Среди отечественных охотников является бесспорным легендарным ружьем двустволка ИЖ-12 12 или 16 калибра. Данная вертикалка отличается классическим дизайном, она отлично подходит для охоты на зверя или птицу, для спортивной стрельбы. В данный момент ружье ИЖ-12 уже снято с производства, поэтому, при желании получить себе подобное оружие в пользование придется обратиться к услугам вторичного рынка.
Даже сейчас ИЖ-12 с отреставрированными стволами отлично подходит начинающим охотникам, чтобы осваивать тонкости охотничьего ремесла. Ружье отличается надежностью, неприхотливостью и высокой кучностью боя.
ИЖ-12 является старым представителем отечественных ружей, его производство началось в 1962 году, а закончилось в 1972 году.
История создания ИЖ-12
Ижевский механический завод, который в 1975 году был переименован в «ИЖМАШ», а в 2013 стал «Концерном Калашникова», подарил советским и российским охотникам немало отличных охотничьих ружей. Большинство начинающих советских охотников знакомились в первую очередь именно с изделиями этого завода.
Даже сейчас, когда «Концерн Калашникова» выпускает широкую гамму новых охотничьих ружей и винтовок, старые модели высоко ценятся опытными охотниками. Например, охотничье ружье ИЖ-12 до сих пор считается самой лучшей вертикалкой за всю историю ижевского завода. Каждый охотник, который начинал охотиться еще в 70-80 годы, с теплом вспоминает о таком замечательном оружии, как ИЖ-12. Даже многие молодые охотники, которым удалось пострелять из ружья ИЖ-12, удивляются его кучности и безотказности.
Двустволка с вертикально расположенными стволами Иж-12 ведет свою родословную от ружья ИЖ-59 Спутник, о котором не помнят даже многие старые охотники. ИЖ-59 выпускалось всего 2 или 4 года (в разных источниках по-разному), и вскоре это ружье было заменено на новую разработку, которой стало ружье ИЖ-12. Вторая вертикалка ижевского завода была лишена многих недостатков своего предшественника.
Советскому конструктору Климову удалось создать новую модель, которая годилась не только для охоты, но и для спортивной стрельбы. От большинства других моделей ружей, которые применялись для спортивной стрельбы, ИЖ-59 отличалось легкостью веса. Кроме того, соединения стволов на ИЖ-59 выполнено на муфтах, что практически полностью исключает возможность деформации ствольного блока при нагревании стволов при интенсивном ведении огня (даже при неравномерном нагревании стволов ствольный блок не деформируется). За счет этого, конструктору удалось создать достаточно легкое ружье, которое обладало отличным боем и кучностью.
В настоящее время бытует мнение, что соединение на муфтах не обеспечивает точности боя, именно по этой причине ИЖ-59 и было заменено на более совершенную модель ИЖ-12, но большинство владельцев ИЖ-59, которых осталось мало, доказывают на практике, что их ружья стреляют достаточно метко. Вероятнее всего, проблемы с меткостью возникали после использования более мощных патронов, на применение которых данное ружье явно не рассчитано.
Появившаяся в 1962 году модель ИЖ-12 быстро завоевала огромную популярность среди отечественных охотников по всем просторам Советского Союза. Более того, данное ружье популярно и в настоящее время. ИЖ-12 является дешевой и надежной двустволкой, которая характеризуется прекрасным боем и кучностью. Стволы ружья немного укоротили, теперь их длина составила 730 мм. Составное цевье, которое устанавливалось на ИЖ-59, заменили на цельное. Данное конструкторское решение было явно неудачным, так как цевье стало весьма ломким. В конструкции ИЖ-12 появились перехватыватели курков, которых так не хватало ИЖ-59.
Ружье Иж-12 отлично подойдет для охоты, причем как для начинающего, так и для опытного охотника. Так как в 60-е годы в СССР большое внимание уделялось качеству изготовления охотничьего оружия, то ИЖ-12 отличается качественным исполнением и сборкой. Стволы ружья изготовлены из оружейной стали высокого качества, причем закалка ствола является равномерной по всей длине. К сожалению, в современных ружьях часто закалка бывает крайне неравномерной.
Интересный факт. За указанный период Ижевский механический завод выпустил 311 633 единицы ИЖ-12, что является впечатляющим показателем. В 1965-м году стоимость данного охотничьего ружья составляла:
- для серийных моделей — 158 рублей;
- для штучных моделей — 250–270 рублей.
Особенности конструкции
ИЖ-12 — это довольно старый представитель советских охотничьих и спортивных ружей, выпускалось это оружие с 1962 по 1974 годы. Это оружие является одним из первых серийных бокфлинтов советского производства, и, пожалуй, одним из лучших по сей день, если говорить о массовых недорогих отечественных двустволках-вертикалках.
По компоновке ружье ИЖ-12 – это двуствольное внутрикурковое гладкоствольное ружье с вертикально спаренными стволами.
Ружья модели ИЖ-12 предназначены для стрельбы дробью в условиях любительской и промысловой охоты и характеризуются следующими конструктивными признаками:
Стволы отъемные, расположены в вертикальной плоскости, соединены с помощью казенной муфты и междуствольных планок. Каналы стволов хромированы. Цевье отъемное, закрепляется с помощью защелки рычажного типа. Запирание стволов в колодке одинарное и осуществляется на крюк стволов широкой запорной планкой. В открытом положении стволов рычаг запора удерживается специальным фиксатором, автоматически освобождающим рычаг при закрывании стволов.
Ударно-спусковой механизм расположен в колодке и на отдельном основании (личинке), курки возвратные («с отбоем») выполнены раздельно от бойков. Боевые пружины цилиндрические спиральные.
Постановка курков на боевые взводы и сжатие боевых пружин осуществляется посредством шарнира, рычагов-взводителей и штоков при открывании стволов. Предохранитель автоматический, запирает непосредственно шептала только при взведенных курках. При спущенных курках кнопка предохранителя работает вхолостую, т. е. при включении предохранителя (кнопка находится в заднем положении) флажки предохранителя не запирают шептал. При последующем взведении курков (открыванием стволов) флажки предохранителя автоматически запирают шептала.
Конструкция предохранителя ИЖ-12 обеспечивает возможность безударного спуска курков с боевого взвода. Для этого надо при полностью открытых стволах и выключенной кнопке предохранителя (переднее положение) нажать на оба спусковых крючка и плавно закрыть стволы.
Наличие автоматического предохранителя исключает возможность выстрела при незакрытых стволах.
Для повышения безопасности эксплуатации ружья, с целью предотвращения выстрелов при случайных срывах курков с боевого взвода (без нажатия на спусковой крючок) ударно-спусковой механизм снабжен перехватывателями курков (интерсепторами).
Нужно помнить, что всякое огнестрельное оружие, несмотря на наличие в нем различных предохранительных устройств, представляет известную опасность для жизни и здоровья людей при легкомысленном обращении с ним. Поэтому, даже при наличии в ружье перехватывателей курков, нужно принимать все меры предосторожности и помнить, что пренебрежение правилами безопасности может привести к трагическим последствиям.
Устройство ударно-спускового и предохранительного механизмов удобно для осмотра, чистки и ремонта. Разборка и сборка механизмов ружья несложна и не требует применения специального инструмента.
Ружье пригодно для стрельбы дымным и бездымным (нитро) порохами. Сверление каналов стволов обеспечивает наилучшие результаты при стрельбе с применением бумажных гильз. Возможна стрельба из ружья и с применением металлических гильз, однако в этом случае кучность боя может оказаться ниже кучности, которая указана в паспорте ружья.
Конструкция ИЖ-12
Длина стволов винтовки составляет 720-730 миллиметров, а длина патронника — 70 миллиметров. Для защиты от коррозии они покрыты хромированным слоем. Как уже говорилось выше, стволы спаяны между собой, что обеспечивает высокую прочность и надёжность. К верхнему стволу крепится прицельный механизм с мушкой. Для каждого ствола установлен отдельный выбрасыватель-экстрактор.
Ствольная колодка сделана из прочного металла. Для размещения части стволов на ней есть глубокий вырез. Подствольные крюки размещаются в специальных окнах в нижней части ствольной колодки. Толкатели помещены в наклонные пазы, которые сделаны по бокам ствольной колодки — они давят на штифты курков, когда происходит открывание винтовки. Сзади ствольной колодки есть хвост, который включает в себя шептала и предохранитель.
Надёжное скрепление коробки и стволов во время стрельбы обеспечивается благодаря системе запирания. Она работает за счёт запорной планки, оси и рычага запирания. Запирание происходит, когда планка помещается в соответствующий ей паз заднего курка.
Ударный механизм реализован по курковому типу. После удара по капсюлю, курки отвечают за выход бойков за щиток колодки. Боевые пружины выполнены на высоком уровне: они разбивают капсюль даже при низких температурах, что является неоспоримым преимуществом для охоты на территории России.
Спусковой механизм реализован двумя спусковыми крючками — один крючок отвечает за выстрел из одного ствола. Особенностью конструкции охотничьего ружья ИЖ-12 стало наличие интерсептора. Он повышает безопасность использования орудия, исключая возможность случайного выстрела в случае срыва курков без нажатия на спусковые крючки. До ИЖ-12 такое конструкционное решение встречалось только в ружья премиум-класса.
За безопасность отвечает неавтоматический предохранитель, который надёжно запирает шептала. Последние серийные партии оружия ИЖ-12 включали в свою конструкцию автоматический предохранитель, который позже был реализован в ИЖ-27. Однако найти такие экземпляры трудно.
Приклад ИЖ-12 состоит из ложи пистолетного типа и цевья, которые сделаны из ореха или бука. Некоторые варианты винтовок производились с утолщённым цевьём, что повышало его надёжность. В целом, оружие получилось удобным и отбалансированным, легко управляется в руках охотника.
Боеприпасы
Инженеры проектировали стволы вертикалки под использование патронов с папковыми гильзами. Допустимо также использовать заряды с пластиковыми гильзами, однако максимальная эффективность будет достигнута именно с «бумажными» гильзами.
Металлические гильзы использовать не рекомендуется. Использование таких патронов снижает точность и скорость стрельбы. Такие боеприпасы увеличивают отдачу, из-за чего приходится тратить дополнительное время на прицеливание перед вторым выстрелом.
Технические характеристики ИЖ-12
Ттх ружья ИЖ-12 можно посмотреть в сравнительной таблице.
Калибр | 12 | 16 |
Вес ружья, кг | не более 3.3 | не более 3.2 |
Сталь | Ствольная высококачественная 50PA термически обработанная Предел текучести не менее 50 кгс/мм 2 Предел прочности не менее 75 кгс/мм 2 | |
Наружное покрытие | Химическое окрашивание | |
Внутреннее покрытие | Каналы и патронники хромированы | |
Длина стволов, мм | 725÷730 | 725÷730 |
Длина патронников, мм | 70 | 70 |
Диаметр каналов, мм | 18.2 | 17 |
Дульное сужение верхнего ствола, мм | 1 | 1 |
Дульное сужение нижнего ствола, мм | 0.5 | 0.5 |
Ложа и цевье | Древесина — орех, бук |
Нужно обратить внимание, что тактико-технические характеристики (ТТХ) этой двустволки рассчитывались под патрон с папковой или бумажной гильзой. Допустимо применять патроны с пластиковой гильзой, но металлические не годятся. Они существенно увеличивают отдачу, снижают кучность боя и увеличивают время на перезарядку. Также применение металлических гильз из-за своей значительной массы ускоряет износ оружия. Кроме того, пыжи металлических имеют диаметр больше, чем калибр этого ружья, что также отрицательно сказывается на точности.
Использование бумажных гильз позволяет довести кучность при стрельбе дробью, в зависимости от номеров дроби, до 7 %. Профессиональные стрелки могут поражать из ИЖ-12 цели на дистанции до 70 м, в том числе движущиеся.
Для стрельбы применяется дробь номеров 0, 1, 2, 3, 6, 7 либо пули для гладкоствольного оружия. Можно использовать патроны собственного снаряжения, при этом надо учесть, что дроби номеров 0, 1 или 2 кладется не более 33 г, и на это же количество идет 2,5 г пороха. Чрезмерного усиления заряда это оружие не любит, увеличения дальности боя при навеске пороха не произойдет, а вероятность выхода оружия из строя увеличится.
Достоинства и недостатки ружья ИЖ-12
Качество производства охотничьих ружей ИЖ-12 значительно превосходит современные изделия «ИЖМАШ» и «Концерна Калашникова», при этом они радуют своей безотказностью при работе в самых сложных условиях. Основные преимущества ИЖ-12 заключаются в его конструкции:
- Простейшая конструкция охотничьего ружья ИЖ-12 лишена сложных оружейных узлов, что не только упрощает разборку оружия, но и делает его эксплуатацию безпроблемной. Чем меньше сложных узлов, тем выше надежность оружия, это правило давно известно всем охотникам.
- Достаточно привлекательный и современный внешний вид. ИЖ-12, несмотря на то, что с момента выпуска последнего ружья этой модели прошло более 40 лет, по-прежнему выглядит достаточно современно. Классическая конструкция, в сочетании с деревянными частями ИЖ-12, делает это ружье достаточно привлекательным даже для современного охотника.
- Данное ружье можно купить за крайне низкую цену, так как большинство первоначальных владельцев ружей этих моделей давно уже не ходят на охоту.
Отличное качество боя, кучность и баланс ружья ИЖ-12 делают это оружие настоящей классикой, которую хотят иметь многие опытные охотники.
Ружье позволяет использовать как заводские, так и самодельные патроны при условии соблюдения описанных выше правил снаряжения. Превышение максимальной массы дроби может создать проблемы с извлечением гильз после выстрела, но в целом ИЖ-12 благожелательно относится к самодельным патронам, в отличие от многих современных ружей. Стволы из закаленной стали с креплением на серебряном припое имеют очень высокий ресурс: многие ружья полувекового срока службы, если их хозяева не были очень активными охотниками или стрелками-любителями, сохранили способность стрелять до сих пор.
Как и любое оружие, ИЖ-12 имеет специфические недостатки, обусловленные особенностью конструкции:
- Достаточно грубое оформление ружья, хотя некоторым охотникам нравится такая брутальность.
- Специфическая форма ружья предполагает использование слишком тонкого цевья, которое может сломаться при неаккуратной эксплуатации. Вертикальные двустволки, которые имеют составное цевье, лишены этого недостатка.
- Планка прицеливания находится под небольшим углом к прикладу. Данная особенность на начальных этапах стрельбы может привести к промахам, но с опытом к данной особенности можно привыкнуть, просто учитывая этот нюанс при прицеливании.
- Спусковые крючки слишком близко расположены друг к другу. Эта особенность приводит к тому, что переводить палец с курка на курок может быть неудобно, хотя это в большей степени зависит от анатомических особенностей конкретного охотника. Некоторые охотники именно из-за этой особенности отказываются от приобретения данной двустволки.
Цевье, выточенное из одного куска дерева, имеет слишком глубокий паз. У предшественника этого оружия, ИЖ-59, оно было составным из двух отдельных деталей. Из-за этого цевье легко повредить или разбить.
Близкое расположение спусковых крючков с непривычки мешает переводить палец с одного на другой. Кроме этого, для данного оружия характерен неприятный эффект «запаздывания», когда при нажатии на второй спусковой крючок сразу после первого выстрела происходит задержка выстрела примерно 0,5-1 секунду. С непривычки кажется, что УСМ вышел из строя. Эта особенность ружья может сыграть плохую службу при необходимости стрелять дуплетом.
Также придется привыкать к специфике его прицельных приспособлений.
В 1940 году из Ленинграда была получена документация на мотоцикл «Л-8», оснащенный 4-тактным верхнеклапанным двигателем рабочим объемом 348 см³ и максимальной мощностью 13,5 л.с. Для ускорения освоения новой модели было решено применить ходовую часть мотоцикла «Иж-9».
Серийное производство нового мотоцикла, получившего обозначение «Иж-12», должно было начаться летом 1941 года. Однако дальнейшему развитию мотоциклостроения на заводе помешала война. В 1940 году выпустили лишь отладочную партию — 49 4-тактных мотоциклов с обозначением «Иж-12».
ИЖ-350 — первый послевоенный ИЖ!
ИЖ-350 — дорожный мотоцикл среднего класса , выпускался в Ижевске с 1946 года, являлся копией DKW-NZ 350.
В 1946 г. на Ижевском мотоциклетном заводе был выпущен новый мотоцикл Иж-350, основой для которого стал немецкий DKW-NZ350. Для быстрейшего запуска конвейера в филиал компании DKW в городе Цшопау прибыли главный конструктор «Ижмаша» В. И. Лавренцов и главный технолог В. П. Болтушев с целью получения специального оборудования. По легенде, в качестве технического консультанта в Ижевск привозили Герберта Вернера — создателя DKW-NZ350. В конце 1946 года было изготовлено 83 мотоцикла, причём они собирались из готовых деталей и агрегатов DKW и на них стояли эмблемы концерна «Ауто-Унион»(Auto-Union, четыре кольца). Всего с 1946 по 1951 год было выпущено 126267 экземпляров «Иж-350».
ИЖ-350 представлял собой смесь разных версий немецкого мотоцикла. Так, картер был из алюминиевого сплава, как у ранних моделей, но грязевые щитки — как у более поздних, выпускаемых уже во время войны. Мотоцикл был адаптирован под отечественное электрооборудование и приборы. В целом же общий вид и конструкция были практически идентичны с германским оригиналом. Следует отметить, что для своего времени это был довольно современный, простой и надежный мотоцикл. В 1951 году без остановки производства был осуществлён переход на массовый выпуск мотоцикла «ИЖ-49».
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
DKW-NZ 350
Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части вилки параллелограмного типа. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтировав спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении. С правой стороны бензобака закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо неподрессорено, закреплено в раме. Колеса — легкосъемные, невзаимозаменяемые.
Технические характеристики:
Габаритная длина 2110 мм. Габаритная ширина 710 мм. Габаритная высота 935 мм. Клиренс 120 мм. Сухой вес мотоцикла с задним седлом 150 кг. Максимальная скорость 90 км/час. Ёмкость топливного бака 15 л. Запас хода по шоссе 160—180 км. Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км. Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1 Преодолеваемый брод 300 мм. Двигатель Ход поршня 85 мм Диаметр цилиндра 72 мм Число цилиндров 1 Рабочий объем цилиндра 346 см3 Степень сжатия 5,8 Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4000 об/мин. Охлаждение воздушное Система смазки совместная с топливом Тип карбюратора К-40 Сцепление многодисковое, в масляной ванне Моторная передача безроликовая цепь, передаточное число—2,17 Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая. Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,33. Рама — штампованная, сварная. Передняя вилка пружинная параллелограмного типа. Задняя подвеска отсутствует Тип тормовов колодочные Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными спицами. Размер шин 3,25-19″
Спортивные модификации.
Характерной чертой советской мотопромышленности в 40-60-х годах был выпуск спортивных модификаций дорожных мотоциклов. Заложив основу для развития массового мотоспорта, они стали в то же время «испытательными стендами» для проверки тех решений, которые затем применялись на серийной продукции. В 1948 году был изготовлен мотоцикл Иж-350С с телескопической передней вилкой, заменившей архаичную параллелограммную. Заднее колесо получило свечную подвеску с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Двигатель имел алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой. Мощность его возросла до 14 л.с. В 1950 году началось серийное производство усовершенствованного варианта кроссового мотоцикла Иж-50.
Мотоцикл ИЖ — 49 (1949)
В 1951 г. его на конвейере сменил новый «ИЖ-49» с телескопической передней вилкой и свечной подвеской заднего колеса. По своей конструкции, особенно ходовой части, мотоцикл в своё время считался одним из лучших в Европе. Кроме того, машина отличалась надёжностью и живучестью, что особенно хорошо проявлялось в дальних пробегах. С 1951 по 1958 год было выпущено более полумиллиона мотоциклов этой марки. Их ещё и сегодня можно встретить на дорогах страны.
Амортизаторы подвески заднего колеса и телескопическая вилка переднего, а так же низкая посадка сделали эту машину незаменимой при езде по проселочным дорогам. . Подвеска заднего колеса и телескопическая вилка обеспечивали мягкость хода. На «49-м» штампованная рама и закончила свое существование.
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры[1]. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.
Переднее колесо вместе с тормозом, приводным редуктором спидометра и грязевой щиток крепятся к подвижной части телескопической вилки. На вилке укреплена фара, в корпусе которой вмонтировав спидометр, соединенный гибким валом с редуктором. Руль мотоцикла закреплен в кронштейнах верхнего мостика телескопической вилки, поворачивающейся на 35° в обе стороны. При этом руль может быть закреплен в удобном для водителя положении.
С правой стороны бензобака закреплен сектор рычага ручного переключения передач. При переключении передач педалью, рычаг перемещается в положение, соответствующее включенной передаче.
Малый вес неподрессоренной части и мало меняющийся вылет дают очень хорошую устойчивость и управляемость мотоциклу. Заднее колесо закреплено в вилке поперечной жестокости, которая эластично подвешена к раме на пружинно-гидравлических элементах. Колеса — легкосъемные, невзаимозаменяемые.
Техническая характеристика
* Габаритная длина 2120 мм. * Габаритная ширина 770 мм. * Габаритная высота 980 мм. * Клиренс 140 мм. * Сухой вес мотоцикла с задним седлом 150 кг. * Максимальная скорость 90 км/час. * Ёмкость топливного бака 14 л. * Запас хода по шоссе 160—180 км. * Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км. * Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1 * Преодолеваемый брод 300 мм. * Двигатель * Ход поршня 85 мм * Диаметр цилиндра 72 мм * Число цилиндров 1 * Рабочий объем цилиндра 346 см3 * Степень сжатия 5,8 * Максимальная мощность 11,5 л. с. при 4000 об/мин. * Охлаждение воздушное * Система смазки совместная с топливом * Тип карбюратора К-28
* Сцепление многодисковое, в масляной ванне * Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая. * Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,33. * Рама — штампованная, сварная. * Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами. * Задняя подвеска пружинная с гидравлическими амортизаторами * Тип тормовов колодочные * Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными спицами. * Размер шин 3,25-19″
Мотоцикл ИЖ-56
ИЖ-56 — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1956 по 1962 год.
История
В 1956 году появилась новая модель — «Иж-56», а в скором времени завод уже выпустил их опытную партию. По своей конструкции мотоцикл существенно отличался от ранее выпускаемых. Штампованная рама стала трубчатой, были предусмотрены глубокие щитки колес, защищающие водителя от пыли и грязи, седло из губчатой резины с чехлом. Мотоцикл выпускался в двух вариантах — со сдвоенным и с раздельными сёдлами. Карбюратор и воздухоочиститель закрыли кожухами, которые в сочетании с инструментальными ящиками придали машине хороший внешний вид. Колеса с прямыми спицами стали взаимозаменяемыми. Цепь, идущая от коробки передач к заднему колесу была защищена герметическим кожухом. Он был на 20 процентов мощнее своего предшественника, мощность двигателя повысилась до 13 л.с. Его «тираж» за время выпуска составил 680 тысяч штук, из которых 130 тысяч были оснащены боковым прицепом. С 1962 года на базе машины «Иж-56» освоено производство мотоцикла «ИЖ Планета».
Конструкция
На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. В отличие от своего предшественника ИЖ-49, у 56-го был алюминиевый цилиндр. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъемом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач. Рычаг ручного переключения передач не был вынесен на бак, как на ИЖ-49, а был выполнен в виде вертикального рычага справа на двигателе.
Техническая характеристика
* Габаритная длина 2115 мм. * Габаритная ширина 780 мм. * Габаритная высота 1025 мм. * Клиренс 135 мм. * Сухой вес мотоцикла 158 кг. * Максимальная скорость 100 км/час. * Ёмкость топливного бака 14 л. * Запас хода по шоссе 160—180 км. * Расход топлива по шоссе не более 4,5 литра на 100 км. * Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1 * Преодолеваемый брод 300 мм. * Двигатель — Ход поршня 85 мм — Диаметр цилиндра 72 мм — Число цилиндров 1 — Рабочий объем цилиндра 346 см3 — Степень сжатия 6,8 — Максимальная мощность 13 л. с. при 4200-4500 об/мин. — Охлаждение воздушное — Система смазки совместная с топливом — Тип карбюратора К-28Д
* Сцепление многодисковое, в масляной ванне * Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая. * Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,47. * Рама — трубчатая, сварная. * Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами. * Задняя подвеска пружинная с гидравлическими амортизаторами * Тип тормовов колодочные * Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными спицами. * Размер шин 3,25-19″
ИЖ-56 стоит того, чтобы о нем написать
Надо признать, что созданный в 1951 году ИЖ-49 был довольно странной и необычной машиной. Причем не только для советского мотопрома, но и вообще для мирового мотостроения. Наряду с прогрессивными, по сравнению с ИЖ-350, чертами (передняя телескопическая вилка, задний маятник), у него оставалось немало недостатков — малый ход задней подвески, неудачная посадка пассажира, низкая жесткость рамы. Двигатель тоже был не слишком мощным для своей кубатуры, даже для того времени. Все это было устранено и улучшено в следующей модели — ИЖ-56. Основное чем отличался новый мотоцикл от своего предшественника — это рама. В самом деле, разборную раму ИЖ-49 нельзя признать удачной. Хотя подобный принцип применяется сейчас очень широко, но при том уровне техники и технологии раму делали не из литых легкосплавных элементов, а из стальных труб. Причем у ИЖ-49 часть рамы была выполнена из труб малого диаметра, что не могло не сказываться на ее жесткости. ИЖ-56 же приобрел одинарную закрытую неразборную раму, сваренную из стальных труб. Для того чтобы посмотреть на нее, достаточно бросить взгляд на юбой из современных ИЖей — с тех пор рама фактически не изменилась. Что это — отсутствие развития или столь удачное решение? Скорее всего, и то, и другое. Прочности рамы хватало для всех последующих моделей, исключая разве что ИЖ-ПС, но он — исключение во всем. Изменилась и задняя подвеска. Маятник стал не спрятанным в хитросплетениях рамы, а ясно видным. Применение других амортизаторов позволило значительно увеличить ход заднего колеса. Совместно с жесткой рамой это позволило увеличить максимальную скорость до 100 км/час без опасности для водителя. Впрочем, согласно ПДД она все равно ограничивалась 90 км/час. Да и сейчас ограничивается той же самой цифрой. После этого все нелепости воспринимаются как должное.
Но вернемся к ходовой части мотоцикла. Передняя вилка осталась телескопической, хорошо зарекомендовавшей себя на ИЖ-49. Но переднее крыло стало более глубоким, что, несомненно, улучшило защиту мотоцикла и водителя от грязи. А ее в те времена было с избытком… Колеса остались прежними, 19-дюймовыми со штампованным стальным тормозным барабаном. Впрочем, они ставились и на последующие модели, вплоть до третьих «Юпитеров» и «Планет». Да и потом многие ставили 19 дюймов для лучшей проходимости.
Изменилась посадка водителя и пассажира. Мотоцикл шел в продажу в двух вариантах — со сдвоенным и с раздельными сёдлами (так сказано в заводской инструкции). Вариант с одним сиденьем широко известен — он стал применяться дальше на всех ИЖах. Более интересен вариант с раздельными сиденьями. Сиденье водителя (в заводской книжке — ездока) было копией предыдущей модели — резиновая «лягушка», ничего особенного. А вот сиденье пассажира представляло из себя как бы заднюю половинку сплошного сиденья, этакую подушечку. Не скажу, что оно удобнее «лягушки», однако оно делало посадку пассажира ниже, чем на ИЖ-49. Отсюда и лучшая управляемость при движении с пассажиром. «Мотоцикл ИЖ-56 представляет из себя машину среднего литража, предназначенную для дорожной езды в одиночку или с пассажиром на заднем седле» — это опять-таки из мануала. Сравните с ИЖ-49, где движение с пассажиром допускалось только при хорошей дороге!
С ходовой вроде бы как разобрались. Теперь перейдем к двигателю. Он изменился весьма незначительно. С электрикой разберемся позже, рассмотрим характеристики. Мощность двигателя составляла 13 л.с. при степени сжатия 6,5-6,8 — под 66-й бензин. Диаметр и ход поршня — 72*85, но не это главное. В отличие от своего предшественника, у 56-го был алюминиевый цилиндр. Мне много приходилось слышать про «неубиваемость» чугунных цилиндров и недолговечность гильзованных. Понятно, что это бред, ведь единственная их особенность, которую можно считать недостатком — они быстрее нагреваются без обдува, чем более массивные чугунные. Хотя и быстрее остывают. Однако подобные заблуждения живучи. Так что применение алюминиевого цилиндра было несомненным шагом вперед.
Использовалась двухструйная петлевая продувка — два перепускные канала и два выпускных окна. Нельзя сказать, что она была лучшей даже и в то время, но все-таки… Карбюратор К28Д, вполне приличный, а вот воздухофильтр — центробежный. Он чем-то напоминает масляный инерционный, только без масла, и движение всасываемого воздуха было спиральное. Конечно, от мелкой пыли он не защищал, но все-таки не сетчатый! Глушители отличались от предшественника и были очень похожи на применяемые позже. Никаких рыбьих хвостов, две штампованные трубы. Вообще, в ИЖ-56 чувствуется «технологическая» направленность конструкции. Нет интересных, но сложных технических решений, все просто, но технологично. Это и понятно, поскольку мотоцикл должен был быть действительно серийным и массовым. Как результат — уменьшилось количество сборочных единиц, повысилась надежность.
Коробка передач почти современная. Почти — потому что оставалось ручное переключение передач. Оно не было вынесено на бак, как на ИЖ-49 и ИЖ-350, а было реализовано в виде вертикального рычага справа на двигателе, соосно ножному рычагу. По правде говоря, необходимости в нем не было. На поздних выпусках мотоциклов его и не ставили, хотя установочное место было. Коробка передач работала довольно четко и надежно. Без значительных изменений она оставалась и в последующих моделях одноцилиндровых ижевских мотоциклов. Моторная цепь и сцепление — опять же, как и на более поздних мотоциклах. Вообще, конструкция двигательного агрегата получилась на редкость удачной. Дальнейшей модернизации подвергался потом только цилиндр — использовались более современные типы продувок, увеличивалась степень сжатия — но в целом конструкция не изменялась вплоть до «Планеты-5». Не могу сказать, хорошо это или плохо, но об удачности конструкции ИЖ-56 это говорит однозначно.
Однако отдельная песня — электрика этого мотоцикла. Поразительно, но факт: вся электрическая часть использовалась на последующих моделях мотоциклов без каких-либо изменений! Разве что «двойное» зажигание на «Юпитерах». И я не могу сказать что-либо плохое об электрике этих мотоциклов. Архаичная сейчас, 6-вольтовая система электроснабжения тогда была стандартной. Генератор постоянного тока, контактное реле-регулятор и аккумулятор вместе работали вполне надежно. Причем, если аккумулятор приходилось подзаряжать, а у генератора менять щетки и чистить коллектор, то реле-регулятор работало безотказно. И до сих пор работает на большом количестве мотоциклов. Надежность генератора потрясающая — они до сих пор работают! Сравните с давно умершими магнитами генераторов «Восходов». О качестве же освещения говорить не приходится — батарейная система позволяла получать ровный свет фары независимо от оборотов двигателя. К примеру, на 6-вольтовых «эмках» — ничего похожего на свет! Однако мощности 45-ваттного генератора хватало только для этого мотоцикла. Применение его на «Юпитерах» с их повышенным потреблением электроэнергии на зажигание было не совсем удачным. Можно считать минусом применение на мотоцикле дефицитных по тем временам аккумуляторов. Однако к чести 56-го можно заметить, что он легко .
Мотоцикл выпускался в нескольких модификациях. Часть мотоциклов выпускалась с боковым прицепом (коляской). Экспортный вариант отличался в основном окраской и лучшим качеством изготовления и сборки. Несколько отличались приборы, к примеру – спидометр. Всего за годы выпуска этих мотоциклов (1955-1962) было выпущено 677428 штук. Без сомнения, это был эпохальный мотоцикл. Сейчас мало кто скажет, чем отличались, например, «Планета» и «Планета-2». Отличие же ИЖ-56 от предыдущих моделей налицо. И самое главное — это был действительно серийный мотоцикл. Он не отличился интересным внешним видом. В самом деле, вариант со сплошным сиденьем от последующих моделей можно было отличить разве что по рычагу ручного переключения передач. Ощущение такое, как будто дизайнеров к нему даже не подпустили. Но зато с технической стороны это был отличнейший мотоцикл. Обратите внимание на каталоги деталей более поздних ИЖей — там очень часто встречаются «ИЖ-56 сб…». Надежный, удобный, выносливый и неприхотливый мотоцикл. Они в большинстве своем даже и не умерли! Я знаю несколько мотоциклов, которые просто устарели. Просто их никто никогда не регистрировал, а документы куда-то утерялись… Стоят себе в сараях и ждут своего часа. Может быть, он уже пришел и пора их реставрировать?»
Источник: https://www.motoizh.ru/
Информация из сети: «Мотоцикл шел в продажу в двух вариантах — со сдвоенным и с раздельными сёдлами. Вариант с одним сиденьем широко известен — он стал применяться дальше на всех ИЖах. Более интересен вариант с раздельными сиденьями. Сиденье водителя (в заводской книжке — ездока) было копией предыдущей модели — резиновая «лягушка», ничего особенного. А вот сиденье пассажира представляло из себя как бы заднюю половинку сплошного сиденья, этакую подушечку. Не скажу, что оно удобнее «лягушки», однако оно делало посадку пассажира ниже, чем на ИЖ-49. Отсюда и лучшая управляемость при движении с пассажиром.»
Мощность: 13 л.с. при об/мин Скорость: до 100 км/час Вес: кг Расход топлива: литра на 100 км Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный Зажигание: Объём цилиндров: 350 см кубических. Степень сжатия 6,8 — под 66-й бензин Объём бензобака: литров Колёса: 19 дюймов Карбюратор: К 28 Д Вилка: телескопическая Сцепление: Размеры: Схема электрооборудования мотоцикла ИЖ-56:
1 — включатель стоп-сигнала; 2 — лампа стоп сигнала А6-15; 3 — лампы задних габаритных огней А6-6 (3а — на коляске); 4 — аккумуляторная батарея 3МТ-6; 5 — переключатель света с кнопкой звукового сигнала П25 или П200; 6 — звуковой сигнал С37; 7 — включатель контрольной лампы нейтрали; 8 — катушки зажигания ИЖ-56 сб. 39 (на «ИЖ-56″ и»ИЖ-Планете» — одна); 9 — предохранитель 15А; 10 — реле-регулятор; 11 — генератор Г-36М-1 или Г-36М-2; 12 — лампа подсветки шкалы спидометра А6-1; 13 — контрольная лампа нейтрали А6-32+21; 15 — лампа переднего габаритного огня А6-4; 16 — центральный переключатель; 17 — контрольная лампа работы генератора А6-0,25.
ИЖ Юпитер (ИЖ — 58) и его модификации
Оригинальным в его конструкции было соединение двух коленчатых валов одним маховиком, расположенным в специальной камере между цилиндрами. После проведения полного цикла стендовых и дорожных испытаний двигатель ИЖ-58 был рекомендован в серийное производство. Мощность двигателя 18 л. с. Двигатель устанавливался на экипаж, унифицированный с экипажем мотоцикла ИЖ-56. Мотоцикл сначала именовался ИЖ-58, а затем Иж-Юпитер. Выпуск мотоцикла производился в двух модификациях — как для езды в одиночку, так и с боковым прицепом.
ИЖ Юпитер — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1961 по 1966 год. Положил начало серии мотоциклов «ИЖ Юпитер» — «ИЖ Юпитер 5», последний мотоцикл которой («ИЖ Юпитер 5») был выпущен в 2008 году.
История
На вторую половину 1958 года перед конструкторами бюро встала новая задача — подготовка к выпуску мотоцикла «Иж Юпитер». Ижевские машиностроители демонстрировали опытный образец новой модели на Всемирной выставке в Брюсселе уже в 1957 году. Мотоцикл сначала именовался «ИЖ-58», а затем был переименован в «Иж-Юпитер». Первые опытные образцы показали весьма хорошие результаты. Мощность двигателя была доведена до 18 л.с. Более удобной в эксплуатации была и коробка переключения передач. Улучшена смазка подшипников. Производство двигателей было организовано на Ижевском механическом заводе. Серийный выпуск «ИЖ Юпитер» был начат в 1961 году.
Конструкция
Мотоцикл сохранял экипажную часть мотоцикла «Иж-56», но имел совершенно новый мотор — двухцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением ее в цилиндре от электрической искры. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач. «Иж-Юпитер», как и все последующие двухцилиндровые модели, оснащался механизмом автоматического выключения сцепления.
Техническая характеристика
* Габаритная длина 2115 мм. * Габаритная ширина 780 мм. * Габаритная высота 1025 мм. * Клиренс 135 мм. * Сухой вес мотоцикла 160 кг. * Максимальная скорость 110 км/час. * Ёмкость топливного бака 18 л. * Запас хода по шоссе 160—180 км. * Расход топлива по шоссе не более 4 литров на 100 км. * Топливо: Бензин с автолом 10—18 в пропорции 25 : 1 * Преодолеваемый брод 300 мм. * Двигатель — Ход поршня 58 мм — Диаметр цилиндра 61,75 мм — Число цилиндров 2 — Рабочий объем цилиндра 347 см3 — Степень сжатия 6,8 — Максимальная мощность 18 л. с. — Охлаждение воздушное — Система смазки совместная с топливом — Тип карбюратора К-28Ж
* Сцепление многодисковое, в масляной ванне с механизмом автоматического выключения * Коробка передач четырехступенчатая, двухходовая. * Моторная передача безроликовая двухрядная цепь, передаточное число—2,57 * Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число—2,33. * Рама — трубчатая, сварная. * Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами. * Задняя подвеска маятниковая пружинная с гидравлическими амортизаторами * Тип тормовов колодочные * Тип колес легкосъемные, с тангентнорасположенными прямыми спицами. * Размер шин 3,25-19″
Мотоцикл ИЖ Юпитер (1961)
Уход
Как и любое оружие, ИЖ-12 нуждается в постоянном уходе. Он заключается в чистке стволов ружья после каждой стрельбы и смазке его механизмов с процессом разборки. Если ружье отправляется на хранение, то его нужно обязательно почистить и смазать. Смазка при хранении ружья должна быть не только в стволах, но и колодке шарнира, на осях шарнира, муфте стволов гнезда и на остальных частях ружья, которые подвергаются частому трению.
Чистить ружье ИЖ-12 нужно так же, как и другие охотничьи гладкоствольные ружья. Главным в этой процедуре является тщательность. Внутри стволов не должно оставаться даже малейших следов порохового нагара. Хромирование каналов ствола очень помогает в процессе чистки ружья.
Хранить ружье можно как в разобранном, так и в собранном состоянии, но обязательно в оружейном сейфе.
Общая информация
ИЖ-12 представляет собой внутрикурковое гладкоствольное орудие с вертикальными стволами. Проектированием и производством винтовки занималась компания ИЖМАШ. Основной этого оружия являлось ИЖ-59.
Главным их отличием является подход к скреплению стволов. У 59-й винтовки стволы скреплялись муфтой, а в 12-й они были спаяны, причём делалось это аккуратно и качественно. Два ствола благодаря такому подходу стали единым блоком.
Разборка и чистка ИЖ-12
Для того чтобы оружие дольше служило и не давало сбоя, необходимо его чистить и смазывать. Этого невозможно сделать без разборки. За счет конструкции, ИЖ-12 достаточно легко разобрать.
- Снимаем цевье, для этого оттягиваем защелку и отделяем от ружья.
- Снимаем стволы, поворачиваем рычаг запирания вправо до отказа. Откидываем стволы вниз и отделяем от коробки с ложей.
- Отделяем приклад. Снимаем его затылок и откручиваем шурупы. Отворачиваем шуруп от предохранительной скобы и отделяем от личинки, поворачивая против часовой стрелки.
- Для того чтобы разобрать УСМ, необходимо взвести курки в боевое положение. В отверстия на каждом стержне боевой пружины вставить кусочек проволоки или гвоздь диаметром 1.5 мм. Отверстия на стержне должны соединиться с выемкой на перемычке. Затем спускаем курки и снимаем стержни с пружинами. Выбиваем оси курков и шептал, отделяем их от колодки. Далее выбиваем штифт, удерживающий пружину, откручиваем задний и нижний винт снимаем перемычку. Легко постукивая и оттягивая назад, вытаскиваем личинку.
- Запирающий механизм. Выбиваем штифты бойков и снимаем вместе с пружинами, выбиваем ось запирания с возвратной пружиной и достаем запорную планку.
- Выбрасывающий механизм. Выколачиваем оси взводного механизма и вытаскиваем их. Установить шлиц разобщителя под углом 45° к оси ружья, взвести и спустить курок и толкатель вытолкнет разобщитель из коробки. Отделить выбрасыватель, отжав передний конец от стволов, и он под действием пружины выйдет из паза. Придержать выбрасыватель, чтобы не потерять.
Все детали необходимо тщательно очистить от пыли и порохового нагара, протереть и смазать оружейным маслом.
Охотничье ружье ИЖ-12 до сих пор весьма популярно у охотников СНГ. Если вы хотите приобрести недорогую вертикальную двустволку, то ИЖ-12 – это то, что вам нужно.
Вертикалка ИЖ-12 обладает долгой историей. Ружье 12 калибра становилось героем немыслимого количества охотничьих баек. Этому оружию уже более полувека, но его по-прежнему используют для охоты и спортивной стрельбы. Очень может быть, что в ближайшем будущем появятся реплики этого оружия, спрос-то есть.
ИЖ-12 является орудием с большой историей. За свое полувековое существование вертикалка получила огромную популярность, несмотря на то, что производилась только 10 лет. За этот период на свет было выпущено 312 тысяч экземпляров, 129 тысяч из которых были проданы в Европе. Именно поэтому орудие ценится не только среди отечественных охотников, но и среди охотников со всего мира.
Преимущества и недостатки
Основные преимущества данного орудия заключаются в его конструкции, о которой мы рассказали выше. Если говорить кратко и достоинствах, то они такие:
- Простая конструкция. Нет сложных оружейных узлов, всё просто и понятно. Это упрощает уход за оружием, отлично подходит в качестве первой винтовки для охоты;
- Высокая надёжность. Вытекает из первого преимущества. Отсутствие сложной конструкции обеспечивает орудию прочность и большой запас рабочего ресурса;
- Внешний вид. Несмотря на то, что ИЖ-12 больше 50 лет, оно по-прежнему привлекательно в плане внешнего вида: красивый корпус из дерева хорошо сочетается с металлическими деталями;
- Низкая цена. Такое ружьё сможет позволить любой среднестатистический гражданин России.
У ИЖ-12 есть свои недостатки, о которых лучше узнать перед покупкой:
- Ломкое цевьё. Часто трескается и ломается из-за своей формы. Оно здесь представлено единой деталью, в отличие от основных конкурентов, где цевьё составлено из двух частей;
- Близкое расположение спусковых крючков. Из-за этого к винтовке приходится привыкать некоторое время, чтобы научиться быстро переносить палец на другой крючок;
- Скос прицельной планки. Прицельный механизм уходит к прикладу под определённым углом. Первое время после покупки это может стать причиной низкой точности стрельбы навскидку. Со временем к такой особенности стрелки привыкают и показывают хорошую эффективность стрельбы.
Преимуществ у ИЖ-12 больше, чем недостатков. Оно имеет большую популярность, чем ИЖ-27, который стал следующим поколением 12-й ижевской винтовки.