Одноствольное ружье ИЖ-17 можно с уверенностью считать классическим бессмертным оружием. Созданное еще в 60-х годах прошлого века, оно до сих пор используется на охоте профессионалами и любителями. По мнению охотников, столь высокая популярность ИЖ-17 объясняется возможность ощутить на себе и прочувствовать, как работает настоящая механика у оружия.
Производилось одноствольное ружье ИЖ-17 в послевоенные годы на Ижевском механическом заводе. В данной статье мы постараемся подробно рассказать про данное ружье, описать его сильные и слабые стороны, тактико-технические характеристики.
Историческая справка
Впервые модель ружья ИЖ изготовили на ИЖМЕХе в первые годы после войны, и выпускали вплоть до 1970 года. Существует мнение, что ИЖ-17 и ИЖ-49 были сделаны по чертежам «Зауэра», привезенным из Германии.
Но даже если так, Пугачеву (главному инженеру «Ижмаша») удалось изменить их настолько, что оружие перестало походить на прототип и обзавелось рядом конструктивных особенностей. В первые же месяцы после выхода ружье стало пользоваться огромным спросом среди простого народа.
В дальнейшем производитель занимался поддержкой выпущенной модели путем разработки различных модификаций. За почти 27 лет после выхода компания смогла выпустить модели практически всех известных калибров, а также оснастить ствол механизмом запирания. Также выпускались штучные варианты, отличающиеся резными фресками и золотыми или серебренными вставками.
Ружье выпускалось вплоть до 70-х годов, пока его не сменили другие модели. За все время было выпущено около 70 тысяч экземпляров.
Общее описание ИЖ-17
Ружье ИЖ-17 на 16 калибре является наиболее популярной версией, тогда как его предшественники: ИЖ-12, 15 и 16 не сыскали такой популярности ввиду своих технических недостатков. Если углубиться в историю, то изначальным образцом для последующих линеек ИЖ стала модель 3К «Златоуст Казанцев», однако стоит отметить, что различия между ними фактически минимальны. В ИЖ добавили: целик на коробке, улучшенный крепеж цевья, а задвижку, наоборот, решили заменить на рычажную защелку.
Производство модели было серийным, начиная с 1963 по 1970 год, — это позволило выпустить на рынок порядка 500 моделей. ИЖ имеет достаточно широкий разбор: его используют для профессиональной и любительской охоты, а однозарядная ручная система заряжания позволяет гибко использовать оружие в разных сценариях.
Что касается патронов, то их можно использовать как с бумажной, так и металлической гильзами.
ИЖ-17 с 16 калибром ложа изготовлена из бука или березы, а все металлические части химически окрашены в черный цвет. Касательно плоскостей у коробки — они находятся по бокам и украшены гравировкой. Столь скрупулезное исполнение позволяет не только сделать ИЖ износостойким при различных климатических условиях, но и провести работу над дизайном. Помимо прочего, у ИЖ хорошая кучность боя, качественная проработка механизмов и деталей, а также высокая эргономика: оружие легкое и прикладистое, что позволяет новичкам с легкостью овладеть им.
Несмотря на то, что конструкция ИЖ-17 во многом схожа с прототипом ЗК, инженерам все-таки удалось удивить свих клиентов некоторыми особенностями, которые не встречались ранее в других ружьях. Вот лишь самые интересные моменты, заслуживающие внимания:
- Механизм запирания ствола, представленный в виде откидного крючка и шарнира. Система сделана таким образом, чтобы охотник не смог совершить случайный выстрел при незакрытом оружии — отбойник просто не ударит по патрону. Но что делать, если из патронника придется извлечь целую гильзу? Для этого предусмотрен специальный рычаг, который отключает систему безопасности.
- Хромирование патронника и ствольного канала. ИЖ-17 стало первым российским оружием, которое использовало эту систему. Подобное покрытие позволяет значительно повысить срок эксплуатации ружья, а также уменьшить силу трения. Также благодаря именно этой технологии оружие перестало нуждаться в частом обслуживании, в том числе и чистке. Хотя нельзя не отметить, что хромированное покрытие несколько увеличило вес ствола.
- Система быстрого снятия приклада. Бывают на охоте случаи, когда необходимо отсоединить деревянную часть, чтобы устранить какой-то дефект в патроннике. Однако большинство ружей, выпущенных до 1943-го года, имели с этим проблему: приходилось проводить полную разборку. У ИЖ-17 таких заминок не было. Достаточно было просто открутить цилиндрический винт с помощью универсального ключа, как приклад быстро снимался.
Также нельзя не отметить, что для производства металлических деталей использовалась сталь 50А. Этот сплав металлов не только отличается повышенным содержанием углерода, но также проходит процедуру холодной закалки. Благодаря этому ружье способно выдерживать огромные нагрузки, а также отличается длительным сроком эксплуатации (до 5 лет или 5000 выстрелов).
Иж планета спорт характеристика
Мотоцикл Иж Планета спорт начали выпускать в 1973 году, на Ижевском заводе. Это был первый советский спортивный мотоцикл, который стали выпускать серийно. Мотоцикл был снят с производства в 1984 году. Он экспортировался во многие соц. страны, и обладал на то время довольно высокому уровню качества.
На мотоцикле было применено много оригинальных технических решений, в том числе на первых мотоциклах Иж планета спорт была система раздельной смазки двигателя. Кстати здесь она была применена впервые в СССР. На мотоцикле применялись импортные комплектующие, например карбюратор был японский Микуни, что позволило иж планете спорт иметь технические характеристики даже лучшие, чем у популярной тогда Ява 634. Лучшими были удельная мощность:237 л.с. на тонну, динамика: разгон до 100 км/час за 11 секунд. Также на первых мотоциклах японским было также электрооборудование. Поздние выпуски мотоцикла стали оснащать уже карбюраторами К-62М, из –за чего технические характеристики мотоцикла иж планета спорт снизились. Уменьшилась до28 л.с. мощность двигателя. Отличить старые выпуски мотоцикла от новых можно по изогнутой выхлопной трубе, форме заднего фонаря и амортизаторам.
Часто сравнивают мотоцикл иж планета спорт с техническими характеристиками мотоцикла Ява 350. Они различаются даже при запуске двигателя. Ява всегда заводились легко, у ижа проблем при запуске было больше, в чем они конечно проигрывали Явам. Но в разгонной динамике и максимальной скорости равного серийного мотоцикла в СССР тогда не было. Для сравнения максимальная скорость «Иж ПС» до 140 км/час, тогда как Ява по паспорту 120 км/час. Сказывалось то, что иж планета спорт был легче на30 килограммов, при моторе, который был мощнее на 10 л.с.
Мотоцикл иж планета спорт технические характеристики:
База мотоцикла | 1350 (1390) мм |
Длина | 2050 (2070) мм |
Ширина | 730 (810) мм |
Высота | 1100 (1150) мм |
Дорожный просвет | 145 (135) мм |
Сухая масса | 135 (145) кг |
Максимальная скорость | 140 (130) км/ч |
Расход топлива: | |
при скорости 60 км/ч | 3,5 л/100 км |
при скорости 100 км/ч | 6,5 л/100 км |
Время разгона до 100 км/ч | 11 сек |
Тормозной путь со скорости 60 км/час | 12 м |
Запас хода | около 400 км |
Тип двигателя | двухтактный, с трехканальной продувкой |
Число цилиндров | 1 |
Диаметр цилиндра | 76 мм |
Ход поршня | 75 мм |
Рабочий объем | 340 куб.см |
Степень сжатия | 9,5-10,5 (8,7-9,2) |
Номинальная мощность двигателя при 5600-6700 об/мин | 32 (28) л.с. |
Крутящий момент двигателя при 5200-5800 об/мин | |
Система смазки | раздельная (совместно с топливом 1:25) |
Система охлаждения | потоком встречного воздуха |
Воздушный фильтр | сухой, с бумажным элементом |
Карбюратор | “Микуни” (К-62М) |
Диаметр диффузора | 32 мм |
Производительность главного жиклера | 190 куб.см/м |
Первичная передача | косозубыми шестернями |
Сцепление | многодисковое в масляной ванне |
Коробка передач | четырехступенчатая |
Переключение | ножное |
Задняя передача | открытая, втулочно-роликовой цепью |
Передаточное число первичной передачи | 2,18 |
Передаточное число задней передачи | 2,47 |
Передаточные числа коробки: | |
I передачи | 3,17 |
II | 1,81 |
III | 1,26 |
IV | 1,0 |
Рама | трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная (!) |
Передняя подвеска | бесштоковая телескопическая вилка |
Ход подвески | 155 мм |
Задняя подвеска | маятниковая |
Ход подвески | 90 мм |
Размеры шин: | |
переднего колеса | 3,00-19? |
заднего колеса | 3,50-18? |
Тормоза | колодочные |
Диаметр тормозного барабана: | |
переднего колеса | 190 мм |
заднего | 170 мм |
Напряжение бортовой сети | 12 В |
Генератор | ИЖ ГП-1, трехфазный, переменного тока |
Напряжение генератора | 14 В |
Мощность генератора | 100 Вт |
Аккумуляторная батарея | 6МТС-9 |
Регулятор напряжения | ИЖ РН-1 (БПВ 14-10) |
Свеча зажигания | А-23 |
Топливный бак | 14 л, бензин АИ-93 |
Масляный бак | 1,5 л, масло МС-20 |
Коробка передач | 0,8 л |
Перо передней вилки | 0,2 л, МГП-10 |
Амортизатор | 0,065 л, МГП-10 |
Зазор между контактами прерывателя | 0,35-0,55 мм |
Зазор между электродами свечи зажигания | 0,6-0,8 мм |
Свободный ход рычага сцепления | 5-10 мм |
Свободный ход рычага тормоза переднего колеса | 2-3 мм |
Свободный ход рычага ножного тормоза | 10-15 мм |
Опережение зажигания до ВМТ | 2,5-4,2 мм |
Провисание цепи привода колеса | 20-25 мм |
Давление в шинах: | |
переднего колеса | 1,5 кГс/см2 |
заднего без пассажира | 1,8 кГс/см2 |
——- с пассажиром | 2,0 кГс/см2 |
Примечание: технические характеристики в скобках для поздних выпусков.
В заключении, еще один материал по Иж Планете Спорт — видео тест-драйв, посмотрите очень интересно!
Здесь Вы можете пройти бесплатные тесты ПДД.
Ковровец К 175 — история одного мотоцикла.
Особенности конструкции
Конструкция, в которой выполнено ружье ИЖ-17, достаточно простая, что позволяет обеспечить высокую надежность при использовании и более вариативную систему ремонта. Помимо того, что цевье и ствол могут быть сняты, а в роли сверловки для последнего выступает цилиндр под напором.
Ствол в конструкции запирается посредством рычага, что откидывается назад, и крюка. К конструкции и практическому применению внешнего курка инженеры также подошли основательно. Он сделан таким образом, чтобы при незапертом стволе нельзя было выстрелить — это ограничение обеспечено предохранительным взводом и использованием отбоя. Если же курок взведен, то открыть ствол нельзя.
Следствием этого является то, что у спускового механизма отсутствует шептал, заменой которого стал спусковой крючок. Боек полностью обособлен от курка, а максимальные усилия спуска находятся в районе 2 кг. Помимо, в конструкции также произведены следующие наработки: предохранитель отсутствует, добавлен экстрактор — необходим для предварительно сдвига гильзы при открытии ствола.
Если рассмотреть особенности предыдущих поколений, то нужно отметить, что:
- ИЖК-1 был выполнен хромированным патронником и каналом ствола;
- ИЖК-2 в своей комплектации насчитывал два взаимозаменяемых надульника, что имеют разное сужение — сами же надульники накручивают вручную;
- одноствольное ружье ИЖК-4 представляет собой классическую одностволку 16 калибра, для которой был создан нарезной ствол длинною в 150 мм.
Все это привело к тому, что вес оружия в итоге зависел от используемого калибра. Если рассматривать модель с калибром 32, то ее вес составлял порядка 2.4 кг, а длина ствола была равна 675 мм, 16 калибр был при весе в 2.6 кг и длиной ствола в 720 мм. Как следствие, все это привело к тому, что ИЖ-17 стал наиболее совершенным посредством:
- меньшего веса;
- повышенного качества ударно-спускового механизма, что сделало ружье надежным и очень прикладистым;
- лучшим видом и балансом, которые прямо отразились на эргономике.
Все это дало ИЖ-17 высокую кучность боя и повышенную износостойкость.
Обзор редкой и неповторимой ИЖ-К
После Второй Мировой войны, когда жизнь в СССР стала приходить в норму, появилась потребность в охотничьих гладкоствольных ружьях для массового потребителя. Причем ружье должно было быть простым, надежным и качественным. С поставленной задачей ижевские оружейники справились замечательно: в 1954-м. году появилось новое, легкое, неприхотливое и безотказное охотничье гладкоствольное ружьё ИЖ-К, следом было выпущено несколько модификаций этого ружья различных калибров и в разном исполнении от рядового до штучного экземпляра. Всего было выпущено около 58 тысяч экземпляров этого одноствольного охотничьего ружья. В 1964-м. году, выпуск ИЖ-К прекратили окончательно, поскольку на смену ему пришла более современная модель ИЖ-18.
Технические характеристики
Рассмотрим подробно ттх ружья ИЖ-17:
- ствол имеет длину в зависимости от калибра от 675 до 720-730 мм;
- открытие ружья производится посредством затворного рычага;
- полупистолетная ложа произведена из бука (натурального);
- патронник, как и ствол, изготовлен из хромированного металла;
- из-за предохранительного взвода курок ружья расположен снаружи;
- совершить выстрел из ружья невозможно, если закрыты все стволы;
- существуют выпуски с разными калибрами: гладкоствольные ружья 12 калибра, 16 калибра, 20, а также 28 и 32 калибр.
В совокупности, такие сбалансированные характеристики делают серию одноствольных ружей ИЖ одним из лучших предложений на рынке.
12-й калибр:
Характеристика | Параметр |
Длина ствола | 730 мм |
Диаметр патрона | 18,6 мм |
Мощность выстрела | 80 Дж |
Кучность дроби | 65% |
Вес оружия | 2,8 кг |
16-й калибр:
Характеристика | Параметр |
Длина ствола | 720 мм |
Диаметр патрона | 16,5 мм |
Мощность выстрела | 75 Дж |
Кучность дроби | 60% |
Вес оружия | 2,6 кг |
32-й калибр:
Характеристика | Параметр |
Длина ствола | 675 мм |
Диаметр патрона | 13,55 мм |
Мощность выстрела | 60 Дж |
Кучность дроби | 45% |
Вес оружия | 2,3 кг |
Возможно, именно благодаря таким сбалансированным ТТХ ружье ИЖ-17 до сих пор остается желанным приобретением для многих охотников.
Совкоциклы
Сделаем небольшой экскурс в историю, речь пойдет про старого доброго (но с оскалом овчарки) ПСА! Он же Иж Планета Спорт. Мот этот выпускали с 1974 по 1984 год, учитывая свой 30-40 летний возраст, в хорошем состоянии его встретишь редко, информации по нему в интернете довольно много, но я постараюсь собрать кратко самое основное и интересное здесь. Реально к производству приступили в 1973 году, но первые спорты вышли в продажу в 1974 г. На то время это был революционный по советским меркам мотоцикл, внешне схожий с японскими мотоциклами 60х-70х годов. Он был с высоким качеством сборки и экспортировался во многие социалистические страны, составляя серьезную конкуренцию Явам и CZ. Выпускался до 1984 года, но особенно ценились и ценятся до сих пор ИЖ ПС первых выпусков. Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя (т.е. в бак заливали только бензин, для масла был отдельный бачок), которую перестали устанавливать в 1977году. На этот мотоцикл поставлялись импортные запчасти, как это было возможно в советское время, для меня остается загадкой. Первые 500 шт могли похвастаться задними амортизаторами KONI. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75мм), оснащался японским карбюратором Mikuni, что позволяло ему развивать 32 л.с. при 6700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л.с./тонну (в то время как безумно популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л.с./тонну). Благодаря этому мотоцикл обладал хорошей динамикой, разгон до 100 км/ч не превышал 11 секунд. Более узкое переднее колесо на 19”, отсутствие бокового прицепа и динамические показатели – все говорит о том, что мотоцикл не привычный совнархоз для перевозки картошки.
Двигатель до 1977 г. был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — для снижения вибраций, а с 1978 г. его стали прикручивать жестко к раме (Позднее что-то похожее случилось с харлеями спортстерами, только у них наоборот: сначала были риджиты с жеским креплением, а с 2004 двигатель стали устанавливать через резиновые сайлент-блоки, это так называемые раббер маунты. Общей связи конечно нет). Первые годы мотоциклы оснащались японским выпрямителем Denso, благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Кстати, есть экземпляры с мильными спидометрами и фарой с оптическими элементами Lucas для левостороннего движения. Вообще 1977 год был переломным, ранние ПС оснащались импортными комплектующими, которые позднее вытеснялись советскими. Получались так называемые «Японские ПС» — т.е. раннего выпуска с двигателем на подушках и некоторыми отличительными частями и «Советские ПС» — поздних выпусков, с жестким креплением двигателя и почти полностью на советских запчастях. Более поздние выпуски «Планеты Спорт» оснащались отечественным карбюратором К-62М, из-за чего максимальная мощность снизилась до 28 л.с. Отличить их от ранних выпусков можно по заднему фонарю, немного изогнутой выхлопной трубе, которая изначально была прямой, отличались амортизаторами, в более ранних версиях были стаканы из нержавейки, были отражатели на креплениях фары, под баком появилась косынка для укрепления рамы. В 1975 году головка цилиндров сменила оребрение с «веерного» на обычное, изменена форма камеры сгорания, в 1978 установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Таким образом, «Советские ПС» поправились на 20 кг и потеряли 4 лошади… Технические характеристики Общие данные согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 (отличные, в скобках) годов. • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм • Длина: 2 070 (2 150) мм • Ширина: 790 (810) мм • Высота: 1 150 мм • Дорожный просвет: 135 мм • Сухая масса: 135 (155) кг • Максимальная скорость: 140 (135) км/час • Расход топлива на 100 км пути… • при скорости 50-60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.) • контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.) • Время разгона до 100 км/час: 11 сек • Тормозной путь: • со скорости 60 км/час: 16 (18) м • со скорости 30 км/час: 7 м Двигатель • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (ещё её можно назвать пятиканальной, выходных перепускных окон — пять) • Число цилиндров: 1 • Диаметр цилиндра: 76 мм • Ход поршня: 75 мм • Рабочий объём: 349 см³ • Степень сжатия: 10-10,5 (8,7-9,2)…(степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра…) • Номинальная мощность двигателя… • при 5 600-6 700 об/мин: 32 л.с. (данные по инструкции 1975 г.) • при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л.с. (данные по инструкции 1983 г.) • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных) • Система охлаждения — потоком встречного воздуха • Система питания: • Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом • Карбюратор «Микуни» (К-62М) • Диаметр диффузора: 32 мм • Производительность главного жиклёра: 320 см³/мин • Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190» Трансмиссия • Моторная передача косозубыми шестернями • Сцепление многодисковое в масляной ванне • Коробка передач: четырёхступенчатая • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью • Передаточное число первичной передачи: 2,18 • Передаточное число задней передачи: 2,47 • Передаточные числа коробки передач: • I передачи: 3,17 • II передачи: 1,81 • III передачи: 1,26 • IV передачи: 1,0 Ходовая часть • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилка • Вертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм • Задняя подвеска — маятниковая • Вертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм • Размеры шин: • переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170 • заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74 (позже устанавливались заводом и на переднее колесо) • Тормоза — колодочные • Диаметр тормозного барабана: • переднего колеса: 190 мм • заднего колеса: 170 мм Электрооборудование • Напряжение бортовой сети: 12 вольт • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока • Напряжение генератора: 14 вольт • Мощность генератора: 100 Вт • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9. На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи. • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10) • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)
На базе Планеты Спорт в 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», особенно ценился двигатель, поэтому часто ходовую брали от CZ, а двигатель от ПС, получалась хорошая машина. А также на базе двигателя ИЖ Планета Спорт выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.
Разбавим сухие данные личными впечатлениями. Собственно, почему такой интерес к этой модели? Ответ прост: Планета Спорт — мой первый мотоцикл (мопеды не в счет). Считаю этот байк самым быстрым советским мотоциклом, который достоин внимания. У него есть своя харизма. Это такой «теплый ламповый» ретро байк, вибрирующий, живой. Гоняли на нем с братом в старших классах школы, в основном по лесу и грунтовке. Мотоцикл был 1983 года рождения, один из последних «Советских ПС», и даже со своими 28 двухтактными лошадями впечатлял тогда динамикой и одновременно тракторной тягой на низах. Спидометр был от Паннонии, родной. Однозначно, это мотоцикл, к которому надо приложить руки. Получалось, что копался я с ним чаще, чем ездил. При этом он проявлял характер, и не хотел заводиться, даже когда есть искра на свече и бензин в карбюраторе. В то время я был совсем юнцом, почти все делалось в одиночку и удавалось не всегда. В основном приходилось возиться с отсутствием зарядки, настройкой карбюратора и зажиганием. А какая у него отдача с ножки кик-стартера при неправильном зажигании! Помню, как хромал неделю. Ходят легенды о количестве порванной таким способом обуви… Были эксперименты с электронным зажиганием, ставил коммутатор от 2108 и сам паял датчик на оптопаре. А однажды пришел… и нет его. Какие-то…нехорошие люди угнали ночью. С тех пор прошло лет 10, но несмотря на его постоянные капризы, все равно в памяти остались теплые воспоминания. Запах 72 (и 93) бензина с маслом и грохот его довольно оборотистой одностволки. Жаль конечно, что угнали, и как ни странно, чем больше времени проходит, тем больше вспоминаю про ПС. Иногда попадаются в объявлениях более-менее живые аппараты, к которым еще можно и нужно приложить руки. Но останавливает отсутствие запчастей, их дороговизна, а также это шаманство со смешиванием бензина с маслом. Прилагаю список отличительных запчастей, устанавливаемых на ранних «Японских ПС», за которыми гоняются почти все владельцы Псов.
Мотоцикл ИЖ Планета Спорт 1974 года и далее до 1977года. Пульты на руле от Yamaha RD350 (Denso) (Япония) Звуковой сигнал Nikko YPL1400 (Япония). Карбюратор Mikuni VM 32-89 или AEX (Япония). Стоп сигнал Stanley 040-4765 (Япония). Замок зажигания от Yamaha RD350 (360-82508-42) (Япония). Отражатели на вилке — Stanley (RR 501Y SAEА 71) (Япония). Воздушный фильтр ELP 105/153-5100 TGL 39-474 (ГДР). Спидометр от Pannonia Т-5 (Венгрия). Оптика в фаре: Hella 1A7 001.140.01 (ФРГ). Поворотники — Иж Планета 3 хром. Защита цепи из нержавейки. Глушитель прямой, задняя крышка «звёздочка». Патрубок глушителя: 55 мм. Двигатель на резиновых «подушках». Хромированные «стаканы» задних амортизаторов, амортизаторы «короткие». Короткое (зауженное к низу) заднее крыло — без брызговика. Торцевое (слева на стойке) крепление зеркала заднего вида (M-408).
Планета спорт 1979 года, «Советский ПС»
Хорошие примеры есть у байкпостовца KAPITALIST «Советский ПС», правда сильно прокачан комплектующими, как раз теми, за которыми все гоняются. и «Японский ПС».
Ну и бонусом приведу пару фоток кастома на базе Планеты Спорт от известного кастомайзера Юрия Шифа.
Цена на ИЖ-17
Найти на современном рынке достойную ИЖ-17 в приемлемом состоянии будет не простой задачей, не смотря на огромное количество стволов выпущенных в 60-х — 70-х годах. Но тем не менее, стоящие экземпляры периодически всплывают на тематических сайтах о продаже оружия которые потенциальному будущему владельцу придется регулярно следить.
Средняя стоимость ИЖ-17 по актуальным ценам на 2022 год в удовлетворительном (рабочем) состоянии составляет всего 10 000 рублей и это цена указана еще выше средней. Однозначно можно сказать, что ИЖ-17 стоит своих денег и если ее привести в порядок, то прослужит оно еще не один год.
Достоинства и недостатки
Промысловое оружие ИЖ-17 помогает выполнить множество задач по желанию охотника. Толстостенный ствол способствует кучности при пулевой стрельбе. Ружье просто идеально для дробовой стрельбы в 45 м. Оружие удобное, разворотливое, легкое, с отличной балансировкой. Отдача очень маленькая. К тому же одиночный выстрел дисциплинирует.
К достоинствам ИЖ-17 относится:
- Разнообразие калибров 12-32;
- Простая конструкция;
- Простой и быстрый ремонт;
- Хорошая эргономичность;
- Безусловная надежность;
- Быстрая адаптация к эксплуатации.
В наши дни некоторые охотники экспериментируют с ИЖ 17 разнообразным зарядом патронов и оно выдерживает даже жуткие эксперименты, что говорит о качественном исполнении модели.
Из недостатков можно выделить следующие моменты:
- Труднодоступность покупки на сегодняшний день.
- Изношенные модели допускают много осечек.
- Одностволка ИЖ-17 для новичка – отличный вариант, но только в приличном состоянии.
- Охотниками отмечен тот факт, что с дымным порохом стрелять лучше, а от бездымного слабоват центробой.
Ружье «ИЖ-К»
Настольная медаль охотничье ружьё Иж-К 1955-1963
С дедом Арутом я часто ходил на охоту и многому у него научился. Дело в том, что охота и рыбная ловля в условиях Армении имеет свои особенности. Мы охотились с Арутом на кабанов и шакалов в камышовых зарослях, на барсуков в норах и рыбачили в период весеннего разлива реки Аракс.
Арут жил в добротном доме из розового туфа. Мы зашли в дом, он засуетился, поднялся с постели и встретил меня, как всегда, доброжелательной улыбкой:
– Здравствуй, Толя-джан…
– Здравствуй, Арут. (С самого начала знакомства он просил называть его только так).
Мы долго сидели, выпили чистейшей виноградной водки, которую Арут делал сам, и он рассказал мне интересную историю об охоте на барса. Потом он сходил в другую комнату и вынес уже знакомое мне ружье «ИЖК»:
– Вот из этого ружья я и убил барса. Дарю его тебе… Мне оно уже не пригодится…
Я посмотрел на его сына.
– А он не охотник, – заметил мой взгляд Арут.
Я поблагодарил Арута за подарок.
Через месяц его не стало. Его друзья-охотники были на похоронах и дали троекратный залп из ружей. Я стрелял из его ружья.
Так я стал обладателем ружья «ИЖК».
Думаю, что мало кто из современных охотников слышал об этом ружье, и тем более является его владельцем.
Ружья «ИЖК» выпускались на Ижевском механическом заводе в период 1955–1964 гг. Это однозарядная курковая одностволка с откидывающимся стволом. Мое ружье было 16 калибра, но мне было известно, что завод выпускал ружья и 20, 28, 32 калибров. Точно не помню, но масса ружья была чуть более 2,5 кг, и с ним было легко охотиться в августе – сентябре, когда в Араратской долине Армении стояла еще летняя жара.
Я знал, что Арут хорошо стрелял из этого ружья, но решил сам проверить его бой. Точность оказалась приличной. Резкость была, на мой взгляд, хорошей – дробины (№ 4) на дистанции 40 м проникли в сосновую доску на 2,4 своего диаметра. Пристреливать ружье на 40 м мне посоветовал Арут, ссылаясь на то, что ствол длинный (780 мм), а с длинным стволом можно поразить дичь на большем расстоянии, так как в этом случае увеличивается скорость полета снаряда и кучность стрельбы.
Сначала я думал, что ружье имеет ствол со сверловкой цилиндр, но, проверив кучность боя дробью, понял, что сверловка ствола – цилиндр с напором (дульное сужение 0,25 мм). Судите сами: с дистанции 40 м в круг диаметром 75 см попало 42% снаряда дроби № 4, а это вполне нормальный результат.
Пристрелку пулей я провел также на дистанцию 40 м. Пристреливал круглой пулей – других не было. После пяти выстрелов определил диаметр рассеивания – оказалось 15 см. Таким образом, у «ИЖК» оказалась хорошая кучность боя как дробью, так и пулей.
Я стремился к большей кучности боя при охоте на гусей и уток, так как стрелять приходилось почти на предельных дистанциях. С этой целью пересыпал дробь небольшим количеством крахмала. При охоте на куропаток такой нужды не было: стрелял я их на дистанциях до 20 м.
Хорошая кучность боя пулей мне очень помогала при охоте на кабанов. Нередко бывали случаи, когда я спокойно брал кабана на дистанциях до 60 м. Очень приятным был тот факт, что ружье кучнее стреляло картечью и крупной дробью. Мои успехи при стрельбе шакалов были просто поразительны. (Может быть, имело значение, что за шакала платили премию 10 рублей, плюс за шкуру 2–3 рубля). Впрочем, шакалов я стрелял успешно и дробью номер один.
Распределение дробин на пристрелочной мишени (равномерность осыпи) было без «окон». Во всяком случае, пустых пространств, в которых мог бы поместиться чирок, не наблюдалось. Бой ружья оставался постоянным все два года моих охот с «ИЖК», т.е. не было значительных различий между отдельными выстрелами в кучности, резкости и равномерности боя, хотя я сам заряжал патроны и мог, конечно, ошибаться в соотношении заряда пороха и снаряда дроби.
На ствольной коробке ружья был выполнен целик, что мне очень нравилось – привык стрелять из боевого стрелкового оружия.
Патронник (70 мм) и ствол «ИЖК» были хромированы. Ружье легко чистилось. В охотничьих магазинах того времени можно было приобрести металлические гильзы именно под этот патронник.
Особенностью ударно-спускового механизма было то, что если ружье не заперто, то взвести курок невозможно, а при взведенном курке нельзя открыть ружье.
Однажды со мной произошел довольно странный случай, когда ружье самопроизвольно выстрелило сразу же после того, как я вставил патрон в патронник и резко запер ружье. Я с недоумением осмотрел гильзу – капсюль цел! Сразу я не мог понять причину выстрела, но один из охотников предположил, что патрон перегрелся на солнце и при резком толчке произошел взрыв инициирующего вещества в капсюле. Такой случай был однажды, хотя патроны перегревались на южном солнце неоднократно.
Ружье оказалось довольно прикладистым. При вскидке ружье ложилось так, что мушка сразу попадала на середину ствола и на цель. Это происходило без какого-либо напряжения тела – корпуса, шеи или рук.
Я всегда определяю прикладистость ружья стрельбой по мишени навскидку. Иногда при вскидке ружья мушка чуть уходила вправо. Один из опытных охотников сказал мне, что ложа длинновата. Но после нескольких тренировок этот недостаток исчез сам по себе. А вообще на охоте я всегда руководствовался тремя правилами: не тянуть с выстрелом, уметь брать упреждение, знать дальность полета снаряда.
Уезжая на учебу в академию им. Фрунзе, я подарил ружье товарищу по совместным охотам, с которым увиделся через семь лет. Он рассказал, что ружье сохранилось и вполне исправно.
При последующей службе в Карелии я встретил одного охотника и удивился – он охотился с «ИЖК» 16 калибра, и в комплекте имелся вставной нарезной стволик длиной 150 мм, калибра 5,6 мм под патрон кольцевого воспламенения. Это была одна из модификаций «ИЖК».
Думаю, что появись в наше время в продаже это добротное, надежное ружье, то нашлось бы немало охотников его приобрести.
Анатолий КЛЕПЦОВ 28 января 2013 в 00:00
Советы по уходу
Как и все оружие, это ружье нуждается в периодической смазке и чистке после стрельбы. Так как возраст любого ИЖ-17 превышает сорок лет, при неправильном хранении могут появиться различные проблемы, обусловленные временем.
Если ружье не использовалось, механизм может заржаветь, а в дереве приклада и цевья – появиться трещины. Ржавчину обычно убирают с помощью обезвоженного или чистого авиационного керосина. УСМ замачивается в керосине на срок не менее суток, затем чистится ватой.
Нагар после стрельбы также легко убирается с помощью керосина. Места, с которых ржавчину отчистить не удалось, советуют заворонить.
Отзывы об ИЖ-17
Модели ИЖ-17 выполненные по индивидуальному заказу, имеют наивысшую кучность боя. Отделка деталей выполнена улучшенным способом, ружье имеет художественную гравировку.
Для ложа используют в основном орех, в более редких случаях – бук. Отладка механизмов проводится с большей точностью, нежели в серийных выпусках. ИЖ-17 индивидуального образца приятно ложится в руку, очень изящно выглядит. Бывалые охотники отмечают в таких ружьях некую охотничью эстетику.
Если имеется желание поупражняться с оружием старой школы, то лучшего варианта чем охотничья одностволка ИЖ-17 не отыскать. С середины прошлого столетия оружие было настолько распространенным, что и ныне не составит больших хлопот отыскать для требуемого ремонта необходимые запчасти.
В 60-х годах прошлого века ИЖ-17 являлся эталоном охотничьего ружья.
В качестве итога
Одноствольное ружье ИЖ-17 — универсальный вариант для тех, кто хочет попробовать оружие старой школы, но с приложением минимальных усилий к адаптации и ремонту. Факт того, что оно очень распространено также позволит без особых усилий найти все необходимые запчасти и патроны. Простота и вариативность, что предлагает ИЖ-17 является эталонной для ружья 1960 годов.
До сих пор стрелки часто выбирают охотничье ружье ИЖ-17. Цена для новичка тоже играет роль: это оружие можно купить порой за несколько тысяч рублей. Ружье относится к оружию широкого применения, оно используется для охоты как любительской, так и промысловой.
Охотники любят ИЖ-17 за его безотказность и относительную легкость. От многих можно услышать, что ружье не подводит даже в плохих погодных условиях, отлично служит, превышая гарантийный настрел в несколько раз и, ввиду простоты устройства, несложно в починке.
ИЖ-17 имеет небольшую отдачу, что немаловажно, особенно для начинающих охотников. Ввиду этого модель может использоваться для обучения, а также для стрельбы на стенде, ведь за одну тренировку выстрелов производится больше сотни, а уже после пары десятков отдача становится для стрелка значительной. Ружье выдерживает и большую мощность патрона, что позволяет увеличить дальность стрельбы. До сих пор эта модель остается в строю среди охотников и является отличным бюджетным вариантом для начинающего.
Заводим ИЖ К-16
Для мотоцикла каждый может собрать в гараже конструктивно простой двигатель, практически неубиваемый и мощный, энергосберегающий, всеядный. Для ясности смотрите — ДВС начинает работать как компрессор нагнетает воздух в внутрь камеры сгорания, назовем камеру сгорания условно — просто компактным герметичным баллоном, внутри баллона из-за горения топлива как внутри русской печки сжатый воздух моментально нагревается и образуется очень высокое давление. Практически в двигателе камера сгорания — баллон выполняет роль компрессора второй ступени — повышает давление благодаря тепловой энергии. Из камеры сгорания нагретый воздух с высоким давлением обратно поступает в поршневой компрессор, то есть после компрессора второй ступени поршневой компрессор продолжает работать как пневмомотор. Сами видите то, что ДВС работает просто, но с низким КПД из-за конструкции двигателя , а именно двигатель начинает работать как компрессор не эффективно из-за паразитного объема, далее неэффективно используется полученное рабочее тело для работы пневмомотора. Это намек на то , что можно собрать поршневой компрессор вместе с пенвмомотором для того, чтобы работал как неубиваемый двигатель. Новый класс двигателя будет работать так — при помощи поршневого компрессора атмосферный воздух напрямую подаем по трубе в внутрь герметичного баллона, а внутри баллона как внутри русской печки воздух будем нагревать открытым пламенем (обратите внимание на то) НЕПРЕРЫВНО для повышения давления, далее из баллона нагретый воздух с высоким давлением подаем по трубе для работы нового класса двигателя — компрессор+пневмотор. Японские изобретатели для веломобиля собрали новый класс двигателя на базе поршневого компрессора , пневмомотора и на одном литре бензина проехали 3644 км. Для новый класс двигателя как для велосипеда можно вносить новые технические решения для повышения эффективности используемого топлива. Я для работы нового класса двигателя, всем знакомый тульский самовар превратил в компрессор второй ступени, за техническое решение получил патент, схему выложил в интернет, чтобы все могли пользоваться. Мой самовар одновременно работает как газогенератор и генератор рабочего тела, то есть работает автономно на дровах как производительный , энергосберегающий компрессор для получения нагретого или перегретого воздуха для бытовой мини ТЭЦ.. Для нового класса двигателя нужны поршневого компрессора две штуки, герметичный баллон, кусочки труб и все и будет работать от любого источника тепловой энергии с высоким КПД, правда, один компрессор надо будет превратить в пневмомотор с золотниковым. Мотоцикл с новым классом двигателя будет на вид как мини торпеда на колесах.