Ездили Челентано и Хан Соло: как киевские мотоциклы покорили мир, — ФОТО


Ездили Челентано и Хан Соло: как киевские мотоциклы покорили мир, — ФОТО

Далеко не всем известно, что в Киеве, во второй половине XX века, активно производились мотоциклы, и даже автомобили. Причем некоторая продукция стала всемирно известной, появившись в популярных фильмах. Журналисты 44.ua решили подробнее рассказать об истории завода, на котором производили мотоциклы, а также об их текущем состоянии.

История Киевского мотоциклетного завода


Основано предприятие было после войны, в 1945 году, на базе бронетанкового ремонтного завода №8, находившегося в Шевченковском районе Киева. Первый мотоцикл изготовили по чертежам и на оборудовании, вывезенным из Германии в рамках репарации, в ноябре 1946 года. Это была модель К-1Б «Киевлянин», по прототипу «Wanderer-1Sp». Там применялся мотор «Sachs 98».

Мотоцикл «Киевлянин», Фото: Википедия

Уже с 1947 года, завод начал производить двигатели самостоятельно, а не поставлять из Германии. Также изготавливали трехколесную мотоколяску для инвалидов К-1В и грузовой мотоцикл К1-Г.

В 1949 году, был ликвидирован Горьковский мотоциклетный завод. И порядка 100 специалистов оттуда направились в Киев, для выпуска тяжелого военного мотоцикла М-72. С 1956 года, на КМЗ начали выпускать усовершенствованную модель К-750 с боковой «люлькой». До 1970 года, производилось 45-50 тысяч единиц в год.

Мотоцикл «Днепр К-750», Фото: Википедия

В 1968 году, начался выпуск модели К-650, которая получила название «Днепр». Позднее, эти мотоциклы неоднократно совершенствовались. Например, в 1972 началось производство МТ-10, с обновленной коробкой передач и наличием заднего хода. С 1977 года, появились и МТ 10-36, а с 1984 — «Днепр-16». К 1991 же году была выпущена новая партия одноместных моделей с двигателем в 650 см³.

Экспорт киевских мотоциклов


Продукцию на экспорт, на мотоциклетном заводе в Киеве начали изготавливать с 1976 года. В 1978, была отправлена партия для Кремля из 25 штук МТ-14/9. Изготавливался этот мотоцикл до 1989 года. Это была качественная модель, способная разгоняться до 130 км/час.

Но экспорт велся не только в другие страны Союза, но и в Европу, Америку, и даже в Австралию. В целом, продавали их в 50 стран мира. По сей день, существуют даже фан-клубы мотоциклов КМЗ в США, Италии, Канаде, Польше, Германии, Бельгии, Испании, Франции, Австралии, и не только. В общей сложности, за десятилетия работы, было выпущено почти 2,5 миллиона мотоциклов (не только на экспорт). Они до сих пор ценятся в мире и являются довольно популярными.

Автомобили на Киевском мотоциклетном заводе


Более того, рассматриваемый завод даже пытался изготавливать машины. Например, в 1959 году, велась разработка маленьких грузовых машин для магазинов, под названием КМЗ-1 «Киев». Они оснащались мотоциклетными двигателями малой мощности, но имели грузовую платформу и задний привод.

Автомобиль КМЗ-4 «Киев», Фото: Википедия

В 1960 году, даже была выпущена серия КМЗ-3 «Киев», с двухместной алюминиевой кабиной и деревянной платформой. Часть деталей была заимствована с легкового «Запорожца» ЗАЗ-965. Позднее, производились КМЗ-4 с металлической платформой и КМЗ-5 с легким весом в 525 кг. Однако, автомобили от завода были экспериментальными, и несмотря на хорошую задумку, не попали в серийное производство.

Автомобиль КМЗ-5 «Киев», Фото: Livejournal

Закрытие Киевского мотоциклетного завода


После 1991 года, завод стал акционерным обществом и являлся единственным в Украине предприятием по производству мотоциклов тяжелого класса. Здесь были возможности для изготовления продукции на всех циклах, от создания деталей до полной сборки готовых мотоциклов. Что и делалось вплоть до 2008 года, пока завод работал. В 2004 «Днепр-11» попадал даже в ТОП-100 лучших товаров Украины.

Однако, август 2012 числится как ликвидация производства. В 2008 завод решили продать, и он потерпел убытки в производстве. К 2009 году эти убытки возросли. В 2012 90% акций было продано с условием дальнейшей работы предприятия, но она больше не велась.

Магазин мото-запчастей «Днепр» в Киеве, Фото: Vadim Derkach

В 2016 году от завода работал лишь фирменный магазин, а в 2017 была произведена последняя партия «Dnepr Vintage», после чего, в 2018, оборудование было вывезено, а по ул. Семьи Хохловых, 8, остались здания завода без производственных систем. Тем не менее, официальный сайт kmz.com.ua все еще работает, и на нем указан перечень услуг, включая ремонт и производство, а по известному адресу находится магазин запчастей «Днепр Мото».

Киевские мотоциклы в популярных фильмах

Во многом, мотоциклы КМЗ получили свою популярность благодаря фильмам, в которых они снялись. А это и картины СССР, и даже голливудские и итальянские работы. На КМЗ М72, в фильме «Берегись автомобиля», главного героя Юрия Деточкина догоняет милиционер, которого сыграл Георгий Жженов. В целом в фильме мелькает 5 разных мотоциклов. Также на киевских мотоциклах ездят милиционеры в фильме «Королева бензоколонки». Это ранние модели КМЗ К-750.

Киевский мотоцикл в фильме «Королева бензоколонки», Фото: кадр из фильма «Королева бензоколонки», клуб коренного киевлянина

Что касается зарубежных фильмов, то мотоциклы КМЗ встретились как минимум в двух итальянских картинах с Адриано Челентано. В фильме «Туз», например, его транспортом является Днепр-10-36, который преподносится в качестве респектабельного транспорта.

Киевский мотоцикл в фильме «Туз» Фото: кадр из фильма «Туз»

Киевский мотоцикл в фильме «Туз» Фото: кадр из фильма «Туз»

Ездил Челентано на КМЗ красного цвета и в фильме «А спорим», где известный итальянский актер играл священника. К слову, связан такой выбор с тем, что мотоциклы «Днепр» продвигала итальянская компания-дистрибьютор. Благодаря хорошей рекламе, такой мотоцикл приобрел себе в реальности и сам актер Адриано.

Киевский мотоцикл в фильме «А спорим» Фото: кадр из фильма «А спорим»

Киевский мотоцикл в фильме «А спорим» Фото: кадр из фильма «А спорим»

Не менее ярким стало и появление киевского мотоцикла в фильме «Индиана Джонс», где на нем ездил главный герой в роли Харрисона Форда, убегая от погони. Актер этот больше всего известен ролью Хана Соло в саге «Звездные Войны».

Киевский мотоцикл в фильме «Индиана Джонс» Фото: кадр из фильма «Индиана Джонс», Deadline

Киевский мотоцикл в фильме «Индиана Джонс» Фото: кадр из фильма «Индиана Джонс», Клуб коренного киевлянина

Это далеко не весь список фильмов, в которых были задействованы мотоциклы киевского завода. До сих пор их можно увидеть и в некоторых музыкальных клипах.

Напомним, что ранее мы также рассказывали о с киевскими фотоаппаратами и о «Кузне на Рыбальском».

МОЙ МОТОЦИКЛ

Почетный эскорт (выполнявший также функции охраны) – традиция давняя. Издревле парадные выезды русских царей и приемы иноземных посольств сопровождались отрядами стрельцов. В XX веке на смену лошадям пришли мотоциклы.

История почетного эскорта СССР началась в 1955 году, когда Первый секретарь ЦК КПСС Н.С. Хрущев дал поручение коменданту Московского Кремля А.Я. Веденину создать мотоциклетный взвод для торжественного сопровождения правительственных гостей. Незадолго до этого Хрущев посетил Югославию, и ему очень понравилась организованная там встреча с участием мотоциклетного сопровождения.

Первым на службу почетного эскорта встал мотоцикл М-72.

Выбор пал на М-72 производства Киевского мотоциклетного завода (КМЗ), ставшего почти на четыре десятилетия официальным поставщиком 9-го управления КГБ СССР. Первые мотоциклы, судя по сохранившимся фотографиям, относились к разным заводским партиям, выпущенным в 1955-56 годах, о чем свидетельствуют, например, два типа бугелей крепления откидной части заднего крыла. От обычных серийных эти машины отличались прежде всего специальной черно-белой окраской и большим количеством хромированных деталей (в том числе обода колес, стаканы амортизаторов задней подвески и крышки воздушных фильтров). Практически единственным «спецоборудованием» стали электрические звуковые сигналы-дудки на головном мотоцикле.

Первые мотоциклы М-72 в составе Почетного эскорта.

Боевым крещением мотоциклетного взвода Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля (ОПСН УКМК), как официально назвали мотоциклетное подразделение почетного эскорта, стал визит в СССР Президента Югославии Иосипа Броз Тито летом 1956 года.

В конце 50-х годов на эскортных М-72 появились шины с окрашенными в белый цвет боковинами. Тогда же были установлены щитки, закрывавшие колени водителя. На фотографиях, сделанных зимой 1959 года, впервые можно увидеть ветровые стекла того же типа, что позже использовались на К-750. Зимой эскортные мотоциклы эксплуатировались с боковыми прицепами. Такая практика сохранилась и в наши дни.

Встреча космонавтов А. Г. Николаева и П. Р. Поповича, август 1962 год.

С 1961 года вместо заслуженных М-72 начали службу мотоциклы К-750. Во время торжественной встречи первых советских космонавтов почетный эскорт сопровождал их уже на новых машинах. На этой модели применялся модифицированный нижнеклапанный двигатель, форсированный до 26 л.с. Новой стала ходовая часть: маятниковая задняя подвеска и короткорычажная передняя вилка. Конструктивно эскортные К-750 не сильно отличались от серийных моделей, разница состояла больше в комплектации, качестве изготовления и сборки. Они получили более мягкую «просаженную» подвеску, «скоростную» пару в редукторе главной передачи и откидную боковую подставку. Часть машин комплектовалась зеркалами заднего вида, звуковыми сигналами-горнами и УКВ-радиостанцией, установленной справа у заднего колеса.

Встреча экипажа космического корабля «Восход-2» П. И. Беляева и А. А. Леонова, 1965 год.

Последними серийными мотоциклами на службе почетного эскорта стали модели К-750М (с 1967 года) и К-650 (с 1968 года). Первый отличался от К-750 телескопической вилкой, унифицированной с «Уралами», и колесными ступицами с лабиринтными уплотнениями. А на К-650 практически в той же ходовой части стоял новый верхнеклапанный двигатель МТ-8. По воспоминаниям ветеранов, К-650 зарекомендовал себя лучше, чем прежние машины: у него не было склонности к перегреву, характерной для нижнеклапанных моторов. Поэтому водители сами производили замену, переставляя в ходовую часть К-750М двигатель МТ-8.

Экспериментальный мотоцикл К-750М с верхнеклапанным двигателем МТ-8, 1968 год.

Довольно проблемным узлом оказалось новая система автоматического опережения зажигания. Ее работа была признана неудовлетворительной, и почетный эскорт вплоть до 1979 года получал мотоциклы с ручной регулировкой опережения зажигания.

Мотоциклы комплектовались жестким ветровым стеклом-щитком со встроенными фонарями-мигалками. Большинство машин были радиофицированы. Слегка изменилась традиционная для эскортных мотоциклов черно-белая окраска: на бензобаках белая полоса стала горизонтальной, сужающейся к задней части. По воспоминаниям ветеранов службы, по просьбе водителей девушки, работавшие в гараже почетного эскорта, рисовали тонкой художественной кистью окантовку белых полос золотистой краской.

Поскольку по ряду параметров серийные мотоциклы уже не соответствовали требованиям эскортной службы, в конце 60-х годов в Киеве началась разработка специальных моделей. Первой в их ряду стала опытная машина К-650ЭС (она же «Днепр-ЭС»), поступившая на испытания в серпуховский ВНИИМотопром в 1968 году. Конструктивно она все еще была модификацией серийного К-650, и считать ее специальным мотоциклом можно лишь с большой натяжкой. Самым заметным отличием стали 18-дюймовые колеса, которые с этого момента использовались на всех последующих эскортных моделях. Посадка водителя благодаря седлу-подушке стала более комфортной. Крылья, боковые декоративные щитки, наколенные защитные щитки, а также ветровой щиток изготавливались из стеклопластика. Форма этих деталей тщательно подбиралась для обеспечения лучшей защиты водителя от грязи и ветра. Впервые появилась задняя дуга безопасности. Корпус боковой коляски тоже был изготовлен из стеклопластика, рама ее была облегчена по сравнению со стандартной.

Мотоцикл «Днепр К-650ЭС» проекта «Эскорт-73».

Новой машине присвоили заводское наименование «Эскорт-73», и с этого момента традиция обозначать модели эскортных мотоциклов по году планируемого запуска в серию сохранялась до конца производства. Аппарат получился очень стильным. За счет большого ветрового стекла с защитным щитком, глубоких крыльев, обилия хромированных деталей он выгодно отличался от серийных мотоциклов, поэтому во время следования в кортеже прекрасно демонстрировал особый статус мероприятия.

Один из первых снимков мотоцикла К-650 в составе Почетного эскорта. Визит президента ЧССР Л. Свободы, 1968 год.

Параллельно отдел главного конструктора КМЗ вел работы по созданию «цивильных» мотоциклов-одиночек, которые были либо упрощенными вариантами уже освоенных эскортных аппаратов, либо самостоятельными проектами, которые, в свою очередь, часто служили источником идей для эскортной тематики. Одним из прототипов стала модель «Днепр-10.6». Завод анонсировал ее как «предназначенный для экспорта в высокоразвитые страны мотоцикл». Фактически эта машина являлась двухместной версией «Эскорт-73» в новой раме. Мотоцикл получил 12-вольтовое электрооборудование. От «Эскорта-73» он унаследовал крылья из стеклопластика и комплект задних и передних дуг безопасности.

«Предназначенный для экспорта в высокоразвитые страны» мотоцикл «Днепр-10.6».

Еще одной экспериментальной машиной, созданной в середине 70-х годов, стал «DneprSpecial». Его проектировали как мотоцикл-одиночку с дальним прицелом на американский рынок, но нас он больше интересует как промежуточный шаг к другому прототипу — «Днепр 12.9». На «DneprSpecial», базировавшемся на новой раме, конструкторы применили пятиступенчатую коробку передач, «развернутый» карданный вал с упругой муфтой у главной передачи, ранее опробованный на версии «Днепр-2», новый воздушный фильтр от автомобиля ВАЗ. Мотоцикл получил «жигулевскую» комбинацию спидометра и тахометра, впоследствии применявшуюся на всех эскортных машинах. На этом прототипе была также опробована новая конструкция передней вилки.

Экспериментальный DneprSpecial, ориентированный на рынок США.

Следующим шагом стала установка в ходовую часть DneprSpecial нового 750-кубового 50-сильного двигателя (заводское обозначение КМЗ-8.153.901), созданного на основе спортивного 750 СК01. Этот мотор сочетался с пятиступенчатой коробкой передач без автомата выжима сцепления. Чтобы выполнить требования заказчика об уверенном запуске мотоцикла при морозах до —40 градусов, пришлось разработать специальную аккумуляторную батарею. Пресс-форму для нее изготовили на КМЗ, а сами аккумуляторы, емкостью 32 Аˑч — в опытной лаборатории стартерных аккумуляторов Подольского аккумуляторного завода. Параметры этой батареи позволили оснастить машину электростартером, который разместили слева по ходу возле коробки передач. Мотоцикл получил бесштоковую переднюю вилку новой конструкции с гидравлическим демпфером руля. Завод также вел работы по оснащению переднего колеса этой модели (получившей обозначение «Днепр-МТ12.9») дисковым тормозом с гидравлическим приводом.

Первый 750‑кубовый аппарат – «Днепр-МТ12.9».

Технический проект «Днепр-MT12.9» был рассмотрен в министерстве автомобильной промышленности 11 декабря 1976 года. Машина получила ряд замечаний, и в ходе их устранения была разработана новая модель — «Днепр-14.9» (КМЗ-8.953). Так, от электронной системы зажигания пришлось отказаться из-за низкой надежности имевшейся тогда элементной базы. Сапун двигателя получил фильтрующий элемент в передней крышке двигателя. Электростартер разместили в верхней части коробки передач. На смену отечественным карбюраторам пришли немецкие Bing.

Один из первых вариантов мотоцикла «Днепр-14.9».

Первый предсерийный «Днепр-14.9» отправили в Гараж особого назначения в 1978 году. По результатам испытаний заказчик высказал ряд замечаний, которые завод попытался устранить. Однако некоторые болезни так и преследовали мотоциклы этой модели до конца эксплуатации. Серьезные претензии вызывала устойчивость и управляемость на больших скоростях. Но, несмотря на все недостатки, машина удалась.

Президент СФРЮ И. Б. Тито в Москве. В составе кортежа одновременно мотоциклы К-750М и К-650, 1972 год.

На изготовление первой партии из 25 специальных эскортных мотоциклов ушло более двух лет, и они были сданы заказчику только в 1979 году. Двигатель «Днепр-14.9» собирали и доводили в серпуховском ВНИИМотопром.

«Днепр-14.9» из первой партии 1979 года.

27 декабря 1980 года Министерство автомобильной промышленности СССР утвердило техническое задание на принципиально новый мотоцикл для почетного эскорта — «Эскорт-86». По требованию организации-заказчика он должен был получить 950-кубовый двигатель мощностью не менее 64,5 л.с., пятиступенчатую коробку передач с передачей заднего хода, литые колеса, двухдисковый тормоз переднего колеса, переднюю вилку с алюминиевыми трубами и ряд других современных на тот момент конструктивных решений. В июле 1983 года Киевский мотозавод изготовил два прототипа для испытаний. Двигатель пришлось разработать фактически с нуля: он получил цельный стальной коленвал с жигулевскими коренными и шатунными вкладышами, горизонтальный разъем картера, цепной привод распредвала. Однако вскоре работы пришло приостановить: новый мотоцикл получился технологически слишком сложным для существующего на тот момент производства.

В докладе на Научно-техническом совете Министерства автомобильной промышленности было о.

Экспериментальный «Эскорт-86» с номером двигателя 38 из коллекции автора.

Остается только удивляться своеобразной логике «вышестоящих инстанций»: завод следовал требованиям заказчика, создавая новый мотоцикл, и именно в новых разработках обвинили конструкторов.

Первый прототип мотоцикла «Эскорт-86» с 950‑кубовым двигателем.

В итоге проект «Эскорт-86» фактически был сведен к глубокой модернизации «Днепр-14.9». Первые два опытных образца удалось изготовить и представить на испытания только в декабре 1986 года. По замечаниям заказчиков машины неоднократно переделывали, и лишь в 1988 году Киевский мотозавод приступил к изготовлению партии из 25 мотоциклов «Днепр-14.9М». Они отличались от предыдущей модели не только конструкцией, но и новым дизайном. Передний обтекатель большой площади был теперь жестко закреплен на раме. Вначале это создавало некоторые трудности при переучивании водителей, привыкших «чувствовать поворот» по положению переднего крыла. Глушители приподняли, что позволило наклонять мотоцикл в виражах на больший угол. Система электрооборудования предусматривала другую коммутацию, применение оригинальных сигнальных фар и ряда новых приборов, размещенных в специальном контейнере с герметичными штекерными разъемами, панель приборов с часами и амперметром. В угоду требованиям моды уменьшили количество хромированных деталей. Заводские инженеры приложили массу усилий для облегчения всей конструкции мотоцикла. Задний маятник, изготовленный из трубы прямоугольного сечения, стал длиннее, увеличив базу машины. Коляска тоже была полностью переработана.

«Днепр-14.9» из второй партии 1984 года.

«Днепр-14.9М» стал последним эскортным мотоциклом Советского Союза. В 1993 году эти машины в «летнем» одиночном варианте были заменены на мотоциклы ВМW К75RT, «зимний» же вариант продолжал нести службу до 1996 года, когда тоже был заменен на BMW K75RT с коляской.

70‑е годы, в составе кортежа – мотоциклы «Днепр-650ЭС».

Для полноты картины стоит вспомнить и о партии мотоциклов для эскортной службы Ленинграда. В середине 80-х заказчик начал эксплуатацию новой партии машин, а прежние вернул на завод. Когда же в конце десятилетия появилось эскортное подразделение в ГАИ Ленинграда, его начальник Б.Н. Гавшин предложил эти мотоциклы — восстановленные и модернизированные — передать ему. Так родилась модель «Днепр-14.9Л» (КМЗ-8.954), сочетание серийного 650-кубового двигателя с узлами (пятиступенчатая коробка передач, электростартер, элементы ходовой части, обтекатели) специальных эскортных машин.

«Днепр-14.9Л» для Ленинграда.

Сейчас большая коллекция эскортных мотоциклов, восстановленных рижской мастерской «Мото-Феникс» (коллектив реставраторов: Алексей Попов, Володимир Секо, Андрей Силин, Виталий Синевич, Игорь Сазончик, Андрей Вердиян), находится в музее ФСО и периодически появляется на «Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина». Не пропустите!

Мотоцикл «Днепр-14.9М».

Кортеж 1972 года – в его составе мотоциклы К-650.

Выпуск: Журнал «МОТО» – март 2016

Автор: Алексей ПОТАПОВ, фото автора,а также из архива автора, Гаража особого назначения, Александра СОРОКИНА, Андрея МОРОЗЕНКО

Заводы производившие мототехнику в СССР (10 фото)

Автор: Юганск

28 января 2022 20:18

Сообщество : Мото

Метки: СССР  Фотографии.  интересно  мопеды  мотороллеры  мотоциклы  

7134

10

Сегодня в обзоре – 10 мотоциклетных заводов. Мотоциклетных заводов в СССР было не меньше, чем автомобильных. Некоторые прославились на весь Союз – «Иж», «Минск», «Урал», а иные были известны только в тех регионах, где непосредственно было производство. Большая часть мотозаводов СССР не пережили лихие 1990-е, разорившись на фоне рыночной конкуренции с более совершенной импортной продукцией. Но иные выжили и сегодня начинают постепенно возрождаться.

1.


0

Смотреть все фото в галерее

«Иж». Ижевский машиностроительный завод в первую очередь известен оружейным производством, а с 1929 по 2008 год производил мотоциклы, пользовавшиеся огромным успехом и спросом в СССР. Это было первое серийное производство мотоциклов в новом государстве; сперва было изготовлено несколько прототипов, а с 1933 года Иж-7 пошёл в серию. На снимке – Иж Планета-2 (1964), одна из самых массовых моделей завода.

2.


0

«Минск». Минский мотоциклетно-велосипедный завод (ММВЗ) был основан в 1945 году и функционирует до сих пор. В 1951 году в серию пошёл первый мотоцикл «Минск» M1A. Сегодня у марки есть экспортное название M1NSK и довольно большая гамма моделей – спортивных, дорожных и эндуро. На снимке – «Минск» М103, производившийся в 1962-1964 годах.

×

3.


0

«Урал». Ирбитский мотоциклетный завод сегодня является одним из нескольких заводов в мире, производящих тяжёлые мотоциклы с боковым прицепом. Завод был основан в 1941 году и некогда делал «Уралы» миллионами. Он пережил 1990-е и сегодня производит малыми сериями очень красивые мотоциклы в ретро-стилистике, идущие в основном на экспорт. Поклонником «Уралов» является, например, Брэд Питт. На снимке – красавец «Урал-СиТи» 2016 модельного года.

4.


0

«Днепр». Киевский мотоциклетный завод был основан в 1945 году и к настоящему времени номинально не ликвидирован, хотя производство остановлено ещё несколько лет тому назад. Первой моделью был лёгкий мотоцикл К-1Б «Киевлянин». В конце 1950-х завод пытался производить и автомобили, но недолго. А на снимке – мотоцикл М-72, который выпускался киевским заводом по ирбитской документации с 1950 по 1953 год. На тот момент завод ещё не использовал для своих моделей имя собственное «Днепр».

5.


0

«Тула». Тульский машиностроительный завод существует с 1879 года и за свою долгую историю производил практически всё на свете (в основном – оружие). Но в 1953 году на нём запустили производство велосипедов, а тремя годами позже – мотороллеров. Сегодня ТулМаш мотоциклы уже не строит, но его продукция – «Тулица», «Муравей», «Турист» – вошла в историю советского мотостроения. На снимке – знаменитый грузовой мотороллер ТГА200 «Муравей».

6.


0

«Ковровец». Завод имени Дегтярёва в Коврове – это завод оружейный, но с 1946 года он делал также мотоциклы под марками «Ковровец» и «Восход». Сегодня производство приостановлено. На снимке – «Ковровец» К-175 (1957).

7.


0

ТИЗ. Таганрогский инструментальный завод (ныне – Таганрогский комбайновый завод) – один из первых, довоенных ещё производителей мотоциклов в СССР. Правда, после войны к производству мототехники завод уже не возвращался. На снимке – основная модель ТИЗ АМ-600 (1935-1943).

8.


0

«Рига». Мопеды были вожделенной машиной для многих молодых людей. Производились они в Риге с 1958 по 1998 год. На снимке – мопед «Рига-11» 1976 года.

9.


0

«Карпаты». Львовский мотозавод (ЛМЗ) был основан в 1919 году как , а в 1960-м перепрофилирован под производство мотоциклетной техники, которой и занимался до ликвидации в 1997 году. Известен он в первую очередь мопедами «Верховина» и мокиками «Карпаты». На снимке – мокик ЛМЗ-2.752 «Карпаты-2», разработанный в 1989 году и произведенный малой серией. Здесь про мотороллеры, вдруг не читали: 9 советских мотороллеров с европейскими корнями

10.


0

ПМЗ. Подольский механический завод стал первым производителем тяжёлых мотоциклов в СССР и строил модель ПМЗ-А-750 (на снимке) с 1934 по 1939 год. Это была единственная модель, делавшаяся в Подольске, но и по сей день она остаётся одним из самых красивых советских мотоциклов.

Источник:

Ссылки по теме:

  • А вы помните? 18 красноречивых фото из лихих 90-х
  • По волнам памяти: 15 предметов быта времен СССР, которым давно нашли замену
  • Зачем в «хрущевках» и «сталинках» в санузлах делали окно?
  • Туалетная бумага в СССР: как жителей Советского Союза отучали пользоваться «газеткой»
  • Прочь из СССР. Как сложилась судьба известных моделей из 90-х

подписаться на сообщество «Мото»

Метки: СССР  Фотографии.  интересно  мопеды  мотороллеры  мотоциклы  

Любите повспоминать, как всё было раньше? Присоединяйтесь, поностальгируем вместе:

82 4 78

Понравилось

78 1

42

Новости партнёров

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]