KTM 390 Adventure 2020
Стоящий в линейке между дорожным 390 Duke и эндуро 350 EXC-F, KTM 390 Adventure 2022 — увлекательный и чрезвычайно универсальный мотоцикл. Вслед за успехом 790 Adventure, KTM делает заход на рынок «малых среднекубатурников» — и новый 390 Adventure, пожалуй, оказался наиболее привлекательным из всей линейке Adventure. Для новичков, разумеется. Однако, и опытному райдеру тоже будет что узнать нового о небольшой кубатуре и её больших возможностях.
Назначение
Хотя KTM 390 Adventure 2022 подходит для внедорожной езды, лучше всего он чувствует себя на дороге — асфальтированной или грунтовой. Стоит помнить, что это далеко не версия R. KTM 390 Adventure оснащён литыми алюминиевыми колёсами размеров 19/17 дюймов, обутыми в дорожные шины Continental TKC 70. Ходы обеих подвесок составляют примерно 17 см, а снаряжённая масса равна 172 кг. Это мотоцикл, превосходный для дорог и пригодный для бездорожья. И всё же — это турэндуро, или адвенчер, или кроссовер — словом, не эндуро и даже не мотоцикл двойного назначения.
Двигатель KTM 390 Adventure
KTM 390 Adventure оснащён тем же тяговитым одноцилиндровым двигателем, что стоит в 390 Duke и RC 390. Это короткоходный двигатель с двумя верхними распредвалами и электронным дросселем, крутильный, с отсечкой на 10000 оборотов. Тяга нарастает чрезвычайно плавно и без каких-либо ступенек или провалов. Благодаря этому двигатель как полностью управляем на бездорожье, так и отлично себя ведёт на асфальте. Шестискоростная трансмиссия дополнена проскальзывающим сцеплением лёгкого выжима, а на нашем экземпляре ещё и был установлен двунаправленный квикшифтер — опция из каталога KTM PowerParts.
Двигатель KTM 390 Adventure
KTM 890 Adventure R 2022
Ещё прошлый вариант, KTM 790 Adventure R, был впечатляюще хорош на пресс-тестах, которые мне в своё время посчастливилось посетить. А теперь 890-я версия досталась тест-драйв, и я довольно скоро намотал на ней несколько сотен, в основном по асфальту вопреки моему желанию. И мотоцикл продолжает радовать и впечатлять. Давайте для начала вкратце вспомним, какие нововведения отличают 890 Adventure R от 790-го.
Начнём с очевидного: рабочий объём. 799-кубовый двухцилиндровый рядник LC8c, которым оснащён 790-й, был увеличен до 889 кубиков, получив диаметр поршней 90,7мм и ход 68,8мм. Плюс была повышена степень сжатия с 12,7:1 до 13,5:1, увеличены клапана, облегчены поршни, установлены новые шатуны и изменены профили кулачков ГРМ. Дроссельные заслонки оснащены новыми датчиками, измеряющими давление во впускном коллекторе для настройки смеси в каждом цилиндре по отдельности, улучшенного отклика на газ и более точного управления тягой. В результате новая рядная двойка выдаёт 105лс и 100Нм тяги. Кстати, эти же обновления коснулись и KTM 890 Duke R, представленного ещё на 2022 год.
Что ж, с данными производителя разобрались, давайте теперь обсудим реальные цифры. Мы загнали эту большую малышку на диностенд, на котором она выдала 91,5лс на 8200об/мин и 86,5Нм на 6800об/мин. По сравнению с реальным замером 790 Adventure R прирост составил 7,5лс и 8,8Нм. Довольно близко к данным производителя, заявившего прирост в 10лс и 12Нм. По мнению одного специалиста, в более низких результатах замера виноваты тяжёлые и относительно скользкие шины (наш экземпляр был обут в TKC80), потому что ролик нашего диностенда недостаточно обрезиненный и не со всеми шинами даёт полный зацеп.
Помимо двигателя, у 890-го была изменена и трансмиссия. Обновлённое сцепление лёгкого выжима PASC получило новые диски. Переключение передач стало быстрее и легче благодаря облегчённой пружине и меньшему ходу лапки между передачами. Шестерни трёх верхних передач подвергнуты стеклоструйной обработке (сатинированию стеклянными шариками), что обеспечивает более высокую надёжность механики.
Облегчённый подрамник и алюминиевая трубка рулевой колонки отличают шасси 890-го от прошлых версий, а вот подвески WP XPLOR с полным набором регулировок остались практически неизменными за вычетом доработок клапанов в заднем моноамортизаторе. Низко расположенный 20-литровый бак также не изменился.
Производитель заявляет, что задний тормозной суппорт получил ‘изолированные’ поршни. Речь идёт о том, что тормозные колодки были термически изолированы от поршней, что обеспечивает более надёжную работу тормоза в тяжёлых условиях.
Некоторые изменения KTM 890 Adventure R 2022 звучат не так радужно. Например, финансовый момент: рекомендованная розничная цена для рынка США, к примеру, составляет $14199, то есть на 500 долларов дороже 790-го варианта. Само по себе это не так страшно, но как вам то, что режим Ралли, один из лучших аспектов 790 Adventure R, теперь продаётся как опция за дополнительные 200 баксов? В пакет Rally Pack входит регулируемый трекшн-контроль, дополнительный вариант отклика на газ и собственно режим езды Ралли. Ещё можно заказать Tech Pack, в который помимо всех опций Rally Pack также входит двунаправленный квикшифтер и круиз-контроль — это обойдётся в дополнительные 550 долларов. Плюс, судя по всему, ABS теперь невозможно выключить полностью, но есть выбор между Дорожным и Внедорожным режимами её работы.
Эргономика
Уменьшенное турэндуро, если кратко. Он шире обычного внедорожного мотоцикла и намного более узкий, чем большие турэндуро.
Посадка превосходна во всех смыслах, за вычетом того, что руль чуть низковат для езды в стойке — но это дело вкуса. При переходе из положения сидя в стойку, перенося вес назад, порой задеваешь задом ступеньку на сиденье. Помимо этого на KTM 390 Adventure ничего не мешает свободному перемещению и на нём ощущаешь полный контроль над мотоциклом. Кстати, о стойке: подножки со съёмными резиновыми вставками великолепны.
KTM 390 Adventure 2020
Плюсы и минусы KTM 990 Adventure
Достоинства
- Длинные межсервисные интервалы. Замена масла, например, требуется раз в 7500 км.
- Живучесть и выносливость. Этот мотоцикл не боится ни плохих дорог, ни некачественного топлива. Единственное, что может быть для него опасно — кривые руки владельца.
- Возможность проводить большинство сервисных операций самостоятельно, купив шину для соединения борткомпьютера с ноутбуком.
- Идеально продуманная развесовка, рассчитанная до мельчайших деталей.
- Отличная тяга не только на средних, но и на низких оборотах, чем не могут похвастать младшие турэндуро КТМ.
- Хорошая ветрозащита. Особо высокие байкеры могут улучшить её ещё больше, поставив более высокое ветровое стекло.
- Обилие тюнинга, как оригинального, так и неоригинального — в США эта модель очень популярна, и различные примочки для неё выпускает целый ряд производителей.
- Длинноходные (265 мм спереди и сзади) подвески, полностью настраиваемые.
Недостатки
- Сложное техническое обслуживание. На замену масляного и воздушного фильтров, например, у достаточно опытного механика запросто уйдёт часа полтора-два. Процедура замены свечей отнимет ещё примерно столько же времени.
- Высокая стоимость оригинальных запчастей и расходных материалов.
- Топливные фильтры, расположенные в одном из двух бензобаков, быстро забиваются на грязном бензине. Проблему можно свести к минимуму, врезав дополнительный фильтр тонкой очистки в топливную магистраль.
- Скромный расход топлива (порядка 5 литров при скорости в 120-130 км/ч) резко возрастает, если ехать хотя бы 150 км/ч.
KTM 390 Adventure как туринг
KTM 390 Adventure 2022 более чем справляется с ролью лёгкого туристического мотоцикла. Вибраций неожиданно мало для одностволки, и 390 с лёгкостью идёт 110 без каких-либо возражений. Однако, при сильном встречном ветре или в горку 373-кубовый мотор с трудом держит шоссейную скорость — и тогда остаётся только переключиться вниз, раскрутить посильнее и столкнуться с ощутимой вибрацией. 390 — компактный мотоцикл, и в жертву малому размеру и весу принесён комфорт на шоссейных скоростях. Ветровик позволяет отвести набегающий ветер от райдера и имеет два положения, но для их смены понадобится Torx T25.
На просёлочных дорогах
На извилистых дорожках KTM 390 Adventure чувствует себя в своей среде. Continental описывает TKC 70 как «созданные для внедорожной езды лёгкой и средней сложности с превосходными возможностями дорожной езды». И это действительно так: TKC 70 справляются со всем, чего от них хочешь на асфальте, включая езду в дождь. Эти шины состоят из двух сортов компаунда с повышенной цепкостью на боковинах, так что 390 поворачивает чётко и предсказуемо. Благодаря лёгкому весу, средней мощности, трекшн-контролю и наклонной ABS от шин требуется не слишком многое, и с этим они вполне справляются. Управление естественное и интуитивное, а когда нужно быстро увильнуть от ямы или камня, 390 реагирует мгновенно. И при этом он отлично держит траекторию в наклоне. Этот мотоцикл отлично подходит для путешествий без усталости.
KTM 390 Adventure 2020
Технические характеристики KTM 990 Adventure
Создавая этот мотоцикл, конструкторы пошли по проверенному пути, и собрали «классический» в хорошем смысле этого слова туристический эндуро. Стальная рама, 100 л.с., 115 Нм крутящего момента, 207 кг сухой (и 230 кг снаряженной) массы, высоченная посадка, идеальная развесовка, отточенная управляемость, 6-ступенчатая КПП. Прокатившись на КТМ 990 Adventure хотя бы разок, понимаешь, за что этот мотоцикл любят. Кажущийся тяжёлым и даже неуклюжим в статике, на ходу он преображается, великолепно управляясь на скорости от 10 до 150 км/ч, а при резком открытии газа он просто выстреливает вперёд, как пробка из бутылки шампанского.
Но разгоняться на нём бояться не нужно — два 300-мм диска спереди очень эффективно помогают ему сбрасывать скорость, да и задний 240-мм диск отнюдь не бесполезен. В Бензобак входит 19,5 литров. Максимальная скорость KTM 990 Adventure составляет порядка 200 км/ч, причём первую сотню он разменивает за чуть меньше, чем четыре секунды. Отдельного внимания заслуживает топливная система — этот мотоцикл способен ездить вообще на любом бензине! Вообще производитель рекомендует заливать АИ-95 или АИ-98, но технически Adventure 990 способен переваривать даже АИ-80, о чём чёрным по белому написано в мануале на этот байк. Причём для того, чтобы инжектор и мотор «перешли» на низкооктановый бензин, достаточно просто разомкнуть один провод под сиденьем. Как много вы знаете мотоциклов, способных на такое? Самое любопытное, что эта полезная и даже уникальная фича почему-то практически не упоминается в обзорах KTM 990 Adventure. А ведь это тоже может быть важным в дальнем путешествии туда, где нет нормального бензина!
Запас хода
Бак объёмом 14 литров не требует слишком уж частых дозаправок, и запас хода KTM 390 Adventure по данным производителя составляет почти 430 км. Это немало, а приборная панель отображает расчётный запас хода исходя из текущего расхода. Пока, к сожалению, выяснить реальный запас хода не вышло — карантин, знаете ли, далеко не уедешь. Конечно, он будет зависеть от множества факторов: выбора передач, нагрузки, погоды и так далее. Если литровый тяжеловес никакой ветер не сдвинет с места, то расход 400-кубового лёгкого мотоцикла очень зависит от условий.
Без асфальта
Когда в руке молоток, всё вокруг похоже на гвоздь. А когда едешь на турэндуро — ищешь, куда бы свернуть с асфальта. Сворачивая, вы, вероятно остановитесь и при помощи крайне интуитивного 5-дюймового дисплея и кнопок на левом пульте зайдёте в меню, чтоб отключить трекшн-контроль и включить Внедорожный режим ABS (только для переднего колеса). Переключение режима ABS остановки на самом деле не требует, но нужно отпустить газ и достаточно долго удерживать кнопку нажатой, чтобы отключить трекшн-контроль — о чём подскажет огонёк на приборке. Режим ABS KTM 390 Adventure запоминает независимо от питания, а вот трекшн-контроль включается обратно после поворота ключа в рабочее положение.
В грязи
Когда кончится не только асфальт, но и грунтовка превратится в кашу — вы быстро вспомните, что кроссовер — это не эндуро. TKC 70, такие приятные на асфальте, едва справляются на грунте. От грязи и песка ничего хорошего ждать не приходится, а вот на гравии и влажном грунте шины вполне адекватны. Задняя держится неплохо, так что границы доступного зависят от передней шины. Широкое сиденье годится для езды по грунту, но не по грязи в стиле спортивного эндуро. В этом нет ничего плохого, но чтобы повторить KTM-овские промо-материалы на 390 Adventure, нужна немалая сила духа и неплохие навыки. Тут станет ощущаться вес — небольшой для туристического мотоцикла, но намного более существенный, чем у эндуро. Говорят, счастье — это знать свои пределы, и в случае с кроссоверами это чертовски верно. Зато наш мотоцикл KTM оснастили опциональной защитой двигателя, так что у меня на один повод для беспокойства было меньше.
KTM 390 Adventure 2020
Отзывы владельцев KTM 990 Adventure
Мотоцикл — ракета, на трассе уезжает даже от хыжера 1300, тот его догоняет только когда на спидометре уже под 200 кмч. Динамика бешеная, низы, как у круизера, по грунту на нормальной резине едет, почти не снижая скорости. За 40+ тыщ км ни одной поломки, не считая кончившегося от износа тормозного диска. Присматривался в плане замены к Адвенчуру 1290, не вставило, мой старый 990 всяко лучше. Алексей, Сочи, KTM 990 Adventure ‘2009.
Минус один, чтобы его обслуживать, нужно быть осьминогом. Впрочем, я уже наловчился, на ебее купил кан-шину, скачал программу для диагностики, все делаю сам, у официалов за каждый чих цены нереальные. На тюнинг потрачено около 3000$, все таскаю из Америки, так дешевле. Доезжал до Дальнего Востока, ездил на Нордкап и на Тенерифе, общий пробег уже перевалил за 110000 километров. Ломучее австрийское ведро почему-то и не думает помирать, ездит себе и ездит)) Александр, Ростов-на-Дону, KTM 990 Adventure ‘2011.
Байк мне служил верой и правдой пять сезонов, после чего все-таки был продан, так как захотелось комфорта, и я соблазнился на Голду. Как турында — отличный аппарат, даже эталонный. Ничего лишнего нет, все необходимое есть. За пять лет наездил около 30к км, проблем никаких не было, разве что по мелочи. Сергей, Санкт-Петербург, KTM 990 Adventure ‘2005.
Характер
Плавный и размеренный. KTM 390 Adventure с лёгкостью оказывается там, и именно там, где ты хочешь его видеть. Ничего на нём не происходит слишком быстро, и это облегчает планирование и выполнение всех манёвров. Я немножко (и аккуратно) покатался по лесной тропке, и с учётом колёс и шин всё было очень неплохо. С отключенным трекшн-контролем можно легко сорвать заднюю шину резким поворотом газа, так что погонять по просеке с заносами в поворотах — первый пункт в моём списке желаний.
И чем лучше ты понимаешь суть этого мотоцикла и его ограничения, тем лучше его получится использовать на бездорожье.
КОМФОРТ
Впрочем, терпеть — это то, что клиенты и обладатели КТМ умеют лучше всего, и австрийцы, видимо, это знают! Сиденье на 890R максимально некомфортное. Уже через час езды вы начнете ерзать по нему, что бы найти удобную позу, а еще через час вы поймете, что это невозможно и просто продолжите терпеть, как завещал создатель.
Потом, вернувшись домой, вы зайдете в каталог POWER PARTS, приготовите мешочек золота и продолжите терпеть дальше, потому что купить вы сможете только еще более жесткое, заточенное чисто под бездор сиденье, которое вдобавок будет еще и выше на 25 мм.
В ИТОГЕ
В итоге, я бы с удовольствием купил бы себе 890 Adventure именно в “R” версии, ибо ни смотря ни на что, он идеально подходит для интересных путешествий любого формата и особенно актуален для России и стран СНГ, где еще на несколько поколений хватит нетронутых мест, где на нем можно погонять в свое удовольствие, а не упражняться в дисциплине “тяни-толкай”. А самое главное, он стоит абсолютно всех денег, которые за него просят.
Так что — терпите, господа, KTM 890 Adventure R пока лучший в классе, и это факт!
*** Друзья, по техническим причинам нам пришлось удалить свой YOUTUBE канал и создать НОВЫЙ!
Так как раскрутить канал с нуля очень непростая задача, мы просим вас поддержать канал ИНМОТО подпиской, а выходящие на нем видео лайками и комментариями!
Спасибо всем за поддержку, мы благодарим вас за то, что Вы нас читаете и смотрите, до новых встреч на сайте и на YOUTUBE!
Подвески
Почти-полностью-регулируемые подвески WP Apex отлично работают на асфальте, но не до конца справляются на бездорожье. У вилки полностью регулируется сглаживание, но преднатяг пружин фиксированный. Преднатяг пружины амортизатора имеет точную регулировку — на случай езды вдвоём, например — но из сглаживаний регулируется только отбой. Электронной регулировкой эти подвески, разумеется, не оснащены, так что все настройки при смене покрытия дороги делаются ценой возни на обочине. Базовые настройки прекрасно показывают себя на дороге, но совсем не годятся для быстрой внедорожной езды. Все 17 см хода легко съедаются при небольших прыжках, и нужно обязательно вставать при переезде даже небольших колей — иначе тряхнёт так, что мало не покажется. Но пока не испытываешь подвеску на её пределы — она вполне справляется, так что опять же — помните, что это не эндуро.
KTM 390 Adventure 2020
OFF ROAD
Кстати про бездорожье. KTM 890 Adventure R сделан совсем не для расслабленных путешествий, он сделан для хардкора, для тех, кто устал колесить по асфальту и хочет настоящих приключений там, куда они смогут доехать бодро, а не доползти, размахивая часами лопатой.
Наш KTM вооружен, как самалийский пират! У него на борту Ø 48 мм вилка WP XPLOR-USD и моноамортизатор без прогрессии XACT WP PDS с ходами по 240 мм, способными поглотить все и вся и даже больше. На самом деле этой подвеске с лихвой хватит, что бы оправдать ожидания любого покупателя модели, если только он не профессиональный раллист. Другими словами, она заточена именно на жесткую внедорожную эксплуатацию и да, комфорт — не ее стезя, зато любой рельеф и прыжки она отрабатывает на ура!
Впрочем, именно “R” версия как раз про это. Уже “из коробки” вы можете сразу отправиться на любые российские соревнования без доработок подвески и мотора, ну а если вам ее недостаточно, то вы точно либо кандидат, либо мастер спорта.
Клиренс у KTM 890 Adventure R так же зашкаливает, а заплатить за 263 мм клиренса придется невысоким райдерам. Высота по седлу 880 мм и я со своими метр 75 еле еле достаю до земли, что доставляло бы достаточно проблем на особенно сыпучем и неровном грунте если бы не…
Да, это лучшее решение, которое можно было придумать! Если бы не топливный бак, основные резервуары которого расположены очень низко по бокам, что делает 200 с копейками кг. 890 Adventure R максимально сконцентрированным в одной точке снизу.
Именно это создает эффект “неваляшки”, который не дает бросить мотоцикл на землю при сильном наклоне на месте и легко позволяет выравнять его, просто оттолкнувшись ного. Да, на первый взгляд резервуары подвержены разного рода повреждениям, но пока что ни у кого, даже у доморощенных тестеров по всему миру, не удалось серьезно повредить бак, который вдобавок еще и защищен достаточно прочными пластиковыми накладками. Короче — KTM, браво!
Тормоза
Тормозов KTM 390 Adventure хватает в любых ситуациях. Радиальный суппорт Bybre на 320-м диске прекрасно справляется на асфальте и при этом не перетормаживает на бездорожье. Двухканальная ABS Bosch 9.1MP отлично присматривает за тем, чтоб райдер не начудил. Я всё ждал, когда ABS начнёт меня злить во Внедорожном режиме, но переднее колесо ни разу не стрекотало — вероятно, я просто молодец и торможу аккуратно. На асфальте ABS и трекшн-контроль совершенно прозрачны, и я был рад иметь эти электронные ассистенты в дождь, даже несмотря на то, что я ни разу не ощущал их срабатывания. Задний тормоз работает отлично, и легко блокируется в режиме Внедорожной ABS. Причём легко — это в смысле тогда и только тогда, когда хочется дать юза: задний тормоз весьма информативен.
SMART
Как и полагается, 890 Adventure R снабжен, ну или может быть снабжен всем арсеналом электронных помощников КТМ, кроме разве что активного радара, который пока ставиться только на 1290 S. Наш тестовый аппарат был оснащен абсолютно всем, но к цене стока вам придется доплатить около 80 тыс. кровно заработанных, для того что бы наслаждаться четкой работой квикшифтера с блиппером и режимом Rally, который сильно облегчает жизнь на бездоре, позволяя настроить кучу параметров, начиная с подачи мощности и до отключения АБС на задней оси.
Электроникой управляет проверенный блок Bosch 9.1 MP, который и руководит умным трекшеном MTC и угловой ABS последнего поколения, который не только не дает колесам блокироваться в повороте, но и предотвращает распрямление траектории при паническом нажатии на рычаг.
Приборная панель проще, чем могла бы быть за эти деньги, но претензий к ней особо нет. Разве что данные по запасу хода и температуре мотора могли бы выводиться крупнее. Кстати о запасе хода, реальный расход на асфальте при динамичной езде действительно около 4.5 л/100 км., что позволяет проехать 350+ км на 1 заправке при 20 литровом баке.
По пультам и их управлению говорить уже нечего. Они такие же неудобные, как и на 1190, хотя сам левый пульт другой — добавили больше механики, что явно отразиться на надежности в лучшую сторону. В остальном это теже 4 кнопки, через которые вы должны попасть в выпадающее мелкое и длинное меню, где надо выбрать кучу всего, что бы настроить режимы и т.д.
Впрочем, можно настроить быстрые кнопки параметров, но только две, а что бы понять, как это сделать, нужно иметь ученую степень по информатике. Это не минус, это нюанс, к которому уже давно все привыкли и просто терпеливо ждут изменений.
В городе
Это его тайная сверхсила: KTM 390 Adventure превосходен в городе в качестве повседневного байка. Вертикальная посадка, ветрозащита и эргономика 390 Adventure делают его идеально приспособленным для городской езды. 19-дюймовое переднее колесо и довольно длинноходные подвески, которых в общем хватает даже для бездорожья, в городе легко справляются с ямами и колеями. Для городского райдера 390 Adventure превосходит 390 Duke во всём, кроме вёрткости. Duke засчёт более короткой подвески, 17-х колёс и более дорожных шин больше располагает к спортивной езде.
ЖК приборная панель KTM 390 Adventure 2020
Похожие модели
- Honda XL1000 Varadero. Давно снятый с производства, но практически легендарный мотоцикл, прославившийся своей тяжестью и выносливостью.
- Suzuki DL1000 V-Strom. Более «паркетный» байк, отлично, однако, приспособленный для дальних поездок по асфальтовому любого качества.
- BMW R1200GS. Легендарный баварский «гусь», первые поколения которого весьма похожи на КТМ 990 Адвенчур по своим характеристикам.