ИЖ-49, мотоцикл: фото, технические характеристики, тюнинг, отзывы владельцев

Советский мотоцикл ИЖ-49 представляет собой двухколесный моторный аппарат средней категории для дорог с твердым покрытием. Легендарная машина выпускалась Ижевским комбинатом в период с 1951 по 1958 год. За время серийного производства с конвейера сошло более полумиллиона экземпляров. Раритетный байк имеет многолетнюю историю, является экспонатом в музее автомобильной старины (г. Владивосток). Также эту технику можно встретить в выставочных залах Москвы, Риги, Минска, Санкт-Петербурга. Модель в свое время была востребована на всем постсоветском пространстве. рассмотрим особенности и характеристики этой «легенды».

Как создавался мотоцикл ИЖ-49?

После окончания Второй Мировой войны из Германии, согласно плану репарации, были вывезены мощности мотоциклетной компании Dampf Kraft Wagen. О масштабах акции свидетельствует тот факт, что в СССР попали практически готовые производственные конвейеры, при этом советские инженеры не умели работать с немецким оборудованием. В результате все технические средства поступили на завод Ижмаш.

Несколько лет потребовалось ижевским конструкторам для наладки станков и выпуска пробной модификации DKW NZ-350. После этого стало понятно, что привезенное оснащение вполне рентабельно и жизнеспособно. Заводские инженеры начали разрабатывать технологическую карту для изготовления дорожного мотоцикла среднего класса. Советские энтузиасты-разработчики были нацелены на создание оригинального экземпляра с отечественными параметрами, хоть и оборудование вынуждало специалистов применять немецкие технологии.

Первые модификации

Мотоцикл ИЖ-49, фото которого представлено ниже, серийно начал выпускаться в 1951 году. В целом, машина на основе немецкого прототипа получилась довольно убедительной и практичной. За время выпуска байк завоевал популярность по всей стране, обладал достойными характеристиками. С производства технику сняли в 1958 году, на смену пришло новое поколение ИЖ-56.

Стоит отметить, что еще длительный период 49-й лидировал на рынке, поскольку его приемник был принят потребителем довольно прохладно. Во многом это связано с неудачной конструкцией 56-го, требующей бесконечных доработок и усовершенствований.

Конструкция

Замки ружья ИЖ-49 взводятся от открывания ствольного блока. Курки изготовлены, как единое целое с бойками. Под подушками колодки в специальных пазах вмонтированы боевые пружины. Эти же подушки, подвергнутые усиленным испытаниям, проклеймены буквой «У», заключенной в трапециевидную рамку.

Правый ствол ружья ИЖ-49 имеет дульное сужение «цилиндр» либо «получок», левый – «чок» или «получок». Вес ствольного блока приличный, по тяжести почти соответствует спортивному вооружению, но за счет собственной массы ружья выдерживают немалую нагрузку, большинство экземпляров сохранилось до сегодняшних дней.

За время изготовления в конструктивные особенности ружья ИЖ-49 были внесены определенные изменения. К примеру, бойки и курки, изначально выполнявшиеся, как единое целое, стали разделенными и возвратными. Если раньше охотники жаловались, что они немного застревают в капсюлях, то потом бойки стали возвращаться в первоначальное положение. Курок автоматически становился на зацеп шептала, боек за счет возвратной пружины отжимался внутрь колодки за плоскость щитка.

Технические характеристики мотоцикла ИЖ-49

Ниже приведены основные тактико-технические параметры легендарной двухколесной машины:

  • Длина/ширина/высота – 2,12/0,77/0,98 м.
  • Сухая масса – 150 кг.
  • Грузоподъемность по максимуму – 160 кг.
  • Скоростной порог – 90 км/ч.
  • Ходовой запас после одной заправки – около 180 км.
  • Преодолеваемый брод по глубине – 0,3 м.
  • Средний расход топлива – 4,5 л/100 км.
  • Тормозной узел – барабанные системы на переднем и заднем колесе.
  • Подвеска передняя/задняя – телескопическая вилка с пружиной и гидравлическим амортизатором/маятниковый элемент.
  • Тип сцепления – мультидисковый блок в масляной ванне.
  • Трансмиссия – четырехрежимная коробка передач с ножным переключением.
  • Шины – 3,25/19.
  • Привод – задний с роликовой цепью и передаточным числом 2,33.

Силовой агрегат

Конструкция мотора мотоцикла ИЖ-49 позволяет использовать его практически в любых условиях, установка отличается размеренной и ровной работой. Картер двигателя – блочного типа, сделан из двух удлиненных половин. Во фронтальной части находится кривошипный блок с коленчатым валом, а в заднем отсеке – КПП. На левой оси размещен кик-пускач и рычаг переключения передач.

Мотоцикл ИЖ-49 (технические параметры мотора):

  • Тип – двухтактный двигатель с одним цилиндром.
  • Перемещение поршня – 85 мм.
  • Размер цилиндра – 72 мм.
  • Объем рабочий – 346 куб.см.
  • Компрессия – 5,8.
  • Мощность – 11,5 лошадиных сил при 4000 об/мин.
  • Охлаждение – атмосферного типа.
  • Смазка – смесь с топливом в пропорциях 1/25.

Ходовые элементы

Телескопическая вилка советского мотоцикла ИЖ-49 агрегирует с защитным щитком (крылом), там же приспособлен тросик спидометра и привод фронтального тормоза. В верхней части руля предусмотрена параболическая фара с встроенной системой зажигания и учетчиком скорости. В этом же отсеке расположены зеленая и красная лампочки, выполняющие роль индикатора электросети. На рассматриваемом мотоцикле не предусмотрен аккумулятор, схема функционирует от магнето.

Подвижка руля осуществляется в диапазоне 35 градусов в обе стороны. Колонка корректируется по высоте и фиксируется с учетом роста водителя. В правой части топливного бака имеется рукоятка ручного переключения скоростей, повторяющий ножной аналог. Оба варианта идентичны, мотоциклист выбирает максимально удобный для себя способ.

Технические характеристики

Конструктивно ружье было простое и состояло из трех основных частей: спаренных стволов, цевья и приклада на котором крепилась коробка с ударно-спусковым механизмом. Модель была с внутрикурковой схемой и автоматическим предохранителем. Сами курки были соединены с бойками, пружины же были чрезмерно сильными, что было заводской недоработкой. Схема запирания стволов была тройной, то есть три точки фиксирования, два нижних крюка и верхний рычаг.

Приклад и цевье изготавливались либо из бука, либо из ореха. Как правило орех применялся только для изготовления заказных, штучных и экспортных ружей. Для массового потребителя в обычном исполнении использовали бук.

Основными ттх ружья ИЖ-49 считаются:

  • калибр, мм – для серийного производства преобладал 16, в меньшей степени внимание уделялось выпуску моделей с 12 и 20 калибрами, модели различались не только по номерам калибров, но и по годам выпуска;
  • расположение хромированных стволов – горизонтальное, стволов два;
  • дульные сужения – в правом – 0.5 мм, в левом – 1 мм, для калибров 16 и 20 сужения составляют 0.45 и 0.8 мм;
  • кучность стрельбы – для правого ствола – 50 – 55 %, для левого – 55 – 60 %;
  • длина ствольной части, мм – варьируется в диапазоне 700 – 725, штучные варианты достигают 750;
  • длина патронника, мм – 70.1, указывается с точностью до 0.1 мм, стрельба ведется одинаково хорошо из металлических и бумажных патронов;
  • металлические элементы изготовлены из стали марки 50А;
  • материал ложи – бук (для серийных партий, грецкий орех – по индивидуальным заказам;
  • масса ружья ИЖ-49, кг – от 3.0 до 3.75 (разница зависит от калибра оружия).

Комфорт посадки

Так как мотоцикл ИЖ-49 (фото ниже) не относится к скоростным модификациям, его сидения спроектированы для максимально комфортной езды. Площадь посадки достаточно большая, рифленая поверхность, прекрасная амортизация. Она обеспечивается пружинами, установленными под пластиной, отвечающей за смягчение тряски и прием части нагрузки на себя.

Некоторые модификации оснащены задним пассажирским седлом с такими же характеристиками, но меньшего размера. На других моделях устанавливается обычная поролоновая подушка, обитая прорезиненной тканью.

Некоторые владельцы мотоцикла ИЖ-49 модернизируют заднюю «сидушку» под себя и родственников, дополнительно повышая комфортность посадки. Например, для ребенка резонно соорудить специальную устойчивую спинку. Для этого берут прочную основу, приваривают несколько стоек к основанию, в верхней части делают горизонтальную связку, служащую в качестве опоры. Вариантов тюнинга задней части множество. Особенно если подойти к этому делу творчески и с фантазией.

Общее описание ИЖ-49

Модель ИЖ-49 представлена двуствольным внутрикурковым ружьем, стволы 16 калибра, расположение – горизонтальное. Стабильность боя обеспечивается двумя качественно спаянными стволовыми трубками с тройным запиранием на пару подствольных крюков. Совмещение бойков с курками жесткое. С того момента, как оружие поступило в продажу, многие охотники выражали недовольство, что жесткие бойки рвут капсюля, и только с 1953 г. ситуация изменилась – ружье ИЖ-49 получило курки с бойками возвратного действия. Взвод происходит в момент открывания ружья.

ИЖ-49 снабжен автоматическим предохранителем, защищающим от случайных нажатий. Предохранительная кнопка располагается на хвостовой части колодки. Курки спускаются плавно, на цевье имеется рычажная защелка. Ложе исполнено в пистолетном варианте. Для него и цевья в изготовлении использовали древесину грецкого ореха. Этот же материал шел на изготовление приклада на ИЖ-49, на котором ставилось заводское клеймо в виде геральдического щита, а внутри его находилась звезда.

Главное внешнее отличие ИЖ-49 состоит в том, что задняя часть колодки обрезана прямо, подушка в длину достигает 4.8 см. Сигнальные штифты, указывающие на то, что курки взведены, лежат на боковых плоскостях колодки, заключенные в оправки из латунного сплава.

Ружье ИЖ-49 с горизонтальным расположением стволов и замками в колодке и тройным запиранием ствольного блока создавалась на базе давно испытанной модели с ударным механизмом Энсон-Дили. Среди новинок, освоенных Ижевским заводом к середине двадцатого столетия, она заняла первое место по крупносерийному выпуску. Этому способствовало появившееся к тому моменту на заводе нужное оборудование для массовых выпусков.

В 1950 г. на Московской выставке охоты и собаководства ружье ИЖ-49 было удостоено малой золотой медали и диплома первой степени. Ружье сыграло положительную роль в развитии охотничьего хозяйства СССР, дав в руки охотников надежное, относительно дешевое оружие.

Недостатками модели ИЖ-49 были слишком большой вес, неудовлетворительный баланс (центр тяжести у ружей рядовой выработки находится в 82 мм от казенного среза стволов), грубоватая внешняя отделка.

Работа по созданию ИЖ-49, его серийный выпуск позволили заводу накопить необходимый опыт конструирования и производства двуствольных ружей. Опираясь на этот опыт, учитывая замечания и пожелания охотников, Ижевский механический завод разработал новую, более совершенную модель, ружье ИЖ-54, которое пришло на смену ИЖ-49.

Модернизация

Рассматриваемая двухколесная машина сама по себе элегантна и станет украшением любой автомобильной коллекции. На современном рынке найти подобную модель практически нереально. Те редкие экземпляры, которые попадаются в продаже, для восстановления требуют практически полной переделки. Коллекционеры в погоне за этим экземпляром готовы отдать порядка трех тысяч долларов за единицу.

Счастливые владельцы раритета редко кардинально переделывают байк. Среди самых популярных инноваций – установка бесконтактного зажигания на мотоцикл ИЖ-49, вставка хромированных деталей, монтирование нового сидения. В общем, лучшей модернизацией указанной машины станет талантливо проведенная реставрация.

Добавлю сюда пост про любимый мотоцикл ИЖ-49. На момент восстановления не имел опыта ремонта и восстановления мотоциклов, и катастрофически нет времени, работаю в командировках. Поэтому строго не судить! Все недочеты и несоответствия оригиналу мне известны. Написан отзыв в 2014 и размещен на другом интернет-ресурсе. Поехали… ] Что такое ИЖ-49, я знал, но даже и в мыслях не было купить его, владельцы этих мотоциклов по мании величия и от осознания владения раритетом, переплюнули владельцев всех Ижей вместе взятых. Причем состояние мотоцикла для них не значит ничего. Не важно, то ли это солянка из всех Планет местного колхоза + тракторное магнето, либо ржавый остов, который оставили по совету пьяного соседа, который в свою очередь сильно разбирается в ретро и убедил хозяина не отдавать его задешево, а ждать когда за этим хламом приедут из самой Москвы. Полистайте объявления и вы поймете о чем я… Поколебавшись, решил позвонить. Фото мотоцикла в объявлении не было. Голос в трубке озвучил цену в 10 т.р. Все что я на тот момент знал, что у ИЖ-49, должно быть переключение скоростей на баке и глушители с рыбками на конце. Выяснив, что все это есть и мотоцикл вроде как на ходу, но без документов, находится от нас за 50 км. – сказал, что беру и приеду завтра за ним. Был январь, время 15:00. Позвонил отцу, спросил на завтра Газель. Отец говорит – « Поехали заберем сегодня, что ждать то». И правильно сделали, пока были в дороге, еще двое позвонило хозяину и захотели забрать, но не успели. Сторговались до 8 т.р., загрузили его в Газель и поехали обратно домой. Радовался, как ребенок, у которого сбылась самая-самая мечта и не поверите, прошло 1,5 года, я до сих пор также радуюсь ему, на выходных не могу удержаться, что бы не проехать на нем.

Утром бегом к нему, рассмотреть его. Забирали его в темноте, в гараже была лампочка Ильича, смотреть было особо нечего. С виду целый, на ходу условно – «кто-то, когда-то, недавно, ездил на нем, прицепив магнето». Ржавчина, помятости, все в соответствии своему возрасту и условиям обитания. Был напрочь лишен всей электрики и проводки. Оказался покрашен в темно-синий цвет, но явно когда то перекрашен, причем качественно, не кисточкой в гараже и полностью. Но видимо это было очень давно, и для всех это был кусок старого железа, но не для меня. Усевшись в интернет, сразу же очутился на форуме по мотоциклам ИЖ-49 и немного по близким по возрасту мотоциклам тех лет, с того времени больше не выходил из него. Всегда помогут советом, деталью, ссылкой, очень дружный и доброжелательный форум.

izh49.borda.ru/

На этом Лирика кончилась. Практика. Начну с того, что к своим 30 годам, я ни разу не занимался ремонтом и эксплуатацией мотоцикла. Юпитер 2 в 16 лет не в счет, на нем только ездили, ковыряние отверткой и ключем на 10, не считается. Опять же оговорюсь, с мотоциклами нет, но с машинами да. Все, что нужно уметь мужику делать с отечественной машиной, все делал и не вызывало трудностей. Служба в армии на УАЗе дополнила навыки, и жизнь в общем то не баловала наличием новых автомобилей, а уж иномарками тем более. Ну да ладно. Вооружившись книжкой, распечатками с интернета, с форума засел в гараже, в условиях ниже нуля. Решил перед полной разборкой завести его и прокатиться по улице. Сердцем мотоцикла ИЖ-49, считаю распред. коробку. Это небольшая черная коробочка, в которой спрятаны катушка зажигания, реле-регулятор, замок зажигания и контрольная лампочка зарядки. Все это включается ключом причудливой формы. На следующих моделях Ижевского мотозавода, ничего подобного уже не было. Собрал для пробного запуска электро — схему от ИЖ Планеты. Катушка зажигания 6В + РР1+ аккумулятор + генератор. Ушло время на поиски по знакомым, что-то подарили, что-то купил в магазине ( пустая трата денег, ничего не работает, т.к. сделано Китаем и очень плохого качества ). Наконец настал день, когда он завелся каким то чудом! Усевшись во дворе, попробовал включить скорость, включилась, но мотоцикл поехал…… назад.

Слишком раннее зажигание, коленвал прокрутился в обратную сторону! Больше он заводиться не собирался и мороз на улице в -18, желания мне не прибавил. В следующие выходные, я опять завел его и попытался выехать на нем, но порвалась цепь. Цепь оказалась крупнее обычной, то ли с комбайна, то ли с транспортерной ленты, не важно. Новая цепь стоит 300 рублей, поставил. Вперед! Но нет, проехав еще 2 метра, порвался трос газа. Все! Хватит! В разборку для ремонта! Решил очистить от старой краски при помощи щетки-насадки на болгарку. Вот это АД! Только благодаря энтузиазму и желанию весной выехать на нем, подгоняло меня. Процесс совершенно отвратительный. Во все стороны летят проволока от щетки, впиваясь в одежду ( работал строго в очках ), краска превращается в пыль, болгарка норовит выдернуться из рук на каждой неровности детали. А кол-во деталей рамы и обвеса! Я во время покраски посчитал – около 60 штук и в основном мелочь!.. Всякие подрамники, проставки для центральной подножки, проставки под сигнал, распорки, сидения разобранные на составляющие и т.д.

Больше никогда не буду этим заниматься. Лучше заплатить, подождать, договориться на пескоструй, но только не это! Двигатель в капитальный ремонт по знакомству отдали в балаковский спидвей-клуб «Турбина». Механику Виталию – Спасибо! Несмотря на 60-летний возраст, под замену пошли только подшипники, сальники и кольца.

Бак и крылья отдал в автомалярку, остальное все красил сам, осваивая впервые это ремесло. Перекрашивал, заново счищал, заново красил. Получилось нормально.

Самое трудное, это рисовать цировки ( тонкие линии на раме, баке, крыльях). На заводе этим занимались женщины, которые твердой рукой и кистью с длинным концом из натурального волоса наносили с первого раза стандартные линии, утвержденные видимо Госкомиссией РСФСР. В наше время это является искусством и зовется чудным словом пинстрайпингом и популярно в Америке наравне с аэрографией. Так как среди владельцев Ижей, не наблюдается пинстрайперов, то каждый делает, как может. Самый лучший по результатам способ, это выклеивание контуров цировок контурным скотчем ЗМ., закрытие остальной поверхности и покраска краскопультом. В моем случае, это была разрезанная поперек изолента, и покраска кисточкой. Результат получился разный. Где то очень хорошо, где то кривовато.

После оцинковки

Первый опыт по покраске автоэмалью.

Сборка мотоцикла

Наконец, спустя 11 месяцев, перед снегом, установили магнето и он завелся! Первый раз проехал за рулем мотоцикла ИЖ-49.

Видео первого выезда

На следующий 2014 год, я все лето ездил на нем в свободное время.

Номера курганские, но в нашем Саратовском регионе (64) смотрятся красиво.

На следующий день выпал снег. Закрыл сезон 2014

В конце года мой мотоцикл попал на фото клубного календаря 2015, нашего форума, посвященного мотоциклу ИЖ-49, очень был рад и горд этим событием

«>

Модификации

За период серийного производства 49-го ИЖа на его основе был выпущен ряд модификаций:

  1. Вариант 50А — ориентирован на многодневные соревнования.
  2. Модель 50Б – кроссовый байк с форсированным «движком» до 16 «лошадок». Он получил улучшенную систему продувки, увеличенные газораспределительные фазы, повышенную компрессию. Особенности – алюминиевый цилиндр с чугунной гильзой, облегченная экипажная часть.
  3. Версия 51М с основными характеристиками ИЖа-49 предназначена для шоссейных кольцевых заездов. Из новшеств – опытный силовой агрегат с картером переменного объема, для чего использовался поршневой насос в нижнем отсеке элемента.
  4. В 1955 году выпускалась обновленная линейка спортивных аналогов с рамой сварного трубчатого типа и маятниковой подвеской заднего колеса. Первым представителем стала модификация ИЖ-54 с мотором силой 20 лошадиных сил (для шоссейных и кольцевых гонок).
  5. Серия под индексом 55 ориентирована на кроссовые и многодневные заезды. Силовой агрегат «прокачан» до 18 лошадиных сил, обладает увеличенным диаметром проходного сечения и повышенной компрессией, наряду с модернизацией продувочной системы. Ходовая часть практически не отличается от штатной модели. Существенное внимание разработчики уделили очистке воздуха, защите карбюратора и узла зажигания от влаги. Воздушная смесь в камеру сгорания попадает через специальный приемный отсек, находящийся в задней части бензобака. Выпускные патрубки подняты вверх, зажигание осуществлялось от магнето, расположенного в герметичном алюминиевом корпусе. Техника оснащена специальными кроссовыми шинами с глубоким узором протектора и гоночной подушкой на заднем щитке.

Достоинства и недостатки

Данная модель открыла послевоенное производство охотничьего гладкоствольного оружия для массового потребителя. Многое требовалось дорабатывать и усовершенствовать. Поэтому у ИЖ-49 преимуществ было очень немного. Основным преимуществом можно назвать доступность этого ружья: цена была небольшая и его мог позволить себе любой желающий гражданин, благо что ружье выпускалась большими партиями.

Недостатков было куда больше и они касались технической стороны. Ружье достаточно часто давало осечки, потому как капсуль в импортных патронах (своих тогда почти не было) не накалывался, а полностью пробивался, так как пружины были слишком сильные. Осечки как правило случались в самый неподходящий момент.

Ружье имело очень плохую развесовку и баланс. Центр тяжести был смещен в сторону цевья, что создавало неудобство при прицеливании, а при стрельбе навскидку часто бывали промахи.

Ружье очень плохо переносило низкие температуры, что выражалось в осечках и отказах, а учитывая географию страны это стало настоящей проблемой.

Все эти технические недоделки копились, изучались и принимались к сведению. Но уже не было никакого смысла совершенствовать эту модель, потому что ей на смену уже спешила другая, поистине ставшая легендарной.

К положительным качествам ружья ИЖ-49 относятся следующие:

  • отличная спайка стволов гарантирует качественный бой;
  • по длине стволы бывают разных вариантов, некоторые даже – в штучном исполнении;
  • стрельба из бумажных и металлических патронов ведется с одинаковой кучностью;
  • автоматический предохранитель повышает уровень эксплуатационной безопасности.

Будет справедливо наряду с положительными качествами перечислить имеющиеся недостатки:

  • Многие охотники указывали на солидный вес оружия, много недовольств эксплуатация ИЖ-49 вызывала во время зимнего сезона. Уже тогда многим становилось ясно, что ружье необходимо дорабатывать или заменять.
  • Балансировка считалась наиболее слабой стороной ружья, вызывала массу нареканий. Этот недостаток мешал быстрому прицеливанию, что на охоте создавало серьезные проблемы.
  • Центр тяжести приходится на 82-й мм ствольного среза, что не совсем удобно при стрельбе – такую конструкционную особенность приходилось постоянно учитывать.
  • Внешняя отделка смотрится грубовато и некачественно, должных восхищений не вызывает.
  • Пружины сверхмощные, тонкостенные капсюля импортных патронов от их ударов деформируются.

В наше время уже редко можно увидеть ИЖ-49 на охоте. Если вдруг и встречается старенькая дедовская двустволка, то это сразу же становится предметом для сравнения и восхищения раритетным оружием. Современное производство охотничьего оружия все больше стремится к полуавтоматам. Лишь старые охотники и истинные ценители охотничьего стрелкового оружия имеют в своем арсенале потертый, но рабочий экземпляр ИЖ-49.

Отзывы владельцев

За семилетнюю историю производства мотоцикла ИЖ-49, в его истории случилось много перемен. Машина постоянно дорабатывалась, усовершенствовалась, некоторые лишние и ненужные элементы упразднялись. Тем не менее, агрегат всегда отличался надежностью, агрессивностью и долговечностью. Эти качества, прежде всего и отмечают в нем владельцы. О популярности серии говорит тираж свыше полумиллиона экземпляров. Отклики пользователей об этой машине – преимущественно положительные. Среди указанных преимуществ владельцы отмечают длительный рабочий ресурс двигателя без капитального ремонта. К недостаткам потребители относят сложность ремонта мотоцикла ИЖ-49, поскольку очень непросто найти подходящие запчасти.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]