Советские мотоциклы для ШКМГ, часть 22 : Мотоциклы с коляской семидесятых.

Автор: Олег

02 июня 2015 14:37

Метки: авто  мото  мотоколяска  мотоцикл  

14382

11

Мотоциклы с коляской, востребованные в середине прошлого века, превращаются в раритет. Они все реже встречаются на наших дорогах, уступая место более современным средствам передвижения.


0

Смотреть все фото в галерее

Тем не менее, этот вид транспорта все еще существует, пользуясь устойчивым спросом у жителей сельской местности, экстремалов и оригиналов. Последние продолжают упорствовать во мнении, что мотоцикл с коляской неимоверно крут. Причем не только в вопросах перевозки сена и картошки. К слову, мы искренне считаем, что самые крутые мотоциклы с коляской — это «Урал». Честно, без всякой рекламы и просто потому что их дизайн не устарел, а превратился в очень интересный винтаж. Не говоря уже о скрытой внедорожной мощи. Но сегодня мы посмотрим совсем на другие мотоциклы с коляской.

002_moto_1210_058


Экипаж Вениамина Губина и Алексея Дубских на М-72 на трассе первого «официального» мотокросса в Ирбите, 1945 год.
Экипаж Вениамина Губина и Алексея Дубских на М-72 на трассе первого «официального» мотокросса в Ирбите, 1945 год.

Готовясь к первенству страны 1947 года по двум дисциплинам — «кольцо» и «кросс», на Ирбитском мотоциклетном заводе изготовили специальные спортивные коляски (впервые в стране на промышленной основе). Назвали их «ТТ», по аналогии с известной гонкой на острове Мэн — «Турист Трофи». Коляска была универсальной — и для шоссейной гонки, и для кросса. В преддверии первенства Советского Союза в Серпухове провели первенство РСФСР. Шесть ирбитских экипажей стартовали на обновленной технике. Для шоссейной гонки в облегченную ходовую установили двигатель М-75, для кросса — М-72. На такой технике ирбитчане были вне конкуренции, а пара Александр Лукоянов/Николай Сачков стала абсолютными победителями РСФСР — и в шоссейно-линейных гонках, и в кроссе. Так же блестяще выступил этот экипаж на первенстве СССР в Таллине — победа на «кольце» и второе место в кроссе. Конечно коляска «ТТ» не была совершенна и имела жесткую подвеску колеса (гонщики называли ее «двухопорка»). Торсионная подвеска появилась лишь в начале 50-х.

012_moto_1210_058


М-64К 1969 года с 750-кубовым двигателем и рычажной передней вилкой себя не оправдал.
М-64К 1969 года с 750-кубовым двигателем и рычажной передней вилкой себя не оправдал.

До начала 70-х советские «коляски» не выезжали за рубеж. В 1971 году их, наконец, выпустили на три этапа Кубка ФИМ, предвестника чемпионата Европы. Команда состояла из трех экипажей: ирбитские пары Анатолий Сибирцев/Игорь Никонов и Валентин Телегин/Петр Сосновских, московский дуэт Валерий Алфеев/Александр Кузовкин. Выступали наши гонщики на 45-сильных машинах ИМЗ «Кросс-750». И хотя они стабильно попадали в первую десятку, бороться приходилось не на равных — у соперников мотоциклы были легче на 30–40 килограммов и гораздо мощнее наших (60–70 л.с.). Особенно поразили коляски иностранцев. Работать в них была значительно удобнее, они весили на 15–20 килограммов легче наших. Петр Сосновских и Игорь Никонов (умельцы от бога), с позволения иностранных коллег, внимательно изучили европейскую технику, сделав соответствующие замеры. На следующий год Европа, ранее пораженная «танкообразностью» русских тачек, увидела «цивилизованные» мотоциклы. На первом же этапе в Бельгии экипаж Анатолия Сибирцева/Игоря Никонова стали победителями, а Валентин Телегин с Петром Сосновских заняли третье место!

009a_moto_1210_058


Мотоцикл «Кросс-650» был подготовлен для заводской команды к первенству СССР 1962 года.
Мотоцикл «Кросс-650» был подготовлен для заводской команды к первенству СССР 1962 года.

На первенство страны в Ирбит съехалось 38 экипажей, 9 из них уже были в разное время чемпионами СССР (титул экипажа всегда ведется по водителю). Среди них Евгений Косматов (Москва), Александр Разоренов и Юрий Соколов (оба из СК Вооруженных Сил СССР), Владимир Волчкевич (Ленинград), ирбитчане Генрих Вартаньян, Вениамин Губин, Анатолий Быков и другие. Результат поразил всех. В свободном классе «от 350 см³ и выше» весь пьедестал заняли представители одной команды — Ирбитского мотозавода. Титул чемпионов СССР выиграл экипаж Генрих Вартаньян/Виктор Каржавин, «серебро» взял дуэт Леонид Лешков/Евгений Королев, бронзовые медали достались паре Вениамин Губин/Геннадий Бородин. Да, это тот самый Вениамин Губин из далекого «сорок пятого»!

Следующей новинкой в 1969 году стал М-64К, уже с 750-кубовым двигателем, рычажной передней вилкой и увеличенным подшипником рулевой колонки. Однако этот мотоцикл не получил признания. Поводом послужил сход всех четырех экипажей заводской команды на первенстве страны в Вильнюсе. Причина одна — заклинивание подшипника рулевой колонки.

Город

При езде в городе, в плотном потоке автомобилей и иных транспортных средств, старайтесь избегать ненужных перестроений, а уж тем более «игры в пятнашки». Довольно острая управляемость колясочника, в принципе, позволяет это делать, но данная агрессивная манера езды, во-первых, раздражает окружающих водителей, а во-вторых, создаёт аварийные ситуации хотя бы потому, что мотоциклист может не успеть среагировать на внезапно появившееся препятствие, а высокая масса и более инертные, нежели у одиночки, тормоза способны только усугубить последствия. Лучше всего двигаться в крайнем правом ряду, особенно на дорогах, где нет специальной полосы для движения маршрутных транспортных средств. Как показывает практика, это самый безопасный способ передвижения по большому городу с широкими дорогами. Тем не менее, не забывайте на всякий случай визуально «сканировать» пространство справа и справа-сзади вашего колясочника, оттуда может совершенно внезапно и непредсказуемо выскочить скутерист, а при медленно идущем потоке даже велосипедист. Всегда просматривайте это пространство при повороте направо по той же самой причине (причём эту рекомендацию автор дал бы вообще любому водителю, так как сам иногда ездит на скутере там, где и предписано ПДД – правее всего потока и не далее 1 метра от края проезжей части, и нередко едва успевал оттормозиться перед автомобилями, водители которых не считают нужным при повороте направо занять крайнее правое положение на проезжей части).

Зима. «Колясыч», торжествуя…

Езда зимой – вопрос довольно спорный. Автор, помимо зимних «покатушек» на колясочнике, имеет ещё и опыт езды зиму напролёт, но объясняет это молодостью и бесшабашностью: комфорта уж точно никакого, да ещё и степень опасности вырастает в разы. Естественно, каждый сам решает для себя, ездить ему зимой или нет, выехать прокатиться или посидеть дома, но несколько общеупотребимых советов всё же есть. Утепляйтесь! Если пешком в -5 вы привыкли ходить без шапки с воротом нараспашку, то перед поездкой наденьте одежды вдвое больше, чем пригодилось бы на двадцатиградусный мороз. Да, это сковывает движения, да, вам жарко дойти до мотоцикла и завести его, но при езде условия охлаждения вашего организма совсем другие. Ваша задача – избежать переохлаждения и обморожений. Прогревайте двигатель. Пусть стоит и молотит на холостых подольше – перегреть не получится, а вот охладится как следует он уже через километр. Снизьте общую скорость передвижения относительно летней. Маневрируйте максимально аккуратно. Даже если едете в мороз по сухому асфальту, вероятность срыва в юз существенно выше, чем летом на мокром.

003_moto_1210_058


Абсолютные победители первенства РСФСР 1947 года Александр Лукоянов и Николай Сачков.
Абсолютные победители первенства РСФСР 1947 года Александр Лукоянов и Николай Сачков.

Кроссовые трассы того времени значительно отличались от современных — они прокладывались по проселкам, по топям и бродам, через овраги… Круг такой трассы составлял 25–50 километров, вся дистанция 50–100 километров (несколько кругов). Гонщикам частенько приходилось вытаскивать мотоциклы на руках. Отсюда и появились различные приспособления на мотоциклах, в том числе ручки на переднем и заднем щитках. В коляске имелось специальное сидение для удобства работы колясочника, стоя на коленях. На ровных участках трассы «пассажир» мог отдохнуть на этой подушке.

006_moto_1210_058


С 1952 по 1958 год завод выпускал спортивные мотоциклы М-72К.
С 1952 по 1958 год завод выпускал спортивные мотоциклы М-72К.

С 1959 по 1965 года в Ирбите серийно выпускался М-61К. В ходовую М-72 с увеличенным на 20 мм ходом свечной подвески устанавливали верхнеклапанный 650-кубовый 28-30-сильный двигатель М-61. С конвейера завода сошло 855 таких машин, не считая тех мотоциклов, которые делались специально для ирбитских гонщиков. В конце 50-х выпускался также М-52К на базе серийного М-52 (рабочий объем 494 см³).

«Рига-13»

Мопеды на рижском начали производить еще в 1958 году. И с тех самых пор многие мальчишки мечтали о том, чтобы родители подарили им мопед на День рождения. Так и делали, поэтому мопеды, а особенно «Рига-13», стали для многих первым транспортным средством. «Рига-13» начали производить в 1983 году. Оснащенный двигателем мощностью 1.3 л.с., он разгонялся всего до 40 км/ч. Для старта с места и движения в гору, «байкеру» рекомендовалось помогать двигателю, вращая педали. «Рига-13» производилась до 1998 года, став самой массовой моделью завода.

«Ява 350 638»

Первые «Явы» имели 4-тактный двигатель объемом цилиндров 500 см3, были достаточно сложными, дорогими и не пользовались спросом. Потом последовал ряд модернизаций — одна из самых успешных произошла в 1984-м. Модель оказалась настолько успешной и востребованной, что количество выпущенных мотоциклов в 1980-х превысило 3 миллиона единиц. Неоднократно «Ява 350 638» появлялась в фильмах («Авария – дочь мента», «Крысы, или Ночная мафия» и т.д.). О ней даже сочиняли песни («Ява» группы «Сектор Газа»).

Кастомы с боковым прицепом

Самоделки бывают самые разные. Кто-то прикручивает к японскому чопперу коляску от мотоцикла «Паннония», кто-то и вовсе в качестве донора берёт спортбайк… Результаты бывают иногда очень смешные, вроде мотоцикла с двумя колясками. Но попадаются и достойные образцы, которые выглядят куда лучше, чем все их серийно выпускаемые собратья. Иногда попадаются и мотороллеры с коляской, хотя часто вместо них берётся какой-нибудь более мощный максискутер, способный уверенно тащить дополнительный вес.

«Вятка ВП-150»

«Вятка ВП-150» — первый советский мотороллер производства Вятско-Полянского машиностроительного завода. Выпускался с 1957 по 1966 год. Явля, ется копией итальянского мотороллера «Веспа» 150GS 1955-го года. До мотороллера завод производил пистолеты-пулеметы Шпагина. «Вятка» не смогла дотянуть до уровня популярности ППШ и старшей сестры Vespa, но миллион проданных мотороллеров – тоже очень достойный результат. Говорят, это был самый «дискотечный транспорт», а все потому, на нем на гулянку мужчины доезжали с чистыми не «заляпанными» грязью штанами, а женщинам не приходилось носить в сумочках запасную «спецодежду».

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]