Наверно каждый человек, который хоть раз видел мотоцикл знает, что в его устройстве используются цепи, по аналогии с велосипедом. Но только мотолюбители понимают, что цепи фиксируются на очень важных деталях – так называемых «звездах». Звезда — это специальное зубчатое колесо, для полноценной езды мотоцикла необходимо 2 звезды – «ведущая» и «ведомая» одна фиксируется на выходном валу коробки передач, а другая на заднем колесе. Благодаря данным деталям вы можете поменять тягу на заднем колесе и изменить максимальную скорость мотоцикла – все зависит от количества зубьев на звезде, грубо говоря они определяют передаточное отношение, которое зависит от числа оборотов вала, ведомого к числу оборотов вала ведущего.
Для того что бы определить величину передаточного значения достаточно воспользоваться простым алгоритмом — вначале посчитать сколько зубьев на каждой звезде, а затем большее их значение разделить на меньшее – это и будет передаточное число и чем оно выше, тем тяга будет сильнее, и соответственно меньше скорость.
Вполне естественно, что все мотолюбители уделяют данным деталям много внимания, тем более, что у них достаточно быстрый износ и их требуется часто менять. Также, так как они существенно влияют на качество езды и разгона, то у некоторых есть несколько комплектов, в зависимости от задач, которые ставит перед собой водитель – возможно это будет дальняя поездка, либо мотокросс по бездорожью.
После выбора звезд для байка, необходимо еще подобрать и цепь, которая будет на этих звездах стоять.
Для того чтобы подобрать оптимальный вариант цепи стоит учитывать несколько параметров.
Различия и типы мотоцепей
Цепи различаются типом, длиной и замком. Давайте рассмотрим, как каждый параметр в отдельности и на что он влияет.
Один из основных показателей — это «Тип мотоцепи», который зависит от размерности или как еще говорят «шагом цепи» — это удаленность размещения осей роликов. Для маркировки данного параметра используют трехзначное цифровое значение, и оно универсально для всех производителей, например, 420,525 или 530, для спортивных моделей мотоциклов обычно используют цепи 630, 415 и тп.
При этом первая цифра берется в дюймах обозначает расстояние между каждым звеном, чтобы перевести данное значение в миллиметры, необходимо его просто умножить на 8. Остальные цифры показывают ширину, которая есть между боковыми стенками.
Длина мотоцепи
Длина цепи для байка зависит от того сколько зубьев на звездах. Длину также легко подобрать, как и тип, так как их обозначение стандартны у всех производителей и зависят от передаточного числа.
Замок мотоцепи
Как правило, замки не устанавливаются на заводские узлы, так как звенья имеют одинаковый размер, для обеспечения надежности. Но при самостоятельном приобретении цепи для мотоцикла необходимо обратить внимание, что они бывают двух видов с разъемным замком и соединительным звеном на расклепку.
Для использования лучше подходит цепь со склепанным звеном, так как для разъемного замка требуются специальный инструмент и определенные навыки.
Также, иногда производители используют виды уплотнения, которые дополнительно обозначают на маркировке латинскими буквами.
Ну и конечно существует огромное разнообразие видов расцветок от классики в черном цвете до хромированных, позолоченных или цветных.
Несколько параметров для подбора звезд на мотоцикл:
Во-первых, звезды измеряются числом зубьев. Увеличение или уменьшение количества зубцов дает большую максимальную скорость и меньшую динамику разгона.
Как только вы узнаете количество зубьев на звезде вашего мотоцикла, вы можете определить эталонный номер, называемый “передаточным отношением”, который точно сообщит вам, что происходит с трансмиссией вашего мотоцикла.
Вы получаете передаточное отношение путем деления количества зубьев на задней звезде на количество зубьев на звезде промежуточного вала.
Например, 49-зубчатая задняя звезда делится на 13-зубчатую звезду промежуточного вала, и получается, что эта комбинация передач имеет передаточное отношение 3,77.
Именно столько раз вращается звезда промежуточного вала, прежде чем заднее колесо сделает один полный оборот.
Выбор правильного передаточного отношения-это отличный и недорогой способ сделать ваш мотоцикл лучше, мощнее и более управляемым.
Чем выше передаточное число, тем ниже передача. Каждый раз, когда число передаточных чисел увеличивается, вы уменьшаете максимальную скорость, но увеличиваете ускорение.
И наоборот, если вы хотите увеличить скорость на каждой передаче, вы должны искать меньшее число передаточных чисел. Например, используя отношение 13/46, передаточное число будет равно 3.54.
Когда вы разбираетесь с передачей вашего мотоцикла, очень важно учитывать стиль езды, уровень подготовки и условия трека. Например, комбинация передач 14/52 имеет передаточное число 3,71.
Но, если владелец мотоцикла хочет более низкую передачу, он, скорее всего, добавит еще один зуб к задней звезде. Получаем 14/53. Это снизит передаточное отношение до 3,79 (по сравнению с 3,71).
Но если спортсмен хочет, чтобы передача была ниже этой, он окажется в затруднительном положении.
Переход на заднюю звезду с 54 зубьями даст ему более низкое передаточное число 3,86, но большая задняя звезда с 54 зубьями будет иметь проблемы с очисткой направляющей цепи и чрезмерным износом самой цепи.
В этом случае лучшим решением было бы переключиться на 13-зубчатую звезду промежуточного вала и соединить ее с 50-зубчатой задней звездой. Это отношение 13/50 будет ниже, чем 14/52 (3.71) или 14/53 (3.79) при передаточном отношении 3,85.
Обслуживание цепи мотоцикла
Мотоцепи можно отнести к расходникам, которые необходимо заменять для качественной и безопасной езды на мотоцикле по мере износа. Для того что бы продлить срок службы цепи мотоцикла и снизить затраты на их замену необходимо качественно обслуживать данную деталь. Мотоцепь, так как она постоянно контактирует с окружающей средой, необходимо постоянно очищать от загрязнений и обеспечивать достаточного количества смазки на всех звеньях. Манипуляции по уходу за мотоцепью проводят каждые тысячу километров, но многие опытные владельцы говорят, что необходимо производить очищение и смазку цепи каждые 600 км, особенно если на улице сильная грязь или даже просто пыль.
Для ухода и очищения деталей используется специальная мотоциклетная косметика, обычно она в виде спрея и подходит для различных моделей техники. Когда выбирается тип смазки необходимо опираться на условиях, в которых будет производиться эксплуатацию.
Также не стоит забывать о том, что после замены деталей на новые необходима так называемая обкатка в процессе которой повышается центробежная нагрузка на звездочки. Поэтому стоит внимательно подбирать состав средства в зависимости также от скоростного режима байка, например, для скорости близкой к 200 км/ч стоит использовать специальные «липкие» смазки – другие не будут держаться при такой скорости. Или если у вас планы ездить по бездорожью, то липкая смазка не подойдет и лучше воспользоваться аэрозольной. Золотое правило нанесения смазки на цепь мотоцикла – это равномерность и отсутствие избыточности, также стоит дать смазке немного высохнуть, а излишней жидкости испариться, распределив ее по всей цепи и не запускать мотор сразу после нанесения.
Программа-онлайн для расчета длины цепи при замене звезд мотоцикла на нестандартные.
Программу, как и раньше, можно спокойно качнуть здесь и взять с собой в путешествие туда, где нет Интернета. При наличии Интернета конечно проще использовать онлайн-программу для расчета длины цепи тут, на этой странице. Данная программа подходит для любых видов мотоциклов. Ее плюс в том, что даже в самых глухих дебрях нашей родины при возникновении проблем с цепью можно попробовать найти аналоги цепи от совковых мотоциклов, которые до сих пор очень распространены. О взаимозаменяемости цепей мотоциклов разных марок потом поговорим отдельно.
Для начала, как пользоваться программой.
В первые четыре окна вбиваем оригинальный шаг цепи, количество зубьев ведущей и ведомой цепи, количество звеньев в оригинале. Всю эту информацию надо посмотреть в мануале к вашему мотоциклу. Для мотоцикла Honda cb400 на раме NC-39 значения будут выглядеть так: Оригинальный шаг цепи: 525 Количество зубьев для ведущей звезды: 14 Количество зубьев для ведомой цепи: 44 Длина оригинальной цепи: 108
Затем вбиваем те значения, цепи и звезд, на которые производится замена. Допустим, мы ставим на ту же сибишку ведомую звезду, которая больше на 1 зуб. Тогда нам надо ввести следующие значения: Шаг цепи (замена): 525 Количество зубьев ведущей звезды (замена): 14 Количество зубьев ведомой звезды (замена): 45
Получаем длину новой цепи в 109 звеньев. Такого не бывает, поэтому округляем в большую сторону, до 110 звеньев. Округляем всегда в большую сторону до ближайшего четного числа звеньев цепи.
Программа автоматически выдает изменение максимальной скорости мотоцикла при замене звезд на нестандартные. Общее правило такое: чем больше задняя (ведомая) звезда, тем ниже максималка, чем больше передняя (ведущая) звезда — тем выше максималка. И наоборот.
Цепи марки CZ Chains
При выборе самой цепи конечно стоит уделять качеству данной детали и лучше выбирать проверенных производителей, так как от прочности данной детали зависит очень много. Примером могут служить цепи от марки CZ Chains. Это чешский производитель, который уже почти век специализируется на производстве данных деталей. Постоянно совершенствуя свои технологии и использую опыт Компания CZ Chains по праву является мировым лидером по производству мотоцепей. Благодаря клиенториентированности, которая культивируется данным производителем, можно подобрать цепь на любой случай жизни — линейка насчитывает больше 2000 различных моделей.
Как подобрать звезды и цепь нужной длины для мотоцикла?
Итак, сразу к делу. Звезд всего две, ведущая, на валу двигателя, и ведомая, на ступице заднего колеса.
Ведущие звезды бывают только стальные. Ведомые звезды бывают как стальные, так и алюминиевые.
Стальные звезды дешевле и ходят дольше, но тяжелее. Алюминий изнашивается сильно быстрее, чем сталь (по нашим прикидкам алюминий ходит меньше на 20 — 50% чем сталь, в зависимости от условий эксплуатации), и изрядно дороже (на момент написания статьи разница между одинаковыми звездами в стальном и алюминиевом исполнение примерно косарь). А еще алюминиевые звезды бывают разных цветов, например — оранжевого, что должно очень радовать любителей KTM.
Оранжевая звезда для KTM. Красиво, особенно в сочетании с золотой цепью
Бывают еще составные или биметаллические звезды, «паук» (та часть, что крепится ко втулке) у них алюминиевая, а рабочая поверхность — стальная.
Биметаллическая звезда от KTM
Такие звезды ходят как стальные, но при этом весят легче (хотя и тяжелее чисто алюминиевых). Их недостатки:
- Конский прайс. По последним данным наши китайские коллеги начали делать биметаллические звезды, но тут мы не в курсе, стараемся с рисовыми парнями не связываться без крайней нужды.
- Ограниченность выбора. Далеко не на все модели мотоциклов существуют биметаллические звезды.
Важно! Звезды и цепь работают и изнашиваются вместе! Если меняете цепь, то меняете и звезды!
Поэтому выбирать звезды надо ориентируясь на цепь, которую вы выбрали исходя из условий применения. Выбирая максимально облегченную бессальниковую цепь для гоночного применения, нет смысла ставить стальную звезду, вы сведете на нет все преимущества полученные от легкой цепи, и цепь износится сильно раньше, чем звезда. Будьте последовательны — ставьте алюминий! Да, на одну гонку, но ведь нам нужна победа, мы за ценой не постоим…
Не стоит ставить на сальниковую DID 520ZVM-X алюминиевую звезду. Z-ка- самая прочная и выносливая из всех 520 цепей, ставьте сталь!
Подробнее о отличиях конкретных моделей цепей DID, вариантах выбора цепей и звезд можно почитать в нашей статье.
А как узнать какие конкретно звезды подойдут к моего мотоциклу?
Звезды кроме материала изготовления отличаются еще по посадочным размерам, количеству крепежных болтов, их диаметру и количеству зубьев.
Найти информацию о том, какие именно звезды подходят к вашему мотоциклу, можно в каталоге производителей звезд, например PBR или JT.
Для пользования каталогом необходимо ТОЧНО знать модель и год выпуска мотоцикла!
Каталог звезд PBR
Каталог звезд JT
Подбор звезд по каталогу дело не простое, полное нюансов, тонкостей и подводных камней. Особенно это касается мотоциклов до 2000 года выпуска и моделей для внутрияпонского рынка. Например, всем известный и многими любимый Suzuki DRZ400 имеет разные ступицы заднего колеса в европейской версии и в японской, и разные звезды, которые не взаимозаменяемы. Звезда от Европы не встанет на Японию и наоборот. Или на мотоцикле стоит неоригинальная задняя ступица, тогда на нее не сядет звезда по каталогу…
Если у вас есть сомнения в правильности выбора звезд — доверьте его профессионалам, чтобы не было обидно за бесцельно прожитые годы и зря потраченные бабки.
Если мы не правильно подберем звезды на байк — заменим за свой счет, включая почтовые расходы!