Мотоцикл ИЖ отечественная техника, которая проявила свои лучшие качества на протяжении многих лет. Модели Ижевского машиностроительного завода выпускались самых разных классов. Среди них были обычные дорожные для села и города, спортивные для гоночных соревнований, некоторые модели выпускались и для силовых структур. Мотоциклы государственного предприятия «Ижмаш» пользуются и по сей день огромной популярностью и в народе. ИЖ был прозван как «ишак». Приобретая, в основном его приспосабливали для подсобного хозяйства. Сразу появились умельцы, которые переделывали коляску, в место штатной ставили на шасси короб и грузили в него намного больше груза.
История мотоциклов ИЖ
История серийного производства ИЖ началась в 1946 году. Тогда в городе Ижевске выпустили примерно 11 миллионов мотоциклов разных модификаций. Особенно популярным среди населения в то время был легендарный ИЖ-49.
© Светлана Силецкая / Фотобанк Лори
В конструкцию производители включили заднюю подвеску с гидравлическими амортизаторами, переднюю вилку телескопического типа. ИЖ-49 считался комфортабельным транспортным средством, надёжным и долговечным.
Не базе модели ИЖ-49 в 1956 году был разработан и выпущен ИЖ-56.
Впоследствии с 1962 года на базе ИЖ-56 в производство была пущена новая модель ИЖ Планета». На базе ИЖ-56 в 1957 году в производство стали поступать спортивные мотоциклы с трубными рамами и маятниковыми подвесками. К таким модификациям относятся: — ИЖ-57-К — предназначался для кроссовых гонок, мощность двигателя 18 л.с.; — ИЖ-57-М — мощностью 18 л.с., предназначался для многодневных соревнований; — ИЖ-54-А — мощностью 20 л.с., заднее колесо 16 (размер в дюймах) , а переднее 19 (размер в дюймах), предназначался для шоссейно-кольцевых соревнований; — ИЖ-60-М — предназначался для многодневных соревнований, мощность двигателя 19 л.с.; — ИЖ-60-МС- также предназначался для многодневных соревнований, мощность 19 л.с., ставилась шести ступенчатая коробка передач. Позднее стали разрабатываться другие модификации мотоциклов ИЖ: ИЖ-Юпитер, ИЖ-Планета спорт и другие.
Ремонт и тюнинг
Ремонт
За долгое время выпуска мотоцикл ИЖ «Планета-5» приобрел многочисленную армию поклонников, которые разработали методики для ремонта и модернизации практически любого модуля.
Мотоцикл однозначно зарекомендовал себя как неприхотливое транспортное средство. Однако, чинить его приходилось довольно часто, хоть это и не требует особых навыков. Все дело в ресурсе запчастей и неправильном уходе за мотоциклом. Часто мотоцикл эксплуатируется в сельской местности без воздушного фильтра и на некачественном масле. Так что для любителей этой техники не станет удивлением замена поршневой раз в сезон.
В первых моделях прогрессировала неисправность электрической схемы мотоцикла, которая заключалась в основном в некачественных клеммных соединениях и окислении аккумуляторных контактов. Поэтому популярные технические журналы тех лет довольно быстро опубликовали электрическую схему мотоцикла ИЖ «Планета-5».
Электрическая схема Иж Планеты 5.
Сама же схема модели не отличалась особенной замысловатостью и сложность, что позволяло даже неспециалисту разобраться в ее устройстве.
Читай другие мото обзоры Обзор мотоцикла Минск С4 250
Электрическая схема
Запчасти
Мотоцикл неприхотлив и не требует к себе пристального внимания. В основном нарекания вызывает низкое качество аккумуляторных батарей и быстрый выход из строя замка зажигания. Но, несмотря на то, что модель не выпускается уже более 7 лет, запасные части доступны для рядового владельца. Так, на сайте zapchasti-izh.ru представлен широкий перечень деталей необходимый для ремонта любой сложности. Например, замок зажигания стоит около 2 долларов.
Тюнинг
Армия поклонников надежной модели мотоцикла ИЖ «Планета-5» всячески стремилась изменить его внешний вид для того, чтобы выделиться из толпы и максимально адаптировать его под свой вкус:
ИЖ — крутой спортбайк
Иж «Планета-5». Что-то в нем есть
Иж — Бандит.
Сделали из Планеты Квадроцикл
Переделка Ижа в спортбайк.
«Минск М1А». Первый белорусский
И по сей день самым «народным» мотоциклом в Беларуси остаются «минскачи». Они бегают по дорогам всего бывшего Союза, и не только. Но больше всего их, конечно, на родине.
Полувековой юбилей мотоциклы «Минск» перескочили уже давно (первые модели уже вполне заслуживают названия «винтаж»), и уже совсем скоро, 12 июля, они отметят свой уже 61-й день рождения.
Первым белорусским «байком» стал Минск М1А, имевший множество «родственников» не только в СССР, но и за рубежом. «Предок» мотоцикла был разработан в 1939 году немцами. DKW RT125 оказался настолько удачным, что под разными именами аналоги этого мотоцикла выпускались в 7 странах мира, включая США, Англию и Японию.
К слову, один из старых «минскачей» в суровых условиях испытал один из ведущих знаменитого британского шоу Top Gear Ричард Хаммонд. Он проехал на нем с юга на север почти весь Вьетнам. Резюме харизматичного «автоманьяка»: «Это АК-47 среди мотоциклов – надежный, простой, легкий в ремонте. Он изготовлен специально для тех стран, где нет дорог».
«ПМЗ-А-750»
В 1931 году началась разработка средних и тяжелых мотоциклов для армии и народного хозяйства. Первым стал тяжелый мотоцикл «НАТИ-А-750». Эта машина являла собой смешение традиций: в ходовую часть, сделанную по образу BMW, был вмонтирован силовой агрегат американского типа. «ПМЗ-А-750» применяли не только в армии, частях НКВД, но и на гражданской службе. Конструкция мотоцикла получилась прочной, но весьма капризной. В шутку буквы ПМЗ расшифровывали как «Попробуй меня заведи».
Силовая передача
Цепь втулочная двухрядная Передаточное отношение от двигателя на сцепление — 2,17 Сцепление — многодисковое в масляной ванне Коробка передач — четырехступенчатая От коробки на заднее колесо — цепь втулочно-роликовая закрытая Передаточное отношение от коробки на заднее колесо — 2,33 Переключение — ножным рычагом Передаточные отношения коробки: на первой скорости — 3,17 на второй скорости — 1,81 на третьей скорости — 1,26 на четвертой скорости — 1,0 Общие передаточные отношения: на первой — 16,03 на второй — 9,16 на третьей — 6,37 на четвертой передаче — 5,05.
Обратно в содержание — ↑
ЗИД-175 4ШП. Первый советский квадроцикл.
Удивительно, но в нашей стране, несмотря на местами полное отсутствие дорог, никогда массового не выпускали квадроциклов. Чуть ли не единственным более менее серийным экземпляром был ЗИД-175 4ШП, выпускавшийся на Заводе имени Дягтерёва.
Конструкция была не очень удачной: слабый двигатель, сложные элементы трансмиссии. Наверное, поэтому широкого распространения такие квадроциклы не получили.
Плюсы и минусы
Плюсы
- Удобная посадка.
- Хорошая проходимость.
- Неприхотливость.
- Стоимость.
- Ремпригодность.
Минусы
- Малый ресурс.
- Шумный двигатель.
- Токсичный двигатель.
- Устаревшая модель.
- Тугое сцепление.
- Вибрации.
- Вес мотоцикла.
Основным минусом модели является непродуманная система электрического снабжения. Максимальное напряжение, которое развивает генератор при мощности 350 Вт и высоких оборотах двигателя, достигает 30 В, что вполне достаточно для вывода из строя системы заряда аккумулятора.
Вятка ВП-150. Итальянская элегантность.
Последний в нашем обзоре вовсе не мотоцикл, а мотороллер. Вятка ВП-150, прообразом которой стал итальянский скутер Vespa, по-праву считается самым элегантным двухколесным транспортным средством СССР.
Это был тихий и очень комфортный мотороллер, которым с легкостью управляли даже женщины. На базе Вятке делали целую гамму трехколесных мотороллеров с различными кузовами, которые активно эксплуатировались в городских грузоперевозках.
Регулировочные данные в миллиметрах — мм
Зазор между контактами прерывателя — 0,4 — 0,6 Зазор между электродами свечи зажигания — 0,6 — 0,75 Свободный ход на конце рычага сцепления – 5 – 10 Свободный ход на конце рычага ручного тормоза – 10 – 20 Свободный ход на конце рычага ножного тормоза -10 – 25 Свободный ход тросов дросселя и корректора – 1 – 2 Опережение зажигания до в.м.т. — 3,0 — 3,5 Провисание цепи привода заднего колеса – 20 – 30 Давление воздуха в шинах, МПа: передней — 0,15+0,01 задней — 0,21+0,01.
Обратно в содержание — ↑
М-1А «Москва»
Попробуем выстроить этот экскурс в мотоциклетное прошлое великой страны в хронологическом порядке. Возьмем послевоенный период, ну, просто потому, что он нам понятней и ближе.
Мотопром возрождался на базе лучших образцов трофейной техники. А ее в СССР было завезено немало. И вот уже на Московском велосипедном заводе осваивают производство копии немецкого мотоцикла DKW RT125 со 125-кубовым двигателем.
Аппарат называют М-1А «Москва». Это — первый послевоенный мотоцикл СССР — простой и легкий, для которого не требовалось много металла и резины.
На такой технике обучались мотоциклисты в школах ДОСААФ. В 1951 году производство передали в Минск на вновь построенный велосипедный завод. Почти такая же модель с индексом К-125 выпускалась в Коврове.
Л-300 «Красный Октябрь». Самый первый.
Самым первым серийным советским мотоциклом стал Л-300 «Красный октябрь».
В начале 1930-го ленинградские конструкторы подготовили его чертежи, вдохновляясь самым надежным байком того времени – немецким DKW Luxus 300. А уже осенью того же года была готова первая партия Л-300.
Выпускался мотоцикл до 1938 года, а потом на его основе создали не менее легендарные ИЖ-8. Этот «потомок» Л-300 даже попал на серебряные монеты… Новой Зеландии.
К слову, имя ИЖ-7 носили все те же Л-300, которые параллельно с ленинградским предприятием «Красным Октябрь» выпускали в Ижевске.
М-72. Самый боевой
М-72 не был первым армейским мотоциклом в СССР. В 1934 началась сборка первой советской тяжелой модели ПМЗ-А-750, а в 1939-м – «дублера» британского BSA и, как считается, лучшего довоенного мотоцикла в Союзе ТиЗ-АМ-600.
Однако именно М-72, конструкцию которых «подсмотрели» у немецкого BMW R71 (именно ими оснащался Вермахт), выйдя в трагичном 1941 году, выпускались всю войну. А потом еще и серьезно послужили народу в гражданских целях – последние экземпляры сошли с конвейера аж в 1960-м. С 1941-го по 1945-й М-72 несли на себе бойцов, вооруженных противотанковыми ракетными комплексами, пулеметами или легкими минометами. С первых послевоенных лет – и долго после того – эти мотоциклы стали основным милицейским транспортом. А с 1954 года их могли для своих нужд купить и простые советские граждане.
«Потомков» М-72 в начале «нулевых» заказала Республиканская гвардия Саддама Хусейна. Но воспользоваться не успела – и боевые мотоциклы «пошли в народ». По желанию заказчиков иракские автомастерские ставят на «Уралы» дополнительную «активную и пассивную защиту» – броню и пулемет.
«Тула-200»
В 1986 — 1988 годах в Советском Союзе выпускался очень необычный мотоцикл «Тула-200», который отличался широченными внедорожными колесами. Нужны они были потому, что модель предназначалась для охотников и рыболовов.
От мотороллера «Тулица» взяли мотор, форсировав его до 13 л.с. Это позволило разгоняться до 90 км/ч, хотя для такого аппарата скорость была не главным показателем, куда важнее ценилась проходимость.
В год выпускалось 10 000 -12 000 тысяч таких байков. Последний сошел с конвейера завода в 1996-м.