Нужно найти толкового друга, умеющего чинить советскую технику
Подкрутить тормоза, проверить масло или грамотно попинать колесо должен уметь каждый мотолюбитель. Однако, если человек по какой-то причине приобрел разбитый советский мотоцикл, он должен быть готовым к куда более серьезным проблемам.
Если у вас есть дикое желание рассекать по округе на адово рычащем «Урале», но самостоятельно вы не можете полностью перебрать проводку или сварить шов на отваливающейся вилке, придется найти приятеля-энтузиаста, который сделает это за вас.
Рассчитывать на то, что он будет делать все бесплатно — глупо, так что придется либо выложить кругленькую сумму, либо попытаться вникнуть во всякие схемы самому. Есть и третий вариант: друг увлечется идеей погонять на восстановленном тарантасе и будет работать за еду, однако в любом случае придется приготовить базу-гараж, желательно отапливаемый, где вы будете проводить вечера в попытках оживить зверя.
Самое трудное в этом деле — не налегать на спиртное.
Слабые места двигателя ИМЗ-8.103-10 (ИМЗ-8.103-30, М-67-36) мотоцикла Урал
- Ножной стартер (кикстартер);
- Тросики газа и сцепления;
- Генератор;
- Карбюраторы;
- Головки цилиндров;
- Задняя передача (коробка передач).
Более детально о слабых местах мотора …
Ножной стартер (кикстартер)
Ножной стартер двигателя ИМЗ-8.103-10 является слабым местом по причине проскальзывания собачки. Неисправность устраняется после демонтажа коробки передач и ее разборки с перестановкой собачки другой стороной или ее заменой. У меня имеется предположение, что металл собачки с заниженной твердостью. С другой стороны, если собачку сделать тверже, то будет выходить из строя шестерня. Нужно выбирать золотую середину.
Тросики газа и сцепления
Тросики приводов управления сцеплением и подачи топлива, являются слабым местом по причине короткого срока использования. Сказать по простому они рвутся, а перед этим растягиваются, что вызывает необходимость производить регулировки синхронности подачи топливной смеси, а также сцепление.
Генератор
Генератор долго «не ходит».
Карбюраторы
В поплавки попадает бензин, после чего заливает бензином цилиндр. Кроме того, карбюраторы не подобраны к данным двигателям, половина топлива вылетает на ветер, что не экономично. Было бы не плохо, чтобы на двигатель ставился один карбюратор вместо двух.
Головки цилиндров
Нельзя перетягивать свечи на головках, резьбы срываются довольно легко. Перегревать двигатель нельзя, на головках результат будет хорошо виден, вытягиваются шпильки, ведет посадочную плоскость головок. Если же не получилось избежать срыв резьбы под свечу зажигания, обратитесь к знакомому токарю он будет рад за скромную плату её отремонтировать и установить стальную резьбовую втулку. Тоже самое могу порекомендовать при износе сёдел и фасок клапанов. Гораздо дешевле отремонтировать головки, чем покупать новые, хорошему токарю это сделать, как раз плюнуть.
Задняя передача (коробка передач)
Задняя передача долго не работает из-за быстрого износа шестерни задней передачи в коробке передач.
Девчонок «Уралом» не заманишь, разве что местных алкашей
«Урал» — удобный агрегат для транспортировки картофеля или других сельхозпродуктов, поэтому «бабий магнит» не входит в его базовую комплектацию. Если ваш приятель еще и мастер кузовных работ, и он сможет придать мотоциклу божеский вид, тогда некий шанс привлечь самку все-таки есть.
Стандартный вид даже весьма приличного трехколесного «Урала» намекнет девушке не на романтику, скорость и лихую езду по хайвеям, а максимум на то, что у его хозяина есть в гараже раскладушка и пол-литра спирта. И в этом главная проблема.
Гаражные алкоголики без ума от «Уралов» — это мечта их нежного советского детства. Вид пролетающего мимо мотоцикла вызывает в их воловьих глазах ностальгическую искру, после чего пьяницы начинают вереницей идти в сторону гаража с желанной техникой.
Одни хотят, чтобы им незамедлительно дали покататься, другие — дают миллион рекомендаций о том, как с помощью изоленты и куска мыла можно превратить «Урал» в гоночный болид, а за бутылку пива они вообще могут переделать мотоцикл в мурлыкающий «Харлей».
В итоге работать можно только за закрытыми дверями, отстреливаясь сигаретками в штурмующие толпы зевак.
Недостатки
К минусам отечественных мотоциклов Урал можно в первую очередь отнести их стоимость. Для российского рынка цена нового мотоцикла, которая варьируется от 500 до 650 тысяч рублей. Многим российским покупателям непонятно, как мотоцикл может стоить больше автомобиля. Такая цена результат использования зарубежных деталей. Не менее важным отрицательным качеством Урала является его высокий расход бензина при невысоких скоростных характеристиках. Урал весьма дорогой в заправке мотоцикл и это тоже не приносит ему популярности.
Высокий спрос на иностранном рынке привел к исчезновению из России оригинальных запчастей, а китайские аналоги не могут сравниться с ними по качеству. Невысокий вес Урала негативно сказывается на устойчивости машины на высокой скорости. При езде свыше 90 километров в час с пустой коляской или без нее кочка может стать отличным трамплином. Большинство моделей Урала на высокой скорости плохо входят в повороты, что не приемлемо для любителей высоких скоростей.
«Брутальность» тела мотоцикла вызывает восторг за рубежом, но встречает протест на российских просторах. Морально устаревший дизайн в большинстве случаев оставляет негативное впечатление от отличного мотоцикла.
Ни в коем случае нельзя поддаваться гаражной романтике
Если вы все же подпустили к своему мотоциклу советчиков, приготовьтесь к тому, что они предложат вам выпить по рюмашке. Причем сделают это не алкаши, а вполне себе достойные мужики из соседних гаражей, скучающие и всегда ищущие с кем бы перекинуться парой слов.
Ничего дурного в этом нет, но это только первые сорок раз. В конце концов, дойдет до того, что по выходным в районе обеда вы будете уже изрядно пьяны и ничего путного делать не сможете, а вечерами будете объяснять чьей-нибудь жене, зашедшей за припозднившимся супругом со скалкой, что «Вася взрослый мужик, он сам знает, что к чему!».
Гаражная романтика имеет маслянистый привкус солидола и слез разрушенных семей. Подобный вид побега от унылого домашнего быта чреват проблемами, однако полностью отгораживаться и отвергать настойчивые попытки помочь не всегда стоит — иногда мужики могут снабдить полезными инструментами или даже запчастями.
Купить «Урал» — лучший способ умереть молодым
Не думайте, что если у мотоцикла три колеса, то он будет более устойчивее своего двухколесного коллеги и ездить на нем можно в состоянии сильного алкогольного опьянения. Это фатальное заблуждение, которое унесло огромное количество жизней деревенских балбесов, гонявших по безопасным, казалось бы, сельским дорогам.
К тому же, любители советского мотопрома знают, что при резком повороте направо мотоцикл с коляской легко переворачивается, выбрасывая оттуда пассажира к чертовой матери. Резкое торможение также может привести к кувырку вперед, после чего мотоцикл без труда давит лихачей массивной тушей в 320 кг.
Упасть с «Урала» не просто, а очень просто, поэтому даже не думайте устраивать гонки с полицейскими. Впрочем, теоритически, с мощностью сорок лошадиных сих в двигателе, способном разогнать гиганта до солидных скоростей, уйти от погони возможно.
Исправный «Урал» — это не только хороший грузовой транспорт для бездорожья, но еще и отличный мотоцикл для того, чтобы учиться ездить. Современные модели имеют вполне презентабельный вид и удобны в управлении, однако цена оставляет желать лучшего. Главное, что нужно помнить, — покупка старого «Урала» — это маленький шаг для байкера, но большой для гаражного алкоголика.
Отзыв УРАЛ мотоцикл (1985 г.)
Мотоцикл был приобретен моим отцом в далеком 1986 году, когда я еще учился во втором классе. Отец подал заявку по месту работы, затем отстояв в очереди (более молодые читатели этого не поймут), по решению райкома партии, ему, как передовику производства, был предоставлен совершенно новенький Урал. До настоящего времени помню этот прекрасный момент, когда его привезли с торговой базы (в 17 км. от нашего райцентра), в кузове ГАЗ-53. Радости не было предела!!! Тогда у нас не было гаража, у отца не было не только навыков вождения трехколесного мотосредства, но и прав. По данной причине около 2-х месяцев мотоцикл стоял во дворе дома (у нас был частный дом), под брезентовой палаткой.
Через некоторое время папа получил права и началась постепенная эксплуатация данного мотоцикла. Тогда я был совсем щеглом, практически ничего не понимал и Урал для меня был пределом мечтаний, если не считать полетов в космос или на худой конец знакомство со знаменитым пиратом.
Но время шло, с 12 лет отец стал даже доверять мне кратковременое управление мотоциклом. Я, довольный папиной благосклонностью, часами во дворе драил мотоцикл маминым советским шампунем, который стащил из ванной, устранял подтеки масла до такой степени, что коллеги обращались к отцу с вопросом: Когда ты успел заменить двигатель? Папа, как человек хозяйственный, посредством , насобирал целую гору запасных частей (кардан, поршневая группа, шестерни передач, диски сцепления, несколько коленчатых валов, бесчетное количество спиц, комплектов зажигания, сальников и т.д. и т.п.). В период повсеместного дефицита, а в особенности запчастей, у нас практически был второй мотоцикл, не хватало только рамы и колесных дисков.
Ездили мы постоянно и много: ежедневно папа ездил на работу (порядка 10 км. в обе стороны), в выходные поездки на рыбалку, за ягодами, к родственникам и т.д. Причем на рыбалку мы ездили и зимой и летом. Так что мотоцикл практически стоял в гараже только в ночное время либо в сильные морозы (-30 и ниже). До 25 градусов ниже 0 на мотоцикле вполне нормально ездить (что впоследствии и было проверено). Устанавливали ветровой щиток, защитные щитки на ручки руля и вперед. У отца были и краги (ментовские, откуда нарыл даже не знаю). В общем и целом мотоцикл никогда не подводил, до дома всегда мы доезжали, иной раз даже притаскивали на галстуке другие мотоциклы. Помню, что ремонтировали свой Урал мы 2 раза: 1. Перемотка генератора; 2. Ремонт поршневой, так как шутники (коллеги отца) бросили в камеру сгорания левого цилиндра гайку на М6 (сволочи).
Время шло, отец копил денежку, мечтая об автомобиле. Имея на счете порядка 35 тыс советских рублей (если кто помнит, по стоимости это несколько автомобилей), мы так и не смогли приобрести собственное авто по причине непродвигающейся очереди и настоящего хамства работников райкома партии, которые утверждали, что папа и так владеет мотоциклом и этого хватает.
Но вот Великая держава СССР развалилась, пришло время ежедневной инфляции, деньги уже исчислялись миллионами, цены скакали ежедневно, причем только в сторону увеличения. Время хороших заработков прошло (последнее время отец работал в производственном кооперативе), люди задумывались только о хлебе насущном. Подошло время моей учебы и я уехал из деревни на 5 лет. Все это время мотоцикл стоял в гараже без движения по простой банальной причине — просто не было резины. Вернувшись на родину в 1999 году я первым делом выкатил мотоцикл. Аккумулятор за 5 лет сдох и осыпался, все сальники текли, требовался ремонт. С трудом завел я железного коня, покатался с месяц и решил его ремонтировать. В шкафу нашел книгу по эксплуатации и ремонту мотоцикла (шла в комплекте с Уралом), досконально изучил её и вместе с отцом приступил к ремонту.
Здесь и пригодилась вышеуказанная куча запчастей. Вместе с отцом заменил полностью поршневую вместе с цилиндрами, коленвал (хотя можно было ездить и на старом), все сальники, перебрал коробку, заменил зажигание, перебрал и заменил все сальники и манжеты в вилке и амортизаторах, заменил крестовины, сцепление, поставил новые карбюраторы (которые постоянно регулировал, но в итоге добился синхронной работы), вместе с соседом заменил и притер клапана. После ремонта попытался завести, но ничего не получилось. Кому я только не показывал мотоцикл. Местные умельцы даже зажигание выставляли по прибору, но Урал даже не подавал признаков жизни. В течение 1-ой недели я дергал кикстартер и в итоге Урал чихнул!!! Радости не было предела. Я начал дергать кикстатер с большим воодушевлением и мотоцикл чихнул еще пару раз. Короче, Урал я все-таки завел и в результате добился невероятного успеха — при легком нажатии на кикстартер (именно нажатии, а не пинке) мотоцикл заводился и работал как часы. Я был очень рад такому повороту дел, как и мой железный друг, который обрел вторую молодость и чувствовал в себе приятную работу замененных деталей без посторонних стуков и звуков. Друзья и знакомые уже стали пригонять ко мне на ремонт своих железных друзей, консультироваться, а я наслаждался безотказной работой своего агрегата, следя за его техническим состоянием. Регулярно менял масло, в том числе и трансмиссионное, в ходе эксплуатации, путем регулировки карбов, добился нормального расхода топлива и синхронности работы обоих горшков.
Эксплуатировал мотоцикл также практически круглогодично: поездка на работу, зимняя и летняя рыбалка, выезды на природу и купания, вечером поездки по девчонкам и т.д. Предлагали мне его продать неоднократно, давая хорошие деньги, но я отказывал, считая, что друзей не продают. К слову, у нас в районе очень развита промысловая рыбалка и мотоциклы, особенно Уралы, Днепры и Иж Планета всегда в цене.
Однажды мотоцикл мне перевернула девушка. Ночью поехали с друзьями купаться на реку и я дал ей прокатиться. Так вот подъезжая к берегу она повернула руль в сторону коляски, при этом коляска находилась на пригорке. Как следствие мотоцикл опрокинулся и уперся цилиндром в дно реки (благо у берега неглубоко). Друг, сидевший в коляске перелетел через нас и приземлился на пузо, девушка и я также искупались. Мотоцикл взревел на всю округу, я повернул ключ зажигания, который благополучно упал в реку. Искали все, поочередно зажигая спички. В итоге нашла ключ девушка, мотоцикл завелся и докатил после купания не только до дома, но и съездили также за натуральным расчетом все с той же девушкой (считаю, что рассчиталась она вполне, есть что вспомнить). В результате под замену попала головка цилиндра левая, крышка головки цилиндра и все.
Отъездил на данном чуде мотостроения до 2004 года (пока не купил автомобиль), ездил и на относительный дальняк (макс 200 км) полностью груженный (пассажир, полная коляска груза), возил железо, материалы по работе, объездил все поля и горы по району, был всегда уверен, что доберусь до дома. Если что и ломалось в дороге, то что-нибудь незначительное, которое можно было починить в полевых условиях. В процессе эксплуатации мотоцикла насобирал еще большую гору запчастей (полный комплект колесных дисков, запасной двигатель и т.д.). Одно лето ездил без коляски, вообще зверь и тянет хорошо, но скорость все равно ограничена 100 км/час. Хотя большей частью я аккуратно водил мотоцикл и чисто по-человечески относился к своему железному другу, следуя принципу «Машина любит смазку, чистоту и ласку».
После покупки автомобиля в 2004 году пользовался мотоциклом все реже, а позднее он и вовсе стоял безвылазно в гараже. За весь период эксплуатации отметил некоторые минусы:
1. Окисляются контакты поворотов, габаритов на коляске;
2. На горячий двигатель постоянно подтекает масло через шток сцепления на задней стенке коробки передач (что только не делал, не помогает);
3. Постоянно приходится регулировать карбюраторы, для обеспечения синхронности работы двигателя;
4. Подтекание масла из передней вилки, замена манжет и сальников помогает, но не надолго, учитывая состояние поселковых дорог;
5. Спидометр постоянно врет (скорость скачет от 60 до 80 км/час);
Но плюсов гораздо больше, даже сейчас, когда езжу только на машинах, с любовью и трепетом вспоминаю Урал и каждой весной так и хочется покопаться в нем, но нет возможности, так как живу в другом населенном пункте. А мотоциклом пользуется зять, он рыбак и данное средство передвижения и доставки грузов ему в самый раз. Так что наш Урал до сих пор в строю, уже 25 лет…