13 легендарных военных мотоциклов из армий советских врагов и союзников во Второй мировой

Считается, что первые военные мотоциклы были созданы в 1898 году Фредериком Симсом. Машина оснащалась четырьмя колесами, рамой велосипедного типа, седлом, силовым агрегатом мощностью 1,5 лошадиных силы. Motor Scout, а именно такое наименование получила техника, в качестве вооружения оборудовался пулеметом «Максим», бронированным щитком для защиты верхней части туловища водителя-стрелка. Аппарат был в состоянии транспортировать почти 0,5 тонны снаряжения, боеприпасов и прочего груза. Одной заправки хватало примерно на 120 миль пути. Указанная версия не получила серьезного распространения в армии.

Развитие военного мотостроения

Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.

Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.

Cushman Model 53.

Подробно об этом скутере читайте здесь.

Простая и компактная конструкция этого мотороллера задумывалась для того, чтобы десантировать ее с парашютом в местах проведения десантных операций Армией США.

За время Второй мировой войны было выпущено почти 5000 экземпляров.

Слабый моторчик, выдававший всего 4,6 лошадиных сил, тем не менее, не был достаточно мощным для любых нужд, кроме проведения армейских шоу и выставок.

Существует легенда, что первый Cushman был собран одним из служащих военного аэродрома просто из ненужных запчастей от самолетов и обслуживающих аэродром механизмов. Стоит отметить, что, даже по тем временам, Cushman имел довольно кондовую конструкцию (которая, наверное, нравилась военным) и, как следствие, весьма немалый для скутера вес в 115 кг.

Послевоенная активизация

В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.

Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:

  • Большой массой (свыше 400 кг).
  • Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
  • Плохой управляемостью.
  • Неустойчивостью на дорогах.

Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.

Type 97

Построенный в 1937 году, Type 97 был японским подражанием американскому Harley-Davidsons. Мотоцикл использовался главным образом на японских островах, но иногда его можно было увидеть и за границей, когда японские войска пытались захватить Восточную Азию.


Военные толкают мотоцикл через реку

Type 97 иногда использовали просто как обычный мотоцикл, а иногда устанавливали легкую коляску. Обычно его не оснащали никаким оружием, хотя на коляске иногда устанавливали пулемет.

Другие оригинальные модели

Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.

Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:

  • Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
  • Усиленную раму.
  • Бронированные фронтальные и боковые листы.
  • Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».

За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.

Немецкие военные мотоциклы

Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.

Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков о грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.

Одновременно с версией R35 изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.

Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.

Военные мотоциклы СССР

После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.

Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.

В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.

Kawasaki/Hayes M1030.

Kawasaki KLR650 наверное, является самым утилитарным мотоциклом из когда-либо построенных, и американская фирма Hayes Diversified Technologies переработала его специально для армии США. Этот мотоцикл обычно имеет приставку «дизельный», однако на самом деле, он мультитопливный, и приспособлен для езды также и на керосине и ряде марок авиационного топлива, используемых армией США. До 650-кубовой версии в армии США использовались также мотоциклы Kawasaki KLR250.

Период Второй мировой войны

Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.

По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.

BMW R71


Немецкие проектировщики решили поработать над собственным стандартом военной мототехники. Так BMW R71, который в будущем модифицировался до R75, был сконструирован и собран очень грамотно для военных нужд.

Интересно, что ЧангДжанг и Днепр поклонниками считаются достоверными копиями BMW R71, однако это можно сказать с натяжкой, если вспомнить ту планку качества, которую установили немецкие концерны.

Kettenkrad

С 1940 по 1945 гг. эта полугусеничная модификация использовалась для транспортировки орудий легкого типа, выступая в качестве тягача. В движение технику приводил двигатель «Опель», объемом 1,5 литра. Всего было изготовлено чуть более 8,7 тысячи экземпляров, ориентированных преимущественно на Восточный фронт.

Гусеницы неплохо справлялись с отечественным бездорожьем. Среди минусов – высокий процент переворачивания на резких поворотах, при этом система посадки усложняла быстрое ее оставление водителем. Кроме того, на этом транспорте невозможно было перемещаться на возвышенных местах в диагональном направлении.

М-72

Военные мотоциклы России того периода начались создаваться на базе БМВ. Тяжелая техника с коляской применялась в СССР с 1945 года. Выпуск машины осуществлялся в пяти городах страны. До 1960 г. Именно эта модификация стала прототипом для будущего аналога под маркой «Урал».

Изначально рассматриваемые аппараты были ориентированы строго на нужды армии. База оснащалась креплением для монтажа мощного стрелкового оружия. Байк по праву стал самым популярным боевым «железным конем». Его изображение имеется даже на одной из почтовых марок. Всего было выпущено более 8,5 тысяч экземпляров данной техники. Лишь в середине 50-х военный мотоцикл «Урал» с консервации поступил в свободную продажу для населения.

Vespa150 TAP

Эти боевые мотороллеры создавались во Франции для своей армии. Массовый выпуск техники указанного типа начался в 1956 году, оснащался мощной пушкой калибром 75 мм. Подобное вооружение не способствовало широкому применению байка в рядах вооруженных сил. При этом мотор со скромным рабочим объемом 145 «кубиков» не мог обеспечить должный показатель скорости и мобильности. Мотороллер развивал скромную скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что разработчики планировали в паре использовать еще один подобный аналог для транспортировки снарядов.

ПТУР в коляске и воздушно-десантные «Веспы»

Ещё до войны на мотоциклы пытались ставить динамо-реактивные пушки Курчевского. Впрочем, этими безоткатками пытались вооружить всю технику Красной армии — от танков Т-26 до самолётов.

Мотопушка

Такие мотопушки хотели придатьстратегической кавалерии» и даже собрали 22 боевые машины. Но позднее базухарлеев» признали непригодной для хода по бездорожью. А сами 76-мм орудия никаких преимуществ по сравнению с обычными противотанковымисорокапятками» не показали.

Новые попытки вооружить мототехнику продолжились после окончания Второй мировой войны.

Десант обычно высаживается на территории противника в отрыве от сухопутных сил. Поэтому парашютистам были нужны собственная артиллерия и средства борьбы с бронетехникой врага, которые очень не хочется таскать на своем горбу.

Тут отличились французы, придумавизящное» решение. Они, видимо, позавидовали британским парашютистам Второй мировой, которых снабжали байками для спецопераций. Welbike весил всего 32 килограмма и помещался в сбрасываемый на парашюте контейнер. На таком скутере десантник мог проехать 150 километров на одной заправке со скоростью до 50 километров в час.

Распаковка байка для британских спецопераций

Но французские конструкторы решили дать парашютистам транспорт с вооружением. В итальянский культовый мотороллер Vespa встроили 75-мм американскую безоткатку М20. Двухколесный транспорт перевозил шесть снарядов, да еще и прицеп с разным полезным барахлом. Дополнительные снаряды вёз еще один скутер. Получившуюся мотосамоходку назвали Vespa 150 TAP.

Во второй половине 50-х выпустили около 800 такихШершней»(ит. Vespa). Они успели повоевать в Алжире и Индокитае. Но пушка оказалась тяжеловата для базы, и мотосамоходки чаще использовали как транспорт для делегатов связи(предварительно снимая орудия).

Тем же путём пошли китайцы и тоже сделали мотоцикл с безоткаткой. Зато оригинальным было орудие — их 82-мм пушка имела револьверную перезарядку.

Китайский мотоцикл сревольвером»

В СССР тоже постоянно думали, как бы не просто сбросить противотанковые пушки десантникам, но ещё и придать орудиям мобильность. На одну из станин 85-мм дивизионной пушки Д-44 поставили мотоблок с двигателем от мотоцикла М-72 и ведущее колесо от грузовика. Получилась самодвижущаяся пушка СД-44. Для ВДВ в 50-х построили более 700 такихмонстров».

СД-44 движется на погрузку в военно-транспортный самолет

Небольшой серией выпустили чисто противотанковую пушку СД-57 калибра 57 мм.

СД-57 и расчет

Славные традиции продолжила десантная противотанковая пушкаСпрут-СД» с движком от ЛуАЗа. Теперь этим орудием вооружена САУ для ВДВ с тем же названием.

125-мм пушкаСпрут-СД»

В СССР шли и более простыми путями. Армейские мотоциклы оснащали креплениями для ПТРК. Ими могли легко оборудовать иУралы», мобилизованные у населения в случае войны. Такая мототехника, наравне суазиками», стояла на отдельном учёте в военкоматах.

К идее противотанковогоУрала» вернулись в 90-х. На мотоцикл ИМЗ-8 предусматривалась установка пулемёта ПК, крупнокалиберногоКорда», ПТРКФагот» илиКонкурс». Партию таких мотоциклов даже закупали для российских миротворцев в Косово.

Представители завода с тех пор регулярно предлагают военные модификации новых моделей. В 2016-м двухколёсные машины даже прошли испытания в ВДВ. О разработке байка с похожими возможностями в прошлом году заявил иКонцерн Калашникова».

Мотоциклы прошли более чем вековой боевой путь и не думают пока сходить со сцены театров военных действий. Но их позиции как разведсредств теснят квадроциклы, багги и лёгкие бронемашины. В конце концов, мотоцикл хоть и быстр, но слишком уж уязвим для огня. В век MRАРов, тяжелющих БМП, обилия автоматического стрелкового оружия и пушек — мотопехота будет нести слишком большие потери, не добившись каких-либо зримых результатов. И боевые байкеры останутся в рядах разнообразных партизан и боевиков. Но всё же это по меньшей мере красиво.

К-750

Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.

Особенности и характеристики:

  • Мощность мотора – 26 л. с.
  • Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
  • Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
  • Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
  • Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
  • При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.

Welbike.

Британским Велбайкам, являвшимся по своей задумке, аналогом Кашмена, посвящен отдельный большой раздел книги. Легкий складной мотороллер предназначался для специальных операций, он сбрасывался на место высадки десанта в специальной капсуле, и потом мог быть использован для доезда от места высадки к месту непосредственного проведения военной операции.

Новинка конца прошлого столетия

Для усиления мотострелковых возможностей армии, в середине 90-х был разработан военный мотоцикл «Урал» серии ИМЗ-8.107 с приводом бокового колеса коляски, обеспечивающего повышенную проходимость техники. Основное предназначение машины – эксплуатация в составе патрульных, мобильных разведывательных групп, для транспортировки систем связи и в качестве многоцелевой машины.

Меньшие габариты и увеличенная маневренность, по сравнению с любым армейским автомобилем, делают его оптимальным средством для ведения боевых действий в условиях города. Экипаж состоит из двух или трех человек, масса дополнительного снаряжения составляет от 25 до 100 кг.

В качестве основного орудия применяется крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. Он дает возможность поражать низколетящие воздушные мишени и наземные цели с легкой броней. Кроме того, вооружение позволяет вести бой с живой силой противника на дистанции до двух тысяч метров. Обзорность обуславливает возможность стрельбы из личного оружия экипажа, находящегося под прикрытием индивидуальной бронезащиты.

M1 Extra Light Solo Motorcycle


M1 Extra Light Solo Motorcycle
Американский M1 весил вдвое меньше WLA Harley-Davidson, и это было неудивительно, ведь мотоцикл изначально был предназначен для воздушных десантников. С этой целью его компоненты также были сконструированы таким образом, чтобы выдерживать падение, а зажигание байка можно было включить даже с «севшим» аккумулятором. Поскольку мотоцикл получился прочным, надежным и удобным для езды по пересеченной местности, после войны его начали использовать не только военные.

Особенности «Урала»

Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.

Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:

  • Система смазки мотора.
  • КПП в отдельном блоке.
  • Карданный трансмиссионный вал.

Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.

Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).

Характеристики ИМЗ-8.107

Ниже приведены основные ТТХ военного мотоцикла «Урал»:

  • Тип мотора – атмосферный четырехтактный бензиновый двигатель.
  • Показатель мощности – 23,5 кВт.
  • Формула колесная – 3*2.
  • Коробка передач – 4 режима с включением заднего хода.
  • Рама – сварного трубчатого типа.
  • Передняя/задняя подвеска – рычаги/маятники с пружинными гидроамортизаторами.
  • Напряжение в бортовой сети – 2 В.
  • Скорость перемещения максимальная – 105 км/ч.
  • Запас хода на одной заправке – 240 км.
  • Длина/ширина/высота – 2,56/1,7/1,1 м.
  • Вес сухой – 315 кг.
  • Возможность использования вооружение – пулемет 12,7 или 7,6 мм, ПТРК, АГС, РПГ.
  • Дополнительное оснащение – емкость для топлива, фара-искатель, набор шанцевого инструмента.

Harley-Davidson

Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.

«Восход»

Мотоциклы «Восход» начали производить в городе Ковров, что во Владимирской области, в 1957 году. Это были очень неприхотливые одноцилиндровые мотоциклы (двигатель объемом 173,7 см3). Завод имени Дягтерёва постоянно усовершенствовал эту модель, выпуская на рынок вслед за «Восходом» его модернизированные версии, такие как «Восход-2», «Восход-3», «Восход-3М». Последним мотоциклом «Восход» стала модель «3М-01» с двигателем мощностью 15 л.с. Из-за своей надежности мотоциклы «Восход» стали настоящими тружениками в тысячах советских деревень. И по сей день там без проблем можно найти мотоцикл «Восход» в неплохом состоянии.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]