Поговаривают, что любой мотоциклист хотя бы раз в жизни, но падал. Что делать, когда ты понимаешь, что падение неминуемо? Давайте обсудим.
Падения в целом можно разделить на две группы:
- Управляемое падение
- Неожиданное резкое падение
В первом случае это результат вашего сопротивления. Вы или до последнего старались спасти ситуацию, или скорость была достаточно низкой, чтобы маневрировать. Вы понимали, что падали и готовились к этому.
Во-втором случае мы говорим об аварии, сносе колеса или вмешательстве постороннего объекта.
В управляемом падении у вас есть несколько секунд, чтобы осознать происходящее, морально приготовиться и возможно просчитать дальнейшие действия. Иногда, пилот даже успевает банально спрыгнуть с мотоцикла, чтобы минимизировать собственные травмы.
При мгновенном падении с мотоцикла осознавать происходящее приходится уже лежа на асфальте, кубарем бултыхаясь в след за мотоциклом.
Расслабленность, но контроль над телом
Логичная реакция организма — группировка. Верным делом при падении будет группироваться, подтянуть к себе голову, сжать у груди или головы руки. Одно но. Если в момент падения вы будете напряжены аки струна, то вероятность получить травмы увеличивается. Вы никогда не задумывались, почему пьяные люди иногда падают лучше самых закаленных бойцов, не ломают себе ничего при внезапном уходе в партер и способны заснуть в любой позе, которой обзавидуется самый опытный йог? Их тела под воздействием алкоголя расслаблены.
Ваша задача — держать группировку, но не встречать удар от асфальта прямыми руками или ногами. Даже профессиональный боец, падая в кувырок, никогда не упадет на прямую руку или ногу, он погасит энергию удара за счет движения тела после касания земли. Рассеет энергию по всему телу. Задача группировки не только спастись от прямых ударов в уязвимые места, но и погасить удар всем телом единовременно.
Поведение после падения
После падения начинается движение по инерции. Не знаю как вы, меня лично всегда беспокоили машины, мчащие следом. А вдруг кто не успеет затормозить?
В том, что делать после падения, отправной точкой служит причина вашей аварии. Если вы упали и перелетели через мотоцикл, то вашей бедой станет груда металла, мчащаяся следом. И не сомневайтесь, ее массы хватит, чтобы догнать вас. Поэтому, если вы упали перед мотоциклом, вам нужно как можно скорее убраться в сторону с пути мотоцикла.
Если вы ушли в скользячку и мотоцикл скользит перед вами, выжигая красивунные искры своим дорогим обвесом, вам нужно как можно больше увеличить собственное сцепление с дорогой. Другими словами, максимально тормозить инерцию движения.
Если вас тащит за мотоциклом, то постарайтесь развернуться так, чтобы двигаться ногами вперед. Таким образом у вас еще будет шанс тормозить ногами и даже при попадании в мотоцикл, амортизировать столкновение. Когда вы скользите вперед головой, у вас нет возможности управлять своим падением, да и удар от встречи с препятствием вряд ли будет радужным.
Старайтесь избегать перехода скольжения в кувырки. Когда вас начинает болтать и кидать по асфальту, вы рискуете получить новые ушибы. Больше того, управлять падением при движении кубарем намного труднее, чем скольжением.
СПИСОК РАСПРОСТРАНЕННЫХ ПРИЧИН МОТО ДТП
Автомобиль поворачивает налево перед вами
Наиболее распространенный тип аварии на дороге. Водитель либо не видит вас, либо неправильно судит о вашей скорости, поворачивая перед вами на перекрестке. Виноваты невнимательность, рассеянность, слепые зоны и банальная психология — водитель воспринимает лишь отсутствие машин, а не присутствие мотоцикла.
Как избежать:
все просто — нужно внимательно следить за дорогой. Ваша задача как мотоциклиста состоит в том, чтобы развить в себе “шестое чувство”. Ищите любые признаки того, что водитель собирается поворачивать/разворачиваться — автомобиль находится на перекрестке, ожидая поворота, есть место в потоке около перекрестка, подъездной дорожки или автостоянки. В любой ситуации замедляйтесь, полагайтесь на тормоза и приготовьтесь к уклонению от препятствия. Да, да, вам всего-то и нужно воспринимать автомобиль как серьезную и непосредственную угрозу для вашей жизни. Вам также необходимо учитывать объекты за пределами поля вашего зрения. Свободное место в потоке машин совсем не означает, что вы займете это место первым, ведь вы можете банально никого не увидеть из-за слепых зон. И еще раз — в случае опасности – всегда будьте готовы уклониться от угрозы!
И как только вы определили угрозу, вы можете внутренне проработать все уровни серьезности этой опасности.
- Способен ли водитель увидеть вас?
- Не препятствует ли вашей видимости боковые зеркала автомобиля?
- Деревья?
- Знаки?
- Водитель действительно видит вас?
- Как остальные автомобили расположены на дороге?
- Какова их скорость?
- Куда указывают их колеса?
Смотрите на колеса, а не на автомобиль — они дадут вам первый ключ к решению этой задачи. Всегда помните о тех, кто стоит позади вас или рядом с вами. Если вам нужно уклониться, вам всегда нужно знать куда именно! После первого анализа ситуации на дороге подумайте уже о ваших возможностях. Какова дорожная поверхность? Будет ли способен ваш байк справиться с полной силой тормозов или вы собираетесь их заблокировать — Вы же знаете, как использовать ABS (антиблокировочная система), не так ли?
Ни в коем случае не стоит «класть мотоцикл вниз». Ваш лучший шанс выжить – это максимально избавиться от возможной скорости перед столкновением, и вы должны сделать все возможное, чтобы мотоцикл был полностью вертикальным, используйте торможение двигателем и подтормаживание задним тормозом. Даже если у вас будет время потерять только 20 или 30 км/ч, это может дать вам большое преимущество, чтобы отправиться домой всего лишь с синяками и, в принципе, остаться живым.
Занос на грунтовке
Вы попали в занос на участке из песка, гравия, листьев, конского навоза или всего чего угодно, что попалось на вашем пути. Вы вывернули переднее колесо и вас занесло.
Как избежать:
не тормозите сразу же! Постарайтесь проехать в том же темпе, до того момента, когда ваша реакция и способность действовать эффективно будет соответствовать вашей возможности действовать эффективно. На дороге принцип «медленный вход, быстрый выход» – чрезвычайно важное правило. Входите в угол заноса как можно шире, чтобы увеличить обзор препятствия и на удобной для вас скорости. Вы можете немного ускориться на выходе из заноса, как только увидите такую возможность.
Торможение задним колесом – это более продвинутый навык, который вам нужно будет изучить и практиковать на площадке перед тем, как применять этот навык в городских условиях.
В идеале, план избежания аварии при заносе на неровной дороге следующий:
- ВЫРОВНИТЬ БАЙК
- ТОРМОЗИТЬ ПО ПРЯМОЙ ТРАЕКТОРИИ ОДНОВРЕМЕННО ЗАЖИМАЯ ОБА ТОРМОЗА
- ТОЛЬКО ПОТОМ ВКЛЮЧИТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И МЕНЯТЬ СКОРОСТЬ НА НЕЙТРАЛЬНУЮ, ПЕРВУЮ ИЛИ ВТОРУЮ.
Да, в некоторых ситуациях это может быть неудобно, но, тем не менее, постарайтесь придерживаться данных правил, ведь жизнь и здоровье превыше всего!
Существует еще одно продвинутое умение, которое немного противоречит так любящей правила Америке, но которому обучают продвинутых полицейских райдеров за границей. Оно заключается в том, чтобы максимизировать зрение, используя всю ширину дороги, независимо от полосы. Видение = безопасность = скорость. Опять же, обучитесь этому у профессионала, прежде чем попробовать его самостоятельно.
Вы вошли в поворот слишком быстро….
…и теперь этот поворот неожиданно затягивается, или вы просто не ожидали столь длинного поворота.
Как избежать:
не будьте дураком! Двигайтесь так быстро, насколько можете, ищите и используйте визуальные подсказки, такие как столбы и знаки, чтобы судить о направление дороги, даже если эта дорога исчезает на слепом подъеме.
Если вы окажетесь на повороте слишком быстро, лучшее решение — доверять мотоциклу и попытаться этот поворот преодолеть. Мотоцикл, скорее всего, больше способен на это, чем вы! Наклоняйте байк, насколько это возможно, смотрите в ту точку, куда вы хотите попасть, сохраняйте спокойствие и плавность в управлении. Не блокируйте тормоза, не бросайте газ и не делайте ничего, что может нарушить устойчивость мотоцикла и вызвать потерю тяги. Не паникуйте, если ваше колено или какая-то часть байка коснется земли — просто попытайтесь удержать этот угол наклона, ищите выход из поворота и вытаскивайте себя оттуда.
Это еще одна ситуация, при которой торможение задними колесами может стать реальной помощью, позволяя вам безопасно сбросить скорость, находясь уже в повороте. Обратите внимание — торможение задним тормозом в повороте выравнивает мотоцикл, и траектория поворота выравнивается. Задним тормозом не тормозите, а подтормаживайте, иначе можно выехать с дороги.
Автомобиль перестраивается в вашу полосу перед вами
Вы спокойно едете по своей полосе, и, вдруг, автомобиль в другой полосе внезапно поворачивает на то место, которое занимаете вы. Помните, что наши крошечные мотоциклы легко вписываются в “слепые зоны” автомобилей, а водители едущих автомобилей психологически не воспринимают мотоциклы как равнозначное транспортное средство (вот, снобы!).
Как избежать:
помните, где расположены “слепые зоны” и тратьте как можно меньше времени на нахождении в этих зонах. Если вы видите глаза водителя в их зеркалах, то у них также есть возможность увидеть вас (но помните, что все еще не всегда означает, что они вас видят — Ред.).
Избегайте ситуаций, когда изменения полосы движения становятся более вероятным. Движение трафика на дорогах замедляется, причем одна полоса движется быстрее других? Автомобилисты обычно хотят быть в этой полосе. Не будь там, где они хотят быть.
Посмотрите на признаки автомобиля, меняющего полосу:
- поворотники
- вывернутые колеса
- автомобиль, смещенный к краю своей собственной полосы, в то время как водитель проверяет свои зеркала
- движущуюся головы водителей
Помните обо всем этом, будьте внимательны и все будет хорошо!
Автомобиль ударил вас сзади
Вы останавливаетесь на стоп-знаке (перекрестке, пересечении, для того чтобы пропустить семью уток или ребенка), а водитель позади не видит вас или не пытается вас увидеть и въезжает прямо в вас на высокой скорости. Самой распространенной автомобильной катастрофой является «фендер-бендер» (амер. это обычно небольшой инцидент, но не настолько сложный чтобы не суметь уехать с места ДТП самостоятельно — Ред.)
или по-русски — машины “поцеловались”.
А мотоциклиста это может убить!
Как избежать:
используйте автомобили как свою собственную “зону смягчения”
Я поясню что это — обычно это та часть автомобиля, в особенности крайняя передняя и задняя, предназначенные для легкого сгибания при столкновении и поглощения основной силы удара.
Один автомобиль остановился на светофоре с несколькими полосами движения, а за ним еще следуют еще больше автомобилей? Подайтесь немного вперед, и вы будете в безопасности от любых последующих ударов. На разделительной линии между линией машин это работает так же хорошо.
Нет свободных “зон смягчения”? Перестройтесь в сторону, уйдите с центра полосы, быстро включите-выключите тормозной свет, нажав на рычаг тормоза, правую руку держите на газу. Обратите внимание на то, что происходит за вами, и будьте готовы отскочить, если окажется, что кто-то вот-вот начнет в вас въезжать.
Также этот совет работает в таких ситуациях, когда вокруг плохая видимость, преобладает вождение в нетрезвом виде (бары вокруг вас и их посетители, которые вышли оттуда в 1 ночи), или когда остановки неожиданны, например: на пешеходных перекрестках, на очень оживленных улицах и таких “внезапностях”, как утки перебегающие дорогу.
Ваши приятели идиоты
Все мы знаем, как это бывает — группа отправляется на прогулку, когда один из них внезапно останавливается или типа того. Его приятель слишком занят, замечтался и ударил того сзади. Если это случилось с нами – может случиться с кем угодно.
Как избежать:
убедитесь, что все знают о правильном этикете вождения и умеют кататься в шахматном порядке. Вы будете удивлены, сколько людей не знают об этой простой технике. Это увеличивает видимость, и движение мотоциклов не в линию друг с другом означает, что такое, пусть и временное, отставание не приведет к столкновению. Выбирайте себе разумных приятелей или катайтесь в одиночестве.
Вы заблокировали передний тормоз
Олень (милая девушка, полицейский…) остановили движение. Вы резко тормозите, и…. уже лежите на асфальте, наблюдая за своим передним колесом.
Как избежать:
научитесь использовать передний тормоз. Это может показаться нелогичным, но передний тормоз является самым мощным и сложным компонентом в вашем мотоцикле. Он может снизить вашу скорость намного быстрее, чем ваш двигатель.
Если вы просто учитесь ездить и пока не овладели этим навыком, или купили новый мотоцикл, то вам нужно его изучить — найти большую пустую площадку и начать практиковаться. С минимальной скорости (скажем, 45 км/час) начните торможение с определенной отметки, а затем повторяйте до бесконечности, до тех пор, пока вы не уменьшите тормозное расстояние до максимально короткого. Вы должны быть в состоянии почувствовать шину на самом краю зацепа и подъем заднего колеса с земли. Затем начинайте тренироваться на все более высоких скоростях, пока вы не сможете надежно и безопасно использовать максимальную тормозную способность вашего мотоцикла.
Открывающаяся дверь автомобиля
Самый большой промежуток в трафике обычно между линией припаркованных автомобилей и полосой активного движения. Итак, вы пробираетесь сквозь него, когда внезапно какой-то “Алёша-Ваще-Никуда-Не-Смотрю” распахивает свою дверь прямо перед вами.
Как избежать:
никогда, слышите, никогда не ездите между активной полосой движения и припаркованными автомобилями. Не только из-за открытия дверей, но и потому, что пешеходы неожиданно могут выскочить, автомобили медленно выползают задним ходом и по еще миллионам других причин. Не делай этого. И если вдруг оказались в подобной ситуации — когда кто-то открыл дверь — следуйте всем рекомендациям выше и тормозите как можно сильнее. Даже если столкновение неизбежно, очень поможет сохранить себя в целости сброс даже небольшой части вашей скорости.
Мотоциклисты называют зону рядом с припаркованными автомобилями — «зоной смерти» — и это не случайно.
Скользкая дорога
Осадки! Эти холодные, влажные и неожиданные сюрпризы…да еще стало скользко. Слушайте Дугласа Адамса и не паникуйте.
Как избежать:
на вашем мотоцикле приличные протекторы или вы сглупили и решили, что трасса — это беговая дорожка покрытая резиной?? Подсказка: конечно нет! Пока вы используете на своем байке нормальную резину и эти шины не изношены, вы будете удивлены тому, насколько хорошо мотоцикл работает в суровых условиях. Просто замедляйтесь и будьте как можно более плавным на поворотах.
На мокрой поверхности, например, крышки люков и дорожная разметка становятся супер-сверх скользкими, и при этом вам нужно следить за разлитым на дороге маслом. Ищите радужные пятна и избегайте их. Если дождь прошел совсем недавно, час или около того — это самое коварное время — дождь поднял все маслянистые жидкости и еще какую-то гадость с тротуара. Побалуйте себя горячей чашкой кофе и переждите ливень, чтобы весь этот мусор успел смыться дождем.
Также остерегайтесь ограниченной видимости во время дождя, тумана и неопытности водителей автомобилей — они, похоже, не понимают, что скользкие условия требуют более длинного тормозного пути и более раннего торможения.
Известный британский гонщик Рон Хаслам выступает за поддержание оборотов в мокром состоянии. Идея состоит в том, что, если ваше заднее колесо начнет вращаться, вы будете меньше открывать газ, что позволит вам восстановить сцепление намного быстрее, чем, если бы вы ехали со скоростью 45 км/час на 6-й скорости при широко открытом дросселе.
Самая распространенная причина мото-аварий!
Согласно отчету Hurt Report 1981 года — крупнейшему исследованию, когда-либо проводившемуся по причинно-следственной связи мотоциклов — алкоголь является фактором в 50% всех мото-аварий.
Как этого избежать:
не садитесь на мотоцикл пьяным.
Когда падение завершилось
Когда ваше падение и скольжение завершилось, не спешите вскакивать с места. Вы еще не знаете, какие травмы получили. Резкие движения могут нанести вам большой урон. Может быть так, что от удара пилот получает перелом, но из-за болевого шока не сразу это осознает. Если он тут же поднимется, чтобы побежать к мотоциклу или к кому-либо, то перелом перерастет в осложненный случай.
Когда падение прекратилось, замрите на пару минут. Вашему телу нужно это время, чтобы почувствовать произошедшее, получить обратную связь от каждой мышцы. Начните с банальной проверки самочувствия, разомните пальцы рук и ног, чувствуете ли вы их? Потом кисти и стопы, локти и колени. От мелких мышц к крупным, от конечностей к центру тела. Попробуйте глубоко вдохнуть, нет ли резкой боли в легких?
Только после анализа самочувствия вы можете МЕДЛЕННО подниматься.
Падение с мотоцикла так же поддается контролю, как любой сложный маневр. Другой вопрос, с какой скоростью вы падаете? Здесь как в повороте, меньше скорость — больше контроль. Не теряйте самообладания, доверьтесь своему телу, старайтесь представлять, куда относительно вас движется мотоцикл, чтобы не столкнуться с ним. И конечно же, берегите себя.
Как предотвратить падение?
О стиле вождения мотоцикла можно не упоминать, поскольку опытный владелец двухколёсной техники знает, чем чреваты сильные наклоны, резкие торможения и наезд на крупные неровности. Лучше рассмотреть дополнительные приспособления, которые предотвращают падение водителя в чрезвычайной ситуации. Ограничительные дуги устанавливаются на боковую часть мотоцикла. Они не позволяют выбрать чрезмерный угол наклона, угрожающий падением с опасными последствиями. Защита мотоцикла от падения также позволяет обеспечить безопасность мотора и прочих важных компонентов при скольжениях.
Альтернативой дугам служат слайдеры, изготовленные из высокопрочного пластика. Они не способны предотвратить падение, однако оставляют пространство, позволяющее вытащить руку из-под мотоцикла. Кроме того, слайдеры уменьшают трение и снижают тяжесть повреждения мототехники.