Сколько бы я ни учился самостоятельно и ни брал частных уроков, в голове постоянно оказывалась каша из разрозненных знаний. Антон и Денис с первых же занятий расставили всё по местам. Первый поворот после линии старта раньше мне, прямо скажем, не удавался. Теперь это одно из любимых мест на треке. Хороший разгон, резкое торможение до апекса в наклоне и выход почти на весь «газ» – теперь только так! S-ка стала получаться гораздо лучше, когда я понял, что между апексами надо идти на ровном «газу», а не «открываться» и, как следствие, сильно вылетать наружу. Перед псевдо 90-градусным поворотом до сих пор мандражирую. Там постоянно кто-то падает и пытается унести меня с собой.
Журнал «Мотоэксперт» на базе Академии мотоспорта Антона Безшляги начинает серию обучающих статей, посвящённых теоретическим основам шоссейно-кольцевых мотогонок. Тонкостями и секретами с вами поделятся опытные инструкторы Антон Безшляга и Денис Ядак. Михаил Пимус, прошедший базовый практический курс в академии, расскажет о своих успехах и достижениях. В качестве наглядного примера будет использоваться вновь открытый всеми любимый картодром «Лидер».
По кольцевым гонкам написана целая куча в сущности неплохих книг. Но, даже вдумчиво прочитав их все, вы, скорее всего, ничему не научитесь. А знаете, почему? Эти знания просто негде будет применить, а часть из них и вовсе устарела. Теория без практики в конкретно взятом случае ни к чему не приведёт. Каждую прочитанную строчку по отдельности необходимо тут же прочувствовать в деле. Знания раз за разом должны наслаиваться и корректироваться. Только тогда будет результат.
Мы специально дадим вам информацию с очень тесной привязкой к «Лидеру». На готовых примерах учиться проще. Под нашу диктовку вы сами можете накатать столько практики, сколько потребуется. Сравнивая свои ощущения и наши пояснения, при наличии определённого упорства, хорошей экипировки и правильно подготовленной техники вы, изучив картодром «Лидер», впоследствии сможете самостоятельно освоить любой другой трек. Начинать учиться никогда не поздно. Чем больше приёмов трековой езды вы освоите, тем свободнее будете чувствовать себя на мотоцикле. В том числе и при езде по городу.
План публикаций примерно следующий. В ближайших двух материалах мы детально разберём, как правильно проехать круг на картодроме «Лидер». Затем более подробно рассмотрим построение траектории, торможение, руление, посадку, подготовку в зимний период и некоторые другие важные аспекты.
Эталон минимализма
Рассмотрим список навесного оборудования, которое вам, уверяем, совсем не нужно (его можно сохранить до лучших времен в гараже – целее будет). Зеркала. Самый опасный атрибут современного мотоцикла. Предположим, вы «валите» на все деньги, и вдруг вас настигает более опытный и быстрый пилот. Не дай бог в этот момент посмотреть в зеркало и увидеть стремительно приближающегося соперника! Минимум, вам обеспечен испуг и потеря концентрации на какое-то мгновение. Этого может быть достаточно, чтобы уехать в гравий. Худшее, что вы можете, машинально «уступить» ему дорогу, тем самым поведя себя непредсказуемо для обгоняющего. Это самая частая ошибка новичков, поэтому первое требование перед выездом на трек – снять с мотоцикла зеркала или свернуть так, чтобы посмотреть в них было невозможно.
Светотехника.
Фара, стоп-сигнал, указатели поворота опасны в случае падения, когда все это стеклянно-пластиковое великолепие бьется, колется на куски и превращается в поражающий элемент для тех, кто едет следом: порез шины или пробой осколком радиатора охлаждения – наименьшее из зол, а вот если на эту «кашу» кто-то упадет… Второе – визуальный эффект. Рефлексы, выработанные годами езды по городским улицам, работают и на треке: обгоняющий может неосознанно зафиксировать взгляд на стоп-сигнале, сработает «Золотое правило»: куда смотришь, туда едешь. Вас может просто сбить пилот, засмотревшийся на ваш стоп-сигнал. Да и дорого это стоит, чтобы ломать. Плюс, можно облегчить мотоцикл на 7-10 кг!
Стандартный пластик.
Главное его неудобство — цена. Одна деталь облицовки сравнима с покупкой спортивного комплекта. Второе неудобство – способ крепежа и количество деталей. В стандартной облицовке 6-9 кусков на резьбовом и клипсовом крепеже. В спортивном варианте 4-5 крупных элементов на быстросъемном крепеже. Снимать стандартный пластик однозначно! Вместе со стандартным пластиком удаляем сиденье — водительское и пассажирское.
Что еще можно снять?
Вентиляторы охлаждения. В городских пробках без них ездить невозможно. Но в условиях трека, где радиатор постоянно обдувается, вентилятор наоборот, добавляет двигателю 5-8 градусов температуры! Если вы не планируете ездить на трек и обратно на мотоцикле, надо снимать. Так же удаляем неиспользуемые пульты управления (у нас ведь теперь нет поворотников и фары) и звуковой сигнал. Можно снять боковой упор (сразу минус 600 г), но только если вы уже обзавелись подкатом и научились в одиночку ставить на него мотоцикл. Перед нами подходящая заготовка для постройки трекового мотоцикла любого уровня. Дальше рассмотрим, что нужно поменять/добавить, чтобы мотоцикл стал более конкурентным. [nxtpage]
Особенности и правила
На самом деле, шоссейно-кольцевые гонки (или просто ШКГ) – это не совсем дисциплина, а, скорее, отдельное направление, включающее насколько видов гонок и являющееся полной противоположностью состязаний по бездорожью. В данном случае все мероприятия проходят на специально организованных асфальтированных закольцованных трассах. В отличие от спидвея, где основной упор также сделан на скорость, треки для ШКГ имеют большую продолжительность (не менее 3 км) и сложную форму, включающую не только прямые, где мотоциклы могут развивать максимальную скорость, но и большое количество поворотов.
Продолжительность гонки обычно указывается в количестве кругов и зависит от класса участвующих мотоциклов. Старт в любом случае производится одновременно со стартовой решетки, располагающей участников в шахматном порядке. Позиции на старте определяются путем прохождения квалификационного круга (или кругов) на время. В случае прохождения двух квалификационных кругов, засчитывается минимальное время прохождения.
Финиш гонки объявляется тогда, когда первый участник, прошедший заданное правилами соревнования количество кругов, пересекает финишную черту. С этого момента остальные участники доезжают последний круг и финишируют. Завершившим гонку считается участник, которому удалось пройти более 75% от общей дистанции и пересечь финишную черту не позднее 5 минут после лидера.
Распределение очков в результате каждой гонки производится в соответствии со шкалой, указанной в правилах. В большинстве случаев она выглядит следующим образом:
Позиция | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Очки | 25 | 20 | 16 | 13 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 |
Если гонка состоит из серии этапов, итоговые результаты получаются путем сложения результатов каждого этапа.
От простого к сложному
Трековые мотоциклы можно условно разделить на 4 уровня подготовки: 1. «Хочу попробовать»; 2. «Физкультурник»; 3. «Суперсток»; 4. «Суперспорт». Начнем строить наш «виртуальный» мотоцикл с самого простого – «Хочу попробовать». Этот вариант подойдет тем, кто хочет понять: надо оно ему или нет.
Вначале было слово? Нет – тормоза! Нет ничего проще, чем открутить ручку «за 250 км/ч». А вот остановить его с такой скорости безопасно и за минимально возможное расстояние – задача не из легких. Первое, что должно подвергаться доработке – тормозная система. Тормозные шланги подлежат замене сразу же. Армированные шланги дают превосходную обратную связь и линейную передачу тормозного усилия от главного к рабочим тормозным цилиндрам и меньше весят, чем стандартные. Рекомендуем не заниматься творчеством и не собирать шланги самостоятельно. Готовые наборы шлангов для конкретной модели мотоцикла от Goodrige, Hel, TRW-Lucas и Galfer давно можно купить «в наличии». Следующий шаг – установка спортивных тормозных колодок. Фрикционный материал стандартных колодок имеет очень хорошие показатели по трению, но стандартные колодки не рассчитаны на температурный режим гонок. Ставим колодки, которые способны выдерживать перегрев без изменений свойств фрикциона и обгорания. Наш выбор – шланги и колодки немецкой TRW-Lucas: на рынке сейчас это лучшее предложение по качеству!
Пока наш мотоцикл «раздет», его надо нарядить в спортивный пластик. В этом нет ничего сложного: комплекты можно купить в спортивных командах. Безусловно, все производители делают его из разных материалов и по разным матрицам. На Honda CBR600RR мы ставим чешский Sebimoto. В установке нет ничего особенного, но если не уверены в своих силах, лучше обратитесь к тем, кто делает это постоянно.
Мотоцикл для «пробы пера» готов! Ничего лишнего, как и дополнительного спортивного оборудования. Смело едем на трек, будь то Мячково, Казань или любимый автомотодром в Брно! Итак, вы благополучно откатали несколько пробных тренировок. Если после этого решили, что трек вам не нужен и «светофорные гонки» с четырехколесными интересней, вас ждет нудный процесс обратной сборки «городского» мотоцикла. Если же вы осознали всю опасность псевдоспортивной езды по городу, то нам с вами по пути и давайте строить мотоцикл «физкультурника»! На этом уровне вообще нет никаких ограничений по модификации мотоцикла. Если вы не собираетесь участвовать в чемпионате России, то рамки технического регламента вашу фантазию не сковывают. Обычно, подготовка в «любительских» классах происходит исходя из соображений здравого смысла и потребностей пилота. На мотоцикле уже установлены: армированные тормозные шланги, хорошие тормозные колодки и спортивный пластик.
Наверняка, пока вы ездили, чтобы понять «как оно вообще» – заметили, что как не накручивай ручку газа, многие пролетают мимо или просто уезжают из поворота «в точку». Что помогает так резво разгоняться? Более мощный мотор!? Глубокий тюнинг двигателя в младших классах запрещен повсеместно, а установка Power Commander даже в купе с полной выхлопной системой не способна дать столь заметное преимущество. Ответ – final gearing, то есть передаточное отношение между ведущей и ведомой звездами. В современном мотостроении «стандартным» принято считать «передатку» равную 2.6 (читай, передняя звезда 16, задняя 42). В спорте никаких стандартов нет. На одном и том же треке разные пилоты могут использовать передаточные отношения от 3.2 до 2.8. Но, как правило, все начинают с «3» (передняя 15, задняя 45). Так что закупаемся звездами, еще понадобится более длинная цепь. Заодно облегчим и ее! 98% мотоциклов на треке используют тип цепи «520». На 1000-кубовых мотоциклах – усиленные «520», Extra Heavy Duty. Длину новой цепи подбираем исходя из того, какие звезды собираемся использовать. На HONDA CBR600RR, для задних звезд 43-48 достаточно установить два дополнительных звена. В базе 112, покупаем 114. Будьте аккуратны! Мотоцикл начнет гораздо агрессивней откликаться на поворот ручки газа! Надо понимать, что замена звезд не делает ваш мотор мощнее, но увеличивает крутящий момент на заднем колесе, что позволяет разгонять мотоцикл интенсивнее. Можно купить сразу несколько разных комплектов, чтобы менять передаточное отношение по мере роста навыков или под разные треки.
Мы научили мотоцикл разгоняться и тормозить. Но для уверенного управления надо больше. Следующее по списку — покрышки! Это главный компонент, значительно повышающий коэффициент сцепления с асфальтом. Спортивные покрышки в Россию почти не поставляются из-за проблем с таможней, сертификацией и прочей ерундой. Искать стоит все в тех же командах, регулярно выезжающих на тренировки в Европу. Можно прикупить не плохие варианты «б/у», достаточно качественные и по очень вкусным ценам. На спортивном рынке представлены все известные бренды, но если у вас нет колесных грелок, то наша рекомендация – Pirelli либо Metzeller. Одни из лучших покрышек – Dunlop, но в непрогретом виде они жесткие и скользкие, что на треке просто опасно! Слики (покрышки без протектора) имеют наибольший коэффициент сцепления и дешевле «нарезки». Но помните, что слики запрещены к использованию в гонках на мотоциклах с объемом 600 куб.см. В принципе, на этом можно и остановиться: запастись несколькими комплектами покрышек и тренироваться в свое удовольствие. Но, как мы уже говорили, если вы не выезжаете на чемпионат России, тюнинг можно не ограничивать. Дальнейшие модификации мы отнесли к классу «Суперсток». [nxtpage]
Справочная информация
Картодром «Лидер» располагается по адресу: Россия, Московская область, г. Подольск, 41-й км Симферопольского шоссе, территория загородного клуба «Айвенго». Трек был спроектирован и построен в 2004 году для проведения соревнований на Первенство России по картингу. Официальное открытие состоялось в июле 2005 года. В 2013 году картодром был временно закрыт, в мае 2016 года открылся вновь. Конфигурация трека более всего располагает к картингу, супермото и минимото. Кольцевики рассматривают «Лидер» больше как тренировочную площадку. Длина трека – 1153 м, максимальная ширина – 10 м, минимальная ширина – 8 м, количество поворотов 17 (восемь левых, девять правых). Имеется трибуна на 1000 человек, система хронометража, кафе, туалеты, парковка. Актуальная на сегодняшний день стоимость аренды трека – 400 рублей за 15-минутную сессию, 2000 рублей за трек-день.