Появившись в 70-х годах, мотоциклы семейства JAWA представляли собой совершенно новую концепцию двухколесного транспортного средства.
Хотя, на первый взгляд все параметры мотоцикла стандартны – электропроводка Ява 350, схема работы двигателя и электрические системы встречалась и раньше на других моделях, включая и отечественные.
Заводская схема электропроводки Ява 350 образца 1976 года
БСЗ (Безконтактная Система Зажигание) на Яву 638
Опосля покупки и первой недельки эксплуатации байка Ява я почуял что Ява это зверек(мой 1-ый мот) ,но практически сходу же начались задачи опосля предшествующего владельца,то свечки умерали ,то котёл не работал. Читал деньками и ночями про БСЗ,т к контакты надоели,тем наиболее их пора было поменять т к за 20 лет вся система зажигания стёрлась. Ну вот ,на деньках я познакомился еще с Явистом в нашем городке и у него стояла БСЗ. Я решил поставить для себя Для начала пришлось приобрести Комутатор от ВАЗ 2108 – 250 руб Датчик Холла ВАЗ 2105-2108 – 95 руб Пучёк проводов для БСЗ от ВАЗ 2105 – 100руб Катушка 2х выводная – ГАЗ 406 движок(Газель, Ока) от 300 до 550 руб И так ,всё есть,приступим 1.Вырезаем из сплава модулятор(для начала можно сталь(железо),для долгого использования лучше латунь) .Есть 2 вида модуляторов для БСЗ
Пластинку можно поставить на 1-ое время(Далее объясню почему),но почти все оставляют её как основную.При использовании данного модулятора на отлично прогретом движке байка ЯВА 638 начинаются подёргивания (3 -4 рывка при разгоне с низких оборотов на повышеной передаче)
при таком модуляторе есть 2 опции,зависящие от манеры езды,либо прёт как танк(не плохое поведение на низах,дин амика,скорость меньше), либо летит как самолет (т е поведение на низах не весьма,на больших отлично)
естественно можно поставить модулятор от ВАЗ (ЧАШКА) но ставят немногие.
Опосля того как мы вырезали модулятор,готовим площадку для ДХ(Датчика ХОЛЛА),если есть возможность и не хочеться растрачивать время можно попробывать подобрать определённое количество шайб,чтоб модулятор проходил через ДХ и не задевал его ни сверху ни снизу.
перед установкой модулятора и ДХ необходимо снять всё с площадки на генераторе( кулачки,площадки,выдернуть штырёк для кулачка т к он будем мешать вращению модулятора.
для установки БСЗ обязана быть пустая поверхность на генераторе, Почти все ставят ДХ на 2 болтика на левой нижней стороне генератора,что ни есть верно,для правильной установки снимаем плащадку на которой крепились кулачки и т д и сверлим отверстие поперечником 4 под ДХ так чтоб ДХ на их отлично подступал но болтик должен заходить(вкручиваться(нарежем резьбу 5) так чтоб не задевать ничего снутри генератора.
Сажаем модулятор на центральный болт генератора ,ДХ на 2 болтика ,сейчас мы можем создавать регулировку зажигания 2мя методами – кроутя площадку либо крутя модулятор.
сейчас разбираемся с проводко.. Пучёк проводов подключить не будет никаких заморочек,на нём должны остаться ещё 3 провода,чёрный сажаем на МАССУ, серо-красный соединяем с голубым(который присоединялся к обоим бобинам ранее) и пихаем в бабину сделав предварительна на проводе МАМУ,2-ой провод тоже вставляем в бобину.
Вставляем Ключ,заводим,не заводится)))это нормально,снимаем один высоковольтник ,сажаем на него постороннюю свечу(для убежденности), а сейчас фактически почему не заводится ,пугться не нужно это нормально,просто необходимо поменять местами провода на Щетках,всё готово,заводим ,даём поработать на одном цилиндре,позже глушим,снимаем колпачёк с иной свечки сажаем на постороннюю А тот что висел сажаем на цилиндр что ранее был выключен,заводим. даём незначительно поработать,глушим , ставим оба колпачка на пространство,регулируем буквально зажигание и радуемся
ТО ЧТО ТЕПЕРЬ НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ :
Cдерать высоковольтники при работе мотора,их сходу пробивает.
Желаю поставить такую же систему на свою Яву, сейчас привезли запчасти, буду ставить! Может кто ставил поделитесь опытом!
Источник: www.mopedist.ru
Достоинства БСЗ относительно КСЗ
При написании статьи я вот посиживал, думал-думал, и так и не сделал вывод что конкретно является основным преимуществом БСЗ, для меня все ниже приведенные достоинства являются главными и равноправными меж собой.
– Высочайшая стабильность работы мотора(синхронная работа цилиндров, верно по очереди)
– Быстрый отзыв на ручку «газа»
– Наилучшая тяга мотора (что дозволяет с лёгкостью применять самые огромные ведущие звезды без затрудненного разгона!)
– Свечки «живут» раза в четыре подольше, чем на КСЗ (о этом раздельно напишу ниже)
– Меньше всем узнаваемых «соплей» из глушителей Ява (потому что в разы лучше дожигается горючее с маслом)
– Подольше срок службы всех подшипников кривошипа (потому что меньше сторонних детонаций и вибраций)
– Меньше расход горючего (потому что оно дожигается лучше, карбюратор нужно настроить на наименьшую подачу горючего)
Типы БСЗ
Существует два типа БСЗ:
– Одноканальная (один датчик Холла, двухлепестковый модулятор, один коммутатор, одна двухвыводная катушка зажигания, работающая сходу на два цилиндра)
– Двухканальная (два датчика Холла, один, а лучше два, лепесток модулятора, два коммутатора, две катушки зажигания, работающие по одной на любой цилиндр)
Лучше ставить конкретно одноканальную систему, потому что она будет стабильнее, ибо здесь не придется подгонять любой цилиндр (что приходится созодать на КСЗ), тут если верно изготовленный модулятор, то настраивается, только один цилиндр. Так же в одноканальной меньше проводов употребляется, меньше занимают пространство её детали, меньше расход энергии (что весьма принципиально для 6-ти вольтовых генераторов)
Есть много любителей «заморочиться», которые ставят двухканальную, крича при всем этом, что так можно поточнее настроить и т.д. Я уверяю – это излишние заморочки, и никакой точности здесь не будет (почему указанно выше)
Свечки зажигания. Выше я гласил, что свечки зажигания «живут» подольше, навязывается вопросец «Почему?»
По сути ответ прост. Если ты решил поставить одноканальную БСЗ (или двухканальную с двухлепестковым модулятором), то вот что будет происходить:
При зажигании в одном цилиндре, в другом при всем этом в НМТ так же будет лупить искра, потому что она бьёт сразу на обеих свечках, другими словами дважды искрить за оборот на каждой свече.
Что это даёт? Это даёт прогрев и прочистку свеч в тот момент поршни находятся в нижней мёртвой точке, получаем наименьший перепад температуры электродов свечки (не давая ей остывать) и незапятнанные электроды, готовые к новенькому воспламенению топливной консистенции. Эти причины, как показала практика, наращивают срок службы свеч.
УСТАНОВКА БСЗ
Для этого необходимо заблаговременно приготовить последующее:
– инструмент: отвертки, пассатижи, молоток, наковальню, мультиметр(лучше электрический), неширокую линейку (до 10мм шириной) либо штангенциркуль, ратфиль и надфили
– детали: коммутатор (ВАЗ-2108), датчик Холла, соединительный жгут проводов к ним(продается готовый), катушку зажигания двухвыводную от Газели или Оки, модулятор(бабочка делается из магнитного сплава шириной 0.7-1мм по чертежу, приведенному ниже) высоковольтные провода(бронепровода) высочайшей мощности(лучше силиконовые)
1.Исходная стадия
Для начала делаем модулятор, если вы его еще не сделали. Это создать проще всего если распечатать чертеж в настоящую величину (размеры чертежа соответствуют настоящим измерениям) приклеить распечатку на железную пластинку и по контурам чертежа вырезать модулятор. ВНИМАНИЕ. Здесь принципиальна точность до мм! Так что никаких «наглазов» здесь допускать недозволено. Края модулятора нужно обработать надфилем, чтоб не было зазубрин и заусенцев.
2.Демонтаж
– Отсоедините высоковольтные провода от свеч зажигания.
– Отсоедините провода индуктивности от катушек зажигания
– Демонтируйте катушки зажигания вкупе с высоковольтными проводами(это нам больше не пригодится)
– Отсоедините конденсаторы от контактов прерывателей
– Отсоедините провода индуктивности от контактов прерывателей
– Демонтируйте контакты с пластинки зажигания
– Выверните все винты с пластинки зажигания и демонтируйте её с генератора
3.Подготовка
– Поставьте наковальню на ровненькую поверхность
– Положите пластинку зажигания на наковальню и разровняйте все извивы молотком, а штыри прерывателей удалите пассатижами
– Выверните болт ротора генератора
4.Установка
– Подвесьте 2-х выводную катушку зажигания в комфортном месте под баком
– Подсоедините к катушке провода 1 и 4 коммутатора как показано на схеме также высоковольтные провода к свечкам зажигания(ВНИМАНИЕ. НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ ВЫСОКОВОЛЬТНЫЕ ПРОВОДА ОТ ВАШИХ СТАРЫХ КАТУШЕК. ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЗАЖИГАНИЯ НУЖНЫ МОЩНЫЕ ПРОВОДА, ЖЕЛАТЕЛЬНО СИЛИКОНОВЫЕ, ПРОДАЮТСЯ В ЛЮБОМ АВТОМАГАЗИНЕ!)
– Прикрутите модулятор к ротору обычным болтом якоря
– Закрепите датчик Холла на пластинке как показано на фото
– Закрепите коммутатор в комфортном вам месте(рекомендуется установить его на правой крышке воздухоочистителя прямо под облицовочной крышкой)
– Проложите соединительные провода коммутатора и ДХ и подсоедините к коммутатору и ДХ
– Заземлите провод 2 коммутатора на раму байка(не заземлять на бак!)
5.Регулировка угла опережения зажигания (УОЗ)
5.1. Установить левый поршень в верхнюю мертвую точку, и с помощью линейки(либо штангенциркуля) отведите поршень вспять на 3мм
5.2. Отпустите болт генератора крепящий модулятор(ВНИМАНИЕ ПРИ ЭТОМ НЕДОПУСКАЙТЕ НИ МАЛЕЙШЕГО ПРОВОРАЧИВАНИЯ КОЛЕНВАЛА. )
5.3. Подключите мультиметр так: красноватый зажим к зеленоватому проводу датчика холла(на входе в датчик с зеленоватого провода нужно двинуть белоснежную термоусадку и получить доступ к обнаженному проводу), а темный зажим мультиметра запитать на массу(к примеру к картеру мотора)
5.4. Установить на мультиметре режим показания напряжения в спектре 0-20 вольт
5.5. Включить зажигание (на мультиметре обязано демонстрировать значение или равное, или приближенное к нулю)
5.6. ОООЧень медлительно проворачивать модулятор так, чтоб его сплав вошел в датчик Холла при всем этом не спускайте глаз с мультиметра!
5.7. Как на мультиметре возникли показания 4-12 вольт, перестаньте вращать модулятор, и еще медлительнее проверните его в оборотную сторону, чтобы устройство только что показал опять ноль!
5.8. Затяните болт генератора, НЕ ПРОВОРАЧИВАЯ МОДУЛЯТОР И КОЛЕНВАЛ!
5.9. Опять проверьте положение поршня и перепроверьте в затянутом состоянии положение модулятора и показания при всем этом положении устройства, если показания отклонились то отрегулируйте ослабив винты крепящие пластинку с ДХ и медлительно проворачивайте всю пластинку пока показания не станут правильными.
5.10. Проверьте показания для правого поршня, лишь в случае отличия показаний ничего не сдвигайте с места (ни пластинку, ни модулятор) а подточите ратфилем грань модулятор, которая заходит в датчик Холла в этот момент.
6.Пуск
– Если ваш байк имеет на карбюраторе утопитель поплавка, то нажмите его и удерживайте пока не начнет капать горючее из карбюратора, если же на вашем мото нет утопителя, но есть механизм прохладного пуска(к примеру карбюратор Mikuni либо Jikov как на Яве 638) то поднимите флаг и прокачайте три-четыре раза кикстартером.
– Вставьте ключ в положение «зажигание» и резко дерните кикстартером
Если у тебя есть веб с обычной скоростью, то взгляни три наших видео по БСЗ, чтобы сделалось более понятно как всё это делается, в том числе и на байк с 6-ти вольтовым электрооборудованием!
Источник: extreme.newline.by
Благодаря введению системы электропитания 12 В с генератором мощностью 14 В 15 А (т.е. 210 Вт) на мотоцикле Ява-638, её мощности хватает не только на покрытие потребностей в электроэнергии всех потребителей на мотоцикле, в том числе и прицепной коляски, а также своим запасом мощности позволяет питать другие потребители, например, дополнительную противотуманную фару и др.
Все элементы системы электропитания изготовляются по современной технологии и достигают высокой мощности и надежности.Чтобы не допустить их повреждения, мотоциклы Ява-638 следует эксплуатировать только лишь с надежно подключенным аккумулятором, который нельзя отключать при работающем двигателе от электрической сети мотоцикла. Аккумулятор, постоянно подключенный к синхронному генератору (через клемму «+В» выпрямителя), своей емкостью поглащает все пики напряжения, возникающие во вторичной статорной цепи, которые своим размером могут во много раз превышать максимальное допустимое запирающее напряжение полупроводниковых элементов и испортить их. Данные пики напряжения возникают на том же принципе, что и зажигание двигателя — искрой, создаваемой энергией свечи зажигания. Под нагрузкой генератора сквозь катушки статорной обмотки протекает электрический ток. В результате его резкого понижения (выключением некоторого из потребителей) или даже полным прекращением (отсоединение аккумулятора, если потребители выключены) энергия электромагнитного поля катушки вызывает обратной индукцией в катушке напряжение, размер которого прямо пропорционален скорости понижения или затухания тока и его размеру. В случае, если на мотоцикле будут производить электродуговую сварку (разные виды ремонта, усовершенствования и т. п.), то до этого следует отсоединить все провода от регулятора и выпрямителя.
Следущая принципиальная рекомендация относительно к отбору максимального тока генератора 15 А. Данную мощность можно отбирать согласно техническим условиям генератора при условии, что температура статорной обмотки не превышает значения 155°С. На практике это обозначает, что для мотоцикла Ява-638, включая прицепную коляску, для постоянно или временно включенных потребителей которых вполне достаточна длительная мощность генератора 12 А, возможно длительно подключать еще один потребитель мощностью до 42 Вт (т.е. 3 А) до максимальной температуры окружающего воздуха 30-40°С. При использовании максимальной мощности генератора 15 А при более высоких — тропических температурах, превышающих 40°С, может произойти тепловое повреждение статорной обмотки или изоляции присоединяемых проводов и соединений, в частности в том случае, когда мотоцикл работает с малым числом оборотов двигателя и генератор согласно своей характеристике (см. Рис. 1) еще не развивает полной мощности.
Рис. 1. Характеристика генератора с выпрямителем в нагретом состоянии при температуре окружающей среды +20°С
А теперь рассмотрим более подробно отдельные элементы системы электропитания 12 В. Применяемый на мотоцикле ЯВА-638 генератор — трехфазный синхронный с независимым возбуждением от аккумулятора (т.е.с шестидиодной схемой) и отдельным выпрямителем. Он состоит из ротора и статора, и способ его работы аналогичен работе автомобильных генераторов.
Рис. 2. Трехфазный генератор 12 В мотоцикла Ява-638. Стрелкой показано направление вращения
Ротор — вращающейся электромагнит, образованный обмоткой возбуждения (подключенной своими контактами к двум контактным кольцам), которая намотана на сердечник из магнитной мягкой стали -сердечник представляет одновременно ось ротора. Он оснащен внутренним конусом с вырезом для посадки на коленчатый вал. На другом конце сердечника в цилиндрическом отверстии установлен кулачок прерывателя зажигания, тот же как и у генератора. Обмотка возбуждения, сжимаемая с обоих сторон между звездообразными лобовыми поверхностями ротора, пропитана полиэфирной смолой. Магнитный поток, возникающий при проходе тока сквозь обмотку возбуждения, проходит сквозь воздушные зазоры между отдельными выступами противоположных лобовых поверхностей ротора таким образом, что его силовые линии выходят за периметр ротора и, следовательно, проходят через статорную листовую сталь. При вращении возбужденного ротора его магнитное поле пересекает перпендикулярные провода статорных обмоток, в которых таким образом электромагнитной индукцией возникает электрический ток. Такой компоновкой обмотки возбуждения и вторичной (статорной) обмотки, какая имеет место у генератора, возникает электрический ток с намного большим КПД уже при более низком числе оборотов, чем у старого генератора 6 В — 10,7 А. Поэтому может генератор развивать намного более высокую мощность, чем генератор постоянного тока аналогичного размера. Число оборотов начала дозарядки тоже более низко, чем у генератора постоянного тока, что позволяет дозаряжать аккумулятор уже при оборотах холостого хода двигателя при движении мотоцикла без включенных фар.
Статор генератора — пучок сваренной листовой стали с пазами на внутреннем периметре, в которых установленны изолированные катушки трехфазной рабочей обмотки. Обмотки всех трех фаз в одном конце объединены в общий узел (т.наз. соединение в звезду), который выводится на клемму «86» четырехполюсной клеммной колодки и своим напряжением управляет реле сигнальной лампы дозарядки. Противоположные концы обмотки отдельных фаз индивидуально подключаются к клеммам «X», «Y», «Z» четырехполюсной клеммной колодки, находящейся в верхней части кожуха статора (если смотреть в сторону установленного на двигателе генератора).
Кожух статора — точная отливка, получаемая литьем под высоким давлением из алюминия; статор посажен в кожух горячей запрессовкой. В середине кожуха статора размещается основная плата прерывателей, отличающаяся от платы прерывателей на генераторе ЯВА-634 постоянного тока лишь размерами плоских штепселей 6,3 и большей длиной проводов подключенных конденсаторов. В правой части кожуха статора приболчен щеткодержатель из пластмассы, стойкой к повышенным температурам. В нем имеются две щетки, прижимаемые пружинами к контактным кольцам ротора; медные литцендраты соединяют отдельные щетки с наружными присоединительными клеммами в виде плоского штепселя 6,3, обозначенными «DF» и «I» (заземление). Держатель с щетками предназначается для подачи тока возбуждения в ротор. Это практически единственная составная часть синхронного генератора, которую рекомендуется после пробега около 10 тыс. км проверять, а именно степень износа щеток и возможность их свободного движения в держателе. Для удобства контроля щеток сбоку кожуха статора предусматривается вырез, позволяющий после отвинчивания крепежных болтов высовывать держатель с щетками из генератора без необходимости снимать плату прерывателей и тем самым отменять точную настройку опережения зажигания. При последущей установке держателей с щетками на синхронный генератор рекомендуется воспользоваться отверстиями в нижней части держателя под проволочным предохранителем. Путем ввода щеток вначале в держатель и продевания через отверстия проволоки длинной примерно в 50 мм облегчается монтаж держателя с щетками и предотвращается возможность поломки щеток, которые иначе могли бы заклиниваться за кромку контактных колец и сломаться при дотяжке держателя к кожуху генератора. При монтаже зафиксированного таким образом держателя с щетками продеть выступающую внизу проволоку сквозь подходящее отверстиеи в плате прерывателей. После дотяжки болтов щеткодержателя не забыть извлечь проволоку, так как остающаяся в щеткодержателе проволока может причинить при включении зажигания (следовательно, тоже цепи возбуждения) короткое замыкание на щетках и порчу дорогостоящего полупроводникового регулятора.
Синхронный генератор не нуждается в другом контроле и уходе.Необходимо лишь настраивать и смазывать плату прерывателя описанным в инструкциипо обслуживании мотоцикла способом.Поэтому уход сводится лишь к переодическому контролю коннекторных соединений(отсутствие ослабления или коррозии).Это и есть единственная операция по контролю и уходу за выпрямителем,полупроводниковым регулятороми реле сигнальной лампы дозарядки.
Выпрямитель преобразовывает переменное напряжение всех трех фаз синхронного генератора в постоянное напряжение. Его основой является трехфазный выпрямительный мост, отличающийся высоким КПД выпрямления и минимальной пульсацией выходного напряжения
Рис. 3. Схема подключения генератора и выпрямителя
Рис. 4. Выпрямитель с обозначением присоединительных клемм, выполненных плоскими штекерами
Ввиду того, что нельзя было размещать диоды непосредственно на кожухе статора, как это обычно на синхронных генераторах автомобилей, из-за значительных температур генератора без возможности охлаждения протикающим воздухом, а также из-за возникающих на двигателе вибраций и недостатка места под правой крышкой двигателя, выпрямитель раэмещяется в отдельности в ящике под седлом. Выпрямитель охлаждается воздухом, протекающим во всасывающий патрубок глушителя шума всасывания, вблизи которого находится выпрямитель, и воздухом, попадающим под правую крышку ящика под седлом во время движения мотоцикла.
Для выпрямителя на мотоцикле ЯВА-638 применяются обычный автомобильный выпрямительный мост, из которого можно отбирать постоянный ток 60 А при интенсивном охлаждении воздухом, поступающим от вентилятора, входящего в состав каждого автомобильного синхронного генератора. Ввиду того, что на мотоцикле нет такого интенсивного охлаждения, можно отбирать из этого моста максимальный постоянный ток 15 А, чтобы избегать его перегрева и повреждения диодов — этому допускаемому току отвечает и максимальная мощность синхронного генератора.
Применяемый выпрямительный мост изготовлен по самой современной технологии. К никелированным алюминиевым профилям — охладителям — в водородной электропечи припаивают т.наз.таблеточные диоды одним из своих электродом — катодом или анодом в зависимости от того, имеет ли место охладитель «плюс» или «минус». К второму электроду диода припаивают никелированную медную полосу. После сборки обоих охладителей с изолирующей вставкой эти полосы соединяются припоем у двух противоположных диодов. Таблеточные диоды, имеющие кремневый переход, можно кратковременно нагружать высокими токами и температурами. Выпрямительный мост крепится в крышке из листового материала выпрямителя изолированными штырями «ПЛЮС» и «МИНУС»; на штыре «МИНУС» выпрямителя, носящий обозначение «-I» (заземление). На четырехполюсную клеммную колодку выведены соединения противоположных диодов короткими проводами на клеммы»X», «Y», «Z», а на клемму «+В» -полюс «+» выпрямителя. Таким образом выпрямитель подключается к фазам синхронного генератора при помощи проводов электропроводки мотоцикла. Не имеет значения последовательность взаимного соединения клемм «X», «Y», «Z» на генераторе и выпрямителе (это значит, что, например, можно подключить клемму генератора «Y» к клемме выпрямителя «X» и т.п.).
Полупроводниковый регулятор удерживает напряжение постоянного тока на выходе синхронного генератора, т.е. на клемме «+В» выпрямителя, на постоянном значении 14 В с допуском +0,3 В — 0,6 В.
Рис. 5. Полупроводниковый регулятор с обозначением присоединяемых клемм
Его работа заключается в изменении значении среднего значения тока возбуждения, проходящего сквозь ротор генератора, в мгновенной, точной зависимости от изменений выходного напряжения синхронного генератора. Это напряжение подается от клеммы «+В» выпрямителя через замок зажигания на вход регулятора, т.е. на клемму «+D», находящуюся в четырехполюсной клеммной колодке с плоскими штепселями, аналогичной как у выпрямителя. Выходная клемма регулятора «DF» прямо соединяется с клеммой «DF» на щеткодержателе синхронного генератора, конец «минус» обмотки возбуждения заземлен, так что возбуждение генератора работает с т.наз. положительным регулированием. Клемма «+В» регулятора должна быть совершенно соединена с полюсом «минус» синхронного генератора, аккумулятора и каркасом (массой) мотоцикла. Для безопасного хода и экранирования регулятора замыкается на массу тоже кожух регулятора. Остающаяся клемма регулятора «54» в случае нашего синхронного генератора не соединена, она предназначена для сигнализации дозарядки синхронного генератора с самовозбуждением, т.е. с девятидиодной схемой (обычно применяемой на легковых автомобилях марки «ШКОДА»). Для постоянства регулируемого напряжения при разных температурах регулятор оснащается компенсационными цепями, равно как и защитными элементами для повышения надежности в эксплуатации.
Реле сигнальной лампы дозарядки — обычное механическое реле с н.з. контактами — соединение его клеммвидно на рисунке.
Рис. 7. Внешний вид электромагнитного реле сигнальной лампы дозарядки
Рис. 8. Схема электромагнитного реле сигнальной лампы дозарядки
Притягивание якоря (размыкание контактов) происходит при величине напряжения постоянного тока на управляющей обмотке (клемма «86») в пределах 4,8 — 8,6 В; эта величина напряжения, отбираемая из центра статорной обмотки синхронного генератора, отвечает правильной функции всех трех фаз. В случае неисправности или полного отказа в работе одной фазы имеет место изменение этого напряжения, что сразу же проявится постоянным или прерывестым светом сигнальной лампы. При любой манипуляции с реле необходимо следить за правильной посадкой колпачка реле из пластмассы, чтобы в ходе работы мотоцикла не загрязнились контакты реле.
Установка БСЗ на Jawa-638
Прошу прощения за репост, эта статья пачками валяется в инете, но когда она мне нужна вечно не могу отыскать в обычном выполнении со всеми картинами, а на данный момент как раз занимаюсь установкой БСЗ на собственный Boberly RX1, вот и решил на блог запостить, чтоб постоянно под рукою была.
Установка БСЗ на генератор Явы-638
ШАТАЕТ Свою первую Jawa я оседлал еще десяток годов назад и с того времени оставался почитателем чешской техники. Но в крайние годы усугубившаяся необходимость повсевременно находить запчасти расшатали мою привязанность. Ну и свойство их сделалось просто «никакое».
В том числе прерыватель системы зажигания. Напичкан он одними неприятностями: то контакты сгорают «в дым» за считанные версты пробега, то по неизвестной причине кропотливо отрегулированные зазоры за пару дней «уплывают» от положенных размеров, разрядники свеч зажигания покрываются «черт-те чем» и напрочь отрешаются искрить. С таковой «зажигалкой» езда преобразуется в ерзанье и нескончаемый ремонт. Добавьте к этому подсевший на два-три Вольта аккумулятор, а с ним запуск прохладного мотора преобразуется в пытку.
ШЕЛЕСТИТ Освободить зажигание от пороков посодействовала публикация в «Мото» (N9-2001) о бесконтактной системе зажигания (БСЗ) «Юпитера-5»: вживить аналогичную схему оказалось делом 1-го денька. Единственная «авторская» деталь, выдуманная, мною, — опорная площадка датчика Холла, ну и ту взял в долг у подшипника вакуумного корректора «волговского» распределителя зажигания.
Бесконтактная система зажигания: 1 — аккумулятор; 2 — замок зажигания; 3 — свечки зажигания; 4 — двухвыводная катушка зажигания; 5 — вольтметр; 6 — коммутатор; 7 — датчик Холла.
Нрав работы мотора Jawa снаряженного БСЗ, стал совсем другим и, добавлю, приятным пилоту. Звук мотора обрел положенную мягкость, на холостых оборотах он просто шелестит. «Стальные» нотки, присущие возникновению калильного зажигания и детонации, пропали совсем. Байк отлично слушается ручки «газа» и быстрым набором скорости отзывается на открытие дросселя. Мотор размеренно запускается даже с на четверть разряженной батареей.
Но схема показалась мне перегруженной: считаю излишеством две полосы «датчик — коммутатор — катушка». Я БСЗ упростил. Детали-«дубли» стают ненадобными при использовании двухвывод-ной катушки и симметричного модулятора-шторки. В моей схеме катушка разряжается на обе свечки сразу. В одном из цилиндров искра совпадает с тактом впуска-сжатия и воспламеняет рабочую смесь, в другом приходится на рабочий ход — выпуск и расходуется впустую. Но массивного «электрического» разряда наиболее чем довольно для обоих цилиндров. К слову, комплектующие зажигания стали дешевле вполовину: с 680 до 350 рублей.
Что делать дальше?
Вероятнее всего, собранное вами зажигание от скутера на яву 634 – черновое и состоит из скруток, именно поэтому следует заменить их на нормальные клеммы и скрутить провода в косы. Осталось дела за малым – полностью заменить все оставшиеся электрические элементы начиная с приборной панели и заканчивая головным освещением и поворотниками. Благо, теперь у вас есть полноценные 12 вольт, поэтому можно заменить все запчастями от старших моделей. С другой стороны, 12 вольт открывают возможность поставить практически любой современный поворотник, качественное освещение и еще много полезных устройств вроде зарядки для смартфона или бортовой аудиосистемы.
БСЗ на Яву 638
Ded140 Senior Member Создатель темы
8 лет на веб-сайте юзер #451748 Я понимаю что тема уже 100 раз звучала и меня отправлют в google, но просбя ЗНАЮЩИМ дядькам обьяснить что к чему. Я прошу написать спискои что конкретно необходимо (лучше с фото и, если можно, с фотками), но чем наиболее тщательно, тем лучше. Стараний не достаточно для заслуги цели. Naumbl4 Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #311284 . эээ на ява ру,тамота все расжевано izerli Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #315974 Ded140 , какая конкретно БСЗ? Из жиговских цацек либо минский ген? Я собрал из по схеме из жиговских цацек в мото и ничего у меня не работает, хотя у остальных работает. Skomoroh Senior Member |
14 лет на веб-сайте юзер #36696 izerli , оптическое ещё запамятовал. izerli Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #315974 Skomoroh , ах да. в рот мне ноги. Naumbl4 Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #311284 когда была ява собирал из жигавских трант,работало и на ней и на иже,и кажись на 6 в яве izerli Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #315974 Но все-же ветке жить. Кулачки, конденсаторы-прошлое! И сейчас не высококачественное. Молодец Ded140 , конструктив! Naumbl4 Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #311284 да как на данный момент помню микрометр,подгулявшие кулачки..ооххх izerli Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #315974 либо конденсаторы – хз. какой обычный, какой нет. Skomoroh Senior Member |
14 лет на веб-сайте юзер #36696
На Яве делал из жигульских деталей, т.к. высококачественных кулачком уже тогда было не отыскать. На оппозите, где высококачественные кулачки удалось-таки добыть кулачковое работало непревзойденно. Такчто не в конструкции дело. Ded140 , есть таковой человек -Рома Факн Мэд, на онлайнере L_R Обратись к нему, он за деньги может и бсз создать. Ded140 Senior Member Создатель темы |
8 лет на веб-сайте юзер #451748 Я думаю что нибудь из российскей “Волшебство авто техники”., меня интересует определенная модель оборудования, определенные размеры пластинок и все такое, еще лучше с ценами на эти продукты. ява 638. собирать БСЗ буду сам, а я – ничего не понимаю и не понимаю. как можно тчательней обьясните все плз)) и что бы все было ПОДЕШЕВЛЕ. понимаю сарказм.. но плз))) Стараний не достаточно для заслуги цели. izerli Senior Member |
9 лет на веб-сайте юзер #315974 Ded140 , катушка для эл. зажигания от Волги, коммутатор, датчик Холла, жгут. Цены на данный момент плохие, четкие я не понимаю. skif1905 Senior Member |
10 лет на веб-сайте юзер #191690 Так найди кто для тебя это сделает. Либо купи книгу теория мотора внутреннего сгорания прочти ее тогда и будем далее беседовать. Ded140 Senior Member Создатель темы |
8 лет на веб-сайте юзер #451748 Для вас нужно будет приобрести: 1. двухканальную катушку зажигания (а/м Ока), 2. коммутаор от ВАЗа (*.3734), 3. создать шторку-модулятор (по размерам уже установленного на герератор ОП) 4. и набор проводов (это на любителя, можно и своими обойтись) 1. двухканальную катушку зажигания (а/м Ока), 1.1. катушка зажигания от ВАЗ 2108 к примеру 27.3705 2. коммутаор от ВАЗа (*.3734), 2. 1. куммутатор от ВАЗ 2108 к примеру 76.3734 либо 0529.3734 либо иной какой . 3. 4. соединительные провода для БСЗ от ВАЗ без ЭПХХ к примеру так. я составил из поисковика. – поправте,е если что нитак Стараний не достаточно для заслуги цели. Вофка Болт Member |
11 лет на веб-сайте юзер #154614 за вознаграждение установлю и настрою!подберу высококачественные составляющие! так-же переделаю 6в яву на 12в генер ИЖ. Ded140 Senior Member Создатель темы |
8 лет на веб-сайте юзер #451748 Для вас нужно будет приобрести: 1. двухканальную катушку зажигания (а/м Ока), 2. коммутаор от ВАЗа (*.3734), 3. создать шторку-модулятор (по размерам уже установленного на герератор ОП) 4. и набор проводов (это на любителя, можно и своими обойтись) 1. двухканальную катушку зажигания (а/м Ока), 1.1. катушка зажигания от ВАЗ 2108 к примеру 27.3705 2. коммутаор от ВАЗа (*.3734), 2. 1. куммутатор от ВАЗ 2108 к примеру 76.3734 либо 0529.3734 либо иной какой . 3. 4. соединительные провода для БСЗ от ВАЗ без ЭПХХ к примеру так. я составил из поисковика. – поправте,е если что нитак за вознаграждение установлю и настрою!подберу высококачественные составляющие! так-же переделаю 6в яву на 12в генер ИЖ. Уменя есть планшайба перехода на 12В оборудование от явы 638. запамятовал добавить, мне ОП и ФУОЗ сделают. (Я делаю плату ФУОЗ (как на картинке) – 150 тыс. и оптодатчик (ОП) – 50 тыс.) Источник: forum.onliner.by |
Что понадобится?
Чтобы установить зажигание от скутера на Яву нам понадобится определенный комплект для переоборудования. Прежде всего это сам генератор, на выбор есть две модели. Более простой QMB-139 будет выполнять все необходимые функции, но вот со светом ночью могут возникнуть неприятности, так как обмотка для головного света слабовата и будет сильно зависеть от оборотов. Если этот параметр вам важен, то выбирайте статор от модели QMI-157 или 152QMI – их для реализации поставленных целей хватит с запасом.
Еще будет нужна катушка зажигания с двумя выводами, здесь снова есть из чего выбрать. Для наших целей подойдут катушки мотора ЗМЗ-406 или от Оки.
Понадобится аккумуляторная батарея на 12 вольт. Новая нам не нужна, подойдет любая б/у мотоциклетная или новая китайская батарея. Ее роль – сглаживать перепады напряжения в контуре поворотников, стопов.
Также не стоит забывать про набор проводов/клемм. Последние лучше брать от японских скутеров.
Последний пункт – переходная пластина. Увы, найти ее в продаже нельзя, но добрые люди приготовили точные чертежи, представленные ниже, по которым вы сможете собрать собственную переходную плиту или заказать ее. Толщина металла – 4мм, это важный параметр, ведь если сделать пластину больше или меньше, некоторые элементы системы могут не войти или работать неправильно.
Для просмотра онлайн кликните на видео ⤵
не дорогой набор БСЗ на Яву (Jawa, Cezeta 501) Подробнее
УСТАНОВИЛ БСЗ на Яву 638 (634) 350 . Подробнее
Установка Бесконтактной системы зажигания ООО”СовеК” на байк ЯВА. Часть 1. Подробнее
БЕСКОНТАКТНАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЕ на Яву 638 (634) 350 . Подробнее
БСЗ УСТАНОВКА JAWA ЯВА 350 638 634 ИЖ ELECTRONIC IGNITION SYSTEM Подробнее
Установка и регулировка БСЗ Саруман на байк Jawa 350 638 Подробнее
Ява электрическое зажигание настройка 634-638 (БЗС) Ява 350 Подробнее
Установка Бесконтактной системы зажигания ООО”СовеК” на байк ЯВА. Часть 2. Подробнее
установка зажигания с датчиком холла на байке .БАШКИРИЯ СТЕРЛИТАМАК Подробнее
Обзор установки БСЗ Jawa 638 Подробнее
электрическое зажигание на яву 350 638 Подробнее
регулировка и ремонт байка motorcycle JAWA 638 Ява (электрическое зажигание.карбюратор. ) Подробнее
безконтактное зажигание иж юпитер 5 Подробнее
Чем БСЗ лучше контактного зажигания Подробнее
Не быть может! Это так просто! Проверка Датчика Холла. Подробнее
Выставление зажигания на яве с бсз Подробнее
Ява ошибки по бсз Подробнее
БСЗ с изменяемым УОЗ на 634 движок с 12в генератором. Подробнее
САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗГОТОВЛЕНИЕ МОДУЛЯТОРА СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ МОТОЦИКЛА ИЖ ПЛАНЕТА Подробнее
Источник: putinizm.ru
Особенности комплектации
Мотоцикл поставлялся в СССР в нескольких модификациях:
- «JAWA 250» модели 559-07 – вариант с 6В оборудованием и 250 кубовым мотором мощностью 12 л.с. Выпускался с 1969 года;
- «JAWA 350» модели 634-04 – вариант с 6В оборудованием и 350 кубовым мотором мощностью 16 л.с. Выпускался с 1973 года;
- «JAWA 350» модели 634-08 – вариант с 12В оборудованием на 16-ти дюймовых колесах. Выпускался с 1977 года;
- «JAWA 350» модели 638 – последняя из поставлявшихся в СССР моделей. Выпускался с 1986 года и отличался увеличенными до 18-ти дюймов колесами и иной формой рамы.
Цена подержанной Явы в 2 раза превышала цену нового отечественного мотоцикла
Источники питания электрооборудования
Особенностью чешского мотоцикла был генератор, позволявший эксплуатировать Яву без аккумуляторной батареи. В его конструкции был заложен способ возбуждения электрического тока, достаточный для подачи искры в момент запуска двигателя.
Заводская черно-белая инструкция – основные узлы генератора
На представленной схеме цифрами обозначены:
- статор генератора JAWA;
- рычаг прерывателя;
- электронный регулятор напряжения;
- панель реле-регулятора4-клеммная;
- конденсаторы 2 шт. – на каждый цилиндр.
Справочно: генератор представлял собой систему изолированных радиальных ламелей. Внутри статора располагались катушки и вращающийся ротор с обмоткой. В процессе вращения в обмотке возбуждения образовывалось магнитное поле, а переменный ток преобразовывался в постоянный через электронный преобразователь.
Аккумуляторная батарея
Вместе с новым мотоциклом в комплекте шла аккумуляторная батарея щелочного типа на 14 Ампер-часов.
Ее особенность заключалась в том, что:
- АКБ поставлялась в сухозаряженном состоянии;
- Перед эксплуатацией требовалось заполнить ее электролитом;
- Рекомендовалось зарядить АКБ перед началом работы в течение 5-6 часов.
На практике все происходило иначе:
- Счастливый владелец привозил с собой в магазин готовый электролит;
- Заполнял им емкости АКБ;
- ;
- Эксплуатировал (ехал домой).
Справочно: рекомендуемый производителем дополнительный заряд батареи нужен для того, чтобы свинцовые пластины пропитались электролитом под воздействием электрического тока. Благодаря этому, ресурс АКБ возрастал до 4-5 лет, тогда как нарушение этой рекомендации сокращало срок службы до 1-2 лет.