Мото техника всегда считалась одной из любимых у большинства мужчин. В Советском Союзе мотоцикл играл важную роль в жизни многих людей, поэтому известные заводы выпускали новые модели с различными характеристиками, внешним видом и конструкцией. Сегодня Советские мотоциклы ушли далеко в историю, но мотоциклы известных брендов СССР до сих пор активно эксплуатируются и получают ряд похвал. Любому взрослому мужчине известны такие названия как Иж, Урал, Ява, Минск или Днепр. Это все легендарные модели, которые в свое время выпускались в огромном количестве.
Советская мототехника получила всемирное призвание благодаря простоте в использовании, доступности для большинства граждан и универсальности. Ведь производили не так много моделей, а значит починить их смог любой новичок в данном направлении. В зависимости от класса мотоцикла он предназначался для следующих целей:
- быстрая езда по городу и трассе;
- перевозка крупных и тяжелых грузов;
- использование в сельском хозяйстве.
История создания мотоциклов в СССР
Раньше советский мотоцикл считался настоящим символом хороших ощущений и радости, ведь он эксплуатировался в различных целях — катание девушек, посещение роддома, перевозка картошки с поля, езда с друзьями и так далее. Нынешние мотоциклы в России и других странах созданы известными зарубежными компаниями, но не стоит забывать о легендах прошлых лет, которые даже сегодня в некоторых моментах превосходят определенные новинки.
История мировой мототехники начинается с 1902 года, когда известный инженер Лейтнер решил поставить на велосипед двигатель объемом 430 кубов. Максимальная скорость тогда не превышала 35 км/час. Вплоть до 1923 года советский парк мотоциклов насчитывал лишь иностранные модели, но после инженер Львов решил создать первый мотоцикл «Союз». Уже спустя пару лет, а именно в 1928 году был серийно произведен более известный мотоцикл с названием Иж. С каждым годом советские мотоциклы улучшались, но в некоторых характеристиках были неудобными или уступали зарубежным моделям. Тогдашние модели ИЖ 20-х годов имели вполне неплохой двигатель, который достигал объема в 1 200 куб. см и выдавал мощность 25 лошадок. Даже большой вес в 290 кг не мешал ему хорошо разгоняться и отлично чувствовать себя на дороге.
Но со временем появлялись новые модели, которые завоевали миллионы сердец. Лучшие из них проектировали и выпускали на Ижевском, Минском, Киевском и Ковровском заводах. Мы предлагаем несколько наиболее известных и первых моделей мото СССР, которые известны до сих пор.
Л-300
Один из самых первых серийных мотоциклов, который выпускался с 1930 года. К сожалению, это не фирменная разработка СССР, за основу был взят немецкий DKW Luxus 300. К сожалению, производство модели длилось всего 8 лет, но было выпущено достаточно экземпляров. В дальнейшем модель была использована на таком мотоцикле как Иж-8.
Технические данные Л-300 были впечатляющими для того времени. Двигатель имел объем в 300 кубиков и до 3 000 об/мин. Мощность составила всего 6 лошадиных сил, а максимальная скорость ограничилась 80 км/час. При небольшом весе всего 125 кг мототехника могла потреблять в среднем 4, 5 литра на сотню. Выпускался мотоцикл на предприятии «Красный октябрь».
Технические характеристики
Двуствольное бескурковое дробовое охотничье ружье центрального боя ИЖБ-47 имело следующие ттх:
- Калибр: 12, 16, 20.
- Сталь: 50А Ижевского завода.
- Сверление: правый ствол – получок, левый ствол – чок.
- Длина ствола: 700 мм.
- Длина патрона: 70,1 мм.
- Длина ружья 1130 мм.
- Вес ружья: от 3 до 3,2 кг.
- Вес ствола: 1,5 кг.
- Ложе: с пистолетной головкой.
- Диаметр бойков: 2,5 мм
- Угол наклона бойков относительно оси канала ствола: нет.
- Выступ бойка из щитка колодки: не допускается.
- Усилие спуска на передний спусковой крючок: 1,5-2,7 кг.
- на задний: 1,7-3,0 кг.
Калибр | 12, 16, 20 |
Масса, кг | до 3,2 |
Длина патронников | 70 |
Диаметр бойков, мм | 2,5 |
Длина стволов, мм | 700 |
Усилие спуска, кг | передний спусковой крючок 1,5-2,7; задний 1,7-3 |
Изготовляется со стволами, имеющими сверловку. Указывает на способ сверловки клеймо. Например «18,2/17,4» — чок имеет диаметр (левый ствол) 17,4 мм, канал – 18,2 мм.
Результаты отстрелов также отображены клеймами. При изучении этих показателей, нужно, прежде всего, обращать внимание, что клеймо с параметрами рабочего давления отсутствует, эти данные записаны в паспорте.
Урал М-62
Представленная модель относиться к классу тяжелых мотоциклов, его производство длилось позже, а именно в период с 1961 по 1965 года. Производил Урал М-62 Ибритский мотоциклетный завод. К главным достоинствам модели можно отнести:
- наличие более современной коробки передач;
- мощность и надежность двигателя улучшились (до 28 л.с.);
- ходы подвесок немного увеличились;
- неплохая скорость при тяжелом весе.
При немалом весе в 255 кг инженеры смогли спроектировать двигатель с максимальной скоростью в 95 км/час. Урал М-62 был оснащен коляской и потреблял в среднем 6 литров на сотню. В дальнейшем выпускали другую улучшенную модель М-72.
Минск М1А
В Белоруссии выпускали самые известные советские мотоциклы в той стране — Минск. Они были лучшей моделью долгие годы и остаются одной из любимых до сих пор. Но история создания началась с первой модели — Минск М1А, который по слухам был сконструирован по образу немецкого DKW RT125. Первое производство модели датируется 1951 годом. Из всех моделей Минск по миру и бывшему СССР продано около 6, 5 млн. экземпляров.
Как и большинство советских моделей данный байк имел простую и надежную конструкцию, очень прост в ремонте. Двигатель модели имел объем 125 кубов и был вполне резвым.
Первые годы СССР
Первые попытки восстановить работу , фактически являвшегося пионером мотопрома до революции, были предприняты нескоро. В 1918 году предприятие было переименовано в «Государственный авиационный завод №1» и сосредоточился на выпуске авиационных деталей, дрезин и прочих изделий.
Вновь вернуться в привычное русло завод попытался в 1924, когда группа инженеров разработала и построила на нем самый первый советский мотоцикл, получивший символичное название «Союз». В сравнении с выпускаемыми в 1910-14 годах моделями это был уверенный шаг вперед. Во-первых, машина была построена на базе одноцилиндрового 4-тактного 503-«кубового» мотора и даже имела мягкую подвеску обоих колес, многодисковое сцепление и трехступенчатую коробку передач. А, во-вторых, в отличие от предшественников, практически полностью состояла из отечественных деталей. Исключение составляли лишь магнето и карбюратор, но даже двигатель был сконструирован и произведен в Советском Союзе.
В целом, разработка оказалась удачной и даже вполне успешно участвовала во «Втором испытательном автопробеге», проходившем в 1925 году, но по каким-то причинам в серийное производство так и не попала.
Иж Планета Спорт
Выпуском этой легенды занимался Ижевский мотозавод, который впервые показал новинку в 1973 году. Особый акцент при создании делали на скорость, поэтому для советского гонщика это был настоящий «Спорт». По внешности можно заявить, что модель отличалась немного спортивным дизайном, взятым у зарубежных моделей 60-х годов.
За долгое время производства Иж Планета Спорт был выпущен в огромном количестве, в дальнейшем экспортировался в другие страны. Главной особенностью была конечно же максимальная скорость, которая составляла до 140 км/час.
В качестве вывода
Доступное охотничье оружие, пусть и без выдающихся характеристик, во многом помогло налаживанию послевоенного быта. Особенно это касалось сельской и пригородной местности, где добыча охотника стала весомым подспорьем в хозяйстве.
Через несколько лет, когда отечественная промышленность вышла на прежний уровень, на смену первым послевоенным моделям пришли новые разработки. Производство ИЖ-47Б было прекращено.
Уже к семидесятым годам ижевские модели сороковых считались просто старыми ружьями, а по прошествии полувека перешли в разряд коллекционных.
В настоящее время, все виды ИЖ-47Б, а не только редкие 12 и 20 калибов, вполне востребованы. Как и все сделанное при товарище Сталине оно пользуется немалым спросом у ценителей. Однако следует понимать, что на коллекционность ружья сильно влияет аутентичность имеющейся единицы оружия.
Самую высокую стоимость имеют экземпляры, в которых не заменена ни одна деталь, есть паспорт, квитанции, а в полной комплектности — торговый чек. В подобных случаях речь может идти о тысячах долларов. Разболтанный дедушкин ИЖБ-47 с поменянными замками имеет цену, конечно, но за эти деньги его не продашь. Чем больше не родных деталей, чем хуже сохранность оставшихся, тем меньшей будет коллекционная ценность.
Бескурковка ИЖБ-47 1947 года была изготовлена в незначительном количестве. Из нескольких десятков тысяч до нашего времени сохранились немногие стволы и всплывают они на рынке не часто. Поэтому экземпляр ИЖБ-47 может стать пусть не украшением, но вполне достойной частью коллекции огнестрельного оружия.
На нашем вторичном рынке горизонталка ИЖБ-47 встречается весьма редко, это безусловный раритет и предмет настойчивого поиска коллекционеров отечественного охотничьего оружия, несмотря на внешнюю грубоватость форм и лаконичный декор.
Jawa 360
Более позднее Советское время говорит об эпохе фанатов Явы. В 70-е годы это был один из лучших мотоциклов, на котором передвигался каждый третий советский байкер. Сам производитель выпустил более 1 млн. экземпляров, которые завоевали сердца тысяч людей. Наиболее красивой, надежной и мощной была Jawa 360.
Наиболее интересными считались модификации с боковой коляской, с хромированным бензобаком и насыщенным красным цветом. В зависимости от модификации различали двигатели на 250 и 350 кубов. Двигатель на Ява 350 был резвым и мощным, не зря ходила поговорка «Купил Яву — копай яму».
Достоинства и недостатки ИЖБ-47
Довоенная модель ИЖ-36, конструкция которой легла в основу ИЖ-47 имела ряд недостатков. В частности нарушенный баланс, неэргономичный приклад и ложе, неудачная система взведения. Ружья ИЖ-46, ИЖ-47, которые были модифицированными образцами модели 1936 года, постепенно избавили бескурковое ружье от подобных неудобств.
Для изделий того времени характерны отступления от технологического цикла: как в изготовлении отдельных деталей, так и в сборке готовых единиц. Любители коллекционного охотничьего оружия зачастую приходят в недоумение: в ижевских ружьях выпуска 1945-1947 годов, немало деталей с несоответствующей маркировкой.
Такая ситуация возникла из-за использования нестандартных деталей, которые находились на складах оружейных заводов. Эти детали использовались при сборке и не всегда были полностью совместимы друг с другом. Встречались и другие технические сложности.
Например, выпуск аналогов ИЖ-47 на Украине был остановлен из-за большого процента брака.
Постепенно оружейники избавились от основных недостатков. Модель 1947 года выпускалась уже полностью серийно, с соблюдением всех особенностей технологии.
Старые модели, в том числе ИЖ-47Б, среди охотников заслужил репутацию надежного, простого и неприхотливого оружия.
Для этого ружья отличное применение нашлось в отдаленных районах, где не было развитой ремонтной базы. Возможность привести в порядок ружье в обычной механической мастерской была огромным плюсом. Главным же достоинством ружья было его серийное производство, которое помогло насытить рынок.
Днепр 11
А данная модель советских мотоциклов была хоть и универсальной по дизайну и эксплуатации, но наибольшим спросом пользовалась у «рокеров». Первые советские байкеры считали Днепр 11 одним из лучших, производство мотоцикла происходило в Киеве.
Конструкция мотоцикла простая и легко ремонтируется, большинство также старались провести тюнинг модели, что вполне удавалось при незначительных усилиях. Интересен тот факт, что советские мотоциклы Днепр 11 до сих пор можно встретить на дорогах в работающем состоянии.
Как сейчас используют советские байки?
Сейчас ретро мотоциклы СССР можно увидеть как в музеях, так и на дорогах общего пользования. Они почти не растратили своей популярности и все также используются в сельском хозяйстве, а молодежь на них получает первый опыт вождения. Конечно, суровые условия использования тех времен не позволяют найти агрегат в отличном состоянии, да и техническая часть российского производства всегда оставляла желать лучшего. Однако советские мотоциклы все еще на ходу и даже выглядят вполне сносно.
В целом мотоциклы СССР ничуть не уступают, а во много даже превосходят зарубежных производителей. Проходимостью Днепра или Урала может похвастаться далеко не каждая иномарка. Более того, запчасти на мотоциклы всегда легко найти и произвести ремонт самостоятельно.
Для многих людей советские агрегаты всегда будут более востребованными, чем другие. Ведь на них мы не только работали и ездили на отдых, но и побеждали в войнах. Сейчас существует множество коллекционеров, собирающих самые редкие модели мотоциклов. Производя их реставрацию, они добиваются максимальной приближенности к оригиналу. Вы наверняка ни один раз видели очень старенький байк с превосходным внешним видом. Поездка на таком агрегате по России вызывает у посвященных людей не только восхищение к аппарату, но и уважение к его владельцу.