Электропроводка Ява 350: источники питания электрооборудования и электрические компоненты мотоцикла


Чехословацкий мотоцикл имеет ряд преимуществ по сравнению с другими советскими агрегатами, однако почти не отличается устройством электрооборудования. Схема электропроводки ЯВА 638 довольно проста. С ремонтом и техническим обслуживанием может справиться даже неопытный мотолюбитель.

Регулировка зажигания ЯВА 638 очень важна для правильной работы мотора. Ее можно выполнить самостоятельно в домашних условиях. Для этого необходимо:

  • Вывернуть свечи зажигания из обоих цилиндров и снять крышку поддона.
  • После извлечения свечей устанавливается индикатор в отверстие правого цилиндра.
  • Теперь необходимо закрепить поршень в верхней мертвой точке. Для этого следует провернуть коленвал с помощью ключа.
  • Затем регулируется промежуток контактов цилиндра. Они должны лишь слегка соприкасаться (расстояние примерно в 0,35 миллиметров).
  • К контакту, на котором устанавливается опережение, подсоединяется лампочка. Это делается перед тем, как настроить зажигание на ЯВЕ 638, для точного измерения расстояний между контактами.
  • На индикаторе вымеряется ноль, после чего положение фиксируется.
  • Для каждого бензина опережение разное. Так, при использовании 92-го и 95-го регулировка составляет 2,7-3,1 миллиметра, для 80-го – 2,9-3,3 миллиметра.
  • Если установка выполнена верно, лампочка гаснет. Иначе регулировка будет осуществляться подвижным диском.
  • Идентичная процедура проводится и на другом цилиндре.
  • Когда регулировка выполнена, следует несколько раз провернуть коленвал при помощи кикстартера. Затем производится контрольное опережение зажигания. На этом установка зажигания ЯВА 638 заканчивается.

Важно понимать, что при неправильно вымеренном зажигании ресурс работы двигателя будет сокращаться.

Подключение замка

  • 30 — «+» от АКБ (при включении режимом замка зажигания «+» питает следующие клеммы:
  • 58 — один поворот переключателя — габариты;
  • 56 — два поворота переключателя — фара (ближний/дальний);
  • 15 — поворот ключа вправо — зажигание (на высоков. катушки) и остальные потребители.

Если хотите, чтобы при отключенном зажигании срабатывал звуковой сигнал и стоп-сигнал, нужно эти потребители подключить к клемме 51. У меня, например, на всех мотоциклах при отключении зажигания отключается всё. Чтобы без ключа никто мотоциклом не «пипикал».

Источник

Особенности эксплуатации

Следует учитывать, что мотоцикл за пару лет успевал сменить нескольких владельцев, поэтому оригинальная инструкция редко когда оказывалась в руках последнего хозяина.


Оригинальное фото мотоцикла JAWA модели 634

Но на самом деле, опытному пользователю не составляло труда разобраться в схеме электрической проводки (см. также об особенностях схемы проводки ИЖ Юпитер 5). Тем более, обслуживать технику приходилось своими руками по причине отсутствия сервисных станций.

Схема подключения замка зажигания ява старушка

В электрооборудование мотоциклов «Ява» входят источники тока, система зажигания и система освещения и сигнализации.

На мотоциклах, как правило, устанавливается динамобатарейная система электрооборудования. Источниками тока у них являются аккумуляторная батарея и генератор. Номинальное напряжение в системе электрооборудования 6 В или 12 в.

Ключ зажигания

Положение I (рис. 89) соответствует стоянке мотоцикла. Ключ вставлен или не вставлен. Ток от батареи через предохранитель 21 (см. рис. 85), клемму 30/51 замка зажигания и включатель 23 поступает к лампе 2 стоп-сигнала, а через вторую клемму 30/51 — к звуковому сигналу 13. При торможении заднего колеса срабатывает включатель 23 и загорается лампа 2 стоп-сигнала, а при нажатии на кнопку 12 замыкается цепь, соединяющая звуковой сигнал с массой и он включается. Контакты реле обратного тока (реле-регулятора) разомкнуты, и ток к генератору не поступает.

Положение II (рис. 89) применяется при езде днем. Ключ вставлен и повернут вправо. Клеммы 30/51 и 15 соединяются, и ток от батареи идет к катушке зажигания 14 (см. рис. 85) и к лампе 6 указателя нейтральной передачи и контрольной лампе 7 генератора. Эта лампа включена параллельно контактам реле обратного тока и горит, когда они разомкнуты, указывая на то, что питание поступает от батареи.

При этом положении ключа зажигания двигатель можно пустить. При числе оборотов коленчатого вала примерно 1500 в минуту напряжение генератора достигает 6 в, и в тот момент, когда оно станет больше, чем у аккумуляторной батареи, контакты реле обратного тока замкнутся, вследствие чего ток от генератора пойдет к системе электрооборудования (подходящий к аккумуляторной батарее ток будет заряжать ее).

Контрольная лампа погаснет, поскольку сопротивление ее нити больше, чем сопротивление контактов реле.

Положение III (рис. 89) включается для пуска двигателя без аккумуляторной батареи.

Ключ повернут влево. Соединяются клеммы 61 и 15. Ток от генератора поступает непосредственно к катушке зажигания. Этим положением пользуются при неисправной батарее или ее отсутствии. Для пуска двигателя включают вторую передачу, выключают сцепление и разгоняют мотоцикл. Когда он наберет достаточную скорость, включают сцепление и, если двигатель сразу не начал работать, продолжают увеличивать скорость мотоцикла. Как правило, двигатель нормально отрегулированного мотоцикла пускается очень быстро.

Положение IV соответствует езде ночью по освещенной дороге.

Ключ вставлен, переключатель света повернут в первое положение. При этом соединяются клеммы 30/51 и 58 замка зажигания. Питание от аккумуляторной батареи или генератора поступает к лампе заднего фонаря и к лампам 18 (см. рис. 85) освещения спидометра и лампе 11. Такое освещение используется ночью при стоянке или движении по хорошо освещенным дорогам.

Положение V (рис. 89) применяется при езде ночью по неосвещенной дороге. Ключ вставлен, переключатель света повернут в положение II. Замыкаются клеммы 30/51, 58 и 56. Дополнительно к потребителям, включенным при установке ключа в положение IV, ток от клеммы 56 поступает через переключатель 8 (см. рис. 85) к лампе 10 фары 9.

Подобно рассмотренной схеме работают системы электрооборудования других мотоциклов.

Знание схемы электрооборудования мотоцикла облегчает нахождение неисправности.

Рис. 85. Схемы электрооборудования мотоцикла: а — «Ява-250» модель 354/04; б — «Ява-350» модель 354/04; в — «Ява-250» моделей 559/02, 559/04, 559/07; г — «Ява-350» моделей 354/06, 360/00 1 — задний фонарь; 2 — лампа стоп-сигнала (6 в, 15 вт); 3 — лампа освещения номерного знака (6 в, 5 вт); 4 — соединительные муфты; 5 — центральный переключатель с замком зажигания; 6 — лампа указателя нейтральной передачи (6 в, 1,5 вт); 7 — контрольная лампа генератора; 8 — переключатель ближнего и дальнего света; 9 — фара; 10 — лампа ближнего и дальнего света (6 в; 25 + 25 вт); 11 — лампа стояночного (городского) света (6 в; 1,5 вт); 12 — кнопка включения звукового сигнала; 13 — звуковой сигнал; 14 — катушка зажигания; 15 — провод высокого напряжения; 16 — свеча зажигания; 17 — контакт включения лампы указателя нейтральной передачи; 18 — лампы освещения спидометра; 19 — генератор; 20 — реле-регулятор; 21 — предохранитель (15 а); 22 — аккумуляторная батарея; 23 — включатель лампы стоп-сигнала. Условные обозначения цвета проводов: Б — белый; Ж — желтый; 3 — зеленый; К — красный; С — синий; Ч — черный

Электрическая схема

Схема электрооборудования ЯВА 638 была модернизирована на основе электропроводки предыдущей модели. Экспериментальное 12-тивольтовое оборудование было заменено полностью и требовало установки более емкого аккумулятора. Особенности этой инновации:

  • появление генератора мощностью в 210 ватт;
  • возможность установки дополнительной противотуманной фары;
  • потребители коляски обеспечивались током со штатного генератора.

Благодаря новой системе был повышен уровень светового потока, что обеспечило безопасность вождения в ночное время суток. Также улучшилось искрообразование, которое способствует более равномерной и динамичной работе двигателя.

Новый генератор содержит в себе такие основные элементы, как ротор, статор и металлический кожух. Его коэффициент полезного действия значительно превышает ранее использовавшийся 6-тивольтовый генератор. Такая система позволяет обеспечивать зарядку даже работе мотора на низких оборотах.

Однако созданная система вырабатывала прямой ток, который было необходимо превратить в переменный. Для этого в систему был встроен выпрямитель. Его удобное расположение под седлом позволяет легко выполнить техническое обслуживание самостоятельно.

Тем не менее, при установке такого оборудования возникала проблема перегрева стенок генератора. Использование выпрямителя внутри металлического кожуха стало невозможно, поэтому его расположили под сиденьем водителя, обеспечив приток воздуха для охлаждения системы.

Допустимая мощность к температурному показателю в 150 градусов по Цельсию составляла 15 ампер. С коляской и использованием всех приборов появилась возможность подключения одного дополнительного потребителя, не требующего мощности более 40 ватт.

К сожалению, использование мотоцикла при высоких температурных условиях более 30 градусов, может привести к поломке электрооборудования. Например, если не заводится ЯВА 638, есть большая вероятность, что произошел перегрев статорной обмотки или даже повредилась изоляция.

В целом, можно сказать, что нововведения в мотоцикле хорошо сказались не только на потребителях электроэнергии. Благодаря новой системе подачи искры двигатель стал работать более равномерно, вследствие чего байк стал динамичнее. Можно сказать, что этот агрегат являлся одним из лучших на советском рынке.

Источники тока

На мотоцикле источниками тока являются два устройства:

  1. Аккумулятор;
  2. Генератор.


Оригинальная схема электропитания мотоцикла Ява 350 634

На приведенном рисунке генератор обозначен буквой – G, и аккумулятор – GB.

Также обозначены:

  1. Буквой L – обмотка возбуждения статора генератора;
  2. Буквами EL2 – система зажигания;
  3. Буквой S – выключатель зажигания;
  4. Лампа уровня заряда или разряда аккумуляторной батареи обозначена EL1.

Генератор мотоцикла JAWA

На модели «634» устанавливался шести полюсный генератор мощностью 75 ватт и напряжением в 6 вольт:

  1. Оснащенный двумя прерывателями (по одному на каждый цилиндр);
  2. Шестью полюсными катушками с железными башмаками;
  3. И системой самовозбуждения (работа без аккумулятора).

Иллюстрация из сервисной книжки JAWA

Аккумулятор мотоцикла JAWA

На мотоцикле устанавливался аккумулятор 6 Вольт на 14 А.ч (как и в схеме проводки ИЖ Планета 3).

Из особенностей АКБ можно отметить:

  1. Расположение под сиденьем;
  2. Минусовая клемма подключалась на раму;
  3. Непосредственно у АКБ размещался плавкий предохранитель на 15 А на кронштейне;
  4. АКБ имела вентиляционную трубку, выведенную вниз мотоцикла.


Аккумулятор размещался под сиденьем мотоцикла у заднего стоп-сигнала

Справочно: отсутствие запчастей приводило к тому, что владельцы вынуждены были эксплуатировать мотоцикл без АКБ. Это было возможным благодаря конструкции генератора, а также небольшим переделкам электросхемы.

Фантастическая популярность

Отечественная промышленность в 70-е годы также не стояла на месте и предлагала потребителям ряд моделей мотоциклов (см. также статью о схеме проводки мотоцикла Урал ).

Однако:

  1. по соотношению скоростных качеств и комфорта;
  2. а также в сочетании с надежностью и простотой в обслуживании своими руками;

мотоциклам из Чехословакии не было равных. Об этом красноречиво свидетельствует статистика: в 1976 году в стране было зафиксировано более 1000 000 владельцев мотоцикла семейства JAWA.

Фирменное фото сети «Спорттовары», продававшей мотоциклы JAWA в СССР

Столь огромная популярность объяснялась довольно просто – отсутствие у граждан технической возможности путешествовать:

  1. Даже имея средства на покупку, легковой автомобиль нужно было ждать в очереди страждущих по нескольку лет;
  2. Отечественные мотоциклы отличались низкой надежностью и не годились для комфортных многокилометровых поездок (см. также о деталях схемы проводки ИЖ Планета 5).

Справочно: свой индекс «350» мотоцикл чешского производства получил от двигателя, чей объем составлял 350 куб. см. Двухцилиндровый силовой агрегат имел мощность от 12 до 18 л.с. в зависимости от года выпуска.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]