Устройство и технические характеристики двигателя мотоцикла Минск

Двигатель двухтактник ММВЗ объемом 125 см³ уже долгие годы производится Минским мотоциклетным заводом. Начиная с 1951 года и по настоящее время двухтактные 125 кубовые производились и продолжают производиться в различных своих моделях и модификациях. Первый мотор для мотоцикла был мощностью 4,25 л. с., на данное время, мощность мотора составляет 12 л. с. Конструктивно, глобальных изменений ДВС не придали. Охлаждение осталось все тем же воздушным с двухканальным возвратным продуванием. Невзирая на опыт мировых производителей двигателей мотоциклов с применением эжектора, Минский завод к сожалению замену карбюратора на эжектор не осуществил, а жаль, достоинств у двигателя было бы еще больше.

У «Минск» ММВЗ-3.11211 стоит движок 3.1122-10100-03. В Его основной деталировке конструктивно мало что поменялось в сравнение с предшествующими моделями и модификациями 125 см³ мотора.

Отличия ДВС 3.1122-10100-03 от предшествующих двигателей:

  • Коренные подшипники установлены у щек коленвала для увеличения жесткости, повышения стабильности работы движка, а сальники установлены за подшипниками. На ранних моделях, сначала ставили сальники, а за ними подшипники.
  • Оптимизирована подача масла к внутренним подшипникам из камеры кривошипа, а также к левому наружному шарикоподшипнику из масляной полости. У старых моделей ДВС правый подшипник смазывался подачей масла из КПП, левые (внутренний и наружный) подшипники получали масло из полости крышки. Смазка внутреннего левого подшипника была недостаточной.
  • В целях увеличения жесткости коленвала увеличен диаметр цапф с 17 до 20 мм, соответственно, подшипники № 304 заменены подшипниками 6-204 с более высоким классом точности. С изменением схемы расположения подшипников и улучшением системы смазки убран второй сальник правой стороны коленвала, для защиты генератора. Правую цапфу укоротили, вместе с чем уменьшили ширину правой части картера и крышки КП на 10 мм. Обе части картера и левая крышка укоротили на 30 мм короче и изменили их форму.
  • Для контроля уровня масла в картере на старых двигателях был масляный щуп, в 3.1122-10100-03 масляного щупа нет, вместо его имеется контрольное отверстие с заглушкой.

Технические характеристики двигателей мотоциклов ММВЗ «Минск» 125

Силовые агрегаты мотоциклклов «Минск» ММВЗ3.1123.112.13.112.113.112.123.112.143.112.15
Объем, см3123,6 (точное значение)
Степень сжатия9,2 — 9,89,58,512
Мощность, л.с.1210
Макс. скорость, км/ч9585
Норма расхода топлива (в среднем) на 100 км, л3,3-4,54,0-4,53,9-4,44,2
Диаметр цилиндра, мм52
Ход поршня, мм58
Ресурс поршня, км15 000-20 000 (с двумя заменами колец)
Ресурс цилиндра, км25 000-40 000 (с двумя заменами поршней)
Обороты при макс. мощности, об/мин64006200-69006000-65006400
КарбюраторК-62СМикарбК2401, P-47R, К-65С
Воздухофильтрбумажный
Применяемый в топливной смеси бензинА-80АИ-92
Применяемое моторное масло в топливной смесиавтол М-8 А (Б, В)
Пропорция бензина и масла при приготовлении топлива25:1. Во время обкатки 20:1.
Ёмкость топливного бака, л11,5
Цепь моторной передачиПВ-9.525-1200
Передаточное число2,75
СцеплениеМногодисковое, в масляной ванне
Число ведущих дисков4
Коробка переключения передач4-ступенчатая
Передаточные числаI — 2.925, II — 1.78, III — 1.271, IV — 1.0
Цепь главной передачи (закрытая)ПР-12,7-1800-2
Передаточное число2,8
ГенераторГ427 (6 В), 43.3701010 (12 В)
Катушка зажиганияБ300Б (6 В), 2102.3705 (12 В)
Ресурс двигателя (до капремонта), км24 000

Доработка двигателя

Участие в мотоспорте требует разумного превосходства над конкурентами. Поэтому многие задумаются о том, как увеличить мощность двигателя мотоцикла Минск. Для этого можно произвести несколько манипуляций:

  1. Произвести разборку двигателя.
  2. В картер вставляются кольца и надежно скрепляются, уменьшая размер камеры кривошипа на несколько миллиметров.
  3. Устанавливаются более надежные сальники, с высоким показателем нагрузки.
  4. Рекомендуется установка К-36 (карбюратор). Он значительно увеличит степень сжатия.
  5. Окна для продува распиливаются до 20 мм.
  6. Следует увеличить длину выпускной трубы до 310 мм.
  7. Произвести замену шатуна в коленчатом вале на дюралюминиевый.
  8. Установите воздушный фильтр больших размеров.

Такая форсировка может прибавить мотору больше 7 кВт мощности. В целом, мотоцикл приятен для передвижения по городу и надежен при выполнении работ. Легкость и управляемость Минска давно зарекомендовали себя среди мотолюбителей. Даже сейчас на сборе байкеров можно увидеть несколько модифицированных моделей Минска.

Ремонтные размеры цилиндра, поршня, колец двигателей мотоцикла ММВЗ Минск 125 см3

ИндексЦилиндрПоршеньКольца
группаразмергруппаразмерразмер при зазоре 0,2+0,15
Нормальный∅ 52-0,035∅ 51,88-0,03∅ 52 -0,01
-0,065
051,965 — 51,955051,88-51,87
151,955 — 51,945151,87-51,86
251,945 — 51,935251,86-51,85
1 ремонтный∅ 52.25-0,035∅ 52,13-0,03∅ 52,25 -0,01
-0,065
052,215 — 52,205052,13 — 52,12
152,205 — 52,195152,12 — 52,11
252,195 — 52,185252,11 — 52,10

Устранение гавканья и выбивания скорости на мотоцикле

Выбивание и гавканье скорости на мотоцикле происходит из-за того что изнашивается зуб зацепления и шестерни начинают отталкиваться друг от друга, многие винят в этом вилки шестерен, но они не причем, задача вилки подать шестерню в зацепление другой шестерни а дальше шестерни должны схватиться между собой, а не отталкиваться друг от друга. Эта проблема решается очень просто, на отрезном камне или болгаркой заточите изношенные зубы под углом как показано на фото, и коробка вашего мотоцикла начнет работать как новая.

Фото как заточить зуб, чтобы коробка не гавкала и не выбивало скорость стрелкой показан заточенный зуб, так надо заточить все шестерни в коробке мотоцикла

Ремонтные размеры поршневого пальца ММВЗ Минск 125 см3

Поршневой палецПоршень (отверстие под палец)
Цветовая группаразмер, ммЦветовая группаразмер, мм
∅ 14 -0,0075∅ 14 (+0,005-0,010)
белый14,0000 — 13,9975белый14,0050 — 14,0025
белый и синий14.0025 — 14,0000
черный13,9975 -13,9950черный14,0000 — 13,9975
черный и синий13,9975 — 13,9950
красный13,9950 — 13,9925красный13.9950 — 13,9925
красный и синий13,9925 — 13,9900
Допускается устанавливать пальцы и поршни в комплектациях:
палецпоршень (отверстие под палец)
белыйбелый, белый и синий, черный
черныйбелый и синий, черный, черный и синий, красный
красныйчерный и синий, красный, красный и синий

Ремонт коробки передач мотоцикла своими руками

Часто возникает проблема ремонта и восстановления поломанного зуба в шестерне мотоцикла, или ремонт коробки передач, когда скорость гавкает (выскакивает и включается и опять выскакивает) или просто выбивает скорость на мотоцикле. Выбиванием и гавканьем скорости страдают мотоциклы ИЖ, Восход, Минск, Ява и т.д. Ремонт коробки передач ИЖ, Восход, Минск, Ява и т.д. можно сделать своими руками в домашних условиях очень просто, и восстановить старые шестеренки коробки передач мотоцикла, чтобы скорость не гавкала или не выбивала.

Слабые места двигателей мотоциклов Минск 125

  • Коробка передач;
  • Кикстартер;
  • Карбюратор;
  • Крепление выхлопного патрубка;
  • Тросики приводов управления (сцепления, газа).

Коробка передач одно из немногих слабых мест двигателя, проблема с вылетом скоростей в течение эксплуатации мотоцикла не редкость.

Кикстартер (рычаг для запуска ДВС ногой) со временем разбалтывается в месте его крепления к пусковому валу движка.

Карбюратор из-за потери механических свойств резиновых деталей, износа иглы запорного клапана теряет герметичность и бензин с него течет. Из всех карбюраторов устанавливаемых заводом, самыми надежными считаются индийские карбюраторы P-47R.

Крепление выхлопного патрубка к цилиндру выполнено в виде гайки поджимающей патрубок к цилиндру, которая от вибрации отворачивается.

Тросики приводов управления (сцепления, газа) периодически необходимо заменять из-за износа или обрыва каната тросика.

Начинаем тюнинг мотоцикла Минск своими руками

Для увеличения мощности тюнинговать мы будем двигатель, сцепление, систему зажигания, охлаждение и выхлоп.

Тюнинг двигателя в Минске – добавляем несколько лошадок

Самый мощный двигатель в базе, как уже говорилось выше, это максимум 13 лошадок. Конечно, этого совершенно недостаточно и для современной динамичной езды, и для мотокросса, и для трюковой езды (в зависимости от того, для чего затевается тюнинг мотоцикла). Доработка двигателя Минск дело не очень тяжелое. Для увеличения мощности придется поработать над цилиндром и поршнем у двигателя мотоцикла. Уменьшаем за счет вытачивания камеру сгорания. С помощью этого увеличивается степень сжатия и мощность движка. Теперь двигатель пригоден для использования высокооктанового бензина и это положительно скажется на увеличении мощности.

Двигатель мотоцикла Минск

Итак, приступим:

  1. В цилиндре необходимо изменить габаритные размеры впускного, перепускного и выпускного отверстий, для улучшения наполняемостью газовоздушной смесью и более динамичного освобождения от сгоревших газов.
  2. Можно заменить родные поршни на японские, с улучшенными показателями.
  3. На впуске в сам цилиндр необходимо поставить лепестковый клапан.

Тюнинг Минска под спорт
Такой тюнинг у двигателя этого мотоцикла позволит прибавить к мощности несколько лошадиных сил, что сразу заметно скажется на динамике и скорости разгона. Увеличившаяся в результате доработки двигателя мощность, потребует замены штатных подшипников коленвала, на более прочные. Для этого, лучше всего, использовать импортные подшипники, произведенные японской фирмой NTM.

Фото тюнинга мотоцикла Минск 125

Переделка системы зажигания

Устанавливаемая штатно система зажигания с весьма мощным и надежным генератором, бесконтактная система зажигания и электронный коммутатор, требуют доработки в плане дополнительной установки устройства для изменения степени опережения угла зажигания в зависимости от числа оборотов двигателя. С помощью такого тюнинга двигатель мотоцикла Минск будет работать равномернее и тише, а его ресурс значительно вырастет.


Тюнинг мотоцикла Минск

Тюнинг выхлопа у мотоцикла Минск

Как сделать мотоцикл Минск тише? Для улучшения мощностных показателей у этого двигателя очень важно установить резонатор в выхлопной системе. Резонатор – это колебательная система, где происходит накопление энергии колебаний за счёт резонанса с вынуждающей силой. Правильно подобранные резонатор позволяет обеспечить возврат некоторой части потерянной рабочей смеси в цилиндр ко времени закрытия выпускного окна. Такое устройство в свободной продаже найти очень сложно, т.к. оно выпускалось ограниченными партиями и только для кроссовых версий мотоцикла Минск. Но его можно изготовить самостоятельно по доступным в интернете чертежам.

Тюнинг выхлопной системы на мотоцикле Минск Тюнинг мотоцикла Минск

Тюнинг системы охлаждения

Повысившаяся в результате тюнинга двигателя мощность, потребует более производительной системы охлаждения. Необходимо приобрести и установить более серьезный радиатор.

Доработка сцепления в Минске

Штатное сцепление теперь, после тюнинга двигателя не сможет справиться с возросшей мощностью на всех режимах работы двигателя мотоцикла. Его необходимо усовершенствовать путем замены пружин и дисков. Со штатных дисков сцепления необходимо спилить по нескольку миллиметров стали и в освободившееся пространство вставить еще три подобранных диск. В результате этой замены, сцепление станет несколько жестче на первой передаче, но в целом мотоцикл получит больше динамики и драйва.

Теперь мы можем поменять звездочку заднего колеса на аналогичную, но с меньшим числом зубьев, что придаст динамику разгону мотоцикла. Штатные тормоза меняем на хорошие дисковые – не стоит забывать о безопасности вождения. Все эти мероприятия, при правильном и ответственном их проведении, позволят увеличить мощность 125 кубового двигателя мотоцикла с штатных 13 до 20-23 лошадиных сил, что конечно сделает Вашего железного коня гораздо резвее и интереснее. Технически подкованный владелец может сделать тюнинг двигателя мотоцикла Минск самостоятельно, или Вы можете обратиться в мотоцентр, где все необходимые работы будут проведены не только быстро и качественно, но и где можно быстро приобрести все необходимые для тюнинга мотоцикла детали и элементы.

Недостатки двигателей мотоциклов Минск 125

  • Вибрация при работе;
  • Слабая мощность;
  • Медленный разгон;
  • Необходимость приготовления топливной смеси из бензина и масла, что очень неудобно при поездках на дальние расстояния. Не на каждой заправке продается масло для ММВЗ, поэтому, приходится возить его с собой.

Вывод. Простота конструкции, высокая надежность, оптимальные технические характеристики, наряду с экономичностью и безопасностью эксплуатации, длительной ремонтопригодностью (применение деталировки с ремонтными размерами) сделали движок, а вместе с ним и мотоцикл «Минск» популярным у народа. Очень удобен для применения в хозяйстве, особенно в сельской местности для выезда на природу для охоты, рыбалки, сбора грибов, орехов. На все перечисленные слабые места и недостатки можно закрыть глаза, заявляю это по своему опыту. Все перечисленные поломки легко устраняются своими руками. С наличием запасных частей в продаже проблем нет. Производить капитальный ремонт мотора своими руками легче некуда, разве что может понадобиться помощь токаря для расточки цилиндра под ремонтный размер с последующим хонингованием, при превышении конусности диаметра по зеркалу гильзы цилиндра более 0,06 — 0,08 мм. Оценка надежности — «хорошо».
P.S. Уважаемые «Минсководы»! Жду ваших отзывов и комментариев о недостатках и слабых местах 125 см³ мотора ММВЗ.

Ремонт двигателя

Сборка двигателя мотоцикла Минск – это процесс обратный разбору. Поэтому для более яркого представления о механизмах, начните работу с неполной разборки мотора. Вот простой порядок действий:

  1. Любой ремонт или замену деталей в первую очередь необходимо сопровождать порядком. Поэтому перед работой хорошо промойте агрегат в воде с чистящим средством.
  2. Снимите крышку поддона и снимите механизм сцепления.
  3. Уберите трос, возвратный механизм, отсоедините вал и извлеките опорный шар.
  4. При деформации шара, лучше заменить его на новый.

  5. Снимите все контакты идущие от генератора, заранее пометив где какой находился.
  6. Теперь необходимо снять звезду с цепью на ней. Замените стопорную шайбу на новую, сарая наверняка износилась.
  7. Выньте шток от сцепления, после чего выньте статор, сняв его с креплений.
  8. Для снятия ротора с коленвала необходимо открутить крепеж на 3 оборота и несколько раз ударить по болту, удерживая ротор. После снятия не забудьте убрать сегментарную шпонку.
  9. Открутите головку блока цилиндров. Обязательна замена прокладки.
  10. Извлеки все кольца и стопоры из блока. Затем выньте палец, заблаговременно подложив под цилиндр деревянный брус. Будьте аккуратнее, есть вероятность погнуть шатун.
  11. Теперь можно осмотреть поршни на предмет сколов или трещин. Любые дефекты внутри двигателя обязательно необходимо устранить.

Таким легким способом можно произвести неполную разборку мотора. При стуках или же толчках во время езды стоит произвести полную разборку согласно книге по эксплуатации и техническому обслуживанию мотоцикла. Во многих случаях помогает даже простая чистка отдельных элементов. Например, чистка карбюратора обеспечит улучшенную подачу топлива и не загрязнит смесь. Замена воздушного фильтра обеспечит значительный приток воздуха в мотор, что улучшит чистоту топливно-воздушной смеси.

Плюсы и минусы

Достоинства

  • Неприхотливость. Мотоцикл способен ездить вообще на любом бензине, и, скорее всего, без проблем поедет даже на АИ-76, если вам вдруг удастся где-нибудь его раздобыть.
  • Экономичность. Запчасти можно найти в любой деревне, и стоят они дёшево. А расход бензина не превышает 3-4 литров на сотню километров, что весьма неплохо для древнего двухтактного двигателя.
  • Ремонтопригодность. Чинить Минск 125 Лидер можно своими силами хоть в гараже, хоть в чистом поле, были бы под рукой инструменты.

Недостатки

  • Невысокая надёжность. Покупая этот байк, лучше заранее приготовиться к возможным поломкам, которые придётся устранять самостоятельно. Но это вызвано скорее возрастом всех сохранившихся экземпляров, нежели конструктивными недостатками.
  • Малый ресурс. Двухтактный двигатель даже при нормальном обслуживании по этому параметру уступает четырёхтактному.
  • Необходимость при заправке доливать масло в бензобак. А это, согласитесь, не очень удобно.

Восстановления поломанного зуба в шестерне мотоцикла

Конечно лучше купить новую шестерню когда сломался зуб, но если мотоцикл старый или импортный то непросто найти новую шестерню но есть способ восстановления поломанного зуба шестерни в домашних условиях. Первый раз я столкнулся с такой проблемой поломки зуба шестерни в моем стареньком кроссовом мотоцикле ЧZ-250, сломались сразу два зуба в шестерне первой скорости. Первое попытался найти такую шестерню но не нашел, и стало очень обидно что из за двух сломанных зубов мой ЧZ-250 хоть выкидывай или сдавай на металл. Долго думал и решил попробовать восстановить поломанные зубы с помощью сварки, все получилось и ЧZ-250 ходит уже несколько лет и пока проблемы с поломанными зубами нет. Теперь объясню весь процесс восстановления поломанных зубов шестерни в домашних условиях без специальных станков, вам нужно будет только сварка и точило с отрезным камнем или болгарка.

Начнем, на фото видите поломанный зуб шестерни мотоцикла Минск

Фото. Далее навариваю сваркой и электродом №3 метал на место поломанного зуба. Навариваю в 4-5 проходов и после каждого прохода электродом отбиваю сварочный шлак, должна получиться такая металлическая плямба на месте сломанного зуба. После наварки сразу остужаю в воде чтобы была небольшая закалка. Но так как я не профессиональный сварщик вид не очень, но это все не важно главное наварите металл побольше.

Фото. Дальше на отрезном камне обтачиваю место и стараюсь придать вид зуба шестерни, проверяя другой шестеренкой, как проходит шестеренка. Видите законченную работу по восстановлению зуба шестерни.

Фото. Важный момент, так как у меня нет станка по нарезанию зуба и я делаю все на глаз, конечно я не могу выточить идеальный зуб шестерни. Поэтому зуб вытачиваю слегка толще чем стандартный, и так как этот зуб с более мягкого металла он во время работы в коробке скоростей сам накатывается как надо. Главное после того как собрали коробку мотоцикла шестерня должна пусть туго, но прокручиваться в месте восстановленного зуба, но не клинить. Шестерня с наваренным зубом прикатается очень быстро.

Горит вилка скоростей и выбивает скорость в мотоцикле. Видео.

Отзывы владельцев Минск Лидер 125

Совершенно неубиваемый драндулет, был куплен в далёком 2003 году с рук за пару тысяч рублей, точно не помню уже, жив до сих пор, используется для разъездов по окрестностям на даче. Ломается постоянно, чинится пинком или ударом кувалдой, запчасти на рынке есть, продают практически на вес. Самая дорогая деталь, которую за всё время поменял — карбюратор, поставил китайский какой-то, подшаманил — работает. Были бы запчасти, и, думаю, Минск даже третью мировую переживёт)) Сергей, Москва, Minsk Lider 125 ‘1999.

Мой первый мот, до сих пор вспоминаю иногда. Правда, в основном с чувством облегчения, что этого исчадия ада я больше не увижу никогда. По иронии судьбы сейчас на новом Минске езжу 250-кубовом, небо и земля вообще, а тот старый давно уже на помойке, где ему и место. Илья, Саратов, Минск Лидер 125 ‘2003.

Настоящая советская легенда в новой обёртке, по факту — обычный старый Минск с кое-какими другими мелочами вроде раздельной системы смазки, другим выхлопом и боковым пластиком. Если руки из нужного места растут, мотоцикл практически вечный. Надо только масло нормальное заливать, а не М8В, которым нормальный человек побрезгует дверные петли смазывать, и обслуживать вовремя. Современные китайцы старым мотоциклам вообще не чета, они одноразовые все, а старичок Минск до сих пор в полном порядке. Анатолий, Усть-Илимск, Minsk 125 Lider ‘2000.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]