Сравнительный тест шестью райдерами пяти хард эндуро мотоциклов Beta 430 RR Race Edition 2022, Honda CRF450X 2022, Suzuki RMX450Z 2020, TM Racing EN 450Fi 2022, Yamaha WR450F 2022.
Да-да, без KTM и Husqvarna!
Существует мнение, что внедорожные мотоциклы должны быть предельно лёгкими и простыми. Например, как кроссовые мотоциклы: никакой светотехники, боковых подставок, излишеств типа одометров или больших баков. Но на самом деле это не так: существуют модели, способные на многое, и при этом более удобные (в широком смысле), чем кроссачи. Сегодня поговорим об эндуро.
Взяли пять мотоциклов, пригодных как для гонок на трассе, так и для поездок в поисках приключений. Тест состоял из двух дней: в первый посетили кроссовую площадку (которую, к вящей радости, несколько прибило дождём, так что она была в приличном состоянии). Здесь не было особой жести, просто довольно узкий маршрут, состоящий из прямых отрезков, соединённых поворотами. Во второй день для чистоты эксперимента поехали в сторону, где никто ещё не бывал, и по дороге встретился песчаный участок, каменистое плато, узкая тропа, трамплины, а в довершение всего — немалый холм.
Тест эндуро 2022. Beta RR, Honda CRF, Suzuki RMX, TM EN, Yamaha WR
Кросс и эндуро во многом похожи, но в эндуро нет элементов, а есть направления. В том смысле, что эндуро мотоциклу попадаются настолько различные условия, что сложно найти модель, которая бы со всем справлялась одинаково хорошо. И мотоцикл, идеально себя ведущий, когда на пятой едешь по песчаным дюнам, сильно отличается от мотоцикла, идеально заезжающего на скользкий и гладкий водопад. Тем не менее, очень постарались найти как можно больше вариантов ландшафтов, чтобы всерьёз испытать подопытных.
Кстати, о ландшафтах. Часть эндуро-маршрута, в отличие от кросса, вполне может пролегать и по асфальту.
Чтобы долго не рассусоливать, расскажу, как распределили места. Каждый из шести тестеров расставил мотоциклы по местам с пятого по первое. Сложив оценки каждого мотоцикла, узнали, чего стоит каждый из них. А дальше приводим мнение каждого тестера по каждой модели.
О тестерах. У них разный вес, рост и возраст, но четверо из шести — профессиональные гонщики в эндуро (завершившие профессиональную карьеру), ещё один считает себя любителем среднего уровня подготовки, а последний — продвинутым любителем.
Итак, пятое место — Эндуро мотоцикл TM Racing EN 450Fi 2020
Эндуро мотоцикл TM Racing EN 450Fi 2020
Первый тестер: 5 место
TM Racing EN 450Fi — совершенно из другой серии, чем остальные. Это итальянская модель, её собирают вручную под заказ, и их представления о том, как эндуро должен выглядеть, работать и ощущаться, напрочь отличаются от общепринятых. И я не могу сказать, что это плохие мотоциклы — они просто требуют серьёзного привыкания, и в условиях сжатых сроков это не слишком удобно. Мотор TM имеет олдскульный характер: он медленно раскручивается, довольно вялый на низах и имеет примерно вдвое более мощное торможение двигателем, чем остальные мотоциклы. Судя по графику с диностенда, этот мотоцикл выдаёт очень неслабую мощность, только она вся на верхах. И в отличие от других крутильных моделей (KTM/Husqvarna), TM Racing EN 450Fi не слишком-то быстро раскручивается, и это смущает. Он очень неплохо управляется и не ощущается тяжёлым или громоздким, как некоторые другие. TM Racing EN 450Fi не такой шустый, как Beta, но примерно такой же, как Suzuki, и пожалуй получше Honda и Yamaha в поворачиваемости. Подвеска одновременно комфортная и собранная, но скорее рассчитана на быстрые плавные трассы, чем на дикие ландшафты.
Второй тестер: 5 место
Моё первое впечатление: TM Racing EN 450Fi очень большой, очень сильно вибрирует, а ручка газа поворачивается очень туго. Как и с другими, я спустя какое-то время освоился с TM и неплохо на нём поехал. Отчасти мне мешала его громоздкость, а отчасти — подвеска: жёсткость вилки и амортизатора приводит к тому, что большинство неровностей передаются мне в руки. Очень ощущается вибрация, особенно на верхах. Там, кстати, кроется немалая мощь, но большинство эндуристов так сильно не откручивает, если не соревнуется. Думаю, им стоило бы перенести тягу пониже и поставить в подвески клапана помягче. Мне понравился TM Racing EN 450Fi, просто другие понравились больше.
Третий тестер: 5 место
Я с нетерпением ждал возможности испытать этот мотоцикл, но по итогу не впечатлился. Мне показалось, что TM Racing EN 450Fi тяжёлый и не слишком мощный. Зато у него самое мощное торможение двигателем из всех 450-к, и на нём почти не приходится пользоваться тормозами. Да, и он вибрирует намного сильнее остальных мотоциклов. Подвеска жёсткая, но неплохо работает при агрессивной езде. В целом я ожидал от TM Racing EN 450Fi большего.
TM Racing EN 450Fi 2020
Четвёртый тестер: 4 место
TM Racing EN 450Fi — интересный аппарат. Довольно мощный, но сзади тяжеловат. Не уверен, но возможно, из-за бензобака позади мотоцикла. Кроме того, он пару раз заглох на резком торможении двигателем, и это никуда не годится на узких внедорожных участках.
Пятый тестер: 5 место
Я никогда не ездил на TM Racing EN 450Fi и был рад возможности его испытать. Сразу бросилась в глаза пара отрицательных моментов: стикер на вилке перевёрнут, несколько проводов болтаются неподключенными, возможно, для какой-то опции, но всё равно это несколько смущает. На трассе эргономика неплохая, я быстро привык к нему благодаря хорошему рулю и рычагам. Низы мягкие и позволяют легко маневрировать в узких и сложных местах. Хотелось бы чуть более резкий отклик на газ, потому что ему не хватает связи между правой рукой и задним колесом. Раскрутив его, я ощутил, какой он мощный. В поворотах и на спусках я ощутил, как он сильно тормозит двигателем, и это полностью меняет технику езды и торможения, но я приспособился, и чем дольше я на нём ехал, тем меньше это меня беспокоило. Звук впуска похож на Yamaha, и к нему тоже пришлось привыкать.
Шестой тестер: 5 место
Этот мотоцикл отличается от всего, на чём я ездил. У него есть свой уникальный стиль и необычный характер. Что меня удивило, так это крышка бензобака на правой номерной табличке. Мне казалось, она будет мешаться, когда я буду отклоняться назад, но я её так ни разу и не заметил. Этот мотоцикл показался мне выше остальных, когда я садился на него, но на трассе это не ощущалось. Больше ничего особо удивительного в нём нет. TM Racing EN 450Fi не самый медленный на ходу, но на удивление быстро останавливается, и не благодаря тормозам, а благодаря торможению двигателем. И я не определился, как к этому относиться. Возможно, на крутом спуске это бы пригодилось, но на быстром участке трассы, чуть отпустив газ, сразу ощущаешь, как он замедляется. Что меня действительно напрягло, так это боковая подставка. Когда едешь в стойке, стоя на цыпочках, подставка касается пятки. Я ношу 44й размер обуви, и возможно, в ботинках поменьше это не будет проблемой. Ещё я обратил внимание, что передняя шина довольно гладкая и постоянно пробует соскользнуть вместо того, чтобы вцепляться в грязь.
История появления и развития
Первым шагом к появлению полноценного отдельного спортивного направления стали стандартные технические испытания мотоциклов, проводившиеся практически с самого момента появления двухколесных механических транспортных средств. В частности, самым первым испытанием подобного рода обычно считается endurance run (собственно, заезд на выносливость), проведенный в 1902 году в США на трассе, соединившей Нью-Йорк и Бостон.
Первым по-настоящему спортивным событием стал International Six Day Trial — шестидневные соревнования на бездорожье, проведенные ФИКМ в 1913 году в Англии. Они оказались настолько успешными, что стали проводиться ежегодно (исключением были лишь военные годы), периодически меняя страны. В 1967 году ISDT получил статус чемпионата мира.
К началу 1980-х среди англоговорящих любителей бездорожья и профессиональных гонщиков плотно закрепилось разговорное наименование направления – Enduro, поэтому пришедшая на смену ФИКМ ФИМ в 1981 году решила слегка изменить и название основного соревнования. Теперь оно официально стало именоваться International Six Day Enduro, что гораздо больше соответствовало сути гонок, которые к тому моменту стали напоминать кросс-кантри заезды.
Весьма популярным эндуро было и в СССР, правда, по понятным причинам, называлось оно мотомногоборьем. Первый Чемпионат СССР было организован в 1956. Тогда же главный автомотоклуб страны вступил в ФИМ, и нашим спортсменам открылась дорога на шестидневные гонки мирового масштаба. И, надо сказать, им удалось отлично себя проявить: спортсмены не раз привозили домой золотые медали, причем иногда призовые места занимали участники, управляющие отечественными моделями мотоциклов.
Четвёртое место: Эндуро мотоцикл Suzuki RMX450Z 2022
Эндуро мотоцикл Suzuki RMX450Z 2020
Первый тестер: 4 место
Suzuki RMX450Z меня приятно удивил. По характеристикам он будто бы отстаёт от остальных мотоциклов, но на ходу этого почему-то не замечаешь. Его мощность действительно ниже остальных моделей, но она распределена так, что на нём ехать проще, а главное — на нём проще ехать агрессивнее. Как на менее кубатурном мотоцикле, на Suzuki нужно чуть больше работать газом, но при этом ты управляешь им, а не он — тобой. А путём пары простых доработок (я не скажу, каких, но вы легко найдёте их в Google) из него можно выжать ещё немного мощности. Этот мотоцикл ощущается чуть более игрушечным, чем остальные, из-за маленького бака и тонкого профиля. Благодаря этому он отлично идёт по плавной, но не ровной тропке. Когда едешь по сложному рельефу, вес RMX проявляет себя, а подвеска, несмотря на устаревшую конструкцию, намного лучше подходит для прохода сложных участков на быстром ходу. Для среднестатистического райдера, Suzuki RMX450Z обладает отличным потенциалом, да и для профи, перешедшего в класс ветеранов, это очень неплохой вариант.
Второй тестер: 4 место
Эта старушка давненько не обновлялась, но и сейчас она на удивление хороша. Моё первое впечатление — что мотор придушенный и чахлый, а передок слишком тяжёлый и мешает поворачивать. Спустя некоторое время я привык. Выходное отверстие глушителя диаметром с карандаш, поэтому звук выхлопа не громче электробритвы, но это влияет и на мощность. Двигатель Suzuki RMX450Z определённо самый мягкий из всех, но его вполне хватает на трассе. Он деловито пыхтит на низах в сложных местах, но и неплохо раскручивается, когда заезжаешь на холм или откручиваешь на длинной просеке. Если не планируешь серьёзно гоняться, большая мощность — это прикольно, но не обязательно. В итоге, я понял, что Suzuki RMX450Z и управляется вполне неплохо, если прочувствовать его баланс. Передок действительно тяжеловат, и приходится перемещать вес назад, чтобы облегчить нагрузку на переднюю шину. И как только разберёшься с этим, Suzuki RMX450Z начинает радовать. Он не такой суровый, как прочие, но на финиш ты приезжаешь с улыбкой во весь шлем шириной.
Третий тестер: 4 место
Сперва я не сильно впечатлился Suzuki RMX450Z, он казался несколько устаревшим на фоне остальных. Но со временем он начал нравиться мне всё больше и больше. Он плавный и хорошо управляется. Возможно, несколько медлительный и тяжеловатый для меня, но для большинства вполне пойдёт.
Suzuki RMX450Z 2020
Четвёртый тестер: 5 место
С этим эндуро мотоциклом я так и не поладил. Передок очень тяжёлый и плохо рулится. Звук напрочь задушенный, и я нутром чувствовал, как тяжело дышать двигателю. Мне не понравилось, что нельзя отключить фару — я считаю, что выключатель у неё всё же должен быть. В общем, ничего мне в нём не понравилось.
Пятый тестер: 3 место
На Suzuki RMX450Z я сразу почувствовал себя в своей тарелке, потому что он ощущается как кроссовый засчёт небольшого бака и узкого корпуса. Маленький бак может ограничивать время езды или запас хода, но зато он повышает удобство езды в стойке и управляемость. Подвески Suzuki RMX450Z подошли мне лучше всех прочих, потому что мотоцикл тяжелее остальных, а подвески жёстче. После Yamaha или Honda замечаешь, что он послабее, но для нашей поездки это не было проблемой. Зато на нём можно ехать смелее, а не бояться каждого движения, как на других. Заезжая на холмы, я раскручивал его сильнее, чем другие, но тяги мне всегда хватало.
Шестой тестер: 4 место
Suzuki RMX450Z — нормальный мотоцикл. Вполне можно ехать, он полностью справляется с задачей. Мне очень понравилось, как мягко переключаются передачи, почти как на автомате. Ты просто чуть поджимаешь лапку, и он переключается чётко и продолжает тянуть без возражений. С другой стороны, мне не всегда удавалось сладить с ним, Suzuki RMX450Z пытался подняться в поворотах и не слишком хорошо проезжал в тесных извилистых местах.
Классификация
Существует три основных группы байков этого класса.
Хард
Внешний вид становится поводом для ошибочного отнесения их к спортивным мотоциклам. Действительно, у них много общего — и это не случайно, ведь харды строятся нередко на базе кроссовиков. Однако это абсолютно не значит, что так оно и есть.
От остальных своих собратьев-эндуро хард в первую очередь отличается:
- отменной прочностью ходовой;
- энергоемкостью;
- ударостойкостью деталей и отделки при минимальной массе;
- высокой удельной мощностью в сравнении с другими эндуро и соотношением к весу.
Однако у хардов есть и минусы: измерение ресурса в моточасах, схожее с кроссовыми байками, и более сжатые, чем у «гражданских» мотоциклов, интервалы техобслуживания.
Софт
Этот класс пригоден для езды как по внедорожью на природе, так и по накатанным городским проспектам. Поэтому его часто называют байком двойного применения (англ. Dual-purpose bike) или компромиссным эндуро.
Прекрасный вариант для любителей наслаждаться природой, рыбаков, жителей деревни. Ему не страшны кочки, ямы и другие препятствия.
Сегодня, к сожалению, эта категория у производителей характеризуется явным смещением в сторону асфальтовых мотоциклов.
Туристический эндуро
Комфортен для дальних путешествий, оснащен оборудованием от защитных дуг до систем навигации. Наиболее востребованный класс байков, особенно за рубежом, продажи значительно превосходят другие типы эндуро.
Мощный двигатель и прочные подвески — все это рассчитано на большую загруженность не в ущерб техническим параметрам и ресурсу. Минусом является, пожалуй, только усложнение езды по российскому бездорожью из-за большого веса и габаритов. Все остальное — на высшем уровне.
Покупая эндуро, прежде всего следует исходить из своих целей, финансовых возможностей и наличия опыта.
Третье место: эндуро мотоцикл Beta 430 RR Race Edition 2020
эндуро мотоцикл Beta 430 RR Race Edition 2020
Первый тестер: 2 место
Beta 430 RR Race Edition — это чистокровный гоночный аппарат. Очевидно, что его производит фирма, специализирующаяся на эндуро и не имеющая отношения к мотокроссу. Превосходная тяговитая мощь, плавнейшее сцепление, позволяющее с ювелирной точностью дозировать тягу для идеального зацепа. 430-ка так и зовёт изучить неизведанные места и заросшие тропки, так и говорит «мы проедем везде, неважно, насколько ты хорош». Все остальные мотоциклы в тот или иной момент чихают или изрыгают пламя, а Beta 430 RR Race Edition ровно попыхивает и очень неплохо тащит. Но если её как следует раскрутить — она больше шумит и вибрирует, чем разгоняется. Управляемость превосходная, мотоцикл лёгкий и шустрый, а вес ощущается очень небольшим. Мотоцикл с ювелирной точностью заезжает туда, куда мне надо, и лучше всех откликается на любые воздействия. Подвеска в стоковой форме очень мягкая и комфортная, делающая езду по сложному рельефу приятной и простой задачей, но при езде по песку она скорее всего будет слишком мягкой. Beta 430 RR Race Edition — очень неплохой мотоцикл в плане баланса мощности, управляемости и подвесок.
Второй тестер: 3 место
На конкурсе красоты Beta 430 RR Race Edition бы взяла первый приз. Очень красивый мотоцикл! По первому впечатлению мне показалось, что она предпочитает узкие и медленные маршруты, но оказывается, она отлично проходит и затычные S-образные повороты, а двигатель тащит как трактор на низах. Подвески скорей жёсткие, но комфортные для гонок. Компоненты и комфорт на высоте, у меня не возникло ни одного нарекания на тормоза или сцепление. Жёсткие подвески заставляют жёстче наваливать, и это весело. На пару щелчков мягче — и они идеальны для любых условий. Мотор не очень крутильный, Beta предпочитает тягу на низах и до конца средних оборотов. Достигнув определённой цифры, мотор начинает вибрировать, а шасси будто парализует. В итоге на нём приходится чуть чаще переключаться, но зато этот мотоцикл действительно удобный и весёлый. Пусть Beta 430 RR Race Edition не самый быстрый, но и ущемлённым себя не чувствуешь.
Третий тестер: 3 место
Beta 430 RR Race Edition мне понравилась и очень впечатлила. Я мог бы дать ей и второе место, потому что Beta и Honda для меня шли наравне. Beta 430 RR Race Edition лучше подошла бы для хард-эндуро, она легче, лучше управляется и мощнее. Она чуть неуверенно держит передок на некоторых быстрых участках, но это чертовски весёлый мотоцикл, и выглядит он лучше всех из группы.
Beta 430 RR Race Edition 2020
Четвёртый тестер: 1 место
Этот мотоцикл меня изрядно удивил. В первом же повороте на нём я влюбился! Мне очень понравилось, какой он узкий и шустрый. Beta 430 RR Race Edition достаточно мощный, а его тяга легко дозируется, особенно в сложных местах. И мне очень понравился его баланс, что важно на сложных внедорожных участках.
Пятый тестер: 4 место
Я раньше никогда не ездил на Beta 430 RR Race Edition, но с точки зрения дизайна она десять из десяти. Это единственный мотоцикл с объёмом меньше 450 кубов, и я не знал, чего ждать в плане мощности. В начале заезда на затычном участке мотоцикл вёл себя превосходно, он очень хорошо цеплялся за грунт и при этом отлично управлялся, с лёгкостью справляясь с кочками и камнями. Я понял, что в стойке на Beta 430 RR Race Edition удобнее всего, и мне он очень нравился. На более быстром участке я ехал на нём так, как на мощных мотоциклах, и он казался чуть медленным, но потом я стал переключаться почаще и доверять двигателю, и дело пошло лучше. Подвески KYB мягковаты для быстрых и больших неровностей, но при более медленной езде они превосходны. Тормоза Brembo — огромное преимущество, они отлично останавливают мотоцикл и прекрасно модулируются, делая входы в повороты более контролируемыми. Единственный, но огромный недочёт состоял в том, что Beta в какой-то момент перегрелась, а без вентилятора охлаждения и с плохонькой крышкой радиатора это может стать большой проблемой.
Шестой тестер: 2 место
Beta 430 RR Race Edition просто классный! Определённо, самый лёгкий из всех. И мне очень понравилось гидравлическое сцепление, которое легко выжимается даже когда рука полностью забилась. Этот мотоцикл показал себя лучшим на медленных каменистых участках, на нём легко маневрировать между камнями, у него отличная низовая тяга, позволяющая поднимать колесо и переезжать через всё, через что вообще можно переехать. Подвески неплохо отрабатывают, когда соскакиваешь с камней — плавно приземляются и не пробивают. Beta 430 RR Race Edition лучше всего подходит для езды в стиле эндуро, и похуже — для опен-трэйла. А на верхах ему всё же не хватает мощности.
Направления с элементами эндуро
Поскольку эндуро существует уже более 100 лет, оно не могло не стать основой для появления других дисциплин. В современном мотоциклетном спорте элементы этих соревнований, а также соответствующие модели мотоциклов используются достаточно широко.
Примерный список официальных дисциплин и направлений, использующих элементы эндуро, выглядит следующим образом:
- Кросс-кантри ралли — гонки по пересеченной местности, не включающих участки дорог общего пользования. Подробнее об этой дисциплине вы можете узнать из одного из наших прошлых материалов.
- Баха – разновидность кросс-кантри ралли, отличающаяся меньшей продолжительностью и длиной дистанции.
- Ралли марафоны – многодневные кросс-кантри ралли заезды на дистанции, достигающие 10 000 км. Самым простым и известным примером такого заезда является знаменитый «Дакар».
- Эндурокросс — аналог стадионкросса, проводящийся на закрытом стадионе.
- Экстрим эндуро (оно же хард эндуро) — гонка, включающая особо сложные искусственно созданные препятствия (бетонные блоки, металлоконструкции, тракторные колеса, деревянные катушки).
- Спринт эндуро — упрощенная форма классического эндуро, проводящаяся без учета хронометража и не включающая участки дорог общего пользования. Последняя особенность открывает доступ к участию кроссовых моделей.
- Эндуро на квадроциклах — проводится по стандартным правилам.
- Эндуро на снегоходах — «зимний вариант» классической дисциплины.
Второе место: Эндуро мотоцикл Honda CRF450X 2022
Эндуро мотоцикл Honda CRF450X 2020
Первый тестер: 3 место
Для меня между Honda и Beta был паритет. Причём они совершенно разные: Beta идеальна для хард-эндуро, а Honda — для гонок по пустыне. Она не такая агрессивная, как Honda CRF450R, но всё эти две CRF во многом похожи, обе быстро раскручиваются и весьма резки. Низы несколько неуверенные, а при езде на холостых мотор порой глохнет. Для меня Honda CRF450X — наименее юркая в сложных местах. Порой возникало ощущение, что пытаешься рулить трактором. Подвески прекрасны для средней и быстрой езды, и вполне пристойны для небольших препятствий. Вообще Honda мне больше всего понравилась на открытой местности.
Второй тестер: 2 место
По первому впечатлению мотор показался мягким и дружелюбным, подвеска мягкой, а передок — несколько тяжеловатым. Проведя на мотоцикле некоторое время, я понял, что двигатель у него несколько серьёзнее, чем показалось сначала. У Honda CRF450X весьма линейная кривая мощности, причём по всему диапазону! Его тяга не такая резкая, как у Yamaha, но обычно её всегда хватает. Подвески определённо созданы для относительно спокойной езды. Продвинутый райдер моментально захочет затянуть их по сжатию. Компоненты подвесок неплохие, и подойдут практически любому райдеру. Honda CRF450X — весьма удобный мотоцикл, когда ты его уже оседлал. Посадка расслабленная и естественная. Общее впечатление от него такое, что он делает всё как надо, не выпендриваясь. Отличный мотоцикл!
Третий тестер: 2 место
Как по мне, на Honda CRF450X любой будет чувствовать себя удобно. У него комфортная и предсказуемая тяга, а подвески очень мягкие и прощающие. Он настолько мягок, что это могло бы быть минусом, если говорить об агрессивной езде, и Honda CRF450X чуть тяжелее некоторых других.
Honda CRF450X 2020
Четвёртый тестер: 2 место
Вы меня не слушайте, я поклонник Honda! Шучу. Я хотел бы подчеркнуть, как хорошо Honda CRF450X управляется на дюнах, а подвески очень неплохо держат на сложном рельефе. Если говорить о минусах, то Honda CRF450X, пожалуй, слишком широкий бак, который мешает в поворотах.
Пятый тестер: 1 место
Всё, начиная с качества отделки и эргономики, прекрасно, как и ожидаешь от Honda. Электростартер работает безупречно, независимо от того, запускаешь ли двигатель на холодную или случайно заглохнув на трассе. Тяга двигателя плавная и её вполне достаточно. Первая передача на удивление длинная для наших козьих тропок и узких участков. И чем больше я осваивался на мотоцикле, тем сильнее Honda CRF450X мне нравился. Подобно кроссовой версии, чем агрессивнее едешь, тем лучше он управляется. Выхлоп обманчиво тихий, и как-то не ассоциируешь негромкий звук с мощной тягой, которую выдаёт Honda CRF450X. В узких местах порой замечаешь вес, а большой бак ощущается как помеха спереди, делая проезд сложных участков чуть сложнее. На крутых дюнах мотоцикл превосходно управляется и отлично отрабатывает прыжки. Пару раз мотоцикл заглох в особо затычных местах, но я просто добавил холостых и победил эту проблему.
Шестой тестер: 3 место
С самого начала Honda CRF450X мне понравился больше всех. Мотоцикл весьма мягкий во всех смыслах, тяга плавная, и он спокойно разгоняется до самых верхних оборотов, где у него возникает подхват. Подвески комфортные, я не заметил в них ничего особенного или неприятного. Пара моментов, которые возникли с мотоциклом — это рычаг сцепления, слишком далёкий от грипсы и поэтому неудобный: было очень дискомфортно удерживать на нём палец во время езды. Лично я рекомендую сразу ставить регулируемый рычаг. И второе нарекание — на медленную езду, например по камням. Попытка ехать на первой передаче приводит к попыткам заглохнуть, а неудобный рычаг сцепления мешает удобно ехать в серой зоне.
Основные соревнования
Помимо ISDE, который по-прежнему каждый год организуется ФИМ, существует и ряд других крупных соревнований по эндуро:
- The Maxxis FIM World Enduro Championship (он же просто WEC) — гонка из 8 2-дневных этапов, пришедшая на замену Чемпионату Европы в 1990 году.
- FIM SuperEnduro World Championship — стадионные соревнования на скорость.
В нашей стране наиболее важным событием является Чемпионат России по эндуро на мотоциклах. Он проводится на регулярной основе с 2001 года. Соревнование включает серию двухдневных этапов, организованных в разных городах. В дополнение к стандартным классам мотоциклов в него входят дополнительные гонки для участников на снегоходах (организуются с 2003) и квадроциклах (с 2009).
Подробнее о месте проведения и результатах минувших и будущих отечественных соревнований можно узнать здесь.
Первое место: Эндуро мотоцикл Yamaha WR450F 2022
Эндуро мотоцикл Yamaha WR450F 2020
Первый тестер: 1 место
Говоря о внедорожном мотоцикле, лично я подразумеваю мотоцикл, который умеет всё. Идеальна ли Yamaha WR450F в узких местах? Нет. Идеальна ли на быстрых участках? Нет. Но близка к тому, и хороша настолько, что я бы выбрал именно её из всех прочих. Плюс, она чрезвычайно предсказуема как на медленном, так и на быстром ходу, и я полностью уверен в ней. В плане мощности это фаворит, сразу после которого идёт Beta. И даже несмотря на крутильный резкий мотор, её супер-пониженная первая передача крайне полезна на сложном рельефе. А уж как она раскручивается! Ощущение такое, что она тянет буквально на любых оборотах. Звук впуска довольно неприятен поначалу, но к нему привыкаешь. Yamaha подо мной рулится весьма неплохо. Не самая юркая модель, но поворачивает она легко, а главное чётко. Подвески — нечто волшебное, потому что способны переваривать практически любой рельеф. Я могу весь день хоть скакать по камням, хоть гонять по пустыне, и подвески Yamaha WR450F обеспечивают должный уровень комфорта и правильную работу. В общем, отличная универсальная модель.
Второй тестер: 1 место
Первое впечатление: у Yamaha WR450F лучший мотор из всей группы. Она во многом напоминает кроссовую модель, бодро реагирует на открытие газа и шикарно ускоряется. Мотор весёлый, шустрый и делает езду восхитительной. Звук из воздушного фильтра довольно громкий, и к нему некоторое время приходится привыкать. Он не громче, чем у кроссовой версии, но поскольку здесь тише глушитель, звук впуска слышно более отчётливо. Подвеска Yamaha WR450F — идеальная комбинация мягкости в начале хода для мелких неровностей и прогрессивного увеличения жёсткости при ускорении или увеличении размера препятствий. Продирался ли я через большие камни или ускорялся на выходе из бугристого поворота, я всегда чувствовал, что вилка и амортизатор готовы к этому. Мотоцикл отлично чувствуется. Yamaha WR450F просторный, но не массивный, легко поворачивает с райдером хоть в стойке, хоть в седле, а мотор отлично тянет, что очень легко оценить на первой передаче где-нибудь в лесу или на тропке.
Третий тестер: 1 место
Этот мотоцикл представляет собой настоящую кроссовую платформу в чуть более утилитарном виде. Yamaha WR450F готов к любому стилю езды, хоть на пересечёнке, хоть на открытой местности. У него самый мощный движок из всей пятёрки, и он отлично рулится. Подвески прекрасно работают без всяких регулировок и ни разу не показались слишком мягкими. Он чуть широковат спереди у бака, но это, пожалуй, единственное нарекание.
Yamaha WR450F 2020
Четвёртый тестер: 3 место
Yamaha WR450F хорошо рулится в узких местах, и ему всегда хватает тяги. И характер этот тяги как раз такой, какой нужно, чтобы с удобством заехать на сложный каменистый склон. Но вот что мне не понравилось, так это звук мотоцикла — я так понимаю, в основном дело в шуме впуска. И ещё мне не по душе форма переднего крыла.
Пятый тестер: 2 место
Качество изготовления и отделки, как и у Honda, на высоте. Но Yamaha WR450F не слишком легко запускается что на холодную, что на горячую. Звук впуска — первое, что я отметил, но на ходу это перестало меня волновать. Ещё я совершенно не волновался за тягу — её хватает с избытком, и связь между движением кисти и колеса очень чёткая. Меня впечатлила первая передача на этом мотоцикле, тягу очень легко дозировать на самых низах, но стоит оказаться перед подъёмом или камнем — и с одного движения запястьем ты оказываешься наверху. Подвеска Yamaha WR450F для меня мягковата, но хорошо сбалансирована и имеет плавный ход. На дюнах и холмах меня чуть беспокоила мягкость подвески, но чем быстрее я заезжал, тем лучше она держала и оставалась чёткой, пока я не сбивался с ритма. Пробираться между камней или на узкой тропе — не самая сильная сторона этого мотоцикла, но на открытой местности он прекрасен.
Шестой тестер: 1 место
Проехав один круг по трассе на Yamaha WR450F, я был впечатлён. При этом первое, что мне не понравилось — это шумное тиканье на запущенном двигателе. Но покатавшись, забываешь об этом начисто. Эта штука едет так едет! Стоит только стронуть газ — как она снимается с места. Точно лучший мотоцикл для сингл-трека. Самый быстрый и лучше других рулится. Подвески Yamaha WR450F отлично себя показали на выходе из одного поворота, где все остальные козлили. Этот же прошёл по неровностям как утюг, и я их практически не заметил. Правда, на больших холмах мотоцикл показался тяжеловатым, а передок пытался подломиться.
Общая информация
Итак, что же представляет собой эндуро? Суть дисциплины легко понять по названию, которое произошло от английского слова endurance — «выносливость». И действительно, соревнования по эндуро — это настоящее испытание выносливости, как гонщика, так и техники, поскольку большая часть любой гонки проходит по пересеченной местности, усыпанной большим количеством естественных и искусственно созданных препятствий, преодолевать которые участникам приходится в максимально быстром темпе. Стартуют гонщики группами по 2-3 человека с интервалами в 1 минуту.
Соревнования могут быть одно- или многодневными (до 6 дней), но не более 6-7 часов в день. Они включают:
- Дорожные состязания с соблюдением режима движения, прохождением контрольных точек и начислением штрафных очков за опоздание. Информация о времени и начисленных баллах отмечается в контрольной карте участника.
- Дополнительные испытания: кросс, проходящий по основной трассе, и ускорение — прохождение закрытого прямого участка шоссе на максимальной скорости.
Трасса для дорожных состязаний представляет собой замкнутую кривую и может включать участки дорог общего пользования (до 30% от общей протяженности), не закрывающихся для движения другого транспорта. При их прохождении гонщики должны соблюдать ПДД. Для каждого дня соревнований готовится свой вариант трассы. В заключительный день многодневных соревнований проводится финальный кросс на 10-18 км.
Помимо отдельного спортивного направления в настоящее время под словом эндуро также могут подразумеваться и обычные любительские заезды по бездорожью «для себя», то есть, без каких-либо соревновательных элементов.
Другие критерии выбора эндуро для новичка
Вариант софт (250 кубов и меньше) лучше всего подходит новичку, поскольку отвечает основным критериям мотоцикла для начинающих:
- Легкость и простота управления. Управлять им просто, как велосипедом, да и протиснется он везде из-за узкого профиля и высокого руля — не заденет зеркала большинства авто.
- Хороший обзор. Достигается благодаря высокой прямой посадке — можно смотреть поверх автомобилей без проблем.
- Одноцилиндровый двигатель. Обеспечивает тягу с самых низов, что как раз подходит начинающим.
- Простота и небольшие затраты в обслуживании.
- Достаточная для новичков скорость. Любителям прокатиться с ветерком вполне хватит крейсерской скорости за 100 км/ч (плюс-минус 10). Ограничивает скорость отсутствие обтекателя и длинный подвесочный ход, при этом она не зависит от кубатуры двигателя (поэтому при выборе софта не стоит гнаться за мощностью — масса важнее). Время разгона до 100 км зависит от быстроты переключения передач (они короткие), для новичка будет полезным поучиться делать это быстро. К тому же будет возможность освоить навык работы своим весом.