Bien выберите зарядное устройство для мотоциклетного аккумулятора
это шаг, которым вы не должны пренебрегать. В отличие от аккумуляторов, используемых в автомобилях, мотоциклетные аккумуляторы используются чаще. Один раз их можно перегружать, а в другой — совсем не использовать. Результат: они могут отказаться от призрака, когда вы их не ожидаете.
Чтобы этого избежать, есть только одно решение: хорошее зарядное устройство. Как его выбрать? Какие критерии следует учитывать? Узнайте, как правильно выбрать зарядное устройство для мотоциклетных аккумуляторов.
Как выбрать зарядное устройство
Каковы критерии выбора ЗУ, какой прибор лучше купить, как правильно подобрать и какие они бывают? Перед покупкой ЗУ, в первую очередь, нужно проверить тип используемой в авто АКБ и узнать показатели ее емкости. Емкость измеряется в единице Ампер в час (Ач). Стоит учитывать тот факт, что разные типы АКБ обладают своими индивидуальными особенностями зарядки. Поэтому необходимо подбирать ЗУ, которое подойдет конкретному, отдельно взятому аккумулятору.
Кроме того ЗУ отличаются между собой по времени зарядки. По этому критерию они бывают таких видов:
- Медленными (вся процедура зарядки длится от 14 до 24 часов);
- Ускоренными (время полной зарядки занимает не более 3 часов);
- Кондиционирующими (продолжительность зарядки занимает около одного часа).
При подборе автозарядного прибора, нужно учитывать то обстоятельство, что далеко не каждый аккумулятор способен заряжаться в быстром либо ускоренном темпе. Поэтому мощность используемого ЗУ должна соответствовать показателям его емкости. В противном случае, возможно снижение уровня емкости АКБ либо его выход из строя.
При подборе ЗУ, рекомендуется обращать внимание на то, каким именно способом устройство определяет и сигнализирует об окончании времени подзарядки. Дешевые модели зарядок оснащаются только одними таймерами, в результате чего повышается риск перезарядки либо неполной зарядки
Большинство современных аппаратов, в том числе и импульсных ЗУ, оснащаются специальным микроконтроллером, который измеряет одновременно несколько разных параметров, благодаря чему он самостоятельно может отключить прибор после полной зарядки.
Как зарядить глубоко разряженный аккумулятор
Самым пагубным для любой АКБ является разрядка в ноль, когда она полностью, на 100% разряжена. В этом случае аккумулятор полностью восстановить и вернуть ему работоспособность вряд ли получится. Однако даже в этом случае его все еще можно спасти, если использовать для восстановления специальное зарядное восстановительное ЗУ.
Большинство популярных моделей зарядок не могут подзаряжать полностью разряженные батареи, так как они не обладают таким функционалом. В этом случае ЗУ просто не может обнаружить полностью разряженную АКБ и как следствие этого – подобрать нужный режим подзарядки.
Как зарядить полностью разряженную батарею внешним ЗУ? Чтобы восстановить разряженный в ноль аккумулятор рекомендуется использовать универсальную модель зарядки, которая оснащена специальным режимом, который позволяет подзарядить полностью разряженную батарею. Как правило, для восстановления полной работоспособности применяется импульсная зарядка.
Возможность зарядки холодного аккумулятора
Батарея способна нормально заряжаться только при положительной температуре ее электролита. В том случае, если показатели температуры электролита колеблются в пределе 5 градусов по Цельсию и менее, ее придется подготавливать к полноценной зарядке около 2 часов. Поэтому, если батарея была принесена с мороза в теплое помещение, ей необходимо дать немного времени для того, чтобы она нагрелась (желательно чтобы температура электролита была больше 5 градусов по Цельсию).
Однако существуют специальные модели зарядных приборов, которые позволяют заряжать холодные АКБ, которые продолжительное время находились под воздействием низких температур или выполнить процедуру их десульфатации. Такие ЗУ оснащены специальной функцией температурной компенсации.
Такая функция еще называется «режимом холодной погоды». Как правило, таким режимом оснащено большинство современных автоматических ЗУ. Такой режим подзарядки подойдет практически для всех типов батарей, однако больше всего он оптимален для зарядки моделей АКБ повышенной мощности AGM.
Как часто нужно заряжать аккумулятор мотоцикла?
Аккумуляторную батарею нужно заряжать каждый раз при ее полном разряде. Обычные кислотные (в простонародье свинцовые) батареи, если они не изношенные, требуют подзарядки в среднем через 45-60 дней; старые подзаряжать нужно чаще. А вот гелевые мотоциклетные аккумуляторы более жизнеспособны – для них будет достаточно 1-2 подзарядок в сезон.
Не стоит забывать и о том, что аккумулятору свойственна определенная степень саморазряда, даже в отключенном состоянии. Чаще всего это проявляется зимой, когда байкеры ставят мотоциклы на прикол, а аккумуляторы бездействуют на стеллажах.
Вряд ли целесообразно откладывать подзарядку до того времени, когда аккумулятор уже перестанет подавать все признаки жизни при любых попытках завести мотоцикл. Это в итоге может закончиться тем, что произойдет чрезмерное разряжение, которое крайне нежелательно и может сильно сказаться на состоянии батареи.
Чтобы исключить нежелательные последствия, необходимо следить за состоянием устройства и регулярно тестировать его вольтметром.
Простая процедура тестирования предусматривает следующие действия: показатель ставится на отметку 20 вольт, красный щуп идет на (+), черный – на (–). Смотрим показания (вольт):
- 12,3 – положение в пределах нормы, подзарядка не требуется;
- 11-12,2 – необходимо зарядить аккумулятор;
- до 11 – критическое состояние, нужна срочная подзарядка, хотя она может и не спасти ситуацию.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОПЦИИ
1) Восстановление (десульфитация) аккумулятора
Внутри давно и глубоко разряженного аккумулятора соли кислоты оседают плотным слоем на пластинах. А сама кислота уходит вовнутрь пластин, оставляя только воду. Плотность электролита близка к нулю. Емкость тоже. Стандартная зарядка такой батареи невозможна, поскольку заряжать воду нет смысла.Спасти батарею можно. Следует лишь использовать зарядные устройства с режимом десульфатации. При этом используется зарядка импульсами. Пускается небольшой ток зарядки с паузами. Такой импульс постепенно разбивает соли на пластинах.
2) Автоматический процесс заряда
Стандартный процесс зарядки требует предельного внимания. Чтобы не допустить недо-и перезарядки и не угробить аккумулятор, нужно узнать плотность электролита, процент разрядки и следить за шкалой амперметра. Лучшие зарядные устройства – автоматические. У них встроен микроконтроллер. Он сначала зарядит батарею постоянным током, а к окончанию процесса автоматически перейдет на режим постоянного напряжения. Цена зарядки-автомата дороже, но работа облегчена во много раз.
3) Таймер заряда
Установленный таймер дает возможность выставить нужное время зарядки. По его истечению устройство отключается без вашего присмотра. Это не то же самое, что автоматическая зарядка, но все равно полезная опция. Пользователю не нужно контролировать время самому. Очень удобно при режиме ускоренной зарядки.
4) Функция непрерывного заряда
Данный режим возможен только в инверторных пуско-зарядных устройствах. Интеллектуальное устройство задействует эту функцию, и емкость батареи не понижается. Удобно для автомобилей, которые продолжительное время будут находиться без заряда.
5) Функция поддержки (имитации батареи)
Зарядное устройство на базе микропроцессора часто имеет функцию имитации батареи. Инверторная плата имитирует цикл заряд-разряд. Он очень полезен, чтобы не допустить саморазряда батареи. Также уберегает пластины АКБ от сульфатации и коррозии.6) Защита от неправильной полярности
Защитная система срабатывает при ошибке подключения клемм по «плюс-минус». При неверном подключении ПЗУ выходят из строя плавкие предохранители.
Как продлить период работы устройства?
Несмотря на то что гелевая АКБ 12 Вольт является необслуживаемой, продлить срок ее службы можно. Реанимировать нельзя, его утилизируют. Гель в таком случае отделяется от пластин, выработка энергии становится невозможной. Обнаружить внутренние повреждения сложно. К ним относят износ стекловолокна, электродов или электролита.
При подсыхании наполнителя восстановление возможно. Для этого удаляют пластиковую крышку, снимают резиновые клапаны. С помощью шприца в каждую банку вливают по 2 мл очищенной воды. Жидкость должна незначительно закрывать пластины. После увлажнения геля излишки воды выкачивают шприцем. Колпачки и крышку возвращают на место.
Как выбрать
Главный параметр, влияющий на выбор ЗУ, — это величина выходного тока. Обязательно наличие взаимосвязи с характеристиками аккумулятора.
Вторым, но не менее важным критерием выбора является выдаваемая мощность и максимально выдаваемый ток зарядки. Параметры зарядного устройства не могут быть ниже тех, которые нужны для нормального функционирования установленного на автомобиле аккумулятора. Выходной ток должен больше того, которым вы будете заряжать аккумулятор. Обычно они заряжаются током, равным 1/10 от ёмкости, т. е. 55 Ач заряжают током в 5.5-6А. Если выходной ток ЗУ будет ниже, процесс зарядки будет дольше.
Чтобы решить, какое ЗУ покупать, надо определиться с функциональностью. Она зависит от нескольких факторов:
- какое количество автомобилей ему предстоит обслуживать, все ли они легковые или имеются и грузовые модели;
- стоит ли ночью машина в теплом гараже или на охраняемой стоянке;
- где чаще ездит водитель — по городу или за его пределами.
Для тех, кому привычней контроль процесса зарядки лично, лучше подбирать модель с ручной регулировкой. Набор защитного функционала на всех ЗУ практически одинаков:
- защита от перезаряда;
- защита от переполюсовки (неправильного подключения к + и — на АКБ);
- защита от КЗ;
- защита от перегрева.
С этой точки зрения неважно, какой аппарат приобретать. А вот режим экстренной подзарядки не всегда есть у продукции большинства производителей
Наличие этого режима позволяет за короткий промежуток времени довести АБ до нужной кондиции. Правда, пользоваться им рекомендуется только в экстренных случаях, так как он вреден для аккумулятора. Еще одна важная функция, наличие которой желательно в выбранной модели, — возможность произвести запуск двигателя при полностью разряженной батарее. Она присутствует в зарядниках, относящихся к классу пуско-зарядных.
По используемой в устройстве технологии заряда различают следующие виды:
- Выдающие постоянный ток. С их помощью зарядка происходит быстро, но это приводит к ускоренному старению, поскольку не предусмотрено понижение величины тока по мере заряда.
- Выдающие постоянное напряжение. Требуемое значение поддерживается устройством, что исключает перегрев электролита. Но снижение тока на завершающем этапе не позволяет набрать предельную емкость.
- В комбинированном объединены обе технологии, что позволяет повысить эффективность зарядного процесса.
Владея всей представленной выше информацией, любой автовладелец сможет подобрать оптимальный вариант для своего аккумулятора.
Сейчас читают:
Почему при зарядке аккумулятора на машине кипит электролит
Как зарядить автомобильный аккумулятор зарядкой от ноутбука
Вредно ли заряжать аккумулятор от машины дома
Как и чем можно зарядить аккумулятор автомобиля если нет зарядника
Как правильно заряжать AGM аккумулятор
Как оживить севший аккумулятор?
Прежде чем заняться оживлением полностью севшего аккумулятора, необходимо выяснить возможные причины его выхода из строя.
Закипание электролита при зарядке
Если это наблюдается в одной из секций, то по всей вероятность произошло замыкание пластин. В данной ситуации вместо зарядки аккумулятора промойте банку с помощью дистиллированной воды. Делайте процедуру, пока не исчезнет вся угольная крошка. Затем доведите до необходимой плотности электролит в аккумуляторной батарее и поставьте ее заряжаться.
Если такой способ окажется бесполезным, то от батареи уже толку не будет: с замкнутым аккумулятором один разговор – на свалку. Как вариант, можно осуществить механическое замыкание пластины (в условиях дороги), чтобы добраться домой.
Снижение емкости АКБ до ноля
Скорее всего произошла засульфатированность аккумуляторных пластин. Чтобы оживить мотоциклетный аккумулятор, необходимо запастись:
- дистиллированной водой;
- номинальной (1,28 г/куб. см) плотности электролитом;
- ареометром – прибором, измеряющим плотность электролита (для мотоцикла выпускаются небольшие приборы);
- зарядным устройством, имеющим регулировку силы тока;
- к электролиту – десульфатирующей присадкой.
Как правило, процесс очистки аккумуляторных пластин описан в инструкции, но ключевые моменты следующие:
- Заливаем в аккумулятор электролит.
- В банки добавляем присадку (есть и такие, что добавляются до заливки).
- Ожидаем ее растворения в электролите в течение 48 часов.
- Производим цикл прогона аккумулятора: заряжаем и тут же разряжаем батарею (используем для этого лампу стоп-сигнала, но не стартер байка).
Процесс разрядки следует продолжать, пока напряжение не будет на отметке 10 вольт. Цикл нужно повторять до того времени, когда будет достигнута номинальная плотность электролита в батарее.
Обслуживаемый аккумулятор должен иметь специальную трубочку, которая будет способствовать отводу газов и конденсата при работе. Она должна выводиться наружу байка и не закрываться.
Лучшие бюджетные зарядные устройства для АКБ
Подобные модели стоят не дороже 2500 рублей и отличаются малыми габаритами. Они неустойчивы к тяжелым условиям эксплуатации, однако могут успешно функционировать совместно с аккумуляторами различного типа.
Калибр ЗУИ-4
4.9
★★★★★ оценка редакции
96% покупателей рекомендуют этот товар
Управление устройством осуществляется с помощью одной кнопки. Цифровой дисплей отображает все необходимые сведения о зарядке, а светодиодные индикаторы своевременно предупреждают пользователя о перегреве модели, неправильной полярности или сбоях в работе сети.
Допустимая емкость составляет 120 А·ч, потребляемая мощность зарядки — до 60 Вт. К возможностям автоматического режима следует отнести определение типа аккумулятора и остаточного напряжения, а также восстановление глубоко разряженных батарей. Прибор защищен от перебоев в сети и может функционировать при температуре до -5 °C.
Достоинства:
- простое управление;
- автоматическая работа;
- наличие «зимнего» режима;
- универсальность;
- высокая степень защиты.
Недостатки:
отсутствие режима быстрой зарядки.
Калибр ЗУИ-4 используется совместно с гелевыми либо свинцово-кислотными аккумуляторами. Надежный выбор для владельцев автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями.
Patriot BCI-10M
4.9
★★★★★ оценка редакции
94% покупателей рекомендуют этот товар
Модель оснащена транспортировочной рукоятью для удобства переноски и подключения. Устройство соединяется с аккумулятором с помощью зажимов-крокодилов, что исключает потери тока и нагревание в местах контакта. Визуальный контроль значения тока обеспечивает встроенный амперметр.
Потребляемая мощность зарядки — до 400 Вт, максимальная емкость аккумулятора 150 А·ч. Наличие регулятора ограничения тока и устойчивость к отклонению напряжения до 15% гарантирует стабильную и безопасную работу прибора.
Достоинства:
- простота эксплуатации;
- надежность;
- электронное управление;
- стабильная работа;
- компактные размеры и удобная переноска.
Недостатки:
шумно работает.
Patriot BCI-10M удобен при хранении и перевозке. Безопасный и долговечный прибор оценят владельцы автомобилей с аккумуляторами повышенной емкости.
Вымпел-30
4.8
★★★★★ оценка редакции
90% покупателей рекомендуют этот товар
Модель оснащена вентилятором, автоматически включающимся при превышении допустимой температуры, что предохраняет устройство от перегрева. Прочный корпус гарантирует защиту внутренних элементов от механического воздействия, а режим Boost обеспечивает быструю зарядку в любых условиях.
Максимальная емкость подключаемого аккумулятора составляет 200 А·ч, допустимый ток — 18 А. Прибор может использоваться в качестве блока питания для облегчения запуска двигателя и способен восполнить запас энергии даже полностью разряженной батареи.
Достоинства:
- надежность;
- встроенный амперметр;
- защита от перегрева;
- плавная регулировка выходного тока.
Недостатки:
слабая изоляция зажимов.
Вымпел-30 рекомендован для зарядки щелочных аккумуляторов. Экономичное и компактное решение для эксплуатации в любую погоду.
BestWeld InCharger 6-12V-4A BW6001
4.8
★★★★★ оценка редакции
88% покупателей рекомендуют этот товар
Главными особенностями модели являются безопасность использования и долгий срок службы. Устройство обладает несколькими уровнями защиты: от подключения к неисправной батарее, переполюсовки, перегрева, короткого замыкания, неправильного выбора режима заряда и др.
Максимальная емкость заряжаемого аккумулятора 90 А·ч, допустимое напряжение заряда — 14,8 В. Широкий дисплей отображает один из четырех режимов работы и восполненный объем энергии. Прибор может эксплуатироваться при температуре от -20 до +40 °C.
Достоинства:
- стабильная работа;
- долговечность;
- термоустойчивость;
- высокий класс защиты;
- ЖК-экран.
Недостатки:
ломкие провода.
BestWeld InCharger стоит приобрести владельцам автомобилей, оснащенных свинцовыми АКБ. Оптимальный вариант для использования в условиях неблагоприятного климата.
Правила зарядки аккумулятора
Для правильной эксплуатации аккумулятора следует время от времени проверять его заряд. Делается это с помощью мультиметра, электронного устройства объединяющего в себе возможность измерять напряжение в различных устройствах. Необходимо подсоединить его щупами к аккумулятору, перевести в положение постоянный ток на 20 вольт. Скутер должен быть не заведен. Заряжать гелевый аккумулятор в домашних условиях необходимо только подходящим для него зарядным устройством. Зарядное должно быть непременно с возможностью регулировки напряжения.
Зарядное устройство для гелевого аккумулятора с регулировкой напряжения
Ни в коем случае не пытаться заряжать гелевый аккумулятор, прибегая к помощи зарядного устройства, предназначенного для автомобильных аккумуляторов. Так же следует обеспечить на время зарядки бесперебойное питание устройства. Зарядка происходит следующим способом: на зарядном устройстве следует выставить мощность тока заряда в 10% от мощности аккумулятора. Если же сила тока больше, то существует риск прилично снизить срок эксплуатации. Мощность указывается непосредственно на корпусе батареи.
Расчет уровня тока для зарядки
Посчитать необходимый уровень тока для зарядки просто. Если номинальная мощность батареи 7 Ам, следовательно максимальное напряжение будет составлять 0,7 Ам. Для полной зарядки гелевого аккумулятора в домашних условиях потребуется порядка 12 часов.
Как продлить срок службы
Для продления срока службы нового гелевого аккумулятора при полной его разрядке нужно поставить заряжаться, снизив напряжение до 0, 30 Ам и увеличив время подзарядки до суток. Необходимо следить за тем, чтобы напряжение, при зарядке не превышало 15 вольт. При таком напряжении свинцовый аккумулятор бы сразу закипел, выбрасывая в окружающую среду ядовитые пары.
Гелевый же аккумулятор такое напряжение просто вспучит, ввиду полной герметичности батареи. Что приведет к скорому истечению срока службы, так как внутри произойдет коррозия. Следует очень серьезно подойти к вопросу о зарядке гелевого аккумулятора самостоятельно.
Правила эксплуатации.
Любое зарядное устройство требует хотя бы минимального ухода и соблюдения элементарных правил эксплуатации. Если подход к прибору правильный, работать долго будут даже сделанные в Китае.
Основные рекомендации по использованию зарядного устройства следующие:
- перед включением осмотрите все вентиляционные отверстия, так как они предотвращают перегрев зарядного устройства;
- проверьте, чтобы параметры тока в сети гаража соответствовали техническим характеристикам ЗУ;
- очистите выводы батареи и клеммы прибора;
- при подключение зарядника к батарее соблюдайте полярность: плюсовой провод соединяйте с выводом «+» аккумулятора, а минусовую клемму прикрепите к выводу «-«;
- не отсоединяйте клеммы зарядного устройства от выводов батареи в процессе зарядки;
- не запускайте мотор машины во время зарядки;
- после полной зарядки сначала отключите зарядное устройство, а уже потом отсоединяйте провода;
- храните прибор в месте, недоступном для пыли, грязи и влаги.
Как подготовить аккумулятор к зарядке
Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:
- Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее +10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
- Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
- Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
- Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.
Импульсное или трансформаторное
Сейчас существует всего два типа «зарядников»:
- Трансформаторное
- Импульсное
Трансформаторные это устаревшие модели, которые основаны (как понятно из названия) на «трасформаторах». Они громоздкие, тяжелые и сейчас практически не выпускаются. Плюсами этих моделей можно назвать надежность и отказоустойчивость.
Импульсные модели – намного легче и компактнее, и что самое важное они дешевле, сейчас просто наводнили рынок. С развитием технологий они также стали достаточно стабильными и отказоустойчивыми
Лично я вам рекомендую брать именно импульсные варианты, зачастую весят в 3 – 4 раза меньше чем оппонент, стоят до двух раз дешевле.
Какой уход требуется гелевому аккумулятору?
Нельзя пользоваться транспортным средством до полного разряда батареи. При снижении заряда элемент питания функционировать не прекращает. Однако емкость снижается, из-за чего АКБ не сможет принимать нужное количество энергии. Необходимо приобрести мультиметр и всегда держать его при себе. Это поможет вовремя обнаружить разряд аккумулятора, подключить ЗУ и произвести подзарядку.
Дополнительно рекомендуется выполнять такие действия:
- регулярно очищать корпус батареи от пыли и грязи;
- раз в 3 месяца полностью разряжать и ;
- контролировать правильность подключения клемм.
Пуско-зарядное устройство
При полностью разряженной АКБ завести авто можно несколькими способами. Первый способ подразумевает использование толкача, который, кстати, не всегда удается отыскать. Также для того, чтобы завести транспортное средство, можно прикурить аккумулятор от другого авто. Однако при использовании такого метода, у автомобиля донора могут возникнуть неполадки с электроникой. Именно по этой причине далеко не каждый водитель даст согласие использовать АКБ своего авто в качестве донора.
При полном разряде АКБ, чтобы завести автомобиль, лучше всего пользоваться пуско – зарядными устройствами (ПЗУ). Стоит отметить, что ПЗУ просты в использовании. Чтобы завести транспортное средство при помощи такого аппарата, нужно его подключить, соблюдая полярность, к клеммам аккумулятора.
Затем необходимо установить значение зарядного тока в пределах 15-20 А и постоянно следить за показателями напряжения на клеммах. Когда уровень напряжения достигнет отметки в 15V, можно попробовать завести транспортное средство. При этом стартер необходимо включать приблизительно на 10 секунд. Во время запуска авто ПЗУ отключать не нужно.
Стоит отметить, что большинство популярных моделей ПЗУ также можно использовать для подзарядки аккумулятора автомобилей. Как правило, такие аппараты могут работать с батареями, показатель номинального напряжения которых составляет 12V и 24V. Самые хорошие, качественные популярные модели ПЗУ оснащаются регулировкой выставляемого для подзарядки тока.
Правила и способы зарядки аккумулятора мотоцикла на 12 Вольт
При зарядке АКБ 12 В нужно соблюдать правила, продлевающие срок службы элемента.
Общая схема зарядки
Общий алгоритм зарядки включает такие действия:
Перед зарядкой аккумулятор нужно обязательно снять с мотоцикла.
- Извлечение батареи из посадочного гнезда. С обслуживаемого аккумулятора свинчивают пробки. После этого подготавливают ареометр, измеряющий плотность электролита.
- Оценка уровня заряда. Показание ареометра в 12,3 г/см³ свидетельствует о полной зарядке. При 50%-ном восстановлении мощности плотность составляет 1,2 г/см³. При полном разряде показатель будет равен 1,12 г/см³.
- Подключение ЗУ. Плюсовой контакт подсоединяют к положительной клемме АКБ. Устанавливают нужный ток зарядки. При отсутствии маркировки подаваемая мощность должна составлять 10% емкости элемента питания. Заряжать батарею нужно, пока плотность наполнителя не повысится до 1,26 г/см³.
Ускоренная зарядка
Метод заключается в подаче тока высокой силы. Восстановить заряд получится за несколько часов. Процедура напоминает стандартную зарядку, однако параметры тока имеют максимальные значения. До начала процесса убедитесь, что батарея подходит для быстрого набора заряда.
Производители не рекомендуют часто подавать мощный ток. Электроды повреждаются, из-за чего после установки в мотоцикл аккумулятор начинает работать некорректно. Многократное превышение рекомендованных параметров тока приводит к взрыву.
Зарядка кислотной батареи
Сила тока при восстановлении заряда такого источника питания должна составлять 1/10 емкости. Нужный параметр устанавливают с помощью регулятора. Зарядку продолжают до тех пор, пока напряжение не достигнет показателя, равного числу банок аккумулятора, умноженному на 2. При восстановлении заряда на поверхности электролита начинают появляться пузырьки. Уменьшив силу тока в 2 раза, продолжают зарядку.
Током постоянной силы
При заряде неавтоматическим зарядным устройством нужно контролировать плотность электролита.
Требуемую мощность тока рассчитывают путем деления емкости элемента питания на 10. При 6 А/ч достаточно 0,6 А. Такой ток получают использованием импульсного прибора.
Применяя этот метод, владелец мотоцикла должен регулярно оценивать свойства электролита. Каждый час регулируют силу тока. При повышении напряжения до 14,4 В параметр понижают на 50%.
Стабилизация напряжения и плотности свидетельствует о полном восстановлении мощности.
Зарядка при стабильном напряжении
Степень восстановления заряда 12-вольтового мотоаккумулятора определяется напряжением зарядного устройства. Для полного восстановления работоспособности батареи требуется 24 часа. Выходное напряжение при этом должно составлять 16,4 В. Аккумулятор заряжается автоматически, производить замеры не нужно. О 100%-ной зарядке говорит выравнивание напряжения на выводах элемента питания и ЗУ.
С использованием стабилизатора тока
Деталь сглаживает перепады напряжения, способные повредить батарею. Неисправности могут возникнуть при подключении полностью разряженного элемента к ЗУ, выдающему 10 А. Напряжение возрастает до 12 В, при этом пластины деформируются, замыкая банки. Стабилизаторы предотвращают такие поломки. На зарядном приборе выставляют силу тока, равную 5% мощности АКБ. При 100%-ном заряде показатель снизится до 0.
Импульсным током
Зарядный прибор, работающий по этому принципу, выдает переменный ток. Параметры возрастают или снижаются через некоторые интервалы. Ток бывает пульсирующим или несимметричным. Во втором случае полярность принимает новое значение в каждом цикле. Зарядка при пульсирующем методе осуществляется путем изменения характеристик тока.
Зарядка необслуживаемого аккумулятора
Клеммы закрытого аккумулятора подключают к выводам ЗУ с учетом полярности. Выбирают минимальную мощность тока. Устройство подключается к электросети.
Чтобы нормально зарядить АКБ, выбирают силу тока в 1/10 мощности источника питания. Значение определяют с помощью амперметра. При изменении параметра его возвращают к исходному показателю. Батарею заряжают до увеличения напряжения до 13,8 В.
Лучшие зарядные устройства
Исходя из вышеперечисленных характеристик, мы предлагаем список лучших по мнению автолюбителей зарядных устройств для аккумулятора авто, которые сегодня можно купить на рынке:
Орион PW150
российское зарядное устройство с простой конструкцией и демократичной стоимостью. Практично, долговечно, рассчитано на автоматическую зарядку свинцово-кислотных аккумуляторов (ручек переключения режимов нет — все работает само). Индикаторы отражают информацию о заряде аккумулятора и активности процесса зарядки. Устройство не может «оживить» разряженную до нуля АКБ, но способно дозаряжать батареи при частичной разрядке.
Автоэлектрика T-1001AP
Отечественная зарядка для аккумуляторов с силой тока до 9А (старые и современные гелевые), которые устанавливаются на мотоциклах и легковых авто. Работает надежно, качественно и долговечно, препятствует быстрой сульфатации пластин АКБ, увеличивая их срок эксплуатации, может подключаться для проверки корректности работы реле-регулятора и электрогенератора авто.
Quattro Elementi I-Charge 10
Итальянское зарядное устройство с крупными габаритами для зарядки аккумуляторов высокого уровня с максимальной емкостью до 100Ач. Номинальное напряжение — 6,5А. Автоматически анализирует параметры каждой АКБ и регулирует оптимальную силу тока для нее, имеет встроенную систему контрольного оповещения. Положительно влияет на срок эксплуатации аккумуляторных батарей (особенно зимой), но не рассчитано на зарядку полностью разряженных АКБ.
Kolner KBCH-4
Бюджетное зарядное устройство российского производства с ручной регулировкой процесса зарядки. Надежное, простое в работе и управлении, может работать в режиме импульсного пускового устройства, подключается к сети 220V или автономному генератору. Блокируется при ошибочном подключении аккумуляторных клемм, имеет индикацию уровня заряда на лицевой панели.
Сонар УЗП-210
Российская зарядка для автоаккумуляторов с оптимальными рабочими характеристиками для зарядки АКБ на 12 и 6А. Практична и проста в управлении (управление — ручное, принцип заряда — комбинированный). Быстро заряжает аккумулятор и уходит в «спящий режим».
ЗПУ 135
Лучшее на сегодня профессиональное зарядное устройство трансформаторного типа с высокой мощностью и опцией пуско-зарядного импульса (до 140А), способное заряжать полностью разряженные АКБ на 13А. Оптимальное оборудование для СТО и автопарков. Из недостатков: нет блокировки от переполюсовки клемм и короткого замыкания.
Fubag Cold Start 300/12
Одна из лучших немецких моделей ЗУ с ручным управлением зарядом. Управляется микропроцессорами и способна «оживить» разряженный аккумулятор при любых погодных и технических условиях (быстро наращивает заряд). Не сокращает емкости АКБ при эксплуатации.
Smart Power SP-25N
Финская профессиональная зарядка высокого качества с поддержкой заряда АКБ на 12 и 24V. Компактна, имеет высокую мощность, может использоваться как частными лицами, так и на СТО или в коммерческом гараже. Имеет герметичный корпус и информативный дисплей на лицевой панели. Способно много часов работать в постоянном режиме зарядки и восстанавливать полностью разряженные батареи.
Redhotdot Volta G-260
Высококачественное немецко-итальянское зарядное устройство с информативным цифровым дисплеем, рассчитанное на автоматизированное обслуживание АКБ легковых авто, мотоциклов и большегрузных машин. Имеет встроенную систему защиты от переполюсовки и короткого замыкания, способно восстанавливать полностью разряженные АКБ.
Daewoo DW 800
Японское зарядное устройство, считающееся одним из лучших зарядников-автоматов на микропроцессорах на российском рынке. Выполняет диагностику АКБ и определение уровня сульфатации пластин, само подбирает характеристики и режимы зарядки, имеет защиту от переполюсовки и перегрева проводки. Комплектуется информативным дисплеем, реанимирует батареи и способно увеличить их срок службы вдвое.
Что представляют собой гелевые аккумуляторы?
Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.
Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:
- Технология GEL. В таком случае используется микропористый сепаратор, наполненный силикагелем.
- Технология AGM. Корпус содержит стекловолокно, пропитанное кислотным составом. Этот же материал выполняет функции сепаратора.
Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.
Преимущества
К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:
Гелевый аккумуляторы отличаются безопасностью и длительным сроком службы.
- Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
- Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
- Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
- Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
- Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
- Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
- Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.
Недостатки
К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:
- Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
- Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
- Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.
Пример специализированных зарядных устройств для свинцово-кислотных и гелевых батарей от фирмы Optima и Universal.
Преимущества и недостатки. Советы по выбору
При выборе устройства следует четко понимать разницу между пусковым и пуско-зарядным устройством. Первые обеспечивают запуск мотора при разряженном аккумуляторе. Они мобильны, имеют высокий показатель энергоэффективности. Но далеко не все приборы могут зарядить аккумулятор транспортного средства быстро и эффективно. А при разряженном источнике питания электромобиля пусковой агрегат не поможет – мы не нашли ни одного совместимого с разъемами таких машин.
Пуско-зарядные устройства универсальны – они выполняют и пуск, и заряд транспортного средства. Но их достаточно сложно эксплуатировать. Большинство моделей работают исключительно от сети. Предложение автономных ПЗУ остается ограниченным.
ПЗУ Airline AJS-55-05
При выборе аппарата следует правильно рассчитать основные параметры – емкость аккумулятора, пусковой ток и напряжение заряда. Значения зависят от типа транспортного средства. Например, для малолитражек объемом двигателя до 1,6 литра применяют емкость 55мАч и пусковой ток 100 ампер. Если же речь идет об автобусе с объемом до 5 литров, то здесь уже 150 ампер и 140 мАч соответственно. Большегрузу же нужно всего по 200: и амперов тока, и ёмкости в миллиамперчасах. Подробные сведения содержатся на корпусе батареи, паспорте источника питания и/или транспортного средства.
Немаловажными будут и дополнительные функции, набор которых зависит от конкретной модели:
Десульфитизация прибора. Со временем соли электролита оседают на пластинах АКБ. Стандартная зарядка невозможна – внутри корпуса остается лишь вода, заряжать которую не имеет смысла. Эта функция восстанавливает исходный баланс плотности электролита аккумулятора. Непрерывный заряд. Исключает понижение емкости источника питания
Важно, если предполагается длительная поездка или зарядка авто стандартным методом невозможна. Автоматическое пополнение зарядов. При достижении критического значения прибор автоматически включит зарядку
Водитель ничего не заметит. После перехода за отметку 80% прибор отключится.
ПЗУ Вымпел-80
Проверка автомобильного аккумулятора
Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:
Проверка аккумулятора.
- С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
- С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
- С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.
Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или .
Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.
В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).
При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.
Трансформаторные ЗУ
Переходим к обзору лучших автомобильных ЗУ, в которых используются трансформаторы.
Название | Страна-производитель | Выходное напряжение (В) | Максимальный зарядный ток (А) | Максимальная емкость аккумулятора (А/h) | Совместимые типы аккумуляторов | Количество ступеней зарядки | Режимы зарядки | Индикация | Класс пылевлагозащиты | Где купить |
DECA CLASS 16A | Италия | 12/24 | 16,0 | 200,0 | WET, AGM, GEL | 2 | Ручная настройка | Амперметр | IP 21 | |
WEIDERKRAFT WDK Start620 | Германия | 12/24 | 90,0 | 1000,0 | Свинцово-кислотные аккумуляторы всех типов | 3 | Нормальный, быстрый, пуск | Амперметр | IP 21 | Я.Маркет |
FORTE CB 15FP | Китай | 12/24 | 7,0 | 135,0 | Свинцово-кислотные аккумуляторы всех типов | 2 | Максимальный, минимальный | Амперметр | IP23 | |
GARWIN CHARGE GE CB220 | Германия | 12/24 | 27,0 | 450,0 | Свинцово-кислотные аккумуляторы всех типов | 2 | Нормальный, ускоренный | Амперметр | IP 21 |
DECA CLASS 16A
Используется для зарядки необслуживаемых аккумуляторов и свинцовых батарей с гелиевым электролитом. Присутствует защита от КЗ в выходной цепи, перегрузки, неправильной полярности. Если ваш автомобиль не запускается неделями и даже месяцами, например, при вахтовом режиме работы, выбирайте Deca CLASS, так как он способен все это время поддерживать АКБ в рабочем состоянии.
WEIDERKRAFT WDK Start620
WEIDERKRAFT WDK Start620
Помимо зарядки аккумуляторов, это устройство используется для запуска любых автомобилей легкового класса, легких грузовиков, микроавтобусов, мотоциклов. Используется везде, где работают свинцово-кислотные аккумуляторы. WEIDERKRAFT WDK защищен от несоблюдения полярности при подключении, перезарядке. Это пуско-зарядное устройство.
FORTE CB 15FP
FORTE CB 15FP подключается к любой бытовой сети. Продлению срока службы аккумулятора способствует наличие защиты от перезаряда, а зарядного устройства — защита от переполюсовки (неправильного подключения щупов к АКБ). От перегрузок защищают плавкие предохранители. Класс изоляции допускает нагрев изоляционных материалов до 180°С. Для хранения устройства не надо много места, так как у него небольшие размеры.
GARWIN CHARGE GE CB220
GARWIN CHARGE GE CB220
Зарядное устройство для профессионалов позволяет заряжать аккумуляторы в ускоренном режиме, выдавая ток в 27 А. Но применяется он только к полностью разряженным батареям. При этом постоянно контролируется температура для недопущения перегрева. Хорошо переносит механическое воздействие и низкие температуры (до -40°С).
ELITECH УЗ 20/12
ELITECH УЗ 20/12
Для изготовления корпуса использован металл, что гарантирует полную сохранность внутреннего содержимого. Зарядка выполняется в стандартном и быстром режиме. Для укладки кабеля имеется специальный карман, а для транспортировки — удобная ручка.
Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера
При подзарядке гелевого аккумулятора соблюдают такие правила:
- Нельзя полностью разряжать источник питания. Начинать процедуру нужно при сохранной работоспособности АКБ. В противном случае емкость элемента питания может снизиться. Гелевые аккумуляторы нормально функционируют при 20%-ном заряде.
- Всегда отслеживайте уровень заряда. Для этого используется мультиметр.
Гелевый аккумулятор — зарядка и обслуживание
Подзарядка гелевого аккумулятора для мотоцикла выполняется при помощи специальных зарядных устройств.
Подзарядка аккумулятора такого типа производится с применением специального прибора. Автомобильное ЗУ для этой цели не подойдет. Во время процедуры отслеживают подаваемое на батарею напряжение.
Этот параметр не должен составлять более 14,4 В. При нарушении данного правила гелевый наполнитель превращается в газ и выходит наружу. Добавление электролита невозможно. Зарядка может выполняться в любом помещении.
Зарядное устройство
Для восстановления заряда гелевого аккумулятора используется ЗУ с регулятором напряжения. Перед началом процедуры значение выставляют на отметке 10% емкости элемента питания. Последнюю можно найти на корпусе изделия.
Сколько заряжать гелевый аккумулятор для скутера
Достичь 100%-ного восстановления мощности можно через 12 часов.
Основные характеристики зарядных устройств
Перед тем как выбирать зарядное устройство для собственного автомобильного аккумулятора, автолюбителю необходимо определиться с тем, какая АКБ установлена на его автомобиле.
Современный авторынок предлагает аккумуляторы типов WET, AGM, GEL. Батареи WET – наиболее распространены и работают на жидком электролите. В AGM применяется стекловолокно с пропиткой, в GEL – гель. Две последних разновидности применяются значительно реже и заряжаются специальными устройствами, поскольку плохо переносят резкие скачки тока и напряжения при зарядке.
Кроме этого, необходимо выяснить величину напряжения АКБ. Большинство легковушек оборудованы батареями на 12 В. Грузовые авто преимущественно работают на аккумуляторах с напряжением 24 В.
Некоторые параметры зарядного устройства (ЗУ) должны учитывать номинальную ёмкость АКБ, указанную на наклейке. Это значение также необходимо знать. Только выяснив указанные характеристики, следует приступать к выбору подходящего ЗУ.
Зарядки классифицируются по нескольким параметрам. В зависимости от назначения, они могут быть:
- зарядными – для зарядки АКБ;
- пусковыми – для запуска;
- пуско-зарядными – универсального назначения, предусматривающими обе из перечисленных возможностей.
Пуско-зарядные устройства отличаются большей ценой. Но их возможности шире остальных разновидностей зарядок. При выборе приспособления необходимо учитывать индивидуальные обстоятельства: если предполагается использование в условиях электрифицированного гаража, стоит приобретать дорогую универсальную модель. Однако для запуска двигателя в дороге пригодится недорогое компактное устройство, не нуждающееся в дополнительном питании.
В зависимости от конструкции выделяют ЗУ импульсного и трансформаторного типа. Трансформаторная зарядка характеризуется большими габаритами, поэтому для бытовых условий стоит отдать предпочтение импульсной модели. Высокая цена компенсируется меньшими габаритами, совершенством конструкции и наличием защиты от КЗ.
Режимы работы
Любая АКБ может быть заряжена следующими способами:
- посредством постоянного напряжения;
- постоянным электротоком;
- в комплексном режиме.
Первый из перечисленных способов – наиболее оптимальный. Если использовать постоянный электроток, зарядка выполнится намного быстрее, но этот способ не очень безопасен для аккумулятора.
Рекомендуется постепенно снижать подаваемую мощность в процессе зарядки – такими возможностями обладает только интеллектуальное ЗУ. В нём токовые параметры регулируются в автоматическом режиме, а когда батарея заряжается полностью, устройство отключается без внешнего воздействия. Если аккумулятор не используется длительное время (служит запасным), такое устройство может быть подключено в течение всей зимы, автоматически подзаряжая батарею.
Если требуется запустить двигатель при полностью опустошенном аккумуляторе, выбор зарядного устройства очевиден – подойдет лишь пуско-зарядное.
В некоторых зарядках предусмотрен режим Boost, позволяющий зарядить батарею за очень короткое время. Но не следует злоупотреблять применением данного режима, поскольку очень быстро изнашивается АКБ, и такие устройства подходят не для всех разновидностей батарей.
Напряжение, выдаваемое ЗУ
В выборе напряжения следует учитывать этот параметр для АКБ автомобиля. Как уже отмечалось, для легковой машины подойдёт ЗУ на 12 В, для грузовой – на 24 В. Мотоциклетная техника заряжается ЗУ на 6 В. Выпускаются универсальные зарядки, предусматривающие возможность переключения на различные величины напряжения. Но такие устройства понадобятся только в специализированных мастерских, где ремонтируется различная техника, и их не стоит приобретать рядовому автолюбителю.
Ток зарядки
Оптимальный ток ЗУ подбирается, исходя из ёмкости батареи. Для этого указанную величину необходимо разделить на десять. Номинальное значение тока зарядного устройства не должно превышать полученное значение. Если выбрать зарядку с меньшим показателем тока, процесс зарядки аккумулятора продлится дольше, но вреда для батареи не будет.
Если приобрести ЗУ с током, слегка превышающим подсчитанный показатель, но предусматривающий возможность регулировки, это позволит в щадящем режиме использовать устройство при оптимальной нагрузке. За подобное изделие придётся немного больше заплатить, но это окупится, поскольку позволит обеспечить надлежащее качество восстановления кондиций батареи.
Преимущества скутеров
Они отличаются от более крупных собратьев — мотоциклов с мопедами рядом положительных качеств. Еще больше у них преимуществ перед велосипедами — младшими братьями.
Пересев на скутер с велосипеда, водителю не составит труда удерживать равновесие, поскольку вес последнего редко превышает 60 кг.
Скутеры подразделяются на:
- городские, рассчитанные на непродолжительные поездки по ровной асфальтированной поверхности;
- ретро, сделанные в стиле пятидесятых годов;
- круизеры, назначением которых являются комфортные долгие покатушки.
Поскольку у скутеров нет в передней части бензобака, посадка на нем более удобная. Также к достоинствам этих устройств относят наличие автоматической трансмиссии и электрозапуск двигателя, отсутствие необходимости получать водительские удостоверения, низкую цену.
Преимущества, как видно, достаточно весомые. Чтобы, став обладателем скутера, продолжать оставаться его хозяином, нужна сигнализация, способная отпугивать злоумышленников.
На моторынке она имеется в большом ассортименте, поэтому любой найдет для себя вариант, соответствующий вкусовым предпочтениям и финансовым возможностям.