Эдуард Евдокимовский. Советские суперэсминцы. Лидеры типа «Минск»

Главная » Реальная история » История Войн » Эдуард Евдокимовский. Советские суперэсминцы. Лидеры типа «Минск»

История ВойнЛитература по истории флота

boroda 20.05.2019 2183

15

в Избранноев Избранномиз Избранного 8

Лидер эсминцев «Минск» должен был войти в состав так называемого «Большого сталинского флота», состоящего из кораблей основных боевых классов, по своим характеристикам не уступа­ющих иностранным аналогам. Для этого в 30-е годы в СССР были впервые созданы корабли, являв­шиеся одними из лучших в мире по скорости хода и вооружению. Однако помериться силами с немецкими или японскими «одноклассниками» им не довелось – главными противниками совет­ских кораблей в Великой Отечественной войне стали мины и авиация противника. В этой статье мы расскажем о создании и боевом пути головного корабля проекта 38 – лидера эсминцев «Минск».

Предпосылки к созданию

Планы по восстановлению морского флота, после гражданской войны пребывавшего в плачевном состоянии, возникли в СССР в начале 20-х годов. Уже тогда предпринимались попытки по созданию проектов новых эсминцев и лидеров, которые по основным параметрам (скорости и вооружению) должны были превосходить знаменитые «Новики». Увы, сильно разрушенная промышленность не позволяла начать строительство новых кораблей, поэтому дальше эскизов дело тогда не пошло. Однако теоретическая работа продолжала вестись, и во второй половине 20-х годов в СССР была выработана новая доктрина морской войны. Главную роль в ней играли малые силы – катера, подлодки, эсминцы. При этом эсминцам стала отводиться роль носителей как можно более сильной артиллерии, в то время как удары торпедами должны были наносить торпедные катера и подлодки.


Схема лидера проекта 38. (Качур П.И., Морин А.Б. Лидеры эскадренных миноносцев ВМФ СССР. – СПб.: Остров, 2003)

Техническое задание и проектирование

В 1927 году началось проектирование эсминцев нового типа. Уже через год в требованиях к новым проектам калибр главного вооружения возрос до 130 мм при числе стволов не менее четырёх-пяти, а в качестве одной из возможных задач будущих эсминцев обозначалась «возможность боя с легкими крейсерами противника». Исходя из этого, водоизмещение кораблей решили не огра­ни­чивать, а одним из компонентов вооружения будущего эсминца стал гидросамолёт.

В итоге техническое задание на новый лидер (по сути, проектируемый корабль им и являлся) включало в себя вооружение из пяти 130-мм орудий с большими углами возвышения, два 100-мм орудия, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, скорость не менее 40 узлов и дальность плавания не менее 6 часов полного хода при водоизмещении в 2000 т. 1 ноября 1928 года это техническое задание утвердили, что стало отправной точкой в создании нового лидера.

Уже в марте 1929 года проект корабля, созданный конструкторским бюро Кораблестроительной секции Научно-технического комитета управления ВМС РККА (НТКМ) под общим руководством Ю. А. Шиманского, был отправлен на рассмотрение моряков. Вскоре проект был возвращён разработ­чикам с требованием усилить вооружение и повысить скорость хода. Требования военных к будущему лидеру постоянно повышались, и в итоге в конце 1930 года проект представлял собой корабль водоизмещением в пределах 2100–2600 т. Его вооружение состояло из пяти новых 130-мм орудий, двух 76-мм зенитных орудий, двух 37-мм зенитных автоматов, восьми 533-мм торпедных труб, 20 глубинных бомб, 80 мин заграждения (в перегруз) и гидросамолёта, при скорости хода 42 узла. Со временем от гидросамолёта на борту отказались.

В дальнейшем разработку проекта поручили Бюро специального проектирования судов (БСПС) под руководством В. А. Никитина. Ответственным исполнителем был назначен инженер-корабле­строитель П. О. Трахтенберг, главная энергетическая установка разрабатывалась под руковод­ством А. В. Сперанского – опытного специалиста, принимавшего участие ещё в создании эсминцев типа «Новик». 7 декабря 1930 года общий проект лидера был утвержден. Согласно проекту, получившему индекс 1, в 1932 году начиналось строительство трёх кораблей для Чёрного и Балтийского морей (будущие «Ленинград», «Москва», «Харьков»). Следующая серия лидеров строилась по несколько измененному проекту, получившему индекс 38, и включала в себя корабли «Минск», «Баку» и «Тбилиси». Головной корабль серии – «Минск» – был заложен в октябре 1934 года.

Слабые места двигателей мотоциклов Минск 125

  • Коробка передач;
  • Кикстартер;
  • Карбюратор;
  • Крепление выхлопного патрубка;
  • Тросики приводов управления (сцепления, газа).

Коробка передач одно из немногих слабых мест двигателя, проблема с вылетом скоростей в течение эксплуатации мотоцикла не редкость.

Кикстартер (рычаг для запуска ДВС ногой) со временем разбалтывается в месте его крепления к пусковому валу движка.

Карбюратор из-за потери механических свойств резиновых деталей, износа иглы запорного клапана теряет герметичность и бензин с него течет. Из всех карбюраторов устанавливаемых заводом, самыми надежными считаются индийские карбюраторы P-47R.

Крепление выхлопного патрубка к цилиндру выполнено в виде гайки поджимающей патрубок к цилиндру, которая от вибрации отворачивается.

Тросики приводов управления (сцепления, газа) периодически необходимо заменять из-за износа или обрыва каната тросика.

Устройство лидера

Лидеры проектов 1 и 38 были очень близки по своему устройству и внешнему виду. Проект 38 отличался от предшественника более полными обводами кормы, наличием кронштейнов гребных валов (это уменьшило кавитацию гребных винтов) и слегка изменённой носовой надстройкой. Помимо этого, инженеры убрали стрелу для гидросамолёта и отменили возможность его разме­щения на корабле. Лидеры проекта 38 должны были нести усиленное зенитное вооружение – три 76,2-мм орудия вместо двух, однако третье орудие было установлено лишь на «Тбилиси». Итальян­ская система управления огнём главного калибра () была заменена на отечест­венную «Мина» с центральным аппаратом стрельбы ЦАС-2.

Внешний вид корабля говорил о том, что он строился для достижения высокой скорости: острые обводы, сильно наклонённый форштевень, выраженный полубак, транцевая корма. Две дымовые трубы имели разные размеры, причём первая труба значительно отстояла от носовой надстройки, чтобы дать место для размещения 130-мм артустановки.

Три главных паровых котла размещались каждый в своём котельном отделении и приводили в действие три турбозубчатых агрегата (ТЗА), каждый из которых работал на свой вал. Силовая установка – механическая, трёхвальная, с тремя двухкорпусными турбозубчатыми турбинами мощностью по 22 000 л.с. каждая. Две турбины располагались побортно в носовом машинном отделении, ещё одна находилась в кормовом МО. Нормального запаса топлива в 210 т мазута при полном ходе хватало примерно на 300 миль плавания, при экономическом ходе – на 780 миль. Полного запаса в 600 т хватало на 835 и 2100 миль соответственно.

Артиллерийское вооружение состояло из пяти 130-мм установок Б-13 1-й серии (Б-13-Iс), располо­женных по диаметральной плоскости корабля. По две из них были установлены линейно-возвы­шенно в носу и корме, пятая устанавливалась между носовой надстройкой и первой дымовой трубой. Боезапас состоял из 150 выстрелов на ствол (200 в перегрузку), масса снаряда составляла 33,5 кг, максимальная дальность стрельбы – 139 каб (25,6 км). Каждое орудие защищалось противо­пульным щитом коробчатой формы, имевшим 13 мм в толщину.

Зенитное вооружение корабля состояло из двух 76,2-мм установок 34-К (досягаемость по высоте – 9,5 км, масса снаряда – 6,61 кг, скорострельность – до 20 выстрелов в минуту) установленных на кормовой надстройке, двух 45-мм установок 21-К на носовой надстройке и шести (по другим данным, четырёх) 12,7-мм пулемётов ДК.

Система управления огнём «Мина» с центральным аппаратом стрельбы ЦАС-2 создавалась специально для малых кораблей (эсминцев и лидеров) на основе итальянской системы . Отечественный прибор управления стрельбой был существенно упрощён, но, тем не менее, позволял вести точную стрельбу на большие расстояния, пользуясь показаниями двух командно-дальномерных постов Б-42, оснащённых четырёхметровыми дальномерами. Система «Мина» позволяла артиллерии главного калибра вести огонь даже по временно скрыва­ющейся морской цели.

Торпедное вооружение состояло из двух четырёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов Н-7, распо­ложенных в диаметральной плоскости корабля. Использовались парогазовые торпеды 53-38 (вес боевой части составлял 300 кг при весе самой торпеды в 1615 кг). Боезапас корабля состоял из 16 торпед, из них 8 размещались в погребе, остальные – в торпедных аппаратах. Для управления торпедной стрельбой также использовался прибор «Мина», позволявший производить залпы, а также пускать торпеды по одной с интервалами от 0,5 до 3 сек.

Основные технические характеристики лидера «Минск» приведены в таблице в конце этой статьи.

Ремонтные размеры цилиндра, поршня, колец двигателей мотоцикла ММВЗ Минск 125 см3

ИндексЦилиндрПоршеньКольца
группаразмергруппаразмерразмер при зазоре 0,2+0,15
Нормальный∅ 52-0,035∅ 51,88-0,03∅ 52 -0,01
-0,065
051,965 — 51,955051,88-51,87
151,955 — 51,945151,87-51,86
251,945 — 51,935251,86-51,85
1 ремонтный∅ 52.25-0,035∅ 52,13-0,03∅ 52,25 -0,01
-0,065
052,215 — 52,205052,13 — 52,12
152,205 — 52,195152,12 — 52,11
252,195 — 52,185252,11 — 52,10

Строительство и испытания

«Минск» был заложен 5 октября 1934 года в Ленинграде на судостроительном заводе им. А. Жданова. Через год его корпус спустили на воду. Несмотря на давление «сверху», строительство лидера шло со скрипом. Для ускорения сдачи корабля к достроечным работам был привлечен экипаж. Монтаж основных систем и механизмов завершился к концу 1937 года, ещё раньше, в том же году, начались швартовые испытания. Наконец, 9 мая 1938 года «Минск» своим ходом напра­вился в море на заводские ходовые испытания. Скорость на испытаниях при номинальной мощ­ности оказалась меньше проектной – около 40 узлов, при форсаже удалось достичь проектных 40,5 узла. Выявились и другие недостатки – недостаточная прочность корпуса, плохая управляемость на малом и среднем ходу, чрезмерная валкость, унаследованные от исходного проекта 1. В том же году на ещё не сданном флоту лидере произошло ЧП – во время шторма корабль сорвало с якорей и ударило кормой о форштевень крейсера «Киров». В результате на лидере были повреждены корма и винты, а его командира капитана 3-го ранга А. Н. Петрова сняли с должности. 10 ноября 1938 года «Минск» был сдан флоту, а в феврале следующего года началась его официальная служба.

Лидер эсминцев «Минск» до войны

Итого

Компания “M1nsk” пошла верной дорогой, воспользовавшись именем известного бренда и серьёзно озаботившись контролем качества. Несмотря на китайское происхождение, мотоцикл Минск D4 125 действительно надёжен в эксплуатации, и при должном уходе с ним не возникает никаких проблем. Запчасти и расходники на него найти тоже труда не составляет, так как производитель активно поддерживает всю выпущенную мототехнику. Так что если вы присматриваете первый мотоцикл, бюджетный и конструктивно простой, Минск D4 125 стоит того, чтобы к нему присмотреться. Нельзя сказать, что он лучше всех остальных 125-кубовых конкурентов, но лучше многих — это уж точно, и отзывы о нём в основном оставляют положительные.

Начало службы

Вступив в строй, «Минск» под командованием капитана 3-го ранга А. В. Волкова приступил к выпол­нению плановых задач по боевой подготовке, показав неплохие результаты на учебных стрельбах. Лето прошло в учебных походах и отработке совместного плавания с другими кораблями Балтий­ского флота.

Первую боевую задачу «Минск» получил 18 сентября 1939 года – за день до этого СССР начал операцию по присоединению польских территорий. 19 сентября лидеры «Минск» и «Ленинград» с эсминцами вышли в море на поиск польских подлодок. Не встретив противника, корабли вернулись в базу, при этом несколько раз с них обстреливали эстонские самолёты-разведчики, пролетавшие неподалёку.

После заключения пакта о взаимопомощи между СССР и Эстонией, в октябре 1939 года корабли Балтийского флота перебазировались из Кронштадта в Таллин. 12 октября «Минск» с эсминцами «Гордый» и «Сметливый» вошел в гавань Таллина.

Участие в советско-финской войне

В середине ноября 1939 года, в преддверии войны с Финляндией, «Минск» был возвращён в Крон­штадт для приведения в боевую готовность. Лидер вошел в отряд кораблей особого назначения, предназначавшийся для занятия островов в Финском заливе, в составе 2-го дивизиона эсминцев («Гневный», «Гордый», «Грозящий»).

Первой боевой операцией, в которой участвовал «Минск», стало выявление местонахождения финской береговой батареи на острове Кильписаари. 6 и 7 декабря лидер вместе с эсминцами «Карл Маркс» и «Володарский» безуспешно обстреливал остров, пытаясь выяснить, где находятся огневые точки финнов.

На следующий день «Минск» принял участие в операции против шестиорудийной 254-мм батареи Сааренпя на острове Бьёрке, обеспечивая охранение тральщиков и эсминцев 3-го дивизиона. На этот раз финны обстреляли «Минск», взяв его в «вилку», однако попаданий не добились. Лидер ответил огнём из своих орудий, потратив 14 снарядов. В результате боя советским морякам удалось установить приблизительное местонахождение финской батареи.

12 декабря было решено повторить разведку боем. Лидеры «Минск», «Ленинград» и эсминец «Стерегущий» должны были отвлечь береговые батареи противника от эсминцев 3-го дивизиона и канонерских лодок, поддерживавших огнём части 7-й армии. В условиях семибалльного шторма задача была выполнена, потерь и повреждений на кораблях не имелось. Всего на обстрел этой батареи корабли Балтийского флота выходили шесть раз, по ней было выпущено 417 305-мм и 596 130-мм снарядов. Обстрелы оказались малорезультативными, подавить батарею так и не удалось, хотя были достигнуты попадания в командный пункт и убежища личного состава.

Деятельность надводных сил Балтийского флота прекратилась в начале двадцатых чисел января 1940 года в связи с сильным обледенением Финского залива. В последний раз «Минск» выходил в море 20 января на поиски подлодки С-2, подорвавшейся 3 января на финской мине. Проведя в море двое суток, лидер вернулся в базу в условиях сильнейшего обледенения – толщина ледового покрова доходила до полуметра!

Межвоенный период

Летом 1940 года «Минск» в составе отряда лёгких сил Балтийского флота принимал участие в многочисленных учениях и боевой подготовке. 18 июля он прибыл в Ригу и встал прямо напротив президентского дворца, демонстрируя советское военное присутствие президенту и парламенту Латвии. После образования Латвийской ССР лидер ушел в базу для ремонта, а затем участвовал в крупных учениях Балтийского флота по отработке обороны устья Финского залива.


Лидер «Минск» в Рижской гавани, 1940 год.

В период осенних штормов на Балтике дала знать о себе недостаточная прочность корпуса, присущая лидерам проектов 1 и 38. Во время перехода из Кронштадта в Таллин «Минск» попал в сильный шторм. Во время следования против волны со скоростью 30 узлов и при встречном ветре в 8–9 баллов на полубаке лидера образовались гофры, что послужило причиной для капитального ремонта с усилением носовой части, продлившегося всю зиму 1940–1941 годов. Весной лидер приступил к учениям, а 17 июня 1941 года перешел в новую базу флота – Таллин.

Похожие модели

  • Минск ММВЗ-3.1131 (Минск 125). Именно он послужил основой для разработки новой модели, и различия между ними минимальны.
  • Восход 3М. Особенно последние мотоциклы серии. На вторичном рынке найти их можно за очень скромные деньги, но большинство экземпляров пребывает в удручающем состоянии.
  • Сова. Заменив на сборочном конвейере вышеупомянутый Восход, этот байк заслуженно снискал всенародную любовь.

Участие в Великой Отечественной войне

С началом боевых действий «Минск», согласно довоенным планам, вышел в море для постановки минного заграждения на линии Ханко – Осмуссар. Такие постановки выполнялись регулярно и продлились до конца июля при отсутствии соприкосновения с противником (за исключением авиации). На лидере установили временную размагничивающую систему, регулярно проводили учебные стрельбы, участвовали в конвоировании транспортов.

Тем временем фронт приближался к Таллину – 7 августа немецкие войска вышли к побережью Финского залива. Боевые корабли Таллинской военно-морской базы были включены в систему сухопутной обороны. 40 моряков с «Минска» отправились на берег, чтобы принять участие в боях с немцами. 22–23 августа, действуя совместно с «Ленинградом», лидер выпустил по вражеским батареям свыше 1000 снарядов главного калибра. Однако наступление немцев продолжалось – несмотря на героическое сопротивление защитников Таллина, стало ясно, что город обречён и падёт со дня на день.

26 августа начались обстрелы кораблей немецкой полевой артиллерией, и в тот же день, наконец, было получено разрешение на эвакуацию военно-морской базы и войск 10-го стрелкового корпуса в Кронштадт. Началась подготовка к печально известному Таллинскому переходу.

«Минск» был включен в состав отряда прикрытия, включавшего в себя также эсминцы «Скорый» и «Славный», 2 подлодки, 4 торпедных катера, 4 малых охотника, 5 базовых тральщиков, а также посыльное судно. Задача отряда состояла в прикрытии транспортных судов из состава органи­зованных конвоев на переходе от острова Кери до острова Вайндло. На борту лидера находился запасной командный пункт Балтийского флота во главе с начальником штаба флота контр-адмиралом Ю. А. Пантелеевым.

Корабли вышли из Таллина вечером 28 августа, при этом по ошибке были обстреляны советские торпедные катера, намеревавшиеся присоединиться к отряду – к счастью, попаданий никто не добился. В целом, основной угрозой при переходе были не надводные силы, а мины и авиация противника. Практически сразу после выхода в море тральщики, шедшие в голове отряда, начали подсекать немецкие мины. Вечером, около 20–21 часа, близким взрывом мины был поврежден эсминец «Славный», который, однако, смог продолжить поход. Не избежал подрыва и «Минск» – примерно в 21:40 в его правом параване, на расстоянии 10–12 м от борта, взорвалась мина. Из-за повреждения обшивки внутрь корпуса поступило до 500 т воды, однако непосредственной угрозы гибели для корабля не возникло. Тем не менее, повреждения оказались серьёзными – встали машины, заклинило руль, вышло из строя всё навигационное оборудование. Тем временем траль­щики продолжали движение и вскоре скрылись из виду – взрыв на них не заметили, а приказаний остановиться никто не передал, хотя с концевого тральщика видели, что лидер сильно отстал. Обездвиженный и потерявший управление «Минск» остался на минном поле. Ночевать в таком месте было очень опасно, поэтому на эсминец «Скорый» было передано указание взять лидер на буксир. При попытке выполнить этот приказ «Скорый» подорвался на мине и через несколько минут затонул – из его экипажа спаслось только 78 человек, командир и комиссар отказались покинуть тонущий корабль.

После гибели «Скорого» «Минск» встал на якорь на ночёвку. С его борта были посланы радио­граммы с приказом ушедшим тральщикам вернуться, но сделать это смог только один из них (Т-210). Остальные были задержаны приказом командующего флотом, чтобы усилить оборону крейсера «Киров». В итоге единственный тральщик, вернувшийся к отряду прикрытия, наутро должен был вести за собой семь кораблей.

За ночь на «Минске» смогли запустить машины, осушить часть затопленных отсеков и поставить новый параван взамен перебитого. Утром 29 августа Т-210 протралил место стоянки, выловив ещё две мины, и пошел с тралом во главе отряда. «Минск» со скоростью 12 узлов пошел в кильватере за лидером «Ленинград». Вскоре начались авиационные атаки, которые успешно отражались зенитным огнём. В 10:20 на «Минске», наконец, получили ответ от командующего флотом на просьбу вернуть тральщики, в котором он сообщал, что навстречу отряду прикрытия от острова Родшер движутся шесть тихоходных тральщиков и сторожевой корабль. Поскольку места основных минных заграждений отряд прикрытия уже миновал, его командир расстался с Т-210, чтобы не стеснять быстроходные корабли при уклонении от атак авиации, и вместе с «Ленинградом» и эсминцем «Сметливый» отряд отправился в Кронштадт. Через два часа «Минск» присоединился к крейсеру «Киров», а в 17:16 встал на якорь на Кронштадтском рейде. Поскольку лидер имел подводные повреждения, на следующий день его поставили на ремонт в док Кронштадтского морского завода.

Ремонт занял почти месяц, 23 сентября «Минск» вошёл в строй. Этот день был выбран немецким командованием для очередной массированной бомбардировки кораблей в Кронштадте (два предыдущих налёта состоялись 21 и 22 сентября). Воспользовавшись хорошей погодой, немцы провели пять дневных атак, в которых приняло участие около 100 пикировщиков Ju 87 и бомбар­ди­ровщиков Ju 88. По «Минску» нанесли удар шесть пикировщиков, которые добились попаданий двух 50-кг бомб в корму. Ещё одна (250-кг) бомба, пробив вывешенную за борт шлюпку, разорвалась в воде рядом с корпусом в районе 3-го котельного отделения.

На фото. Вверху: попадание бомб в «Минск» 23 сентября. Внизу: потерявший ход лидер ведут на буксире в гавань Кронштадта. Виден крен на левый борт, позади шлейф от вытекающего топлива.

В результате на «Минске» возник пожар, оказались затопленными котельное отделение №3 и часть других отсеков. Из-за того, что в действии находился лишь один котёл №2, погасший из-за полу­чен­ных повреждений, корабль лишился хода и электроэнергии, поскольку штатный дизель-генератор №4 был снят для ремонта ещё в 1940 году. Котёл №1, не получивший повреждений, командир «Минска» капитан 2-го ранга П. Н. Петунин разжигать запретил, опасаясь, что дым привлечёт внимание немецких самолётов (хотя корабль, находившийся в тесной гавани при идеальной видимости, и без того был как на ладони). В результате неуправляемый «Минск» сел кормой на мель рядом с берегом. Экипаж вел борьбу за живучесть, но принятые меры оказались недостаточными для того, чтобы выровнять крен и осушить затопленные отсеки. К лидеру подошел буксир и повел его за собой в Военную гавань Кронштадта. Попытка запустить котёл №1 была сделана лишь в конце буксировки, но через 15 минут из-за поломки питательного насоса давление пара снова упало.

Воду из отсеков начали откачивать подошедшие спасательные суда и буксиры, но в 21:30 после­до­вал новый авианалёт. В 40 м от кормы «Минска» разорвалась 250-кг бомба, что привело к новым повреждениям обшивки, а образовавшаяся волна раскачала корабль и затопила уже осушенные отсеки. Через полчаса «Минск» сел на грунт на глубине 8,5 м – над водой остались только трубы, мачты и часть надстроек. Всего за день из экипажа корабля погибло 7 человек, было ранено 35.


Лидер «Минск», потопленный у Военной гавани Кронштадта

Главные механизмы «Минска» пострадали мало, поэтому было принято решение вернуть корабль в строй. Осенью-зимой были проведены подготовительные работы по заделке пробоин, а непосред­ственно судоподъёмные работы начались летом 1942 года. 25 августа лидер был поднят на поверх­ность и введён в сухой док. Ремонт предстоял большой и сложный, поэтому полностью вернуть кораблю боеспособность можно было только в Ленинграде на судостроительном заводе им. Жданова. Однако провести корабль на буксире по Морскому каналу на виду у противника было невозможно, поэтому перед рабочими и моряками поставили задачу обеспечить «Минск» возмож­ностью дать собственный ход. Работа по подготовке лидера к переходу заняла ровно 60 суток, за которые на нём были введены в действие котлы №1 и №2, смонтирована система парового отоп­ле­ния, отремонтированы дизель-генератор, электроаппаратура, система освещения и силовые сети. Внутренние помещения были очищены от ила и нефти, разлившейся из повреждённых цистерн. 26 сентября «Минск» вышел из дока и стал готовиться к ходовым испытаниям и переходу в Ленинград, но несчастья продолжали преследовать его.

После возвращения с ходовых испытаний лидер встал посередине Средней гавани Кронштадта, однако из-за сильного ветра начал дрейфовать кормой на Петровскую пристань. Чтобы отвести корабль подальше от пристани, на него прибыл дежурный по рейду капитан 3-го ранга М. Г. Иванов. Уже после того, как корабль отошел от пристани на безопасное расстояние, машины застопорили, а затем перевели одну из турбин в положение «малый назад». Однако вместо торможения корабль начал набирать скорость и врезался в гранитный причал, разрубив себе носовую часть. Как ока­за­лось, во время ремонта кто-то перепутал контакты электрического датчика тахометра средней турбины, поэтому команды с мостика приходили в машинное отделение в инвертированном виде – если на мостике давали команду «ход вперед», то в машинном отделении принимали «ход назад» и наоборот. Интересно, что во время ходовых испытаний эта ошибка осталась незамеченной.

Восстановительный ремонт занял десять суток, после чего «Минск» ещё дважды выходил на испы­тания (3 и 5 ноября), после чего, наконец, был принят в состав флота. Переход в Ленинград был назначен на 9 ноября, для чего на борт лидера прибыл командующий эскадрой Балтийского флота вице-адмирал В. П. Дрозд. Поскольку немцы тогда занимали южный берег Финского залива, и весь путь от Кронштадта до Ленинграда простреливался их артиллерией, переход на ремонт оказался нетривиальной задачей. В обеспечении перехода были задействованы 11 катеров-дымо­завес­чиков, для ударов по вражеским позициям привлекалась авиация, а также крупнокалиберная артиллерия линкора «Марат» и кронштадтских фортов.

Во время перехода ночью «Минск» был обнаружен немецкими наблюдателями, и по нему открыла огонь артиллерийская батарея. К счастью, прямых попаданий удалось избежать, и «Минск» благо­получно дошёл до места назначения – к Выборгской набережной напротив . Ремонт проводился в очень сложных условиях и в сжатые сроки – к началу кампании 1943 года лидер предстояло ввести в боевой состав флота. Ремонтным работам мешал противник, периодически обстреливая место расположения корабля, что вызывало потери среди работников завода и экипажа, приводило к возникновению новых повреждений. И всё же, несмотря на все трудности, задача по восстановлению лидера была выполнена в срок. Во время ремонта на «Минске» восстановили третий котёл, а также заменили электропроводку, все навигационные приборы, радиооборудование и приборы управления стрельбой. Орудия главного калибра были заменены на новые, более совершенные Б-13–2с со щитами обтекаемой формы, зенитную артил­лерию существенно усилили за счёт установки шести 37-мм автоматов 70-К (при этом устарев­шие 45-мм установки 21-К сняли).

Прибор управления стрельбой главного калибра «Мина» был модернизирован для повышения точности огня. 22 июня 1943 года, после проверки работы системы размагничивания, «Минск» полностью обрёл боеготовность. Начались учения и тренировки личного состава, и вскоре «Минск» был включён в систему артиллерийской защиты Ленинграда. 3 июля он занял позицию между Финляндским и Володарским мостами, 30 июля – огневую позицию у Невского лесопарка. В сентябре на корабль взамен получившего ранение С. И. Рабиновича прибыл новый командир – капитан 3-го ранга Г. Н. Моторов.


Лидер «Минск» на Неве, 1945 год.

​После снятия блокады Ленинграда в 1944 году лидер вновь ремонтировался на заводе им. Жданова. Ремонт завершился 28 августа, но из-за высокой минной опасности в море «Минск» не выходил, как и другие корабли эскадры Балтийского флота. Остаток года экипаж лидера провёл в учёбе и тренировках. Май 1945 года «Минск» встретил в Ленинграде, где незадолго до того он принял участие в первомайском параде. После войны лидер проходил долговременный ремонт, а в 1949 году был переклассифицирован в эсминцы. В 1951 году в статусе учебного судна «Минск» был передан Высшему военно-морскому инженерному училищу им. Ф. Э. Дзержинского. В 1953 году он стал несамоходным учебным судном, через год был переименован в «Чорох», а в 1957 году в УТС-14. 3 апреля 1958 года бывший «Минск» исключили из списков флота и превратили в плавучую мишень. В том же году корабль был потоплен при испытании крылатых ракет в Финском заливе у острова Малый Тютерс.

Учебный корабль «Чорох», фото 1955–1956 годов.

Подводя итоги, стоит отметить, что конструкторам лидеров проектов 1 и 38 удалось достичь задан­ных параметров – получившиеся корабли развивали высокую скорость и имели мощное артил­ле­рий­ское вооружение. Расплачиваться за это пришлось прочностью чрезмерно облегчённого корпуса, а также запасом топлива. Тем не менее, лидеры проектов 1 и 38 были воплощением дости­жений советской кораблестроительной мысли межвоенного периода и стали хорошей школой для многих конструкторов. Неудачи применения этих кораблей в боевой обстановке всецело явля­ются следствием просчётов в подготовке личного состава, неудовлетворительного планирования боевых операций и слабой ремонтно-технической базы советского ВМФ.

Модельный ряд

На данный момент производится три основных моделей, а также переработанный Minsk мотоцикл в старом дизайне. Вот какой сейчас используется модельный ряд:

  • Модель С125;
  • Модель D4 125;
  • Модель М125.

Также как уже упоминалось производится достаточно старая модель ММВЗ-3.1131, сейчас она носит название Лидер. Этому мотоциклу удалось сохранить все основные особенности исходной модели, особенно поклонников советской мототехники нравится дизайн, который по возможности не изменили. Также часто тюнинг Минск производят именно с этим вариантом.

Модель С125

Этот вариант считается базовым, поэтому обзор мотоцикла Минск имеет смысл начать именно с него. Эта модификация создавалась для любого типа дорог. Также технические характеристики мотоцикла Минск всех модификаций базируются на этом байке.

Эксплуатация этой модели может производиться даже на бездорожье, для этого тут установлена качественная резина с высоким протектором. Но, подобная доработка несколько ограничивает скорость на трассе, при движении свыше 60 км/ч ощущается вибрация.

Двухтактный мотор имеет один цилиндр. Этого вполне достаточно для оптимальной эксплуатации. Расход на 100 км пути при движении по трассе не превышает 3 литра, по проселку этот показатель приближается к 4 литрам. Запускается мотор с помощью кик-стартера.

Такой способ позволил достичь максимальной надежности в любых условиях. Вес мотоцикла не превышает 120 кг. Небольшой размер, а также наличие двухтактного мотора, приводит к тому, что эту технику часто применяют за мопед.

Модель D4 125

Эта модификация также имеет одноцилиндровый мотор, но здесь он четырехтактный. По сути, это спортивный мотоцикл, большое количество оборотов позволяет выдерживать большие скорости в течение длительного времени.

Мощность позволяет разгонять мотоцикл до 100 км/ч. Наличие 5 передач в коробке, делает байк достаточно приемистым и способным к быстрому разгону. Расход топлива тут не превышает 2,6 литра на 100 км по трассе. Имеется электростартер.

Чистый вес модели 100 кг. Некоторым недостатком, по мнению многих являются приваренные пассажирские подножки. Даже если они не нужны, то снять их не получится. Но, эта характеристика не снижает популярности этой модификации.

Модель М125

Конечно, обзор мотоцикла Минск не мог обойтись без упоминания самой популярной модели. Именно Минск 125 является самой популярной модификацией. Он очень неприхотлив, отлично выдерживает любые дороги, об этом мотоцикле, можно сказать, что он не убиваемый.

Также его ремонт на практике оказывается довольно простой задачей. Даже компрессия, которая может изменяться на других двигателях серии, тут не создает проблем. Мотор тут одноцилиндровый, двухтактный. Отзывы говорят, что проблем с ним не возникает. Топлива он потребляет самый минимум, около 2,5 литров на трассе.

В базовой комплектации предлагается вариант с барабанными тормозами, но при желании можно заказать модификацию с дисковым тормозом. Также можно приобрести, мотоцикл Минск с коляской, это позволит перевозить на нем дополнительные грузы. Вес этой модели 120 кг.

Минск Лидер

Эта модификация практически полностью повторяет ММВЗ-3.1131. Имеются некоторые изменения, но в целом описание не отличаются. Стоит отметить, что в отличие от базовой модели, тут чуть больший объем двигателя, что делает мотоцикл более резвым. В остальном он полностью повторяет легендарную советскую модель.

Решая стоит ли покупать эту разновидность, следует учитывать, что тут не слишком хорошие амортизаторы, что снижает уровень комфорта.

Предыдущая запись Установка одного карбюратора на мотоцикл Урал Следующая запись Тюнинг мотоцикла Минск — инструкция по модернизации

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]