DKW RT 125 1952 года
RT 125
был немецкий двухтактный мотоцикл сделал DKW в Цшопау в 1930 — х годах, МРС и МЦК в 1950 — х и начале 1960 — х годов, и DKW в Ингольштадте в 1950 — х и 1960 — х годов. «RT» означает «Reichstyp» или «Национальная модель».
В 1930-х годах компания DKW впервые применила двухтактный контур продувки Schnürle, чтобы отказаться от использования дефлекторного поршня и повысить эффективность камеры сгорания. DKW также разработала высокоэффективное расположение перегрузочных портов . Эти две функции были включены в RT 125 с большим коммерческим преимуществом. Компании-конкуренты, такие как Adler и TWN, скопировали внедрение поршней с плоским верхом и стремились разработать одинаковые механизмы перекачки без нарушения патента DKW .
DKW RT 125-1 вермахта, выпускавшийся с 1943 по 1944 год
0
Смотреть все фото в галерее
В 1922 году Герман Вебер начал свою инженерную работу на заводе фирмы DKW в городе Чопау. Он занимался конструированием мотоциклов, был назначен главным конструктором завода. Первой его моделью был легкий мотоцикл DKW ZL (Zschopauer Leichtmotorrad). Вебер также возглавил отдел гоночных мотоциклов DKW, кроме того он сам принимал участие в спортивных мотогонках, был неоднократным призером ряда престижных соревнований. В 1932 году фирма DKW приобрела лицензию Адольфа Шнюрле на метод петлевой продувки цилиндра двухтактного двигателя и эксклюзивное право его использования в бензиновых двигателях. Два года этот патент не находил применения, пока Вебер не сконструировал двигатель объемом 97 куб. см. мощностью 2,5 л.с. для мотоцикла получивший название RT-100. Мотор был очень удачный и мощный для своей кубатуры. Новый метод продувки цилиндра удачно примененный Вебером, позволил отказаться от использования дефлектора на поршне, повысить эффективность сгорания топлива и мощность двигателя. Герман Вебер впервые применил ножной переключатель передач на мотоциклетном моторе. Следующая модель мотоцикла RT -125 с мотором объемом 125 куб. см. создана Вебером в 1939 году, стала революционной в истории мотоциклов. Модель DKW RT-125 была самым копируемым в мире мотоциклом, его выпускали в разных странах с 1940 по 1965 года . После окончания Второй мировой войны, город Чопау оказался в зоне советской оккупации. Предприятие DKW было демонтировано и в качестве репараций вывезено в СССР. Герман Вебер и ряд других работников завода были интернированы и направлены в г. Ижевск для налаживания производства мотоцикла ИЖ-350 (копии DKW NZ 350). В 1948 году Герман Вебер умер в Ижевске.
2.
История четырех колец, или Как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы
В Белорусском государственном музее истории Великой Отечественной войны недавно открылась выставка «Следы войны», на которой можно увидеть историю немецких и советских мотоциклов. Ее уникальность состоит в том, что вживую присутствует редчайшая техника DKW военного времени из коллекции Алексея Тикунова. О том, как немецкие DKW превращались в советские мотоциклы, читайте в нашем материале.
Выставка «Следы войны» — это совместный проект музея и коллекционера Алексея Тикунова. В центре внимания любителя мотоциклетной техники — модели DKW военного времени. После главной катастрофы ХХ века их сохранилось очень мало, но Алексей Тикунов буквально по крупицам восстановил мотоциклы из оригинальных немецких запчастей. Более того, техника на ходу, несмотря на нелегкую судьбу.
«Пощупай руками раму снизу, — говорит Алексей. — Этот DKW РТ 125 воевал — вся его задняя часть была посечена осколками. Судя по всему, вначале он наехал на мину передним колесом, сработал замедлитель — взрыв произошел под задним колесом…»
Дыхание войны — в каждом экспонате. Сколько трагедий и смертей видели эти мотоциклы?
Выставка разделена на блоки, в которых отражено начало войны, отступление немцев и повседневная жизнь в послевоенные годы. Отдельным блоком выделена полевая ремонтная зона. Соответственно техника стоит в хронологическом порядке: сначала выставлены мотоциклы DKW, а затем советские модели Московского, Минского и Ижевского мотоциклетных заводов.
«После Версальского договора 1919 года немцы были очень стеснены в возможностях развития военной техники, — рассказывает коллекционер. — Поэтому они активно развивали те виды техники, которые были разрешены. Мотоциклы никто не запрещал, поэтому большой скачок немецкие инженеры совершили в развитии двухколесного транспорта. В годы войны на мотоцикл было возложено множество различных функций, техника использовалась даже в качестве тягачей».
Мотоцикл позволял относительно дешево и экономично моторизовать целые подразделения. В нем видели соответствующую времени замену на полях сражений верховой лошади. Поэтому двухколесная техника до войны в Германии активно развивались. А фирма DKW была одним из лидеров мотоциклетной промышленности. Кроме того, здесь производили и автомобили.
К слову, о знаменитых четырех кольцах. Этот значок появился в 1932 году, когда произошло объединение четырех производителей: Audi, DKW, Horch и Wanderer.
Итак, переходим к самим мотоциклам. Первый экспонат — DKW KS 200 1938 г.в. из музейного фонда. Создан он был в 1936 году специально для молодежи. Купив этот мотоцикл, каждый молодой человек получал возможность бесплатно обучаться в мотошколе DKW. Развитая сеть сервиса, небольшая цена (540 рейсхмарок), доступность запчастей — мотоциклы сразу «улетели» в стотысячные тиражи.
DKW KS 200 представлял собой облегченную версию появившегося ранее SB 200. Бак мотоцикла был меньшего объема по сравнению с SB 200, который позиционировался как туристический байк. Двигатели у них были похожими: двухтактные 200-кубовые «одностволки» мощностью 7 л.с. Да, на фото мы видим две выхлопные трубы, но это специфика двигателей DKW, оснащенных системой петлевой продувки цилиндров. Сами моторы одноцилиндровые.
DKW KS 200 был нацелен на молодых покупателей, любящих быструю езду. Максимальная скорость — 90 км/ч, что очень неплохо по тем временам. Выпускался мотоцикл до 1940 года. Некоторые из экземпляров, в том числе и этот, побывали на войне, хотя на фронте KS 200 не использовался, только в тылу, поскольку оказался слаб для настоящего бездорожья.
Следующий экспонат выставки — DKW NZ 350 — производился в 1938-1945 годах в различных модификациях. У предка советских «Ижей» была как гражданская, так и армейская версии. Двухтактный одноцилиндровый мотор объемом 346 куб.см выдавал 11 л.с.
«Некоторые узлы дублировались: у ножного рычага переключения передач был ручной дублер, ключом зажигания можно было выбрать вариант пуска с аккумулятором и без аккумулятора, — комментирует Алексей. — То есть в любом случае солдат должен был убежать. Весит мотоцикл всего 135 килограммов за счет того, что многие детали, в том числе и двигатель, выполнены из алюминия».
Конкретно этот экземпляр — версия для вермахта 1941 г.в. Таких мотоциклов было выпущено всего 2500 штук, все они ушли на фронт.
«Если мы считаем редким Иж-350, выпущенный в мирное время в количестве 127.000 штук, то понимаете, насколько этот DKW NZ 350 1941 года выпуска уникален?»
Подвергавшийся небольшим «мутациям» DKW NZ 350 выпускался до самого конца Второй мировой войны, в которой принимал самое активное участие наряду с «четырехтактниками» от BMW и Zundapp.
Каждая деталь старого мотоцикла — триумф немецкой педантичности.
«Немецкий мотоцикл очень легко собирать, — рассказывает реставратор. — У меня есть каталог, в котором конструкция описана в мельчайших подробностях, до каждого болтика. Вот, к примеру, клейменные болты. В этом мотоцикле более 100 таких болтов Ribe и Verbus. Немецкий мотоцикл собрать просто».
Хотя с запчастями не все так просто. При реставрации что-то Алексею приходится заказывать новодельное, поскольку часть деталей просто физически не может сохраниться с тех времен. Например, седло приехало из Польши. Попытка поставить «родные» шины не удалась, так как они взорвались. Поэтому Алексей приобрел новые, благо чешская компания по производству мотошин Mitas занимается и ретрорезиной. Но в основном запчасти полностью оригинальные. И именно немецкого производства, а не их советские копии.
В связи с этим совет «МотовелоРетродеталь» и Oldtimer Garage). Почему бы на старых станках не запустить производство деталей для раритетной техники? Спрос в Европе на них есть. По мнению Алексея, хорошо бы продавались спицы на M1A (DKW RT) и различные резиновые изделия вроде ручек и подножек.
«Я не мог понять, почему долго не находил хвост на заднее крыло, — рассказывает Алексей. — Оказалось, что немцы их просто выбрасывали, когда они забивались грязью в России. Самое интересное — этот хвост так и нашли отдельно от мотоцикла. К слову, все тактические знаки, что вы видите на этой детали, восстановлены миллиметр в миллиметр».
Кстати, более подробно о процессе восстановления этих мотоциклов можно почитать на специализированном форуме в темах пользователя tikynoff.
Еще один любопытный факт — мотоциклы перед отправкой на фронт или в тыл должны были иметь допуск Siemens или Bosch на отсутствие радиопомех.
Идем дальше. DKW RT 125, прообраз нашего «минскача», появился в 1939 году. Это была миниатюрная копия DKW NZ-350. И передняя вилка параллелограммной конструкции с фрикционным амортизатором, и силовой агрегат, и рама — все очень похоже. Но все его части были миниатюрными, придавая мотоциклу некую «игрушечность». Зато переключение передач было ножным, что для того времени являлось весьма прогрессивным решением.
Преимущества мотоцикла — простота, дешевизна, надежность. Настоящий автомат Калашникова в области мотостроения. Если бы он не был надежным, немцы бы его просто сняли с производства во время войны. Все модели RT 125 имеют одноцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением рабочим объемом 123 куб.см и мощностью от 4,75 до 6,5 л.с. (в зависимости от версии) с двухканальной возвратной продувкой. Максимальная скорость — от 75 до 90 км/ч, вес — около 70 кг. Существовали как гражданские RT 125, так и версии для вермахта.
Это наиболее скопированный мотоцикл всех времен и народов. Его копии под разными именами после войны производились в СССР, ГДР, Польше, Индии, Великобритании, США (Harley-Davidson Hummer), Японии (Yamaha YA-1 — первый мотоцикл Yamaha), Италии и Венгрии.
Конкретно этот мотоцикл — упрощенный военный вариант 1941 г.в. На нем установлены оригинальные шины и седло. Даже лампочки в фарах — именно 1941 года. Осколочные ранения, пулевое отверстие — мотоцикл явно попадал в передряги.
«У немцев все очень четко, — комментирует Алексей Тикунов. — Зачем в тылу использовать более тяжелый 350-кубовый мотоцикл, когда можно ездить на маленьком экономичном 125-кубовом? На таком мотоцикле ездил даже Вильгельм Кубе».
По словам Алексея, сложнее всего на этот мотоцикл найти сигнал. Он пластмассовый, поэтому легко трескался на морозе и разбивался при падениях. На сигнале изображена печать. Как вы уже поняли, у немцев в те годы было промаркировано все, что только можно: болты, ниппели, камеры для шин и т.д.
Следующий экземпляр — военный DKW NZ 350-1 WH 1944 года. Доказав свою необходимость в армии, «350-й» в 1943-м получил новую военную модификацию, имевшую некоторые отличия от прежней. У него были грязеотбойные щитки, дополнительное мягкое сиденье для второго номера, фильтр инерционного типа. В последние годы выпуска двигатель в целях экономии «крылатого металла» для авиации получил чугунный картер, что изрядно утяжелило мотоцикл.
Надписи говорят о том, что не нужно забывать смешивать бензин с маслом, а также не оставлять ключ в замке зажигания на стоянке, потому что есть риск угона мотоцикла партизанами. Что любопытно, у моделей DKW был указатель включенной передачи, правда, механический. Тем не менее такая опция имеется далеко не у всех современных мотоциклов!
А вот поздний военный DKW RT 125 WH 1944 года. Его особенности — резиновое седло, чугунный двигатель, стальные лапки, бугеля из толстых трубок и т.д.
Всего до конца войны вермахт получил около 12.000 экземпляров DKW RT 125 всех версий, благодаря чему модель стала одним из самых массовых армейских мотоциклов. Пробежал конкретно этот DKW всего 5600 км до того момента, как немцы закопали его при отступлении, чтобы техника не досталась советским войскам.
Также на выставке отдельным блоком показана полевая мастерская с различными запчастями для немецких мотоциклов.
Далее в хронологическом порядке — советские мотоциклы. По решению союзников любое предприятие, поставлявшее вооружение вермахту, подлежало демонтажу. Поэтому в качестве компенсации ущерба, нанесенного народному хозяйству СССР, в страну были вывезены техническая документация и оборудование с завода DKW в городе Цшопау. В Советский Союз также были доставлены немецкие инженеры и некоторые запчасти со складов. Так из RT 125 получился М1А «Москва», который сначала производился на Московском мотоциклетном заводе. Что любопытно, иногда на мотоциклах первых лет выпуска встречаются немецкие запчасти с оригинальным клеймением. Параллельно с производством в Москве мотоцикл под именем К-125 «Ковровец» выпускался и в г. Коврове, на небезызвестном ЗиДе.
В 1951 году с Московского мотозавода на Минский велозавод было передано производство мотоциклов М1А. Так появились первые «минскачи». Их собирали из московских комплектующих, чем объясняется надпись «Москва» на бензобаке. Надпись «Минск» появилась в 1954-м, а за год до этого у мотоцикла появилась телескопическая вилка и генератор переменного тока, благодаря которому удалось избавиться от аккумулятора.
На выставке представлен экземпляр 1954 г.в. в «родной» краске с пробегом чуть больше 5000 км.
Мотоцикл «Минск» М-103 — это дальнейшее развитие М1А и М1М от Минского мотовелозавода. Выпускался он с 1961 по 1964 год.
ИЖ-350 производился Ижевским машиностроительным заводом в 1946-1951 годах. Он представлял собой смесь разных версий немецкого DKW NZ 350. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки и некоторые другие детали — как у более поздних, выпускавшихся уже во время войны. В основном же ранние советские «ижи» и «минскачи» — это поздние армейские версии немецких DKW.
Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы, но общий вид и конструкция были практически идентичными немецкому оригиналу. Для своего времени это был современный, простой и надежный мотоцикл.
С 1961 по 1966 годы выпускался «ИЖ-Юпитер». Корни DKW чувствуются и в нем… Двигатель тут двухцилиндровый, похож на мотор модели NZ 500.
Немецкая конструкторская мысль до войны произвела на свет ряд прогрессивных для того времени мотоциклов, которые впоследствии превратились в советские модели. Визуально эту историю можно увидеть в музее — выставка продлится до 17 июля. А Иж-350 и DKW-350-1 будут участвовать в ретромотофестивале «Кола Часу», который пройдет 25 июня под Минском. Мотоциклы уже заправлены и готовы к бою!
Площадкой для четвертого фестиваля раритетной мототехники станет Гребной канал на Заславском водохранилище. Судя по насыщенной программе, «Кола Часу» должно стать одним из самых ярких событий этого лета.
Юрий ГЛАДЧУК Фото Ольги-Анны КАНАШИЦ ABW.BY
Минская копия ММВЗ М1М «Минск»(1951) МАКАКА…. так звали его в народе
0
Это был отличный мотоцикл – красивый и надежный. В 1951 году приказом Министерства автотракторной промышленности СССР производство М1А из Москвы перенесли в Минск на Минский Мотоциклетно-Велосипедный Завод (ММВЗ). М1А выпускался до 1956 года, пока ему на смену не пришла модернизированная модель М1М. Проще всего отличить новую модель по иным сварным переднему и заднему крыльям, которые получили закаты – характерная черта мотоциклов тех времен. Именно благодаря этой особенности М1М смотрится гораздо более олдскульно, нежели М1А. Как и М1А,
4.
Ссылки [ править ]
- Хеншоу, Питер (2008-06-15). «1: Истоки» . Библия BSA Bantam . Издательство Велос. С. 12–15. ISBN 978-1-84584-159-1. Проверено 4 августа 2012 .
- Хеншоу, Питер (2008-06-15). «1: Истоки» . Библия BSA Bantam . Издательство Велос. п. 11. ISBN 978-1-84584-159-1. Проверено 4 августа 2012 .
- ↑
Александр, Джеффри В. (31 января 2009 г.). Мотоциклетные войны Японии: история отрасли . UBC Press. С. 151–154. ISBN 978-0-7748-1454-6. Проверено 28 июля 2012 года . - ↑
Уокер, Мик (1 ноября 2002 г.). Гоночные мотоциклы на Гран-при Японии Мика Уокера . Redline Books. С. 153–154. ISBN 0-9531311-8-1. Проверено 28 июля 2012 года . - Suprayitno, Micky (7 января 2013). «Классика: 1955 Ямаха 125Я-1» . GoMick
. Проверено 20 декабря 2014 года .
Американская копия. Harley-Davidson «Hummer» (1959—1960 гг.).
0
Наверное, нет более легендарной марки мотоциклов, чем «Харли-Дэвидсон». О них знают байкеры всего мира, они популярны до настоящего времени и у любителей быстрой езды, и у коллекционеров. В мире нет ни одного слета байкеров, где не присутствовал бы хоть один «Харли-Дэвидсон». Но в пятидесятых годах Harley-Davidson был обычным, ничем не примечательным производителем мотоциклов. В 1948 году фирма выпустила модель 125, небольшой, но надежный мотоцикл с двухтактным одноцилиндровым двигателем с воздушным охлаждением. Он имел трехступенчатую механическую коробку передач и мощность в три лошадиные силы. Мотоцикл оказался в нужное время в нужном месте: послевоенная Америка нуждалась в простом и экономичном транспортном средстве. «Харли-Дэвидсон-125» занял эту нишу.
7.
Довоенная Английская копия Royal Enfield RE 125
0
Любые удачные образцы техники всегда копируют. Мотопром в этом плане исключением не является. Можно вспомнить много примеров, но самый яркий это конечно DKW RT100. Этот мотоцикл разошелся на множества цитат в большом количестве стран. Более всего здесь преуспели британцы. И первой компанией скопировавшей удачный немецкий образец стала Royal Enfield. Началась эта история с того, что голландскому импортеру DKW вдруг было отказано в товарах этой фирмы. Немцы как раз занялись окончательным решением еврейского вопроса, а голландский филиал как раз принадлежал евреям. Случилось это в 1938 году. Оставшись без немецких мотоциклов торговый дом Stokvis&Zonen печалиться сильно не стал, отправил своих представителей на Royal Enfield с предложением скопировать DKW RT100. Ну а за реализацию на континенте брался торговый дом Stokvis&Zonen и это предприятие сулило большие барыши. DKW RT100 продавался очень хорошо. Главный конструктор Royal Enfield Тед Пардо с задачей копирования справился отлично. Прототипы Royal Enfield мало отличались от DKW RT100. Рабочий объем двигателя увеличили до 125 кубов, мощность 3,5 л.с. А вот от возвратно-петлевой продувки цилиндра пришлось отказаться. На эту технологию патент держала DKW и строго следила чтобы никто без ее ведома эти техническим решением не пользовался. Первые прототипы будущего мотоцикла прибыли в Голландию в апреле 1939 года. Для мотоцикла придумали название Royal Baby. Дальше случилась война и проект свернули. Вспомнили о мотоцикле в 1942 году. Британским ВДВ потребовался малокубатурный мотоцикл для курьерской службы. Предполагалось что курьеры будут обеспечивать связь между подразделениями в случая если рацию использовать невозможно. Мотоцикл доработали под армейские требования и приняли на вооружение под названием Royal Enfield WD / RE Flying flea(Летающая блоха). Для мотоцикла разработали специальный транспортный контейнер для десантирования с парашютом. Хотя парашютным способом мотоцикл никогда не десантировался. Flying flea просто грузили в десантный планер по четыре штуки. Малые габариты и вес способствовали этому. После войны производство Flying flea не свернули. Потребность в дешевых транспортных средствах была огромная. Гражданская версия называлась Royal Enfield RE 125. Конкурировать эту мотоциклу пришлось с BSA Bantam — точной копией DKW RT125. BSA заполучил документацию и часть оборудования на этот мотоцикл по репарациям. В первоначальном виде Royal Enfield RE 125 выпускался до 1947 года. Потом мотоцикл прошел небольшую модернизацию. На него установили новую телескопическую переднею вилку. С производства RE 125 сняли в 1951 году. К тому времени на базе этого мотоцикла было создано несколько более современных моделей.
8.
Послевоенная Английская копия BSA Bantam. «BSA-D1» (1948—1951 гг.)
0
ЗЕРКАЛЬНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ В блестящем образце адаптивной инженерии BSA «перевернул» или перевернул всю конструкцию двигателя, создав зеркальное отражение оригинала. Это было сделано, чтобы переместить рычаг переключения передач и кикстартер на правую сторону, где Бог их предназначил. Они также преобразовали все это из метрических в дюймы и добавили британскую электрику (о боже!).
9.
Sokół 125 (1947)
0
Польского мотопрома после Второй мировой войны не было. Техническая документация и заводское оборудование были уничтожены или реквизированы. К счастью, многим изобретателям удалось выжить. Когда новое правительство решило начать производство мотоциклов — решение было принято 1 июля 1946 года — конструкторы сразу же приступили к работе. Времени было мало, поэтому новый мотоцикл должен был основываться на более ранней успешной конструкции. DKW RT 125 был выбран; без сомнения, хороший выбор. IFA, Moskwa, BSA, даже Harley-Davidson также скопировали его.
11.
Копии и варианты [ править ]
Копии RT 125 были построены как минимум восемью различными организациями как минимум в шести странах.
Возмещение ущерба [ править ]
См. Также: BSA Bantam , Harley-Davidson Hummer , ММЗ (мотоцикл) , Minsk (мотоцикл) и SHL (мотоцикл)
После Второй мировой войны Советский Союз взял планы, оснастку и даже несколько десятков сотрудников в качестве военных репараций для ММЗ в Москве (позже переданный ММВЗ и СМЗ) и на завод в Коврове , и произвел копии RT 125 как M1A Moskva и К-125 соответственно. Польская компания WFM создала модифицированную версию RT 125 (под брендами SHL 125 и Sokół 125), разработанную в семейные мотоциклы 125/175 куб.см, выпускавшиеся до 1985 года.
Планы RT 125 также были доставлены в Соединенное Королевство, где они стали основой BSA Bantam , и в США, где они легли в основу Harley-Davidson » Hummer » (Hummer действительно всего несколько лет, но обычно люди называют легковесные хаммеры Harley).
Мотоциклы на базе RT 125 из военных репараций
- Мотоцикл Минск , доработка экземпляра РТ 125 советской постройки
- Мотоцикл Sokół 125, произведенный в Польше с 1947 по 1950 год
- Мотоцикл SHL M04, производившийся в Польше с 1948 по 1952 год.
- 1955 г. BSA Bantam D3 Major
- Харлей-Дэвидсон Хаммер . Harley-Davidson производил модификации RT 125 с 1948 по 1966 год.
Послевоенное производство Германии: DKW и MZ [ править ]
После Второй мировой войны заводы DKW в Жшопау находились в зоне советской оккупации . Таким образом, они находились под контролем Советского Союза, пока не были переданы правительству Восточной Германии . Завод продолжал производство RT 125 под маркой MZ ( Motorradwerk Zschopau
) до 1950-х годов. [1]
Тем временем DKW реорганизовалась в Ингольштадте , где в 1949 году начала производство RT 125W (для «West»). Варианты RT 125W, обычно с более крупными двигателями, производились в течение 1950-х годов. [2]
Послевоенные немецкие RT 125
- DKW RT 125 W, послевоенная западногерманская версия RT 125
- IFA / DKW 125 RT, построенный в Zschopau, Восточная Германия (1954-1956)
- 1961 MZ RT 125/3 построен в Zschopau, Восточная Германия
Yamaha YA-1 [ править ]
Основная статья: Yamaha YA-1
Ямаха Я-1
В 1950-х годах, после восстановления производства музыкальных инструментов, Nippon Gakki решила использовать производственное оборудование, оставшееся от производства военного времени, для производства мотоциклов. Поскольку авторские права на RT 125 были аннулированы союзниками, компания разработала его как основу для своего первого мотоцикла. Nippon Gakki сформировал компанию Yamaha Motor Company в 1955 году для создания своей копии RT 125 под названием Yamaha YA-1 , которая производилась с 1955 по 1958 год. YA-1 унаследовал конструктивные характеристики RT 125 и, благодаря своему тонкому корпусу, и каштаново-коричневый танк, ласково прозванный Ака-томбо (赤 ト ン ボ, «Красная стрекоза») . [3][4] [5]