конструкции к своим предшественникам – кроссовым мотоциклам – однако имеют значительные доработки в виде световых элементов, дополнительной электроники, ручного стартера, а также возможностью оформления паспорта транспортного средства для движения по дорогам общего пользования. - Софт-эндуро
. Данный тип мотоциклов прекрасно адаптирован для езды по умеренному бездорожью и подойдет для любителей охоты и рыбалки. Легкие и маневренные софт-эндуро позволят без труда преодолевать небольшие препятствия в виде ям или кочек, а также отлично чувствовать себя на дорожном покрытие любого качества. - Туристические Эндуро
. Любители дальних путешествий несомненно оценят эти комфортные и удобные мотоциклы. В отличие от кроссовых байков, туристические Эндуро характеризуются более внушительными габаритами и большей массой. По этой причине на них вряд ли можно преодолевать серьезные преграды и препятствия на пути. В то же время эти агрегаты оснащаются мощными двигателями и хорошими подвесками, благодаря чему позволяют переводить грузы и пассажиров. Главный плюс этих мотоциклов – возможность установки дополнительного оборудования: ветровых стёкол, фар, защитных элементов, навигационных приборов.
Ходовая часть этих Эндуро очень прочная, подвеска – неубиваемая. Малый вес мотоцикла обеспечивает отличную маневренность и проходимость. Мощный двигатель позволяет с одинаковым успехом преодолевать даже самые серьезные преграды на пути или же двигаться по ровному дорожному полотну. Однако, владельцам данных агрегатов следует быть готовыми к необходимости частого обслуживания из-за малого ресурса мотора.
Лучшие эндуро из Китая
Не секрет, что китайские производители давно и планомерно захватывают рынок. И если лет 30 назад из Поднебесной приезжали только низкокачественные подделки, то сегодня это вполне достойные продукты, способные конкурировать с японскими и европейскими брендами. Но неизменным остается одно – максимально демократичная цена.
BSE J5-250E
★ Достойное водяное охлаждение Страна: Китай Средняя цена: 214 000 руб. Рейтинг (2022): 4.6
Еще один малоизвестный китайский бренд, быстро завоевывающий популярность. В линейке эндуро у производителя есть только две модели, и отличаются они мощностью двигателя и объемом. В данной версии установлен 250 кубовый мотор мощностью 27 лошадиных сил. Этого вполне достаточно для гонок и небольших прыжков, но учитывая малоизвестность производителя, следует понимать, что в случае поломки каких-то деталей, найти их в продаже будет не просто. Поэтому не стоит слишком сильно нагружать свой байк. Все-таки это не полноценный кроссовый мотоцикл, и в реальных соревнованиях он не участвует. Зато для покатушек и путешествий самое то, да и цена радует, а это уже огромное преимущество.
ZERO FX
★ Полноценный эндуро с электродвигателем Страна: Китай Средняя цена: 300 000 руб. Рейтинг (2022): 4.7
Мотоциклы класса эндуро не отличаются высокой мощностью. Как правило, в них устанавливаются 250 кубовые моторы, а такую мощность вполне способен выдавать и электрический двигатель. Перед нами полноценный электро байк. Конечно, от классического эндуро здесь только внешний вид. В кроссах на нем не поучавствуешь. Зато можно комфортно перемещаться по городу. Скорость вполне достаточная, и нет выхлопных газов, а также присущего мотоциклам этого класса рева двигателя. Проще говоря, это лучшая техника для тех, кому просто нравятся кроссовые байки, но они не собираются участвовать в соревнованиях и гонять по пересеченной местности, совершая немыслимые кульбиты.
GR GR7
★ Самая достоверная реплика из Китая Страна: Китай Средняя цена: 290 000 руб. Рейтинг (2022): 4.7
Китайские производители славятся своими репликами, то есть копиями известных брендов, и перед нами одна из них. Это аналог популярного байка из Швеции, который мы рассмотрим чуть ниже, и в отличие от него цена здесь вполне демократичная. Да, это всего лишь реплика и следует это понимать с самого начала. Не стоит возлагать на подобную технику больших надежд, да и по мощности она уступает оригиналу. Однако здесь не только есть необходимое для езды по городу или пересеченной местности, но и ходовые характеристики на высоте. Все испытания байк проходит на сто процентов, что подтверждают многочисленные тесты и пробеги, которые легко можно найти в сети.
Kayo T2 250
★ Много обвесов и полезных мелочей Страна: Китай Средняя цена: 135 000 руб. Рейтинг (2022): 4.8
Эндуро не отличаются мощными двигателями. Тут в них просто нет необходимости. 250 кубов является нормой и перед нами именно такой байк, выдающий мощность 27 лошадиных сил. Это малоизвестный китайский бренд, который быстро завоевал популярность. Самое привлекательное здесь – цена, но и характеристики мотоцикла более чем отличные. На нем можно легко совершать спортивные заезды и небольшие прыжки. Но многого ожидать не стоит. Все-таки это байк для начинающих спортсменов, хотя как утверждают тестировщики, все показатели у него в норме. В частности упругость подвески и ходовые характеристики. Также порадует наличие разных полезных мелочей, которые идут в комплекте, но познакомиться с ними лучше на официальном сайте производителя.
LIFAN LF200GY-5
★ Лучшая цена Страна: Китай Средняя цена: 64 864 руб. Рейтинг (2022): 4.9
Самый дешевый байк в нашем рейтинге. Да, ожидать от него многого не приходится. Здесь установлен довольно слабый, 15 сильный двигатель объемом всего 200 кубов. Это идеальная техника для начинающих спортсменов или людей, использующих мотоцикл для коротких передвижений по городу. Кстати, компания самостоятельно разрабатывает все детали своего мотоцикла, поэтому служит он гораздо дольше, а найти запасные детали не составляет труда. Проще говоря, это лучший выбор за свои деньги. Производитель превзошел даже своих конкурентов из Китая, и на сегодняшний день это самый недорогой эндуро, который нам удалось найти.
Лучшие мотоциклы эндуро среднего класса
В плане функциональности и качества комплектующих среднеценовая ниша самая оптимальная. В мотоциклах уже нередко используются запчасти от ведущих компаний, которые обеспечивают лучшую проходимость и износостойкость. Все комплектующие легко найти, но и стоят они дорого.
SUZUKI RM-Z450
В байке эндуро от Suzuki идеально сочетается качество и цена, под стать японским моделям. Одно из значительных преимуществ мотоцикла – чувствительность управления. В нем абсолютно отсутствует люфт, а колесо точно реагирует на мельчайшие движения руля. Резкость маневров делает устройство более подходящим для уверенных эндуристов. Это довольно тяжелый мотоцикл на 112 кг с инжекторным типом двигателя и рабочим объемом 449 см³ (53 л. с.).
Плюсы
- неприхотливость в ремонте и обслуживании;
- привлекательный дизайн;
- может преодолевать даже сложные трассы;
- предназначен для гонок по бездорожью;
- качественная сборка.
Минусы
- жесткая подвеска;
- громкий звук мотора;
- излишняя резкость рулевого управления, это и плюс, и минус, но новички часто падают.
SUZUKI RM-Z450 предназначен только для соревнований, в обычной жизни им пользоваться неудобно, нет даже подножки.
HONDA CRF450RX
Это оригинальная модель из Японии в серии «hard enduro», разработанная полностью с нуля. В ней отсутствует оптика для передвижения по городу и прочая второстепенная электроника. Основная задача мотоцикла – соревнования, где уже есть искусственный или солнечный свет. Зато у него есть ножной и электрический стартер. Интересная черта байка в том, что заднее колесо меньше (18 дюймов), а переднее 21 дюйм.
Плюсы
- есть автоматический запуск мотора;
- богатая комплектация;
- высокая скорость разгона (4,2 сек до 100 км);
- прочный корпус, который не боится падений;
- отказоустойчивый мотор.
Минусы
- нет осветительных приборов;
- не очень легко преодолевает каменистые, заболоченные и разбитые участки дороги.
HONDA CRF450RX – узкоспециализированный байк эндуро, которому место на полупрофессиональных соревнованиях.
SHERCO 450 SEF-R
Это модель от известного бренда, который выпускает эндуро мотоциклы исключительно профессионального класса. Гонщики ценят байт за легкость обслуживания, все его агрегаты расположены так, чтобы до них можно было добраться с минимальными усилиями. Замена любых деталей выполняется за несколько минут при наличии лишь набора ключей. Положительной стороной являются и ходовые качества: мотоцикл мощный на 450 см3, маневренный и проходимый. Плюс ко всему еще и стоит на порядок дешевле конкурентов из профессиональной ниши.
Плюсы
- легкость мотоцикла – 109 кг;
- простота ремонта, нередко возможно выполнить в полевых условиях;
- надежная конструкция;
- качественный корпус;
- большие возможности для тюнинга.
Минусы
- в ходовых характеристиках не может сравниться с лидерами рынка;
- узкая специализация – соревнования.
В силу небольшой распространенности SHERCO 450 SEF-R, могут появляться проблемы с подбором некоторых запчастей, хотя большинство из них всегда есть в наличии.
YAMAHA WR450F
Обновленная версия Yamaha WR450F, представленная в 2022 году, стала еще быстрее и легче, чем ее предшественник. Визуально и с технической точки зрения мотоцикл больше напоминает представителя спортивных байков, чему способствует элегантный дизайн. В новой модели производитель улучшил алюминиевую раму, за счет чего без ущерба для прочности удалось уменьшить вес на 10 кг. Одна из особенностей мотоцикла – 5-ступенчатая коробка передач.
Плюсы
- отличная управляемость;
- есть оптика;
- можно использовать для передвижения по городу;
- мощный двигатель на 53 л. с.;
- увеличенная компрессия мотора (12.8 против 12.5).
Минусы
- невысоким людям не слишком удобно ездить на байке;
- резкое управление не прощает ошибки.
Характерная черта байка YAMAHA WR450F то, что он на низких оборотах не едет, но немного увеличив их количество, резко срывается с места. Требует от водителя сноровки в управлении.
KAWASAKI KX450
Это проверенный временем японский мотоцикл, который впервые появился на рынке в 2010 году. С тех пор постоянно принимает участие в соревнованиях и нередко занимает призовые места. Последняя версия от 2022 года лишена основного недостатка предыдущих модификаций – недостаточно гибкие настройки передней вилки. Байк способен выдержать даже сложнейшее бездорожье. Водителям на нем можно не боятся прыжков с большой высоты или падений.
Плюсы
- полный доступ к настройке техники;
- продвинутая регулируемая подвеска;
- много возможностей для тюнинга;
- доступен выбор из несколько режимов эксплуатации двигателя;
- отказоустойчивость.
Минусы
- сравнительно высокая цена обслуживания;
- многие запчасти приходится заказывать.
KAWASAKI KX450 – спортивный байк, на котором можно принимать участие в различных соревнованиях, абсолютно не уступая конкурентам с мотоциклами более высокого класса.
Bison GS250
Стильный дизайн этого мотоцикла эндуро делает его привлекательным для покупателей: спортивный и лаконичный, без лишних обвесов.
Согласно отзывам владельцев этого гонщика, он более пригоден для дорог общественного пользования, в основном из-за протекторного рисунка на шинах. Но и полное отсутствие дорожного покрытия «Бизона» не пугает. Езда по грязи, ухабам и кочкам, прыжки по трамплинам и несложные трюки – все это под силу Bison GS250.
Техническое оснащение мотоцикла:
- 1-цилиндровый 4-тактный двигатель;
- объем – 249 кубов;
- мощность – 16 л. с.;
- запуск электростартером;
- вместительность топливного бака – 14 литров;
- МКПП – 5-ступенчатая;
- облегченный вес – 124 кг;
- максимальное грузовое оснащение – до 188 кг;
- максимальная скорость разгона – 110 км/ч.
Представленная модель распространена на российском моторынке как в базовой, так и в более оснащенной комплектации.
Стоимость «железного коня» не превышает 110 000 рублей.
Loncin LX 250GY-3
Loncin LX 250GY-3 – шустрый мотоцикл типа эндуро, который придется по карману даже тем, кто практически скован в средствах. Покупатель станет обладателем достойного «партнера» на пути по бездорожью. Нет смысла говорить, что асфальтированное покрытие мотоцикл проходит легко и маневренно.
Сдержанный стиль с правильной плавной геометрией в формах делает Loncin LX 250GY-3 обманчивым для окружающих. На самом деле этот скромный по внешним данным байк показывает конкурентоспособные показатели на гоночных трассах.
Техническое оснащение мотоцикла:
- габариты: 2190/800/1440 мм;
- клиренс – 285 мм;
- сухая масса – 150 кг;
- вместимость топливной емкости – 9 литров;
- мотор одноцилиндровый в 4 такта;
- объем двигателя – 250 куб. см;
- мощность – 18 л. с;
- МКПП – 6-ступенчатая;
- на 100 км расход в 2,5 литра;
- максимальная скорость – 110 км/ч.
Бюджетный Loncin LX 250GY-3 поспособствует лучшему обучению езды по бездорожью, но в выполнении трюков он несколько слабоват. Особенностью этой модели является то, что он не требует обязательной регистрации, если его использовать исключительно в условиях отсутствия дорог.
Приобрести данный мотоцикл можно за 120-130 тысяч рублей.
Смотрите видеообзор и тест-драйв эндуро Loncin LX 250GY-3:
ASIAWING LX450 ENDURO
«Азивинг» модель LX450 – мощный эндуро с отличными характеристиками внедорожника и трассового мотоцикла. Он обращает на себя внимание из-за таких особенностей:
- яркий агрессивный дизайн;
- мощный двигатель;
- грязевая резина с глубоким протектором;
- экономичный по расходу топлива.
Техническое оснащение:
- двигатель в 4 такта;
- объем – 499 кубов;
- мощность – 43 л. с.;
- максимальная скорость – 150 км/ч;
- вес – 120 кг;
- запуск электростартером и кикстартером;
- объем бака – 8,5 литров;
- МКПП -6-ступенчатая;
- максимальный вес с нагрузкой – 220 кг.
ASIAWING LX450 ENDURO оснащен надежными подвесками: передняя – телескопическая перевернутая вилка, задняя – моноамортизатор. Тормозная система дискового типа.
Представленный мотоцикл стоит дорого по сравнению с ранее представленными китайскими аналогами – 295-315 тысяч рублей.
Смотрите видеообзор эндуро ASIAWING LX450 ENDURO:
Stels 250 Enduro
Представленная модель китайского производителя без проблем составляет конкуренцию японским эндуро в данном сегменте. Демократичный по цене, неприхотливый в использовании, простой по дизайну и прекрасно выполняющий свои функции – все это про Stels 250 Enduro.
Достоинств у этого двухколесного бездорожника много:
- надежная, но при этом простая конструкция, ремонт которой под силу даже начинающему мотогонщику;
- подвески: передняя – перевернутая телескопическая вилка, задняя – маятник с моноамортизатором;
- мощная тяга при низких оборотах позволяет преодолевать бездорожье на невысокой скорости;
- прочный «обивочный» пластик корпуса выдерживает удары при падении.
Технические характеристики:
- габариты: 2090/815/1200 мм;
- технически допустимая масса мотоцикла – 285 кг;
- четырехтактный двигатель;
- объем двигателя – 225 кубов;
- мощность – 15 л. с.;
- объем бензобака – 15 литров;
- 5-ступенчатая МКПП;
- лимитированная скорость – 130 км/ч.
Stels 250 Enduro экономичен в процессе езды: расход топлива на 100 км – всего 3 литра. Этот показатель позволяет полноценно задействовать мотоцикл в кроссах.
У этого мотоцикла доступная цена в 76-80 тысяч рублей.
Обзор «Стелс 250 Эндуро» представлен в этом видео:
Что же такое эндуро мотоциклы двойного назначения? Отличия от спортивных эндуро
Когда меня просят помочь с выбором эндуро мотоцикла для бездорожья, я всегда сходу задаю несколько важных вопросов, которые помогут определить будущему владельцу необходимый тип того самого эндуро мотоцикла. В-первую очередь, для каких целей нужен мотоцикл и где планируется на нем катать: локальные покатушки выходного дня, так сказать отвести душу, или относительно дальние прохваты, например в горы. Ну и второй вопрос, это конечно же планируемый бюджет.
В случае покатушек «вокруг дома» отлично подойдут эндуро спортивной направленности. Их еще называют кросс-эндуро. Хотя к кроссу, кроме схожего внешнего вида, они не имеют отношения. Это настоящие внедорожники в мире эндуро. Крепкая рама, усиленные обода, ступицы и рули; узкое сиденье, в первую очередь рассчитанное на езду в стойке; небольшой пластиковый бак и отсутствие ненужных на бездорожье элементов, таких как поворотники, задние фонари и очень часто, панели приборов. Эти мотоциклы, как правило, не боятся падений (в меру конечно) и отлично подходят для серьезного бездорожья, камней, бревен и прыжков.
Кстати, на тему китайских спортивных эндуро, у меня есть отдельная статья: ТОП-5 Китайских кросс эндуро мотоциклов
Если же внедорожный мотоцикл нужен для мототуризма и путешествий, а также неспешных поездок по легкому бездорожью, отличным выбором станут эндуро мотоциклы двойного назначения, или еще одно название — дуал-спорт или софт-эндуро. Как правило у мотоциклов такого класса большой бак вкупе с экономичным расходом топлива, комфортное сиденье для дальняков и редкие интервалы обслуживания.
Отличными представителями этого класса можно назвать «великую японскую троицу» — Honda XR250, Suzuki Djabel 250 и Yamaha TTR250, а также их современных визави Kawasaki KLX250S, Honda CRF250L и CRF250 Rally, а также Yamaha WR250 в версии R. Сюда же можно отнести легендарный и пожалуй самый универсальный из всех Suzuki DRZ400, а также современные и очень технологичные KTM 690 Enduro и Husqvarna 701 enduro.
Все эти мотоциклы, это легкие туристические эндуро, созданные для мототуризма и путешествий и не особо то подходящие для хард эндуро. Для жесткого бездорожья они не предназначены. Если же использовать их по назначению, то они подарят массу незабываемых впечатлений и воспоминаний и конечно же разочаруют в хард эндуро, прежде всего из-за немалого веса.
Возможно вам будет интересна статья «Современные софт эндуро Yamaha WR250R, Kawasaki KLX250S и Honda CRF250L»