МОЙ МОТОЦИКЛ
Рама – ключевая часть шасси мотоцикла, которая связывает рулевую колонку, двигатель и заднюю подвеску. Раму условно можно разделить на три части. Первая и обязательная – именно рулевая колонка. Здесь крепится переднее колесо, причем обязательно таким образом, чтобы райдер мог поворачивать им вправо-влево.
Средняя часть рамы, к которой крепится двигатель, бак и другое оборудование, может быть условной или даже отсутствовать. В таком случае мотор выполняет роль несущей части.
Задняя часть рамы отвечает за крепление приводного колеса. Его можно устанавливать жестко, как на велосипедах, с помощью маятника либо других рычажных конструкций. Большинство мотоциклов оснащены маятниковой задней подвеской, соответственно, главная задача задней части рамы – обеспечить надежную точку крепления маятника. Наконец, к задней части рамы относят подрамник, который удерживает сиденье, заднее крыло, багажник, кофры, твою пассажирку и прочие полезные вещи.
Рамы современных мотоциклов изготавливают из стали и ее сплавов (популярный материал – хроммолибденовый сплав), алюминия; намного реже – карбона, титана, магния. Естественно, материал сильно влияет на жесткость, вес рамы и общее распределение веса мотоцикла. Еще большее влияние на это оказывает тип рамы.
Дуплексная рама
Самая древняя конструкция мотоциклетной рамы – дуплексная (англ. double cradle). Она получила свое название из-за двух одинаковых колец прочности, которые начинаются и заканчиваются на рулевой колонке и соединяются между собой перемычками. В некоторых местах рамы эти кольца могут быть объединены. В таком случае мы имеем дело сполудуплексной рамой (англ. single cradle, half-double cradle). Дуплексы и их разновидности просты и дешевы в изготовлении, материалом для них служат стальные трубы разного сечения (крайне редко – алюминий и его сплавы). Такие рамы нельзя назвать идеалом жесткого шасси, поэтому в современных спортбайках и спорт-туристах их не используют. А вот в круизерах и недорогих стритах – запросто. Дуплексные рамы пользуются популярностью на бездорожье, где важна не жесткость, а способность шасси абсорбировать удары и перегрузки. Дуплексы частенько можно увидеть как на эндуро-туристах, так и на легких спортивных эндуриках. Кроссовые мотоциклы в последнее время все чаще отдают предпочтение алюминиевым конструкциям. Мотоциклы с дуплексными рамами: Yamaha YBR125, Kawasaki W800, Harley-Davidson V-Rod, Yamaha XJR1300, KTM 350 SX-F, BMW G650GS Sertao
Хребтовая рама
Рама хребтового типа (англ. spine, backbone) используется не очень часто, хотя также является простой и недорогой в изготовлении. Это несущая конструкция из профилей в виде хребта, к которой фактически подвешен силовой агрегат, одновременно воспринимая часть нагрузок шасси. Хребтовые рамы как правило изготовляют из стали. За счет отсутствия в такой конструкции нижней части, характерной для дуплексных рам, ее вес может быть невелик, что позволяет использовать хребтовые рамы даже в современных стритах, где лишние килограммы никому не нужны. Их также можно увидеть в круизерах, эндуро-туристах. Мотоциклы с хребтовыми рамами: Honda CB600F Hornet, Honda CB900F Hornet, Confederate R131 Fighter, Yamaha XT1200Z Super Tenere
Диагональная рама
С развитием спорта и технологий большое распространение получили диагональные
рамы (
англ. perimeter, beam, diamond, deltabox, twin-spar
). Их основу составляет пара металлических балок, соединяющих рулевую колонку и маятник по максимально короткой линии.
Диагональные рамы и их разновидности (диагонально-пространственные) изготавливают преимущественно из алюминия и его сплавов. Бывает, что в качестве материала для таких рам применяют сталь. Из-за высокой жесткости и небольшого веса (в случае применения алюминиевых сплавов) диагональные рамы повально используются в производстве спортбайков, спорт-туристов и мощных стритов.
Мотоциклы с диагональными рамами
: Aprilia RSV4 R, BMW S1000RR, Honda CBR600RR, Kawasaki Z1000, Kawasaki ER-6n/f, Triumph Speed Triple, Yamaha FJR1300
Птичья клетка
«Птичью клетку» (англ. tubular space, итал. trellis), популярную у итальянских мотопроизводителей, можно считать разновидностью диагональной рамы. Только основа конструкции здесь – не балка, а участок труб, стальных или алюминиевых. Традиционно их сваривают таким образом, чтобы получить решетчатую конструкцию с треугольными участками. Грамотно сваренный треугольник – чрезвычайно жесткая вещь, поэтому «птичьи клетки» широко применяются в производстве спортбайков, стритов и туристов разного профиля. Считается, что идея «птичьей клетки» принадлежит итальянскому дизайнеру Массимо Тамбурини, автору многочисленных моделей Bimota, Cagiva, MV Agusta, Ducati. В производстве рам решетчатого типа важна культура сварки, больше других в этом преуспели (кроме вышеупомянутых) компании KTM, Moto Morini, Aprilia, Benelli. В последнее время к традиционным «клеткам» подключают боковые пластины из алюминия, таким образом снижая вес не в ущерб жесткости конструкции. Мотоциклы с «птичьими клетками»: Ducati Monster 696, Ducati Multistrada, Aprilia Dorsoduro 750/1200, KTM 1190 RC8 R, KTM 1190 Adventure, MV Agusta Brutale 675
Монокок
Рама-монокок
(
англ. monocoque
) считается большой редкостью в современном мотопроме, хотя ее идея далеко не нова. Это пространственная конструкция, в которой несущим элементом является внешняя оболочка. Непосредственное выражение рамы-монокока в природе – куриное яйцо. Все мы знаем, что, несмотря на легкость и небольшую толщину скорлупы, яйцо способно выдерживать неслабые нагрузки.
Монококи широко использовались на заре авиации в производстве фюзеляжей самолетов. Первый двухколесный с мотором, построенный на базе шасси-монокока, появился на свет благодаря авиационному инженеру Коррадино Д’Асканио. Это был мотороллер Веспа, который без особых изменений в конструкции выпускается уже более 60 лет. В 1967 году благодаря эксперименту испанской компании Ossa монокок пришел в мир мотоциклов, пока в виде гран-прийного прототипа. В настоящее время такие рамы все также чаще используют в спортивных болидах, чем серийных мотоциклах.
Мотоциклы с рамой-монококом
: Ducati 1199 Panigale, Kawasaki ZZR1400, Kawasaki 1400GTR
Несущий двигатель
В большинстве типов рам мотор берет на себя часть нагрузки, являясь в той или иной мере несущим. Массивный картер – очень жесткая вещь, и грех ею не пользоваться, экономя драгоценные килограммы рамы. Компания BMW изобрела конструкцию шасси, при которой рама вообще отсутствует. Несущим элементом некоторых баварских моделей с оппозитом выступает блок двигателя. Передний и задний подрамники крепятся к мотору болтами, маятник с интегрированной в него карданной главной передачей присоединен к движку. Надо напомнить, что в качестве передней подвески моделей R1200R/GS немцы используют Телелевер. Трудно сказать, смогли бы они установить без посредничества рамы классическую рулевую колонку Мотоциклы с несущим двигателем: BMW R1200R, BMW R1200GS (до 2013 года)
Особенности выбора велосипеда по техническим характеристикам
Чтобы выбрать качественную модель, стоит обратить внимание на такие данные:
Рама.От размера и материала из которой она изготовлена будет зависеть вес транспорта. Чем меньше и легче рамная конструкция, тем точнее будет управления.
Стальные рамы можно поделить на:
- улучшенного качества. Более дешевый, но тяжелый по весу.
- хроммолибденовый. Ему характерна высокая прочность и легкостью. Подойдет для новичков.
Алюминиевые версии легче и жёстче. Они позволяют разогнаться, заезжать на горки, но такая версия прослужит меньше, чем стальная.
Для профессионалов и опытных гонщиков используют титановые и карбоновые. Обладают низкой ударопрочностью, легкостью. Дают возможность выполнять трюки и набирать высокую скорость.
Амортизатор. Чтобы байк прослужил много лет и был комфортен, особое значение нужно уделить амортизатору.
Он должен давать хорошую мягкость, плавность, убирать нагрузку с рук. При наличии алюминиевой рамы без качественного амортизатора не обойтись так, как алюминиевые сплавы не делают вибрации слабее и ломаются при большой тряске.
Переключение скоростей. Коробка передач должна быть качественной или же ее очень скоро придется ремонтировать. Долговечными считаются изделия от Shimano и SRAM.
Тормоза. Безопасность зависит в первую очередь от того насколько будет классная тормозная система. Есть несколько вариаций:
- Ободные-находятся в бюджетных моделях и не предназначены для тяжелых трасс. Легкие и простые в конструкции. Нельзя использовать при дождливой погоде и не допускать попадания грязи.
- Дисковые механические-дорогие, но они позволяют ездить в любую погоду, выполнять плавное и безопасное торможение. Но имеют тяжелую конструкцию и трудно ремонтируются.
- Дисковые гидравлические-самые элитные и дорогие. С помощью них можно тормозить медленно и резко. Пригодны для любой погоды и используются профессионалами.
Колеса. При производстве велосипедов используют вариации диаметром от 20 до 29 дюймов:
- 20 дюймов — для детских моделей,
- 24 — для подростковых и старых экземпляров,
- 26 — для прогулочных велосипедов,
- 28 — для городских, туристических видов,
- 29 — для горных экземпляров.
От того, какой будет диаметр, зависит проходимость и скоростные возможности байка. С большими возможно преодолевать дальние расстояния с меньшим количеством времени. Но энергии потратиться больше. Из этого выходит, что на колесах маленького диаметра легче набрать скорость, чем на больших.
Рулевая система. Самыми востребованным и качественными считаются алюминиевые версии. Также приятным дополнением будет функция регулируемого выноса и подъема руля.
Разновидности:
- Горный: для проезда по местам без дорог.
- Вертикальный: устанавливается на гибридные версии.
- Бараньи рога: установлены на шоссейных и туристических экземплярах.
- Бабочка.
- Усы.
- Cowhorn: подходит для гонок и заездов.
Разновидности велорамы
Изначально велорамы подразделяются на мужские и женские типы. Женские модели выпускаются со спущенной верхней трубой или без неё.
Женские типы велосипедных рам разработаны с учётом физиологических особенностей тела и является наиболее удобными для велосипедистки.
В зависимости от предназначения и эксплуатационных особенностей велорамы подразделяются на внедорожные, дорожные и тандемные модели.
Виды велосипедных рам:
- Бездорожные велорамы
- Хардтэйл.
Производится без задних подвесок, предназначены для МТВ (маунти байк), не оснащены амортизаторами заднего треугольника. Есть места для установки багажа.
Софт-тейл.
Для бездорожника с двумя амортизаторами. Оптимален на неровных дорогах, но не предназначен для прыжков.
Двухподвесные конструкции с задним амортизатором.
Предназначаются для экстремального катания, но в модели не предусмотрены места крепления багажа.
Тандемная модель внедорожника.
Рама с возможностью использования широких шин и амортизаторных вилок.
Велорамы для дорожных байков
- Классическая модель велорамы ситибайка с местами крепления багажа и корзины.
Отличается вертикально установленным седлом.
Рама шоссера.
Обладает отличными аэродинамическими характеристиками, динамичным накатом, подходит для низких посадок, но нет места крепления багажа.
Ригид.
Велорама для моделей байка без амортизатора. Такой велосипед предназначен только для жестких покатушек по ровным поверхностям.
Циклокросс
Для маневренного катания по пересеченной местности.
Туринг
Для длительных туристических велопутешествий, оптимально сочетает комфортабельность и обтекаемость. На туринг можно устанавливать два багажника.
Тандемные модели.
Предназначаются для одновременного педалирования двух велосипедистов.
Кроме общеизвестных конструкций есть виды велосипедных рам по форме подходящие для профессионального экстремального спорта: лигерад, триал.
Технологии
Компания Giant при производстве двухколесного транспорта широко использует собственные передовые технологии, направленные, в первую очередь, на эффективность готовых байков, среди которых:
- Advanced Composite Technology – создание рам с использованием карбона высокого уровня, позволяющего достигать небольшого веса и отличной жесткости конечного продукта.
- Advanced Composite SL Technology – производство рам из карбонового волокна высокого профессионального уровня с применением современных конструктивных и инженерных методов.
- Advanced Forged Composite Technology – современный процесс изготовления сложных компонентов для велосипедов (например, элементов задней подвески) из карбона посредством пресс-форм под высоким давлением.
- ALUXX Aluminum Technology – технология производства алюминия высокого уровня для прочных и легких рам с переменным сечением труб.
- ALUXX SL/SLR Aluminum Technology – технология изготовления рам из алюминия высокого уровня с применением уникальных сварочных процессов.
- AeroSystem Shaping Technology – процесс, позволяющий оптимизировать форму каждой рамы, обеспечивая тем самым низкий уровень аэродинамического сопротивления готового велосипеда.
- D-Fuse Technology – технология изготовления рулей и седел, предоставляющих райдеру максимальный уровень комфорта и поглощающих дорожные удары и вибрации.
- Hybrid Cycling Technology – система создания мощных и эффективных электробайков, оснащаемых современными электромоторами и батареями Giant.
- Maestro Suspension Technology – инновационная задняя подвеска с четырьмя стратегически расположенными точками опоры и плавающей осью, что положительно сказывается на эффективности педалирования и позволяет сохранять постоянный контакт заднего колеса с поверхностью (даже при активном торможении).
- OverDrive/OverDrive 2 – современные технологии по созданию рулевых узлов для велосипедов Giant.
Положение
Если с высотой седла на всех типах велосипедов настройка универсальна, то его положение может отличаться.
Лучшие статьи : Какую максимальную скорость можно развить на велосипеде?
Сначала обсудим угол наклона. При обычной поездке лучше использовать горизонтальное положение седла.
Это особенно касается мужчин, поскольку в силу физиологии наклон сидения может перекрывать кровообращение и зажимать важные органы.
Если говорить о типах сидений, для мужчин есть специальные седла с выемкой в центральной части. Обычно они уже, чем женские варианты. Поэтому учитывайте этот фактор при выборе байка.
Лучше приобрести комфортное сидение отдельно от железного коня.
Если Вы поднимаетесь в гору, сидение лучше наклонить передней частью вниз. Это обеспечит более комфортный подъем и снизит потерю энергии. При выполнении трюков седло необходимо наклонить назад.
Многие современные сидения имеют в конструкции рельсы, с помощью которых седло можно двигать в горизонтальной плоскости.
Прежде чем определить оптимальный вылет, необходимо разобраться в особенностях посадки велосипедиста на различных типах байка.
На горных велосипедах корпус водителя должен быть наклонен на 45 градусов, а на шоссейных агрегатах гонщик «укладывает» тело почти на 90 градусов.
Это важно учитывать, настраивая вылет сидения. Комфортную посадку водителя обеспечивает комбинация настройки руля и сидения, поэтому не довольствуйтесь только регулировкой седла
Важно помнить, что если сидение сильно отодвинуто назад, вес смещается к заднему колесу. Такое смещение центра тяжести разгружает передний амортизатор и может создавать вероятность попадания в аварию или переворота
Такое смещение центра тяжести разгружает передний амортизатор и может создавать вероятность попадания в аварию или переворота.
А слишком близкое положение вызовет неудобства при вращении педалей. Кроме того, в обоих случаях вы испытаете дискомфорт в плечах, шее и спине.
Поэтому настраивайте вылет грамотно, исходя из вашего роста, фигуры и особенностей езды.
Экспериментируйте! Установите положение седла и совершите несколько выездов. Если Вы чувствуете себя некомфортно, продолжайте менять настройки.
Как было сказано выше, комбинируя настройки руля и седла, мы добиваемся оптимальной посадки велосипедиста. А в зависимости от типа байка она может быть разной.
Высота руля
От высоты руля зависит комфорт и эффективность работы амортизаторов. Если руль располагается слишком высоко, велосипедист будет сидеть почти вертикально.
Это сместит центр тяжести в сторону седла и ослабит нагрузку на руль, что приведет к снижению эффективности переднего амортизатора. Хотя новичкам лучше руль поднимать чуть выше уровня сидения.
На городских байках руль располагается на одном уровне с седлом, а для шоссейных моделей высота руля ниже. Это связано с положением туловища гонщика при езде.
Наклон равный почти 90 градусам, который обеспечивает малое сопротивление воздуха и высокую скорость, достигается благодаря правильной комбинации уровня руля и седла.
Главное правило для горных велосипедов заключается в том, чтобы руки водителя были согнуты в локтях примерно на 45 градусов.
Это обеспечит эффективную работу амортизаторов и снизит дискомфорт от вибраций, передающихся в руки.
Покрышки
Покрышки бывают разных размеров. Например, размер 26х1.95 значит, что она для колеса 26 дюймов и имеет ширину 1.95 дюйма. На горных велосипедах ставятся достаточно широкие покрышки от 1.8 дюйма. Чем шире покрышка, тем комфортнее ехать по неровностям дороги. Я рекомендую ширину не меньше 2.1, а лучше 2.25. Но чем шире резина, тем она дороже.
Для шоссейных велосипедов размер покрышки указывается по тому же принципу, но в миллиметрах, например 700х25 (700 мм – диаметр, 25 мм — ширина). Чем уже покрышка, тем быстрее велосипед и хуже управляемость и комфорт.
Различают различные типы покрышек по рисунку протектора, основные — это слик, полуслик и грязевая резина.
Слик – это практически совсем гладкая резина с небольшими водоотводящими канавками. Предназначена для быстрой езды по идеально ровному покрытию. Ставится в основном на шоссейные велосипеды.
Грязевые покрышки – более универсальный вариант, позволяет комфортно передвигаться и по бездорожью, и по асфальту. Ставится обычно на горные велосипеды. На ровном асфальте уступает по ходовым качествам сликам и полусликам, но для нас хороший асфальт роскошь. Есть универсальные модели грязевой резины, которые хорошо едут по любой поверхности (более агрессивный аналог полусликов), например Schwalbe Smart Sam.
Полуслик – нечто среднее, между сликами и грязевой резиной.
Покрышки очень сильно отличаются по качеству. Самые дешевые, которые у меня были, приходили в негодность после 2-3 тысяч километров, а те же Smart Sam отходили 10 000 км. Хоть они и стоят гораздо дороже, но это однозначно оправдано. И не только пробегом, но и тем как они держат дорогу. Если советовать какие-то фирмы, то одни из лучших покрышек для велосипеда изготавливают Schwalbe и Continental.
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
Лучшие статьи : Как отрегулировать руль на велосипеде
Стальные рамы
Стальные велосипедные рамы бывают двух видов:
- из углеродистой стали –бюджетный материал не самого лучшего качества. Как правило, из него производят велосипеды для детей. Вспомните, как часто в магазине вы сталкивались с тем, что детский байк весил также как и ваш? Вариант не самый удобный, но зато надежный;
- их хромомолибденовой стали – сплав считается одни их наиболее прогрессивных на сегодняшний день. Такой материал активно используется при производстве классических дорожных великов и некоторых моделей байков для экстремальной езды. В большинстве случаев хромомолибденовые рамы производят по технологии «баттинг». Ее суть заключается в дифференциации толщины стенок трубок, использованных при сборке рамочной конструкции. Этот прием позволяет значительно снизить вес детали, не потеряв в надежности.
Достоинства и недостатки стальных рам
Говоря о сильных сторонах рам из стали, стоит отметить такие нюансы:
- Велосипеды со стальной основой отличаются отменным накатом. Поэтому велосипедисты смело могут сделать паузу, перестать крутить педали, и быть уверенными в том, что рама сохранит набранную скорость.
- Стальная конструкция замечательно поглощает вибрации и амортизирует удары, поэтому езда получается мягкой и комфортной.
- Мягкий изгиб рамы придется весьма кстати на поворотах.
- Сталь – материал прочный, надежный и с долгим сроком эксплуатации.
- При необходимости раму можно отремонтировать самостоятельно, заварив мелкие трещинки в гаражных условиях.
Что же до недостатков, то здесь следует обратить внимание на:
- Подверженность металла коррозийным процессам, ржавчине.
- Высокую плотность материала, которая делает конструкцию из стали довольно тяжелой. Чаще всего от стальных байков велосипедисты отказываются именно по причине их большого веса.
- Неэффективное распределение энергии в процессе педалирования, которое приводит к сокращению резкости разгона.
Туринг (touring, туристический велосипед)
Если гибрид – это шаг к более универсальному велосипеду от горного, то туринг
является шагом к универсальному велосипеду от шоссейного. Этот велосипед предназначен для длительных велопутешествий в быстром темпе, но с возможностью езды как по хорошим шоссе, так и, при необходимости, по дорогам среднего качества.
Общая компоновка туринга близка к шоссейному велосипеду, но рама из высококачественной хромомолибденовой стали обычно длиннее, что повышает плавность хода и гасит вибрации, и рассчитана на установку дополнительного оборудования.
Туринг отличается от шоссейного велосипеда более прочными колесами и резиной пошире. Другое отличие – увеличенный диапазон передач: обычно кассета и задний переключатель берутся от горного велосипеда, а остальное оборудование привода от шоссейного или гибридного.
Возможность установки щитков и багажника делает такой велосипед подходящим для велопутешествий с грузом. Велосипед лучше приспособлен к быстрому движению по шоссе, по сравнению с гибридом, но меньше зависит от качества дороги, по сравнению с шоссейным велосипедом.
Но из крупных производителей их всего по 1-2 модели собирают только Fuji, Trek, Kona
и
Cannondale
.
Кому пригодится рама?
Зная о том, что значит «рамный автомобиль», мы без труда можем сделать вывод о назначении подобных транспортных средств. Они пригодны для использования в качестве коммерческой техники, а также специальных автомобилей, предназначенных для выполнения очень тяжёлых работ. Кроме того, рама обязательно нужна и внедорожнику, которого разработан не для преодоления городских бордюров
Если такие машины вам точно не нужны, стоит обратить более пристальное внимание на современные авто с несущим кузовом. Они обладают большей эффективностью использования топлива, а также безопасностью и практичностью
Виды велосипедов и их выбор
Классификаций велосипедов довольно много. В основном их разделяют:
- по возрасту потребителя (детский, подростковый, для взрослого);
- по полу (для мальчиков, для девочек, мужской, женский, унисекс);
- по назначению (городской, горный, BMX, складной, шоссейный и прочие).
В этой статье мы рассмотрим покупку велосипеда для взрослого человека на примере горного, так как этот вид является сейчас на рынке самым востребованным и универсальным.
Перед тем как мы перейдем непосредственно к нашей основной теме, хотелось бы дать несколько советов потенциальным покупателям, так как я являюсь сотрудником одного из крупнейших спортивныx ретейлеров Европы, в продажах спортинвентаря я уже более пяти лет, и мне есть чем с вами поделиться.
Первый мой совет состоит в том, что если это первая покупка велосипеда, и вы еще не знаете, какой размер рамы вам нужен, обязательно придите в магазин сами, попробуйте посидеть и проехать на интересующей вас модели, ни в коем случае не покупайте через интернет и не посылайте за покупками своих родственников или друзей . Почему? Да, можно заглянуть в таблицу ростовок для велосипедов в интернете и примерно понять, какой размер нам нужен, но по факту рост не дает полной гарантии того, что вам будет удобно. У каждого человека пропорции тела разные, ноги могут быть короче туловища, а могут быть длиннее него и в обоих случаях посадка на велосипеде у двух людей одного роста, но разных пропорций, будет совершенно различаться. Например, может получиться так, что одному покупателю с ростом 178 может подойти 20-я рама, а другому лишь 18-я. Поэтому нужно понимать, что ездить на велосипеде именно вам, а не вашим родственникам или друзьям, поэтому не спешите перекладывать ответственность за покупку на кого-то другого. Более того, по закону о защите прав потребителей велосипед является сложнотехническим товаром, поэтому любой ретейлер вправе отказать вам в возврате товара.
Вторым советом, который я дам, будет подготовка и сбор сведений об интересующих моделях. Если после сбора информации вам станет ясно, какой примерно велосипед нужен (материал рамы, тип переключателей, тормозов, ободов, размер колес и т.д. ), это существенно облегчит процесс покупки, вы будете знать, чего хотите, и продавец покажет лишь несколько моделей по вашим запросам, а не будет с нуля рассказывать обо всех нюансах и различиях. В крайнем случае, если у вас нет возможности уделить теории хоть немного времени и поискать информацию в интернете, можно смело брать с собой друзей-велосипедистов, хотя бы один такой у каждого найдется. Впрочем, тем, кто прочтет эту статью до конца, скорее всего, нигде не понадобится искать дополнительно какую-либо информацию.