В этом году отмечается 135-летие первого мотоцикла в мире. Его создателями стали немецкие инженеры Даймлер и Майбах, впоследствии – основатели знаменитых автомобильных марок. Первый же отечественный мотоцикл был разработан и вышел в серию на , преемником которого спустя годы стало АО «ОДК-Климов».
Л-300 стал по-своему легендарен – он проехал по дорогам Великой Отечественной, открыл для многих мотоспорт, участвовал в рекордных заездах. «Октябрят», как часто называют Л-300, до нашего времени осталось немного. Одна из машин сохранена для истории и является экспонатом музея «ОДК-Климов».
От немецкого байка к советскому мотоциклу
В середине 1920-х годов советское правительство всерьез задумалось над развитием отечественного мотостроения. Первоначально обсуждалось создание именно собственных моделей мотоциклов и организация их серийного производства. Но вскоре стало очевидно, что разработка оригинальных конструкций – дело не быстрое, а страна остро нуждалась в мототехнике. Выход из ситуации был найден следующий – взять за основу подходящий иностранный мотоцикл, модифицировать его под российские условия и пустить в серию.
При выборе среди европейских моделей рассматривались в первую очередь немецкие. И это не удивительно – Германия, будучи родиной первого в мире байка, к тому времени достигла значительных успехов в мотостроении. Первый мотоцикл с двигателем внутреннего сгорания был построен в 1885 году немецкими инженерами Готлибом Даймлером и Вильгельмом Майбахом – в будущем эти фамилии будут ассоциироваться исключительно со знаменитыми автомобилями. Тогда же, в конце XIX века, Даймлер и Майбах стали авторами первого классического мотоцикла с бензиновым двигателем мощностью 1,5 л. с. и максимальной скоростью до 12 км/ч.
В основу первого отечественного мотоцикла лег немецкий DKW Luxus 300, который считался самым надежным байком в начале 1930 года. Именно на базе этой модели ленинградские конструкторы подготовили чертежи первого серийного советского мотоцикла. Впрочем, стоит отметить, что экспериментальные модели создавались в стране и раньше. Еще в 1929 году на Ижевском заводе (нынешний Концерн «Калашников») было изготовлено несколько опытных образцов. Создавались они под руководством талантливого инженера и конструктора Петра Можарова, который позже в Ленинграде возглавит работы по первому серийному мотоциклу.
Фото: Военно-технический музей
Модель получила название «Л-300» (Ленинградский, двигатель объемом 300 куб. см). Мотоцикл весом 125 кг развивал скорость до 80 км/час, при этом средний расход бензина составлял около четырех литров на 100 км. С осени 1931 года в стране был освоен выпуск всех агрегатов для Л-300 – с этого момента производство стало импортонезависимым.
М-72
Этот мотоцикл выпускался на пяти крупных автомобильных заводах в Москве, Ленинграде, Горьком, Киеве и Ирбите. В 1941-1960 годы было налажено производство М-72 крупными партиями. Однако, до 1955 года мотоцикл был предназначен лишь для использования в вооруженных рядах советской армии. Позднее он стал доступен и для простых граждан страны. Всего было выпущено около 8500 экземпляров мотоцикла. После завершения ВОВ мотоцикл поступил на вооружения в милицию.
По военным тропам в мотоспорт
Мотоцикл Л-300 выпускался до конца 1939 года – всего было изготовлено около 19 тыс. мотоциклов этой модели. И даже, когда к 1940 году их конструкция уже «морально» устарела, а на смену пришли ижевские «мотолегенды», ленинградские Л-300 все еще пользовались спросом за счет их высокой надежности и легкости управления. Доказать это привелось и на деле –Л-300 активно использовались в Красной Армии в качестве мотоциклов разведки и связи. Они принимали участие в боях на Халхин-Голе и Хасане, в Советско-Финской войне и в начале Великой Отечественной.
Л-300 принял активное участие и в развитии отечественного мотоспорта – он широко использовался в гонках, кроссах, рекордных заездах и дальних пробегах на тысячи километров. На соревнованиях Л-300 часто выигрывал призовые места в конкуренции с известными иностранными мотоциклами.
Фото: Военно-технический музей
И, пожалуй, самое главное – Л-300 предоставил тысячам советских людей возможность впервые сесть в седло мотоцикла. При этом опыт организации серийного выпуска Л-300 помог в производстве отечественных мотоциклов новых поколений. Так появился первый советский спортивно-дорожный мотоцикл Л-500, а следом Л-8 со множеством гоночных модификаций и скоростью около 140 км/час. «Потомками» Л-300 стали и легендарные ижевские мотоциклы Иж-7 и Иж-8. Последний считается настоящим советским байком-легендой, а также получил известность за границей. Мотоцикл Иж-8 даже выбит на серебряных монетах Новой Зеландии.
Кроме Ижевска, серийное производство мотоциклов было налажено в Подольске, Таганроге, Серпухове. Но все же первым был Ленинград и модель Л-300. Сегодня этот мотоцикл уже не встретить на дорогах, но можно увидеть в музее. Один из экземпляров этой модели выставлен в музее АО «ОДК-Климов».
Вятка ВП-150
Первым мотороллером, выпущенным на территории Советского Союза, стал Вятка ВП-150. За прототип был взят итальянский «Веспа», производимый в 1955 году. Вятско-Полянский машиностроительный завод занимался выпуском мотороллера с 1957 по 1966 года. За почти 10 лет на территории СССР было реализовано более миллиона экземпляров «Вятки». Впоследствии мотороллер получил негласное звание «самого дискотечного» транспорта.
Новая версия
Новая «Ямаха XJ6 Diversion» – это совсем другой мотоцикл. У него нет недостатков первого поколения. А цена весьма и весьма привлекательная. Модель отлично подходит для начинающих мотолюбителей.
Вообще, «Ямаха XJ6» является некой разновидностью Yamaha FZ6 (этот агрегат с 2009 года продается в Европе вместо XJ6). На рынке Америки XJ6 именуется, как Yamaha FZ6R. Появление мотоцикла «Ямаха XJ6» в Европе связано с желанием руководства компании предложить мотолюбителям маломощную и бюджетную модель, которая была бы ориентирована на максимальное число потенциальных покупателей. XJ6 намного дешевле по цене, налогам и в плане страхования, чем оригинальный Yamaha FZ6 (мотор 98 лошадиных сил).
Стоит отметить, что многие производители стараются создавать очень мощные и быстрые мотоциклы, а вот о транспорте для новичков почему-то иногда забывают. А ведь это нечто большее, чем кажется сначала. Это модель и для начинающих, и для девушек, и для тех, кто просто любит размеренную езду на мотоцикле. Очень отрадно, что хоть кто-то производит настоящие вещи для этой обширной категории покупателей.
Aprilia RSV 1000R Mille
Выпускавшиеся с 2004 года, Aprilia RSV 1000R Mille не перестает удивлять своими красивыми линиями и чертами корпуса. Его сильной чертой являются его шасси и подвески, его подвески не нуждаются в каких либо донастроек и уже сразу же после покупки, на нем можно отправляться на трек. Даже на высокой скорости вы никогда не будете испытывать неудобств, и мотоцикл всегда будет всегда обрабатывать пожелания пилотов.
Характеристики его не являются рекордными, но и этого хватает для столь необыкновенного итальянца. Рабочий объем двигателя составляет 998,9 кубических сантиметров, максимальная мощность 180 лошадиных сил, сухая масса 184 килограмма, а объем топливного бака 17 литрам, дорожный просвет равен 130 мм. Стоимость этого байка с нуля равна $ 13 000, с рук же можно купить такой агрегат примерно за 5 тысяч долларов.
Harley Davidson Cosmic Starship
Марка Harley Davidson на слуху у большого количества людей, и ее детища постоянно попадают в те или иные топы. Cosmic Starship по праву занимает шестое место в нашем списке из-за «космической» цены. Отчасти такой ценник был обусловлен тем, что над тюнингом байка работал известный американский художник, Джек Армстронг.
НравитсяНе нравится
Он нанес на поверхность мотоцикла причудливый рисунок, который закрепил 37 слоями прозрачного лака. Кроме золотой краски, Harley получил необычные бантики на корпусе. Cosmic Starship не обладает какими-то выдающимися техническими характеристиками.
Покупатель платит только за уникальность и престижность модели. Казалось бы, во внешнем виде нет ничего особенного, более того, не всем обывателям понравится дизайн изделия. Но за эксклюзив по-настоящему богатые коллекционеры готовы выкладывать немалые деньги.
Этот мотоцикл был размещен в show-room официального дилера в Лос-Анджелесе. На публичной премьере присутствовали медийные личности, знаменитости и политики. Возле байка установили табличку надпись, которая запрещала прикасаться к экспонату всем, кроме Леди Гаги и Сильвестра Сталлоне.
Японский мотоцикл Suzuki TL 1000
не покупайте мотоциклы Suzuki TL 1000
Спортивные успехи V2 Ducati Superbos заставили японцев действовать. В 1997 году они представили две V-двойки- успешный литровый мотоцикл Honda VTR 1000 и аварийный литровый мотоцикл Suzuki TL 1000 S (к которому год спустя присоединился, имея те же недостатки TL 1000 R).
Крупнейшие недостатки
TL был жутким – у него была тенденция к вибрации, что приводило даже к несчастным случаям со смертельным исходом. Поэтому через год после премьеры компания монтировала амортизаторы поворота не только для новых, но и для проданных мотоциклов. К сожалению, тенденция к перевороту руля сохранилась, амортизатор ее только гасил.
Результат? На неровной дороге страшно превышать 140 км / ч.
У двигателя также были недостатки – через протекающие поршни/кольца, он закачивал масло в воздушный фильтр – по гарантии была замена (в зависимости от пробега) или на сами поршневые кольца или на поршни.
Другая проблема заключалась в электронике. Двигатель мог дергаться и глохнуть на холостых. Необходимо было следить за правильной настройкой оборотов холостого хода (1300–1400 об / мин), после чего модуль ECM был модифицирован.
Разжижение масла топливом – еще один недостаток. По гарантии заменили термостат. Двигатель был “слишком холодным” и пытался слишком долго всасывать. Это условие также вызвало высокий расход топлива.
запчасти Suzuki (Сузуки), онлайн заказ
Трещины на баке, который был неправильно закреплен.
Каркас ушка, который выступает из лопастного демпфера из-за нестандартного амортизатора (такие были, например, на автомобилях ГАЗ) которым был оснащен TL. Качество его демпфирования, несмотря на возможность регулировки, было не самым лучшим.
Треснутые рамы на головке. Сначала аргументировали это частой ездой, но потом оказалось, что это не так – рамы ломались.
Так что вы никогда не узнаете, какой мотоцикл вам достанется, или сколько дефектов в нем было устранено, потому что все улучшения и ремонт были сделаны на регулярной основе. Что не меняет того факта, что некоторые из них неизгладимы.
ИЖ-49
Для езды по бескрайним просторам нашей родины был создан ИЖ-49. В период с 1951 по 1958 годы мотоциклы производили на машиностроительном заводе города Ижевск. Для перевозки грузов существовала модификация с коляской. Характеризовался мотоцикл высокой степенью надежности и проходимостью.
Во многих российских семьях до сих пор хранятся советские мотоциклы, доставшиеся от дедушек. В вашем гараже стоит раритет времен СССР?
Harley-Davidson Softail Slim
Легендарный Harley-Davidson Softail Slim — мотоцикл, в котором нет ничего лишнего, а наоборот есть лишь самое необходимое. А именно: знаменитый «голливудский» руль, хромированные детали, черные ободья колес, массивные детали, воздушный фильтр с черной круглой крышкой. Все это выполнено в духе минимализма, и это далеко не все внешние преимущества которые помогают ему сочетать элементы стиля брутальных бобберов старых добрых 1950-х годов.
Сам же двигатель Twin Cam, с рабочим объемом в 103 куб. дюйма дает мотоциклу столько достаточной мощности, чтобы с легкостью преодолеть крутые подъемы и чувствовать себя уверенно на трассе не составляет никакой проблемы.