Такой класс мото, как скремблер, появился на свет в начале второй половины XX века. Первые его представители представляли собой чисто городской байк, легкий и маневренный, но при этом адаптированный для передвижения по плохому асфальту за счёт снижения массы и модернизации подвесок. Баварцы из BMW решили обратиться к истокам и выкатили публике мотоцикл R Nine T. Впрочем, его можно скорее назвать нео-скремблером, так как он представляет собой современное переложение классики. Кстати, именно скремблеры послужили прообразами получивших распространение позднее мотоциклов двойного назначения, но они никогда не предназначались для езды по бездорожью. BMW R Nine T не стал исключением, его стихия — асфальт. Желательно — хороший. Он скорее напоминает стильного городского франта с оттенком ретро, нежели те мотоциклы, которые назывались скремблерами в 60-х годах прошлого века. Впрочем, это отнюдь не недостаток — баварцам удалось сплести воедино старый стиль и новые технологии.
В последние годы визитной карточкой двухколёсной техники BMW стало их техническое совершенство. Конструкторы будто стремятся впихнуть в свои детища все достижения современной науки и превратить мотоцикл в эдакого начинённого электроникой монстра. И, надо заметить, не все фанаты марки одобряют этот путь — многие из них жалуются на излишнюю сложность конструкции. Мало кому улыбается мысль застрять где-нибудь за пару тысяч километров от дома, если выйдет их строя какой-нибудь второстепенный датчик, а бортовой компьютер мотоцикла безапелляционно заявит «Всё, капут, вези меня к дилеру». Поэтому данная модель стала своеобразным реверансом в сторону поклонников «BMW старой школы» — максимум уникального стиля, минимум технологических инноваций. Забегая вперёд, скажем, что модель получилась, как минимум, очень интересной, и заслужила хорошие отзывы клиентов, несмотря на объективно высокую цену.
Технические характеристики BMW R Nine T
Конструкторы БМВ никогда не искали лёгких путей. Не стал исключением и этот байк, несмотря на то, что электроники в нём и правда немного. В пространственную раму, состоящую из 4 секций, они поместили 2-цилиндровый оппозитный двигатель воздушно-масляного охлаждения. Такой же мотор ставился, например, и на модель R 1200 GS до тех пор, пока она не обзавелась в результате модернизации жидкостным охлаждением. Интересным выглядит решение сделать одну из частей рамы съёмной — её демонтаж позволяет переделать мотоцикл BMW R Nine T в одноместный, если кому-то стиль важнее практичности и возможности взять на борт пассажира.
Двигатель выдаёт 110 л.с. и 119 Нм крутящего момента — для срывающего с сиденья разгона этого более чем достаточно. Динамики мотоциклу и впрямь не занимать — скорость он набирает очень резво, разгоняясь до 100 км/ч за 3,3 секунды, что сравнимо с результатами литровых спортбайков. Коробка передач насчитывает 6 ступеней, а крутящий момент на заднее колесо передаёт кардан. Вилка БМВ Р Найн Ти досталась от его собрата, спортбайка BMW S1000 RR — перевёрнутый «телескоп» с 46-миллиметровыми перьями. Сзади установили уже зарекомендовавший себя на других моделях R-серии маятник Paralever, правда, расположив его слева, а не справа.
Все модификации независимо от комплектации оснащаются системой ABS. Тормоза также позаимствованы у R-серии — два 320-мм диска спереди с 4-поршневыми радиальными суппортами и 265-мм диск с 2-поршневым суппортом сзади. Останавливается мотоцикл и правда очень резко, так что решение оснастить его ABS однозначно было верным, что бы там ни говорили противники наличия этой системы на мотоциклах. Максимальная скорость BMW R Nine T — 225 км/ч, но седока начнёт ощутимо сдувать с сиденья задолго до её достижения. В бензобак вмещается 18 литров, а расход топлива составляет порядка 5,5 литров при скорости 110 км/ч.
Конкуренты.
Triumph Thruxton
Уже много лет Triumph Thruxton являет собой образец неподдельной сущности мотоциклов с его простой осанкой кафе-рейсера и плавной подачей мощности. Теперь очарование вневременного дизайна несет комплект аксессуаров Track Racer Kit. Этот комплект подчеркивает обаяние кафе-рейсера Thruxton R и включает в себя кожух передней фары, низкий руль клип-он, задний брызговик, компактную заднюю фару, глушитель Vance & Hines, рифлёные рукоятки руля и кожаный хомут бака. Сердце мотоцикла —двухцилиндровый двигатель объемом 1200 см3, выдающий 96 лс и 111.2 Нм крутящего момента. Мотоцикл Triumph Thruxton R может похвастаться целым набором электронных примочек: электронный контроль дросселя, отключаемый ABS, трекшн-контроль и три режима езды. Пилот принимает спортивную позу за счет руля клип-он и высоким подножкам. Передняя подвеска Thruxton 1200 R представлена перевернутой телескопической вилкой Showa с трубками диаметром 43 мм. А сзади установлен полностью регулируемый амортизатор Öhlins с выносным резервуаром. Тормозная система—310 мм диск Brembo спереди и 220 мм диск того же производителя сзади.
Модификации BMW R Nine T
- Стандартная. К ней и относится всё написанное выше.
- Scrambler. Литые диски большего радиуса вместо спицованных, другое сиденье, упрощённая панель приборов, уменьшенный на 1 литр бензобак.Спереди также установлены обычные тормозные суппорта вместо радиальных, а вилку заменили на обычный 43-мм «телескоп». Также новый дизайн приобрели выхлопные трубы, а крутящий момент незначительно понизился — на 3 Нм.
- Pure. Полностью аналогична Scrambler, но диаметр колёсных дисков соответствует таковому на BMW R Nine T, а выхлоп сделан по принципу «2-в-1». Также на вилке отсутствуют защитные гофры.
- Racer. Аналогична предыдущей, но отличается оригинальной раскраской, панелью приборов от стандартной модели, клипонами вместо руля и наличием переднего обтекателя. Внешний вид этой модификации имитирует гоночные мотоциклы 60-х годов прошлого века.
Назад в будущее: тест-драйв BMW R nineT Racer
Пластмассовый мир победил – современный мотоцикл больше похож на тетрис, требуя всё меньше умений, заменяя навыки подходящим режимом, что нравится далеко не всем. Моё поколение, как и старшее, помнящее мотоциклы способные разгоняться далеко за двести один на один с пилотом, не всегда тепло принимает новинки. А если и принимает, то всё равно начинает тосковать по старым добрым. Именно для нас BMW выпустили R nineT, в порядке железного исключения из пластмассовых правил.
Интересно, это мода тащит за собой производителей мотоциклов или производители тащат за собой моду? С момента своего появления R nineT стал бестселлером и отлично вписался в тренд хипстерских машин, при этом остался абсолютно честным и породистым, в отличие от многих других мотоциклов, созданных для любителей размазывать смузи по бороде, а не ездить. Успех нишевого аппарата, созданного вопреки всем законам эволюции, оказался таким, что в нынешнем году на его базе появился ностальгический «спорт» с обтекателем, ретроэндуро и ещё несколько модификаций, отличающихся элементами оформления.
Линейка «воздушных» BMW в полном составе: Urban G/S, Racer, Scrambler, Pure и оригнальный R nIneT. Фото – BMW Motorrad
От каждого из них может поехать крыша, а об одном из них речь пойдет ниже, но для начала давайте вспомним историю. 20 лет назад желание создать железный мотоцикл у немцев уже возникало, в результате чего появился круизёр, построенный на оппозитной платформе и получивший имя R1200C. Мотоцикл, в котором было много хрома и полированного алюминия, а вот пластика, напротив, по минимуму, и всё это на «правильных» спицованных колёсах!
В те времена красивым его назвать было трудно, но по сегодняшним меркам, облик немецкого неоклассика – гармоничен. А благодаря рычагу телелевера и использовавшейся тогда баварцами «безрамной» конструкции, мотоцикл получился весьма самобытным и, в отличиие от многих других, не копировал стилистику «Харли», а брал её за точку отсчета, полностью переосмысливая в дальнейшем развитии.
Мотоцикл R1200C – первая в современной истории попытка BMW создать «железный мотоцикл»
И, видимо, особенный мотоцикл оказался слишком особенным – большой популярности аппарат не заработал ни в базовой версии, ни в посыпавшихся чуть ли не ежегодных спецверсиях: Avantgarde, Independent, Montauk, CL и CLC, не спасла даже комплектация Troika, оснащённая боковым прицепом и в 2004 году аппарат с производства сняли. Тогда, впрочем, как и сейчас, от BMW ждали инноваций и новых рекордов, а не старпёрских диванов. На этом тема экспериментов в консервативном классическом сегменте для немцев закончилась, в производстве остался R1150R, в 2006-м сменившемся R1200R – большим родстером с круглой фарой.
Аппарат, продержавшийся в производстве почти 10 лет, к 2015-году радикально обновили. Фактически, индекс «R» присвоили абсолютно новому мотоциклу, построенному вокруг следующего поколения оппозита с жидкостным охлаждением, ставшим идеологическим наследником «старого» R1200R и отличавшегося куда более современным дизайном. А вот фанатам последнего олдскульного мотоцикла в модельной гамме BMW предложили кое-что совершенно другое.
Современный BMW R1200R с новым двигателем и обилием электроники
Мотоцикл, появившийся в 2015 году, стал настоящим откровением. Только представьте – дизайн кафе-рейсера, воздушный оппозит, спицованные колеса, в отделке – царство полированного алюминия, трубы рамы хорошо видны, но главное – место любимого баварцами Telelever занял традиционный «телескоп» перевёрнутого типа! Видимо, вспомнив былые ошибки, баварцы решили не скрещивать ежа с ужом и построили настоящую классику, без всяких приставок «нео», чего стоит шильдик с номером рамы, приклепанный к рулевой колонке так же, как на дедушкином «Урале», прости господи.
Но это лишь одна составляющей успеха, вторая же – возможность кастомизации, которую немцы заложили в мотоцикл и активно продвигали всеми возможными способами. Даже безальтернативный чёрный цвет, в котором поначалу продавался мотоцикл, подчёркивал, что это не столько мотоцикл, сколько заготовка под кастом, чистый холст, на котором можно творить всё, что только захочется. И понеслась: в 2016-м свет увидел «Scrambler», а в нынешнем, 2017-м на рынок выкатили целую плеяду «NineT» с разными колесами и оперением.
Красавец R nineT Racer в окружении гридгёрлз в паддоке автодрома Moscow Raceway. Фото – Дмитрий Осипов
Нам на тест достался R nineT Racer. Это, на мой взгляд, самый яркий и крутой представитель всего семейства: полуобтекатель в стиле спортбайков 70-х, «кафешный» хвост с пластиковым «горбом верности», клипоны вместо руля и пара стаканов приборки по моде прошлых лет – икона! А подчёркивает олдовость белый цвет с фирменной графикой, опять-же, выдержанной в ностальгической стилистике. Ну что ещё нужно для полного счастья?!
Приборная панель выполнена в классических двойных стаканах, шрифты, цвета – всё на высоте
На самом деле ещё кое-что – телескопическая вилка. И не перевернутая, а традиционная, со «стаканами» внизу. Верх архаизма, вышибающий слезу из фанатов тру-мотоциклов. Между прочим, в конце 30-х годов BMW стала одной из первых мотоциклетных , а чуть позже, к концу 80-х, первой начала массово от него отказываться, внедряя «телелевер» и «параллелограмм».
Вместо привычного для BMW Телелевера, в R nineT применяется классическая телескопическая вилка
Вилка R nineT Racer не имеет регулировок и, что важно, ощутимо уступает своим перевернутым аналогам по крутильной жесткости. Вкупе с остальными элементами шасси мотоцикла, не расхлябанными, но и не слишком жёсткими – новый-старый спортбайк чуть живет под тобой, особенно на входе в поворот, когда сбрасываешь сразу пару передач вниз. И это главное отличие новинки от «просто» R nineT, который вёл себя так же, с той лишь разницей, что на входе в поворот его шасси играло вокруг более упругой вилки.
Это не недостаток, нет, просто ещё одна особенность, точно выверенная на немецких весах, так же, как клипоны вместо руля и задранные вверх, ощутимо задвинутые назад водительские подножки, добавляющие посадке спортивности. К слову, подняты подножки тоже с толком – к позе эмбриона за рулём мне не привыкать, а вот к касаниям педали КП в поворотах – напротив. Почему бы не поднять? Да потому, что сохранив в целостности копеечную лапку до асфальта недолго дотянуться и цилиндром, а это – риск уронить мотоцикл или повредить клапанную крышку, совсем другие деньги в любом случае.
Сердце новинки – проверенный временем двухцилиндровый оппозит с воздушно-масляным охлаждением
Но даже с торчащими в стороны горшками, спортивного потенциала аппарату хватает с головой, в руках профессионала, R nineT легко объезжает чайников на «литрах», да и максималки, которая у нашего подопытного немного переваливает за 200, достаточно, что бы не скучать во время километровой прямой Moscow Race Way. А в её конце не дают поводов для беспокойства тормоза, потенциала которых достаточно для эффективных торможений с любых скоростей, а для особо пугливых, традиционно для BMW, аппарат оснащён антиблокировкой.
Подножки в повороте цепляют асфальт довольно рано, однако, это лучший индикатор приближения цилиндра к асфальту
Однако, главной же фишкой мотоцикла является даже не дизайн, а мотор и трансмиссия. Это старый 1200-кубовый оппозит с воздушным охлаждением, некогда стоявший на всей модельной гамме BMW, а сейчас оставленный в производстве лишь для семейства nineT. Мотор, без преувеличения, легендарный, надёжный и тяговитый. Конечно, новому поколению он проигрывает, но души, как мне кажется, в нём куда больше. А какой звук! Стрёкот вертолета, не меньше, да ещё и приправленный лёгкими вибрациями с гироскопическим моментом, слега толкающим мотоцикл вправо при наборе оборотов.
Новый аппарат хорош именно своим несовершенством, оставьте технологии школьникам! Фото – Дмитрий Осипов
Что касается трансмиссии – рычаг КПП отличается традиционным для БМВ большим ходом и чуткостью к недовключениям: промахнулся мимо передачи, не довёл лапку – привет ложная «нейтраль», например, между «четвертой» и «пятой», с японского мотоцикла пересаживаться будет трудно. Мне же, владельцу древнего BMW, алгоритм коробки кажется до боли знакомым и даже родным и никаких проблем с переключениями нет, домашние тапки, ни дать ни взять.
R NineT Racer обладает редким сочетанием внутренней и внешней эстетики, традиционный, но не старый
Тоже и со сцеплением – после японских «мокрых» многодисковых механизмов левый рычаг может показаться туговатым, а к его работе придется привыкать, но до алгоритма вкл/выкл ему всё равно далеко. Что же до кардана, спрятанного внутри консольного маятника, то непривычно будет разве что ощущать небольшой люфт при старте, на ходу никаких проблем, а куда больший, относительно цепного привода, ресурс и межсервисные интервалы вообще станут подарком для тех, кто крутить гайки любит лишь в контексте установки новых фенечек.
Спортбайк на спицах? Дань старым временам, свидетели которых уже давно заняли очереди в поликлинике. Фото – Д. Осипов
Именно для них «Найн Ти» и создан, а приставка «Рейсер»… Спортбайкером она вас, конечно, не сделает, а вот быстрым парнем, способным покрасоваться на смотровой в пятницу вечером, уверенно продубасить в толпе бородатых лесников по центру города, а утром субботы за рулём этого же мотоцикла показать отличное время на трек-днях – пожалуй. При этом, NineT отнюдь не компромиссное решение, паршиво работающее и там и там – аппарат действительно хорош в обеих ипостасях. Однако, для того, что бы понять насколько, для начала придется лет десять покататься на всём остальном, что бы подростки в кроссовках улетающие вперед со светофоров под рёв прогоревшего шестисоточного прямотока не вызывали ничего, кроме улыбки. Школоте не понять!
Благодарим компанию BMW Motorrad за предоставленный мотоцикл и помощь в организации съёмок
Аккредитация и организация тест-драйвов – Денис Соколов | | +7 (999) 851-49-71
Плюсы и минусы BMW R Nine T
Достоинства
- Бешеная разгонная динамика. Скорость байк набирает умопомрачительно быстро.
- Великолепные тормоза с ABS.
- Стильный внешний вид. Он, конечно, рассчитан на определённую категорию мотоциклистов, тяготеющих к ретро-байкам, но нельзя не признать, что дизайн у R Nine T и правда вышел на славу.
- Большое количество дополнительных опций, предлагаемых дилерами: подогрев ручек, ESA, несколько режимов работы двигателя, регулируемых кнопкой на пульте, датчики давления в шинах, регулируемые электроникой подвески и многое другое.
- Субъективная лёгкость. Весит БМВ Р Найн Ти около 220 кг, но благодаря оппозитному двигателю, существенно понижающему центр масс, субъективно мотоцикл совсем не кажется тяжёлым.
- Высокое качество сборки и всех комплектующих. Тут претензий вообще нет — это же BMW!
Недостатки
- Высокая цена. Содержать мотоцикл тоже не очень-то дёшево, так что стоит трезво оценить свои финансовые возможности перед покупкой.
- Приличный расход топлива. На 130 км/ч, по отзывам собственников BMW R Nine T, за сотню километров байк потребляет от 6 литров бензина и больше.
- Отсутствие ветрозащиты (кроме модификации Racer, где она, впрочем, всё равно не слишком эффективна).
- Жёсткость. Конечно, за стиль приходится платить, но по-спортивному жёсткие подвески и не менее жёсткое сиденье комфорта не добавляют.
- Неудобное пассажирское место. Оно как бы есть, но толку от него мало — если поехать куда-нибудь далеко, то уже километров через сто пассажир сбежит и пойдёт домой пешком, лишь бы не садиться обратно.
Похожие модели
Скремблеры — далеко не самый популярный класс мотоциклов, поэтому серийных моделей, которые можно было бы хотя бы с натяжкой отнести к этому классу, практически нет. Подобные байки обычно изготавливаются кастомайзерами вручную, и доноры у народных умельцев могут быть самые разные. Впрочем, несколько мотоциклов всё же выступают на одном поле с BMW R Nine T:
- Ducati Scrambler. С баварским конкурентом его роднит разве что притязания на принадлежность к классу скремблеров. Выглядит он не менее стильно, но, уступая R Nine T по техническим характеристикам, стоит Ducati Scrambler намного дешевле. Хотя всё равно, конечно, немало.
- Ducati Scrambler 1100 Sport. Внешне и конструктивно очень напоминает своего младшего брата, но по характеристикам способен потягаться с BMW. Стоит примерно столько же.
- Triumph Bonneville T120. Английский стиляга, настоящий денди. Ценник совсем не гуманный. По характеристикам вполне способен поспорить с баварцем, но конструктивно англичанин устроен значительно проще. Максимум старого доброго железа, минимум электронных наворотов.
Отзывы владельцев BMW R Nine T
Ждал появления девятки у дилеров долго, но, все мотоциклы разобрали по предзаказу еще до того, как я очухался. В итоге купил на год позже, в 2015, но выпуск в ПТС стоит 2014. Комплектация самая голая, без наворотов, как я и хотел. Первое впечатление — разочарование. И за это я отвалил миллион? Что-то дребезжит, заявленный разгон до сотни как-то не чувствуется, сидеть неудобно, задница чувствует каждый камешек на дороге. Покатался неделю, попривык, разочарование сменилось удовлетворением от покупки. Характер у мотоцикла непросто, кто ждет от БМВ Р Найн Ти комфорта БМВшных туреров — сразу мимо. Это такая брутальная железяка для мужиков с яйцами. Злая, не очень удобная, с характером, за который его и любишь. Сейчас четвёртый сезон катаю, пробег близится к 25 тысячам, проблем не было, кроме сгоревшего сцепления (замена по гарантии). Байк реально злобный, новичку не посоветую. Алексей, Кострома, BMW R Nine T ‘2014
Мотоцикл купил с пробегом в 6 тыкм в начале сезона 2022, сам мот 2015 года. Чего ожидал, то и получил — клевый городской стритфайтер в ретро-обертке. Рулится силой мысли, проблем с ездой в междурядье или парковкой нет, при том, что посадка высокая, а у меня рост 166 см. Резкое открытие газа превращает байк в телепортатор, тормоза лучше, чем у моего бывшего CBR 600 RR. Вес не чувствуется. Жрёт много, если валить на все деньги, бак пустеет за 200 км. В обычном режиме город-трасса хватает километров на 270-280 примерно. За сезон без поломок, накатал ещё 7 тыкм впридачу к тем 6, что уже были на одометре. Мотоцикл понравился, но после сезона все равно продал, так как стал планировать дальняки и присматривать 1300-ую Пан Европу. Дмитрий, Санкт-Петербург, BMW R Nine T ‘2015
Очень зачётный байк, воплощение моды и понтов, причём понтов заслуженых, а не как на Голде с лампочками. Долго смотрел на Триумфы, но их репутация ломучих вёдер в итоге подтолкнула к выбору в пользу BMW. О покупке не пожалел ни разу. Мот брал у дилера в Москве новым в 2016 году в максимальной доступной без ожидания комплектации. Жаба душила долго, но желание купить новую игрушку победило. Сразу скажу, что мот не для дальняков, после 500-600км с рюкзаком за плечами все тело болит и усталость зверская, но вот город — его стихия. Боится бодяженного бензина со всяких левых заправок. Подвески регулируются в широком диапазоне. Тюнинга на мотоцикл у дилеров и на европейском ебее навалом, но стоит дорого. Менять мотоцикл пока не планирую, что-то новое попробовать хочется, но пока ничего интересного для меня на рынке за приемлемые деньги нет. Руслан, Москва, BMW R Nine T ‘2016
Итого
BMW R Nine T — мотоцикл на любителя. За сравнимые деньги можно купить что-нибудь более современное, навороченное и, опционально, лучше подходящее для дальних поездок. Только вот все эти преимущества ничего не значат в глазах мотоциклиста, который ставит стиль во главу угла. За примером далеко ходить не надо. Расскажите любителям чопперов о том, что их «Харли-Дэвидсоны» морально устарели много десятков лет назад, а стоят они при этом раза в 2-3 дороже, чем R Nine T — они только усмехнутся в усы и останутся при своём мнении. Так и с баварским скрэмблером — тот, кто хочет именно такой мотоцикл, закроет глаза на его недостатки и получит удовольствие от его достоинств. А уж последних у BMW R Nine T, поверьте, хватает, но на 100% по достоинству этот байк оценит только тот, кто хочет именно его.
Технические характеристики
Максимальная мощность двигателя: | 110 л.с. при 7500 об/мин Л.с. |
Крутящий момент: | 119 Нм при 6000 об/мин (116 нм — с 2015 г.) Нм |
Рабочий объем: | 1170 см3 |
Тип мотора (расположение цилиндров, число тактов): | 2-цилиндровый 4-тактный оппозитный (Boxer) |
Количество цилиндров: | 2 |
Кол-во клапанов: | |
Тип впуска (Инжектор / Карбюратор): | |
Диаметр цилиндра и ход поршня: | |
Система запуска (Электростартер, кик-стартер): | |
Максимальная скорость в км/ч: | 217 км/ч |
Система охлаждения: | Воздушно-масляное |
Трансмиссия (коробка передач): | 6-ступенчатая |
Сцепление (Сухое / В масляной ванне): | |
Привод: | Кардан |
Рама: | 4-х секционная, двигатель — несущий элемент |
Ходовая часть | |
Подвеска (Ход передней / задней): | |
Тормоза (Впереди / сзади): | |
Колеса / Шины / Резина: | |
Размеры и масса | |
Габариты (Длина / Ширина): | |
Высота по седлу: | |
Дорожный просвет: | |
Снаряженная масса: | |
Вес: | 222 кг (обычная версия R NineT); 220 кг (Scrambler/Racer); 219 кг (Pure) кг |
Емкость топливного бака: | 18 л. |
Ёмкость аккумулятора: | |
Года выпуска: | |
Страна производства: |
Итоги
Одного взгляда на BMW R nineT Racer достаточно, чтобы понять, что же послужило вдохновением для его создания. Его ходовые качества делают его достойным членом семейства R nineT, что усиливается отсутствием электронных вспомогательных систем. Когда дело доходит до обсуждения стиля, этот кафе-рейсер оставляет своих соперников далеко позади. Да, в вопросах стиля он отличается, но его характер абсолютно классический. Безусловно, нам бы хотелось, чтобы мотоцикл был оборудован большим количеством технических компонентов, но даже существующий набор целиком и полностью справляется со своими задачами.
В седле BMW R nineT Racer наслаждаешься уверенностью, которую дарит оппозитный двигатель, и комфортом посадки. Этого достаточно, чтобы без оглядки влюбиться в динамику мотоцикла. Но с большим выбором кастомных элементов можно настроить характер байка буквально под себя.