Мотоциклы во время Второй Мировой Войны. Немецкие мотоциклы

На дворе майские праздники и как дань уважения к подвигу наших предков, хочется сделать обзор мотоциклов, принимавших участие на линии фронта и на гражданке. Что еще, кроме мотоспорта развивает мотоиндустрию? Война и гонка вооружений подстегнули развитие мотоциклов, потому что даже одна моторная единица способна изменить ход истории.

К моменту начала Второй мировой войны немецкие мотоциклы имели преимущество, поэтому с них мы и начнем наш обзор.

Вспоминаем курс истории. После первой мировой войны Германия была унижена и по договору она не имела права развивать оборонную промышленность в полной мере. Граждане страны не могли покупать достаточно дорогие на тот момент автомобили, зато мотоцикл был по карману любому обычному жителю разрушенной страны.

Развитие мототехники получило сильнейший толчок. Компания BMW и популярная на тот момент Zundapp вступили в конкуренцию за первенство на новом рынке.

BMW переключилась с рынка железнодорожных запчастей, а Zundapp до разработок мотоциклов занималась изготовлением снарядов и детонаторов.

Мотоциклы BMW

До 1924 года BMW выпускала гражданские мотоциклы, двигатель которого копировал английский оппозитный Douglas, но ближе к 1930 годам мотоцикл начал приобретать уже знакомые черты. Именно к этому времени BMW презентовал новую модификацию, получившую название R32, а первой реальной военной разработкой стал R35.

Новинки, введенные в строение мотоциклов к 1930м. годам:

  • Карданная передача вместо цепного привода. Кардан более удобен и безопасен в условиях военной нагрузки, требует меньших затрат и изнашивается меньше цепи
  • Телескопическая передняя вилка и вилка с гидравлическими амортизаторами

Модели мотоциклов компании BMW:

R35

R12

R66

R71

R75

Мотоциклы BMW разрабатывались с разными комплектациями для перевозки оружия, боеприпасов и транспортировки раненных. Отдельными версиями были мотоциклы для отрядов мотовойск и патруля-полиции. Мотоциклы имели кофры, крепления для орудий, даже кофры под автомат. Отличались большой грузоподъемностью и ремонтоспособностью, выпускались как с колясками так и одиночки-соло.

BMW зарекомендовал себя с наилучшей стороны, да еще и произвел целый фурор моделью R71, которая стала универсальной и одной из самых популярных.

FN M12

Компания FN в Льеже продавала гражданские мотоциклы бельгийской армии со времен Первой мировой войны. После выпуска модели M86 в 1936 году, бельгийцы решили разработать модель специально для военного использования.


FN M86 Super Sport 1937. Гражданская версия модели FN M12

M12 был значительно лучше, чем M86. Его оснастили коляской с креплениями для пулемета спереди и сзади. Более мощный, по сравнению с базовой моделью, двигатель приводил в движение как заднее колесо, так и колесо коляски. Благодаря наличию задней передачи мотоцикл мог хорошо маневрировать даже на небольших пространствах.

CZ 175

Это один из нескольких похожих моделей мотоциклов, созданных для чехословацкой армии в 1930-х годах. Одноместный CZ 175 вовсе не был мощным — его скорее создали, как легкую маневренную модель, которой можно было бы легко управлять даже на пересеченной местности. Только переднее колесо имело подвеску.


Модель 1939 года CZ 175

Мотоциклы Zundapp

KS600

KS750

Более дорогие в производстве мотоциклы Zundapp плотно вошли в немецкую армию с 1940 года. KS750 стал одним из самых тяговитых представителей мотоциклетных войск Вермахта. Модель повышенной проходимости могла форсировать мелкие водные преграды с полном погружением двигателя. Но погружение должно было быть коротким, чтобы мотоцикл не захлебнулся.

Регулируемая подвеска позволяла приспособиться к трудностям маршрута. Привод на коляску и запасной фильтр бензобака, суть которого заключается в помощи мотоциклу перемещаться даже с пробитым баком.

Компания Zundapp обонкротилась в 1984 году, однако запомнилась как производитель военных мотоциклов повышенной проходимости.

Puch 800

Многие из мотоциклов, используемых во время войны, были гражданскими моделями, которые военные просто перекрасили. Одним из примеров подобного подхода стал австрийский мотоцикл Puch 800, который армия закупала напрямую с завода для собственных нужд. Его самой необычной особенностью был небольшой двигатель, установленный поперек рамы. Обычно мотоцикл был оборудован коляской.

Kattenkrad он же Sd. Kfz. 2

Верхушка айсберга среди тяговитых мотоциклов. Kattenkrad — гусеничный мотоцикл с двигателем от компании Opel в полтора литра заменял основную гужевую силу, перетаскивая тяжелые орудия и даже самолеты. Самый грузоподъемный вид мототранспорта в армии противника. Очевидными минусами такой разработки стали сложности в проходимости в диагонали на возвышенности, крайне неудобная посадка и высота сидения, из-за которой пилот с явным трудом покидал свое место в случае беды. А переворачивался Kattenkrad достаточно часто, особенно на резких и крутых поворотах.

Excelsior Welbike

Британский Welbike имел очень необычный дизайн. Для того, чтобы сделать воздушно-десантные войска более мобильными, модель сделали достаточно небольшой, чтобы ее можно было упаковывать в контейнер и сбрасывать на парашюте. В результате на свет появился крайне неудобный мотоцикл с крошечными колесами и маломощным двигателем объемом всего 98 куб. см. Сиденье и передняя стойка были откидными.


Excelsior Welbike

На Welbike нельзя было навесить вообще никакого снаряжения, он был почти бесполезным на пересеченной местности, а также мотоцикл был непригоден для десантников высокого роста. Военные быстро отказались от мотоцикла, но вскоре после войны его начали использовать на гражданке как относительно дешевое и легко переносимое транспортное средство.

DKW — Dampf Kraft Wagen

Немцы придумали свое сокращение для мотоциклов этой фирмы — Des Knaben Wunschили, Das Kleine Wunder, что переводится как «мечта мальчишек» и «маленькое чудо».

Маленькие и юркие мотоциклы в рядах немецкой армии, со скромными габаритами и маленькими объемами двигателя, стали очень популярны вне фронта за размеры и экономичность.

RT125

NZ350

Общий итог: последствия Первой Мировой Войны заложили благотворную почву в Германии для успешного развития мотоциклетной индустрии и целой ниши этого вида транспорта. К началу Второй Мировой Войны и в разгаре конфликта, мотоциклетная промышленность вышла на новый виток развития, улучшая характеристики проходимости, выносливости техники и ремонтоспособности в условиях, как говорится — на коленках.

Norton 633


Norton 633.
Norton 633 был более мощной версией 16H. Предназначен для оснащения коляской, это был единственный британский военный мотоцикл с приводом на колесо коляски. Эта коляска не была похожа на гражданскую, а по сути являлась открытой «коробкой», лишенной защиты от погодных условий. На ней была стойка для пулемета «Брен» и иногда она использовалась как оружейная платформа.

Мотороллер Cushman Airborne


Cushman Airborne Model 53
Скутеры Cushman появились в начале войны и предназначались для посетителей и сотрудников на больших военных базах США. Поскольку данная модель доказала свою полезность, в 1944 году выпустили новую версию для использования воздушно-десантными войсками. Как и Excelsior Welbike, Cushman Airborne сбрасывали на парашюте и собирали на земле после приземления, чтобы сделать парашютистов более мобильными. В некоторых моделях не было фар, но Cushman был более эффективен, чем Welbike.

Harley-Davidson WLA


Harley Davidson WLA 45
Небольшая модификация существующего гражданского мотоцикла, WLA Harley-Davidson была популярным байком среди американских вооруженных сил, которые использовали его для полицейской работы, разведки и связи. Его фары были изменены, по сравнению с гражданской моделью, чтобы соответствовать военным стандартам, а также WLA был оснащен специальными кронштейнами для перевозки автоматов. Учитывая, что он мог развивать скорость 105 км/ч, это был один из самых быстрых мотоциклов войны.

Юрий Пашолок. Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии

Главная » Автомобили » Юрий Пашолок. Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии

Автомобили

byakin 23.12.2021 695 0 комментариев

13

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Юрий Пашолок. Тяжелый мотоцикл для французской кавалерии

Рассказ о тяжелом французском мотоцикле Gnôme & Rhône AX 2-RM, который представлен на выставке «Моторы Войны»

Одним из видов военной техники, без которого очень сложно представить Вторую мировую войну, является мотоцикл. Ныне армейские мотоциклы стали большой редкостью, поскольку их функции забрали себе другие виды колесной техники. Эта тенденция началась еще во время Второй мировой войны. Например, часть задач мотоциклов с коляской стали выполнять легкие машин-разведчики. Впрочем, полностью переход на джипы как сменщиков мотоциклов с коляской осуществили только американцы, отчасти это сделали англичане ( за счет американских машин). Остальные страны сохраняли в своих армиях тяжелые мотоциклы с колясками на вооружении. Они получались проще и дешевле, кроме того, выпускали их те заводы, которые часто не имели никакого отношения к автомобилестроению. Естественно, были производители типа BMW, но если вы посмотрите на объемы поставок армейских автомобилей баварской марки, а потом на мотоциклы, всё станет понятно.

В минувшую субботу главным героем динамического показа на «Моторах Войны» стал этот мотоцикл

Похожая ситуация была и во французской армии. По состоянию на 6 ноября 1939 года, в ней числилось 82959 мотоциклов, из них 24491 с колясками. Начиналась гамма армейских мотоциклов с легких моделей-одиночек, имевший рабочий объем мотора 350 кубических сантиметров. Следующей моделью были мотоциклы с рабочим объемом 500 кубических сантиметров, они могли быть как с колясками, так и без них. Наконец, на вершине находились тяжелые мотоциклы с коляской, как правило объема 750 кубических сантиметров. Были и более могучие аппараты вроде René Gillet type L1, с объемом мотора в литр, но оптимальными считались именно 750-кубовые модели. Это была общемировая практика. 750-кубовые модели получались не такими тяжелыми, при этом они подходили для широкого круга задач. Кроме того, у французов имелась такая специфика, как разделение на мотоциклы пехоты и кавалерии. Точнее, драгунских (Dragons Porté), причем у кавалерии мотоциклов с коляской было чуть больше половины.

На момент создания это был едва ли не лучший французский мотоцикл

На выставке «Моторы Войны», которая открылась в этом декабре, можно видеть технику разных стран. Приоритет отдан советской и немецкой технике, но хватает тут и машин других стран. В том числе и тех, которые позже оказались в составе немецкой армии. В полной мере это касается и французской техники. Ее на «Моторах Войны» представляет Gnôme & Rhône AX 2-RM, один из наиболее совершенных французских тяжелых мотоциклов. Сама французская армия пользовалась ими недолго, куда дольше их применяли немцы. Заезжали Gnôme & Rhône AX 2-RM и к нам, многие из них так и остались здесь навсегда. Полностью восстановленный мотоцикл данного типа стал участников второго динамического показа на «Моторах Войны», самое время про него поговорить.

Gnôme & Rhône AX 2-RM в 1939 году стали считать стандартным тяжелым мотоциклом с коляской французской кавалерии

Для начала стоит рассказать о самой модели. В чем-то Gnôme & Rhône и BMW схожи. Обе компании начинались как производители авиационных моторов. Societe des Moteurs Gnôme & Rhône, образованная на юге Парижа, стала одним из основных производителей французских авиамоторов в Первую мировую войну. Оставалась она в том же статусе и далее, но сразу же после окончания войны появился сторонний бизнес — мотоциклы и велосипеды. В правлении Gnôme & Rhône не дураки сидели, расширение продукции стало правильной реакцией на грядущее сокращение военных заказов. Французы пошли по пути наименьшего сопротивления и купили лицензию на выпуск нескольких моделей английской ABC motorcycles. Собственные мотоциклы появились во второй половине 20-х годов, при этом в основном речь шла о легкой и средней весовой категории — объемом 250 и 500 кубических сантиметров.

Помимо Gnôme & Rhône, его производство налаживалось на мощностях Terrot

Ситуация изменилась в середине 30-х годов. В Париже внимательно следили за тенденциями на рынке, а там моду задавали, в том числе, и немцы. Прежде всего это касалось мюнхенской BMW, которая также стала искать себе варианты в послевоенной Европе. Причем там ситуация выглядела сложнее, поскольку моторостроителям из Мюнхена почти перекрыли кислород с авиамоторами. Выходом стали мотоциклы, и вот тут BMW быстро поймала птицу-удачу за хвост. В 1929 году появился BMW R 11, первый тяжелый мотоцикл баварской компании. Характерный двухцилиндровый оппозит воздушного охлаждения объемом 750 кубических сантиметров стал визитной карточкой тяжелых мотоциклов BMW. Явно смотря в сторону R 11, в 1935 году Gnôme & Rhône представила модель Gnôme & Rhône X. Созданная явно по той же идеологии 724-кубовая модель могла быть как одиночной, так и с коляской фирмы Bernardet. Новинка сразу оказалась в поле зрения французской кавалерии, которая за год до того начала закупку похожих мотоциклов René Gillet type G1 и Terrot VATT. Так на свет появился первый армейский тяжелый мотоцикл Gnôme & Rhône — модель XA. Мощность мотора снизилась до 15 л.с. в обычном режиме (в максимальном 28 л.с.), при этом он стал надежнее, заменили карбюратор, колеса итд. Мотоцикл получил стандартизированную коляску Bernardet Mle.1936. Всего их поставили 405 штук, немного, но если не знать крайне специфичные серии у французов.

По планам, предполагалось получить 11 тысяч таких мотоциклов

Запущенный с 1936 года в серийное производство Gnôme & Rhône XA был тяжелой машиной. Максимальная масса составляла 682 кг, и тут отсутствие привода на коляску сильно мешало. По этой причине в марте 1937 года был представлен вариант модели XA с системой привода на коляску. В крупную серию он, правда, не пошел. Также опыт эксплуатации показал, что 724-кубового мотора маловато. В результате осенью 1937 года на испытания вышел опытный образец Gnôme & Rhône AX 2. С улыбкой можно заметить, что мотор еще сильнее стал напоминать BMW R 11/R 12, за немцами французы следили пристально. Объем мотора возрос до 804 кубических сантиметров, а мощность до 17,5 лошадиных сил при 3500 об/мин. Изменилась и коляска, которую так же строила Bernardet. Главной новинкой стал привод на коляску (с возможностью его отключения), что стало существенным плюсом.

По факту сдали около 2700 штук. Одним из узких мест стала электрика, внезапно немецкая

По итогам разработки появился серийный вариант мотоцикла, получивший обозначение Gnôme & Rhône AX 2-RM. Командование французской кавалерии с большим энтузиазмом восприняло появление этого мотоцикла. Не будет сильным преувеличением, если сказать, что это был лучший французский армейский мотоцикл того периода. Он настолько заинтересовал французскую кавалерию, что было принято решение о лицензионном производстве силами Terrot. К началу Второй мировой войны было готово 220 мотоциклов, 13 сентября 1939 года последовал заказ на 800 AX 2-RM (по 4000 штук в январе 1940 года выпускали Gnôme & Rhône и Terrot), а дальше он рос как на дрожжах. Правда, имелся нюанс: электрика на мотоциклах была внезапно фирмы Bosch, попробуем угадать, что случилось сразу после начала войны. Три месяца (сентябрь-ноябрь 1939 года) Gnôme & Rhône сидел на одном месте ровно.

Сколько мотоциклов выпустили после поражения Франции для немцев, это отдельный вопрос

Подключение Terrot было жизненно необходимо, поскольку Gnôme & Rhône больше 400 мотоциклов в месяц выпускать не могла. По планам, с апреля 1940 года Terrot выпускал по 600 таких мотоциклов. Сколько их выпустили реально, французские историки не знают. Вплоть до июня 1940 года выпуска не было, опять, же с Bosch передавали пламенный привет. Зато Gnôme & Rhône смогла план перевыполнить. В апреле 1940 года сдали 458 мотоциклов, еще 454 в мае, дальше точных данных нет. С декабря 1939 по май 1940 года сдали 1976 мотоциклов, а общий объем до Второго Компьенского перемирия оценивается в 2700 AX 2-RM. При этом французская кавалерия, понимая проблемную ситуацию, прибегла к услугам бельгийской Gillet-Herstal. Правда, их модель Gillet-Herstal 373 во Францию не успела. Также поступил заказ на 12000 мотоциклов Indian 340 CAV. А вот 1200-кубовый Indian успел: с марта по май 1940 года прибыло 2030 таких мотоциклов. Итого, случилась типичная для французов история. Амбиций много, а заказ пришлось выполнять нескольким фирмам, да еще с зарубежной помощью.

О том, что происходило далее, история умалчивает, но производство Gnôme & Rhône AX 2-RM продолжилось, уже для немцев. Если кто забыл, то авиамоторы Gnôme & Rhône 14N активно применялись немцами, а о том, что выпуск мотоциклов продолжался, нехотя пишут сами французы. Потом это фирме припомнили: в 1945 году завод национализировали. Выпуск мотоциклов, впрочем, продолжался еще лет 20. По вполне понятным причинам дольше всего Gnôme & Rhône AX 2-RM использовался именно в немецкой армии. По ТТХ он оказался ближе всего к BMW R 75, также получившему привод на коляску. Ну а немецкое электрооборудование облегчало эксплуатацию. Те, кто решит посетить выставку «Моторы Войны», могут сами сравнить французскую и немецкие машины. Именно машины: помимо R 75, неподалеку стоит армейский вариант мотоцикла BMW R 12 из коллекции «Военный Ангар» Игоря Шишкина. Он без привода на коляску, но если вы начнете сравнивать его и Gnôme & Rhône AX 2-RM, увидите много интересного.

В отличие от продукции BMW конца 30-х, телескопических амортизаторов передней вилки французский мотоцикл не получил

Показан французский мотоцикл на выставке именно «французом». То есть в базовом французском цвете с характерной фарой, имеющей желтую лампочку. Это чисто французская «фишка», что-то вроде системы «свой-чужой». Такие фары у французов использовались минимум до 50-х годов. Сам мотоцикл дан в типовой комплектации, именно так выглядел основной серийный вариант. Одноместный мотоцикл со стандартной коляской Bernardet, экипаж 2 человека, основная задача связь и разведка. Немцы могли набиваться и втроём, но дурное дело — не хитрое. Сзади седло не предусматривалось, плюс еще по бокам висят инструментальные сумки. Сесть-то можно, но за сохранность пятой точки гарантий не дают. Подрессоривания задней оси нет, так что не обольщайтесь.

Местами «ноги» BMW торчат по полной программе

Естественно, мотоцикл получился самобытный, но всё равно подмывает сравнивать с баварской продукцией. Ибо да, есть сходство. В чем-то французский мотоцикл превосходит BMW, в чем-то уступает. Например, баварцы на своих мотоциклах ввели телескопические амортизаторы на передней вилке, а французы нет. Зато Gnôme & Rhône AX 2-RM может похвастаться наличием задней передачи, те, кто был на динамическом показе, это могли видеть. У других французских мотоциклов-одноклассников еще был цепной привод, а Gnôme & Rhône применял кардан, как и немцы. Мотор был слабее немца, но французы это сделали целенаправленно. Главным была тяговитость, плюс AX 2-RM получился немного легче. Именно сточки зрения военной машины получилось очень достойно. Не просто так их производство организовывалось на двух заводах.

Очень похожую схему размещения спидометра можно увидеть на BMW R 11

Отдельного разговора достойна коляска. У Automobiles Bernardet была по сути монополия на коляски, разные модели можно видеть на французских армейских мотоциклах. Постепенно коляски эволюционировали: к 1939 году от классической «лодки» Bernardet ушла, коляска стала более «пузатой». Может не такая элегантная, как ранее, но с точки зрения функциональности точно претензий нет. Еще одним интересным моментом было то, что грузоподъемность коляски составлял чуть более 400 кг. Вообще для тяжелых мотоциклов существовало несколько моделей колясок, включая и вариант, способный перевозить 25-мм противотанковую пушку.

Коляску для мотоцикла производила Bernardet

Как и на ряде колясок в других странах, Bernardet оснащала свою продукцию вертлюгами для пулемета. Штатным вооружением был ручной пулемет MAC Mle.1924/29, для которого требовался всего лишь штырь. Еще в 1934 году этих самых штырей имелось две штуки. Чаще всего применялся передний штырь, для ведения огня в лобовой плоскости. Второй штырь разместили сзади. Он был нужен либо для стрельбы назад, но чаще его использовали для ведения зенитного огня. Та же самая система была и для коляски Gnôme & Rhône AX 2-RM. Задний штырь вынесли максимально назад-вверх. Как правило использовали его, стоя сзади.

Спереди и сзади находятся вертлюги для пулемета MAC Mle.1924/29

Одним из плюсов коляски являлся багажник, точнее багажники. Помимо основного, размещавшегося сзади, на коляске 1939 года образца появился еще и ящик с левой стороны. С точки зрения размещения магазинов к пулемету это было явно плюс. За счет общей компоновки задний ящик получился довольно высоким. Некоторым минусом стало размещение замков для открытия крышки багажника. Они находятся снизу, при любой грязи можно заляпаться. Но тут уже компромисс — либо одно, либо другое.

Багажник, весьма высокий для мотоцикла

Самая интересная деталь, впрочем, находится под брюхом. Речь идет, естественно, про привод на колесо коляски. Привод сделан отключаемым. Также стоит отметить, что на Gnôme & Rhône AX 2-RM коляска оснащалась не только приводом, но и барабанным тормозом. Одним словом, с точки зрения проработки получилась передовая конструкция.

Привод на коляску

Стоит линий раз сказать, что Gnôme & Rhône AX 2-RM получился очень удачным мотоциклом. Он нисколько не уступал самым передовым образцам того периода и оптимально вписывался в систему вооружения французской кавалерии. Главная проблема заключалась в типичной для французов ситуации «хорошо, но мало». Для понимания, одной только модели BMW R 12 выпустили 35 тысяч штук. При этом BMW параллельно выпускал еще и модель R 71. А еще было 18 тысяч 600-кубовых Zündapp KS 600 W. И это еще далеко не все тяжелые мотоциклы немецкой армии. Итог такого противостояния немного предсказуем. Ну а дальше пользователями французских мотоциклов стали люди в форме мышиного цвета, любящие ходить гусиным шагом.

Динамический показ — уникальная возможность увидеть машину на ходу, а особо везучим можно прокатиться

Увидеть мотоцикл вы можете в экспозиции выставки, но теперь он поедет нескоро. Стоит лишний раз упомянуть тот факт, что динамические показы на «Моторах Войны» проходят каждые выходные, либо в субботу, либо в воскресенье. Пока на улице плохая погода и снег, основной показ проходит внутри павильона №2, здесь можно осмотреть машину, а тем, кому повезло, можно и прокатиться. Следите за анонсами, которые публикуются на странице «Моторов Войны». Сама же выставка находится по адресу: ул. Рогожский Вал, д.9, строение 2, для входа необходим QR-код. В будние дни режим работы с 11:00 до 20:00, а в выходные с 11:00 до 19:00.

Список источников:

  1. Guerre, Blindés & Matériel (GBM) №90

источник: https://zen.yandex.ru/media/yuripasholok/tiajelyi-motocikl-dlia-francuzskoi-kavalerii-61bf6a7ae5278f7879f7bc6e?&

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]