Автор: Евгений Живоглядов. Дата публикации: 27 ноября 2022. Категория: Мототехника.
Опытные мотоциклисты знают, что даже при езде по асфальтированным городским улицам на цепь неизбежно прилипают пыль, песок и грязь. Замена ее – процесс довольно трудоемкий. А, вот своевременная чистка цепи мотоцикла и ее последующая смазка позволят значительно продлить срок службы, как самой цепи, так и звездочек.
Как правило, после пробега в 500÷600 км необходимо осуществить обслуживание цепной передачи. Сделать это можно, используя такое устройство, как машинка для чистки цепи мотоцикла. Сегодня подобные приспособления (в зависимости от производителя и комплектации) стоят от 1700 до 3500 рублей. Однако потраченные на приобретение средства окупаются тем, что процесс совсем нетрудоемкий, занимает немного времени и отличается высокой эффективностью.
Чего не скажешь про ручной способ, в процессе которого используют щетки (зубные или специальные трехсторонние) и чистящие средства (жидкие или аэрозольные).
Как почистить цепь на мотоцикле
- Апрель 3, 2018
- Кузьма-Фома
Все машины и механизмы требуют ухода. Мотоциклы – не исключение. После покатушек по грязной и пыльной дороге не достаточно просто помыть мотоцикл. Стоит позаботиться и о цепи. Правильный уход за цепью – это целый ритуал и искусство, которому совсем несложно научиться.
Чем мыть цепь после серьезного загрязнения? Попытка отмыть цепь от старой смазки с помощью мойки высокого давления может дать впечатляющий эффект: надорванные резиновые кольца, либо вымытая смазка. Дальше все просто, ржавчина, быстрый износ, замена, и новый адепт секты «Мы не обслуживаем цепь, так дешевле».
Второй популярный способ укоротить цепи жизнь, это просто смазывать ее без всякой мойки. Этим вы слой за слоем намертво приклеиваете к нему новый абразив. Резиновые уплотнения сдаются первыми, а дальше все по ранее озвученному сценарию.
Третий способ убить новую цепь, это усердно почистить ее жесткой щеткой с применением бензина или более агрессивных растворителей. Конечный эффект такой же: испорченное уплотнение, вытекшая смазка и досрочная замена цепи.
Цепи не навредит, солярка, керосин, уайт спирит и очиститель двигателя. Они отмывают от грязи примерно одинаково. Остановимся на солярке. Во-первых, дешевле, во-вторых, меньше всего испаряется, что, безусловно, полезнее для вашего здоровья.
Как мыть цепь? Не помешает взять емкость, в которую будет смываться грязь, чтобы ваша мама не переживала за экологию своих огородов. Кстати, кисточку или щетку подбирайте с наиболее мягким ворсом. Если использовать что-то жесткое, то можно втолкать грязь под кольца.
Именно нарушение части уплотнения приводит к неравномерному увеличению длины цепи в виду неравномерного износа, а вовсе не езда на заднем колесе, как принято считать.
Дальше аккуратно наносим с помощью пульверизатора солярку (или другое подходящее вещество) и осторожно отчищаем грязь щеточкой. Все – цепь и звезды очищены. Радостно? А вот мотоциклу не очень. Солярка плохо испаряется и если ее не смыть, она разжижит нанесенную цепную смазку и та слетит при езде.
Напоминаем, во время мойки мотоцикла, не подносите мощный гидропистолет близко к цепи, чтобы не налить воды под уплотнение. Теперь ее надо высушить и прогреть. Самый простой способ это покататься минут 15. Разумеется, не по пыльным дорогам и, тем более, не в дождь.
Как правильно нанести смазку? Пока цепь не остыла, берем баллончик и наносим смазку. При охлаждении часть смазки зайдет под уплотнение, в некоторой степени заменив собой вытекшую или вымытую ранее. Ни в коем случае не наносите смазку на боковые звенья и внешнюю сторону цепи с помощью пальцев.
На самом деле, в обработке нуждаются только кольца. Просто, чтобы не пересыхали, не изнашивались и держали внутри заводскую смазку. Состав наносим в два прохода. Сначала на один ряд колец, потом на другой.
Щедрое вымасливание втулок, приводит лишь к лишнему налипанию песка. Который совершенно не замедляет износ. Если с внутренней части цепи видны сухие части колец, то можно точечно обработать их спреем.
Теперь, берем свои старые «семейки» (мягкую тряпочку) и хорошо протираем цепь. На ней останется то, что нужно. Остальное слетит во время езды.
Кстати, если во время нанесения смазки вы, заодно, и покрышку обработали, то протрите ее уайт спиритом или моющим средством. Иначе при езде, вы можете войти в скольжение и упасть. Оставляем мотоцикл в покое хотя бы на час. В аэрозольном баллоне смазка размешана с растворителем и нужно время, чтобы он выветрился. Загустев, она уже никуда не денется.
В самом идеальном варианте всю эту процедуру надо выполнять каждые 500 км. Либо после каждой поездки в дождь.
Какую смазку выбрать? И о самой смазке, упрощенно начинку баллонов можно разделить на два типа. Есть составы для цепи внедорожных мотоциклов. При высыхании они почти не липнут и не тянут на себя песок. Но если обработать такой смазкой цепь спорт байка и вжарить под 300 по автобану, то вся она слетит в первый километр.
Второй тип – дорожно-спортивные, это очень густые и липкие смазки, которые выдерживают высокие температуры. Но для эндуро байка – это хороший способ ушатать цепи и звезды, ввиду налипания на трущиеся пары большого количества абразива.
Некоторые райдеры не признают больше ничего, кроме трансмиссионного масла. Это не плохой вариант, если вам не лень после каждого выезда мыть мотоцикл, экип, цепи, наносить смазку заново. Дело в том, что специализированная цепная смазка после выветривания растворителя по консистенции больше похожа на разогретую жвачку, так, что даже самая густая трансмисионка для таких целей будет жидковата.
Хороших дорог и чистых цепей!
Ручной способ
Смазка цепи мотоцикла вручную – наиболее распространённый среди мотоциклистов метод, поскольку он не требует денежных вложений и специальных устройств, позволяет провести очистку дёшево и сердито.
Помимо специализированных средств самым популярным веществом для очистки является керосин. Он только эффективно удаляет загрязнения, абсолютно безопасен для резиновых деталей, а в том случае, если капля керосина попадёт на корпус, её можно будет быстро смыть без вреда для краски. Специальные баллончики с очистителями производства известных брендов немного упростят очистку цепи мотоцикла и ускорят его.
Чтобы почистить и смазать цепь, необходимо совершить следующие шаги:
Зафиксируйте мотоцикл. Для того, чтобы провести смазку правильно, нужно поставить байк таким образом, чтобы его заднее колесо было на весу
Дополнительно уделите внимание креплениям – вам понадобится вращать колесо, но при это мотоцикл не должен опасно раскачиваться по мере работы. Как следует зафиксируйте его, обезопасив себя от травм, а свой мотоцикл – от новых повреждений;
Оцените состояние цепи
Для этого достаточно просто посмотреть, поскольку большую часть грязи и пыли видно невооружённым взглядом. Это поможет вам определить фронт и объём работ, понять, в каком состоянии находится цепь и звёздочка в целом и каждое отдельное звено. Такой осмотр лучше всего проводить регулярно, обязательно после езды по пыльным дорогам или по непогоде;
Приготовьте инструменты и средства для чистки и смазки цепи мотоцикла. Вам понадобится керосин или альтернативное чистящее средство в баллончике, щетка для чистки цепи мотоцикла, тряпочка или любая другая ветошь, поддон для лишнего масла и грязи. Всё это можно запросто найти в гараже или купить на ближайшем рынке;
Начните протирать цепь. Совершайте аккуратные движения, распыляя очиститель и протирая звенья тряпкой. Не забудьте про поддон, в который будет сливаться отходы очистки, и повторяйте, пока все звенья не станут чистыми. Только после этого можно приступать к смазке;
Начните смазывать цепь. Принцип тут такой же – вы наносите ровный слой смазки на верхнюю часть и поворачиваете заднее колесо на нейтральной передаче. Для равномерного покрытия стоит совершить два круга, однако не стоит использовать слишком много смазочного вещества – его излишки всё равно придётся удалить при помощи тряпки. Под привод цепи подложите поддон – пятна на полу гаража, которые оставляют некоторые вещества, очень тяжело отмыть, а при попадании на кожу они могут вызвать раздражение.
Если регулярно проводить очистку и смазку цепи, то это обеспечит вам не только плавный ход, но и увеличит срок службыцепи.
Будьте внимательными и бдительными, иначе очистка может привести к травмам. Так за травмы часто отвечает звёздочка – увлёкшись, вы можете случайно зажать пальцы между её острыми зубцами и цепью. Иногда они цепляют материал перчатки, и во время проворота её зажёвывает, что также не кончается ничем хорошим ни для мотоциклиста, ни для его байка.
Чистка и смазка цепи на мотоцикле
В отличие от автомобиля, мотоцикл требует регулярного ухода за многими узлами — в том числе и за трансмиссией, в которой используется традиционная цепная передача. Без регулярной смазки она быстро изнашивается и постепенно разрушает другие компоненты — звёздочку заднего колеса, коробку передач и прочие. Чтобы обеспечить максимальную долговечность мотоцикла, вам следует знать, как правильно смазывать цепь и очищать её. Соблюдение приведённых в статье рекомендаций позволит вам избавиться от множества проблем и получать удовольствие от езды, не задумываясь о дорогостоящем ремонте.
Специалисты рекомендуют приступать к чистке цепи после непродолжительной езды — часа вполне будет достаточно. Это позволит прогреть цепь до нужной температуры, сделав её смазку менее густой. В таком состоянии вымыть все отложения из цепи будет намного проще, да и новая смазка сможет намного глубже проникнуть в пары трения. Если вы хотите одновременно с очисткой цепи помыть мотоцикл, делайте это только после обслуживания трансмиссии, поскольку в процессе такой работы на корпус байка будет вытекать немало грязи и густой смазки. Существует два основных способа чистки цепи, для которых используются различные инструменты.
Ручной метод
Самый распространённый способ среди российских мотоциклистов — это чистка цепи зубной щёткой. Вместо неё можно взять узкую обувную щётку с мягкими волокнами либо специальный инструмент, продающийся в магазине мотозапчастей. Запрещается использовать металлические щётки и приспособления с очень грубыми волокнами, поскольку они легко повреждают компоненты цепи.
Также вам необходимо приобрести очищающую жидкость — в ассортименте компаний Liqui Moly, Hi-Gear и Motul есть подходящие баллончики со спреем. Если под рукой такого средства не оказывается, цепь можно очистить с помощью керосина, однако вам стоит приготовиться к существенному увеличению трудоёмкости такой работы. Для чистки цепи нельзя использовать бензин, поскольку это приведёт к растворению уплотнительных колец, втулок и сальников — в итоге деталь придётся выбросить.
Мотоцикл устанавливается на подножку либо на подвес — заднее колесо должно находиться в воздухе. Баллончик с жидкостью следует заносить со стороны колеса. Его сопло должно быть направлено наружу, поскольку попадание такого агрессивного химического соединения на колесо может быть опасным для резины. После нанесения жидкости на верхнюю ветвь цепи прокрутите колесо и повторите процедуру, чтобы вся деталь была покрыта специальным очищающим средством. Подождав приблизительно 5 минут, начинайте обрабатывать трансмиссию щёткой, обращая особое внимание на зазоры и уплотнители.
Если вам нужно узнать, как чистить цепь керосином, то стоит понять, что в этом случае придётся потратить намного больше времени. Жидкость наносится на деталь тонкой струйкой, причём нужно следить, чтобы её брызги не попадали на колесо. Через 5 минут начинайте тщательно счищать грязь щёткой, стараясь, чтобы волокна проникали как можно глубже. Если полностью очистить цепь таким способом не удалось, её придётся снять, что отнимет немало вашего времени и усилий.
Автоматизация
Тем, кто интересуется, чем лучше почистить цепь, можно порекомендовать использовать специальное приспособление — такое выпускается фирмой KETTENMAX, а также некоторыми другими производителями аксессуаров для мотоциклов. Байк нужно поднять, вывесив заднее колесо, а затем завести его. Устройство закрепляется на цепи — внутри есть специальные ролики и щётки, которые позволяют пропускать цепь, одновременно очищая её от всех возможных отложений. В верхней части расположена трубка для подачи очищающей жидкости — ею может быть как специальное средство, поставляющееся в комплекте, так и обычный керосин. Снизу имеется трубка для отвода грязной очищающей жидкости — её лучше опустить в поддон или пол-литровую бутылку.
Убедившись, что приспособление надёжно закреплено на цепи, включайте первую передачу, но не добавляйте газа. Теперь вашей задачей будет обеспечение равномерного поступления чистящего материала в устройство — его нужно постепенно наливать или впрыскивать в верхнюю трубку, следя, чтобы жидкость не попадала на сам мотоцикл. Примерно через пять минут цепь будет полностью очищена, после чего необходимо выключить передачу и заглушить мотор мотоцикла.
Перед тем как смазать цепь, вам необходимо будет смыть остатки чистящей жидкости — иначе масло не сможет закрепиться на детали. Для этого используйте воду комнатной температуры — её лучше выливать из простой пластиковой бутылки тонкой струёй, постепенно поворачивая цепь. Ни в коем случае не используйте мойку высокого давления — она очень быстро разрушает трансмиссию мотоцикла, сокращая срок её эксплуатации. После мойки аккуратно вытрите цепь неабразивным материалом — подойдёт тряпочка из микрофибры.
Прежде чем приступить к выполнению работ, вам стоит выяснить, чем можно смазать цепь на вашем мотоцикле. Существует множество видов средств, которые наносятся на цепную передачу для повышения её надёжности и долговечности. Оптимальным вариантом будет подбирать смазку, исходя из рекомендаций производителя, указанных в инструкции. Однако можно руководствоваться и указаниями на банке с маслом — большинство производителей выделяет следующие виды смазки:
- Универсальная;
- Дорожная;
- Для спортбайков;
- Для кроссовых и внедорожных мотоциклов;
- Для старых мотоциклов.
Если вы не можете понять, какая именно смазка идеально подойдёт для вашего мотоцикла, лучше проконсультируйтесь со специалистом.
Лучше всего приобретать смазку в баллончиках со спреем — это позволит маслу проникнуть во все соединения и пары трения, существенно повысив долговечность трансмиссии мотоцикла. Если же вы купили средство в канистре или флаконе, стоит дополнительно приобрести недорогой баллончик со сжатым воздухом, с помощью которого можно повысить эффективность смазывания цепи. Некоторые мотоциклисты считают, что они могут существенно увеличить надёжность трансмиссии, если будут использовать очень густую консистентную смазку. Это является очень распространённым заблуждением — чрезмерно густая смазка быстро отстаёт от сальников и вылетает из цепи, попадая на корпус мотоцикла и одежду водителя.
Если вас интересует, как смазывать мотоцепь, то вам необходимо слегка прогреть её — достаточно будет работы мотоцикла на подвесе в течение 2–3 минут. После этого мотор лучше заглушить, однако байк должен оставаться в подвешенном состоянии. Смазку наносят на верхнюю ветвь цепи, стараясь обрабатывать все внутренние части детали — сальники, уплотнители, пары трения и прочие. Желательно прокручивать цепь два раза, постепенно нанося смазывающий материал, чтобы масло равномерно распространилось по её наружной и внутренней стороне. Смазка не должна попадать на корпус мотоцикла, двигатель, колёса и резину, поскольку она очень быстро загустевает и удалить её будет очень сложно.
После окончания процедуры избыток жидкости нужно удалить, воспользовавшись мягкой тряпочкой. Ни в коем случае не берите бумажные салфетки — они разрываются, и их части остаются внутри цепи, существенно снижая её долговечность. Смазка для цепи мотоцикла должна быть распределена по передаточному механизму равномерно, поскольку в противном случае деталь будет очень быстро изнашиваться, а также разрушать звёздочки. После окончания процедуры подождите 15 минут, чтобы смазка загустела — убедившись в этом, вы можете запускать мотор мотоцикла и отправляться на обкатку.
Дополнительно
Достаточно часто у новичков возникает вопрос, как часто смазывать цепь. Однозначный ответ на этот вопрос дать не получится, поскольку всё зависит от стиля езды, а также от типа используемого материала. К примеру, консистентную смазку на цепи отечественных мотоциклов наносят один раз приблизительно в 500 километров. Если речь идёт о высококачественном спрее для импортной мототехники, им достаточно обрабатывать цепь один раз в 1–3 тысячи километров. Существенно сократить указанные сроки могут следующие обстоятельства:
- Езда по бездорожью;
- Езда на заднем колесе;
- Длительная езда с высокой скоростью;
- Хранение мотоцикла в ненадлежащих условиях.
Если при выборе смазки вы уже определили, какая лучше, и установили периодичность обслуживания трансмиссии, вам остаётся только узнать, какие ещё процедуры стоит выполнить одновременно с чисткой цепи. Перед смазыванием стоит определить степень натяжения цепи — для этого нужно измерить величину максимального провисания её нижней ветви. Нормальным уровнем провисания будет показатель в 15–25 мм — если он превышен, стоит подтянуть цепную передачу, воспользовавшись специальным инструментом.
Также стоит оценить состояние звёздочек — если на них видна сильная выработка, их лучше сразу заменить. Помните, что серьёзный износ этих деталей может стать причиной поломки коробки передач и дорогостоящего ремонта. Если на цепи имеются повреждения, её также стоит поменять — обычно эту работу выполняют при достижении пробега в 10–15 тысяч километров, но неаккуратная эксплуатация транспортного средства может привести к ускоренному износу.
Если вас не устраивает периодическая смазка цепи мотоцикла маслом, вы можете приобрести устройство для автоматической подачи смазывающего материала. Оно устанавливается вблизи коробки передач и выполняет две функции одновременно, очищая деталь от попавших на неё загрязнителей, а также подавая масло и предотвращая ускоренный износ трансмиссии. Стоимость такого приспособления достигает примерно 9–12 тысяч рублей, однако оно поможет вам сэкономить немало времени и усилий. Однако стоит помнить, что использование автоматики не отменяет необходимости чистить цепь при её сильном загрязнении — эту процедуру придётся выполнять после езды по бездорожью или плохим дорогам.
ПРОЦЕДУРА СМАЗЫВАНИЯ, ЕЁ ОСОБЕННОСТИ
Разберёмся, как и чем смазывать цепь мотоцикла. Для начала её нужно нагреть. Пусть мотор поработает 2 – 3 минуты. После глушим, но байк остаётся подвешенным. Смазкой обрабатываются все детали. Прокручивается цепь дважды, нанося смазывающее средство внутри и снаружи. Смазка загустевает, отмыть её с корпуса или резины сложно. Подбираялучшую смазку для цепи своего мотоцикла, прочтите инструкцию на банке со средством.
Поездки в сырую погоду, при сильной грязи или по запыленным грунтовым дорогам требуют частого ухода за цепью. От этого зависит работа вашего мотоцикла. Чистку и смазку нужно проводить каждые 1000 км пробега. Если вы не можете решить, чем смазать цепь вашего мотоцикла, обратитесь к специалисту.
В отличие от автомобиля, за многими узлами — в том числе и за трансмиссией, в которой используется традиционная цепная передача. Без регулярной смазки она быстро изнашивается и постепенно разрушает другие компоненты — звёздочку заднего колеса, коробку передач и прочие. Чтобы обеспечить максимальную долговечность мотоцикла, вам следует знать, как правильно смазывать цепь и очищать её. Соблюдение приведённых в статье рекомендаций позволит вам избавиться от множества проблем и получать удовольствие от езды, не задумываясь о дорогостоящем ремонте.
Регулярное обслуживание
Стоит помнить, что только соблюдение всех правил ухода за мотоциклом поможет вам существенно продлить максимальный срок эксплуатации двухколёсной техники. Регулярная смазка цепи, проверка состояния компонентов трансмиссии, а также очистка передающего механизма от грязи поможет отложить дорогостоящий ремонт на десятки тысяч километров пробега. Если же вы будете пренебрегать такой необходимостью, это может привести к плачевным последствиям — коробку передач может заклинить прямо в движении, что станет причиной аварийной ситуации. Именно поэтому многие мотоциклисты стараются смазывать цепь как можно чаще, стараясь избежать неприятностей. Если вы не хотите иметь дела с такой грязной работой, её можно доверить специалистам мотоциклетного СТО — преимуществом такого варианта будет возможность проведения комплексной диагностики при обслуживании вашей техники.
Liqui Moly
Популярный бренд Liqui Moly предлагает широкий выбор смазочных элементов, которые существенно повышают срок службы мотоциклетных цепей. Рассмотрим ассортимент, предлагаемый данной немецкой маркой:
- Motorrad Kettenspray Grand Prix Grun – эта смазка для цепи мотоцикла Liqui Moly представлена в виде спрея, поэтому она проста в применении. Ее назначение – смазать элемент, защищая его от износа и растяжения. Отлично прилипает к поверхности и остается на ней даже при высокой скорости движения. Кроме того, покрытие будет стойким к высоким нагрузкам и температурам во время эксплуатации.
- Спрей по уходу за цепями Kettenspray можно использовать для первичной и регулярной обработки цепей мотоциклов. Благодаря этому средствоу можно обеспечить должный уход за резиновыми уплотнителями звеньев цепи. Специальные эстеровые компоненты в его составе повышают липкость смазки и способность удержания ее на поверхности.
- Motorbike Ketten-Reiniger – это средство, которое быстро, а главное, аккуратно чистит цепь от старой смазки. После нанесения очиститель испаряется, при этом цепь не теряет свою плотность.
Как чистить цепь на мотоцикле
Как чистить цепь на мотоцикле? Процедура эта несложная, но проделывать её нужно регулярно — это поможет увеличить ресурс цепи до замены. Можно, конечно, обратиться и в мотосервис, но не всем нравится наблюдать, как опытный мотомеханик, насвистывая себе под нос какую-то весёленькую мелодию, делает за сто долларов то, что можно сделать самому максимум за час. Очистка цепи мотоцикла должна проделываться, в идеале, раз в тысячу-две километров, в зависимости от условий эксплуатации. Большинство мотоциклистов обходится только регулярным смазыванием цепи, но нельзя сказать, что это правильный подход. Так как и чем чистить цепь?
В мотомагазинах всегда можно приобрести специальные спреи — например, Motul, Ipon или Liqui Moly. Но цена подобного баллончика будет колебаться в районе 500 рублей, при этом хватит содержимого баллона, скорее всего, все на один раз. В итоге получается не очень-то экономично… Впрочем, всегда есть бюджетные варианты.
Щётка для чистки цепи на Алиэкспрессе.
Так, традиционное средство для чистки цепи мотоцикла — солярка, самая обыкновенная солярка. Одного литра вам более чем хватит, только вот обойдётся он примерно раз в двадцать дешевле, чем баллон со специальным спреем. Наносить солярку на цепь нужно щедро, не жалея, а в качестве инструмента для этого подойдёт любая металлизированная щётка средней жёсткости. Окунаете щётку в солярку и от души смазываете цепь, при необходимости прокручивая её, чтобы добраться до труднодоступных мест, и особое внимание уделяете местам сочленения звеньев цепи. Когда вы таким образом смажете всю цепь, настанет время очистить её. Для поверхностной чистки может подойти та же самая жёсткая щётка, которой вы смазывали цепь. Постарайтесь полностью удалить комья грязи и прочую гадость. Не бойтесь — цепь вы не поцарапаете, она железная. Закончив с этим, настанет время провести более глубокую очистку — цепь, помимо грязи, необходимо очистить от налипшей пыли и остатков старой смазки. Для этого лучше всего будет воспользоваться специальной машинкой, вроде той, что вы можете наблюдать на фото в начале статьи. Этот примитивный девайс отлично справляется со своей работой, а стоит от при этом рублей двести на каком-нибудь китайском аукционе. В мотомагазине за него запросто попросят 500-700 рублей. Есть и другой тип машинок для очистки мотоциклетной цепи.
Суть та же — эта «коробочка» раскрывается, надевается на цепь, закрывается, и протягивается по всей длине цепи, очищая её со всех сторон. Стоит подобная штучка примерно столько же, сколько и щётка, или чуть дороже. Можно и самому изготовить такую «приблуду» из пары щёток для обуви с жёстким ворсом, скрутив их саморезами. Но в любом случае, прежде чем прибегать к этому этапу чистки цепи, нужно сперва почистить её жёсткой щёткой от основной грязи, иначе, если вы сразу воспользуетесь машинкой, её ворс попросту не справится с грязевыми отложениями, которые отлично удаляются обычной металлизированной щёткой.
В процессе не забывайте подливать солярки (или периодически промывать в ней щётку) для лучшей очистки. Поработать придётся до того момента, пока цепь не станет идеально чистой. Когда с этим будет покончено, вам потребуется компрессор или баллончик со сжатым воздухом. Сжатый воздух отлично справится с удалением налипших ворсинок, отдельных пылинок и прочей мелочи, и цепь будет блестеть, как новая. Ну а затем не забудьте её смазать, и на довольно продолжительное время забыть об этой процедуре. А когда придёт время поменять цепь — загляните сюда и почитайте, как это сделать быстро и самостоятельно.
Замена смазки
Учитывая рекомендации известных производителей мотоциклетной техники, смазывание цепного механизма необходимо выполнять не реже 500–1000 км пробега.
Вовремя выполненная замена смазки позволяет получить следующие преимущества:
- Уменьшить шум от работающего агрегата.
- Повысить термические характеристики привода.
- Уменьшить износ трущихся деталей.
Вначале выполнения работ по замене смазки, нужно тщательно очистить поверхность цепи. Если пропустить эту процедуру, то новая пластичная смазка закупорит грязь, насыщенную абразивными частицами. Твердые включения, совместно с пластичной смазкой, быстро превратят механизм цепи в непригодную для эксплуатации деталь.
Чистка цепи
Работы по чистке цепного привода необходимо выполнять на открытом воздухе или в помещении с вентиляцией.
Для выполнения работ потребуются следующие материалы:
- моющая субстанция, лучше заводского изготовления;
- ветошь;
- кисть или щетка с жесткой щетиной;
- емкость для стекающей жидкости.
В качестве моющих средств не запрещается использование дизтоплива и уайт-спирита.
Последовательность производства работ:
- Установить мотоцикл на ровную площадку, и при помощи подката вывесить заднее колесо.
- Укрыть тканью не участвующие в работе детали.
- Нанести или распылить очиститель на поверхность звеньев.
- Щеткой или кистью очистить поверхность цепи и выступы звездочек.
- Снятую с поверхности старую смазку смыть очистителем.
- Вытереть чистую поверхность сухой ветошью или специальной салфеткой.
- Продуть звенья сжатым воздухом.
Если поверхность цепи слишком грязная, то допускает снять привод полностью, и окунуть его в емкость с дизтопливом, керосином или уайт-спиритом. Выдерживать деталь в этом растворе следует не более 10 мин. Превышение этой нормы может привести к попаданию жидкости в резиновые уплотнители роликов, что отрицательно скажется на их техническом состоянии.
Смазка цепи
Смазку привода лучше производить сразу после поездки. В нагретую при движении цепь будет лучше укладываться смазочный материал, что гарантирует проникновение масляного состава во все зазоры механизма.
Производители мотоциклетной техники рекомендуют применять для смазывания деталей трансмиссионное масло SAE 80W-90 или специализированную аэрозольную смазку.
Виджет от SocialMart
Для выполнения работ потребуется:
- смазочный материал;
- ветошь:
- лоток.
Последовательность процесса:
- Вывешиваем технику. Смазку необходимо выполнять при включенном нейтральном режиме.
- Устанавливаем лоток и укрываем мотоцикл плотной ветошью (кроме цепи).
- Аэрозольную смесь наносим вначале на внутренние звенья нижней секции привода. При подаче смазки баллон должен находится на расстоянии 5–7 см от рабочей поверхности. После обработки внутренней части цепи смазку распыляем по наружной поверхности.
- Трансмиссионную смазку укладываем при помощи компрессионного шприца, выдавливая смесь в зазоры между звеньями и телом роликов, а затем, выдавливаем сверху, между наружными и внутренними пластинами звеньев.
По окончанию смазывания, поверхность приводного механизма протирают сухой ветошью, дают смазке схватиться с металлическими деталями (12–20 мин). Учитывая последнее требование, можно сделать выводы, что смазочные работы лучше производить перед парковкой техники.
Чем чистить цепь мотоцикла
Как очищать и смазывать мотоциклетную цепь
Руководство по смазке и очистке мотоцепи.
Мотоцепь это один из технически важных узлов в работе мотоцикла. При езде на мотоцикле требуется регулярное техническое обслуживание мотоцепи. Мотоциклетный двигатель обеспечивает механическую мощность, которая поступает на главный вал, а цепь для мотоциклов соединяется с ним через промежуточный вал при помощи передней и задней звезды. Таким образом, мотоциклетная цепь используется для поворота заднего колеса и движения вперёд. Если цепочка не плавно прокручивается или имеет чрезмерное трение, тогда она даёт большую нагрузку на двигатель, вследствие чего мотоцикл будет потреблять больше топлива, поэтому важно регулярно очищать и смазывать цепь для мотоцикла.
Для начала рассмотрим основные виды мотоциклетных цепей.
Существует три основных вида цепей: обычная стандартная цепь, состоящая из взаимосвязанных звеньев, сальниковая цепь с О-Ring кольцами сальниковых уплотнителей и сальниковые цепи с X-Ring образными сальниками.
Обычная мотоцепь без сальниковых уплотнителей ввиду своего лёгкого веса применяется на кроссовых мотоциклах, так как она имеет меньшее трение и соответственно меньшую потерю мощности. Не дорогие без сальниковые цепи также применяются на малокубаторной китайской технике и мотоциклах старого типа. Такая цепь нуждается в большем обслуживании по сравнению с сальниковыми цепями, но и ресурс этой цепи будет сравнительно не большим.
Сальниковая цепь с О-Ring образными кольцами, которые установлены в зазорах между внешней и внутренней части каждого цепного соединения, такая конструкция помогает цепочке оставаться смазанной в течение длительного времени, так как сальниковые кольца дольше удерживают смазку.
Цепь с X-Ring сальниками используются в основном на скоростных мотоциклах для соревнований. Принцип работы X-образных сальниковых цепей точно такой же, как и O-образных, так же удерживают смазку в течение долгого времени, только они имеют меньшую площадь соприкосновения поверхности находящуюся в контакте со штифтами и звеньями, что помогает уменьшить трение, температуру нагрева цепи и увеличить скорость.
Какая бывает смазка для мотоцепи? Смазка цепи бывает разных типов для разного рода мотоциклов и различных ситуаций. В основном смазка для мотоцепей подразделяется на три вида. Внедорожняя смазка цепи (Off Road) это самая жидкая смазка, она имеет хорошую проникающую способность и не притягивает к себе много грязи. Такая жидкая смазка не подойдёт для скоростной езды, так как на скорости она не держится на цепи и будет слетать. Второй тип смазки это обыкновенная дорожная смазка цепи (Road) для каждодневных поездок по городу, она не слетает с цепи на средних скоростях, хорошо держит температуру и относительно мало собирает на себе грязь. Третий вид это смазка на синтетической основе (Factory Line) она хорошо подходит для всех видов сальниковых цепей. Отлично держится на цепи при высоких температурах, скоростях и нагрузках. Лучше всего подходит для езды на дальние расстояния на высоких скоростях. Преимущество этой смазки, равно как и её недостаток это то, что она очень липкая и чистка цепи из-за этого немного затруднена.
Итак, давайте узнаем, как очистить и смазать цепь. Важно помнить, что сальниковые цепи можно очищать только специальными очистителями для мотоцепей или средством не агрессивным к резине без содержания кислот, чтобы не повредить сальники.
Прежде всего, возьмите необходимые компоненты и инструменты и выполните шаги, приведённые ниже по списку.
Нам понадобятся:
- Кусок картона
- Мягкая щётка для очистки цепи
- Очиститель цепи
- Смазка цепи
Последовательные действия по очистке и смазке мотоциклетной цепи:
- Для удобства поставьте мотоцикл на подкат или центральную подножку, чтобы заднее колесо свободно вращалось.
- Чтобы смазка не попадала на колесо, просуньте с внутренней стороны цепи кусок картона и подложите под низ ёмкость, куда будет стекать грязь и старая смазка.
- Возьмите щётку (для удобства лучше использовать специальную мягкую щётку для чистки цепи) и очистите цепь по кругу при помощи очистителя и щётки.
- После чистки цепи желательно почистить заднюю звезду, т.к. на ней остаётся старая смазка и пыль.
- Очищенную цепь протираем сухой ветошью, а при наличии компрессора ещё лучше будет её не сильно продуть под высоким давлением.
- Сухую мотоцепь смазываем специальной смазкой для цепи, равномерно нанося её по внутреннему кругу цепи.
- После смазки протираем цепь сухой тряпкой, чтобы удалить лишние остатки смазки.
Через 40-60 минут, когда смазка впитается, проверьте натяжку цепи и после этого на мотоцикле уже можно будет ехать. Лучше всего эту процедуру делать вечером перед поездкой, чтобы смазка полностью впиталась и застыла за ночь.
Как часто нужно чистить цепь для мотоцикла? Не забывайте время от времени очищать мотоциклетную цепь. Это зависит от того как долго и часто вы ездите, а так же где, на трассе или в городе, а может быть по лесу. Допустим примерно, вы наезжаете по городу каждый день до 50 километров, тогда смазывать цепочку нужно один раз в неделю, а чистку цепи делать раз в две недели, но если путешествовать по лесу, тогда чистить и смазывать цепь придётся чуть ли не ежедневно, после каждой поездки. Так же и после дождя цепь необходимо смазывать. В любом случае очистка и смазка цепи это одна из самых простых задач в обслуживании мотоцикла, на эту процедуру у вас уйдёт не больше 10-15 минут, зато мотоцепь прослужит дольше и таким образом, вы избавитесь от чрезмерного трения и износа звёзд и цепи.
Графитовая смазка
Смазка цепи всегда являлась проблемой для мотоциклистов. Каждый из видов смазки имеет помимо плюсов и какие-то минусы в своих свойствах.
Графитовая смазка, которой также пользуются мотолюбители, дольше держится на цепи, но она густая. И наносить ее проблематично. Чаще всего графитовая смазка смешивается с маслами, и только после этого наносилась на цепь. Но в последнее время существует автосмазка графитовая, достоинства которой оценили уже многие мотолюбители.
Устройство с графитовой смазкой было запатентовано в 2010 году. Его устанавливают на маятнике мотоцикла, и смазка происходит автоматически тонким слоем. Девайс заполнен смазкой на графитовой основе. Цепная конструкция смазывается непрерывно. Состав графитовой смазки не привлекает к себе грязь и расходуется равномерно. Никаких излишек и накоплений смазки под деталями не образуется.
Действия этого устройства хватает на шесть тысяч километров, и после этого устройство меняется. Даже при езде в дождь или снег такая смазка не смывается. А визуально цепь выглядит, как новенькая – чистая и смазанная постоянно. Весит устройство 400 грамм и никаких неудобств при езде не создает.
Графитовая смазка характеристики
Таблица 1. Физико-химические характеристики графитовой смазки.
Наименование показателя | Норма | Метод испытания |
1. Внешний вид | Однородная мазь от темно-коричневого до черного цвета | По п. 4.2 |
2. Температура каплепадения, ° С, не ниже | 77 | По ГОСТ 6793-74 |
3. Пенетрация при 25 ° С с перемешиванием (60 двойных тактов), не менее, мм × 10-1 | 250 | По ГОСТ 5346-78 (Метод В) |
4. Испытание на коррозию на пластинках из стали марки 40 или 45, или 50 по ГОСТ 1050-88 | Выдерживает | По ГОСТ 9.080-77 |
5. Коллоидная стабильность, % выделившегося масла, не более | 5 | По ГОСТ 7142-74 |
6. Массовая доля воды, %, не более | 3 | По ГОСТ 2477-65 |
7. Предел прочности на сдвиг при 50 ° С, Па (гс/см2), не менее | 100 (1,0) | По ГОСТ 7143-73 (Метод Б) |
8. Вязкость при 0 ° С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, Па × с (П), не более | 100 (1000) | По ГОСТ 7163-84 |
Для чего нужно обслуживать мотоцепь?
Многие говорят – да зачем мне морочиться с цепями, с их чисткой и смазкой, я лучше куплю самую недорогую цепь «от Явы», и буду ее менять каждую тысячу. Стоит учесть то, что дешевая цепь сильно тянется, ее необходимо подтягивать каждые 100-200 км, что как минимум раздражает. Представьте, что вы едете на дальняк, и вместо того, чтобы наслаждаться путешествием, каждые пол часа слезаете с мота, чтобы подтянуть цепь!
Дорогая цепь может требовать подтягивания раз в пару тысяч километров. И проходит она пару десятков тысяч без проблем. Но стоит она действительно хорошую сумму денег. А если учесть, что менять цепь необходимо вместе со звездами, это очень существенно бьет по карману. Зато с качественной сальниковой мотоцепью вы будете ездить без проблем, будете уверены в ее безопасности, а все, что от вас будет требоваться – раз в 500-600 км помыть ее и смазать.
Чистка цепи мотоцикла
Никогда нельзя смазывать цепь, не помыв ее предварительно. Старая смазка с налипшей на ней дорожной грязью и песком, играет роль абразива, стачивающего ролики и звезды. Если вы поверх этого нанесете еще один слой смазки, то все превратится в настоящую наждачку. Именно поэтому прежде, чем смазывать, мотоцепь нужно помыть.
Для этого вам понадобится зубная щетка (либо специальное приспособление для чистки приводных цепей), керосин (или уайт-спирит), тряпка и картонка. Придерживайтесь простого алгоритма действий:
- Установите мотоцикл на центральную подножку, а если ее нет – вывесите заднее колесо с помощью подката, домкрата, табуретки либо любым иным доступным способом;
- Закройте картонкой заднее колесо, иначе оно все будет в керосине;
- Аккуратно вращая колесо рукой, с помощью кисточки, зубной щетки или специального устройства пройдитесь по всей цепи несколько раз, обильно смачивая ее моющей жидкостью. Керосин или уайт-спирит размягчают старую смазку и выводят ее из сальников, но сами резинки при этом не портят. Можно для этой цели использовать и специальную химию для мойки сальниковых цепей, но она существенно дороже;
- Насухо вытрите цепь тряпкой;
- Подождите 15-20 минут, чтобы остатки керосина испарились;
- Все чисто! Можно приступать к смазке.
Важно! Никогда не пытайтесь проводить эту процедуру на включенной передаче! Есть немалое количество случаев, когда мотоциклисту перемалывало в фарш пальцы, затянув их за тряпку между звездочкой и звеньями цепи. Мотор должен быть заглушен, мотоцикл – на нейтральной передаче, колесо вращать только рукой!
Когда выбирать автоматическую смазку?
Автоматические системы смазывания идеальны, если планируется длительная поездка, когда не хочется останавливаться для обработки цепной системы обычными спреями. В остальных случаях можно использовать и обычные средства — более дешевые и подходящие для применения в домашних условиях.
Если есть центральная подставка на мотоцикле
ставим ее, если есть спец, подставка ставим
мотоцикл
на нее, если нет, пользуемся боковой подставкой и периодически будем перекатывать
мотоцикл
.
Нам понадобится собственно смазка для мотоциклетной цепи
и очиститель, тряпка не оставляющая ворсин и зубная щетка. Обильно поливаем
цепь
вашего
мотоцикла
очистителем, трем зубной щеткой и следом протираем тряпкой, делаем до тех пор, пока не пройдем по длине всей цепи.
Кстати под цепью сверху вдоль всего маятника мотоцикла
идет так называемый «
слайдер
» на котором оседает часть
цепной смазки
, а так же грязи и песка, его так же крайне желательно вычистить, хотя это дело грязное и трудоемкое, но хотя бы
раз
в
мотосезон
нужно делать.
И так очищаем цепь, даем посохнуть 15 минут. По пришествию этого времени, берем баллон с цепной смазкой
трясем пару минут непрерывно, затем садимся под
мотоцикл
и начинаем брызгать на каждую резинку между звеньями
цепи мотоцикла
. Лучше это делать сзади либо если снять защиту цепи сверху, лучше защиту, кстати, снять будет проще. Периодически перекатываем м
отоцикл
.
После того как смазали все прокладки, даем мотоциклу
постоять минимум 15 минут, чтобы смазка застыла и стала более липкой и вязкой.
Есть умельцы, которые мажут цепь мотоцикла
моторным маслом большой вязкости, но хочу сказать, что это мартышкин труд, такая смазка слетит с прокладок цепи, они высохнут, растрескаются и разрушатся, а
пластик
или
хром
вашего
мотоцикла
и ваша одежда будут уделаны
цепной смазкой
“ноу-хау” которую с одежды вообще нельзя будет отмыть, останутся пятна. При смазке
цепи мотоцикла
– ролики и звенья мазать
не нужно
, от такой смазки они скорее больше будут изнашиваться.
Лучше покупать и использовать цепную смазку
специальную для мотоциклетных цепей и содержащих тефлон , такая смазка порой не слетает и не смывается даже в дождь и после многих километров пути.
Регулярность смазки цепи мотоцикла зависит от пройденного пути, ориентировочно смазывать нужно раз в 500-700 км., если приходилось ездить по песку и пыли то почистить и смазать цепь необходимо по приезду на место стоянки, после дождя нужно осмотреть цепь если смазка смылась нужно смазать, если нет, то через 100-200 км лучше все же смазать. Баллончик хорошей цепной смазки с тефлоном стоит от 400 до 700 рублей хватает на пол мотосезона или на сезон, может и меньше, если вы ездить будете много.
Очистителя хватает на два три раза, если цепь мотоцикла грязная, если чистить после первого раза регулярно или цепь до очистки была новой, то хватает и на 10ть раз.
Перейти на наш мотоциклетный-форум
ВНИМАНИЕ – перепечатка данной статьи ВОСПРЕЩЕНА, размещение авторской статьи на других ресурсах будет пресекаться! Автор Кравченко Дмитрий
Купить смазку и смазать цепь для мотоцикла — это одна из самых тривиальных повседневных задач каждого мотоциклиста. Это нужно делать постоянно, вне зависимости от того, хочешь ли ты кататься или нет — за цепью вашего мотоцикла нужен обязательный уход.
Так чем же смазывать? Да и как это нужно делать, чтобы сохранить вашу цепь в рабочем состоянии как можно дольше? В этом мы сегодня попытаемся разобраться изучив мануалы к мотоциклам, советы бывалых и коммерческие данные известных брендов.
Как и чем смазывать цепь?
После того, как вы все очистите, и звенья приобретут блеск, словно с завода, цепь необходимо смазать. Есть много вариантов, и все они так или иначе используются байкерами:
- Специальная смазка в баллонах для мотоцепей. Идеальный вариант. После нанесения она затекает под сальники, загустевает, и не выбрасывается центробежной силой при езде. Есть разные варианты смазки для спортивных, дорожных, внедорожных мотоциклов, а также универсальные;
- Смазки для экстремальных условий, на пример на мотоциклы в Якутске и похожие регионы, подбираются индивидуально;
- Отработка или трансмиссионка. Смазывающие свойства она имеет, но забрызгает вам колесо, ногу (а в некоторых случаях даже спину), едва вы выедете за пределы гаража. Смазывать цепь придется намного чаще, чем раз в 500 км, поскольку смазка просто не будет задерживаться в сальниках;
- Солидол – не предназначен для цепей вообще, очень густой, не зайдет в сальники, только создаст снаружи липкую массу, которая станет прекрасным местом для накапливания всякого абразива в виде песка;
- Графитовая смазка на основе керосина является неплохим, но устаревшим вариантом;
- Автосмазчик цепи – используется многими туристами, проезжающими в сезон десятки тысяч километров, для которых раз в 500 км обслуживать мотоцепь кажется слишком частым и раздражительным процессом. Заправляется трансмиссионкой, а потому так же пачкает заднее колесо.
После нанесения смазки на цепь необходимо снова вытереть ее насухо чистой тряпкой. Это уберет остатки липкой массы снаружи звеньев, что защитит от налипания грязи и песка. Главное, чтобы смазка зашла внутрь роликов, под сальники – именно там она работает. Заливать цепь смазкой до состояния киселя не только не нужно, но и вредно.
Важно! В советское время практиковалась так называемая «варка цепи» в отработке. Эту процедуру можно проводить только с дешевыми безсальниковыми мотоцепями! Не вздумайте сварить сальниковую цепь, угробите ее безвовзратно!
Относитесь к обслуживанию цепи на мотоцикле как к приятной процедуре, включайте музыку или берите компанию друзей, и если вы еще не получали от нее удовольствие, то обязательно начнете!
Особенности приспособлений «KettenMax Premium»
выпускает две усовершенствованные версии приспособлений для чистки мотоциклетных цепей: «KettenMax Premium» (стоимость 3300÷3500 рублей) и «KettenMax Premium Light» (2200÷2500 рублей). Основным отличием этих наборов от «KettenMax Classic» является то, что в комплекте имеется четыре набора сменных боковых щеток и четыре измерительных шаблона (расцветка шаблонов соответствует цвету чистящих щеток), которые позволяют легко и быстро адаптировать устройство для цепей различных размеров.
Для того чтобы определить какие щетки установить для чистки, достаточно приложить поочередно шаблоны к цепи. После этого в бокс устройства устанавливают щетки соответствующей расцветки и приспособление готово к использованию.
Дополнительное удобство в использовании: в комплект входит пластиковый мешок для сбора грязной жидкости, который прикручивается к нижней половинке машинки.
В комплекте поставки набора «KettenMax Premium» также есть бутылка специального чистящего средства «S100 Chain Cleaner» (емкостью 250 мл) и баллончик универсальной аэрозольной смазки (емкостью 75 мл).
Имея комплект из серии «Premium», вы можете почистить цепи на мотоциклах различных марок. Особенно это приобретение вполне оправдано для тех, у кого есть в наличии несколько байков (или, например, мотоцикл и мопед). Достаточно только установить щётки необходимого размера.