Федерация Мотоциклетного Спорта России

Мотокросс (иногда сокращают как MX или MotoX) — стиль катания на мотоцикле или квадроцикле по бездорожью или специальным закольцованым трассам. Мотокросс считается самым популярным мото-спортом в мире. Он начал набирать популярность из Франции, где раньше назывался Скрэмблинг, однако изобретен был в Великобритании. Первая в мире гонка по мотокроссу прошла в Кэмберли в 1924 г. Название «Мотокросс» сложилось из слов «Motorcycle» (англ. «мотоцикл») и «Cross Country» (англ. «пресеченная местность»). Постепенно название стали сокращать до MX.

Трассы мотокросса обычно довольно длинные (1.5-3 км) и включают природные препятствия с различными вариациями специально созданных трамплинов и прочих рукотворных элементов. В истории еще не встречались трассы, которые состояли бы из холмов и поворотов, без единого трамплина. Суперкросс, как разновидность мотокросса — это целиком рукотворная трасса, обычно небольшой длины с большим количеством трамплинов и поворотов, построеная на стадионах (иногда в закрытых помещениях).

Из-за размера трассы, в мотокроссе обычно участвует 40 гонщиков, а в суперкроссе — около 25.

Гонки бывают различные по длительности, обычно измеряются по времени плюс 1-2 круга. Гран При (GP) или Чемпиоант Америки (Pro AMA) проходят обычно в течении 30 минут + 2 круга. Любительские же гонки обычно занимают намного меньше, около 10 минут. Когда назначеное время наступает, человек на финише сигналит гонщикам что остался один (или два) круга, и потом гонка заканчивается взмахом клетчатого флага. Другие внедорожные разновидности, такие как Эндуро (почти то же самое что и мотокросс, только гонки проходят по большой природной трассе, и проходят намного дольше и на более высоких скоростях). Там устанавливается определенное количество кругов или просто максимальный лимит времени.

Гонки проходят по заездам. Обычно гонка включает два заезда по итогам которых составляется финал.

Общая информация

Мотокросс — это одна из разновидностей гонок по бездорожью. Соревнования проводятся на специально организованных замкнутых трассах длиной 1,5-2 км, не включающих участки дорог общего пользования. Они имеют естественное покрытие и обязательно оснащаются дополнительными препятствиями вроде неровностей рельефа или небольших трамплинов.В зависимости от масштабов соревнований, гонка проводится в 2-3 заезда, на каждый из которых отводится, в среднем, 20-40 минут + 2 дополнительных круга.

Участниками используется особая экипировка и специальные кроссовые модели мотоциклов, в зависимости от объема двигателя которых производится деление гонок на классы. При этом существующие классы и конкретные требования к оборудованию в рамках каждого из них указываются для каждого чемпионата отдельно.

Подробнее об особенностях конструкции кроссового мотоцикла вы можете узнать из одного из прошлых материалов.

Физические нагрузки

Тем, кто не ездит на кроссовом мотоцикле, обычно не понимают насколько сильные физические нагрузки испытывают гонщики. Они почему-то думают что райдеры ничего не делают кроме как крутят руль и ручку газа, и считают что это то же самое, как и водить семейную машину.

Мотокросс требует очень серьезной физической подготовки, в основном рук, плечей и выносливости в целом. Райдер (она) должен сохранять контроль над мотоциклом при максимально возможной скорости, при этом удерживая мотоцикл весом в 100кг, в котором обычно около 50 лошадиных сил. Руки и ноги гонщика во время езды постоянно находятся в движении, в борьбе за контроль и поглощают удары от мелких неровностей и больших прыжков, не считая возможных недолетов. В конце концов, профессиональные гонки длятся более получаса. Это настоящее испытание для гонщика.

Национальный Институт Спорта и Здоровья в Инглвуд, Калифорния, проводил тесты нескольких профессиональных атлетов в начале 80х. Среди них были бегуны, мотокроссеры, регбисты, футболисты, и многие другие. Тесты показали что самые стрессовые нагрузки испытывают гонщики мотокросса, и они же имеют самый высокий уровень физической подготовки.

С чего начинался мотокросс

Самым первым соревнованием, положившим начало мотокроссу, считается «гонка за лисой» 1908 года. В ней участвовали не только мотоциклисты, но и конные наездники. Столь странный для современного зрителя набор участников объясняется достаточно просто: целью заезда было доказательство того, что мототехника может на равных тягаться с лошадьми в скорости и проходимости. Несмотря на то, что мотоциклисты в этом заезде потерпели поражение (11 из 13 участников не пришли к финишу), мотогонки по бездорожью продолжили существовать и развиваться.

В итоге все это вылилось в появление первого официального международного соревнования — Чемпионата Европы по мотокроссу, прошедшего в 1952 году. В 1957 ему на смену пришел еще более масштабный Чемпионат мира, проводимый под эгидой ФИМ и по сегодняшний день.

В СССР кроссовые заезды, несмотря на достаточно сильное отставание в техническом плане от запада, обрели официальный статус уже в 1928, когда гонка по пересеченной местности стала частью спартакиады. Первые же международные соревнования прошли в 1954. В них принимали участие не только советские гонщики, но и спортсмены из Чехословакии, Польши и ГДР. А уже 2 года спустя Центральный автомотоклуб СССР был официально принят ФИМ, что открыло отечественным мотоциклистам доступ к мировым состязаниям.

Почему стоит заняться мотокроссом?

Если эти доводы покажутся тебе убедительными, значит такие гонки тебе точно понравятся.

Это спорт

Мотокросс — это не катание на мотоцикле, а самый настоящий спорт, предполагающий постоянное совершенствование своих навыков. Последователи направления очень сильные и ловкие, и они были такими не с самой первой тренировки. Покоряя пересеченную местность при постоянной необходимости контролировать мотоцикл — это настоящее испытание, те сложности, которые закаляют характер и развивают тело. Здесь приходится работать всем телом и быстро соображать, принимать решения за доли секунды. Заняться этим спортом стоит лишь в том случае, если ты готов регулярно тренироваться, выкладываясь по полной на каждой тренировке.

Это адреналин

Занятия, способствующие выработке адреналина, это отличный способ избавиться от стресса. Это выход негативной энергии и постепенное избавление от страхов, гордость за то, что научился уходить в контролируемый занос и отрывать колеса от земли. Самое в ценное в том, что со временем люди учатся контролировать скорость и вырабатывают свой стиль вождения. Благодаря этому они получают столько адреналина, сколько им требуется.

Это круглогодичное хобби

Этот спорт может стать отличным хобби. Он позволяет переключаться и отвлекаться от всего, поддерживать отличную форму, становиться сильнее и увереннее. Мотоциклисты часто жалуются на короткий сезон, к мотокроссу это не относится, тренировки проходят круглогодично. К тому же такое хобби очень престижное, оно привлекает внимание и вызывает уважение.

Это подходит для всех

Мотокроссом занимаются не только молодые парни, он принимает всех людей вне зависимости от пола и возраста. Ограничения касаются только состояния здоровья. Девушек такой спорт учит обращаться с техникой и преодолевать страхи, парням помогает направлять энергию в мирное русло. Если нет противопоказаний по здоровью, то освоить основы дисциплины можно даже в возрасте 50 лет и старше. Кстати, мотокроссом занимаются даже дети, они тренируются отдельно от взрослых.

Это клуб единомышленников

Школы мотокросса объединяют единомышленников, некоторые из которых становятся настоящими друзьями. Дружеская поддержка позволяет преодолевать сложности, достигать определенного профессионализма и выходить на уровень участия в соревнованиях.

Основные соревнования

Практически с самого начала своего существования мотокросс являлся наиболее доступной точкой входа в мир профессионального спорта, поэтому участников всегда было достаточно, а соревнований различного масштаба проходило огромное количество. Помимо Чемпионата мира, к основным мировым соревнованиям также можно отнести:

  • AMA MotocrossChampionship – американский чемпионат, основанный Американской мотоциклетной ассоциацией в 1972 году. Победители определяются в 3 классах: 450, 250 и Women’s MX – отельной классификации для женщин.
  • BritishMotocrossChampionship – главный чемпионат Великобритании, проводящийся под началом Auto-CycleUnion (ACU) и одного из крупнейших производителей шин для мотоциклов Maxxis.
  • MotocrossdesNations – командное соревнование, регулярно проходящее с 1947 года. На сегодняшний день под этим названием проводится 3 независимых гонки: оригинальный «Мотокросс наций» (класс 500), TrophéedesNations (класс 250) и CoupedesNations (класс 125).
  • Чемпионат Европы — существует с 1988 года и к сегодняшнему дню проводится в 5 классах: EMX250, EMX125, EMX2T (мотоциклы с 2-тактными 250 см3 двигателями), EMX85, EMX65.

В большинстве крупных стран, участвующих в международных соревнованиях, также проводятся локальные гонки. В России это:

  • Чемпионат России,
  • Кубок России,
  • Кубок России среди женщин,
  • Чемпионаты федеральных округов,
  • Кубок МФР и другие.

С более подробным списком отечественных состязаний, а также с актуальными результатами прошлых заездов также можно ознакомиться здесь.

Почём мотоспорт?

О том, что мотоспорт – занятие дорогостоящее, догадывается каждый. Но степень дороговизны представляют не все.

Чтобы оценить расходы на профессиональном уровне мотогонок, «Мотоэксперт» опросил топовых спортсменов из основных дисциплин озвучить свою смету на соревновательный сезон. Поскольку расходы на тренировочный процесс оценить малореально в силу многих причин, их мы не указываем. По причине колебаний курса валют, цены приведены в евро. В этом материале мы расскажем о мотокроссе, эндуро и супермото, про другие виды спорта читайте в следующих номерах «Мотоэксперта».

Мотокросс
Александр Иванютин 11-кратный чемпион России по мотокроссу Чемпион Германии по мотокроссу Победитель Кубка XSR-Moto.ru по кантри-кроссу


Обычно в летний сезон я выступаю в чемпионате России по мотокроссу, Кубке «Экстрим-Спорт» по кантри-кроссу, а также в отдельных соревнованиях по этим двум дисциплинам. Поскольку я рассчитываю на максимально возможный результат, приходится готовиться по полной программе. На сезон для успешных выступлений мне требуется как минимум два мотоцикла по € 7000, один соревновательный и один тренировочно-подменный, который я использую в гонках, если ломается основной. На основной ставится подвеска Kayaba стоимостью около € 5500, на запасном дорабатываются за € 500 стандартные вилка и амортизатор. Меняются два глушителя по € 1000, мелочь вроде подножек, рулей и рычагов (€ 500), немного дорабатываются моторы (€ 500). Экипировка в мотокроссе изнашивается быстро, за время заезда пачкается, так что на один день может понадобиться несколько комплектов. Всего на сезон нужно четыре комплекта штаны/майки (€ 600), шесть пар перчаток (€ 250), шесть очков (€ 500), из которых три с перемоткой, шлем (€ 500), боты (€ 500), шарнирные наколенники (€ 1000). Основная масса гонок проходит в России. На дорогу в дальние поездки уходит € 500–700, на близкие – € 200–300. Живу я в своём кемпере, в котором и перевожу мотоциклы, так что денег на гостиницу не уходит, питаюсь обычной едой. Стартовые взносы тоже не слишком большие, всего за сезон на них уходит около € 600. За лето тратится порядка 30 комплектов покрышек по € 130 каждый. Расходуется десять комплектов цепь/звёзды, меняются колодки и тросы, в общей сложности на € 1600. Моторное масло, смазки и другая химия – € 800. Мом моторам требуется «сотый» бензин в общей сложности на € 500.
Мотокросс, чемпионат России, пять этапов.Кантри-кросс Кубок XSR-Moto.ru по кантри-кроссу, пять этапов.Пять традиционных и некалендарных гонок
. Мотоциклы – € 23000 Экипировка – € 3350 Расходники, ГСМ – € 2900 Покрышки – € 3900 Дорога, проживание, питание – € 5000 Стартовые взносы – € 600
Итого: € 38750Супермото
Александр Латышев Трёхкратный чемпион России по супермото Двукратный чемпион Балтии Чемпион Латвии Чемпион Литвы Участник чемпионата мира Мастер спорта


В супермото я ездил на соревнованиях самого разного уровня с очень разным бюджетом. Чемпионат мира подразумевает особые расходы, поэтому его брать не будем, возьмём бюджет, позволяющий ехать на первое место в чемпионате России и более конкурентной серии, чемпионате Балтии, где участвуют гонщики как из бывших прибалтийских республик, так и из стран вроде Финляндии и Великобритании. Тренировки сюда не входят, это отдельная статья, которая зависит от уровня гонщика, наличия поблизости трека и так далее. Для уровня национальных чемпионатов типа российского или прибалтийского вполне достаточно либо стандартного заводского супермото КТМ и ему подобных, либо переделки кроссового мотоцикла, у которого переделывается подвеска, меняются колёса и тормоза. И в том, и в другом случае бюджет постройки конкурентоспособного мотоцикла составляет примерно € 12000. К мотоциклу покупаются грелки за € 500, запасные колёса, на которые надевается дождевая или тренировочная резина, чтобы при необходимости можно было быстро переобуться, не занимаясь шиномонтажом. Расходные материалы и ГСМ вроде масел, цепей, тормозных колодок, бензина для мотоцикла и так далее обходятся в € 1700. Из экипировки – боты (€ 600), шлем (€ 600), кожаный комбез (€ 1000), очки (€ 100), перчатки (€ 100). Дорожные расходы могут сильно отличаться. По России, если усреднить, на этап в другом городе уходит около € 500, причём сюда не входит проживание и покупка/аренда автомобиля для перевозки, поскольку у меня уже есть своя машина со специальным большим прицепом, в котором я не только перевожу мотоцикл, но и живу.


Поездка в Прибалтику обходится в € 1000. Питание спортсмена во время соревнований должно быть качественным и включать в себя, помимо традиционной пищи, витамины и тому подобные добавки. Стартовые взносы на российских соревнованиях составляют € 66, на прибалтийских намного меньше, € 20. Наконец, очень чувствительная статья расходов – покрышки. На двухдневный этап с тренировками, квалификациями и двумя гонками уходит четыре комплекта по € 350 каждый. Чемпионат России обычно проводится в один день, так что можно уложиться в два комплекта.
Супермото
Чемпионат России, семь этапов, чемпионат Балтии, три этапа Мотоцикл – € 12000 Экипировка – € 2400 Расходники, ГСМ – € 2000 Покрышки – € 9100 Дорога, проживание, питание – € 8500 Стартовые взносы – € 520 —
Итого
:
€ 34520Эндуро
Александр Лужин Чемпион России по эндуро Двукратный победитель Кубка XSR-Moto.ru по кантри-кроссу Постоянный участник международных соревнований по эндуро и хард-эндуро Мастер спорта


В последнее время я сосредоточился на соревнованиях по эндуро, особое предпочтение отдаю его особо жёсткой разновидности, хард-эндуро. Чемпионат России по эндуро обычно состоит из трёх этапов – один в Подмосковье, два в регионах. В среднем выезд на этап обходится в € 200–500. Сюда входит дорога на своей машине, гостиница, еда и стартовый взнос. На каждый этап в идеале поставить новый комплект резины, это примерно 8000–10000 рублей. Если гонка была грязевой, придётся заменить расходники, колодки, цепь, звёзды. Это ещё € 300. Для российских соревнований не обязательно использовать мотоцикл класса эндуро, вполне подойдёт и стандартный кроссовый с минимальным количеством переделок. Так что если есть свой мотоцикл и транспорт для перевозки, вполне можно вписаться в бюджет € 2000–3000 на сезон.


В хард-эндуро всё гораздо дороже. Почти все гонки проходят за границей, так что перевозка мотоцикла или его аренда на месте обходятся в приличные суммы. Перед началом сезона обязательно нужен новый мотоцикл, который необходимо достаточно серьёзно доукомплектовать всевозможными защитами и полезным тюнингом. Всё вместе обходится в € 15000. Каждый этап достаточно сильно отличается по бюджету поездки на него и того, что необходимо с собой везти. Например, самым бюджетным соревнованием из серии Red Bull Hardenduro является 111 Megawatt. Гонка проходит в Польше в начале сентября, и всё действие укладывается в выходные. Мне поездка обошлась всего в € 500. А поездка в Румынию, на очень сложную многодневную гонку Red Bull Romaniacs, на своей машине со своим мотоциклом стоила € 3000.
Эндуро
. Чемпионат России, три этапа. Международная гоночная серия Red Bull Hard Enduro, три этапа Мотоцикл – € 13000 Экипировка – € 2000 Расходники, ГСМ – € 2000 Покрышки – € 1200 Дорога, проживание, питание – € 4000 Стартовые взносы – € 2500 —
Итого: € 24700
Повороты сидя для «чайников» >

Похожие материалы

  • Почём мотоспорт? Часть 2

7 Июля 2015 21:28 Николай Богомолов

Виды мотокроссовых гонок

Мотокросс за век своего существования сумел не только сформироваться в «классическую» дисциплину, но и стать основой для появления целой серии разновидностей мотокроссовых гонок, часть из которых даже в итоге была официально признана отдельными видами спорта.

  • Суперкросс (стадион-кросс) – тогда как трассы для «классического» мотокросса прокладываются на открытой местности, суперкросс всегда проводится на крупных стадионах. Впервые подобная гонка была организована в 1972 году. Ввиду меньших масштабов самого мероприятия, длина трассы и количество участников существенно сократились. Длина «круга» составляет минимум 400и 300 м в открытых и крытых стадионах соответственно. Общее число участников – порядка 25 против 40 в мотокроссе – большему количеству спортсменов будет не комфортно и небезопасно находиться на трассе. Время заезда также сокращено и зависит от класса участников. В среднем оно составляет 10-30 минут с 1 или 2 дополнительными кругами.
  • Аренакросс – полный аналог стадион-кросса, но проводимый на еще более компактных аренах. Обычно такие соревнования организуются в небольших городах, где нет возможности провести «полноценный» заезд. Впервые соревнования по аренакроссу были проведены лишь в 2006, но сейчас они достаточно популярны в Америке и даже используются как возможность для любителей вступить в ряды профессиональных спортсменов.
  • Мотокросс на мотоциклах с коляской – еще один аналог классического мотокросса, участие в котором принимают команды из 2 человек – водителя и колясочника. Основная функция последнего – предотвратить опрокидывание машины при прохождении препятствий и виражей путем перемещения собственного веса. Первые упоминания этого спорта приходятся еще на 1930 годы, а сейчас он является официальным: Чемпионат мирапод эгидой ФИМ проводится с 1980 года. В России официально приняты состязания в 2 классах: 500 и 750.
  • Мотокросс на квадроциклах – соревнования на мотокроссовых трассах, проводимые на квадроциклах по правилам мотокросса.
  • Мотокросс на снегоходах – «зимний вариант» мотокросса на квадроциклах.
  • Питбайк (мини-мотокросс) – мотокроссовые заезды на компактных мотоциклах (питбайках), построенных на базе 4-тактных 50 см3 двигателей. В настоящий момент питбайк не внесен во Всероссийский реестр видов спорта (ВРВС), то есть, не считается спортивной дисциплиной в России официально. В то же время, Американская мотоциклетная ассоциация уже включила мини-мотокросс в свой реестр.

Немного истории

Для начала стоит акцентировать внимание на том, зачем вообще необходимо деление соревнований на классы в мотокроссе. Основой ему служит используемый мотоцикл, а точнее, его параметры.

Изначально для состязаний использовались стандартные дорожные мотоциклы, но с развитием спортивного направления и автомобильной индустрии, стало понятно, что это решение далеко не оптимально.

Во-первых, из-за того, что трасса гарантированно включала препятствия, нагрузка на мотоцикл неизбежно возрастала, что приводило к постоянным поломкам. В частности, больше всего страдала выхлопная труба, неизбежно получавшая повреждения при преодолении трамплинов, а также зеркала и фары – наиболее хрупкие узлы, страдающие во время падений спортсменов.

Во-вторых, большую роль стал играть общий вес конструкции – чем он меньше, тем больше полезной мощности можно было получить от двигателя, и тем проще было управлять мотоциклом гонщику. В связи с этим от бесполезных в данном случае частей было принято отказаться. К их числу относится вся электрическая часть и наиболее хрупкие элементы конструкции.

Наиболее важным же конструктивным изменением стала установка специальных моделей моторов, при проектировании которых старались достичь двух целей:

  • сделать мотор более легким, поскольку его влияние на общий вес было наиболее сильным,
  • вывести на первый план крутящий момент, а не максимальную скорость, так как гонщикам требовалось более уверенное поведение машин на сложных участках.

Так с конвейеров производителей, выпускающих серийные кроссовые мотоциклы, стало выходить достаточно внушительное количество моделей, различающихся установленным двигателем и, как следствие, мощностью. А поскольку мотокросс уже давно стал считаться официальным видом спорта, потребовалось строго разграничить их применение для достижения максимальной честности соревнований и равенства спортсменов.

Правильная техника

В гонке есть две составляющие: старт и все остальное. От техники старта зависит многое, в частности шансы увидеть на финише флажок в клеточку.

Старт

Все начинается с придания телу правильного положения. Часто мотоциклистов на старте можно увидеть в переднем положении, так они готовятся к возможному отрыву переднего колеса. Затем в процессе они отклоняются назад, так как им нужно добиться стабильного сцепления заднего колеса с поверхностью. Можно свесить ноги, чтобы подножки остались за ними, и перенести вес назад, тогда старт будет уверенным, получится облегчить заднюю часть для пробуксовки.

Второй по важности момент — использование газа. На старте необходимо открыть дроссель так, чтобы пересечь стартовые ворота быстро, это примерно посередине между половиной и четвертью. Все это доводится до автоматизма долгими и упорными тренировки, навык не приходит сам по себе.

На ускорении и при торможении

Чтобы поддерживать равновесие, нужно наклоняться вперед ускоряясь, а при торможении — отклоняться назад. Торможение выполняется преимущественно ровно. Не стоит пользоваться тормозами агрессивно, такие приемы эффектны, но слишком опасны. Переключаясь на передачу или используя задний тормоз, стоит располагать стопы на подножках посередине. Один палец должен всегда находиться на тормозе, еще один — на сцеплении.

Поворот

Есть две главные техники поворота, одна из них применима для сухой и твердой дороги, вторая — для рыхлой и влажной. Локти всегда приподняты, это необходимо для контроля над транспортным средством и над ситуацией. Если ты обратишь на это внимание, то поймешь, что у всех хороший мотогонщиков локти постоянно подняты. Нельзя сильно склоняться вперед, от этого можно вылететь через руль, но и отклоняться назад сильно тоже нельзя, от этого поднимется переднее колесо. Чем более рыхлая поверхность, тем ближе к параллели с мотоциклом должно располагаться тело гонщика, таким образом регулируется сцепление и вхождение в повороты. На плоском повороте по плотной твердой земле нужно сместиться к внешней стороне, это защитит от соскальзываний колеса сзади.

Подъемы

Чем круче подъем — тем сильнее нужно наклоняться. При этом заднее колесо уже будет прижато к земле, тебе останется прижать лишь переднее. Сидеть при этом не получится, сесть и ускориться можно будет в тот момент, когда положение выровняется. Когда переднее колесо отрывается, стоит выжать сцепление и вернуть его на землю. Передача должна быть максимально высокой, низкая не обеспечит достаточной сцепки заднего колеса с поверхностью. Чем выше будет передача, тем лучше срабатывает подвеска, это существенно облегчает подъем.

Спуски

На спуске нужно оттягиваться назад, в крайнем случае можно использовать задний тормоз. При этом не отпускать газ. Но в использовании заднего тормоза важно не переусердствовать, если перегрузить заднее колесо, то оно не сможет подниматься. Пользоваться только передним тормозом не получится, тогда заднее колесо подкинется, и мотоцикл перевернется. Но для полной остановки нужно использовать передний, так как задний сделает мотоцикл неустойчивым, переднее колесо будет соскальзывать в сторону. Но опять-таки важно не перестараться. Можно замедляться при помощи двигателя, так же как за рулем машины: переключиться на пониженную и отпустить сцепление.

Прыжки

Исполнение прыжка — это то, что отличает новичка от профессионала в мотокроссе. Многие гонщики придерживаются нейтральной позиции по центру мотоцикла, это базовая беспроигрышная техника. Главное — согнуть руки в локтях и ноги в коленях, оставаться строго по центру и прыгать не сбрасывая газ на высокой скорости.

При соблюдении этих условий ровное приземление гарантированно, поэтому стоит придерживаться именно такой атакующей позиции.

Важное уточнение: до самого подпрыгивания нужно держать газ на одном уровне. Не стоит его дергать, от этого повысится риск потерять баланс и упасть. В мотокроссе всему учатся от простого к более сложному, поэтому начальное обучение прыжкам проходит на низких трамплинах. Не нужно переходить на более высокие трамплины или пробовать сделать сложные прыжки, пока в совершенстве не освоишь простой одиночный.

Чтобы не разочароваться в себе и в мотокроссе, как в спорте, нужно тренироваться с опытным наставником, не выходить на трассу без необходимой экипировки и не пытаться сделать то, чего еще не умеешь. Тренера нужно слушать, тренировки — не пропускать, также не помешает внимательно наблюдать за техникой хороших гонщиков. Только при таком условии спортивные показатели будут повышаться, а занятия приносить только удовольствие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]